Научная статья на тему 'Формирование национальной инновационной системы развития туризма как фактор улучшения инвестиционного климата в регионе'

Формирование национальной инновационной системы развития туризма как фактор улучшения инвестиционного климата в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT CLIMATE / КЛАСТЕР / CLUSTER / ТУРИЗМ / TOURISM / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / SPECIAL ECONOMIC ZONES REFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, Шахбанова Заира Рашидовна

В статье проведен анализ влияния туризма на улучшение инвестиционного климата в регионе. В качестве основных факторов инвестиционной привлекательности территорий развивающегося туризма рассматриваются способность индустрии туризма развиваться на практически любой территории с самыми разными условиями и ресурсами деятельности, что связано с видовым разнообразием туристской деятельности; а также мультипликативный эффект туризма, развитие которого способствует развитию смежных отраслей деятельности. В статье приводятся результаты исследования различных аспектов формирования национальной инновационной системы развития туризма. В частности, характеризуются особенности реализации кластерного подхода к развитию туристских территорий в РФ, среди которых особо выделяются следующие: недостаточный опыт в реализации кластерных подходов либо неудачные попытки копировать зарубежный опыт; приоритет в развитии территорий только по одному типу кластеров территориально-производственному; несовершенство нормативно-правовой базы. Данные проблемы, по мнению авторов статьи, существуют наряду с типичными проблемами туристских кластеров, к которым относятся недостаточный уровень специализированной инфраструктуры и сервиса; неудовлетворительное состояние ключевых туристских объектов; несоблюдение стандартов качества (или их отсутствие) предоставляемых туристских услуг. По результатам анализа нормативно-правовой документации в сфере туризма РФ и мониторинга состояния развития туристских территорий в статье обосновывается вывод о необходимости жесткой государственной политики, определяющей нормативно-правовые границы и стратегические ориентиры развития туризма по инновационному типу, а также о необходимости корректировки существующей практики развития туристских территорий, которая в настоящее время не приводит к повышению инвестиционной привлекательности регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM OF TOURISM DEVELOPMENT AS A FACTOR OF INVESTMENT CLIMATE IMPROVEMENT IN THE REGION

The article analyzes the impact of tourism on improving investment climate in the region. The main factors of investment attractiveness of the developing areas of tourism are considered, among which the ability of the tourism industry to develop on almost any site with a variety of conditions and resources of activity that is related to diversity of tourist activities; and the multiplier effect of tourism development which contributes to the development of related sectors of activity. The article presents the results of a study of various aspects of the formation of the national innovation system for the development of tourism. In particular, characterized are the features of the implementation of the cluster approach to the development of tourism in the territories of the Russian Federation, among which the most outstanding are: the lack of experience in the implementation of the cluster approach or unsuccessful attempts to copy foreign experience; priority areas in the development of only one type of clusters the territorial-production; imperfection of the regulatory framework. These problems, according to the authors, exist along with the typical problems of tourism clusters, which include inadequate specialized infrastructure and services; the poor state of the key tourist sites; failure to comply with quality standards (or their absence) for services offered to tourists. According to the analysis of the legal documentation in the tourism sector of the Russian Federation and monitoring of the development of tourist areas in the article substantiated is the conclusion about the need to tough public policy, defining legal boundaries and strategic guidelines for the development of tourism on the innovative type, as well as the need to adjust the existing practice of tourism territories, which currently does not increase the investment attractiveness of regions.

Текст научной работы на тему «Формирование национальной инновационной системы развития туризма как фактор улучшения инвестиционного климата в регионе»

УДК 338.48 DOI: 10.12737/11295

формирование национальной инновационной системы развития туризма как фактор улучшения инвестиционного климата в регионе

Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, доктор экономических наук, профессор, декан факультета

таможенного дела и судебной экспертизы, h-murad@yandex.ru,

ФГБОУВПО «Дагестанский государственный технический университет»,

г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация

Шахбанова Заира Рашидовна, аспирант, shakhbanova.zaira@yandex.com

ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала,

Республика Дагестан, Российская Федерация

В статье проведен анализ влияния туризма на улучшение инвестиционного климата в регионе. В качестве основных факторов инвестиционной привлекательности территорий развивающегося туризма рассматриваются способность индустрии туризма развиваться на практически любой территории с самыми разными условиями и ресурсами деятельности, что связано с видовым разнообразием туристской деятельности; а также мультипликативный эффект туризма, развитие которого способствует развитию смежных отраслей деятельности. В статье приводятся результаты исследования различных аспектов формирования национальной инновационной системы развития туризма. В частности, характеризуются особенности реализации кластерного подхода к развитию туристских территорий в РФ, среди которых особо выделяются следующие: недостаточный опыт в реализации кластерных подходов либо неудачные попытки копировать зарубежный опыт; приоритет в развитии территорий только по одному типу кластеров — территориально-производственному; несовершенство нормативно-правовой базы. Данные проблемы, по мнению авторов статьи, существуют наряду с типичными проблемами туристских кластеров, к которым относятся недостаточный уровень специализированной инфраструктуры и сервиса; неудовлетворительное состояние ключевых туристских объектов; несоблюдение стандартов качества (или их отсутствие) предоставляемых туристских услуг. По результатам анализа нормативно-правовой документации в сфере туризма РФ и мониторинга состояния развития туристских территорий в статье обосновывается вывод о необходимости жесткой государственной политики, определяющей нормативно-правовые границы и стратегические ориентиры развития туризма по инновационному типу, а также о необходимости корректировки существующей практики развития туристских территорий, которая в настоящее время не приводит к повышению инвестиционной привлекательности регионов.

Ключевые слова: инвестиционный климат, кластер, туризм, особые экономические зоны.

Введение

Мировой опыт подтверждает, что одним из главных факторов устойчивого развития экономики государства является обеспечение постоянного притока иностранных инвестиций. Основной целью привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику было и остается решение проблемы модернизации экономики страны — переход с экономики то-пливно-сырьевой ориентации к экономике инновационного типа развития. Таким образом, в условиях глобализации основной задачей государственной политики становится фор-

мирование благоприятного инвестиционного климата.

Подобная цель получила законодательное воплощение в РФ еще в 1996 г., когда начали применяться антимонопольные меры, была сформулирована система валютного регулирования и определен процесс проведения приватизации государственной собственности. С этого времени начал функционировать правовой режим привлечения иностранных инвестиций в экономику страны.

За прошедшие годы успехи России в сфере создания благоприятного инвестиционного кли-

мата можно оценить неоднозначно. Согласно докладу Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) о мировых инвестиционных трендах, в 2013 г. Россия впервые заняла третье место по привлечению прямых иностранных инвестиций после США и Китая [11]. Главной причиной этого события стало совершение сделки по продаже «Роснефтью» своих акций британскому нефтегазовому концерну British Petroleum.

В 2014 году Россия заняла 92 место в рейтинге Doing Business, поднявшись со 120 места, и поставила себе цель, достичь 20-го места к 2018 г. [7].

На этом фоне еще менее года назад аналитики предсказывали усиление притока ПИИ в российскую экономику, однако современная политическая и экономическая ситуация в мире не оставляет надежд на подобное развитие событий текущем экономическом периоде.

Концептуальные основания и методика

исследования

Выводы в статье основываются на обобщении основных положений теории М. Портера о кластерном типе развития экономики; исследовании мировой практики инновационного развития туристских территорий.

основные результаты исследования

1. По предварительным данным, приток прямых иностранных инвестиций в 2014 г. по сравнению с 2013 г. снизился на 36,9% [10].

Сложившаяся ситуация обуславливает особую необходимость в поиске путей улучшения инвестиционного климата страны.

Существуют разные подходы к определению самого понятия «инвестиционный климат». Многие ученые сходятся во мнении, что инвестиционный климат представляет собой обобщающую характеристику совокупности экономических, политических, правовых и других условий, определяющих инвестиционную привлекательность региона [3, с. 153]. Благоприятный инвестиционный климат способствует активной деятельности инвесторов, стимулирует приток капитала.

2. Среди множества различных факторов, под воздействием которых формируется благоприятный инвестиционный климат, особое место, на наш взгляд, занимает развитие индустрии туризма:

• каждый из регионов России отличается уникальной структурой хозяйства и различными направлениями экономического развития. Однако особенность туризма заключается в пер-

спективности его развития на практически любой территории, что обусловлено существованием множества различных его типов. Так, одни регионы могут развивать, например, рекреационный, лечебно-оздоровительный, познавательный, деловой туризм, другие — образовательный, спортивный, этнический, религиозный, транзитный и т.д.;

•трудно переоценить положительное влияние туризма на экономику регионов. Независимо от того, какой тип туризма получил развитие на данной территории, она обязательно получит свой «кусок пирога», будь это развитие сопутствующих отраслей (производство товаров народного потребления, торговля, строительство, транспорт), или создание новых рабочих мест, или улучшение инфраструктуры, то есть по сути тех самых компонентов, без которых невозможно формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе и, как следствие, увеличение притока ПИИ в экономику.

3. Необходимым условием развития любой отрасли является постоянное внедрение инноваций. Инновации в индустрии туризма следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие организаций турбизнеса. Лишь внедрение инноваций во все сегменты деятельности компаний может привести к появлению существенного синерге-тического эффекта, выраженного в повышении доходов государства в целом и регионов в частности от данной отрасли.

4. Одним из направлений государственной политики инновационного развития туризма является применение кластерного подхода. Впервые употреблённое профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Портером понятие «кластер» предполагало объединение фирм различных отраслей, или же «географически сконцентрированную группу взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций» [5, с. 14]. По М. Портеру, необходимым условием формирования и функционирования кластеров является наличие на определенной территории как традиционных факторов: конкурентной среды, условий спроса и поддерживающих производств, так и специализированных (не унаследованных) факторов: квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал [5, с. 14].

5. Создание кластеров требует длительных и устойчивых инвестиций, тщательного изучения мировой практики, в то же время копирование успешного опыта применения кластерного подхода практически невозможно вследствие уникальности каждого проекта.

Охарактеризуем актуальную ситуацию с раз-витиями кластеров в туризме Российской Федерации. Термин «кластер» сравнительно молодой для российской экономики, тем не менее, он уже стал одним из ключевых направлений инновационного развития отечественной экономики. С 2000-х годов термин «кластер» постоянно фигурирует в нормативно-правовой базе России, в частности имеет ключевое значение в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. и занимает центральное место в Концепции Кластерной политики в Российской Федерации (2008). Тем не менее, история фактического применения кластерного подхода в России не может похвастаться значительными успехами. Отметим несколько важных моментов, характеризующих актуальную ситуацию.

1. Недостаточный опыт. Неудачная попытка воспроизвести опыт других стран

Главной причиной, на наш взгляд, является недостаточный опыт в данной сфере, неудачная попытка воспроизвести опыт других стран. Например, одной из причин провала многострадального проекта «Сколково» стала именно его кластерная специализация. В рамках проекта предполагалось создать пять кластеров, разрабатывающих инновационные проекты. Это кластеры информационных, биомедицинских, энергоэффективных, ядерных и космических технологий [4]. Подобный подход с самого начала подвергся критике. По мнению многих ученых, все пять заявленных направлений требовали совершенно разных технологических и инфраструктурных решений и затрат, уровня контроля и мер безопасности, поэтому они физически не могли быть размещены в этом месте.

2. Приоритет развитию кластеров одного типа территориально-производственных

Другим важным моментом является закрепленный в Стратегии развития приоритет «создания в Российской Федерации сети территориально-производственных кластеров»1. Действительно, кластерный подход традиционно

1 Стратегия инновационного развития РФ на период до

2020 г.

использовался применительно к промышленному производству и именно так предлагал его реализовать основатель подхода М. Портер. Однако мировой опыт уже не раз доказал способность кластеров играть решающую роль и в развитии сферы услуг, в частности в формировании туристских центров, привлечении в них посетителей и повышении их конкурентоспособности.

Центральным объектом любого туристского кластера является определенный набор туристских ресурсов, то есть. природных, исторических, социально-культурных объектов туристского показа2. Так, в США, в Долине Напа существует кластер винного туризма, а в Австралии — экотуристский кластер штата Квинсленд [1, с. 51].

Формирование кластеров происходит в процессе развития индустрии туризма и может осуществляться стихийно, без какой-либо государственной поддержки. Индустрия туризма подразумевает переплетение разнообразных видов деятельности: гостиничный бизнес, турагентства, транспорт, связь, страхование, объекты питания, производство и реализация товаров широкого потребления, и т.д. Усиление взаимодействия между хозяйствующими субъектами той или иной сферы, связанной с турбизнесом, в конечном итоге может привести к возникновению «неформальных» кластеров.

«Формальные» же кластеры создаются с целью повысить конкурентоспособность территории на туристском рынке за счет синерге-тического эффекта, в том числе повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер, стимулирования инноваций, стимулирования развития новых направлений.

3. Несовершенство нормативно-правовой базы Применение кластерного подхода в российской экономике пока находится на начальном этапе развития. Основной причиной торможения данного процесса, по нашему мнению, является несовершенство нормативно-правовой базы. Так, государственная политика в отношении формирования туристических кластеров, к сожалению, до сих пор не получила должного внимания. В вышеупомянутой Концепции Кластерной политики туристические кластеры упоминаются как «сформированные на базе туристических активов в регионе предприятия раз-

2 Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

личных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристических операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и др.»3.

Там же указываются «типичные проблемы» туристических кластеров:

• низкий уровень развития специализированной инфраструктуры и сервиса, в том числе гостиниц, организаций общественного питания, пассажирского транспорта;

• неудовлетворительное состояние ключевых туристических объектов, в том числе памятников истории и культуры;

• несоблюдение стандартов качества предоставляемых услуг.

При этом в данном документе отсутствуют какие-либо предложения по улучшению сложившейся ситуации. На наш взгляд, развитие каждого типа кластеров заслуживает разработки отдельной программы их реализации с указанием конкретных территорий, мер и выделенных средств.

С одной стороны, все вышеперечисленное уже нашло отражение в Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах». В соответствии с законодательством перечень ОЭЗ ТРТ включает следующие субъекты:

• Республика Алтай, «Алтайская долина»,

• Республика Бурятия, «Байкальская гавань»,

• Алтайский край, «Бирюзовая Катунь»,

• Ставропольский край, «Гранд Спа Юца»,

• Иркутская область, «Ворота Байкала»,

• Приморский край, «Остров Русский» [8].

Эти туристско-рекреационные зоны определенны постановлениями Правительства Российской Федерации еще в 2007 г. Прошло более семи лет, и данные по оценке состояния каждой ОЭЗ ТРТ на 1 июля 2014 г. говорят сами за себя:

• плановые показатели в полной мере не выполнены,

• сроки начала строительства нарушены (в среднем на 2—3 года),

• нарушены обязательства перед резидентами,

• окупаемость бюджетных вложений в создание инфраструктуры ОЭЗ с учетом налоговых отчислений резидентов не обеспечивается и т.д. [9].

В соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности регионов РФ Национального рейтингового агентства ни один из

3 Концепция Кластерной политики в Российской Федерации от 2007 г

вышеуказанных регионов не получил оценки выше, чем «средняя инвестиционная привлекательность». Наивысшие баллы у Приморского края, Иркутской области, Ставропольского края, тогда как остальные регионы сильно отстали по этому показателю[6].

4. Получение территориями статуса регионального туристского кластера невозможно

По мнению А. Т Дутовой, главным принципом формирования и развития туристического кластера является принцип государственно-частного партнерства. В данной ситуации объекты коммунальной инфраструктуры создаются за счет бюджетных средств, а специфическая инфраструктура бизнеса (гостиницы, рестораны, организации развлечения и досуга) — частными инвесторами [2, с. 147].

Кроме того, еще всеми известный экономист А. Маршал говорил о том, что существенную роль в кластеризации играют объединение предпринимателей. Современные зарубежные экономисты пошли намного дальше и организационно-правовым воплощением государственно-частного партнерства во многих странах становится управляющая компания, в которой были бы представлены интересы представителей бизнеса, государства и трудовых коллективов.

Подобная модель была реализована в частности в Долине Напа, США, а также при создании туристских кластеров Канкун в Мексике и в районе Кейлича, расположенном недалеко от Кейптауна — старейшего города ЮАР [1]. Она позволяет учесть интересы всех активных участников туристского кластера и обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие территории.

И, наконец, в настоящее время во многих Стратегиях социально-экономического развития субъектов РФ (Самарская область, Республика Карелия, Республика Дагестан) акцент делается на применении кластерного подхода. Мы считаем необходимым оценку целесообразности этих программ Министерством регионального развития РФ и, в частности, разработку системы критериев, определяющих перспективы формирования кластеров на конкретной территории.

Выводы

1. Развитие индустрии туризма, имеющего существенный потенциал в аспекте привле-

чения иностранных инвестиций, благотворно скажется на улучшении экономического климата в стране в условиях наметившихся кризисных явлений.

2. Развитие туризма на территориях РФ невозможно без жесткой централизованной государственной политики, определяющей нормативно-правовые границы и стратегические направления развития туризма.

3. Туризм может и должен стать одним из главных пунктов в программе поддержки инвестиций.

4. Актуальная практика развития туристских территорий нуждается в целенаправленной и последовательной корректировке, поскольку не позволяет территориям получать статус регионального туристского кластера, не ведет к существенному увеличению инвестиционной привлекательности.

Литература

1. Александрова А. Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Экономические проблемы развития сервиса и туризма. 2007. № 2. С. 50—52.

2. Дутова Т. И. Роль современного туристско-рекреационного кластера в сфере услуг // Российское предпринимательство. 2010. № 8. С. 147-152.

3. Ильина С. А. Сущность категории «инвестиционный климат» и категории «инвестиционная привлекательность» // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 153-157.

4. Кластеры. URL: http://community.sk.rU/foundation/about/p/clusters.aspx (дата обращения: 19.02.2015).

5. Портер М. Э. Конкуренция. / Пер. с англ. М.: Вильямс, 2003.

6. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. URL: http://ra-national.ru/?page=regions-rating-investment (дата обращения: 23.02.2015).

7. Россия в рейтинге «Ведение бизнеса — 2014» URL: https://xn-80adjkclhjd6blf.xn — p1ai/inratings/1824.html (дата обращения: 18.02.2015).

8. Россия. Особые экономические зоны. URL: http://www.russez.ru/oez/ (дата обращения: 17.02.2015)

9. Туристско-рекреационные ОЭЗ. Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/wps/ wcm/connect/economylib4/designElements/specialEconomicAreasMain/specialEconomicAreas/kinds/tour/ (дата обращения: 19.02.2015).

10. Цой Максим. Приток прямых инвестиций из России сократился в 3,2 раза. URL: http://www.vb.kg/doc/305647_ pritok_priamyh_investiciy_iz_rossii_sokratilsia_v_32_raza_za_proshlyy_god.html (дата обращения: 19.02.2015).

11. World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development. URL: http://unctad.org/ en/PublicationsLibrary/wir2013_en.pdf (дата обращения: 19.02.2015).

formation of the national innovation system of tourism development as a factor of investment climate improvement in the region

Halimbekov HadzhimuradZiyavutdinovich, h-murad@yandex.ru

PhD (Dr. Sc.) in Economics, Professor, Dean of the faculty of customs andforensics

Dagestan State Technical University, Russian Federation, Republic of Dagestan, Makhachkala Shakhbanova Zaira Rashidovna, shakhbanova.zaira@yandex.com PhD student

Dagestan State Technical University, Russian Federation, Republic of Dagestan, Makhachkala

The article analyzes the impact of tourism on improving investment climate in the region. The main factors of investment attractiveness of the developing areas of tourism are considered, among which the ability of the tourism industry to develop on almost any site with a variety of conditions and resources of activity that is related to diversity of tourist activities; and the multiplier effect of tourism development which contributes to the development of related sectors of activity. The article presents the results of a study of various aspects of the formation of the national innovation system for the development of tourism. In particular, characterized are the features of the implementation of the cluster approach to the development of tourism in the territories of the Russian Federation, among which the most outstanding are: the lack of experience in the implementation of the cluster approach or

unsuccessful attempts to copy foreign experience; priority areas in the development of only one type of clusters — the territorial-production; imperfection of the regulatory framework. These problems, according to the authors, exist along with the typical problems of tourism clusters, which include inadequate specialized infrastructure and services; the poor state of the key tourist sites; failure to comply with quality standards (or their absence) for services offered to tourists. According to the analysis of the legal documentation in the tourism sector of the Russian Federation and monitoring of the development of tourist areas in the article substantiated is the conclusion about the need to tough public policy, defining legal boundaries and strategic guidelines for the development of tourism on the innovative type, as well as the need to adjust the existing practice of tourism territories, which currently does not increase the investment attractiveness of regions.

Keywords: investment climate, cluster, tourism, special economic zones

References

1. Aleksandrova, A. Iu. Turistskie Mastery: soderzhanie, granitsy, mekhanizm funktsionirovaniia [Tourist clusters: content, borders, functioning mechanism] // Ekonomicheskie problemy razvitiia servisa i turizma. 2007. № 2. pp. 50—52.

2. Dutova, T. I. Rol' sovremennogo turistsko-rekreatsionnogo klastera v sfere uslug [The role of modern tourism and recreation cluster in the service sector] // Rossiiskoe predprinimatel'stvo. 2010. № 8. pp. 147—152.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Il'ina, S.A. Sushchnost' kategorii «investitsionnyi klimat» i kategorii «investitsionnaia privlekatel'nost'» [The essence of the category of «investment climate» and the category of «investment attractiveness»] // Molodoi uchenyi. 2012. № 5. pp. 153-157.

4. Klastery [Clusters]. Available at: http://www. community.sk.ru/foundation/about/p/clusters.aspx [Accessed on February 19, 2015].

5. Porter, M.E. Konkurentsiia [Competition]. M.: Vil'iams, 2003.

6. Reiting investitsionnoi privlekatel'nosti regionov Rossii [Rating of investment attractiveness of Russian regions]. Available at: http://www.ra-national.ru/?page=regions-rating-investment [Accessed on February 23, 2015].

7. Rossiia v reitinge «Vedenie biznesa — 2014» [Russia in the ranking of "Doing Business — 2014"] Available at: http://www.// xn-80adjkclhjd6blf.xn — p1ai/inratings/1824.html [Accessed on February 18, 2015].

8. Rossiia. Osobye ekonomicheskie zony [Russia. Special economic zones]. Available at: http://www.www.russez.ru/oez [Accessed on February 17, 2015].

9. Turistsko-rekreatsionnye OEZ. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiia RF [Tourist and recreational SEZ. Ministry of Economic Development]. Available at: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/designElements/special-EconomicAreasMain/specialEconomicAreas/kinds/tour/ [Accessed on February 19, 2015].

10. Tsoi Maksim. Pritok priamykh investitsii iz Rossii sokratilsia v 3,2 raza. Available at: http://www.vb.kg/doc/305647_pritok_ priamyh_investiciy_iz_rossii_sokratilsia_v_32_raza_za_proshlyy_god.html [Accessed on February 19, 2015].

11. World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development. Available at: http://www. unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2013_en.pdf [Accessed on February 19, 2015].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.