Научная статья на тему 'К вопросу о развитии туристско-рекреационного комплекса в регионе'

К вопросу о развитии туристско-рекреационного комплекса в регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
311
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА / ЗОНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / SPECIAL ECONOMIC ZONES FOR TOURISM AND RECREATION / THE ZONE OF ECONOMIC PREFERENCE / TOURISM AND RECREATION CLUSTER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Санжин Б.Б.

В статье рассматривается проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия, включающего особую экономическую зону, зоны экономического благоприятствования, туристско-рекреационные кластеры. На основе анализа состояния сферы туризма и рекреации региона определены направления развития комплекса: организационное развитие имеющихся туристско-рекреационных квазикластеров по направлению к кластерам, диверсификация туристского продукта на основе маркетингового подхода, повышение эффективности деятельности резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Санжин Б.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT TOURISM SECTOR IN THE REGION

The article discusses the problems and prospects of development of tourist and recrea-tional complex of the Republic of Buryatia, including special economic zone, zone of fa-vorable economic, tourism and recreation cluster. On the basis of analysis of tourism and recreation in the region identified areas of development: organizational development of existing tourist and recreational quasi-clusters of clusters towards diversification of the tourist product based on the marketing approach, improving the efficiency of the residents of special economic zone of tourist-recreational type.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии туристско-рекреационного комплекса в регионе»

УДК 338.48

© Б. Б. Санжин

К ВОПРОСУ

О РАЗВИТИИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА

В РЕГИОНЕ

В статье рассматривается проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия, включающего особую экономическую зону, зоны экономического благоприятствования, туристско-рекреационные кластеры. На основе анализа состояния сферы туризма и рекреации региона определены направления развития комплекса: организационное развитие имеющихся ту-ристско-рекреационных квази-кластеров по направлению к кластерам, диверсификация туристского продукта на основе маркетингового подхода, повышение эффективности деятельности резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

Ключевые слова: особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, зоны экономического благоприятствования, туристско-рекреационные кластеры.

B. B. Sanzhin

THE DEVELOPMENT TOURISM SECTOR IN THE REGION

The article discusses the problems and prospects of development of tourist and recreational complex of the Republic of Buryatia, including special economic zone, zone of favorable economic, tourism and recreation cluster. On the basis of analysis of tourism and recreation in the region identified areas of development: organizational development of existing tourist and recreational quasi-clusters of clusters towards diversification of the tourist product based on the marketing approach, improving the efficiency of the residents of special economic zone of tourist-recreational type.

Keywords: special economic zones for tourism and recreation, the zone of economic preference, tourism and recreation cluster.

Туризм и рекреация — одно из важнейших направлений развития большинства стран мира. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) общий вклад сектора туризма в формирование ВВП европейских стран составил в 2013 г. 8,7 % [1].

В России туризм также признан одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны [2]. Практически каждый российский регион имеет свою программу развития туризма и рекреации.

Однако не во всех регионах обеспечивается эффективность бюджетных средств, вложенных в развитие инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). Мировой опыт свидетельствует о том, что особые экономические зоны (ОЭЗ) являются эффективным средством региональной политики в процессе экономической модернизации. Пример того, как ОЭЗ могут повлиять на вектор национального развития — успешная трансформация экономики Китая.

1. В России в основном сформирована нормативно-правовая база, необходимая для функционирования четырех типов ОЭЗ на условиях государственно-частного партнерства: промышленно-производственные, технико-

внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. В настоящее время в первом чтении принят законопроект ФЗ «О территориях опережающего развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока». Территории опережающего развития — еще один вид особых (свободных) экономических зон.

Из всех типов ОЭЗ наименее эффективными в РФ являются особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ). К основным причинам можно отнести: значительные площади, удаленность от региональных центров, необходимость формирования обеспечивающей инфраструктуры, что требует значительных финансовых вложений, высокий уровень сезонности спроса и ряд других.

В соответствии с этим возникает научная проблема, состоящая в оценке деятельности регионального туристско-рекреационного комплекса с целью определения направлений его развития.

Республика Бурятия располагает высоким туристско-рекреационным потенциалом. Ценность данной туристической дестинации определяется наличием на территории региона озера Байкал, самый большого пресноводного источника на планете, входящий в Перечень объектов мирового наследия.

Отнесение к числу приоритетных сферы туризма в Республике Бурятия определяется следующими условиями:

1. Отрасль обеспечивает удовлетворение базовой потребности человека: восстановление воспроизводственного потенциала. В условиях сокращения выездного туристического потока активно развивается внутренний туризм («Отдыхаем дома, в России!»), в т.ч. в Байкальском субрегионе — с использованием известного бренда озера Байкал.

2. Сфера туристических услуг, входящая в третичный сектор экономики, развивается наиболее высокими темпами, занимает все большую долю в формировании ВВП.

3. По сравнению с другими отраслями экономики сфера туризма и рекреации не является капиталоемкой. Здесь возможно успешное функционирование предприятий малого и среднего бизнеса. Строительство объектов инфраструктуры на условиях частно-государственного партнерства обеспечивает государство, капиталоемкие инвестпроекты — реализуют крупные организации.

С учетом этого туризм и рекреация будут оставаться приоритетом социально-экономического развития Республики Бурятия на предстоящий период. Всего в туристской сфере региона действует более тридцати проектов. К наиболее значимым проектам, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства относится:

1. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» (ОЭЗ ТРТ), созданная постановлением Правительства Российской Федерации в 2007 году [3].

2. Восемь зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа, в которые входят туристские кластеры: туристско-рекреационный кластер «Подлеморье», автотуристские кластеры: «Кяхта», «Байкальский», г. Улан-Удэ, г. Северобайкальск, Заиграевский, Северобайкальский, Тункинский районы.

Деятельность ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» по ключевым показателям развития значительно отстает от запланированных. Так, исполнение объема финансирования за весь период существования особой экономической зоны составило 23%., в т. ч. за счет федерального бюджета — 19 %, бюджета субъекта и муниципалитета — 36%, сроки окончания строительства объектов инфраструктуры — нарушены. Соответственно не будет достигнут показатель планового количества прибытий — 1,7 млн человек [3].

На наш взгляд, для обеспечения продолжения развития приоритетного проекта, необходимы мероприятия, касающиеся, прежде всего, федерального уровня.

Предложения по развитию ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань»:

1. Выступить с законодательной инициативой об увеличении преференций для резидентов ОЭЗ, формирования льготной тарифной политики.

2. Перейти от фронтального, масштабного строительства обеспечивающей инфраструктуры на всех участках ОЭЗ одновременно к поэтапному возведению по приоритетам.

3. Пересмотреть утвержденные проекты резидентов с учетом новых рыночных реалий (внесение изменений в бизнес-планы).

4. Проведение дополнительного маркетингового исследования для объективизации потенциала ОЭЗ и разработки новой стратегии.

5. Проведение маркетинговых мероприятий по продвижению бренда ОЭЗ, формирование полной цепочки добавленной стоимости в сфере туризма с учетом рыночной возможности роста популярности внутреннего туризма в России.

6. После принятия законопроекта «О внесении изменений в федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» использовать возможность государственной поддержки региональных особых экономических зон (зон экономического благоприятствования) в том числе создания их инфраструктуры на основе механизма отложенных платежей (TIF).

7. Рассмотреть возможность создания территории опережающего развития (ТОР) на основе объединения ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» Республики Бурятия и ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» Иркутской области при условии внесения изменений в законопроект федерального закона «О территориях опережающего развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока.

Зоны экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа (созданы постановлением Правительства Республики Бурятия от 27 мая 2010 г. № 213) включают туристические кластеры республики Бурятия. Территориальные туристические кластеры представляют саморегулируемую сеть хозяйствующих субъектов, участвующих в формировании производственной цепочки добавленной стоимости в сфере туризма, рекреации и связанных отраслях.

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 г. №644) предусматривает мероприятия по развитию 27 туристических кластеров в субъектах РФ, в т. ч. 4-х кластеров в Рес-

публике Бурятия: туристско-рекреационный кластер «Подлеморье», автокластеры «Байкальский», «Кяхта», «Тункинская долина».

Выделенные (выявленные) в Республике Бурятия туристические кластеры различаются по уровню развития («степени зрелости»). К наиболее развитым относятся кластеры «Тункинская долина» и «Подлеморье». В них наибольшее количество функционирующих санаторно-курортных предприятий, сферы туризма и рекреации и соответственно связанных (смежных) предприятий. Сложившиеся традиции обусловили вовлеченность местного населения в обслуживание туристов и отдыхающих.

Важный этап работы государственных органов управления, органов местного самоуправления, связанный с кластерной диагностикой, подготовкой укрупненных инвестпроектов, оказался успешным: четыре проекта, направленных на создание туристических кластеров в Республике Бурятия, включены в Федеральную программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20110-2018 годы)»[2].

В целом кластерная политика государства с использованием механизма государственно-частного партнерства должна быть направлена на решение задач строительства базовой инфраструктуры. В Государственной программе Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика», подпрограмма «Развитие туризма» (постановление Правительства РБ от 31.05.2013 № 272) поставлена задача создания организационно-экономических и правовых условий для формирования туристических кластеров, однако, основное внимание по вполне объективным причинам («кластер не строится на пустом месте») уделено финансированию, прежде всего, обеспечивающей инфраструктуры создаваемых кластеров.

Однако обеспечивающая инфраструктура является важным, но далеко не достаточным условием интенсивного развития туризма в рамках обозначенных территорий. Дальнейшее развитие рассматриваемых кластеров предполагает проведение комплекса мероприятий по созданию организационно-экономических и правовых условий для формирования кластеров. В первую очередь под этим мы понимаем повышение уровня организационного развития — усиления внутренней интеграции и кооперации субъектов — участников кластера.

В настоящее время кластеры ТРК «Подлеморье», АК «Байкальский», Кяхта», «Тункинская долина» можно охарактеризовать как квази-кластеры — простую совокупность хозяйствующих субъектов, функционирующих в данной сфере в рамках определенной территории.

Различный уровень развития данных кластеров обуславливает необходимость подготовки отдельных проектов для каждого. Вместе с тем, есть некоторые общие направления их развития.

Первый этап. Организационное развитие кластера: переход от квазикластера к кластеру.

Несмотря на полную юридическую самостоятельность и внутреннюю конкуренцию между элементами, кластер предполагает наличие следующих условий:

1. Построение объединяющей производственной цепочки в ключевых видах деятельности, начиная от рекламной информации туроператоров, проезда, трансфера в место отдыха и обратно, оказания основных и дополнительных услуг. Слабое звено в любом виде деятельности отрицательно скажется на эффективности всего кластера.

2. Создание координирующей структуры, позволяющей повысить кооперацию участников кластера. Форма специализированных органов управления развитием кластера — различна. На первом этапе — возможно создание Совета кластера (наблюдательного Совета), в котором предусматривается представительство основных субъектов — участников кластера, органов государственной власти и местного самоуправления. Далее, с усложнением задач потребуется создание специализированной организации развития кластера с образованием юридического лица (управляющей компании), обеспечивающее методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение кластера.

3. Выявление синергетического эффекта — повышение экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации. Оценку синергетического эффекта проводят на основе сравнительной эффективности, предполагаемой сопоставление показателей деятельности всего кластера и показателей отдельных субъектов до их вхождения в формирование и после. Совокупный эффект возникает благодаря экономии на масштабах деятельности, комбинировании взаимодополняющих ресурсов, финансовой экономии за счет снижения трансакционных издержек.

Создание специализированных органов управления — одна из самых сложных проблем. В настоящее время превалирует мнение: необходимости в объединении предприятий нет, каждый субъект в условиях конкуренции самостоятельно выбирает траекторию своего развития. Задачи развития обеспечивающей инфраструктуры сферы туризма — в ведении администрации муниципальных образований. Безусловно, органы государственной власти и местного самоуправления могут стать участниками кластера, но приоритет в формировании стратегии развития той или иной отрасли — необходимо отдать хозяйствующим субъектам, уменьшая масштабы прямого государственного регулирования.

Организация кластера — процесс добровольный, возможно необходимо «созревание кластера», однако зарубежный опыт и процесс развития кластерных инициатив в субъектах РФ свидетельствует о возможности интенсификации данной работы за счет повышения уровня информированности хозяйствующих субъектов.

Необходима информационная, раскрывающая суть кластерных образований: субъекты остаются полностью самостоятельными, конкурируя друг с другом за ограниченные ресурсы туристских потоков, денежных доходов обслуживаемого контингента. Но вместе с тем, объединяются — для решения общих задачи и проблем в интересах всего кластера:

- развитие инфраструктуры кластера: обеспечивающей, туристской; придорожной и др.

- формирование единого туристского бренда, размещения рекламы кластера внутри и за пределами муниципального образования, Республики Бурятия;

- проведение исследовательских работ, в т.ч. маркетинговых исследований;

- подготовки и повышения квалификации кадров;

- взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления;

- создание центров коллективного пользования, обеспечивающих выполнение специализированных услуг: проведение экскурсий, транспортные услуги, оформление билетов, проведение конференций и др.

- создание Интернет-портала, посвященного деятельности кластера, баз данных по направлениям деятельности кластера: аналитика, совместные планы, результаты исследований, разработок и др.

В связи важной ролью координирующих органов возникает проблема подготовки кластерного менеджмента как особого вида профессиональной деятельности, требующего специализированной подготовки.

Второй этап. Описание текущего уровня развития кластера:

1. Характеристика основных участников кластера с выделением крупных (якорных) предприятий, расположенных на территории муниципального образования.

2. Оценка текущего уровня развития кооперации: координация участников кластера друг с другом, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, не входящими в кластер.

3. Масштабы деятельности кластера:

3.1. совокупная выручка предприятий — участников кластера, доля продаж на региональном рынке, общее число рабочих мест, объем частных инвестиций;

3.2. описание основных видов продукции кластера: лечебно-оздоровительные услуги, активный туризм (водный, горнолыжный, пешеходный, конный, велотуризм, альпинизм), религиозный туризм, познавательный, бизнес-туризм, конгресс-туризм, и др.;

3.3. описание основных сегментов рынков, на которые ориентируются участники кластера: местный, региональный, межрегиональный, приграничный, международный, характеристика основных потребителей услуг.

Третий этап. Разработка программы развития кластера. Основная цель программ: повышение уровня конкурентоспособности туристического кластера. Для реализации цели общими для всех кластеров станут следующие задачи: 1) дальнейшее развитие обеспечивающей инфраструктуры;

2) создание новых диверсифицированных продуктов туризма и рекреации;

3) повышение качества туристских услуг и безопасности туристов;

4) подготовка кадров для сферы туризма и рекреации; 5) продвижение туристского продукта Республики Бурятия на мировом и внутреннем рынках и др.

Формирование данных программ осуществляется на базе координационного совета кластера. Если на период разработки программы такая структура еще не сформирована, то процесс разработки программы осуществляет организация — координатор кластера (возможны органы местного самоуправления) на основе регулярного взаимодействия всех участников кластера. При этом следует обеспечить участие в формировании программы максимально широкого круга заинтересованных сторон, в т. ч. местного населения.

Таким образом, определены основные этапы развития туристских кластеров, сформированный на территории Республики Бурятия.

Зоны экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа помимо кластеров включают: г. Улан-Удэ, г. Северобайкальск, Заигра-евский, Северобайкальский. Все зоны экономического благоприятствования обладают высоким рекреационным потенциалом.

Основная проблема развития данных территорий — недостаточный уровень преференций, определяемый льготами регионального уровня: снижение на 4,5% ставки налога на прибыль, зачисляемого в республиканский бюджет сроком на пять лет; освобождение от уплаты налога на имущество организаций в пределах сумм, зачисляемых в республиканский бюджет в течение пяти календарных лет; льготы (до 50%) в части уплаты земельного налога на срок до пяти лет,

Таким образом, на территории Республики Бурятия формируется региональный кластер (мега-кластер или зонтичный кластер) «Туризм и рекреация», основными элементами которого являются перечисленные выше субъекты. Организация туристско-рекреационного кластера позволит обеспечить экономический рост территорий, не имеющих в сложившихся условиях кризиса особых перспектив промышленного развития, но обладающих высоким рекреационным потенциалом.

Литература

1. Travel& Tourism Economic Impact 2014 Europe. London: WTTC Travel & Tourism Economic Impact. 2014. 6 p.

2. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы) [Электронный ресурс]. URL http://www. fcp.economy.gov.ru (дата обращения: 7.05.2015).

3. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» [Электронный ресурс]. URL http://www.russez.ru/oez/tourism/buryatia/ bajkalskaya_gavan/ (дата обращения: 21 мая 2015 г.).

4. Даниленко Н. Н., Рубцова Н. В. Обеспечение экологической составляющей устойчивого развития туризма через взаимодействие субъектов туристской сферы в регионе (на примере Прибайкалья) // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2013. № 4 (90). С. 54-56.

5. Дмитриенко О. В. Теория кластеров в решении проблем освоения местной экономики // Вестник Бурятского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2013. № 2. С. 57-60.

6. Намханова М. В., Санжин Б. Б. Оценка туристско-рекреационного потенциала Республики Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. №4. С. 47-55.

7. Рубан В. А. Привлекательность региона для населения и бизнеса // Вестник Бурятского государственного университета Серия: Экономика и менеджмент. 2013. № 1. С. 127-131.

Санжин Бато Баирович, кандидат экономических наук, и. о. доцента кафедры «Экономическая теория и региональная экономика» Бурятского государственного университета, e-mail: sanzhin2014@yandex.ru

Bato B. Sanzhin, PhD in Economics, Associate Professor, Department of Economic Theory and Regional Economy Buryat State University. 5 Ranzhurova St., Ulan-Ude, 670000 Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.