Балханов Александр Матвеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected]
Balkhanov Alexandr Matveevich, candidate of economic sciences, associate professor, department of public administration, Buryat State University, e-mail: [email protected]
УДК 338.48 © М.В. Намханова, Б.Б. Санжин
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОСОБЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА
В статье рассматриваются проблемы развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) Республики Бурятия. На основе анализа действующей системы управления выявлены особенности ОЭЗ ТРТ. Определены направления совершенствования системы управления ОЭЗ ТРТ.
Ключевые слова: особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ), заинтересованные стороны, информационная инфраструктура, проектно-матричная структура, облачно-ориентированные технологии.
M.V. Namkhanova, B.B. Sanzhin
DEVELOPMENT OF INFORMATIONAL INFRASTRUCTURE OF SPECIAL ECONOMIC ZONES MANAGEMENT FOR TOURISM AND RECREATION
The article deals with the problems of development of the special economic zone for tourism and recreation (SEZ TR) in the Republic of Buryatia. After analysis of the existing management system some peculiarities of the SEZ TR have been revealed. The directions of improvement the SEZ TR management have been determined.
Keywords: special economic zones for tourism and recreation, (SEZ TR), stakeholders, IT-infrastructure, project-matrix structure, clouding focused technologies.
Особые экономические зоны являются эффективным средством государственной региональной политики, позволяющим интенсивно развивать приоритетные для страны отрасли деятельности. По состоянию на 01 декабря 2013 г. на территории Российской Федерации создано двадцать восемь ОЭЗ четырех типов [1]. Анализ показателей развития особых экономических зон в России позволил выявить, что темпы развития ОЭЗ турист-ско-рекреационного типа не обеспечивают эффективность вложений бюджетных средств в создание инфраструктуры данных проектов (таблица) [2].
Таблица
Основные показатели эффективности ОЭЗ на 01.01.2013 г.
Тип ОЭЗ Кол-во ОЭЗ Количество резидентов Объем инвестиций (млн р.)
общее / % от плана зарегистрировано в 2012 г. / % от плана общий / % от плана в 2012 г. / % от плана
ОЭЗ промышленно-производственного типа 6 65/114 15/107 58364/106 13020/58
ОЭЗ технико-внедренческого типа 5 214/81 15/41 10200/76 4000/61
ОЭЗ туристско-рекреационного типа 13 39/85 0/0 660/10 338/5,5
ОЭЗ портового типа 6 5/100 2/100 0,24/0,022 0,24/0,024
Отсюда актуальными становятся оценка действующей системы управления особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа и определение направлений ее совершенствования, позволяющих конвертировать инвестиции в ощутимый экономический рост.
Анализ результатов деятельности ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» в Республике Бурятия за 2012 г. позволил выделить следующие результаты работы: наличие двенадцати компаний-резидентов, с которыми заключены соглашения; оказание государственных услуг по обеспечению деятельности резидентов инженерной инфраструктурой; аренда земельных участков компаниям-резидентам [3].
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2/2014
Вместе с тем в развитии данной особой экономической зоны наблюдаются проблемы. В частности, в 2012 г. на территории ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» не зарегистрировано резидентов, соответственно не создано дополнительных рабочих мест. В результате объем осуществленных инвестиций резидентами ОЭЗ за 2012 г. составил 19 млн р. (0,8% плана развития), нарастающим итогом - 84 млн р. (3% от плана развития), тогда как объем средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, направленных на финансирование создания объектов инфраструктуры ОЭЗ за 2012 г. составил 648 млн р. (121% от плановых значений), фактический показатель с начала функционирования ОЭЗ - 3 865 млн р.[4].
Данная ситуация связана, на наш взгляд, с недостаточно эффективным управлением развития ОЭЗ, в частности несоответствием организационной структуры управления стратегии развития особой экономической зоны, а также с недостаточным уровнем доступности и качества информации как для потенциальных инвесторов, так и для всех заинтересованных сторон. Кроме того, продолжают действовать риски реализации данного проекта, осуществляемого на основе государственно-частного партнерства. К наиболее значимым Т.Б. Бардаханова относит изменение законодательства, уровень спроса на продукцию, услугу и распределение полномочий между партнерами [5].
Основное направление повышения эффективности деятельности ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», по нашему мнению, - использование проектного принципа организации работ, позволяющего разбить «суперзону» по существенным признакам на отдельные части, в рамках которых будет решаться та или иная конкретная задача.
Формирование проектно-матричной структуры управления в общей системе управления ОЭЗ ТРТ представляется следующим. Исследуемая особая экономическая зона состоит из пяти участков. Развитие каждого участка может представлять собой отдельный проект. Участники каждого проекта - представители компаний-резидентов, ОАО «ОЭЗ», Бурятского филиала ОАО «ОЭЗ». Основная задача участников проекта - достигнуть результата в рамках установленного бюджета в определенный срок. Целевые установки формулируются соглашением с резидентами.
Необходимость выделения из общей совокупности резидентов отдельных групп, зарегистрированных на пяти участках особой экономической зоны, определяется значительной дифференциацией местоположения участков (побережье Байкала, вторая линия, гора 1771 и др.) и соответственно объектов сферы туризма и рекреации. Кроме того, в настоящее время на различных участках особой экономической зоны отмечается различная готовность инфраструктуры, также разнится доля земельных участков, переданных в аренду. Исходя из этого, задачи, стоящие перед всеми пятью проектами, по сути общие, но по срокам, видам работ, объемам финансирования будут значительно различаться.
Основная функция Бурятского филиала ОАО «ОЭЗ» - координация всего портфеля проектов, осуществление мониторинга и анализа эффективности деятельности как отдельных участков, так и в целом особой экономической зоны.
Первые шаги по внедрению проектного принципа организации управления начаты. Так, в Торгово-промышленной палате РФ (Москва) 23 марта 2013 г. состоялась стратегическая сессия по разработке концепции создания и развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» на участке «Горячинск» [6]. Участники сессии представили результаты работы проектной группы на участке «Го-рячинск»: возможные инфраструктурные решения, включая транспортные, телекоммуникационные и архитектурно-планировочные вопросы, оптимально удовлетворяющие туристическому трафику.
Таким образом, проектное управление включает взаимодействие заинтересованных сторон, совместная деятельность которых позволит получить синергетический эффект. В современных исследованиях (А.В. Васильев [7], А.Н. Пивоваров [8] и др.) подробно рассматриваются направления взаимодействия заинтересованных сторон ОЭЗ ТРТ, которые могут повлиять на успех или провал проекта на всех этапах его реализации.
В качестве одного из важнейших участников заинтересованных сторон предлагаем выделить местное сообщество - как отдельных граждан, так и общественных ассоциаций, поскольку в туристском продукте важную роль играет благожелательное отношение местных жителей к туристам. Данный фактор повышает конкурентоспособность туристско-рекреационного комплекса. Как показывает опыт функционирования предприятий сферы туризма и рекреации на озере Байкал, местное население не всегда благожелательно относится как к хозяйствующим субъектам, так и к туристам, отдыхающим.
Многие жители считают, что интенсивное развитие туризма приведет к ухудшению качества природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, уменьшению (или даже отсутствию) возможности доступа местного населения к природным источникам, представляющим для них значительную ценность. Кроме того, в исследовании процессов взаимодействия местных жителей и туристов (отдыхающих) следует учитывать фактор различия культур (субкультур).
Если интенсивное развитие туризма в местном сообществе начинается без предварительной подготовки, без достаточной информации о возможностях его развития за счет использования функционирования особой экономической зоны в связи с получением новых рабочих мест, расширения инфраструктуры, то оно может вызвать в местном социуме феномен «сопротивления местного населения» как явного (протестные собрания, пикеты, обращения в законодательные органы и др.), так и неявного, выражающегося в недоброжелательном от-
ношении к туристам, усилению криминогенной обстановки, несанкционированной торговле местными ресурсами (грибы, ягоды, рыбная продукция) и др.
Таким образом, феномен «сопротивления местного населения» является чаще всего следствием неопределенности, уменьшению которой способствует информационная составляющая. Полная, достоверная информация о плюсах реализации данного проекта, об отдельных угрозах, которые также могут иметь место, о планируемых мероприятиях по сведению к минимуму данных угроз должна присутствовать на всех стадиях реализации проекта и прежде всего на подготовительной.
Современная экономика стала намного чувствительней к информации, ее составу, качеству и своевременности. Л.Р. Бартунаев, Т.В. Сергеева отмечают, что еще в позднем индустриальном обществе - преддверии новой экономики возникают новые характеристики: существенное усиление роли информации в протекании социально-экономических процессов, повышение ее доступности, возможности передачи, обработки и хранения [9].
Информационные технологии создают массу возможностей работы на глобальном рынке. В мировой практике управления все большее применение находят облачные технологии. Данный подход базируется на концепции построения облачной инфраструктуры (cloud automation), которая «дает бизнес-пользователю инструменты формирования информационной среды «под себя» практически «со скоростью мысли» и дает возможность получать доступ к этой среде из любого места и с любого устройства» [10].
Мы предлагаем создать информационную инфраструктуру ОЭЗ ТРТ, которую можно условно представить как единое пространство, состоящее из двух частей. С точки зрения пользователя это две половинки одного целого, в одной из них находятся приложения, с которыми он работает, а в другой - устройства (интерфейсы), с помощью которых он работает. Все остальное - технологическая инфраструктура, которая ему не видна.
В составе облака ОЭЗ ТРТ - набор облачных ресурсов как собственных, так и открытых для доступа всем желающим. При поступлении задач от резидентов ОЭЗ, облачная автоматика с учетом разных факторов (ценовых характеристик, политик безопасности) выбирает оптимальный ресурс для выполнения этой задачи. В итоге пользователь получает удобство, высокую гибкость и скорость развертывания вычислительных ресурсов, бизнес-приложений; управляющая компания ОАО «ОЭЗ» - достоверную информацию о ситуации в ОЭЗ ТРТ и возможность влияния на ее развитие. Такая прозрачность исключает «теневую» деятельность, а то, что информационная инфраструктура является собственной инфраструктурой ОЭЗ ТРТ, обеспечивает ее безопасность.
Создание информационной инфраструктуры - такой же проект государственно-частного партнерства (ГЧП), как и формирование транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры. В нормативных документах, определяющих функционирование и развитие ОЭЗ, в числе инфраструктур информационная не выделяется отдельно. В законе «Об особых экономических зонах в РФ» инфраструктуры перечисляются как инженерная, транспортная, социальная, инновационная и иные инфраструктуры особой экономической зоны.
Современные облачные технологии позволяют создать информационную инфраструктуру, которая не только сможет увязать интересы всех участников, но и имеет возможность предоставлять дополнительные услуги для резидентов ОЭЗ ТРТ по мере развития облачных сервисов. Модель облачно-ориентированного управления особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа представлена на рисунке.
закрытая часть облака (частная информация) открытая часть облака (публичная информация)
Рис. Облачно-ориентированная модель информационной инфраструктуры управления ОЭЗ ТРТ
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2I2014
Таким образом, для повышения эффективности управления особой экономической зоной туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» предлагается использование проектного принципа управления, формирование проектно-матричной структуры, позволяющей решать задачи, отличающиеся по содержанию, времени и бюджету. Эффективное взаимодействие заинтересованных сторон ОЭЗ ТРТ возможно через информационную инфраструктуру, развитие которой с использованием облачно-ориентированных технологий позволит субъектам ОЭЗ ТРТ получить дополнительные возможности для принятия эффективных управленческих решений.
Литература
1. URL: http://www.russez.ru/
2. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2012 год и за период с начала функционирования особых экономических зон. - URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ economylib4/mer/ about/structure/ deposobeczone/doc20130930_7#
3. URL: http://www.russez.ru/oez/tourism/buryatia/bajkalskaya_gavan/:
4. URL: www.economy.gov.ru/minec/about/structure/.../doc20130930_7]/
5. Бардаханова Т.Б. Основные положения и риски реализации проекта создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на основе государственно-частного партнерства // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2012. - Вып. 1. - С. 59-69.
6. URL: http://tpprf.ru/ru/news/about/printable.php?from_12=49&id_12=37051&print= 1
7. Васильев А.В. Формирование особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в условиях ограниченного природопользования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Улан-Удэ, 2010. - 20 с.
8. Пивоваров А.Н. Зарубежный опыт управления особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 85-87.
9. Бартунаев Л.Р., Сергеева Т.В. Современные информационные технологии и новая экономика // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2012. - Вып. 1. - С. 6-13.
10. Мамаев М. Обзор: ИТ-инфраструктура предприятия 2013. - URL: http://www.cnews.ru/reviews/new/ itin-frastruktura_ predpriyatiya_2013_1/interviews/maksim_mamaev/
Намханова Маргарита Валентиновна, доктор экономических наук, доцент Бурятского государственного университета, тел. (3012) 22-25-61, e-mail: [email protected]
Санжин Бато Баирович, старший преподаватель Бурятского филиала Сибирского университета потребительской кооперации, тел. (3012) 22-27-42, e-mail: [email protected]
Namkhanova Margarita Valentinovna, doctor of economic sciences, associate professor, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
Sanzhin Bato Bairovich, senior lecturer, Buryat branch of the Siberian University of Consumer Cooperation, 670000, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
УДК 330.1 © Н.Ч. Захарова
ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ УСЛУГИ НА ОСНОВЕ ПРОБИТ-МОДЕЛИ БИНАРНОГО ВЫБОРА
В статье представлена методика оценки удовлетворенности качеством предоставленной услуги. Предложена бинарная пробит-модель, позволяющая прогнозировать удовлетворенность качеством.
Ключевые слова: система менеджмента качества, удовлетворенность услугой, бинарная пробит-модель.
N.Ch. Zakharova
EVALUATION OF SATISFACTION WITH THE QUALITY OF SERVICE PROVIDED ON THE BASIS OF PROBIT-MODEL OF BINARY CHOICE
The article presents a methodology for evaluation of satisfaction with the quality of service provided. A binary probit-model has been proposed, it allows to predict satisfaction with the quality.
Keywords: quality management system, satisfaction with the service, binary probit-model.
Одним из пунктов первого принципа менеджмента качества (ориентация на потребителя) является измерение удовлетворенности потребителей. Показатель удовлетворенности является одним из ключевых аспектов для работы предприятия.