Научная статья на тему 'Особые экономические зоны как фактор социально-экономического развития региона (на примере Республики Бурятия)'

Особые экономические зоны как фактор социально-экономического развития региона (на примере Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ФАКТОР / FACTOR / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PARTICULAR ECONOMIC ZONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петелин С.М.

Раскрыта значимость особой экономической зоны (ОЭЗ) ТРТ «Байкальская Гавань» для социально-экономического развития Республики Бурятия. Дана оценка социально-экономического состояния Республики Бурятия на первое полугодие 2015 г. Путем анализа основных показателей, отражающих влияние ОЭЗ на развитие республики, рассчитана оценка эффективности ОЭЗ. Полученные данные доказывают положительное влияние ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань» на социально-экономическое развитие Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULAR ECONOMIC ZONES AS A FACTOR OF SOCIAL AND ECONOMICAL DEVELOPMENT OF THE REGION (AT THE EXAMPLE OF REPUBLIC OF BURIATIA)

We revealed the importance of SEZ TRT “Baikal Harbor” for social and economic development of the republic of Buriatia. We estimated social and economic condition of the republic of Buriatia for the first half of the year 2015. Analyzing the main index which reflect the impact of SEZ on the development of republic, calculated the estimation of SEZ efficiency. The received data prove the positive impact of SEZ TRT “Baikal harbor” on the social and economic development of the republic of Buriatia.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны как фактор социально-экономического развития региона (на примере Республики Бурятия)»

УДК 330.322

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ

БУРЯТИЯ)

© С.М. Петелин

Раскрыта значимость особой экономической зоны (ОЭЗ) ТРТ «Байкальская Гавань» для социально-экономического развития Республики Бурятия. Дана оценка социально-экономического состояния Республики Бурятия на первое полугодие 2015 г. Путем анализа основных показателей, отражающих влияние ОЭЗ на развитие республики, рассчитана оценка эффективности ОЭЗ. Полученные данные доказывают положительное влияние ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань» на социально-экономическое развитие Республики Бурятия.

Ключевые слова: особая экономическая зона; эффективность; фактор; социально-экономическое развитие.

PARTICULAR ECONOMIC ZONES AS A FACTOR OF SOCIAL AND ECONOMICAL DEVELOPMENT OF THE REGION (AT THE EXAMPLE OF

REPUBLIC OF BURIATIA)

© S.M. Petelin

We revealed the importance of SEZ TRT "Baikal Harbor" for social and economic development of the republic of Buriatia. We estimated social and economic condition of the republic of Buriatia for the first half of the year 2015. Analyzing the main index which reflect the impact of SEZ on the development of republic, calculated the estimation of SEZ efficiency. The received data prove the positive impact of SEZ TRT "Baikal harbor" on the social and economic development of the republic of Buriatia.

Key words: particular economic zone; efficiency; factor; social and economic development.

Введение. Особые экономические зоны (ОЭЗ) - эффективный инструмент региональной политики, позволяющий максимально эффективно использовать региональные преимущества в ускорении экономического роста, а также способствующий социально-экономическому развитию региона. Ввиду успешного мирового опыта, данный инструмент требует детального изучения и его практического применения в России.

Материалы и методы. Современное развитие ОЭЗ в Российской Федерации началось с принятия Федерального закона № ФЗ-116 от 22 июля 2005 г. По состоянию на 1 января 2015 г. на территории Российской Федерации создано 28 ОЭЗ четырех типов [5]:

• 6 ОЭЗ промышленно-производственного типа (в Республике Татарстан, Липецкой, Самарской, Свердловской, Псковскойи Калужской областях);

• 5 ОЭЗ технико-внедренческого типа (в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Томске, в Московской области и Республике Татарстан);

• 14 ОЭЗ туристско-рекреационного типа (в том числе туристический кластер, состоящий из 9 ОЭЗ, а также в Алтайском крае, Республике Алтай, Республике Бурятия, Иркутской области и Приморском крае);

• 3 ОЭЗ портового типа (в Ульяновской и Мурманской областях, в Хабаровском крае)._

В Республике Бурятия в связи с экологическими ограничениями в развитии минерально-сырьевого комплекса и недостаточным уровнем развития высокотехнологичных производств, приоритетным направлением социально-экономического развития является развитие туристского комплекса как отрасли экономики услуг. Поэтому основные стратегические ориентиры республики связаны с деятельностью ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань».

Результаты исследования и их обсуждение. Республика Бурятия расположена в южной части Восточной Сибири, площадь составляет 351,3 тыс. кв. км (2 % от площади Российской Федерации). Республика Бурятия граничит с Забайкальским краем, Иркутской областью, Республикой Тыва, на юге - с Монгольской Народной Республикой [6]. Основные показатели социально-экономического развития Республики Бурятия за первое полугодие 2015 г. представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели социально-экономического развития Республики Бурятия

(1 полугодие 2015 г.)

Социальные показатели (1 полугодие 2015 г.) Значение

1. Численность населения 978,5 чел.

Городское 576,4 чел.

Сельское 402,1 чел.

2. Экономически активное население 461,3 (47 % от общего) чел.

Занятое население 420,7 (91,2 %) чел.

Не занятое население 40,6 (8,8 %) чел.

3. Средняя заработная плата 29,473 руб.

Экономические показатели (1 полугодие 2015 г.) Значение

1. Объем уплаченных налогов 11 099,7 млн рублей

2. Промышленное производство (объем производства) 54 687,5 млн рублей

3. Строительство 1116 жилых домов

(объем производства) (6 612,8 млн рублей)

4. Сельское хозяйство (объем производства) 3399,2 млн руб.

5. Транспорт и связь:

Перевезено грузов 1872,7 тыс. тонн грузов

Грузооборот 89,1 млн рублей

6. Рынки товаров и услуг:

оборот розничной торговли 80223,7 млн рублей

оборот общественного питания 4,3 млрд рублей

оборот оптовой торговли 27,7 млрд рублей

Полученные показатели позволяют дать оценку социально-экономической ситуации в Республике Бурятия на первое полугодие 2015 г. Так, численность населения республики в 2015 г. составила 978,5 тыс. человек, среди них 576,4 тыс. человек -городское население, 402,1 тыс. человек - сельское население. Экономически активное население составило 461,3 тыс. человек (41 % от общего числа жителей Республики Бурятия), среди них: 420,7 тыс. человек экономически занятое население (91,2 % от экономически активного населения), 40,6 тыс. человек не занятое население (8,8 %от экономически активного населения). Объем уплаченных налогов составил 11 099,7 млн рублей. Объем промышленного производства Республики Бурятия равен 55 687,7 млн рублей. Объем строительного производства - 6612,8 млн рублей (11116 жилых домов). Объем производства сельского хозяйства равен 3399,2 млн рублей. Грузооборот составил

89,1 млн рублей, перевезено грузов на 1872,7 тыс. т грузов. Оборот розничной торговли равен 80 223,7 млн рублей. Оборот общественного питания 4,3 млрд рублей. Оборот оптовой торговли 27,7 млрд рублей. Проведенный анализ стратегии регионального развития Республики Бурятия показал, что ключевым моментом данной стратегии является дальнейшее развитие природно-ресурсного и туристического потенциалов, которые должны стать эффективным фактором дальнейшего развития экономики республики и активизировать инвестиционные процессы. Стратегия отвечает общим тенденциям в российской экономике, для которой характерен рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений. Обзор научной литературы позволил разделить территорию Республики Бурятия на 5 групп,которые определяют специфику экономической активности региона [1]. Данные группы представлены в табл. 2.

Как уже было обозначено выше, согласно стратегии регионального развития Республики Бурятия, основным фактором регионального развития региона является развитие природно-ресурсного и туристического потенциалов республики.

Таблица 2

Группы, определяющие специфику экономической активности Республики Бурятия

Группа Специфика экономической активности

«Агломерация» (55 % населения) Территория, включающая в себя г. Улан-Удэ с радиусом 100 километров, на которой сконцентрированы производства, образовательные, сервисные и транспортные услуги

«Магистральная» (5 % населения) Территория возле ключевых транспортных магистралей, проходящих через Бурятию: Транссиб, БАМ, ж/д дорога «Улан-Удэ - Улан-Батор - Пекин». Данная группа имеет потенциал развития транспортно-логистической инфраструктуры

«Прибайкальская» (15 % населения) Территория, характеризующаяся близким расположением к озеру Байкал, что накладывает определенные ограничения для различных видов деятельности. В то же время имеется значительный потенциал развития туризма, поэтому именно с этой группой связаны стратегические планы развития региона

«Сырьевая» (10 % населения) Территория, характеризующаяся наличием существенного минерально-сырьевого потенциала. На этих территориях действуют добывающие компании, предприятия сельского хозяйства и местное пищевое производство

«Локальная» (15 % населения) Территория, характеризующаяся отсутствием стратегически значимых ресурсов развития. Основная деятельность в ней сосредоточена на развитии сельского хозяйства, лесопереработке и пищевом производстве

Исходя из этого, из пяти представленных в табл. 1 групп, выделим «Прибайкальскую» группу экономической активности региона. Именно с этой группой связан значительный потенциал развития туризма и основные стратегические планы развития региона. Ключевым моментом государственной политики в рамках данной стратегии является создание и функционирование особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская Гавань» [6]. Особая экономическая зонаТРТ «Байкальская Гавань»создана в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 68 от 3 февраля 2007 года [3]. Расположена на побережье озера Байкал на территории Прибайкальского района Республики Бурятия, в 110-170 км от г. Улан-Удэ. ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» создана в целях развития туризма и санаторно-курортной сферы в Российской Федерации, привлечения внебюджетных инвестиций, роста туристских

потоков и пропорционально ему объемов оказываемых услуг, повышения конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного продукта за счет повышения качества туристских и санаторно-курортных услуг до мировых стандартов. ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» рассматривается как один из инструментов развития территории, богатой объектами, притягательными для активной туристической деятельности, привлечения инвесторов к ценным историко-культурным и природным объектам [3; 4; 6]. Анализ основных показателей деятельности ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань» за период с начала функционирования по 2014 г. показал следующие результаты. Так, по состоянию на 1 января 2015 г. на территории ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань» зарегистрировано 14 резидентов ОЭЗ, среди которых нет иностранных инвесторов. На территории особой экономической зоны резидентами создано 13 рабочих мест. Объем инвестиций (в том числе капитальных вложений), осуществленных резидентами ОЭЗ, составил - 148 млн рублей. Объем средств федерального бюджета, бюджета Республики Бурятия и бюджета Прибайкальского района, направленных на финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ОЭЗ, составил -148 млн рублей.Объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, составил - 3 млн рублей [5].

Динамика основных показателей, характеризующих влияние ОЭЗ на социально-экономическое развитие Республики Бурятия в 2012-2014 гг. представлена на рис. 1.

Кол-во рабочих мест, созданных резидентами

(ед-)

Количество резидентов

(ед.)

Инвестиции

резидентов (млн.руб.)

Объем уплаченных

налогов (млн.руб.)

Рис. 1. Динамика основных показателей, характеризующих влияние ОЭЗ на социально-экономическое развитие Республики Бурятия (2012-2014 гг.)

Анализ основных показателей ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань» за период с 2012 по 2014 гг. позволил рассчитать оценку эффективности особой экономической зоны. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3

Оценка эффективности функционирования ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань» (2012-2014 гг.)

Показатели, характеризующие деятельность ОЭЗ 2012г. 2013г. 2014г.

Прогнозное значение Фактическое значение о4- выполнения баллы Прогнозное значение Фактическое значение % выполнения баллы Прогнозное значение Фактическое значение о4- выполнения баллы

Объем бюджетных средств (млн руб.) 535 648 121% 5 1164 223 19% 1 1611 352 22% 1

Количество резидентов (ед.) 3 0 0% 0 0 0 - - 4 4 100% 5

Инвестиции резидентов (млн руб.) 2416 19 0,8% 1 11500 24 0,2% 1 26 9 35% 1

Объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ, (млн руб.) - 2 - - 477 0,57 0,12% 1 1,4 0,5 39% 2

Объем выручки от продажи товаров, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и сумма доходов (млн руб.) - 0 - - 1566 0 0% 0 0 0 0% -

Количество объектов инженерной инфраструктуры, построенных на территории ОЭЗ и введенных в эксплуатацию (ед.) 5 5 100% 5 11 11 100% 5 1 1 100% 5

Количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ на ее территории (ед.) 500 0 0% 0 600 11 2% 1 21 6 29% 1

Средний балл эффективности ОЭЗ 2,2 Средний балл эффективности ОЭЗ 1,5 Средний балл эффективности ОЭЗ 2,5

0) *

О X

о

£ *

0) <

73 0)

Л

ф

X

Ф

Расчёт проведен с учетом выполнения прогнозно-плановых показателей, предусмотренных планом развития ОЭЗ [5]. Для оценки показателей использовалась пятибалльная система значений: при выполнении плановых показателей до 35 % выставлялся 1 балл, от 35 до 50 % - 2 балла, от 50 до 70 % - 3 балла, от 70 до 90 % - 4 балла, свыше 90 % - 5 баллов. Результаты расчёта показали, что особая экономическая зона на данном этапе действует эффективно для социально-экономического развития Республики Бурятия. Однако показатели эффективности достаточно низкие, это обусловлено начальным этапом становления ОЭЗ и негативным влиянием экономического кризиса с конца 2013 г. Средневзвешенное значение оценки эффективности функционирования ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия за период с начала существования составило ОЭЗ - 3,1 балла, что соответствует достаточно эффективному уровню функционирования ОЭЗ.

Результаты и выводы. По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В связи с экологическими ограничениями в развитии минерально-сырьевого комплекса и недостаточным уровнем развития высокотехнологичных производств, приоритетным направлением социально-экономического развития Республики Бурятия является развитие туристического комплекса как отрасли экономики услуг.

2. Основным инструментом реализации туристической отрасли экономики услуг в Республике Бурятия является ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань».

3. Деятельность ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань» оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие Республики Бурятия. Улучшаются такие показатели, как количество рабочих мест, привлечение дополнительных инвестиций, улучшение инфраструктуры, наблюдается мульти эффект.

Таким образом, функционирование особой экономической зоны ТРТ «Байкальская Гавань» влечет за собой не только положительный рост социально-экономических показателей Республики Бурятия, но и переход региональной экономики на новый, качественный путь развития.

Статья поступила 26.10.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Васильев А.В. Государственное регулирование процессов формирования инфраструктуры особых экономических зон / А.В. Васильев, А.Н. Пивоваров, Н.Э. Хардаев. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. 120 с.

2. Меньщикова В.И. Методика оценки результативности функционирования особых экономических зон / В.И. Меньщикова, И.В. Передкова // Социально-экономические процессы и явления. 2013. № 11(057). С. 70-76.

3. О создании на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа : Постановление Правительства РФ № 68 от 3 февраля 2007 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань» [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства экономики Республики Бурятия, 2015. - Режим доступа: (URL: http://economy.govrb.ru/) (26.05.2015).

5. Особые экономические зоны [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации 2015. - Режим доступа: (URL:http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/) (02 октября 2015 г.).

6. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года. Закон Республики Бурятия от 14 марта 2011 года № 1903-IV (г. Улан-Удэ, 14 марта 2011 г.).

Информация об авторе

Петелин Сергей Михайлович, аспирант лаборатории «Экономика природопользования», тел.: 89021656023, e-mail: sergeypetelin2010@mail.ru, Байкальский институт природопользования СО РАН, 670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д.8.

Information about the author

Petelin S.M., post graduate laboratory Economics of natural resources, tel.: 89021656023, e-mail: sergeypetelin2010@mail.ru, Baikal institute of natural resources SB RAS, 8 Sakhianova St., Republic of Buriatia, Ulan-Ude, 670047, Russia.

УДК 69.05

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ В ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

© А.В. Пешков

Рассмотрены особенности управления инвестиционно-строительными программами и проектами в жилищном строительстве с учетом влияния на процессы управления федеральных, региональных и местных органов власти. Отмечается отсутствие эффекта синхронизации экономических интересов участников и несоблюдение сроков реализации инвестиционно-строительных проектов и программ. Приведены результаты анализа причин возникновения «административных барьеров» на мотивационном уровне. Установлено, что наибольшее влияние на повышение эффективности инвестиционно-строительных программ и проектов в части соблюдения сроков их реализации оказывают органы власти и предприятия, в оперативном управлении которых находятся сети инженерно-технического обеспечения. Предложен подход к совершенствованию механизмов управления реализацией инвестиционно-строительных программ и проектов.

Ключевые слова: инвестиционно-строительная программа; проект; эффективность; управление; инвестиции; административные барьеры; монополизм.

ADMINISTRATIVA BARIERS AND EFFECTIVENESS OF INVESTMENT AND BUILDING PROGRAMMES AND PROJECTS IN RESIDENTIAL DEVELOPMENT

© A.V. Peshkov

We have considered peculiarities of managing investment and building programmes and projects in residential development, taking into account its impact on the managing processes in federal, regional and local government. It is pointed out that there is lack of pulling effect of economical interests of the participants and failure to meet deadline to realize investment and building projects and programmes. We gave the results of cause analyses of origin of "administrative barriers" at the motivational level. It is stated that the most impact on the increase of effectiveness of investment and building programmes and projects in the part of meeting the deadlines of their realization are produced by the government and establishments in the operational management of which there are nets of engineering and technical provision. We have offered

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.