Научная статья на тему 'Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Южной Сибири'

Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Южной Сибири Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
936
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SPECIAL ECONOMIC ZONES / EFFICIENCY / EVALUATION / PERFORMANCE INDICATORS / OPERATION / INVESTMENT / ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Петелин Сергей Михайлович

Дана оценка эффективности функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) в Южной Сибири, которые получают широкое распространение в Российской Федерации. Отмечено, что их современное развитие в нашей стране началось с принятия Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Согласно данному закону, особые экономические зоны создаются по четырем основным типам: технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые, промышленно-производственные. По официальным данным Министерства экономического развития РФ, в стране действует 29 ОЭЗ Федерального значения. В связи с тем, что особые экономические зоны являются эффективным инструментом регионального развития, для многих регионов страны ОЭЗ приобретают важное стратегическое значение для их социально-экономического развития. Одним из таких регионов является Южная Сибирь. Для Республики Бурятия, Иркутской области, Алтайского края и Республики Алтай особые экономические зоны являются одним из стратегических направлений развития экономики. Проведен расчет оценки эффективности особых экономических зон (ОЭЗ) Южной Сибири. В качестве объектов исследования взяты четыре ОЭЗ, функционирующие на территории Южной Сибири: ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань» (Республика Бурятия), ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» (Иркутская область), ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая» (Республика Алтай), ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край). Оценка эффективности особых экономических зон Южной Сибири проведена на основе мониторинга фактических и плановых показателей, необходимых для анализа результативности функционирования ОЭЗ; расчета показателей, отражающих влияние ОЭЗ на социально-экономическое развитие субъекта РФ, на территории которого они расположены; определения оценки эффективности ОЭЗ путем выполнения прогнозно-плановых показателей ОЭЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATING THE PERFORMANCE OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN SOUTH SIBERIA

The evaluation of special economic zones' (SEZ) performance in South Siberia is given, which are widespread today in the Russian Federation. It is noted that their modern development in our country has begun with the adoption of the Federal Law dated by 22.07.2005 No. 116 «On special economic zones in the Russian Federation». According to this law, special economic zones are created according to the 4 main types: technology development, tourism and recreation, port, industrial and manufacturing. According to the official data of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, today the country has 29 federal SEZ. Due to the fact that special economic zones are an effective tool of regional development for many regions of the country, SEZ acquire strategic importance for the socio-economic development. One of these regions is South Siberia. For the Republic of Buryatia, Irkutsk Region, Altai Kray and Altai Republic special economic zones are one of the strategic directions of economic development. On this basis, the author of the article has calculated the evaluation of special economic zones effectiveness in South Siberia. As the objects of the study 4 SEZ, functioning on the territory of South Siberia were taken: TRZ «Baikal Harbour» (Republic of Buryatia), TRZ «Gate of Baikal» (Irkutsk region), TRZ «Valley of the Altai» (Altai Republic), TRZ «Turquoise Katun» (Altai Territory). The evaluation of the special economic zones' effectiveness of South Siberia is carried out on the basis of: monitoring actual and targets, needed to analyze the impact of SEZ functioning; calculation of indicators that reflect the SEZ impact on the socioeconomic development of the subject of the Russian Federation on which territory they are located; determining the assessment of the SEZ efficiency through implementation of forecasting and planning of SEZ performance

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Южной Сибири»

УДК 330.322

DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-6-108-114

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В ЮЖНОЙ СИБИРИ

EVALUATING THE PERFORMANCE OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN SOUTH SIBERIA

C.M. Петелин, Байкальский институт природопользования СО РАН, г. Улан-Удэ

sergeypetelin2010@mail.ru

S. Petelin, Baikal Institute of Environmental Management of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science, Ulan-Ude

Дана оценка эффективности функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) в Южной Сибири, которые получают широкое распространение в Российской Федерации. Отмечено, что их современное развитие в нашей стране началось с принятия Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Согласно данному закону, особые экономические зоны создаются по четырем основным типам: технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые, промышленно-производственные. По официальным данным Министерства экономического развития РФ, в стране действует 29 ОЭЗ Федерального значения. В связи с тем, что особые экономические зоны являются эффективным инструментом регионального развития, для многих регионов страны ОЭЗ приобретают важное стратегическое значение для их социально-экономического развития. Одним из таких регионов является Южная Сибирь. Для Республики Бурятия, Иркутской области, Алтайского края и Республики Алтай особые экономические зоны являются одним из стратегических направлений развития экономики.

Проведен расчет оценки эффективности особых экономических зон (ОЭЗ) Южной Сибири. В качестве объектов исследования взяты четыре ОЭЗ, функционирующие на территории Южной Сибири: ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань» (Республика Бурятия), ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» (Иркутская область), ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая» (Республика Алтай), ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край). Оценка эффективности особых экономических зон Южной Сибири проведена на основе мониторинга фактических и плановых показателей, необходимых для анализа результативности функционирования ОЭЗ; расчета показателей, отражающих влияние ОЭЗ на социально-экономическое развитие субъекта РФ, на территории которого они расположены; определения оценки эффективности ОЭЗ путем выполнения прогнозно-плановых показателей ОЭЗ

Ключевые слова: особые экономические зоны; эффективность; оценка; показатели эффективности; функционирование; инвестиции; социально-экономическое развитие

The evaluation of special economic zones' (SEZ) performance in South Siberia is given, which are widespread today in the Russian Federation. It is noted that their modern development in our country has begun with the adoption of the Federal Law dated by 22.07.2005 No. 116 «On special economic zones in the Russian Federation». According to this law, special economic zones are created according to the 4 main types: technology development, tourism and recreation, port, industrial and manufacturing. According to the official data of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, today the country has 29 federal SEZ. Due to the fact that special economic zones are an effective tool of regional development for many regions of the country, SEZ acquire strategic importance for the socio-economic development. One of these regions is South Siberia. For the Republic of Buryatia, Irkutsk Region, Altai Kray and Altai Republic special economic zones are one of the strategic directions of economic development. On this basis, the author of the article has calculated the evaluation of special economic zones effectiveness in South Siberia. As the objects of the study 4 SEZ, functioning on the territory of South Siberia were taken: TRZ «Baikal Harbour» (Republic of Buryatia), TRZ «Gate of Baikal» (Irkutsk region), TRZ «Valley of the Altai» (Altai Republic), TRZ «Turquoise Katun» (Altai Territory). The evaluation of the special economic zones' effectiveness of South Siberia is carried out on the basis of: monitoring actual and targets,

needed to analyze the impact of SEZ functioning; calculation of indicators that reflect the SEZ impact on the socioeconomic development of the subject of the Russian Federation on which territory they are located; determining the assessment of the SEZ efficiency through implementation of forecasting and planning of SEZ performance

Key words: special economic zones; efficiency; evaluation; performance indicators; operation; investment; economic and social development

Одним из депрессивных регионов в России является Южная Сибирь. Успешный мировой опыт таких стран, как США, Китай, Германия, показывает, что эффективным механизмом выхода депрессивных территорий страны из данного состояния является организация особых экономических зон (ОЭЗ) [1; 2]. В этих странах особые экономические зоны являются «точками роста» и стимулируют развитие экономики. Согласно официальным данным Министерства экономического развития РФ, на территории Южной Сибири действуют четыре ОЭЗ. В связи с этим, актуальность и задачи исследования определены необходимостью оценки эффективности деятельности ОЭЗ Южной Сибири для социально-экономического развития региона.

Географические рамки Южной Сибири определены с учетом ее приграничного положения с Казахстаном, Монголией и Китаем, а также в рамках физико-географической горной страны — Южная Сибирь. Таким образом, в данном исследовании рассмотрены следующие субъекты России, находящиеся на территории данного региона: Забайкальский край, Республика Бурятия, Иркутская область, Республика Тыва, Алтайский край, Республика Алтай.

По результатам синтеза нормативно-правовых актов РФ определены четыре ОЭЗ, действующие на территории Южной Сибири: ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань» (Республика Бурятия), ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» (Иркутская область), ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая» (Республика Алтай), ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край) [4; 5; 6; 7; 8].

На основе изучения научной литературы [1; 2; 3; 9], а также различных подходов и разработок по данной тематике [3 ] рассчитана оценка эффективности деятельности ОЭЗ на территории Южной Сибири. Расчёт осно-

ван на сравнении фактических показателей функционирования ОЭЗ с показателями, предусмотренными планом развития ОЭЗ.

Методика расчёта включает в себя мониторинг фактических и плановых показателей результативности функционирования ОЭЗ; расчет показателей, отражающих влияние ОЭЗ на социально-экономическое развитие субъекта РФ, на территории которого они расположены; определение оценки эффективности ОЭЗ на основе выполнения прогнозно-плановых показателей ОЭЗ.

Определение результативности ОЭЗ на территории Южной Сибири проводилось по следующим основным показателям:

1) объем средств федерального, регионального и муниципального бюджетов, направленных на финансирование создания объектов ОЭЗ, млн руб.;

2) количество резидентов ОЭЗ;

3) общий объем инвестиций, осуществленных резидентами на территории ОЭЗ, млн руб.;

4) объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ, млн руб.;

5) объем таможенных платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ, млн руб.;

6) объем выручки от продажи товаров, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и сумма доходов, млн руб.;

7) количество объектов инженерной инфраструктуры, построенных на территории ОЭЗ и введенных в эксплуатацию , ед.;

8) количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ на ее территории, ед.

Ряд приведённых фактических и прогнозных показателей ОЭЗ Южной Сибири представлен в табл. 2.

Расчет показателей, отражающих влияние ОЭЗ на социально-экономическое развитие субъекта РФ, на территории которого они расположены, проводился по следующим показателям:

7) объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней РФ, млн руб., за 2014 г.;

8) объем налогов, уплаченных в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ налогоплательщиками, зарегистрированными в субъекте РФ, на территории которого создана ОЭЗ за 2014 г., млн руб.;

9) отношение показателя объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ налогоплательщиками, зарегистрированными в субъекте РФ, на территории которого создана ОЭЗ, %.

В результате расчета показателей, отражающих влияние ОЭЗ на социально-экономическое развитие субъекта РФ, на территории которого они расположены, получены результаты, приведенные в табл. 1.

Таблица 1

Показатели, отражающие влияние деятельности ОЭЗ Южной Сибири на социально-экономическое развитие субъектов РФ, на которых они расположены

(на 1 января 2015 г.)

Наименование ОЭЗ ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая» ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань»

Количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ (данные на 1 января 2015 г.), ед. 45 14 30 13

Численность трудоспособного населения муниципального образования, на территории которого расположена ОЭЗ (по состоянию на 1 января 2015 г.), ед. 14 283 22 829 64 327 81

Отношение кол-ва рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ к численности трудоспособного населения муниципальных образований, на территории которых создана ОЭЗ, % 0,32 0,06 0,05 0,09

Объем выручки от продажи товаров, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и сумма доходов за 2014 г., млн р. 11 0 6 0

Объем валового регионального продукта субъекта РФ за 2014 г., млн р. 439 171 34 741 839 700 3

Объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы Рф за 2014 г., млн р. 1,79 1,01 1,9 0,54

Объем налогов, уплаченных в бюджеты всех уровней РФ налогоплательщиками, зарегистрированными в субъекте РФ, на территории которого создана ОЭЗ за 2014 г., млн р. 60 786 5 276 187 571 94

Отношение показателя, объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней РФ, к объему налогов, уплаченных в бюджеты всех уровней РФ налогоплательщиками, зарегистрированными в субъекте РФ, на территории которого создана ОЭЗ, % 0,003 0,02 0 0

Отношение объема выручки от продажи товаров, работ, услуг и т.д. к объему валового регионального продукта субъекта РФ, на территории которого создана ОЭЗ, % 0,002 0 0 0

1) количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ;

2) численность трудоспособного населения муниципального образования, на территории которого расположена ОЭЗ;

3) отношение количества рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ, к численности трудоспособного населения муниципальных образований, на территории которых они расположены;

4) объем выручки от продажи товаров, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и сумма доходов, млн руб.;

5) объем валового регионального продукта субъекта РФ, млн руб.;

6) отношение объема выручки от продажи товаров к объему валового регионального продукта субъекта РФ, на территории которого создана ОЭЗ;

Оценка эффективности функционирования особых экономических зон Южной Сибири производилась с учетом выполнения приведенных ранее прогнозно-плановых показателей ОЭЗ по каждой группе показателей [10].

Для оценки показателей использовалась пятибалльная система значений, принятая Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 491 «Об утверждении «Правил оценки эффективности функционирования особых экономических зон». При выполнении плановых показателей до 35 % выставлялся один балл; от 35 до 50 % — два балла; от 50 до 70 % — три балла; от 70 до 90 % — четыре балла; свыше 90 % — пять баллов. Итоговое значение определено как средневзвешенное значение полученных баллов по каждой ОЭЗ.

На их основании проведена оценка эффективности функционирования особых экономических зон Южной Сибири [10]. С применением следующих критериев: 0...1 бал-

лов — ОЭЗ действует неэффективно; два балла — у ОЭЗ низкий уровень эффективности; три балла — ОЭЗ функционирует условно эффективно с необходимостью совершенствования по отдельным направлениям; четыре балла — ОЭЗ функционирует достаточно эффективно; пять баллов — ОЭЗ функционирует эффективно. Результаты проведенных расчетов отражены в табл. 2. Показатели ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» не рассчитаны ввиду отсутствия программы развития данной ОЭЗ.

Показатели эффективности ОЭЗ Южной Сибири рассчитаны с 2011 по 2014 гг. Динамика названных показателей для особых экономических зон Южной Сибири с 2011 по 2014 гг. демонстрирует положительную тенденцию к росту, что оказывает качественное воздействие на социально-экономическое развитие субъектов РФ, на которых они расположены. Так, с 2011 г. показатели оценки эффективности по каждой ОЭЗ увеличились (см. рисунок).

Баллы

2,5

-ОЭЗ ТРТ БИРЮЗОВАЯ

КАТУНЬ"

-ОЭЗ ТРТ "ДОЛИНА АЛТАЯ"

ОЭЗ ТРТ

' 'БАЙКАЛЬС КАЯ ГАВАНЬ"

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Динамика показателей эффективности ОЭЗ Южной Сибири (2011-2014 гг.)

Выводы. В ходе проведенного исследования рассчитаны показатели эффективности ОЭЗ на территории Южной Сибири. Показатели эффективности ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» и ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань» составляют 3,71 и 3,14 балла соответственно. Это означает, что функционирование данных ОЭЗ достаточно эф-

фективное для субъектов РФ, на которых они расположены. Показатель эффективности ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая» равняется 2,14 балла. Функционирование ОЭЗ условно-эффективное, имеется необходимость совершенствования по отдельным направлениям.

Таблица 2

Оценка эффективности функционирования ОЭЗ на территории Южной Сибири (на 1 января 2015 г.)

Показатели, характеризующие деятельность ОЭЗ ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая» ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала»1 ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань»

Прогнозное значение Фактическое значение Процент выполнения Баллы Прогнозное значение Фактическое значение Процент выполнения Баллы Прогнозное значение Фактическое значение Процент выполнения Баллы Прогнозное значение Фактическое значение Процент выполнения Баллы

Объем бюджетных средств, млн р. 5409 4606 85 4 4971 4366 88 4 197 - - 5696 4443 78 4

Количество резидентов, ед. 15 13 87 4 8 5 63 3 - 4 - - 14 14 100 5

Инвестиции резидентов, млн р. 374 700 187 5 77 50 65 1 - 173 - - 130 148 114 5

Объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ, млн р. 3 1,8 60 3 1,6 3 188 5 - 3,5 - - 6 2,6 43 2

Объем выручки от продажи товаров, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и сумма доходов, млн р. 84 75 89 4 0 0,06 0 0 - 7 - - 0 0 0 0

Количество объектов инженерной инфраструктуры, построенных на территории ОЭЗ и введенных в эксплуатацию, ед. 8 4 50 3 14 2 14 1 - 0 - - 37 37 100 5

Количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ на ее территории, ед. 67 45 67 3 79 14 18 1 - 30 - - 40 13 33 1

Средний балл эффективности ОЭЗ 3,71 Средний балл эффективности ОЭЗ 2,14 Средний балл эффективности ОЭЗ - Средний балл эффективности ОЭЗ 3,14

1Примечание. Оценка эффективности не проводилась для ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала>> в связи с отсутствием «Перспективного плана развития ОЭЗ»

Исследование показало, что функционирование ОЭЗ на территории Южной Сибири является эффективным инструментом для социально-экономического развития

Список литературы_

региона. Это отражается, прежде всего, по таким показателям, как привлечение дополнительных инвестиций, создание рабочих мест, улучшение инфраструктуры и т.д.

1. Гварлиани Т.Е., Волков А.В., Волкова-Гончарова Т.А. Использование механизма особых экономических зон для развития спортивно-туристских кластеров // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4-1 (27). С. 50-54.

2. Колесникова Ю.Ф. Модернизация особыгх экономических зон в современной России: кластерный подход: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина. 2014. 23 с.

3. Меньшикова В.И., Передкова И.В. Методика оценки результативности функционирования особыгх экономических зон // Социально-экономические процессы и явления. 2013. № 11 (057). С. 70-76.

4. Информация о деятельности главного управления экономики и инвестиций Алтайского края // Официальный сайт главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.econom22.ru/about/activity/doklady-o-deyatelnosti-glavnogo-upravleni-ya-ekonomiki-i-mvestitsiy-altayskogo-kraya/index.php?sphrase_id=316060 (дата обрашения: 20.04.2016).

5. Строительство особой экономической зоны в Иркутской области ускорится // Официальный сайт Министерства экономического развития Иркутской области, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://irkobLru/sites/tour/news/detaiLphp?ELEMENT_ID=22926&sphrase_id=514871 (дата обрашения: 20.04.2016).

6. Особая экономическая зона «Долина Алтая» // Официальный сайт Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mineco04. ru/special-economic-zone-valley-of-the-altai/ (дата обрашения: 20.04.2016).

7. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» // Официальный сайт Министерства экономики Республики Бурятия, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.govrb.ru/baikal_harbor/index.php/ (дата обрашения: 20.04.2016).

8. Особые экономические зоны // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/sez/main/ (дата обрашения: 20.04.2016).

9. Передкова И.В. Специфика функционирования особых экономических зон в контексте динамичного развития экономики региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.0005. Тамбов, 2013. 25 с.

10. Special economic zones in Russia — which and where / / Ministry of economic development of the Russian Federation, 2015. Integrated foreign economic information portal. Access mode: http://www.ved.gov.ru/ eng/investing/sez/ (accessed 20.04.2016).

11. Special economic zones / S. Prihodko, N. Volovik, A. Hecht [at all.] // Consortium for Economic Policy Research and Advice. Moscow: IET, 2007. 247 p.

List of literature_

1. Gvarliany I.E., Volkov A.V., Volkova-Goncharova T.A. Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta (Proceedings of the Sochi State University), 2013, no. 4—1 (27), pp. 50—54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kolesnikova Y.F. Modernization of special economic zones in modern Russia: cluster approach [Modernizatsiya osobyh ekonomicheskih zon v sovremennoy Rossii: klasterny podhod]: Abstract. diss. ... cand. econom. sciences: 08.00.05. Tambov: TSU named after G.R. Derzhavin, 2014. 23 p.

3. Menshchikova V.I., Peredkova I.V. Sotsialno-ekonomicheskie protsessy i yavleniya (Socio-economic processes and phenomena), 2013, no. 11 (57), pp. 70—76.

4. Informatsiya o deyatelnostiglavnogo upravleniya ekonomikiiinvestitsiy Altayskogo kraya (Information on the activities of the main department of economy and investments of the Altai Territory): The official website of the main department of economy and investments of the Altai Territory, 2015 Available at: http://www. econom22.ru/about/activity/doklady-o-deyatelnosti-glavnogo-upravleniya-ekonomiki-i-investitsiy-altayskogo-kraya/index.php?sphrase_id=316060 (accessed 20.04.2016).

5. Stroitelstvo osoboy ekonomicheskoy zony v Irkutskoy oblasti uskoritsya (The construction of a special economic zone in the Irkutsk region will accelerate): The official website of the Ministry of Economic

Development of the Irkutsk region, 2015 Available at: http://irkobl.ru/sites/tour/news/detail.php?ELEMENT_ ID=22926&sphrase_id=514871 (accessed 20.04.2016).

6. Osobaya ekonomicheskaya zona «Dolina Altaya» (The special economic zone «Altai Valley» ): The official website of the Ministry of Economic Development and Tourism of the Republic of Altai, 2015 Available at: http: / / www.mineco04.ru/special-economic-zone-valley-of-the-altai/ (accessed 20.04.2016).

7. Osobaya ekonomicheskaya zona turistsko-rekreatsionnogo tipa «Baykalskaya gavan» (The special economic zone of tourist-recreational type «Baikal harbor»): The official website of the Ministry of Economy of the Republic of Buryatia, 2015 Available at: http://economy.govrb.ru/baikal_harbor/index.php/ (accessed 20.04.2016).

8. Osobye ekonomicheskiezony (Special economic zones): The official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, 2015 Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/ main/ (accessed 20/04.2016).

9. Peredkova I.V. Spetsifika funktsionirovaniya osobyh ekonomicheskih zon v kontekste dinamichnogo razvitiya ekonomiki regiona [Specificity of special economic zones' functioning in the context of dynamic development of the region's economy]. Tambov, 2013. 25 p.

10. Special economic zones in Russia — which and where (Special economic zones in Russia — which and where): Ministry of economic development of the Russian Federation, 2015. Integrated foreign economic information portal Available at: http: //www.ved.gov.ru/eng/investing/sez/ (accessed 20.04.2016).

11. Special economic zones [Special economic zones]; S. Prihodko, N. Volovik, A. Hecht [at all.]; Consortium for Economic Policy Research and Advice. Moscow: IET, 2007. 247 p.

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Петелин Сергей Михайлович, аспирант, Байкальский институт природопользования СО РАН, г. Улан-Удэ, Россия. Область научных интересов: особые экономические зоны, государственно-частное партнерство, региональная экономика

sergeypetelin2010@mail.ru

Sergey Petelin, postgraduate student, Baikal Institute of Environmental Management of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science, Ulan-Ude, Russia. Sphere of scientific interests: special economic zones, public-private partnership, regional economy

Образец цитирования

Петелин С.М. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Южной Сибири // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 6. С. 108—114. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-6-108-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.