УДК 330.15
© М. В. Намханова, Б. Б. Санжин
ОЦЕНКА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Статья посвящена туризму и рекреации как одному из наиболее интенсивно развивающихся направлений экономики. Авторами рассматриваются проблемы развития особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ), анализируется возможность становления и развития ОЭЗ ТРТ Республики Бурятия. На основе метода экспертных оценок проведен анализ факторов конкурентного преимущества региона, выявлены сильные и слабые стороны регионального развития.
Ключевые слова: особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ), детерминанты конкурентного преимущества, туристско-рекреационный потенциал.
M. V. Namkhanova, B. B. Sanzhin ASSESSMENT OF TOURISM POTENTIAL REPUBLIC BURYATIA
The article is devoted to tourism and recreation as one of the most intensively developing areas of the economy. The author considers the problems of development of special economic zones for tourism and recreation (TRZ) and analyzes the possibility of the formation and development of TRZ Republic of Buryatia. On the basis of expert assessments analyze the factors of competitive advantage in the region, identified the strengths and weaknesses of regional development.
Keywords: special economic zones for tourism and recreation (SEZ TR), determinants of competitive advantage, tourism potential.
Туризм и рекреация - одно из важнейших направлений развития большинства стран мира. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), общий вклад сектора туризма в формировании ВВП европейских стран составил в 2013 г. 8,7 % [1]. В России туризм также признан одним из приоритетных направлений социально-экономического развития.
Мировой опыт свидетельствует о том, что особые экономические зоны (ОЭЗ) являются эффективным средством региональной политики в процессе экономической модернизации. Пример того, как ОЭЗ могут повлиять на вектор национального развития - успешная трансформация экономики Китая.
В России в основном сформирована нормативно-правовая база, необходимая для функционирования четырех типов ОЭЗ на условиях государственно-частного партнерства: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. В настоящее время в первом чтении принят законопроект ФЗ «О территориях опережающего развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока». Территории опережающего развития - еще один вид особых (свободных) экономических зон.
Из всех типов ОЭЗ в РФ наименее эффективными являются особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ). К основным причинам можно отнести: значительные площади, удаленность от региональных центров, необходимость формирования обеспечивающей инфраструктуры, что требует значительных финансовых вложений, высокий уровень сезонности спроса и т. д.
Создание в Бурятии в 2007 году особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань», формирование в республике восьми зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа (2009-2013 гг.), включающих четыре кластера («Подлеморье», «Байкальский», «Кяхта», «Тункинская долина») - предопределяют создание республиканского мега-кластера «Туризм и рекреация».
Формирование регионального туристско-рекреационного комплекса позволит изменить архитектуру региональной экономики, даст значительный импульс развитию смежных отраслей: транспорт, сельское хозяйство, пищевая промышленность, строительство, индустрия строительных материалов, розничная торговля, общественное питание и др.
Минимальный мультипликативный эффект в смежных отраслях экономики и социальной сфере принимается равным 20 % величины эффекта в туристской сфере [2]. По нашим расчетам, в соответствии с прогнозными показателями объема платных услуг сумма налогов, уплачиваемых в бюджет предприятиями сферы туризма и рекреации и связанных с ними предприятий, составит в 2014 году 151,4 млн р., на планируемый период до 2020 года - свыше 2 млрд р.
В процессе развития ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» - якорного участника регионального кластера - возникают проблемы, о чем свидетельствует невыполнение целевых показателей приоритетного проекта. Так, объем инвестиций, осуществленных резидентами особой экономической зоны на 01.10.2014 составил 148 млн р. (2% от плана развития), количество введенных объектов инфраструктуры - 37 (43% от плана развития) [3].
Одна из основных причин неготовности имеющихся и потенциальных резидентов инвестировать в объекты особой экономической зоны -возможно, завышенная оценка туристско-рекреационного потенциала территории, связанные с этим опасения незначительного туристского потока и, соответственно, недостижение целевой рентабельности капитальных вложений.
Отсюда актуальной становится необходимость оценки туристско-рекреационного потенциала территории для определения обоснованности целевых ориентиров, сформулированных в планах развития ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» и соответствующих планов смежных отраслей.
По информации Бурятского филиала ОАО «Особые экономические зоны», (ОАО «ОЭЗ»), у потенциальных инвесторов ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» возникают следующие вопросы:
- подтвержден ли «очевидный» потенциал и уникальность территории ОЭЗ ТРТ актуальными исследованиями на основе авторитетной экспертизы консалтинговых/ маркетинговых компаний?
- каков ожидаемый спрос, его структурирование по потенциальным туристическим продуктам, уровень возврата на инвестиции (ROI)?
- возможно ли инвестору инициировать взаимодействие с уполномоченными органами управления ОАО «ОЭЗ» по оперативному изменению проекта планировки с учетом изменяющихся экономических условий?
- действительно ли будет государство разделять административные и прочие риски и обеспечивать гарантии выполнения принятых обязательств в рамках (ГЧП)?
Таким образом, в процессе становления ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» возникает множество проблем, связанных, с одной стороны, с оценкой туристско-рекреационного потенциала территории, с другой - с процессами проектного управления в изменяющихся экономических условиях.
Под туристским потенциалом территории авторы понимают совокупность природных, производственно-экономических и социальных ресурсов территорий в условиях сформированной институциональной среды, обеспечивающей возможность реализации туристского продукта на принципах устойчивого развития. Ориентация на устойчивое развитие касается ответственного использования природных ресурсов с целью сохранения окружающей среды как основы успешного развития сферы туризма и рекреации.
В отечественной и международной специальной литературе рассматриваются различные подходы к оценке туристско-рекреационного потенциала. В большинстве работ в качестве универсальной модели оценки потенциала используют модель «конкурентного ромба» М. Портера. Как известно, модель содержит четыре детерминанты конкурентного преимущества: параметры факторов, условия спроса, родственные и поддерживающие отрасли, стратегии фирм и характер конкуренции на рынке [4].
По мнению авторов, адаптация модели М. Портера для целей данного исследования позволит определить факторную структуру детерминантов, оценить состояние их выраженности и в целом дать интегральную оценку туристско-рекреационного потенциала Республики Бурятия для реализации проектов развития ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» и республиканских зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа.
Для решения поставленной задачи нами проведены опросы и интервью экспертов в области туризма: руководителями предприятий сферы туризма и рекреации, представителями региональных и муниципальных органов управления, а также образовательных и научных учреждений. Всего в течение мая - августа 2013 года опрошено 67 респондентов, из них 35 - представители предприятий сферы туризма, 7 - представители
региональных и муниципальных органов управления, остальные - представители образовательных и научных учреждений.
Для оценки каждого фактора в анкетном опросе использовалась 10-балльная цифровая шкала, в которой «1 балл» - низший балл (фактор неконкурентоспособен), «10 баллов» - наивысший балл (идеальное состояние фактора).
По М. Портеру основные детерминанты национального конкурентного преимущества в сфере услуг аналогичны детерминантам, характерным для производственных отраслей (так называемый «национальный ромб»):
1. Параметры факторов.
2. Параметры спроса.
3. Стратегия фирм, их структура и соперничество.
4. Родственные и поддерживающие отрасли.
Влияние факторов определяется во-первых, географическим местоположением страны, региона. Так, для сферы туристических услуг страны Средиземноморья, Юго-Восточной Азии обладают факторным преимуществом в сфере международной конкуренции. В России данный фактор имеют, например, Краснодарский край (Черное море) и Республика Бурятия (оз. Байкал).
По мнению экспертов, фактор «Географическое положение, транспортная инфраструктура» находится в интервале высоких и очень высоких оценок (в среднем 7,1) и имеет следующие сильные стороны:
1. Высокий ресурсный потенциал республики, включающий наличие разведанных природных ресурсов: минеральных, лесных, водных.
2. Близость к быстроразвивающимся странам АТР и СевероЮго-Восточной Азии, наличие устойчивых экономических связей с Монголией и Китаем.
3. Значительный транзитный потенциал - наличие международного аэропорта, регионального участка Транссибирской железной дороги, Байкало-Амурской магистрали, федеральных автодорог позволяет участвовать в грузопотоках между Западом и Востоком России, Европой и Центральной Азией.
4. Высокий рекреационный потенциал - 45 % территории -ареалы высокого рекреационного потенциала; 9 % от площади республики составляют национальные парки, заповедники и заказники, многочисленны источники минеральных и термальных вод, залежи лечебных грязей.
Вместе с тем, эксперты отметили наличие слабых сторон данного фактора:
1. Удаленность Республики Бурятии от центра России, высокие тарифы на авиа-, железнодорожные перевозки не позволяют обеспечить интенсивные связи со многими регионами страны.
2. Резко континентальный климат со среднегодовой температурой - 1,6 градуса, более половины территории относится к районам Край-
него Севера и приравненной к ним местности. Соответственно большая часть территории находится в зоне рискованного земледелия.
3. «Байкальский фактор», определяющий особые условия природопользования, повышенные капитальные затраты и экологические ограничения на перспективные виды деятельности.
4. Низкая плотность железнодорожных и автомобильных дорог, неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры, в т. ч. в приграничных территориях.
Второй важнейший фактор - экономический потенциал. Эксперты выделили следующие сильные стороны:
1. Заинтересованность Правительства Республики Бурятия в повышении инвестиционной привлекательности региона. Приняты основные программные документы, определяющие стратегию развития отрасли.
2. Создание базовой обеспечивающей инфраструктуры ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», республиканских туристско-рекреационных кластеров, в основном, за счет федеральных и региональных бюджетных средств.
3. Наличие вузовской и академической науки, позволяющей обеспечить проведение научно-исследовательских работ в сфере туризма и рекреации.
В качестве слабых сторон эксперты отметили:
1. Нестабильность мировой конъюнктуры, снижение цен на энергоносители и металлы, кризисные явления в экономике России.
2. Отсутствие конкурентоспособной узкоспециализированной ниши в региональной, российской и мировой системе разделения труда.
3. Высокая стоимость тарифов на электроэнергию и как следствие - неконкурентоспособность региональной продукции и товаров на внутреннем и международном рынках.
4. Отсутствие дифференциации в определении конкурентных преимуществ региона по сравнению с Иркутской областью и Забайкальским краем.
Общая экспертная оценка - 5,5 балла свидетельствует о недостаточном уровне экономической составляющей туристско-рекреационного потенциала региона.
Следующий фактор - наличие и стоимость квалифицированного труда. Так, в Израиле наличие значительного количества докторов, осуществляющих обширные исследования в современных учреждениях, способствует повышению качества медицинских услуг.
К сильным сторонам эксперты отнесли:
1. Низкий уровень социальной конфликтности, мирное сосуществование многочисленных конфессий.
2. Высокий уровень предпринимательской активности населения, рост миграционной активность населения региона.
3. Развитая образовательная инфраструктура, высокий образовательный уровень населения.
4. Улучшение демографической ситуации: стабильный на протяжении последних трех лет естественный прирост населения (в среднем 4,3 %0) [5].
Слабые стороны [5]:
1. Демографические диспропорции: несмотря на естественный прирост, наблюдается миграционная убыль населения: в 2012 году -4523 чел.
2. Снижение численности экономически активного населения (менее 50 %).
3. Относительно высокий уровень безработицы: 7,9 % экономически активного населения за 2012 год.
4. Высокий удельный вес численности работников, занятых во вредных и опасных условиях труда: добыча полезных ископаемых -49,5 %; обрабатывающие производства - 28,9 %; строительство - 15,6 %: по всем видам деятельности наблюдается прирост данного показателя.
5. Положительная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения: 102,5 % (2012 г. по сравнению с 2011 г.).
Общая средняя оценка факторов группы «Трудовые ресурсы» - 5,5 свидетельствует о необходимости повышения квалификации работников данной сферы путем подготовки специалистов с определенными профессиональными компетенциями.
Следующий важный фактор - государственное регулирование сферы туристско-рекреационных услуг, уровень развития институциональной среды. Эксперты отмечают, с одной стороны, необходимость формирования достаточной нормативно-правовой базы в сфере туризма и рекреации. С другой стороны, минимальное государственное регулирование сферы туризма, как и любых других сфер в условиях рыночной экономики, позволит обеспечить интенсивное развитие отрасли на протяжении последующих лет.
В оценке группы факторов «Институциональная среда. Государственное регулирование» преобладают относительно высокие оценки - 6,4 балла, что свидетельствует о положительной оценке данной группы факторов.
Таким образом, первую детерминанту конкурентного преимущества региона, эксперты оценили на уровне - 6,3 балла, что соответствует высокому уровню конкурентоспособности.
Следующая детерминанта - параметры спроса. Отрасль обеспечивает удовлетворение базовой потребности человека: восстановление воспроизводственного потенциала. В условиях сокращения выездного туристического потока активно развивается внутренний туризм («Отдыхаем дома, в России!»), в т. ч. в Байкальском субрегионе - с использованием известного бренда озера Байкал.
Быстрорастущий спрос на туристско-рекреационные услуги, как традиционные, так и новые по форме и содержанию является одной из важнейших детерминант конкурентоспособности регионов, стран в условиях конкурентной среды. Сфера туристических услуг, входящая в тре-
тичный сектор экономики, развивается наиболее высокими темпами, занимает все большую долю в формировании ВВП.
Изучение основных тенденций изменения спроса и оценка его будущих перспектив осуществляется с учетом анализа факторов, определяющих величину спроса. К числу факторов, действующих на макроуровне, относится уровень реальных среднедушевых расходов, цен, соотношение цен и доходов, сложившийся уровень удовлетворения потребностей в конкретном спектре услуг.
Макроуровневые факторы спроса в значительной степени определяются состоянием экономики в целом, а также проблемами развития депрессивных приграничных территорий [6]. Факторы мезоуровня определяются отраслевой спецификой рассматриваемого сегмента сферы услуг, а также равномерностью распределения сети услуг по территории.
Для российской сферы услуг характерны общемировые тенденции, как увеличение доли услуг в ВВП. Однако она имеет специфические черты: однообразие и низкое качество предоставляемых услуг; углубление диспропорций в развитии отдельных отраслей услуг; ориентация производства нематериальных услуг на потребителей с высоким уровнем дохода; относительно низкий индекс инвестиционной деятельности по сравнению с зарубежными странами; низкая инновационная активность; недоступность большей части услуг значительной части населения; преобладание услуг обязательного характера, слабые позиции России на мировом рынке нематериальных услуг с точки зрения ассортимента.
Снижение темпов развития национальной экономики, признаки надвигающейся экономической рецессии будут влиять на снижение уровня покупательной способности потенциальных туристов. С учетом этого условия величина спроса оценена экспертами достаточно низко - 4,6 балла, что свидетельствует о необходимости реализации мер как внешнего, так и внутреннего характера, направленных на увеличение спроса на ту-ристско-рекреационные услуги региона.
К внешним относятся меры государственного стимулирования спроса. Положительная роль государства в развитии туристско-рекреационного потенциала региона - софинансирование создания обеспечивающей инфраструктуры ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» и турист-ско-рекреационных кластеров республики на условиях государственно-частного партнерства. Вместе с тем возможны и другие способы государственного стимулирования, прежде всего, внутреннего спроса на услуги сферы туризма и рекреации. Например, льготирование транспортных расходов на авиаперелеты среднемагистральной дальности, возмещение расходов некоторых целевых групп, таких как пенсионеры и школьники.
К внутренним условиям, позволяющим повысить спрос, относится расширение ассортимента предоставляемых услуг, обеспечение их качества, формирование ценовой политики, позволяющей стимулировать спрос потенциальных клиентов.
Следующая важная детерминанта, определяющая конкурентоспособность и соответственно туристско-рекреационный потенциал регио-
на - уровень конкуренции на рынке данных услуг. Конкуренция на рынке туристско-рекреационных услуг внутри региона признана экспертами слабой: 3,9 балла.
В настоящее время происходит усиление конкуренции на уровне туристских дестинаций - отрасли туризма на мезоуровне. Для этого необходимо обеспечить конкурентоспособность не только отдельных хозяйствующих субъектов, но и уровень развития туристской индустрии в целом по республике. Синергетический эффект будет обеспечен дальнейшим организационным развитием квази-кластеров в сфере туризма республики.
Шкала оценок территориального потенциала туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия
Критерии Факторы Диапазон оценок
Очень низкая Низкая Средняя Высокая Очень высокая
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Параметры факторов 6,3
Географическое положение, транспортная инфраструктура 7,9
Экономический потенциал 5,5
Трудовые ресурсы 5,5
Институциональная среда. Государственное регулирование 6,4
Параметры спроса 4,6
Сезонные колебания спроса 3,2
Пакет туристских услуг 5,0
Положительный имидж туриндуст-рии региона 5,5
Уровень конкуренции внутри региона 3,9
Родственные и поддерживающие отрасли 5,4
Совокупная оценка 5,1
Литература
1. Travel& Tourism Economic Impact 2014 Europe - London: WTTC Travel & Tourism Economic Impact. - 2014. - 6 p.
2. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.): федеральная целевая программа [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fcp.economy.gov.ru
3. URL: http://www.russez.ru
4. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993. - 895 с.
5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (Бурятстат): официальный сайт. - URL: http://burstat.gks.ru/
6. Атанов Н. И., Мункодугарова А. Б. Депрессивные приграничные регионы: проблемы развития // ЭКО. - 2014. - №6 (480). - С. 142-151.
7. Санжин Б.Б., Санжина О.П., Тармаев О.А. Применение облачных технологий в региональном управлении особыми экономическими зонами турист-ско-рекреационного типа // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. - 2013. - №6(45). - С. 159-163.
Намханова Маргарита Валентиновна - доктор экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет». 8(3012) 21-37-44, e-mail: [email protected]
Санжин Бато Баирович - консультант ООО «Сервенинг+». 8(9025) 65-1186, e-mail: [email protected]
Namkhanova Margarita Valentinovna, doctor of economic sciences, professor, Buryat State University
Dondukov Zhargal Garmazhapovich, chief of the budgetary division, Financial governing the local administration MO «Bauntovskiy evenkiyskiy region»»