Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития особых экономических зон туристского типа в условиях кризиса'

Актуальные проблемы развития особых экономических зон туристского типа в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
853
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОНЫ ТУРИСТСКОГО ТИПА / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ИНВЕСТИЦИИ В ТУРИЗМЕ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ЗОН / ZONES OF TOURISM TYPOLOGY / TOURIST CLUSTER / INVESTMENTS IN TOURISM / PROBLEMS OF TOURIST ZONE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шариков В.И.

В условиях кризиса туристского рынка появляется реальная возможность содейство вать развитию внутреннего и въездного туризма, формируя туристский спрос вну три нашей страны. В этой связи рассматриваются актуальные проблемы развития ОЭЗ ТРТ в условиях кризиса. В частности, раскрывается специфика управления ОЭЗ ТРТ, дается оценка их текущего состояния, приводятся основные показатели эффек тивности, рассматриваются перспективы дальнейшего развития зон туристскорекреационного типа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of development of special economic zones of tourist type in the conditions of crisis

Under the influence of crisis comes the opportunity for a state to develop inner and outer tour market, to form tourism demand inside Russia. This article studies the actual problematic of OEZ TRT enterprise, their current state, problems, main effectiveness index and many more.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития особых экономических зон туристского типа в условиях кризиса»

10. Юркина Л.В., Махотин Д.А. Проектные технологии формирования исследовательской культуры студентов // Горный

информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2012. № 94. С. 205-210.

УДК 338.482.22

В.И. ШАРИКОВ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ТУРИСТСКОГО ТИПА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

В условиях кризиса туристского рынка появляется реальная возможность содействовать развитию внутреннего и въездного туризма, формируя туристский спрос внутри нашей страны. В этой связи рассматриваются актуальные проблемы развития ОЭЗ ТРТ в условиях кризиса. В частности, раскрывается специфика управления ОЭЗ ТРТ, дается оценка их текущего состояния, приводятся основные показатели эффективности, рассматриваются перспективы дальнейшего развития зон туристско-рекреационного типа.

Ключевые слова: зоны туристского типа, туристский кластер, инвестиции в туризме, проблемы развития туристских зон.

Under the influence of crisis comes the opportunity for a state to develop inner and outer tour market, to form tourism demand inside Russia. This article studies the actual problematic of OEZ TRT enterprise, their current state, problems, main effectiveness index and many more.

Keywords: zones of tourism typology, tourist cluster, investments in tourism, problems of tourist zone development.

В условиях кризиса, затронувшего российский туризм, появляется повод поднять вопрос о более динамичном развитии внутреннего и въездного туризма. В частности, рассмотреть ситуацию с особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа (далее - ОЭЗ ТРТ). Сейчас на территории России существует 28 особых экономических зон, большая часть которых принадлежит к туристско-рекреационному типу.

В 2006 г. было создано ОАО «Особые экономические зоны», 100% акций

© Шариков В.И., 2016

которого принадлежат государству. В 2010 г. постановлением Правительства Российской Федерации для управления особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа на Юге России создано АО «Курорты Северного Кавказа» (АО «КСК») [3].

Правовое регулирование отношений в сфере особых экономических зон в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом Российской Федерации от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [8].

В соответствии со ст. 4 данного Закона могут создаваться особые экономи-

ческие зоны четырех типов: промыш-ленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. На территории ОЭЗ вводится особый режим ведения предпринимательской деятельности, могут использоваться процедуры свободной таможенной зоны. Не допускается размещение объектов жилищного фонда, за исключением туристско-рекреа-ционной зоны.

Управление особой экономической зоной осуществляет управляющая компания (акционерное общество либо иное хозяйственное общество), которая заключает соглашение с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. При этом по решению Правительства Российской Федерации зоны одного или нескольких типов могут быть объединены в кластер. Особая

экономическая зона создается на сорок девять лет без возможности дальнейшего продления ее работы.

Таким образом, особая экономическая зона - это территория, наделенная особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения инвесторов в приоритетные отрасли экономики России.

Туристско-рекреационные зоны обычно располагают в привлекательных для туристов регионах, которые готовы предложить все необходимые условия для развития туризма. Эти зоны должны способствовать формированию территорий экономического роста, создавать конкурентоспособные туристские услуги.

В табл. 1 предоставлены приоритетные направления развития ОЭЗ ТРТ, формируемых АО «Особые экономические зоны».

Таблица 1

Приоритетные направления развития ОЭЗ ТРТ, формируемых АО «Особые экономические зоны» [7]

ОЭЗ ТРТ Приоритетные направления развития туризма

1 2

«Долина Алтая» (Республика Алтай) • Экологический туризм; историко-культурный туризм; • лечебно-оздоровительный; активный туризм; • экстремальный туризм

«Байкальская гавань» (Республика Бурятия) • Лечебно-оздоровительный; круизный; горнолыжный туризм; • экологический; экскурсионный; религиозный туризм

«Бирюзовая Катунь» (Алтайский край) • Гостиничный бизнес; общественное питание; туристско-экс-курсионное обслуживание; спортивно-оздоровительные услуги

«Ворота Байкала» (Иркутская область) • Деловой; экскурсионный; лечебно-оздоровительный туризм; • экологический; спортивный и приключенческий туризм; • водный, круизный; горнолыжный туризм

«Завидово» (Тверская область) • Создание прибрежного всесезонного курорта; • бизнес-парк с наукоемкими производствами

«Куршская коса» (Калининградская область) • Пляжный туризм; • оздоровительный туризм

Окончание табл. 1

1 2

«Гранд СпаЮца» (Ставропольский край) • Развлекательный, спортивный, экскурсионный туризм; • лечебно-оздоровительный, экотуризм, археологический туризм

«Остров Русский» (Приморский край) • Гостиничные комплексы; • экотуризм; спортивный и экстремальный туризм; • рекреационный туризм; бизнес-туризм; водный туризм; • SPA-туризм; бальнеологический туризм (минеральные воды); • создание прибрежного всесезонного курорта; • бизнес-парк с наукоемкими производствами

Следует заметить, что АО «Особые экономические зоны» не является монополистом в управлении туристско-рекреационными зонами. Например, развитием туристского кластера Северного Кавказа занимается АО «Курорты Северного Кавказа», акционером которого является государство.

В особых экономических зонах за счет бюджетных средств создается инженерная, транспортная и социальная инфраструктура.

В табл. 2 представлены туристско-рекреационные комплексы, развиваемые АО «Курорты Северного Кавказа».

Таблица 2

Туристско-рекреационные комплексы, развиваемые АО «Курорты Северного Кавказа» [1]

Туристско-рекреационные комплексы Приоритетные направления развития туризма

1 2

«Армхи» (Джейрахский район Республики Ингушетия) Экотуризм; исторический; познавательный; горнолыжный

«Архыз» (Зеленчукский и Урупский районы Карачаево-Черкесской Республики) Горнолыжный; лечебно-оздоровительный

«Ведучи» (Итум-Калинский район Чеченской Республики) Горнолыжный; культурно-познавательный

«Каспийский прибрежный кластер» (Дербентский, Кара-будахкентский, Каякентский и Магарамкентский районы Республики Дагестан) Лечебно-оздоровительный; этнографический; познавательный

«Лагонаки» (Апшеронский район Краснодарского края и Майкопский район Республики Адыгея) Горнолыжный; рафтинг, альпинизм, конные прогулки

Окончание табл. 2

1 2

«Мамисон» (Алагирский и Ирафский районы Республики Северная Осетия - Алания) Горнолыжный; лечебно-оздоровительный

«Матлас» (Хунзахский район Республики Дагестан) Лечебно-оздоровительный; познавательный; горнолыжный

«Бальнеологические курорты Ставропольского края» (город-курорт Ессентуки, город-курорт Железноводск, город-курорт Кисловодск, г. Лермонтов, город-курорт Пятигорск, Минераловодский и Предгорный муниципальный районы Ставропольского края) Лечебно-оздоровительный; культурно-познавательный

«Цори» (Джейрахский и Сунженский районы Республики Ингушетия) Вопрос развития курорта прорабатывается

«Эльбрус-Безенги» (Черекский, Чегемский, Зольский и Эльбрусский районы Кабардино-Балкарской Республики) Горнолыжный; экскурсионный; экологический; лечебно-оздоровительный

Следует заметить, что проект создания туристского кластера в СевероКавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея является одним из приоритетных проектов нашей страны. Поставлена задача обеспечить устойчивое развитие региона и рост региональной экономики за счет создания и развития туристской отрасли, сочетающей горнолыжный и бальнеологический профиль [1]. Первый этап строительства курортов планируется завершить в 2016 г., второй - в 2025 г.

Стоимость проекта туристского кластера региона с учетом мультипликативного эффекта предполагает привлечение инвестиций в размере 450 млрд руб. Государственные инвестиции составят 60 млрд руб., а частные - 390 млрд руб.

Резиденты территорий этих курортов могут претендовать на следующие льготы:

• освобождение от налога на имущество сроком на 10 лет;

• освобождение от земельного налога сроком на 5 лет;

• сниженные ставки аренды на земельные участки;

• освобождение от налога на прибыль, уплачиваемого в федеральный бюджет (для уплаты налога в субъекты регионов страны ставка не превысит 13,5%).

В соответствии с российским законодательством резидентом ОЭЗ ТРТ может стать любая компания (индивидуальный предприниматель), юридически оформленная на территории субъекта Федерации, в границах которого расположена особая экономическая зона. Исключение составляют унитарные предприятия [1].

Для получения статуса резидента ОЭЗ ТРТ потенциальный инвестор должен подготовить комплект необходимых документов, разработать бизнес-план, защитить инвестиционный проект в Наблюдательном и Экспертном советах. Затем он должен заключить

трехстороннее соглашение с Минэкономразвития и АО ОЭЗ о ведении деятельности на территории ОЭЗ ТРТ.

При этом инвестиции могут быть направлены для комплексной застройки некоторого туристского объекта, для постройки отдельного комплекса (гостиница, СПА-комплекс, горно-

Анализ данных табл. 3 показывает, что наибольшие проблемы связаны с ОЭЗ ТРТ «Остров Русский». Действительно, с момента создания ОЭЗ и до сих пор имеются нерешенные вопросы, связанные с выбором земельных участков, находящихся в ведении Минобороны России, и безвозмездной их передачей из федеральной собственности в собственность Приморского края для включения в границы ОЭЗ ТРТ [2].

В настоящее время Минэкономразвития России направило на согласование заинтересованным органам исполнительной власти проект постановления Правительства Российской Федерации о досрочном прекращении существования данной ОЭЗ.

В табл. 4 представлены основные ви-

лыжный комплекс, рестораны и т.д.) или для строительства объекта инфраструктуры туризма (химчистка и т.д.).

Рассмотрим условия, на которых осуществляется развитие ОЭЗ ТРТ. В табл. 3 представлено описание данных зон на текущий момент по четырем основным критериям.

ды льгот и преференций для потенциальных резидентов ОЭЗ ТРТ.

По состоянию на начало 2016 г. на территории ОЭЗ ТРТ оказываются следующие туристские услуги [7]:

• «Бирюзовая Катунь» - гостиничные услуги, услуги питания, посещение озера, предоставление права проезда по мостовому переходу через р. Ка-тунь со стороны автодороги М 52 Чуй-ский тракт на территорию ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», услуги по аренде корта;

• «Долина Алтая» - услуги по организации отдыха и развлечений: развлекательные услуги на воде и пляже, предоставление оборудованного пляжа;

• «Байкальская гавань» - гостиничные услуги.

Таблица 3

Характеристика текущего состояния ОЭЗ ТРТ [7]

ОЭЗ ТРТ Площадь, га Срок действия, лет Государственные инвестиции, млрд руб. Количество резидентов

по плану по факту

«Долина Алтая» 857 49 8,884 2,3 5

«Байкальская гавань» 3613 20 18,6 3,9 10

«Бирюзовая Катунь» 3326,3 49 8,4 3,97 17

«Ворота Байкала» 2346,9 49 11,8 - 5

«Завидово» 1500 - 24,9 - -

«Куршская коса» 282 - 4,7 0,7 -

«Гранд СпаЮца» 843 49 0,199 - -

«Остров Русский» 3613 - 0 0 -

Таблица 4

Основные виды льгот и преференций для резидентов ОЭЗ ТРТ

ОЭЗ ТРТ Льготы и преференции для резидентов

Налог на имущество Земельный налог Транспортный налог Налог на прибыль Льготные условия аренды земли

«Долина Алтая» Отмена на 5 лет Отмена на 5 лет Снижение ставки в течение 10 лет Снижение на 4% в течение 10 лет Не более 2% от кадастровой стоимости в год

«Байкальская гавань» 0% на 5 лет 0% на 5 лет 0% на 5 лет Снижение на 4% в течение 5 лет 2% от кадастровой стоимости в год, возможность права выкупа

«Бирюзовая Ка-тунь» Отмена на 10 лет Отмена на 5 лет 13,5% 2% от кадастровой стоимости в год с учетом понижающего коэффициента 0,01

«Ворота Байкала» Отмена на 10 лет Отмена на 5 лет - 13,5% 0,01%

«Завидово» - - - - -

«Куршская коса» - - - - -

«Гранд СпаЮца» Отмена на 10 лет Отмена на 5 лет - 13,5% 0,01%

«Остров Русский» - - - - -

Таким образом, наиболее широкий спектр туристских услуг на данный момент услуг предоставляет ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь». По ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» данные отсутствуют.

Рассмотрим проблемы, связанные с развитием ОЭЗ ТРТ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение о создании ОЭЗ ТРТ «Куршская коса» было принято в 2007 г. [4]. В 2012 г. планировалось изменение места расположения земельных участков, входящих в состав ОЭЗ ТРТ на территории Калининградской области. Однако это решение не было принято. В настоящее время разработан проект планировки территории. Межевание

территории ОЭЗ не проведено. Строительство объектов на территории ОЭЗ ТРТ не начато. Компании-резиденты ОЭЗ ТРТ на территории Зеленоградского района Калининградской области отсутствуют [7].

Также в 2007 г. было принято решение о создании ОЭЗ ТРТ «Гранд СпаЮца» в Ставропольском крае. На данный момент межевание этой территории не проведено, компании-резиденты отсутствуют. Таким образом, перспективы этой зоны не ясны.

Другой пример. В 2010 г. в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012 была создана ОЭЗ ТРТ «Остров Рус-

ский». С ее помощью власти надеялись привлечь инвестиции в развитие туристского потенциала региона и загрузить построенные к саммиту инфраструктурные объекты [5]. Однако за эти годы не нашлось ни одного инвестора, пожелавшего стать резидентом этой зоны. Поэтому было предложено закрыть ОЭЗ ТРТ на острове Русский, хотя окончательное решение еще не принято. При этом власти Владивостока планируют подать заявку на создание в Приморском крае зоны промышленно-производственного типа (ППТ).

Следует заметить, что в 2010 г. Минэкономразвития из-за отсутствия инвесторов уже закрывало ОЭЗ ТРТ в Краснодарском крае на территории Анапы, Сочи, Геленджика и Туапсе.

Таким образом, на данный момент реально работают только 4 ОЭЗ ТРТ: «Долина Алтая», «Байкальская гавань», «Бирюзовая Катунь», «Ворота Байкала».

Также вызывает вопросы эффективность расходования средств на создание ОЭЗ ТРТ. В частности, в 2014 г. Счетная палата проводила проверку эффективности зон туристского типа. Было установлено, что за семь лет в ОЭЗ ТРТ государство вложило почти 122 млрд руб., но условно-эффективной была признана только деятельность ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типа [5].

В то же время анализ деятельности туристско-рекреационных комплексов Северо-Кавказского федерального округа показывает, что в условиях экономического кризиса поступательное развитие и финансирование наблюдаются только во всесезонном туристско-рекреационном комплексе «Архыз» (ВТРК «Архыз»). Следует заметить,

что другие проекты туристского кластера под управлением АО «КСК» развиваются более медленными темпами.

Например, на межрегиональном форуме Общероссийского народного фронта, состоявшемся в январе 2016 г., Президент России Владимир Путин положительно оценил работу, проведенную АО «КСК», Министерством России по делам Северного Кавказа и Карачаево-Черкесией по созданию ВТРК «Архыз» [1]. Особое внимание было уделено продвижению туристско-рекреационных возможностей, созданных в регионе.

Несмотря на непростую ситуацию в экономике, ВТРК «Архыз» будет развиваться в рамках проекта туристского кластера, создаваемого АО «Курорты Северного Кавказа». При этом в рамках реализации программы импор-тозамещения в сфере туризма проект туристского кластера играет одну из ключевых ролей в стране. Например, в период новогодних праздников курорты «Архыз» в Карачаево-Черкесии и «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии, входящие в состав курортов СевероКавказского туристского кластера, посетили около 75 тыс. туристов.

В этих условиях необходимо совершенствовать систему статистического наблюдения в сфере туризма с учетом международных рекомендаций по статистике туризма, формировать показатели собирательной группировки «Туризм» на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) [9].

В целях определения актуальных проблем развития ОЭЗ ТРТ проведем оценку их текущего состояния. В табл. 5 представлены показатели эффективности ОЭЗ ТРТ по состоянию на 2015 г. [2].

Таблица 5

Основные показатели эффективности деятельности ОЭЗ ТРТ

ОЭЗ ТРТ Необходимость субсидирования операционной деятельности управляющей компании Окупаемость бюджетных вложений с учетом планируемых налоговых отчислений резидентов до 2023 г. Соотношение государственных и частных инвестиций Среднее выполнение плановых показателей, %

«Долина Алтая» 60 млн руб. в год до 2021 г. Не обеспечивается 1/0,02 15

«Байкальская гавань» 60 млн руб. в год до 2017 г. Не обеспечивается 1/0,02 17

«Бирюзовая Ка-тунь» - Не обеспечивается 1/0,2 45

«Ворота Байкала» 40 млн руб. в год до 2020 г. Не обеспечивается 1/0,8 Выполнены

Анализ данных табл. 5 показывает, что управляющие компании ОЭЗ ТРТ нуждаются в субсидировании своей деятельности в объемах от 40 до 60 млн руб. ежегодно. Бюджетные вложения не окупятся к 2023 г. во всех случаях даже с учетом планируемых отчислений резидентов этих зон.

В каждом случае наблюдается преобладание бюджетных инвестиций. Доля частных инвестиций невелика, кроме экономической зоны «Ворота Байкала». Также только у этой ОЭЗ ТРТ на данный момент выполнены практически все плановые показатели развития.

По всем показателям оценки эффективности отстающей на данный момент является ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая». Одной из проблем этой зоны в Республике Алтай является то, что в горном регионе для развития пляжного отдыха было построено искусственное озеро, которое должны были сдать еще к концу 2011 г. [6], но из-за нарушения технологии строительства озеро постоянно протекает.

В настоящее время здесь действует только парк развлечений. Получается, что внутренний турпоток увеличивается, но ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая» пока не может принять туристов в большем объеме.

При этом следует заметить, что в целом из четырех ОЭЗ ТРТ полноценно работает только зона «Бирюзовая Ка-тунь». Остальные зоны все еще находятся в процессе обустройства и имеют низкий уровень текущей инфраструктуры.

Таким образом, на наш взгляд, в условиях экономического кризиса и сокращения финансирования развитие ОЭЗ ТРТ будет замедляться. Даже в докризисные времена не было значительного увеличения компаний-резидентов, вкладывающих средства в зоны туристского типа. В современных условиях снижения покупательского спроса и высоких ставок кредитования инвесторы испытывают объективные трудности в привлечении инвестиций в ОЭЗ ТРТ.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Курорты Северного Кавказа /Туристический кластер. URL: http://www.ncrc.ru/ru/ page/turisticheskiy-klaster/ (дата обращения: 06.02.2016).

2. Министерство экономического развития Российской Федерации / Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, созданная на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края. URL: http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/sez/main/zone03/ (дата обращения: 08.02.2016).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 73 «О создании на территории Зеленоградского района Калининградской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа».

5. РБК. Ежедневная деловая газета / Минэкономразвития предлагает закрыть две особые экономические зоны. URL: http//www. rbcdaily.ru/economy/562949992170761 (дата обращения: 06.02.2016).

6. Российская газета / Текущий момент. Дефекты строительства искусственного озера тормозят открытие турзоны в Республике Алтай. URL: http://www.rg.ru/2015/05/28/ reg-sibfo/ozero.html (дата обращения: 16.02.2016).

7. Россия. Особые экономические зоны / Туристический тип ОЭЗ. URL: http://www. russez.ru/ (дата обращения: 05.02.2016).

8. Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (вред. от 13.07.2015).

9. Шариков В.И. Организация статистического наблюдения в туризме в современных условиях // Вестник РМАТ. 2015. № 4. С. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.