Научная статья на тему 'Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа России: современный этап развития'

Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа России: современный этап развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4058
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / TOURISM AND RECREATION SPECIAL ECONOMIC ZONE / BAIKAL REGION / RECREATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Абалаков Александр Дмитриевич, Панкеева Наталья Сергеевна

Зоны туристско-рекреационного типа представляют разновидность особых экономических зон. Основными целями их создания в России является привлечение инвестиций в туристские, рекреационные и курортные центры и интеграция страны в мировой туристский рынок на основе повышения конкурентоспособности отечественного турпродукта. Создание таких зон в Байкальском регионе позволит решить проблемы социально-экономического развития в условиях экологических ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Абалаков Александр Дмитриевич, Панкеева Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism and recreation special economic zones in Russia: the present stage of development

Tourism and recreation zones are a type of special economic zones. The main objectives of their creation in Russia are attraction of investments into tourism, recreation and resort centers, and integration of the country into the world tourism market on the basis of the competitiveness growth of the national tourism product. Creation of such zones in the Baikal Region will make it possible to resolve the problem of socioeconomic development under the conditions of environmental constraints.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа России: современный этап развития»

Серия «Науки о Земле»

2010. Том 3, № 2. С. 3-18

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 911.3:338.483

Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа России: современный этап развития

А. Д. Абалаков (abalakovirk@mail.ru), Н. С. Панкеева (natalya_pankeeva@mail.ru)

Аннотация. Зоны туристско-рекреационного типа представляют разновидность особых экономических зон. Основными целями их создания в России является привлечение инвестиций в туристские, рекреационные и курортные центры и интеграция страны в мировой туристский рынок на основе повышения конкурентоспособности отечественного турпродукта. Создание таких зон в Байкальском регионе позволит решить проблемы социально-экономического развития в условиях экологических ограничений.

Ключевые слова: особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, Байкальский регион, рекреационные ресурсы.

Особые экономические зоны как инструмент

включения национальных экономик в мировое

хозяйство

22 июля 2010 г. исполнилось 5 лет с момента принятия Федерального закона № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Идея, лежащая в основе закона, доказала свою состоятельность во многих странах мира.

Особые (свободные) экономические зоны (ОЭЗ) - это важная форма международной экономической интеграции. Как правило, это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий. При создании ОЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста, определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности на основе международного сотрудничества, концентрации ресурсов с использованием благоприятствующих факторов. В условиях ограниченности, а тем более дефицита ресурсов, в ряде стран ОЭЗ выступают как реальный и достаточно эффективный инструмент включения национальных экономик в мировое хозяйство. ОЭЗ ориентированы на активную внешнеэкономическую деятельность, большую восприимчивость к совре-

менной технике и технологиям, создание целевых производств, соответствующей инфраструктуры, применение особых методов и форм финансовой, инновационной, производственно-сбытовой, внешнеторговой деятельности. Будучи частью территории страны, ОЭЗ выступают, вместе с тем, как практический рычаг адаптации всей национальной экономики к мировому хозяйству. Таким образом, ОЭЗ выполняют следующие задачи: экономическую, социальную, производственную и научно-техническую [4;

11; 13].

В своем развитии ОЭЗ прошли долгий путь от средневековых торговых городов-портов до инновационных парков и исследовательских центров. Их роль, место и формы серьезно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики (табл.).

Таблица

_______________________Распределение ОЭЗ в мире [6]________________________

Регион Количество ОЭЗ

Северная Америка 366

Азия 280

Центральная Америка 228

Европа 161

Африка 67

Южная Америка 41

Ближний Восток 39

Азиатско-Тихоокеанский регион 14

Первая современная ОЭЗ была создана в США в 1934 г. для активизации участия страны в мировой торговле посредством снижения издержек для производства автомобилей. Из всего многообразия встречающихся в настоящее время в мировой практике ОЭЗ можно выделить несколько основных типов, разграниченных по определенным признакам:

- по уровню и кругу решаемых задач: складские, транзитные зоны, свободные порты; промышленные и экспортные; научно-технологические зоны, технополисы и технопарки, инновационные центры; комплексные и многопрофильные ОЭЗ;

- по размерам территорий: точечные (фирма, склад, терминал); территориально-масштабные (промышленно-экспортные зоны, технопарки); особо крупные (регионы);

- по направлениям и сферам хозяйственной специализации: предприятия преимущественно отраслевого профиля; предприятия секторального профиля (добыча, обработка, услуги), предприятия функционального профиля (банковская, коммерческая деятельность);

- по участвующим сторонам и особенностям расположения: международные, приграничные [3; 4].

Опыт создания особых (свободных) экономических зон показывает, что их тип существенно зависит от уровня развития страны. В настоящее время в промышленно развитых странах ОЭЗ представлены всеми типами

зон, однако наибольшее развитие здесь получили зоны свободной торговли и технико-внедренческие зоны, тогда как в развивающихся и странах с переходной экономикой - экспортно-производственные зоны.

Различаются и цели создания ОЭЗ. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой главными функциями, которые призваны выполнять ОЭЗ, являются обеспечение экономического роста страны, достижение новой, более высокой степени индустриализации ее экономики, включение страны в мировое хозяйство, международную торговлю или изменения ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом. В развитых странах, как правило, приоритетным направлением развития ОЭЗ, особенно начиная с 1980-х гг, является экономическое укрепление деятельности регионов (депрессивных или отставших в экономическом развитии), отраслей промышленности, а в ряде случаев конкретных предприятий [4; 11; 13].

Особые экономические зоны в Российской Федерации

В соответствии с ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ) ОЭЗ - это часть территории страны, на которой действует особый (преференциальный) режим осуществления предпринимательской деятельности. Стратегической целью создаваемых в Российской Федерации ОЭЗ является активизация инвестиционного процесса на приоритетных направлениях, диверсификация российской экономики и вывод ее на инновационный путь развития. Способом достижения цели является формирование в ОЭЗ благоприятной среды ведения предпринимательской деятельности. Среди основных принципов создания особых экономических зон можно выделить следующие: экономическая окупаемость; высокая технологичность и эффективность; современная инфраструктура и архитектура; эффективные методы управления; современные условия для работы и отдыха [9].

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Законом № 116-ФЗ предусматривается создание ОЭЗ четырех типов: промышленнопроизводственного; технико-внедренческого; ОЭЗ туристско-

рекреационного; портового.

Особые экономические зоны промышленно-производственного, технико-внедренческого и туристско-рекреационного типа создаются на двадцать лет, а портовые особые экономические зоны - на срок до 49 лет. Срок существования ОЭЗ продлению не подлежит [9].

К настоящему времени в России действуют: две промышленнопроизводственные ОЭЗ - «Алабуга» и «Липецк», четыре техниковнедренческие зоны в Москве, Дубне, Санкт-Петербурге, Томске, семь туристско-рекреационных зон - в Калининградской области, Ставропольском и Краснодарском краях, Республике Алтай, Алтайском крае, Республике Бурятия и Иркутской области. 30 декабря 2009 г. подписано постановление правительства РФ № 1163 «О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны». 31 декабря аналогич-

ная портовая ОЭЗ создана на территории Хабаровского края; постановлением от 31 марта 2010 года создана туристско-рекреационная ОЭЗ на территории острова Русский Приморского края [2; 10].

На 2010 г. в ОЭЗ РФ зарегистрировано 223 инвестора-резидента. Среди них 25 компаний с участием иностранного капитала из 18 стран. В промышленные зоны пришли 26 резидентов, в технико-внедренческие - 176, в туристско-рекреационные - 21. За пять лет в ОЭЗ привлечено 44 млрд руб. государственных инвестиций: около 15 млрд руб. направлено в промышленно-производственные зоны, 26 млрд руб. - в технико-внедренческие и 2,5 млрд руб. - в туристско-рекреационные. Частные инвесторы заявили порядка 200 млрд руб. [5].

Первоначально система управления ОЭЗ РФ включала три уровня:

1. Министерство экономического развития РФ. 2. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). 3. Управляющая компания «Особые экономические зоны» (ОАО «ОЭЗ»). Система из нескольких центров принятия решений, каждый из которых претендовал на собственное видение ситуации, препятствовала оперативному управлению ОЭЗ, определению четких стратегических направлений развития. В 2009 г. РосОЭЗ было упразднено, а его полномочия были переданы Министерству экономического развития РФ. Функции по привлечению инвесторов, управлению имуществом, разработке концепций и стратегий развития ОЭЗ перешли в сферу компетенции ОАО «ОЭЗ». Управляющая компания «Особые экономические зоны» также обеспечивает работу наблюдательных и экспертных советов [5].

Опыт развития особых экономических зон

туристско-рекреационного типа в России

Как было упомянуто выше, в нашей стране преобладают ОЭЗ туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ). ОЭЗ ТРТ были определены постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 67-73 на основании решений конкурсной комиссии по отбору заявок на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа и экспертного совета при указанной конкурсной комиссии.

Целями и задачами создания ОЭЗ ТРТ являются: развитие туризма, санаторно-курортной сферы и смежных отраслей в ВВП России и обеспечение за счет этого диверсификации экономики; повышение занятости населения; улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста доступности гражданам Российской Федерации туристских и санаторнокурортных услуг; сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей [9].

Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. ОЭЗ ТРТ могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований, а также включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального

образования. В ОЭЗ ТРТ допускается размещение объектов жилищного фонда [5].

В основе функционирования ОЭЗ ТРТ лежит механизм государственно-частного партнерства. За счет средств бюджета Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в особых экономических зонах туристско-рекреационного типа создаются объекты инфраструктуры. Частные инвесторы-резиденты за счет своих средств строят объекты туристской индустрии.

На первом этапе создания ОЭЗ ТРТ предполагалось осуществить работу по разработке проектной документации и формированию условий для начала проектирования и строительства объектов инфраструктуры и объектов туристской индустрии в туристско-рекреационных особых экономических зонах [5].

В I квартале 2008 г. была завершена работа по разработке концепций создания и развития ОЭЗ ТРТ. В указанных концепциях установлены перспективные для развития направления туризма, целевое позиционирование (предназначение) каждой зоны, определен необходимый объем инвестиций, определены туристские объекты, которые необходимо построить, проведено планирование территории, выбран архитектурный стиль. Ниже приводится краткое содержание концепций создания и развития ОЭЗ ТРТ [9].

ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» на территории Алтайского края имеет площадь 3326 га. Местоположение участка - северный склон Алтайских гор, в районе горы Красный камень, на левом берегу р. Катунь. На территории зоны планируется развивать следующие виды туризма: спортивный; экологический; лечебно-оздоровительный; спелеотуризм; деловой. Визитной карточкой «Бирюзовой Катуни» станут экстремальные виды спорта: альпинизм, горнолыжный, треккинг, парапланеризм, водный (рафтинг, байдарки, каяки). ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» характеризуется более высокой, чем в других зонах, степенью готовности инфраструктуры. В настоящее время функционируют искусственные водоемы для купания и рыбной ловли, 2 горнолыжных спуска, 3 круглогодичных гостиничных комплекса, а также мост через р. Катунь, соединяющий трассу «Чуйский тракт» с территорией особой экономической зоны.

ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» находится в Иркутской области. Он расположен на юго-западном побережье озера Байкал рядом с устьем р. Голоустная и граничит с Прибайкальским национальным парком. Расстояние до аэропорта г. Иркутск составляет 115 км. Общая площадь территории ОЭЗ составляет 1590 га. Туристско-рекреационный комплекс позиционируется как всесезонный курорт мирового уровня для привлечения различных целевых групп туристов из России, стран СНГ, Европы и Азии. Туристско-рекреационный потенциал ОЭЗ ТРТ позволит развивать такие виды туризма, как деловой, лечебно-оздоровительный, экологический, спортивный, приключенческий, водный, круизный.

ОЭЗ ТРТ «Куршская коса» на территории Калининградской области, площадь составляет 282 га. Туристско-рекреационный потенциал ОЭЗ ТРТ

позволяет развивать следующие виды туризма: экологический; оздоровительный; культурно-развлекательный; деловой; экскурсионный; познавательный.

ОЭЗ ТРТ «Новая Анапа» на территории Краснодарского края расположена между Черным морем и двумя лиманами, находящимися на Благовещенской косе. Участок под строительство находится в 28 км от аэропорта Анапа и в 25 км от ближайшей железнодорожной станции. Общая площадь, выделенная для создания ОЭЗ ТРТ, составляет 882 га. Потенциал ОЭЗ ТРТ позволяет развивать комфортабельный пляжный и лечебнооздоровительный отдых, а также деловой, водный и другие направления туризма.

ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» на территории Республики Алтай расположена в Майминском районе, вблизи населенных пунктов Соузга и Рыбалка, на правом берегу р. Катунь. Расстояние до аэропорта г. Горно-Алтайск составляет 10 км. Площадь, выделенная для ОЭЗ ТРТ, составляет 855 га. Туристско-рекреационный потенциал ОЭЗ ТРТ позволит развивать следующие виды туризма: горнолыжный; экологический; водный; культурно-развлекательный; лечебно-оздоровительный.

ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» на территории Республики Бурятия располагается на пяти участках - «Турка», «Пески», «Гора Бычья», «Бухта Безымянная», «Гремячинск», расположенных в непосредственной близости от озера Байкал на территории муниципального образования «Прибайкальский район». Общая площадь, выделенная для создания ОЭЗ ТРТ, составляет 3283,65 га. Туристско-рекреационный потенциал ОЭЗ ТРТ позволит развивать: экологический, лечебно-оздоровительный, экскурсионный, водный, этнический, автомобильный (караванинг) туризм.

ОЭЗ ТРТ «Гранд Спа Юца» на территории Ставропольского края расположена в регионе «Кавказские Минеральные Воды» в районе горы Юца, в 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды. Площадь ОЭЗ ТРТ составляет 843 га. Основной целью проекта является создание современного бальнеологического курорта, улучшение сервиса, формирование широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развитие различных видов туризма, в том числе: лечебно-оздоровительного (бальнеологического), экологического, спортивного (экстремального), событийного, познавательного.

На основе указанных концепций в 2008 г. были разработаны и утверждены проекты планировки территории ОЭЗ ТРТ в Алтайском крае, в Республике Алтай, в Республике Бурятия, в Краснодарском крае и Ставропольском крае. Также в 2008 г. были созданы Наблюдательные советы ОЭЗ ТРТ [11; 5].

В период 2009-2011 гг. планировалось осуществить основные работы по строительству инженерной, транспортной и иной инфраструктуры ОЭЗ ТРТ. Однако процесс развития ОЭЗ ТРТ замедлился. К настоящему времени для каждой ОЭЗ решены земельные вопросы, помимо концепций ОЭЗ ТРТ, разработаны градостроительная документация, начато строительство

ряда объектов инфраструктуры. По мнению специалистов, наиболее активно развивается туристско-рекреационная ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае. Инвестиции в ее развитие в 2009 г. составили 3,4 млрд руб., а число компаний-резидентов в ней достигло шести. Общая стоимость проекта создания «Бирюзовой Катуни» составит свыше 15,4 млрд руб. [5].

Долгосрочная общемировая тенденция развития ОЭЗ свидетельствует о том, что налоговые льготы не являются главным стимулом для притока инвестиций. Более существенным и значимым в этом отношении могут оказаться политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур, перспектива освоения национального рынка.

К причинам, препятствующим развитию ОЭЗ ТРТ, относятся следующие:

1. Недостаточный объем финансирования. В связи с кризисом почти в 2 раза сокращен объем финансирования строительства инфраструктуры ТР ОЭЗ. В 2010 г. на развитие ОЭЗ ТРТ из федерального бюджета выделено 2,2 млрд руб.

2. Относительно небольшой объем льгот, по сравнению с другими странами, предоставляемых инвестору. Согласно законодательству РФ резидентам ОЭЗ предоставляются следующие гарантии и налоговые льготы: при исчислении налога на прибыль применять пониженную налоговую ставку до 13,5 %; освобождение от уплаты земельного и налога на имущество в течение 5 лет.

3. Нехватка квалифицированных специалистов, в том числе владеющих экологическими требованиями и нормами.

4. Медлительность федеральных властей в решении вопросов функционирования ОЭЗ. Наиболее успешно развиваются ОЭЗ ТРТ в регионах, власти которых проявляли максимальную инициативу, постоянно подталкивая центр к более активным действиям. В этом смысле можно позитивно оценивать последние тенденции по передаче дополнительных полномочий в этой сфере субъектам Федерации.

5. Плохая информированность инвесторов, особенно иностранных, о возможностях отечественных ОЭЗ ТРТ.

На уровне Министерства экономического развития РФ предпринимаются меры по созданию благоприятных условий развития ОЭЗ ТРТ. Среди них: формирование системы упрощенного администрирования, когда все необходимые для резидента службы находятся в одном офисе; внедрение электронного документооборота; жесткая регламентация сроков работ по обращениям резидентов; проведение семинаров и презентаций, встреч с потенциальными резидентами российских ОЭЗ ТРТ [5].

Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа в Байкальском регионе

В пределах Байкальского региона с целью реализации его богатого рекреационного потенциала и охраны уникальной природной среды объек-

та Всемирного природного наследия «Озера Байкал» созданы две ОЭЗ туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) - «Ворота Байкала» в Иркутской области и «Байкальская гавань» в Республике Бурятия (рис.).

ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» в Иркутской области рассматривается как высокоэффективная точка экономического роста, катализатор развития туристского бизнеса Иркутской области. Создание туристско-

рекреационной ОЭЗ «Ворота Байкала» предполагает: 1) развитие связей между Россией и странами АТР на площадке ОЭЗ ТРТ; 2) снижение доли неорганизованного туризма в области (на сегодняшний день она составляет 60 %); 3) формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе; 4) строительство инфраструктуры и привлечение частных инвестиций [8; 13].

Рис. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа в Байкальском регионе

Первоначально разрабатывался проект размещения ОЭЗ ТРТ в пади Крестовой вблизи п. Листвянка. Однако в научных кругах и СМИ этот проект подвергся критике. Ее суть сводилась к тому, что территория Крестовой пади входит в состав Прибайкальского национального парка, водо-охраной зоны, на территории пади произрастают леса первой группы. Кроме этого, по мнению специалистов, ОЭЗ ТРТ должна быть более протяженной и состоять из нескольких центров [7].

В дальнейшем ОЭЗ ТРТ была перенесена из пади Крестовой в п. Большое Голоустное. Площадь территории ОЭЗ ТРТ в месте впадения р. Голоустная в оз. Байкал составляет 1590 га. Объем инвестиций в создание ОЭЗ ТРТ в период с 2007 по 2020 гг. должен был составить 14,6 млрд руб., из них частных инвестиций - 10,32 млрд руб. [8].

В феврале 2008 г. была представлена Концепция создания и развития ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» в п. Большое Голоустное, разработанная консалтинговой компанией «Roland Berger Strategy Consultants GmbH» совместно с архитектурным бюро «Albert Speer & Partner GmbH» и бюро маркетинговых коммуникаций «Abold». Согласно этой концепции - природа -основная точка притяжения региона, именно она определяет, какие объекты и виды отдыха будет предлагать курорт. Дизайн и стиль всех сооружений должен соответствовать данному позиционированию. В пределах ОЭЗ ТРТ планируется построить несколько центров, архитектура которых будет гармонично вливаться в окружающий ландшафт. В 2008-2009 гг. на основе Концепции ОАО «Иркутскгражданпроект» разработал проект планировки территории ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» в Иркутской области.

Общественные слушания проекта состоялись 17 февраля 2009 г. Накануне проект получил положительное заключение Государственной экспертизы. Как и предусматривалось в Концепции, турзона «Ворота Байкала» поделена на северный и южный ареалы развития. Первый представляет собой полосу гостиничных комплексов. Здесь планируется разместить приключенческую деревню с двумя гостиницами (500 и 600 мест) и клубным отелем (400), спортивную деревню с двумя гостиницами разного класса (общая вместимость - 800 человек), спа- и велнес-комплексы, где будут пятизвездочный отель (200 мест) и четырехзвездочная гостиница (250), административно-деловой комплекс, конгресс-отель (300 мест), досуговый центр с аквапарком и производственно-эксплуатационная база.

Ближе к п. Большому Голоустному, в соответствии с проектом, предполагается разместить жилой поселок для обслуживающего персонала и яхт-клуб с небольшим гостиничным комплексом на 200 мест. По прогнозам ОЭЗ ТРТ сможет принимать одновременно 3250 гостей [8].

Строительство турзоны разделено на три этапа. До 2013 года запланировано возведение объектов обустройства территории и инженерной инфраструктуры. Среди них - ограждение турзоны, контрольно-пропускной пункт, производственно-эксплуатационная база, водозабор, резервуар питьевой воды, очистные сооружения, пожарное депо, сети канализации,

водо- и электроснабжения, реконструкция автодороги Иркутск - Большое Голоустное.

На втором этапе (2013-2015 гг.), должна завершиться застройка северного ареала ОЭЗ, появиться пляжная зона на берегу Байкала и благоустроенная территория, примыкающая к гостиничным комплексам.

На третьем этапе (2015 г.) планируется возвести жилой поселок для обслуживающего персонала, яхт-клуб с гостиницей, аутентичную деревню, площадку для игры в гольф. Кроме того, на завершающем этапе в самом Большом Голоустном планируется реконструировать школу, увеличив в четыре раза количество мест (до 400), построить детский сад, клуб, спортзал, аптеку, библиотеку, предприятия бытового обслуживания и общественного питания [8].

Вариант размещения ОЭЗ ТРТ в п. Большое Голоустное также подвергается критике. Основные возражения связаны с тем, что выбранная территория характеризуется относительно неблагоприятными природноклиматическими условиями, невысокой эстетической привлекательностью, плохой транспортной доступностью. В итоге на официальном уровне были подготовлены предложения по включению в территорию ОЭЗ ТРТ дополнительных участков - территорий Ольхонского района (побережье Малого Моря), окрестностей с. Мангутай в Слюдянском районе. В мае 2010 г. Министерство экономического развития России одобрило заявку правительства Иркутской области на включение в границы ОЭЗ дополнительных участков в Слюдянском районе [8]. Планируется расширение комплекса «Гора Соболиная» и организация регионального центра подготовки по зимним видам спорта на горе Мангутай (см. рис.).

Предполагается, что создание ОЭЗ ТРТ в этом районе поможет решить проблему занятости в случае закрытия или перепрофилирования Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. В связи с нерешенностью проблемы занятости населения г. Байкальска, Постановлением № 1 от 13 января 2010 г. разрешено производство целлюлозы на комбинате при разомкнутом водообороте. Сброс не полностью очищенных сточных вод в Байкал создает острую экологическую проблему и подрывает имидж рекреационной территории. Более того, прекращение сброса сточных вод в озеро Байкал было одним из условий его включения в Список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Таким образом, к настоящему времени не созданы условия для начала строительства объектов инфраструктуры и туристской индустрии ОЭЗ ТРТ. ОЭЗ ТРТ находится на этапе разработки концепций развития и определения размещения их участков.

ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» в Республике Бурятия является ее стратегическим проектом. Площадь ОЭЗ ТРТ должна составить более 3200 га. ОЭЗ ТРТ расположена на восточном побережье озера Байкал в Прибайкальском районе Республики Бурятия на расстоянии 115 км по автомобильной дороге от города Улан-Удэ. Участок зоны с юга примыкает к долине р. Хаим, включает 60 км побережья оз. Байкал от поселка Гремя-

чинск до мыса Каткова, горная вершина в гольцовом поясе высотой 1771 м в 20 км на юг от озера [12].

Территория ТРЗ «Байкальская гавань» включает 5 участков - рыбацкий поселок «Турка», курорт «Пески», курорт «Горячинск», горнолыжные курорты «Гора Бычья (1771 м), центр семейного отдыха «Бухта Безымянная» (см. рис.).

Реализацию проекта ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» планируется осуществить в несколько очередей. В рамках первой очереди планируется освоить участки «Турка» и «Пески», которые располагаются в центральной части ОЭЗ. В настоящее время на этих участках завершилось строительство инфраструктуры. На этих площадках освоение планируется по следующим направлениям: строительство гостиниц, рыбацкой деревни, спортивно-оздоровительного комплекса, СПА-центра, порта с причалами, а также мотелей и площадок для кемпинга, выполненных в национальном стиле.

В целом в особой экономической зоне предполагается строительство: двух горнолыжных комплексов; 14 отелей 5-звездочных на 1100 мест; 16 отелей 4-звездочных на 3200 мест; 24 отелей 3-звездочных на 10 100 мест; 800 коттеджей на 8000 мест; ряд объектов для развлечения и отдыха [12].

В ОЭЗ будут развиваться зимние виды спорта - горные лыжи, сноуборд, сноу-лимо, хели-ски, зиптрек, а также летние - альпинизм, скалолазание, банджи-джампинг, круизы по Байкалу, рафтинг, полеты на минисамолетах и планерах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая стоимость проекта ОЭЗ ТРТ оценивается почти в 10 млрд руб.: около 2,6 млрд руб. будет инвестировано из бюджета, частные инвестиции оцениваются в 7 млрд руб. Финансирование ОЭЗ за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов осуществляется в следующих пропорциях: средства федерального бюджета - 76,4 %; средства бюджета Республики Бурятия - 23,0 %; средства бюджета муниципального образования «Прибайкальский район» республики - 0,6 % [12].

По прогнозам в результате создания ОЭЗ «Байкальская гавань» к 2026 г.: число занятых в туристическом секторе Республики составит более 15 тыс. человек (за последние 3 года туристический поток возрос на 16,6 %); вклад туризма во внутренний региональный продукт увеличится в 10 раз и составит 6,4 %, вклад смежных отраслей увеличится в 24 раза; налоговые поступления от туристического сектора и смежных отраслей составят 12,5 млрд руб. в год, суммарный объем налоговых поступлений - 89,3 млрд руб. [12].

В августе 2010 г. была представлена концепция развития участков «Гора Бычья» и «Бухта Безымянная» ОЭЗ ТРТ. Согласно концепции всесе-зонный курорт «Гора Бычья» площадью 2341 га предлагает 28,7 км трасс, которые классифицированы в соответствии с международными стандартами, может обслуживать в день до 10 тыс. человек. Курорт имеет идеальную трассу для гигантского слалома и может служить тренировочной базой для профессиональных спортсменов, спортивных детских школ. Предложенные объекты интегрированы в естественный природный ландшафт с учетом высокой сейсмичности региона. Курорт «Бухта Безымянная» площа-

дью 422 га представляет крупный туристический центр для семейного отдыха, любителей приключений и водных видов спорта на берегу озера Байкал. Концепция курорта предусматривает размещение до 1500 человек с возможным расширением до 2500. Определены разнообразные зимние и летние виды отдыха. Проведено зонирование участков, представлена экспликация зон и объектов. Представлена архитектурная концепция участков с эскизами зданий и сооружений, разработанная совместно с крупнейшими архитектурными компаниями России [12].

24 сентября 2010 г. в Министерстве экономического развития России состоялось заседание Экспертного совета по особым экономическим зонам туристско-рекреационного типа. Экспертный совет оценил проекты, которые представили потенциальные резиденты особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» в Бурятии. В итоге статус резидента ОЭЗ получили 6 компаний, 5 из них будут работать на участке «Турка». Общая сумма инвестиций составит 1,5 млрд руб. Возведение объектов инженерной инфраструктуры на этом участке закончится в декабре этого года. С начала 2011 г. компании-резиденты (на участке «Турка» их стало 7) уже могут начинать реализацию своих рекреационных проектов. В Турке построят яхт-клуб с эллингом, гостиницы, деловой центр. Будут развивать аграрный туризм. Еще одна компания - Яшге80118 -получила статус резидента ОЭЗ «Байкальская гавань» для работы на участке «Гора Бычья». Яи8ге80г18 в партнерстве с «Внешэкономбанком» планирует вложить в развитие этого участка рекордные 32 млрд руб. На горе Бычьей построят всесезонный курорт. Правительством Республика Бурятия финансируется строительство объектов транспортной инфраструктуры, а частными инвесторами - отелей, подъемников.

Инвестор рассматривает «Гору Бычью» как курорт круглогодичного действия. Там будут различные тропы, по которым будут ездить велосипедисты, другие виды подвижной техники - квадрациклы. Также у горы построят огромный торговый центр, рассчитанный на отдыхающих. Курорт на горе Бычьей будет ориентирован как на российских, так и на иностранных туристов, в частности из Китая. Это позволит обеспечить дополнительные доходы как курорту, так и региону в целом, а значит, создаст в регионе дополнительный спрос, рабочие места, налоговые поступления. Планы одобрены правительством Бурятии.

В настоящее время в турзоне «Байкальская гавань» работают 9 резидентов. Из них 7 ориентированы на участок «Турка», 1 - на участок «Пески», 1 будет работать на участке «Гора Бычья». Такого количества компа-ний-инвесторов нет ни в одной из ОЭЗ ТРТ, которые созданы в России [1].

В октябре 2010 г. планируется объявить конкурс по разработке концепции создания и развития ОЭС ТРТ «Байкальская гавань» на участке Горячинск. Стоимость контракта составит 4,5 млн руб. На участке Горя-чинск ОЭЗ ТРТ планируется строительство СПА-центра, гостиниц категории три-пять звезд, ресторанов, кафе и других объектов.

Для комплексного освоения рекреационных ресурсов Республики Бурятия ОЭЗ ТРТ дополнят локальные турзоны-спутники. В 2009 г. Республиканским агентством по туризму в соответствии с Законом Республики Бурятия от 14.03.2007 г. № 2073-ІІІ «О зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия» в целях развития туризма, создания благоприятных условий для притока инвестиций в экономику Республики Бурятия проведен конкурс среди муниципальных образований по отбору заявок на создание зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа (ЗЭБ ТРТ) в Республике Бурятия. Согласно республиканского закона ЗЭБ ТРТ - это территория, на которой осуществляется туристско-рекреационная деятельность.

На конкурс были заявлены 11 претендентов: МО «Город Улан-Удэ», МО «Город Северобайкальск», МО «Северо-Байкальский район», МО «Ба-унтовский район», МО «Прибайкальский район», МО «Тункинский район», МО «Иволгинский район», МО «Заиграевский район», МО «Курум-канский район», МО «Окинский район», МО «Город Гусиноозерск». Муниципальные образования продемонстрировали комплексный подход к туристскому освоению территории посредством планирования землепользования, проектирования, архитектурного решения территорий, которые сегодня стихийно развиваются как места отдыха. В некоторых районах были объединены усилия администраций и инвесторов, общественности и населения [12].

При создании зон экономического благоприятствования важны минимум 4 условия: наличие земельных участков, хорошо проработанная концепция, наличие резидентов, готовность и умение местных органов власти организовать и реализовать проект. Для того чтобы получить статус резидента ЗЭБ ТРТ, организации (кроме унитарного предприятия) или индивидуальному предпринимателю необходимо зарегистрироваться на территории муниципального образования, на которой расположена зона, и заключить соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. При этом по условиям соглашения резидент обязан осуществить капитальные вложения в сумме, эквивалентной не менее 1 млн евро. Из них не менее 200 тыс. евро в течение года с даты заключения соглашения. Для резидентов ЗЭБ ТРТ предусмотрены следующие налоговые льготы - понижение ставки налога на прибыль, зачисляемую в республиканский бюджет до 13,5 % в части доходов, полученных от деятельности, осуществляемой на территории зоны, освобождение от уплаты налога на имущество организаций, в отношении имущества, учитываемого на балансе организации-резидента, в течение 5 лет. Льготы по земельному налогу будут устанавливаться соответствующими муниципальными образованиями. Освоение ЗЭБ ТРТ будет осуществляться на основе частно-государственного партнерства, инфраструктура будет создана за счет бюджетных средств [12].

По результатам конкурса определены 5 муниципальных образований, на территории которых на основании Постановления Правительства РБ от 27 мая 2010 г. N 213 созданы ЗЭБ ТРТ: МО «Северо-Байкальский район»,

МО «Заиграевский район», МО «Город Улан-Удэ», МО «Тункинский район», МО «Город Северобайкальск» (см. рис.). Земельные участки для создания региональных зон включены в Территориальный и Лесной планы Республики Бурятия. На рассматриваемых территориях имеются все предпосылки для организации и развития различных видов туризма: экологического, лечебно-оздоровительного, приключенческого, зимних и активных видов туризма. Все активные и спортивные туры тематически и организационно связаны с культурно-познавательными турами. В каждой из зон определен основной вид туризма, выделена узловая точка туристских маршрутов и предусмотрено их сочетание (пеших, конных, лыжных, велосипедных, водных, автомобильных, воздушных).

Предполагается, что через столицу Республики - г. Улан-Удэ пройдет основной поток туристов на Байкал в направлении пос. Усть-Баргузин, где можно создать инфраструктуру для путешествий по северу озера, а также через Тункинский район, где находятся популярные лечебнооздоровительные курорты (Аршан, Жемчуг, Нилова Пустынь) и берут начало маршруты по Восточным Саянам. Также планируется сформировать общие с ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» туристские маршруты, что позволит расширить спектр туристских предложений Бурятии [12].

Таким образом, ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия развивается более быстрыми темпами, чем в Иркутской области и находится на этапе строительства объектов инфраструктуры. Более того, ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» явилась катализатором комплексного освоения рекреационного потенциала Республики Бурятия.

Опыт развития ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия может быть использован при развитии ОЭЗ ТРТ в Иркутской области. Скоординированная деятельность регионов по реализации проектов создания ОЭЗ ТРТ будет способствовать созданию привлекательного комплексного турпродукта, который увеличит интерес туристов к Байкальскому региону и даст возможность более равномерно распределить рекреационную нагрузку.

Выводы

Таким образом, создание в России особых экономических зон отражает процесс глобализации - всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Особое значение при этом придается ОЭЗ ТРТ, которые решают задачи развития и оказания услуг в сфере туризма. Они способствуют повышению конкурентоспособности туристской деятельности, организации лечебнооздоровительных курортов, развитию деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. Создание туристско-рекреационных зон создает предпосылки для благоприятного инвестиционного климата в регионах России, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

Вместе с тем, формирование зон крупномасштабного туризма и массового отдыха на Байкале может привести к нарушению природных ком-

плексов и утрате национальных ценностей, унификации, являющейся неизбежным следствием глобализации. Поэтому ставится задача сохранения уникального объекта озера Байкал, самобытной сибирской культуры на основе приоритетного развития экологического туризма, как хорошего средства для решения многих экологических и этнокультурных проблем.

Основная часть ОЭЗ ТРТ находится в пределах Байкальской природной территории - в Центральной экологической зоне, соответствующей Участку Всемирного природного наследия. Здесь рекреация и туризм рассматривается как экономически оправданный, социально обоснованный и экологически допустимый вид деятельности, который выступает альтернативой промышленному освоению территории. В то же время концепции ОЭЗ ТРТ должны соответствовать принципам устойчивого развития, предусматривающим эффективное решение вопросов социально-экономического характера и охраны природы. Результатом создания ОЭЗ ТРЗ является мультипликативный эффект; процесс носит системный характер, т. е. охватывает все сферы жизни общества. Комплексность создаваемых зон призвана стимулировать развитие уже существующих видов туризма, служить локомотивом смежных отраслей, и в совокупности способствовать выходу России из экономического кризиса и обеспечивать устойчивое развитие.

Темпы развития ОЭЗ ТРТ в РФ во многом будут зависеть от того, насколько разработанная концепция соответствует реальным региональным особенностям и насколько успешным будет взаимодействие всех заинтересованных в реализации проекта сторон: федерального центра, регионов, бизнеса.

Список литературы

1. Гетманский К. Заседание Экспертного совета по особым экономическим зонам туристско-рекреационного типа [Электронный ресурс] / К. Гетманский. -иЯЬ: http://www.infpol.ru/news/667/43812.php. (дата обращения: 29.09.10)

2. Дробышева И. На острове Русском будет создана туристическая ОЭЗ [Электронный ресурс]/ И. Дробышева. - иКЬ: http://www.rg.ru/2010/04/02/reg-dvostok7oez-anons.html. (дата обращения: 05.10.2010)

3. Егоров В. Е. Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации: понятия, перспективы и проблемы в профессиональной подготовке специалистов // Туризм: право и экономика. - 2006. - № 6. - С. 17-24.

4. Заварзин А. К. Особые экономические зоны как центры экономического роста [Электронный ресурс] / А. К. Заварзин. - иЯЬ: http://www.m-economy.ru. (дата обращения: 05.10.2010).

5. Калышева Е. Почему иностранцы не инвестируют в российские ОЭЗ [Электронный ресурс] / Е. Калышева. - иЯЬ: www.rg.ru (дата обращения: 07.09.2010).

6. Калышева Е. Как сделать российские ОЭЗ привлекательными для инвесторов [Электронный ресурс] / Е. Калышева. - иЯЬ: http://www.rg.ru/2010/06/10/ oez.html (дата обращения: 07.10.2010).

7. Корытный Л. М. Туристско-рекреационная зона на Байкале: миф или реальность? // Исток. - 2009. - № 3. - С. 8-9.

8. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа [Электронный ресурс] // Иркутская область : офиц. портал. - URL: http://www.irkobl.ru/ economy/partnership/oeztrt/ index.php?sphrase_id=57403 (дата обращения: 09.09.2010).

9. Отчет о функционировании особых экономических зон в Российской Федерации в 2008 г. / Федер. агентство по управлению особыми экон. зонами. - М., 2008. - 376 с.

10. Проект создания портовой ОЭЗ в Ульяновской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rosez.ru/?news_id=2690 (дата обращения: 09.09.2010).

11. Пушкин А. В. Особые экономические зоны в России. Правовое регулирование / А. В. Пушкин, И. Г. Богданов. - М. : Изд-во Альпина Бизнес Букс, Альпина Паблишерз, 2009. - 232 с.

12. Туризм и отдых в Бурятии [Электронный ресурс]: офиц. сайт Респ. агентства по туризму. - URL: http://www.baikaltravel.ru. (дата обращения: 10.09.2010).

13. Хандуев П. Опыт организации особых экономических зон [Электронный ресурс] / П. Хандуев, Е. Меньшиков. - URL: http://egov-buryatia.ru/zak/documents /inf_vestnik/3/6.html. (дата обращения: 10.09.2010).

Tourism and recreation special economic zones in Russia: the present stage of development

A. D. Abalakov and N. S. Pankeeva

Abstract. Tourism and recreation zones are a type of special economic zones. The main objectives of their creation in Russia are attraction of investments into tourism, recreation and resort centers, and integration of the country into the world tourism market on the basis of the competitiveness growth of the national tourism product. Creation of such zones in the Baikal Region will make it possible to resolve the problem of socioeconomic development under the conditions of environmental constraints.

Keywords: tourism and recreation special economic zone, Baikal Region, recreational resources.

Абалаков Александр Дмитриевич, Панкеева Наталья Сергеевна,

доктор географических наук кандидат географических наук

Иркутский государственный университет Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1

профессор доцент

тел. (3952) 24-32-80 тел. (3952) 52-10-43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.