УДК 338.48 DOI: 10.12737/3896
I АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ I ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Мерзлова Мария Павловна, доктор экономических наук, доцент,
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Москва,
Российская Федерация
Качурина Майя Михайловна, доктор экономических наук, профессор,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация,
В статье сфера туризма представлена во взаимосвязи со смежными отраслями экономики, выявлены ключевые проблемы развития туристской инфраструктуры в регионах, требующей качественных преобразований и привлечения крупномасштабных инвестиций. Обозначены основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в сфере туризма. В качестве основного инструмента развития инвестиционной привлекательности отрасли рассматриваются особые экономические зоны. Обосновывается необходимость развития механизмов государственночастного партнерства и информационной поддержки инвестиционных процессов, в частности формирования статистической отчетности по более широкому спектру показателей инвестиционной оценки сферы туризма в видовом и региональном разрезе.
Ключевые слова: сфера туризма, экономические зоны, инвестиции, региональная экономика, инфраструктура, эффективность, статистика, партнерство
В условиях перехода России на инновационную социально ориентированную модель экономического развития роль туризма в обеспечении социальной стабильности и экономического роста более чем очевидна. Туризм играет важную роль в формировании здорового образа жизни, решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, повышая уровень занятости и благосостояния населения страны. Развитие туризма невозможно без развития услуг туристских компаний, сети коллективных средств размещения, транспортной инфраструктуры, связи, торговли, предприятий общественного питания, производства сельскохозяйственной продукции, строительства, что делает сферу туризма, с одной стороны, катализатором социально-экономического развития регионов, а с другой — требует притока значительных инвестиций в формирование качественной туристской инфраструктуры на фоне ее неразвитости в целом.
Центральное место в туристской инфраструктуре занимают коллективные средства размещения (КСР) — гостиницы и аналогич-
ные средства размещения (мотели, пансионаты, общежития для приезжих и др.), а также специализированные средства размещения (санаторно-курортные организации, организации отдыха, турбазы и др.). С точки зрения обеспеченности коллективными средствами размещения все регионы России туристической и рекреационной направленности можно разделить на следующие категории:
1) с высоким уровнем развития инфраструктуры;
2) с относительно высоким уровнем развития инфраструктуры;
3) c средним уровнем;
4) c низким уровнем развития инфраструктуры. Уровень развития определяется с учетом направлений и видов туристско-рекреационных услуг, на которых специализируются регионы (табл. 1).
Таким образом, по уровню развития сети КСР наблюдается отставание большинства регионов от таких традиционных, исторически сложившихся туристско-рекреационных зон, как Санкт-Петербург, Ленинградская область, Псковская область, Москва и Московская об-
71
ТУРИЗМ
Таблица 1
Обеспеченность коллективными средствами размещения туристических регионов с четом
их специализации (2012 г.) *
Основные зоны туризма и рекреации Направленность (специализация) Число коллективных средств размещения Уровень развития инфраструктуры (по коллективным средствам размещения)
Север: Вологодская, Архангельская, Мурманская области, Республика Карелия Познавательный и экологический туризм, охота, рыбная ловля, горнолыжный, походный аспекты 371 Низкий
Северо-Запад: Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская область Познавательный аспект, отдых, автотуризм, лечение 632 Высокий
Калининградская область Отдых с лечением 76 Средний
Москва и Московская область Познавательный аспект, отдых с лечением, автотуризм 798 Относительно высокий
Золотое кольцо России: Владимирская, Ивановская, Тверская, Костромская, Ярославская области Познавательный аспект, отдых с лечением, автотуризм 341 Средний
Поволжье: Нижегородская, Астраханская, Волгоградская, Куйбышевская, Ульяновская области, республики Чувашия и Татарстан Познавательный аспект, отдых с лечением, рыбная ловля 651 Средний
Северный Кавказ: Познавательный аспект, отдых 37 Низкий
Каспийское побережье Лечение, познавательный аспект 1325 Высокий
(республика Дагестан); Отдых с лечением 110 Относительно высокий
Черноморское и Азовское побережье (Краснодарский край, Ростовская область); Ставропольский край (Кавказские Минеральные Воды); Республика Кабардино-Балкария Горные лыжи, отдых 57 Низкий
Сибирь: Горный Алтай (Алтайский край); Отдых с лечением, горные лыжи, экологический аспект, походы 131 Низкий
Кемеровская область; Байкал (Иркутская, Читинская области, Отдых, лечение, горные лыжи, экотуризм 112 Средний
республика Бурятия); Многофункциональная зона 395 Средний
Якутия Познавательный аспект охота 126 Средний
Дальний Восток: Многофункциональная зона 226 Низкий
Приморье (Приморский край) Многофункциональная зона 67 Низкий
Сахалин, Курилы Камчатка, Командоры (Камчатская область) Экологический туризм, охота, походы 38 Низкий
* Таблица составлена по данным Федерального агентства по туризму (статистическая информация по субъектам РФ: http://www.russiatourism.ru (дата обращения: 12.04.2014).
ласть, Черноморское и Азовское побережье, Кавказские Минеральные Воды, «Золотое кольцо России» и др.
Следует отметить не только отсутствие достаточного количества средств размещения, но и высокую для массового туриста стоимость
услуг действующих гостиниц, домов отдыха, пансионатов, санаториев и др. специализированных объектов размещения.
По данным ведущего портала онлайн-бронирования отелей Hotels.com, в первой половине 2013 г. постояльцы заплатили за прожи-
72
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 2
Актуальные аспекты развития инвестиционного климата в сфере туризма
Таблица 2
Износ, выбытие и обновление основных фондов предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса
2005-2012 гг.*
Показатели 2005 2009 2010 2011 2012
Коэффициент износа 40,1 41,0 41,2 41,8 41,7
Коэффициент обновления 2,9 3,5 3,7 3,6 3,5
Коэффициент выбытия 1,1 0,9 0,6 1,1 1,6
* Таблица составлена по данным Ежегодного статистического сборника Росстата «Россия в цифрах 2013 год» / Инвестиции
вание в российских гостиницах на 3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Средняя цена за номер в российском отеле в первой половине года составила 5 994 рубля.
Еще одна проблема в целом по экономике — высокая степень износа основных фондов, это в значительной степени касается и сферы гостиничного, и ресторанного хозяйства (табл. 2).
Как показывают данные таблицы, динамика показателей негативна: коэффициент обновления, начиная с 2010 года, снижается, выбытие продолжает расти, при этом коэффициент износа остается высоким, что свидетельствует об отсутствии инвестиционной активности в отрасли, привлекательность которой для потенциальных инвесторов может обеспечиваться созданием благоприятного инвестиционного климата. По данным Росстата, из 12,6 трлн рублей инвестиций, вложенных в основной капитал Российской Федерации в 2012 г., на предприятия гостиничной и ресторанной сферы приходится 0,4%, что соответствует 50,4 млрд рублей, а по сравнению с 2011 годом удельный вес инвестиций снизился на 0,1% [2].
Проблема заключается в том, что строительство новых коллективных средств размещения, даже среднего уровня, связано со значительными капиталовложениями и длительным сроком окупаемости. Инвесторам выгоднее вкладывают средства в жилищное строительство, учитывая значительно меньшие сроки окупаемости подобных проектов.
Сдерживающим фактором является и высокая коррупционная составляющая инвестиционных расходов, затягивание процедур землеотвода, согласования строительной документации и решения других вопросов, связанных с реконструкцией и строительством КСР.
Неразвитость дорожно-транспортной сети — одна из ключевых проблем развития
национальной экономики и сферы туризма как ее составляющей. Например, если говорить о перспективе развития автотуризма, то состояние дорожной сети является сдерживающим фактором. Требует решения проблема, связанная не только с ее качеством. Часто дороги обрываются у границ областей, поэтому, чтобы добраться из одного населенного пункта в другой, в случае если они расположены друг от друга только в нескольких километрах, но в разных регионах, приходится прокладывать маршрут через областной центр.
Важную роль в активизации инвестиционных процессов призваны выполнять особые экономические зоны.
Для России создание особых экономических зон — явление не новое, но в современных условиях их функционирование приобрело особое значение: они выступают активным инструментом государственной политики по формированию благоприятного инвестиционного климата, смягчению диспропорций экономического развития, расширению межрегиональных связей и выводу национальной экономики на путь устойчивого роста. Это обусловило системный подход к формированию таких зон, основанный на их типизации и законодательном закреплении статуса особой экономической зоны. В России функционируют пять законодательно закрепленных типов ОЭЗ, в их числе и туристско-рекреационные зоны — территории, на которых осуществляется туристско-рекреационная деятельность в условиях налоговых преференций и благоприятных административных режимов.
Действие льготных режимов предпринимательской деятельности в туристских ОЭЗ, направленное на развитие национального туристско-рекреационного комплекса, должно обеспечить поступательное экономическое развитие депрессивных регионов с низким
73
ТУРИЗМ
промышленно-производственным потенциалом и создать региональные точки роста в исторически сложившихся курортных зонах.
Однако вполне очевидно, что из-за высоких предпринимательских рисков в сфере туризма обеспечить формирование и развитие туристской инфраструктуры в регионах только за счет частного финансирования (даже на территории ОЭЗ) — задача трудно выполнимая.
С учетом существующих проблем привлечение инвестиций в туристическую сферу видится более чем перспективным направлением вложения частных и государственных инвестиций на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). За государством должны быть закреплены функции по формированию мощных туристических потоков, создающих основу для инвестиционной привлекательности регионов туристско-рекреационной направленности. Необходима широкая грамотная пропаганда национальных достопримечательностей на внутреннем и международном туристическом рынке, формирование механизмов обеспечения доступности туруслуг более широкому кругу российских потребителей, государственные инвестиции в развитие дорожно-транспортных сетей и т. п. В связи с этим Федеральной целевой программой развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации предусматривается довести к концу 2018 г. вложения в инфраструктуру туристической сферы до объема 332 млрд рублей, в том числе 98 млрд рублей — из государственного бюджета, а 211 млрд — средства частных инвесторов и 25 млрд — из местных бюджетов. Почти две трети вложений приходится на частных инвесторов.
Необходимость крупномасштабного инвестирования бюджетных средств вызывает вполне закономерный вопрос об эффективности вложений в отрасль.
По оценкам Счетной палаты РФ, экономическая эффективность функционирования ОЭЗ на начало 2013 г. составила 0,74 рубля вложенных государственных средств. При этом наблюдается существенная дифференциация в инвестиционной обеспеченности разных типов ОЭЗ. По итогам деятельности ОЭЗ за 2012 г. объем инвестиций, направленных резидентами на развитие: промышленно-производственных ОЭЗ в 2,3 раза превысил государственные вложения; технико-внедренческих ОЭЗ составил
23% от общего объема вложений; туристскорекреационных — 6%; портовых ОЭЗ — 0%. Наибольшее влияние на положение регионов оказало создание ОЭЗ промышленнопроизводственного типа. Основной причиной, обусловившей низкий уровень освоения государственных средств в особых экономических зонах туристско-рекреационного типа, явилось несвоевременное утверждение участниками соглашений о создании ОЭЗ перечня объектов. В результате в установленные сроки не были проведены запланированные конкурсные процедуры, и начало строительства объектов было перенесено на более поздние сроки.
Туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ, сосредоточенные в наиболее популярных среди туристов заповедных, экологических, историко-архитектурных, культурных, бальнеологических центрах, имеют все условия для развития туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса. Только по самым общим оценкам ОСЭР, Россия может увеличить прием иностранных туристов (до 40 млн в год), используя имеющийся прир одно - климатический, бальнеол огиче-
ский, культурно-исторический и экономический потенциал в развитии туристской инфраструктуры.
Однако для этого необходимо устранить ряд серьезных препятствий, к которым относятся:
1) нехватка профессиональных кадров;
2) неразвитость инфраструктуры, в том числе
нехватка обустроенных дорог;
3) дороговизна транспортных услуг;
4) неудовлетворительный сервис.
Также поспешное принятие необоснованных решений о создании ОЭЗ приводит к растрате бюджетных средств, о чем свидетельствуют данные Счетной палаты — 93 млн рублей было израсходовано на работы в туристскорекреационных ОЭЗ в Краснодарском крае и Калининградской области, деятельность в которых была досрочно прекращена в 2010 и 2012 годах соответственно. Такое положение дел требует от органов государственной власти повышенной ответственности за принятие решений о создании ОЭЗ [3].
Устранение обозначенных проблем видится в дальнейшем развитии ГЧП в сфере туризма и смежных с ним отраслях экономики.
Не менее важную роль могли бы сыграть иностранные инвестиции. Иностранный ка-
74
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 2
Актуальные аспекты развития инвестиционного климата в сфере туризма
питал может принести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Однако, по данным Росстата, в разрезе экономических отраслей показатели притока иностранных инвестиций в гостиничный и ресторанный бизнес в 2012 г. отсутствуют.
Отсутствие притока иностранных инвестиций объясняется тем, что у иностранных инвесторов основную тревогу вызывает рост социальной напряженности в связи с нестабильным материальным положением значительной части населения России. А, как известно, основным условием развития инвестиционного климата и проведения любых радикальных экономических преобразований является социальная стабильность.
По мнению иностранных инвесторов, негативное влияние на формирование благоприятного инвестиционного климата в России оказывает ряд факторов: нестабильная законодательная база; коррупционная составляющая; нарастающие инфляционные процессы; низкая покупательная способность населения; недостаточные страховые гарантии государства; неразвитость инфраструктуры; ограниченность услуг местных банков и др. [4].
Известно, что инвестиционная привлекательность региона определяется совокупностью различных объективных признаков: средств, возможностей и ограничений, обусловливающих интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал предприятий региона. Однако в российской статистической отчетности практически отсутствует информация такого содержания относительно предприятий туристской индустрии ввиду несовершенства существующих статистических форм.
Например, статистическую информацию об объеме вложенных инвестиций можно получить только на основе анализа структурных
данных в разрезе видов экономической деятельности. Проанализировать иные показатели, характеризующие инвестиционную составляющую туристической сферы на основе статистических данных, невозможно, поскольку они рассчитываются либо по основным отраслям промышленности, к которым эта сфера не относится, либо в разрезе регионов (при этом сферы не выделяются), либо по видовой структуре инвестиций, где также отсутствует распределение по видам экономической деятельности.
Таким образом, основная проблема, не позволяющая провести объективную оценку инвестиционной составляющей предприятий туристической сферы, — это отсутствие единой информационной базы, в том числе статистического характера, позволяющей обеспечить доступ потенциальным инвесторам к официальной информации об инвестиционной привлекательности этих предприятий.
Очевидно, что многие из названных проблем являются результатом общей ситуации, сложившейся в экономике. Большинство из них относятся к непосредственной компетенции различных министерств и ведомств. Поэтому требуется скоординированная деятельность всех заинтересованных сторон в направлении решения как стратегических, системных, так и локальных, тактических задач.
Полноправное членство России в ВТО невозможно без конкурентоспособной национальной экономики, что требует ее кардинальной структурной перестройки, снижения сырьевой зависимости. В этом контексте уникальные природные условия, бальнеологические ресурсы, историко-архитектурные и культурные ценности, которые всегда привлекали российских и иностранных туристов, становятся стратегическим ресурсом экономического роста.
Литература
1. Ежегодный статистический сборник Росстата «Россия в цифрах. 2013 г.» / Национальное богатство / Инвестиции. http://www.twirpx.com/file/1264587/ (дата обращения: 01.04.2014).
2. http://www.ach.gov.ru — официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации (дата обращения:
01.04.2014) .
3. http://government.ru/ — сайт Правительства РФ/Консультационный Совет по иностранным инвестициям / Данные опроса иностранных инвесторов «Об инвестиционном климате России» (дата обращения:
01.04.2014) .
4. http://www.russiatourism.rn — сайт Федерального Агентства по туризму (дата обращения: 01.04.2014).
75
ТУРИЗМ
CONTEMPORARY ISSUES OF INVESTMENT CLIMATE DEVELOPMENT IN THE SPHERE OF TOURISM
Kachurina Maiia Mikhailovna, Doctor of Economics, Professor, [email protected],
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation,
Merzlova Mariia Pavlovna, Doctor of Economics, Associate Professor,
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
The article views the sphere of tourism in conjunction with related sectors of economy; identifies the key challenges to regional tourist infrastructure development, which requires qualitative change and solid investment; and defined the major deterrents to investment activity in the tourist industry. The authors see special economic zones as instrumental to promoting investment highlights, and demonstrate the need for the private-public partnership mechanism development and the information support of the investment process, specifically, introducing a statistical reporting system covering a wider range of type- and region-related investment evaluation indices.
Keywords: sphere of tourism, economic zones, investment, regional economy, infrastructure, effectiveness, statistics, partnership
References
1. Ezhegonyi statisticheskii sbomik Rosstata «Rossia v tsifrakh. 2013 god» [Federal State Statistics Service’s Annual statistical abstract «Russia: Figures, 2013»]. Natshional’noe bogatstvo / Investitsii [National wealth / Investment]. http://www.twirpx.com/file/1264587/ (Accessed on April 1, 2014)
2. Ofitsial’nyi sait Schetnoi palaty Rossiiskoi Fexderatsii [Accounts Chamber of the Russian Federation’s official website]: http://www.ach.gov.ru. (Accessed on April 1, 2014).
3. Dannye oprosa inostrannykh investorov «Ob investitsionnom climate Rossii» [Foreign investors’ survey report «On the investment climate in Russia»]. The government of the Russian Federation’s official website / The Foreign Investment Advisory Council: http://government.ru/. Accessed on April 1, 2015.
4. Sait Federal’nogo Agentstva po turizmu [The Russian Federal Agency for Tourism’s official websit]: http://www. russiatourism.ru (Accessed on April 1, 2014).
УДК 338.48 DOI: 10.12737/3897
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫГОДЫ ОТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА С ЦЕЛЬЮ ПОСЕЩЕНИЯ ДРУЗЕЙ И РОДСТВЕННИКОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ
Кобец Маргарита Вячеславовна, аспирантка кафедры финансово-экономического и правового обеспечения управленческой деятельности, [email protected],
Ефимова Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой креативно-инновационного управления и права,
ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», Пятигорск, Российская Федерация
В статье обосновывается тезис, что туризм с целью посещения друзей и родственников является достаточно привлекательным и перспективным в экономическом плане, вопреки устоявшемуся представлению о нем как о второстепенном и малодоходном виде туризма ввиду того, что по-
76
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 2