Научная статья на тему 'Инвестиционная политика в туристско-рекреационном комплексе регионов Юга России'

Инвестиционная политика в туристско-рекреационном комплексе регионов Юга России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
562
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / INVESTMENT / TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX / INVESTMENT SECURITY / REGIONAL INVESTMENT POLICY / THE TOURISM CLUSTER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сидорова Дарья Витальевна, Филобок Анатолий Анатольевич, Приходько Анна Владимировна

Рассматривается необходимость привлечения инвестиций в туристско-рекреационный комплекс Юга России, так как эта отрасль является одной из ключевых в социально-экономическом развитии региона. Представлены основные инструменты федеральной и региональной инвестиционной политики в туристско-рекреационном комплексе этого макрорегиона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сидорова Дарья Витальевна, Филобок Анатолий Анатольевич, Приходько Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional specifics of the investment policy in the tourist-recreational complex of the South of Russia

This work discusses the necessity of attraction of investments in tourist-recreational complex of the South of Russia, since this is one of the key sectors in socio-economic development of the region. The article presents the basic tools of Federal and regional investment policy in the tourist-recreational complex of this macro-region.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика в туристско-рекреационном комплексе регионов Юга России»

УДК 330.322:338.48 (470.6) ББК 65.263 (235.7) С 34

Сидорова Д.В.

Преподаватель кафедры экономической, социальной и политической географии географического факультета Кубанского государственного университета, Краснодар, e-mail: [email protected]

Филобок А.А.

Кандидат географических наук, доцент кафедры экономической, социальной и политической гео, , email: [email protected]

Приходько А.В.

Аспирант кафедры международного туризма и менеджмента географического факультета Кубанского государственного университета, Краснодар, e-mail: [email protected]

Инвестиционная политика в туристско-рекреационном комплексе

регионов Юга России

(Рецензирована)

Аннотация

Рассматривается необходимость привлечения инвестиций в туристско-рекреационный комплекс , -

.

- . Ключевые слова: инвестиции, туристско-рекреационный комплекс, инвестиционное обеспечение, региональная инвестиционная политика, туристический кластер.

Sidorova D.V.

Lecturer of Economic, Social and Political Geography Department of Faculty of Geography, Kuban State University, Krasnodar, e-mail: [email protected]

Filobok A.A.

Candidate of Geography, Associate Professor of Economic, Social and Political Geography Department of Faculty of Geography, Kuban State University, Krasnodar, e-mail: [email protected]

Prikhodko A.V.

Post-graduate student of International Tourism and Management Department of Faculty of Geography, Kuban State University, Krasnodar, e-mail: [email protected]

Regional specifics of the investment policy in the tourist-recreational complex of the South of Russia

Abstract

This work discusses the necessity of attraction of investments in tourist-recreational complex of the South of Russia, since this is one of the key sectors in socio-economic development of the region. The article presents the basic tools of Federal and regional investment policy in the tourist-recreational complex of this macro-region.

Keywords: investment, tourist and recreational complex, investment security, regional investment policy, the tourism cluster.

Современная экономика во многом зависит от количественного и качественного инвестиционного обеспечения. Одной из отраслей, ориентированных на привлечение инвестиций, является туризм. Россия богата разнообразными рекреационными ресурсами, но расположены они крайне неравномерно. Наиболее благоприятными природно-рекреационными условиями располагает Юг страны, который состоит из двух федеральных округов: Южного и Северо-Кавказского. Природный ресурсный потенциал Юга России является одной из главных предпосылок и предопределяет одно из важнейших направлений специализации региона - развитие сферы отдыха, которая в на-

стоящее время выросла в приоритетную отрасль хозяйства: практически все его субъекты обладают тем или иным туристским потенциалом.

Этот макрорегион среди других регионов России выделяется богатством природных ландшафтов, особенностью которых является их многообразие [1]. Тем не менее, в последнее время усилилась проблематика использования природного комплекса Юга страны. Существует ряд проблем, мешающих его полноценному развитию, среди которых: недостаточная развитость инфраструктуры, дороговизна проезда, низкий уровень сервисного обслуживания, энергодефицитность большинства регионов, отсутствие комплексного подхода к продвижению туристского продукта и др. [2].

Регионы Юга России, которые являются лидерами в развитии туристско-рекреационного комплекса, специализируются преимущественно на пляжном отдыхе. В качестве основных потребителей туристских услуг традиционно рассматриваются российские туристы. Внутренний туризм за последние три года вырос на 10%, а вот иностранцы в Россию едут не так охотно. Если в год россияне осуществляют 15 млн. выездов за границу, то к нам приезжают около 32 млн. зарубежных туристов, но из них по туристическим визам - всего 2,8 млн.

Перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Юга России связаны прежде всего с наращиванием гостиничного фонда и инфраструктуры горнолыжного спорта, т.к. спрос на горнолыжные курорты в России сейчас превышает предложение, а их развитие невозможно без качественного инвестиционного обеспечения.

Сегодня у местных властей значительно больше возможностей для поддержки и стимулирования инвестиций в регионы, нежели, например, два-три года назад. Существуют федеральные и региональные целевые программы, касающиеся туристической отрасли. Они позволяют привлекать для ее развития бюджетные деньги. Но главное, что пока тормозит формирование и продвижение региональных туристических продуктов, - отсутствие информации о том, что интересного и ценного есть в том или ином регионе, дефицит сведений об условиях инвестирования в рекреационную отрасль.

В последние годы главным инструментом разработки экономических стратегий в странах с высоким уровнем конкурентоспособности стал кластерный подход. Кластерная стратегия строится на выявлении существующих и потенциальных кластеров, определении степени их конкурентоспособности, мерах по улучшению бизнес-климата и инвестиционной активности в перспективных кластерах [3]. Развитие туристского кластера требует от его участников интеграции, а от государства - поддержки не отдельных бизнес-структур, а проектов, реализующих интересы всех участников регионального кластера.

Одним из первых туристических кластеров, создаваемых по инициативе региональных властей, является «Абрау-Утриш» в Краснодарском крае, который включен в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.)». В рамках данной программы на развитие этого туристического кластера будет выделено 385 млн. руб.

На федеральном уровне одним из масштабных проектов является СевероКавказский туристический кластер. На его территории создано 9 особых экономических зон, где для инвесторов предоставляются налоговые льготы, а также условия для ускоренного оформления документов. Инвесторы проявляют интерес к проекту такого масштабного горнолыжного кластера, учитывая сравнительную дешевизну реализации проекта и государственные гарантии. Сейчас существенным сдерживающим фактором развития этого направления является слабая инфраструктура. Поэтому проект призван решать прежде всего вопрос транспортной доступности, строительства современных трасс и гостиниц [4].

Важную роль в координации региональной политики в сфере инвестиционного обеспечения будет играть созданное агентство стратегических инициатив (АСИ). АСИ

координирует российский рейтинг инвестиционной привлекательности, проводит анализ условий развития для бизнеса в регионах. На федеральном уровне в дополнение к старым инструментам, федеральным инвестиционным программам (ФАИП), сформировалась целая линия новых - Инвестиционный фонд, ОЭЗ, Венчурный фонд, Российская венчурная компания, технопарки. Государство стало крупнейшим инвестором.

В России появился инвестиционный ресурс и новый механизм его использования -инструменты частно-государственного партнерства «нового поколения» (РРР - Public Private Partnership - распространенная аббревиатура для обозначения государственно-частного партнерства) [5]. Сейчас инвесторам необходим закон о частно-государственном партнерстве, т. к. в регионах постоянно растет потребность в модернизации инфраструктуры, а при существующих бюджетных ограничениях привлечение частного капитала для осуществления проектов, традиционно реализуемых государством, становится одним из важнейших приоритетов местных властей. Необходимость нового закона объясняется еще тем, что нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к частно-государственному партнерству. Широкая трактовка подразумевает под этим понятием конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в социальной сфере, науке, культуре. Поэтому закон сделает отношения инвесторов с властями региона четкими и более прозрачными.

Большинство регионов применяют налоговые льготы, гарантии по займам, практикуют соинвестирование коммерческих проектов, субсидируют процентные ставки. В результате сейчас в Российской Федерации компания, приступая к реализации крупного инвестиционного проекта, вполне может: за счет Инвестфонда разработать проектную документацию и профинансировать строительство производственной инфраструктуры; привлечь к развитию социальной и коммунальной инфраструктуры средства ФАИП и регионального бюджета; получить региональные налоговые льготы и произвести, по крайней мере, часть оборудования в режиме ОЭЗ.

В настоящее время можно говорить о том, что реализация инвестиционной политики в туристско-рекреационном комплексе Юга России носит очаговый характер (рис. 1). Многочисленные направления поддержки инвестиций практически работают автономно, без какой-то координации. Например, в Краснодарском крае получили развитие практически все инструменты инвестиционной политики (налоговые льготы в части платежей в краевой бюджет, предоставление на конкурсной основе госгарантий, инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль, сопровождение проектов) и новые формы территориальной организации в туристско-рекреационном комплексе (кластеры, игорная зона). В инвестиционном рейтинге Министерства регионального развития России Краснодарский край занял первое место по итогам 2013 года. Доля инвестиций в ВРП края составила в 2013 году 62 процента. Несомненно, проведение в Сочи XXII Олимпийских зимних игр послужило мощным катализатором для увеличения инвестиционных вложений и привлечения интереса к Краснодарскому краю. Также знаковым событием является предстоящий Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Но уповать только на эти, пусть и масштабные, события нельзя. Такие мероприятия дают лишь толчок развитию внутреннего туризма, но этого мало, потому что туризм должен функционировать круглогодично, а не от события к событию.

В Ростовской и Волгоградской областях основная часть инвестиционных проектов пересекается с подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 г.: в Ростове-на-Дону начато строительство стадиона на левом берегу Дона; нового аэропортового комплекса «Южный хаб» в Грушевском сельском поселении, примыкающем к трассе М-4 «Дон»; в Волгограде открыт первый отель всемирно известного бренда «Хемптон бай Хилтон», ведется строительство моста через железную дорогу на пути в аэропорт, стадиона на 45 тыс. мест, реконструкция взлетно-посадочной полосы волгоградского аэ-

ропорта, создается тренировочная площадка на базе Волгоградской государственной академии физкультуры. Год назад, чтобы стимулировать компании к строительству новых отелей, в Волгоградской области поправили региональное законодательство, дав застройщикам ряд преференций. В итоге сейчас в Волгограде строятся отели «Парк Инн» (объем инвестиций - 727 млн. рублей) и «Хилтон Гарден Инн» (800 млн. рублей).

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

| | п -ФЦП «Юг России» 2014-2020гг. ^^ - Государственная программа РФ «Развитие СКФО до 2025 г.»

рта - ФЦП «Социально-11 1 1 экономическое развитие Чеченской Республики на 2008- 2012 гг

О Особые экономические зонь (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа, входящие в состэе

¡33 Эльбрус - Безенге й Мамисон

я Сочи - прибрежный V горный кластерь

Ж города, принимающие ЧМ по футболу в 2018 г.

-(< аэропорты, включающие рейсы из перечня авиационных маршрутов, стоимость которых субсидируется федеральными властями

А Туристско-рекреационный кластер «Астрахань»

@ Азов-Сити (Северная и Южная часть]

Ранг туристической составляющей инвестиционного потенциала *

Рис. 1. География основных инструментов инвестиционной политики на Юге России в туристско-рекреационном комплексе, 2013 г.

В субъектах СКФО реализуется Государственная программа РФ «Развитие СКФО до 2025 г.» и ФЦП «Юг России» (2014-2020 гг.). В Чечне действовала эксклюзивная программа с особым принципом финансирования с 2000 года; ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 гг.»; в Ингушетии - ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы». В республиках СКФО, Краснодарском крае и республике Адыгея созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, входящие в состав Северо-Кавказского туристического кластера. Здесь уже открыт горнолыжный комплекс «Архыз» в Карачаево-Черкесской республике на высоте 1650 м над уровнем моря. Получился полноценный современный горнолыжный курорт с хорошим сочетанием цены и качества, современной инфраструктурой. Из недостатков - отсутствие поблизости аэропорта, гостиниц с кавказским колоритом, ледового дворца, малое количество горнолыжных трасс и автодорог.

Серьезным препятствием привлечения инвестиции является имидж региона. Иностранные инвесторы не очень разбираются в современной экономической географии России. Например, некоторые из них ошибочно считают, что Адыгея соседствует с Чечней и Дагестаном - регионами, где периодически совершаются теракты. Поэтому рисковать своими финансовыми ресурсами инвесторы не хотят. Среди республик Северного Кавказа Адыгея отличается общественно-политическим спокойствием, что во многом ломает негативный стереотип об этом регионе. В 2013 г. в республику Адыгея

приехали 315 тыс. гостей, что на 10% больше, чем в 2012 г. Туристская отрасль за 2013 г. принесла 370 млн. руб., а число предприятий, оказывающих туристические, гостиничные, санаторно-курортные и экскурсионные услуги, только за два года выросло вдвое. Треть территории Адыгеи занимают - Кавказский государственный биосферный заповедник, природные парки и особо охраняемые природные комплексы. Сейчас идет переход от простого эксплуатирования в коммерческих целях природной экзотики к необходимости насыщать программы отдыха познавательными и культурными мероприятиями, например, различными фестивалями. Когда заработает горнолыжный курорт «Лагонаки» (на территории Апшеронского района Краснодарского края и Майкопского района республики Адыгея), строительство которого ведется, он сможет принимать около 1,5 млн. туристов в год.

Хуже всего идет реализация инвестиционной политики в туристско-рекреационном комплексе Астраханской области и республики Калмыкия. Например, за год в республику Калмыкия приезжает в среднем 150 тыс. человек. Республика с восточным колоритом и степными просторами, в основном туристов привлекает крупнейший в Европе и РФ буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», шахматный город Сити-Чесс, буддийские сооружения. Вместе с тем потенциальные возможности республики по приему туристов уже на протяжении нескольких десятков лет не меняются в лучшую сторону. Кроме того, большинство гостиниц и баз отдыха не соответствуют современным требованиям организации отдыха, а цены за проживание в них, при скромном уровне сервиса являются очень высокими. Цена за номер в самых дешевых отелях - около 1,5 тысяч рублей. Поэтому пока в основном Калмыкию посещают экскурсанты одного дня и большие любители экзотики. Здесь не хватает интересных маршрутов. Посетив за один день центральный хурул, шахматный город туристы предпочитают не задерживаться надолго здесь и сразу отправляются домой. Для привлечения туристов необходимы инвестиции в рекламу, обеспечение качественного проживания, разработка экскурсионных маршрутов. Ранее правительство Калмыкии предпринимало меры поддержки турбизнеса: был разработан порядок субсидирования субъектов деятельности из республиканского бюджета, действовал закон о снижении налоговых ставок на прибыль и на имущество, - но эту форму господдержки признали неэффективной. По мнению экспертов, в степных ландшафтах Калмыкии, можно развивать самые разнообразные виды туризма, в том числе поездки на цветение лотосов в уникальных местах, развивать этнографический туризм, вблизи Элисты и в Юстинском районе успешно действуют юрточные комплексы, где туристы могут посмотреть, как жили кочевники, попробовать блюда национальной кухни. Сейчас в планах - возведение историко-туристического комплекса «Темуждин», на территории которого будет музей под открытым небом, гостиницы и торгово-развлекательный центр. Есть возможность развития событийного туризма: ежегодный фестиваль тюльпанов в апреле, международный турнир буддийских народов по футболу и другие мероприятия.

Для обеспечения реализации перспективных направлений развития туристско-рекреационных проектов на Юге России необходима разработка конкретных механизмов и схем привлечения дополнительных инвестиций, эффективного использования ресурсов, а также разработка государственных, федеральных и региональных целевых программ, среди которых особое место занимает федеральная целевая программа «Юг России» [6].

В настоящее время не хватает системного подхода для увеличения объема инвестиций в туристско-рекреационный комплекс. Требуется принципиально новая концепция привлечения финансовых ресурсов для модернизации и реконструкции объектов сферы отдыха. Одним из главных факторов развития индустрии туризма и отдыха в России становится инвестиционная политика.

Примечания:

1. Топсахалова Ф.М.-Г. Стратегическое управление формированием и развитием регионально- -

- -

ции. М.: Изд-во Академия Естествознания, 2012. 229 с.

2. Сидорова Д.В. Основные проблемы и стратегия

-

ЮФО и Краснодарского края // Развитие регионов в XXI веке: материалы I Междунар. науч. конф. Ч. II / под общ. ред. проф. ВТ. Соза-нова. Владикавказ, 2013. С. 284-286.

3. Пидгурская Н.Н. Кластерный подход к регулированию туризма в регионе: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Иркутск: Байкальский гос. унт экономики и права, 2006. 22 с.

4. Сидорова ДБ. Проблемы развития и функционирования курортов Северного Кавказа в границах ЮФО и СКФО / ДБ. Сидорова, С.Ю.

Дейко, А.А. Филобок, В.П. Рябошапко // Вест- -

ситета. 2013. № 6 (39). С. 44-49.

5. Инструменты частно-государственного партнерства «нового поколения» // Эксперт. 2012. № 48 (542). 136 с.

6. Туризм на Юге России: потенциал роста и проблемы конкурентоспособности: сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф., 8-9 февр. 2007 г. / ред. кол. А.Н. Гуда [и др.]. Ростов н/Д: РГУПС, 2007.

References:

1. Topsakhalova F.M.-G. Strategic management of formation and development of a regional tourist and recreational complex in the conditions of social and economic transformation. M.: Publishing house of Natural Sciences Academy, 2012. 229 pp.

2. Sidorova D.V. The main problems and strategy of development of the tourist and recreational complex of the Southern Federal District and Krasnodar Krai // Development of regions in the XXI century: materials of the I International scient. conf. Pt. II / general ed. of prof. V.G. Sozanov. Vladikavkaz, 2013. P. 284-286.

3. Pidgurskaya N.N. Cluster approach to tourism regulation in the region: Dis. abstract for the Cand. of Econ. degree. Irkutsk: Baikal State Un-ty of Economics and Law, 2006. 22 pp.

4. Sidorova D.V. Problems of development and functioning of resorts of the North Caucasus within the Southern Federal District and North Caucasus federal district / D.V. Sidorova, S.Yu. Deyko, A.A. Filobok, V.P. Ryaboshapko // The Bulletin of the North Caucasian federal university. 2013. No. 6 (39). P. 44-49.

5. Instruments of the private and state partnership of «new generation» // Expert. 2012. No. 48 (542). 136 pp.

6. Tourism in the south of Russia: potential of growth and competitiveness problems: coll. of reports of the International scient. and pract. conf., Febr., 8-9, 2007 / ed. by A.N. Gud [etc.]. Rostov-on-Don: RGUPS, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.