УДК 338
Халимбеков Х.3.1
Айдаева С.А?
Шахбанова З.Р.3
роль кластерного механизма в развитии туристско-рекреационнного комплекса северо-кавказского региона
Аннотация. Проведен анализ туристического потенциала Республики Дагестан. Изучено современное состояние показателей развития туризма региона и их динамика. Определены основные проблемы и направления государственной политики в области развития регионального туризма. Изучены особенности кластерного механизма организации туристско-рекреа-ционного комплекса Северо-Кавказского региона, проблемы и перспективы его реализации на территории Республики Дагестан.
Ключевые слова: туризм, туристический потенциал, особые экономические зоны, кластер, Республика Дагестан.
Halimbekov H.
Aydaeva S.
Shakhbanova Z.
THE ROLE OF CLUSTER MECHANISM IN THE DEVELOPMENT OF THE NORTH CAUCASUS TOURISM-RECREATIONAL COMPLEX
Abstract. The paper deals with the analysis of the tourism potential of the Republic of Dagestan. The current state of indicators of the tourism development in the region and their dynamics has been studied. The main problems and directions of state policy in the field of regional tourism development are determined. The cluster mechanism peculiarities of the tourism-recreational complex organization of the North Caucasus region, problems and prospects for its implementation in the territory of the Republic of Dagestan are studied.
Keywords: tourism, tourism potential, special economic zones, cluster, the Republic of Dagestan.
Анализируя ресурсный туристический потенциал Дагестана необходимо отметить уникальные природно-климатические условия и историко-этническое наследие, которые дают широкие возможности для развития здесь
всех видов туризма: пляжного и водного, горнолыжного и экстремального, этнического и исторического, экологического и лечебно-оздоровительного.
К услугам туристов богатейшее культурное
1 Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой таможенного дела ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала, e-mail: [email protected]
Hadzhimurad Halimbekov, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Customs, Dagestan State Technical University, Makhachkala, e-mail: [email protected]
2 Айдаева Сакина Агавердиевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала, e-mail: [email protected]
SakinaAydaeva, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Public and Municipal Administration, Dagestan State Technical University, Makhachkala, e-mail: [email protected]
3 Шахбанова Заира Рашидовна, аспирант, ассистент кафедры таможенного дела ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала, e-mail: [email protected]
Zaira Shakhbanova, Postgraduate Student, Assistant, Department of Customs, Dagestan State Technical University, Makhachkala, e-mail: [email protected]
наследие и уникальные народные художественные промыслы, теплые песчаные пляжи Каспия и заснеженные горные вершины, лечебные грязи и экологически чистые продукты.
Конечно, наиболее популярным направлением был и остается традиционный сегмент туризма - пляжный. По данным Министерства по туризму и народным художественным промыслам в 2016 году с середины мая и до начала сентября практически все КСР на берегу Каспия загружены на 90-100%. Значительный рост турпотока был обеспечен, прежде всего, строительством и реконструкцией необходимой инфраструктуры. Так, сегодня по всей береговой песчаной линии песчаных пляжей (более 500 км) расположились туристические базы, санатории и гостиницы. Летом 2016 года Дагестан посетили не только жители соседних субъектов СКФО, а также туристы из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Самары, Екатеринбурга, Тюмени и других крупных индустриальных центров России.
В настоящее время планируется строительство новых КСР, в том числе гостиничного комплекса на территории Махачкалинского морского порта, концепция которого предполагает гавани для крупных судов, яхт и катеров, паромной переправы с вводом в эксплуатацию небольшого круизного судна.
Менее привлекательный для туристов, но обладающий несравненно богатейшим потенциалом, этнокультурный и исторический туризм предлагает туристам более 6 тысяч объектов культурного наследия - памятников истории и культуры, из них 1960 единиц - федерального значения, более 4 тысяч объектов - регионального значения, включая истори-ко-архитектурные комплексы и достопримечательности, 40 населенных пунктов республики, древний Дербент и сама цитадель «Нарын-Кала», которая находится под охраной ЮНЕСКО.
По мнению экспертов, празднование 2000-летия Дербента, которое с широким размахом отмечалось в сентябре 2015 года обусловило рост спроса у отдыхающих на этнокультурные маршруты в древний город.
Этнокультурные маршруты в республике «завязаны» на центрах развития народных промыслов республики - Кубачи, Балхар, Го-цатль, Хучни, в местах, связанных с жизнью и
творчеством Расула Гамзатова, других известных деятелей культуры, искусства, исторических деятелей.
Растет число туристов в паломническом и религиозном сегменте туризма. Прежде всего, это маршруты на гору Шалбуздаг в Докузпа-ринском районе, гору Ахульго Унцукульско-го района и древнюю крепость курейшитов «Кала-Корейш» в Дахадаевском районе.
В последние годы в республике получил широкое развитие экстремальный туризм. Во многом благодаря традиционному фестивалю экстремальных видов туризма «Ярыдаг», который проводится раз в два года у подножия горы Ярыдаг, близ самого высокогорного поселения Европы - села Куруш в Докузпарин-ском районе.
В сегменте зимнего горнолыжного туризма положительную динамику демонстрируют такие базы, как «Чиндирчеро», «Орлиное гнездо» и «Терменлик», которые ежегодно принимают тысячи жителей и гостей республики.
В настоящее время эксперты пророчат огромные перспективы и горнолыжному проекту «Матлас» в Хунзахском районе.
Быстрыми темпами растет и рыболовно-охотничий туризм. Все больше любителей рыбалки и охоты из Москвы, Краснодара, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Осетии, Ставропольского края и других субъектов страны приезжают в равнинные и горные районы Дагестана на лицензионную рыбалку и охоту.
Многие исследователи сходятся во мнении, что поиск «точек роста» в Республике Дагестан следует производить, в первую очередь, в таких сферах региональной экономики, как сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность; топливно-энергетический комплекс; машиностроение и металлообработки, расставляя акценты на использование внутренних ресурсов территории. При этом менее значимыми, но все же, представляющими значительный практический интерес можно считать отрасли, реализующие экономико-географические и при-родно-ресурсные преимущества Республики Дагестан, а именно: промышленность строительных материалов, портовое хозяйство и логистика, сфера туристических и рекреационных услуг.
Действительно, в отличие от индустриального и аграрного секторов, сфера туристических и рекреационных услуг в Дагестане никогда не была приоритетом региональной политики, и поддержка данной отрасли началась сравнительно недавно.
Тем не менее, ресурсный потенциал республики в сфере туризма обладает лучшими перспективами в рамках привлечения инвестиций в экономику территории.
В настоящее время Республику Дагестан можно отнести к приграничным регионам аг-рарно-индустриального типа, обладающих с одной стороны, многопрофильным природно-ресурсным потенциалом, сочетающимся с выгодным геополитическим положением, с другой
- являющимся проблемным, трудоизбыточным, экономически слаборазвитым, депрессивным регионом. Подтверждением тому являются высокий уровень дотационности бюджета, высокий удельный вес сельского населения, существующий уровень безработицы, низкие доходы населения. Всё это сдерживает социально-экономическое развитие республики, снижает её инвестиционную привлекательность, усиливает зависимость от федерального центра, тормозит движение к устойчивому развитию.
Современное состояние республики характеризуется негативными признаками, среди которых:
- хронически недостаточная занятость населения трудом (уровень безработицы в Республике Дагестан составил в 2012 году -11,7%, в 2013 - 11,6%, в 2014 - 10,2%, в 2015
- 10,8%, в 2016 - 10,8%) [4];
- высокий уровень социального неравенства;
- неразвитость институтов гражданского общества, отсутствие гражданской активности;
- низкая эффективность государственного управления.
На протяжении долгих лет сохраняется высокая зависимость бюджета республики от выделяемых федеральным центром средств. Так, если на 2010 год общая величина дотаций из федерального бюджета составила 30,3 млрд. руб., то в 2014 году - уже 43,7 млрд. руб. В 2016 году Дагестан занял первое место среди регионов России по выделенным дотациям (46,7 млрд. рублей) [10, 11].
Задачей совершенствования региональной политики по эффективному использованию потенциала республики должен стать выбор перспективного направления развития республики. При этом развитие других отраслей будет происходить в контексте мультипликативного эффекта. Целью новой стратегии должно стать привлечение российских и зарубежных инвесторов именно в тот сектор, который станет приоритетом региональной политики и «локомотивом» роста экономики территории.
По нашему мнению, отраслью, в значительной мере реализующей экономико-географические и природно-ресурсные преимущества Республики Дагестан, является сфера услуг, в том числе туристическая отрасль, о чем свидетельствует сложившаяся структура экономики региона.
К примеру, в структуре ВРП по данным 2014 года сельское хозяйство составляет 14%, строительство - 21%, промышленность - 4%, сфера услуг - 59%. Дальнейшее развитие сферы услуг в регионе обеспечит наполнение бюджета, снижение уровня безработицы, а также развитие смежных отраслей за счет создания инфраструктуры [8].
По данным Министерства по туризму и народным художественным промыслам в 2013 году Дагестан посетили 272 тыс. человек, в 2014 году - 330 тыс. человек, в 2015 году - уже 430 тыс. человек, въездной и внутренний туристский поток в 2016 году составил около 513 тыс. человек, что на 20% больше чем в 2015 году (и на 58% больше, чем в 2010 г.), из них более половины - иностранные туристы [7].
За период с 2010 по 2016 годы введены в строй и начали функционировать 69 гостиниц, домов отдыха и туристско-развлекатель-ных центров на 2821 койко-мест.
За 2016 год в республике, за счет частных инвестиций, построены и введены в строй 11 объектов туристической инфраструктуры (гостиниц) на 338 койко-мест, в том числе в г. Дербент - 7 объектов («Олимп», «Норд», «Океан», «Версаль», «Три туза», «Элит», «Семь звезд»), что может быть следствием активного продвижения бренда города в рамках празднования его 2000-летия.
Общее количество занятых в туристской отрасли на постоянной основе в 2016 году со-
ставил 8,2 тыс. чел. (прирост по сравнению с 2010 г. составил 21%).
По данным Министерства, в 2016 г. на 15% вырос объем платных туристских услуг, на 24% вырос объем платных услуг гостиниц и аналогичных мест размещения [7].
Вместе с тем, можно констатировать, что сегменты рынка туристских услуг в Республике Дагестан являются слабо регулируемыми и имеют целый ряд специфических особенностей, отличающих их друг от друга, что требует применения инструментария компенсаторных институтов рыночного и государственного регулирования в интересах развития экономики региона.
Турфирмами республики направлено в 2016 году на отдых за рубеж более 31400 человек (в основном в страны Ближнего Востока: Греции, Кипр, Иран, ОАэ, в европейские страны и Китай).
Согласно проведенному анализу отмечается общее снижение доли платных туристических услуг в общем объеме платных услуг региона. Так, в 2015 году по сравнению с 2014 г., доля туристических услуг снизилась с 2,4% до 2,1%. По сравнению с 2010 годом доля туристических услуг снизилась на 7,6%, и в период 2005-2015 гг. доля туристических услуг снизилась с 11,1% до 2,1%. С 2016 года по настоящий период отмечается незначительное увеличение доли туристских услуг в общем объеме платных услуг региона [8].
Общая вместимость туристской индустрии, включая КСР и аналогичные средства размещения, в 2016 году достигла почти 26 тысяч койко-мест.
На наш взгляд, основным фактором роста внутреннего туризма в России, и в частности в Дагестане является приостановка популярных у россиян летних направлений в Турцию и Египет, стабилизация общественно-политической обстановки в Дагестане и активизация работы по развитию сферы туризма за последние годы.
Вместе с тем, широкому использованию туристического потенциала Дагестана мешают недостаточное развитие туристской инфраструктуры, дороговизна транспортной составляющей турпродукта, дефицит квалифицированных профессиональных кадров, неурегулированность земельных отношений
(одна из ключевых проблем привлечения инвесторов), некоторый рост преступлений по отдельным категориям и присутствующий в отдельных федеральных СМИ чрезмерно негативный информационный фон в освещении событий в регионе [5].
Имидж и авторитет туристической отрасли региона нарабатывается годами кропотливого труда. И прежде всего, необходимо сломать сложившиеся стереотипы, что в регионе постоянно присутствует опасность для отдыхающих. Поэтому, одной из первостепенных задач является установление позитивного имиджа республики, что позволит привлечь серьезные инвестиции в отрасль и избавиться от существующих проблем в инфраструктуре, логистике, других составляющих успешного туристского проекта.
«Бренд нового Дагестана», как приоритетный проект республики, начал реализоваться в 2013 году, и в рамках деятельности профильного ведомства ведется значительная работа по развитию сферы туризма и созданию позитивного имиджа региона, как на российских, так и на международных площадках.
Комплекс мер по формированию и продвижению положительного туристического имиджа Республики Дагестан в 2016 году включил в себя, в частности, участие в международных выставках, конференциях и презентациях развития туризма в Тегеране, Ялте, Пятигорск, Москве, Ставрополе, Санкт-Петербурге, Баку, а также организацию и проведение соревнований по различным видам спорта, слетов, фестивалей и других мероприятий с широким освещение в СМИ.
Подписано более 11 соглашений о сотрудничестве и взаимодействии профильного министерства Республики Дагестан с органами исполнительной власти в сфере туризма, турфирмами и инвестиционными компаниями субъектов Российской Федерации и зарубежных стран.
Проводится активное рекламно-информационное сопровождение туристической отрасли, которое включает в себя разработку и издание печатной и мультимедийной информационно-рекламной продукции (буклеты, путеводители, дайджесты, флаеры, DVD-дис-ки), которая распространяется среди целевой аудитории на крупнейших специализирован-
ных международных и всероссийских выставках, фестивалях и форумах.
Сюжеты о туристских мероприятиях в Республике Дагестан освещались в федеральных СМИ. Для информирования населения о ресурсах республики и мероприятиях проводимых в отрасли через федеральные и региональные СМИ регулярно организуются пресс-конференции, брифинги, интервью и т.д.
В настоящее время основными документами, регулирующими и обеспечивающими развитие сферы туризма в Дагестане, являются:
• Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года;
• Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года;
• ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»;
• Государственная программа Республики Дагестан «Развитие туристско-рекреационно-го комплекса в Республике Дагестан на 20142018 годы».
В республике осуществляют свою деятельность 5 общественных организаций в сфере туризма:
• Ассоциация по защите прав и интересов туристских предприятий, защите прав потребителей (туристов) «Солнечный Дагестан»;
• Федерация альпинизма Республики Дагестан;
• Автономная некоммерческая организация «Дагестанский студенческий спасательный корпус»;
• Региональная общественная организация «Федерация парусного спорта Республики Дагестан;
• Федерация спортивного туризма Республики Дагестан.
В рамках активизации работы по развитию сферы туризма республики как важного направления структурной перестройки экономики территории, возникла необходимость совершенствования региональной туристской политики и структуры профильных государственных органов РД, в связи с чем в октябре 2015 года вышел указ Главы Республики Дагестан о преобразовании Комитета по туризму Республики Дагестан в Министерство по
туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан, с передачей новому министерству функций по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, в части разработки и реализации региональной туристической политики.
На данный период, в рамках ФцП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» прошли конкурсный отбор 5 инвестиционных проектов Республики Дагестан, к числу которых относятся:
• создание туристско-рекреационного кластера «Золотые дюны» в с. Крайновка Киз-лярского района;
• создание бальнеологической туристской базы «Живой родник» в с. Кардоновка Киз-лярского района;
• создание туристско-рекреационного кластера «Золотые пески» в с. Мичурино Дербентского района;
• создание туристско-рекреационного комплекса на берегу озера Большой Ачиколь в Кизлярском районе;
• создание туристско-рекреационного кластера «Горная здравница» в состав, которого вошли следующие проекты:
- оздание туристско-рекреационного кластера «цамаури» в Тляратинском районе;
- создание агро-туристического комплекса «эколенд» в Хунзахском районе;
- создание туристско-оздоровительного комплекса «Алмак» в Казбековском районе.
Также проводятся мероприятия по включению дополнительных инвестиционных проектов в перечень мероприятий Программы, в т.ч.
- инвестиционный проект «Создание ту-ристско-рекреационного комплекса в Бежтин-ском участке»;
- инвестиционный проект «Создание ту-ристско-рекреационного комплекса «Тобот» в Хунзахском районе.
Реализация указанных проектов будет способствовать решению задач импортозамеще-ния в индустрии отдыха и рекреации, даст импульс увеличению въездного туристского потока в Республику Дагестан и развитию таких видов туризма как пляжный, лечебно-оз-
доровительный, культурно-познавательный, сельский и т.д.
Стратегический подход к управлению развитием туризма на определенной территории должен учитывать преимущества пространственного расположения субъектов хозяйствования, которые производят турпродукт, их социально-экономические и логистические связи, наличие инфраструктуры, особенности государственной и региональной политики в сфере обеспечения благоприятного инвестиционного климата.
Включение региона в национальные и международные туристические проекты, маршруты и процессы, которое является эффективным фактором развития сферы туризма территории, возможно только при наличии привлекательного туристического потенциала и соответствующей инфраструктуры на территории, следовательно, возникает необходимость развития региональной сферы туризма в рамках конкурентоспособного туристского кластера, в котором будут учтены интересы всех групп и субъектов экономики территории и реализовано партнерство власти, бизнеса и населения.
В нашем случае мы говорим об эффективном использования туристического потенциала Республики Дагестан как возможного направления преодоления депрессивности региона и его дальнейшего развития.
Проведенный анализ ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 20112018 годы» показывает, что первоначально предполагаемый общий объем финансирования в 332 млрд. руб., из которых 96 млрд. руб. планировал выделить федеральный бюджет, а 211 млрд. руб. - частные инвесторы ежегодно сокращается из-за «оптимизации бюджетных расходов». На данный момент общий секвестр составляет 80 процентов» [3, 6].
Несмотря на определенные трудности, работа по развитию сферы туризма региона продолжается. В августе 2016 года, Министерством финансов Республики Дагестан для софинансирования инвестиционных проектов по созданию туристско-рекреационных кластеров «Золотые дюны» и «Золотые пески» были увеличены лимиты бюджетных обязательств Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан на 4800,0 тыс. руб.
Согласно Программе совместно с муници-
пальными образованиями Республики Дагестан проводится отбор земельных участков под строительство смотровых площадок в живописных и наиболее привлекательных для туристов местностях Республики Дагестан, формирование туристско-рекреационной инфраструктуры, которое позволит снизить уровень безработицы, повысить качество жизни и остановит отток населения из этих территорий.
В целях развития туристической инфраструктуры на Юге России созданы и объединены в туристический кластер под общим управлением ОАО «Курорты Северного Кавказа» девять туристско-рекреационных особых экономических зон на территориях всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа, а также в Краснодарском крае и Республике Адыгея. В Республике Дагестан запланирована реализация программы развития горнолыжного курорта «Матлас» и пляжных курортов на побережье Каспийского моря, которые согласно проекту начнут функционировать с 2021 года [9].
Туристический кластер как инновационная организационно-правовая форма развития туризма на территории Республики Дагестан, на наш взгляд, даст необходимый импульс к развитию экономики региона, увеличению поступлений в бюджет республики, и решению стоящих перед территорией сложных социально-экономических задач.
В рамках этой работы в 2011 году было подписано Соглашение о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны на территориях муниципальных образований «Хунзахский район», «Карабудахкентский район», «Каякентский район», «Дербентский район» и «Магарамкентский район», которая предполагает строительство круглогодичных горнолыжных, туристических, лечебно-оздоровительных и развлекательных комплексов, объектов размещения, инженерной и транспортной инфраструктуры.
К данному времени определены границы участка территории ОэЗ, расположенного в Хунзахском районе Республики Дагестан площадью 2308,9 га и переданы в управление АО «КСК».
В 2016 году Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа, Правительством Республики Дагестан, АО «Курорты Северного Кавказа» и ООО «Матлас» заключе-
но Соглашение о намерениях в сфере развития туристско-рекреационной ОэЗ на территории Республики Дагестан, которое утвердила график развития туристско-рекреационной ОэЗ на территории республики, в соответствии с которым АО «Курорты Северного Кавказа» обеспечивает строительство объектов внутренней инженерной и горнолыжной инфраструктур ОЭЗ в период с 2017 по 2019 гг. за счет средств Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 г. [2].
На данный момент АО «КСК» завершены работы по формированию земельных участков на территории Каспийского прибрежного кластера.
Таким образом, механизм государственно-частного партнерства предполагается реализовать таким образом, что государство через ОАО «КСК» финансирует создание внутренней инженерной инфраструктуры на территории ОэЗ, а за счет средств федеральных целевых программ, программ естественных монополий и республиканских бюджетов осуществляется строительство внешней энергетической, транспортной и инженерной инфраструктуры, в свою очередь, частный бизнес вкладывает средства непосредственно в гостиничную и туристско-развлекательную инфраструктуру, коммерческую недвижимость [9].
Развитие туристического кластера на Северном Кавказе, по мнению многих исследователей, приведет к созданию «точек роста» в агропромышленном комплексе, пищевой и легкой промышленности, транспортном комплексе, логистике, производстве стройматериалов и других секторах экономики региона, а с учетом существенной переориентации туристического потока на внутренние направления, работа по созданию и эксплуатации в СевероКавказском федеральном округе конкурентоспособных зон отдыха является актуальной и с точки зрения импортозамещения в туризме.
Тем не менее, проект туристического кластера Северного Кавказа может быть существенно сокращен в рамках заявленных правительством РФ планов по ликвидации неэффективных особых экономических зон (ОЭЗ).
На основе вышеизложенного, а также в свете последних политических изменений в регионе, можно утверждать, что федеральные
и региональные власти «всерьез» взялись за развитие республики.
В сфере туризма концепция кластера была связана с анализом конкурентоспособности туристических направлений, задуманных как пространство, в котором существует взаимовлияние агентов, инициатив и опыта, которые привлекают туристический спрос.
На данный момент, по нашему мнению, самым актуальным направлением развития туризма на территории региона является налаживание взаимодействия по широкому кругу вопросов между властями республики и предприятиями сферы туризма, и, в частности, по поводу формирования туристического кластера и особенностям его функционирования на территории.
На основе проведенного анализа, можно утверждать, что множество действующих предприятий сферы туризма региона заинтересованы в том, чтобы стать резидентами особых экономических зон туристско-рекреаци-онного типа (ТРТ ОЭЗ), в первую очередь, с целью получения положенных в таком случае налоговых льгот и дальнейшего развития.
Согласно законодательству, резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны признаются, индивидуальный предприниматель либо коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристс-ко-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности [1].
Среди предприятий сферы туризма необходимо выделить туристические фирмы (туроператоров и турагентов), которые заинтересованы в строительстве, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан.
К сожалению, как показывает практика, рынок туристских услуг региона характеризу-
ется противоречивыми тенденциями. Увеличение турпотока в последние годы приводит к росту объема платных туристских услуг и развитию инфраструктуры, однако, в соответствии с проведенным исследованием, на данный момент, список туроператоров Дагестана сократился до одного предприятия - турфирмы «Джага», а действующие турагентства работают, не учитывая последние изменения в нормативно-правовом обеспечении развития туризма, к тому же большинство из них являются индивидуальными предпринимателями и «живут моментом», то есть пользуются периодом спроса, не рассматривая вопросы дальнейшего развития, в том числе и на основе внедрения инноваций.
Система государственной поддержки ин-
новационно-ориентированных предприятий туризма в рамках кластера является эффективным инструментом развития предприятий отрасли региона и страны в целом. Однако инструментом совершенно бесполезным, если предприятие не стремится развиваться самостоятельно, внедряя результаты НТП и используя новейшие технологии.
В связи с этим, на основе наших исследований мы предполагаем включать в систему государственной поддержки и регистрировать в качестве резидентов туристического кластера предприятия туризма, которые активно используют инновации в процессе хозяйственной деятельности, получая соответствующую прибыль и формируя инновационно-эффективную среду.
библиографический список
1. Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 309 (ред. от 31.03.2017 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года» (дата обращения 01.03.2018 г.)
3. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»
4. Дагестан в цифрах 2016 [Электронный ресурс] // Электронные версии публикаций Территориального органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. URL: http://dagstat.gks.ru/ (дата обращения 01.03.2018 г.)
5. Дагестан: хроника террора (1996-2017 гг.) [Электронный ресурс] // Кавказский Узел. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/73122/ (дата обращения 12.12.2017 г.)
6. Мединский: судьба ФЦП по развитию туризма после 2018 года пока неясна [Электронный ресурс] // Газета Интефакс. URL: http://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/35837 (дата обращения 12.03.2018 г.)
7. Отчет о деятельности Министерства по туризму и НХП РД за 2016 год [Электронный ресурс]. URL: http://dagtourism.com/file/download/2533 (дата обращения 29.12.2017 г.)
8. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс] // Каталог публикаций Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения 29.12.2017 г.)
9. Северо-Кавказский туристический кластер [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Северо-Кавказского федерального округа. URL: http://investkavkaz.ru/tourist_cluster (дата обращения 12.11.2017 г.)
10. Слободян Е. Какие регионы России считаются дотационными? [Электронный ресурс] // Газета Аргументы и факты. URL:http://www.aif.ru/dontknows/eternal/1206689 (дата обращения 19.12.2017 г.)
11. Финансовые взаимоотношения с регионами и муниципальными образованиями. Межбюджетные отношения [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/regions/mb/mb2018_ 2020/#ixzz517bMcY60 (дата обращения 19.01.2017 г.)