УДК 338
DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-10-128-138
МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СФЕРЫ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ
THE INNOVATIONS SUPPORT MECHANISM IMPLEMENTED BY THE TOURIST COMPANIES IN THE CONDITIONS OF TOURIST AND RECREATIONAL CLUSTERS FORMATION
3. P. Шахбанова, Дагестанский государственный технический
университет, г. Махачкала
Z. Shakhbanova, Dagestan State Technical University, Makhachkala
Актуальность работы обусловлена формированием и развитием на территории Республики Дагестан туристического кластера. Проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности крупнейшей туристической фирмы региона «Джага» с выделением инновационной составляющей. Предложен механизм категорирова-ния инновационно-ориентированных предприятий сферы туризма путем оценки финансово-хозяйственной деятельности турфирмы с выделением затрат на инновации для последующего включения предприятия в систему господдержки. Осуществлен детальный анализ отчета о финансовых результатах турфирмы и категорий затрат на инновации, которые определены в размере процентной доли от общих расходов предприятия. Отмечено, что процесс исследования включал в себя три взаимосвязанных этапа. На первом этапе раскрыт механизм создания туристического кластера на территории региона, а также выявлены особенности бухгалтерского учета затрат на инновации предприятий. На втором этапе осуществлен корреляционный анализ финансово-хозяйственной деятельности крупнейшего туроператора Республики Дагестан «Джага» за 2012—2016 гг., выполнена оценка переменных факторов и определена их мультиколлинеарность. На третьем этапе построено уравнение регрессии, предложен прогнозный график роста прибыльности турфирмы «Джага» с учетом увеличения объема затрат на инновации на период до 2025 г. Обусловлена зависимость затрат на инновации от чистой прибыли предприятия в динамике за определенный период времени. Установлено, что практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что предлагаемый механизм категорирования предприятий сферы туризма на основе проведения корреляционно-регрессионного анализа может быть внедрен Министерством по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан при определении резидентов особых экономических зон туристско-рекреационного типа
Ключевые слова: туризм; региональная экономика; инновации; туристический кластер; туроператор; корреляция; регрессия; бухгалтерский учет; мультиколлинеарность; Республика Дагестан
The urgency of the work is conditioned by the formation and development of a tourist cluster on the territory of the Republic of Dagestan. The analysis of financial and economic activity of the largest tourist company of the region «Jaga» with the allocation of an innovative component was carried out. A mechanism for categorizing innovation-oriented tourism enterprises is proposed by assessing the financial and economic activities of a travel agency with the allocation of innovation costs for the subsequent inclusion of the enterprise in the state support system. A detailed analysis of the report on the financial results of the travel agency and the categories of costs for innovation, which are determined in the amount of a percentage of total costs of the enterprise. It is noted that the research process included three interrelated stages, each of which implied the existence of a specific goal and objectives. At the first stage, the author reveals the mechanism for creating a tourist cluster in the region and identifies the features of accounting for the costs of enterprise innovation. At the second stage, a correlation analysis of the financial and economic activities of the largest tour operator of the Republic of Dagestan "Jaga" for the period 2012-2016 was carried out. The estimation of variable factors is carried out and their multicollinearity is
© 3. P. Шахбанова, 2017
128
determined. At the third stage, the regression equation was constructed, the forecasted growth schedule of the "Jaga" touristic profit taking into account the increase in the cost of innovation for the period up to 2025 is proposed. The dependence of innovation costs on the net profit of the enterprise in dynamics over a certain period of time is determined. It is established that the practical significance of the study is that the proposed mechanism for categorizing tourism enterprises on the basis of correlation and regression analysis can be introduced by the Ministry of Tourism and Folk Art Crafts of the Republic of Dagestan when identifying residents of special economic zones of a tourist-recreational type
Key words: tourism; regional economy; innovations; tourist cluster; tour operator; correlation; regression; accounting; multicollinearity; Republic of Dagestan
В Стратегии развития туризма в РФ на
период до 2020 г. Республике Дагестан посвящено не одно предложение, в частности, указывается, что Всемирная туристская организация при ООН (ЮНВТО) высоко оценивает потенциал Республики Дагестан и выделяет ее в числе наиболее перспективных туристских направлений юга Российской Федерации. Вместе с тем отмечено, что, несмотря на наличие значимых конкурентных преимуществ для развития туристской отрасли, субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа (далее СКФО), характеризуются слабым уровнем развития индустрии туризма.
Развитие туризма в СКФО сдерживается следующими факторами: отсутствием качественной туристской инфраструктуры, невысоким уровнем сервиса, низким уровнем развития транспортной сети, негативным имиджем региона, недостаточным уровнем обеспечения безопасности, наличием ограниченного, регламентированного режима посещения территории части субъектов РФ, входящих в состав СКФО, для иностранных граждан.
Кластерный механизм развития Республики Дагестан задуман еще в 2011 г., т. е. задолго до принятия самой Стратегии. Так, в рамках исполнения постановлений Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» и от 29 декабря 2011 г. № 1195 «Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе» Министерством экономического развития Российской Федерации, Прави-
тельством Республики Дагестан и муниципальными образованиями, входящими в границы особых экономических зон тури-стско-рекреационного типа (далее — ТРТ ОЭЗ), подписано Соглашение от 27 января 2011 г. № С-14-ОС/Д25 о создании турист-ско-рекреационной особой экономической зоны на территориях муниципальных образований «Хунзахский район», «Карабудах-кентский район», «Каякентский район», «Дербентский район» и «Магарамкентский район».
Реализация проекта «О создании на территории Хунзахского района турист-ско-рекреационной ОЭЗ» предполагает строительство круглогодичных горнолыжных, туристических, лечебно-оздоровительных и развлекательных комплексов, создание гостиничных объектов, а также строительство инженерной и транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день определены границы участка территории ОЭЗ, расположенного в Хунзахском районе Республики Дагестан площадью 2308,9 га, и переданы в управление АО «КСК» [4].
Между Министерством РФ по делам Северного Кавказа, Правительством РД, АО «Курорты Северного Кавказа» и ООО «Матлас» заключено Соглашение от 10 августа 2016 г. № 5 о намерениях в сфере развития ТРТ ОЭЗ на территории Республики Дагестан. В рамках данного Соглашения утвержден график развития ТРТ ОЭЗ на территории Республики Дагестан, в соответствии с которым АО «Курорты Северного Кавказа» обеспечивает строительство объектов внутренней инженерной и горнолыжной инфраструктур ОЭЗ в 2017—2019 гг. за счет средств Государственной программы Российской Федера-
ции «Paзвитиe Ceвepo-Kaвкaзcкoгo фeдe-paльиoгo o^yra» иa пepиoд дo 2025 г.
B paмкax peaлизaции пocтaпoвлeиия Пpaвитeльcтвa Poccийcкoй Фeдepaции or 29 дeкaбpя 2011 г. № 1195 Юб ocoбыx экoиoмичecкиx зoнax в Ceвepo-Kaвкaзcкoм фeдepaльиoм o^yre» припято peшeииe o6 yвeличeиии плoщaди paree coздaииыx ту-pиcтcкo-peкpeaциoииыx OЭЗ ça cчeт çe-мeль Kapaбyдaxкeнrcкoгo, KaR^^c^ra, Дepбeитcкoгo и Maгapaмкeитcкoгo paйoиoв Pecпyблики Дaгecтaп. Ha дaииый мoмeнr AO «KCK» зaвepшeиы paбoты пo фopмиpo-вaиию зeмeльиыx yчacткoв иa тeppитopии Kacпийcкoгo пpибpeжиoгo клacrepa.
Ha ocнoвe излoжeииoгo, a тaкжe в cвe-тe пocлeдииx пoлитичecкиx измeиeиий в peraore cлeдyeт пpeдпoлoжить, чтo фeдe-paльиыe и peгиoиaльиыe влacrи «вcepьeз» взялиcь ça paзвиrиe pecпyблики.
B cфepe тypизмa кoицeпция raacrep-TOro пoдxoдa пpeдпoлaгaeт aиaлиз ^ику-peнтocпocoбнocти тypиcтичecкиx иaпpaв-лeиий, зaдyмaпиыx гак пpивлeкaющee тypиcтcкий cпpoc пpocтpaпcтвo, в кoтopoм cyщecrвyeт взaимoвлияииe турфирм, иии-циaтив и oпытa [9].
CoraaOTo иaшeй тoчкe зpeиия, иa ДЯИ-иый мoмeнr caмым aктyaльиым иaпpaвлe-ииeм paзвития тypизмa иa тeppитopии pera-oиa являeтcя иaлaживaииe взaимoдeйcтвия мeждy влacтями Pecпyблики Дaгecтaи и пpeдпpиятиями cфepы тypизмa, в чacтиo-crи, пo пoвoдy фopмиpoвaиия ^acrepa и ocoбeииocтям eгo фyпкциoииpoвaиия.
Ha ocнoвe пpoвeдeииoгo aпaлизa мoж-то yrвepждaть, чтo миoжecrвo дeйcтвyю-щж пpeдпpиятий cфepы тypизмa peгиoиa зaинтepecoвaнo в тoм, чroбы craть peç^e^ тaми TPT OЭЗ, в тервую oчepeдь, c цeлью пoлyчeиия пoлoжeнныx в тaкoм cлyчae ия-лoгoвыx льгoт.
Peзидeитaми тypиcтcкo-peкpeaциoи-иoй ocoбoй экoиoмичecкoй зoиы ПРЖИЯЮТ-ca индивидyaльный пpeдпpииимaтeль, ^м-мepчecкaя opгaиизaция (ça иcключeниeм yпитapиoгo пpeдпpиятия ), зapeгиcтpиpo-вaииыe в cooтвeтcтвии c зaкoнoдaтeльcтвoм Poccийcкoй Фeдepaции иa тeppитopии му-ииципaльиoгo oбpaзoвaиия, в гpaиицax
тopoгo pacпoлoжeиa OЭЗ (иa тeppитopии oдиoгo из мyииципaльиыx oбpaзoвaиий, ecли тypиcrcкo-peкpeaциoииaя OЭЗ paç-мeщeиa та тeppитopияx иecкoлькиx муии-ципaльиыx oбpaзoвaний), зaключившиe c opгaпaми yпpaвлeиия ocoбыми экoиoмичe-cкими зoиaми coглaшeииe o6 ocyщecrвлeиии тypиcrcкo-peкpeaциoииoй дeятeльиocти.
Cpeди пpeдпpиятий cфepы тypизмa те-oбxoдимo выдeлить тypиcтичecкиe фирмы (тypoпepaтopoв и тypaгeнтoв), кoтopыe ça-инrepecoвaпы в cтpoитeльcтвe, peкoиcтpyк-ции, экcплyaтaции oбъeктoв тypиcтcкoй иидycтpии, oбъeктoв, пpeдиaзиaчeииыx для caнaтopнo-кypopтнoгo лeчeиия, мeдиции-cкoй peaбилитaции и orn,bixe гpaждaи.
Oдиaкo, кaк пoкaзывaeт пpaктикa, pыиoк тypиcrcкиx ycлyг peraora xapaктe-pизyeтcя пpoтивopeчивыми тeидeициями. Увeличeниe тypпoтoкa в пocлeдииe гoды пpивoдит к pocтy oбъeмa плaтиыx турист-cкиx ycлyг и paзвитию инфpacтpyктypы. Bмecтe c тeм в cooтвeтcтвии c пpoвeдeииым иccлeдoвaииeм иa дaнный мoмeит cпиcoк тypooпepaтopoв Дaгecтaпa coкpaтилcя дo oдиoгo пpeдпpиятия — турфирмы «^œa-гa», a дeйcтвyющиe тypaгeнтcтвa paбoтaют, иe учитывян пocлeдииe измeнeния в иop-мaтивиo-пpaвoвoм oбecпeчeиии paзвития тypизмa. Kpoмe тoгo, бoльшииcтвo ш ииx являютcя ИИДИВИДУЯЛЬИЫМИ пpeдпpииимa-тeлями и «живут мoмeитoм», т. e. пoльзyют-cя пepиoдoм cпpoca, при этом oткaзывaяcь paзвивaтьcя пyreм внeдpeния иииoвaций.
Cиcreмa гocyдapcтвeииoй пoддepжки в paмкax клacrepa являeтcя эффeктивиым ииcтpyмeнroм paзвития пpeдпpиятия. Oд-иaкo ДЯННЫЙ ииcrpyмeит являeтcя coвep-шeииo бecпoлeзным, ecли пpeдпpиятиe иe cтpeмитcя paзвивaтьcя caмocтoятeльиo, виeдpяя иoвeйшиe тexиoлoгии [2]. B cвязи c этим иccлeдoвaниe пpeдпoлaгaeт включe-ииe в cиcтeмy гocyдapcrвeииoй пoддepжки и peгиcтpaцию в кaчecтвe peзидeитoв тури-cтичecкoгo raacrepa тex пpeдпpиятий, кo-тopыe зaиимaютcя иииoвaциoииoй дeятeль-иocrью и пoлyчaют oт этoгo кoикpeтиyю выгoдy.
Ha бaзe Mиииcrepcтвa пo тypизмy и нapoдным xyдoжecrвeииым пpoмыcлaм Pe-
спублики Дагестан в настоящее время действуют Общественный совет и Научно-экспертная комиссия, которые на регулярной основе обсуждают проблемы развития туризма в регионе. В качестве постоянных членов указанных совещательных органов выступают и представители турбизнеса, готовые развиваться при государственной поддержке.
Мы предлагаем на базе одного из органов использовать инструментарий катего-рирования инновационно-ориентированных предприятий сферы туризма, который будет рекомендовать экономически эффективные организации, отвечающие предъявляемым требованиям, для включения в туристический кластер с существенными мерами государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях.
В качестве одного из объектов нашего исследования выступает туристическое предприятие «Джага» (ООО «Джага»), функционирующее на рынке туризма с 1994 г. Данное предприятие внесено в реестр туроператоров Российской Федерации [7].
Основным направлением деятельности ООО «Джага» на современном этапе является внутренний и выездной туризм, в т. ч. организация экскурсий и отдыха на лучших мировых курортах, организация санаторно-курортного отдыха в России, оздоровление детей в детских оздоровительных лагерях, экскурсионное обслуживание по Дагестану и за его пределами, открытие туристических и деловых виз, бронирование авиабилетов по всему миру по стоимости авиакомпаний и пр.
Руководитель предприятия — генеральный директор Ю. Б. Салимханов, являющийся членом Научно-экспертного совета Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан.
Разработанный нами инструментарий предполагает проведение корреляционно-регрессионного анализа в соответствии со следующим алгоритмом:
1) выбор ключевых признаков, влияющих на развитие предприятия сферы туризма;
2) анализ взаимосвязей, выбранных ключевых признаков, влияющих на развитие предприятия сферы туризма, в т. ч. проведение корреляционного анализа для выявления статистически значимых связей между факторными и результативными признаками, анализ факторных переменных на эффект мультиколлинеарно-сти;
3) построение линейного уравнения множественной регрессии и графика прогноза.
Для разработки инструмента катего-рирования с целью включения в систему государственной поддержки инновационно-ориентированных туристических предприятий Республики Дагестан мы проанализировали сведения о деятельности предприятий за последние пять лет, использовав данные финансово-хозяйственной деятельности в форме бухгалтерской и налоговой отчетности, совершенствования системы управления и объема затрат на инновации.
Обратим внимание на то, что «Джага», в соответствии с критериями Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», относится к субъектам малого предпринимательства, которым Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017 г.) «О бухгалтерском учете» дает право на упрощенную форму бухгалтерского учета (укрупнение данных по отражаемой в них информации).
Соответственно, в отчетной документации отсутствуют отдельные статьи расходов на инновационную деятельность.
В полученном отчете о финансовых результатах не выделяются виды расходов по основной деятельности и некоторые другие показатели, детализирующие его данные при оформлении по обычной форме. В табл. 1 представлены составляющие данного отчета.
Таблица 1 / Table 1 Отчет о финансовых результатах / Income statement
Название строки / Line Name Пояснение / Explanation
Выручка / Revenues Выручка за вычетом НДС и акцизов / Revenue excluding VAT and excises
Расходы по обычной деятельности / Expenses for ordinary activities Себестоимость, коммерческие, управленческие расходы / Cost, commercial, management costs
Проценты к уплате / Percentage to be paid Проценты по полученным кредитам и займам / Interest on received loans and borrowings
Прочие доходы / Other income Доходы, не относящиеся к обычной деятельности / Income not related to ordinary activities
Прочие расходы / Other expenses Прочие расходы за вычетом процентов к уплате / Other expenses, net of interest payable
Налоги на прибыль (доходы) / Taxes on profit (income) Текущий налог на прибыль / Current income tax
Чистая прибыль (убыток) / Net income (loss) Результирующая строка = 1 - 2 - 3 + 4 - 5 - 6 / Resulting string = 1 - 2 - 3 + 4 - 5 - 6
В настоящее время одним из основных недостатков организации учета инновационной деятельности является то, что не существует единой системы счетов и регистров бухгалтерского учета для отражения расходов, доходов и финансовых результатов научно-исследовательской деятельности на предприятии. Имеющиеся учетные регистры, бухгалтерские счета не предоставляют достоверных данных для проведения анализа инновационной продукции и выявления ее влияния на финансовые результаты деятельности предприятия.
Н. В. Пронькина и Е. А. Назаренко в целях организации учета затрат по этапам становления инновационного продукта предлагают следующую группировку инновационных затрат:
1) маркетинговые исследования;
2) научные исследования и разработки;
3) инновационное проектирование;
4) инновационное производство;
5) коммерциализация продукции;
6) прочие расходы [6].
В свою очередь, Н. В. Неелова ссылается на Руководство Осло, в котором выделено четыре типа инноваций: продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные [3; 10].
В. М. Шарапова, Ю. А. Юринская в качестве ориентира используют информацию Минфина «О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской
отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства», что предполагает предоставление данных:
— о затратах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, приобретением или созданием нематериальных активов;
— о затратах, произведенных на модернизацию морально устаревших основных средств и реконструкцию объектов;
— о затратах, которые производятся во время производственного процесса и связаны с совершенствованием технологии и организацией производства;
— об источниках средств, израсходованных предприятием на инновации и модернизацию производства[1; 8].
В исследовании мы опирались на отчеты о финансово-хозяйственной деятельности турфирмы «Джага» и на определение наиболее актуальных категорий затрат на инновации для организации в размере процентной доли от общих расходов предприятия.
В качестве результирующей величины выбран наиболее значимый показатель чистой прибыли турфирмы «Джага», а переменными факторами признаны следующие из них:
— затраты на маркетинговые инновации (в т. ч. затраты на рекламу и использование социальных сетей для продвижения турпродуктов);
- затраты на кадровые инновации (в т. ч. повышение квалификации персонала, привлечение студентов соответствующей подготовки в высших учебных заведениях, организация курсов экскурсоводов-переводчиков и пр.);
- затраты на технологические инновации (в т. ч. внедрение информационных технологий, новых автоматизированных систем продаж);
- затраты на продуктовые инновации и инновации услуг (в т. ч. новые дестинации, совершенствование турмаршрута и транспортного обеспечения, новые сегменты потребительского рынка и пр.);
- себестоимость турпродукта;
- управленческие и коммерческие расходы.
В соответствии с Приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 4 декабря 1998 г. № 402 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью», калькулирование полной себестоимости турпродукта предполагает расчет всех издержек, связанных с формированием и реализацией единицы турпродукта.
Объектом калькулирования себестоимости для туристских организаций яв-
ляется отдельный туристский продукт. В себестоимость туристского продукта включаются затраты, непосредственно связанные с его производством, продвижением и продажей [5].
В себестоимость турпродукта предлагаем включить:
- размещение и проживание;
- транспортное обслуживание (перевозку);
- питание;
- экскурсионное обслуживание;
- медицинское обслуживание, лечение и профилактику заболеваний;
- визовое обслуживание, а также иные затраты, связанные с оформлением турпоездки;
- затраты культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера;
- добровольное страхование от несчастных случаев, болезней, а также медицинское страхование в период турпоездки;
- обслуживание гидами — переводчиками, а также сопровождающими.
Управленческие и коммерческие расходы предполагают затраты на аренду офиса, заработную плату управленческого и иного персонала с отчислениями на социальное страхование, обслуживание сооружений непроизводственного назначения, а также на командировки, услуги связи и прочие общехозяйственные расходы (табл. 2).
Таблица 2 / Table 2
Анализ финансово-хозяйственной деятельности турфирмы «Джага», тыс. р / Analysis of financial and economic activities of the tour operator Jaga", thousand rubles
Год / Year 2012 2013 2014 2015 2016
Выручка / Revenues 13121 15774 18475 24238 18952
Себестоимость / Cost price 7085,34 6940,56 10161,25 10179,96 10423,6
Управленческие и командировочные расходы / Managerial and travel expenses 3280,25 2839,32 2217 3635,7 3600,88
Чистая прибыль / Net profit 1968,15 2523,84 3140,75 4362,84 3221,84
Затраты на инновации / Costs of innovation 1443,31 2050,62 2771,25 4120,46 3600,88
Маркетинговые инновации / Marketing Innovations 649,4895 1127,841 1413,3375 1730,5932 1548,3784
Кадровые инновации / Staff Innovations 202,0634 184,5558 471,1125 576,8644 576,1408
Технологические инновации / Technological innovation 158,7641 246,0744 221,7 535,6598 468,1144
Продуктовые инновации /Product innovation 432,993 492,1488 665,1 1318,5472 1008,2464
При определении корреляционных связей между показателями использованы методы корреляционного анализа. Предполагалось, что для оценки степени взаимосвязи исследуемых величин используется коэффициент линейной корреляции, а исследуемые выборки распределены по нормальному закону. Линейный коэффициент корреляции характеризует степень линейной взаимосвязи между двумя выборками и рассчитывается по формуле (1):
£р=1СХ;-аСУ|-У)
Гу= V —
'Ip^Öä-XPiYj-Y)5
(1)
где гХ! у; — коэффициент корреляции между искомыми величинами; п — объем выборки;
Хь¥| — величины, между которыми рассчитывается корреляционная зависимость; X, У — средние по выборке. Коэффициент корреляции изменяется
от —1 до 1. При значении 0 линейной зависимости между двумя выборками нет. Знак коэффициента корреляции показывает уменьшение или увеличение искомого признака от зависимых величин. Другими словами, если один показатель увеличивается, то, соответственно, увеличивается и другой показатель, и наоборот. Это и является признаком прямо пропорциональной зависимости
На основе полученных данных составлена таблица корреляции (табл. 3), в которой приняты следующие обозначения: у — результативный показатель, характеризующий чистую прибыль предприятия; Х1 — себестоимость турпродукта; Х2 — управленческие и коммерческие расходы; Х3 — затраты на маркетинговые инновации; Х4 — затраты на кадровые инновации; Х5 — затраты на технологические инновации; Х6 — затраты на продуктовые инновации.
Таблица 3 / Table 3
Модель факторных и результативного признаков, тыс. р / Model of factorial and productive features, thousand rubles
Год / Year Y X, X2 X3 X4 X5 X6
2012 1968,15 7085,34 3280,25 649,4895 202,0634 158,7641 432,993
2013 2523,84 6940,56 2839,32 1127,841 184,5558 246,0744 492,1488
2014 3140,75 10161,25 2217 1413,3375 471,1125 221,7 665,1
2015 4362,84 10179,96 3635,7 1730,5932 576,8644 535,6598 1318,5472
2016 3221,84 10423,6 3600,88 1548,3784 576,1408 468,1144 1008,2464
Чтобы убедиться в статистической значимости уравнения регрессии, необходимо оценить разброс фактических данных в поле корреляции или отклонение фактических данных от теоретической линии регрессии, т. е. тесноту связи.
При прямолинейной парной зависимости теснота связи оценивается по парному коэффициенту корреляции. Коэффициент парной корреляции г принимает значения в диапазоне —1... + 1. Знак коэффициента корреляции может свидетельствовать о положительной или отрицательной связи между признаками. Оценка тесноты связи между признака-
ми определяется по следующей зависимости:
1) |r| < 0,1 — связь отсутствует;
2) 0,1 < |r| < 0,3 — связь слабая;
3) 0,3 < |r| < 0,5 — связь заметная;
4) 0,5 < |r| < 0,7 — связь умеренная;
5) 0,7 < |r|< 0,9 — связь высокая;
6) 0,9 < |r| < 0,99 — связь весьма высокая.
Создана таблица корреляции, которая
отображает зависимость показателей финансово-хозяйственной деятельности турфирмы «Джага», в частности, зависимость затрат на инновации и чистой прибыли предприятия в динамике за определенный период времени (табл. 4).
Таблица 4 / Table 4
Матрица парных корреляций модели оценки влияния переменных факторов / Matrix of paired correlations of the variable factors' impact assessment model
Y X, X2 X3 X4 X5 X6
Y 1
х, 0,79262 1
X, 0,30573 0,121466 1
X3 0,93413 0,862813 0,182190845 1
X4 0,85153 0,980863 0,301834346 0,89023667 1
X5 0,86626 0,691037 0,676365017 0,84640147 0,811936013 1
х6 0,94333 0,783857 0,580611551 0,8733218 0,882565835 0,964357468 1
Анализ матрицы парных корреляционных зависимостей, представленной в табл. 4, позволяет констатировать, что между многими факторными переменными присутствует эффект мультиколлине-арности, под которым подразумевается сильная зависимость между факторами. В свою очередь, данный эффект не дает достаточно достоверной интерпретации степени влияния отдельно взятых факторных переменных на результирующие. Однако для принятия управленческих решений актуальной является только модель, позволяющая связать в единое целое
выбранные факторные и результативные переменные.
Для получения такой модели в качестве факторного пространства использованы лишь те факторные переменные, которые оказались наиболее значимыми для результирующей Y. По результатам корреляционного анализа и качества уравнений парной регрессии в итоговое множество факторов вошли переменные Xp X5, X6.
Для устранения эффекта мультикол-линеарности мы перешли к обобщенным (главным) компонентам с помощью процедуры факторного анализа (табл. 5).
Таблица 5 / Table 5
Характеристики значимых корреляционных связей значения коэффициента парной корреляции для результирующей Y / Characteristics of significant correlations of the value of the pair correlation's coefficient for the resulting Y
Переменная / Variable Значение коэффициента корреляции / Value correlation coefficient Корреляционная связь/ Correlation relation
Себестоимость турпродукта / Cost of tourist product 0,79 Связь положительная, высокая / Communication is positive, high
Затраты на технологические инновации / Costs of technological innovation 0,86 Связь положительная, весьма высокая / Communication is positive, very high
Затраты на продуктовые инновации / Costs of product innovation 0,94 Связь положительная, весьма высокая / Communication is positive, very high
На основе многофакторного линейного корреляционного анализа составлено уравнение регрессии (2) и получено Yr (табл. 6):
y=a0+a1X+ a2X2+ a3X3.
(2)
В табл. 6 использованы следующие обозначения: Ys — статистические данные расчетного параметра; Yr — расчетные данные; X. — значимые переменные, оказывающие существенное влияние на результирующий фактор Y.
Таблица 6 / Table 6 Расчетные значения показателя Yr / Estimated values of the indicator Yr
Год / Year Y s X, x* X3 Y r
2012 1968,15 7085,34 158,7641 432,993 2296,075
2013 2523,84 6940,56 246,0744 492,1488 2226,303
2014 3140,75 10161,25 221,7 665,1 2979,195
2015 4362,84 10179,96 535,6598 1318,547 4297,242
2016 3221,84 10423,6 468,1144 1008,246 3418,604
Следовательно, коэффициент детерминации составляет: R2=0,917346145. Он показывает, что расчетные параметры модели на 91 % объясняют зависимость и изменения результирующего признака Y от переменных факторов Xp X5, X6, что свидетельствует о высоком уровне качества. Зависимость менее 0,5 является плохой.
С помощью ППП Microsoft Excel осуществлена оценка статистической значимости параметров регрессии с использованием критерия Стьюдента, а также проведена оценка надежности уравнения с помощью F-критерия Фишера.
Коэффициентами модели являются: 1) 1125,53 — a0, т. е. коэффициент, показывающий значение Y в случае, если все используемые в модели факторы будут равны 0. Подразумевается, что это зависимость от других неописанных в модели факторов;
2) 0,019 — ар т. е. коэффициент, показывающий весомость влияния фактора Х1 на Y. Иными словами, это влияние себестоимости на чистую прибыль предприятия;
3) -3,16 — а2, т. е. коэффициент влияния затрат на технологические инновации и на чистую прибыль предприятия;
4) 3,53 — а3, т. е. коэффициент влияния затрат на продуктовые инновации и на чистую прибыль предприятия.
С помощью полученной модели спрогнозирована динамика роста прибыли предприятия на период до 2025 г. включительно. На основе метода интервальных оценок спрогнозированы факторные значения Хр Х5 и Х6, которые подставлялись в уравнение (2).
Прибыль предприятия имеет динамику, представленную на рисунке.
Схема прогноза прибыльности турфирмы «Джага» на период до 2025 г. / Forecast of profitability
of the tour operator "Jaga" up to 2025
Анализируя поведение расчетной и статистической кривой прогноза прибыльности предприятия, можно сделать вывод о значительном влиянии затрат на инновации и прогнозируемый рост прибыльности турфирмы «Джага».
Полученные результаты исследования позволяют использовать предлагаемый кор-
Список литературы_
реляционно-регрессионный анализ оценки эффективности деятельности предприятия сферы туризма с выделением затрат на инновации для выявления инновационно-ориентированных туристических предприятий с целью последующего включения в туристический кластер и, соответственно, в систему государственной поддержки.
1. Информация Минфина РФ № ПЗ-8/2011 «О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70034102 (дата обращения: 12.09.2017).
2. Малышев Е. А., Макарова И. В., Петров А. П. Выделение эффектов от формирования и развития кластеров в регионе / / Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2013. № 7. C. 111 — 119.
3. Неелова Н. В. Затраты на инновации в бухгалтерской и статистической отчетности организации / / Международный бухгалтерский учет. 2014. № 33. С. 43—54.
4. Отчет о деятельности Министерства по туризму и НХП РД за 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dagtourism.com/file/downIoad/2533 (дата обращения: 12.10.2017).
5. Приказ Госкомспорта РФ от 04.12.1998 г. № 402 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_25803 (дата обращения: 15.09.2017).
6. Пронькина Н. В., Назаренко Е. А. Проблема учета затрат на инновации в контексте бухгалтерского учета [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.rusnauka.com/29_DWS_2009/Economics/53719. doc.htm(дата обращения: 12.10.2017).
7. Туристическая фирма «Джага» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.djaga-tur.ru (дата обращения: 12.10.2017).
8. Шарапова В. М., Юринская Ю. А. Затраты на инновации: отражение в отчетности // Наука и современность. 2016. № 46. С. 123-127.
9. José F. Perles-Ribes, Isabel Rodríguez-Sánchez, Ana B. Ramón Rodríguez. Innovative tourism clusters: myth or reality? Empirical evidence from Benidorm [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/downIoad?doi=10.1.1.960.2824&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 12.10.2017).
10. Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data, 3rd Edition [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/science/inno/2367580.pdf (дата обращения: 12.10.2017).
References_
1. Informatsiya Minfina RF № PZ-8/2011 «O formirovanii v buhgalterskom uchete i raskrytii v buhgalterskoy otchetnosti organizatsii informatsii ob innovatsiyah i modernizatsiiproizvodstva» (Information of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. PZ-8/2011 "On the formation in the accounting records and disclosure in the financial statements of the organization of information on innovations and modernization of production"). Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70034102 (Date of access: 12.09.2017).
2. Malyshev E. A., Makarova I. V., Petrov A. P. Vestn. Zabaykal. Gos. Un-ta. (Transbaikal State University Journal), 2013, no. 7, pp. 111-119.
3. Neelova N. V. Mezhdunarodny buhgalterskiy uchet (International Accounting), 2014, no. 33, pp. 43-54.
4. Otchet o deyatelnosti Ministerstva po turizmu i NHP RD za 2016 god (Report on the activities of the Ministry of Tourism and NFP RD for 2016). Available at: http://www.dagtourism.com/fiIe/downIoad/2533 (Date of access: 12.11.2017)
5. Prikaz Goskomsporta RF ot 04.12.1998 g. № 402 «Ob utverzhdenii Metodicheskih rekomendatsiy po planirovaniyu, uchetu i kalkulirovaniyu sebestoimosti turistskogo produkta i formirovaniyu finansovyh rezultatov u organizatsiy, zanimayushhihsya turistskoy deyatelnostiyu» (Order of the State Committee of the
Russian Federation of 04.12.1998 № 402 "On approval of the Methodological recommendations on planning, accounting and calculation of the cost of a tourist product and formation of financial results from organizations engaged in tourism activities"). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25803 (Date of access: 15.09.2017).
6. Pronkina N. V., Nazarenko E. A. Problema ucheta zatrat na innovatsii v kontekste buhgalterskogo ucheta (The problem of accounting for innovation costs in the context of accounting). Available at: http://www. rusnauka.com/29_DWS_2009/Economics/53719.doc.htm ( Date of access: 12.10.2017)
7. Turisticheskayafirma «Dzhaga» (Tourism firm «Jaga»). Available at: http://www.djaga-tur.ru (Date of access: 12.10.2017).
8. Sharapova V.M., Yurinskaya Yu. A. Nauka i sovremennost (Science and reality), 2016, no. 46, pp. 123-127.
9. José F. Perles-Ribes, Isabel Rodríguez-Sánchez. Ana B. Ramón Rodríguez. Innovative tourism clusters: myth or reality? Empirical evidence from Benidorm (Innovative tourism clusters: myth or reality? Empirical evidence from Benidorm). Available at: http://www.citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.960 .2824&rep=rep1 &type=pdf (Date of access: 12.10.2017).
10. Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data, 3rd Edition (Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data, 3rd Edition). Available at: http://www.oecd.org/ science/inno/2367580.pdf (Date of access: 12.10.2017).
Коротко об авторе _ Briefly about the author
Шахбанова Заира Рашидовна, аспирант, ассистент кафедры «Таможенное дело», Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, туризм, мировая экономика, инновации shakhbanova. [email protected]
Zaira Shakhbanova, postgraduate, assistant, Customs department, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, tourism, global economy, innovation
Образец цитирования_
Шахбанова 3. P. Механизм поддержки внедрения инноваций предприятиями сферы туризма в условиях формирования туристско-рекреационных кластеров // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № 10. С. 128-138. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-10-128-138.
Shakhbanova Z. Support mechanism of innovations implementation by enterprises of tourism sphere in conditions of touristic-recreational clusters formation // Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23, no. 10, pp. 128-138. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-10-128-138.
Дата поступления статьи: 19.10.2017 г. Дата опубликования статьи: 31.10.2017 г.