Научная статья на тему 'Особенности постановки и ведения системы управленческого учета в экономических субъектах сферы туризма'

Особенности постановки и ведения системы управленческого учета в экономических субъектах сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1146
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТУРАГЕНТСТВО / ТУРОПЕРАТОР / ТУРФИРМА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ / КАЛЬКУЛЯЦИЯ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ТУРПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобрышев А. Н., Дебелый Р. В., Саркисова А. А.

Туристическая сфера развивается все более динамичными темпами, растет как количество турфирм, так и их деловая активность. В связи с этим проблема разработки методических и организационных основ управленческого учета в туристских организациях в настоящее время приобрела особую актуальность. Исходя из этого, в данной статье рассматриваются методика постановки управленческого учета в турфирмах, особенности туристической отрасли и их влияние на систему управленческого учета, наиболее эффективные в современных экономических условиях способы исчисления себестоимости туристского продукта, a также методика совершенствования уже созданной системы управленческого учета на предприятиях туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности постановки и ведения системы управленческого учета в экономических субъектах сферы туризма»

УДК 338.48

ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ И ВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТАХ СФЕРЫ ТУРИЗМА*

А.Н. БОБРЫШЕВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского управленческого учета E-mail: [email protected]

Р.В. ДЕБЕЛЫЙ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского управленческого учета

E-mail: [email protected] Ставропольский государственный аграрный университет

А.А. САРКИСОВА,

бухгалтер E-mail: [email protected]

Туристическая сфера развивается все более динамичными темпами, растет как количество турфирм, так и их деловая активность. В связи с этим проблема разработки методических и организационных основ управленческого учета в туристских организациях в настоящее время приобрела особую актуальность. Исходя из этого, в данной статье рассматриваются методика постановки управленческого учета в турфирмах, особенности туристической отрасли и их влияние на систему управленческого учета, наиболее эффективные в современных экономических условиях способы исчисления себестоимости туристского продукта, а также методика совершенствования

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Ставропольском государственном аграрном университете.

уже созданной системы управленческого учета на предприятиях туризма.

Ключевые слова: туризм, туристическая деятельность, туристские организации, турагентство, туроператор, турфирма, управленческий учет, калькулирование, калькуляция, себестоимость, турпродукт

Проблемы совершенствования подходов к учетно-аналитическому обеспечению деятельности экономических субъектов различных отраслей и сфер деятельности являются достаточно актуальными для современных исследователей. Проблематика адаптации инструментария управленческого учета к специфическим отраслевым особенностям раскрывается в трудах многих

ученых [1; 2; 3; 5; 6; 7; 12; 14], однако отдельные аспекты повышения релевантности вырабатываемой информации для принятия соответствующих управленческих решений в туристической сфере остались за гранью теории и практики.

В настоящее время туризм является одним из самых растущих секторов отечественной экономики, являясь выгодной и высокодоходной отраслью для бизнеса. По уровню доходности в международной практике он занимает третье место после доходов от экспорта автомобилей и нефтепродуктов.

Динамика численности российских граждан, выезжающих в турпоездки за рубеж, представлена в табл. 1.

Как видно из анализа данных табл. 1, численность выезжающих за рубеж российских граждан с целью туризма увеличивается с каждым годом. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. численность выехавших возросла на 19,69%, а по сравнению с 2009 г. увеличилась почти в два раза.

В Ставропольском крае ситуация складывается аналогично. Количество турфирм растет

Наиболее приоритетные направления

с каждым годом, многие прочно укрепили свои позиции на рынке туристических услуг. Большинство из них относятся к франчайзинговым сетям, наиболее популярными из которых в Ставропольском крае являются Pegas Touristik, «Магазин горящих путевок», «1001 тур», Coral travel и ряд других (рис. 1).

В этой связи основной целью турфирм является выбор наиболее перспективной бизнес-модели, способствующей максимизации прибыли не только за счет роста деловой активности экономического субъекта, но и за счет оптимизации внутренних издержек. Это, в свою очередь, предполагает планирование туристского продукта, основным компонентом которого выступает величина его себестоимости.

Процесс формирования себестоимости турпро-дукта является в достаточной степени многоаспектным, что предполагает необходимость организации эффективной целевой подсистемы финансового управления, непосредственно направленной, с одной стороны, на обеспечение рациональной структуры

Таблица 1

эизма российских граждан за рубежом

№ п/п Страна Численность российских туристов, посетивших страну, человек Изменение показателя в 2013 г. по сравнению с 2012 г., %

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

1 Турция 1 964 949 2 367 560 2 681 662 2516 136 3 078 563 22,35

2 Египет 1 615 398 2 198 320 1 452 813 1 906 637 1 909 240 0,14

3 Греция 282 271 386 700 612 464 690 412 1 175 629 70,28

4 Китай 999 202 1 440 364 1 502 344 1 328 850 1 067 542 -19,66

5 Таиланд 233 113 264046 780 234 885 113 1 034 977 16,93

6 Испания 296 278 411 438 645 303 792 084 1 012 811 27,87

7 Финляндия 556 311 709 009 912 105 512 547 904 730 76,52

8 Германия 363 344 470 730 702 346 713 096 830 907 16,52

9 Италия 336 111 451 452 571 603 570 764 725 841 27,17

10 ОАЭ 214 343 286 856 394 581 549 382 653 384 18,93

11 Кипр 155 136 234 312 323 631 404 741 579 702 43,23

12 Болгария 207 381 263 225 339 643 389 424 498 622 28,04

13 Чехия 213 916 267 494 367 461 379 723 473 587 24,72

14 Франция 200 087 222 718 267 167 299 313 374 878 25,25

15 Тунис 123 157 180 080 145 359 207 545 282 523 36,13

16 Австрия 96 589 135 536 190 840 219 408 272 564 24,23

17 Израиль 134 684 184 776 225 976 219 019 234 512 7,07

18 Швейцария 106 350 121 338 148 694 177 508 203 137 14,44

19 США 72 419 85 829 112 213 134 536 146 688 9,03

20 Куба 21 675 37 796 57 008 62 162 46 166 -25,73

21 Япония 23 894 26 124 13 096 24 778 33 414 34,85

Итого 8 216 608 10 45 703 12 446 543 12 983 178 15 539 417 19,69

250 200

¡1 150

и о

г

§ 100

50 0

Источник: [13]

196

-7

^ 184

91

17,2

28,1

Число туристских фирм в

Ставропольском крае, шт

■ Количество обслуженных туристов в Ставропольском крае, тыс. чел.

2010 2011 2012 Годы

Рис. 1. Динамика деятельности туристских фирм в Ставропольском крае

затрат турфирмы, а с другой - на оптимизацию конкретных статей калькуляции.

Проблема разработки организационно-методических основ управленческого учета в туристских организациях в настоящее время приобрела особую актуальность. Алгоритм постановки

системы управленческого учета в туристических организациях представлен на рис. 2.

При постановке системы управленческого учета в организациях сферы туризма следует учитывать присущие данной отрасли специфические особенности, которые сказываются на внутренней

структуре бизнес-процессов туристских предприятий и непосредственно влияют на порядок применения инструментария стратегического и оперативного учета в конкретных обстоятельс-

твах. Все эти особенности систематизированы в табл. 2.

Сформированный перечень отраслевых особенностей туристической сферы не исчерпывает

Таблица 2

Влияние отраслевых особенностей туристической сферы на постановку системы управленческого учета

Особенность туристической деятельности Имманентные характеристики отраслевых особенностей Влияние в системе управленческого учета

Широкая филиальная сеть по всей стране Филиальная туристическая сеть предполагает наличие вертикально интегрированной структуры управления внутри организации сферы туризма, в которую могут быть включены: - туроператор; - турагентство; - предприятия гостиничной сферы; - специализированные перевозчики и т.д. При этом, чем шире филиальная сеть, тем дешевле единица предоставляемых туристических услуг Туристические предприятия внутри такой сети, как правило, придерживаются единой технологии продаж турпродукта, единой агентской политики, имеют доступ к общей обширной информационной базе по каждому турпро-дукту, но при этом имеется возможность предоставления филиалам гибкой системы скидок и право на самостоятельное заключение договоров с контрагентами На региональных рынках туристических услуг сети активно используют трансфертное ценообразование, при этом качество оказываемых услуг становится недостижимым для субъектов малого туристического бизнеса, что создает неравные условия между субъектами бизнеса, которые не могут быть нивелированы изменением ценовой или маркетинговой политики. Это вызывает необходимость выстраивания похожего сервиса на местах и требует больших денежных и временных вложений. Наличие широкой сети филиалов также предполагает внедрение управленческой отчетности по сегментам. С точки зрения методологии и унификации применяемых в отрасли подходов для ведения управленческого учета данная особенность предполагает выработку соответствующих стандартов, методических рекомендаций, автоматизированных информационных систем и систем управления для учетно-аналитичес-ких служб туристических организаций со стороны системы отраслевого менеджмента

Многообразие и комплексность туристических услуг Основой для классификации туристических услуг является цель путешествия, определяющая вид туризма: - религиозный; - автобусный; - приключенческий; - образовательный; - деловой; - спортивный; - хобби-туризм и т.д.; а также форму туризма: - индивидуальный; - групповой; - семейный отдых и т.д. Каждый из этих видов путешествий характеризуется своими особенностями формирования себестоимости тура и зависит от специализации турфирмы Сущностно-специфические функции, которые выполняет туроператор, обусловливают особенности и специфику объектов учета и калькулирования, а также структуру статей калькуляции: - страховка; - визовое обслуживание; - трансферт; - проживание; - экскурсионное обслуживание и т.д. Многообразие последних и необходимость поиска путей для оптимизации затрат и повышения эффективности бизнес-процессов предполагают их группировку и последующий контроль

Наличие специфических объектов управленческого учета и анализа. Туристические услуги предоставляются при непосредственном контакте с людьми, поэтому при постановке управленческого учета в организациях туризма В качестве специфического объекта учета и анализа выделяется человеческий фактор как элемент ресурсного потенциала турфирмы, что предполагает

Окончание табл. 2

Особенность туристической деятельности Имманентные характеристики отраслевых особенностей Влияние в системе управленческого учета

В частности, персонал фирмы как часть ее турпро-дукта, туристские ресурсы как фактор производства многое зависит от эффективности управления персоналом и межличностных отношений, поскольку квалифицированный персонал - это одно из основных конкурентных преимуществ турфирмы. Широкое участие людей в производственном процессе обусловливает сильное влияние человеческого фактора на качество и неоднородность турпродукта. Цель управления персоналом в туризме заключается в мотивировании работников к предоставлению качественного обслуживания, что невозможно без формирования соответствующей корпоративной культуры, повышающей лояльность потребителей к туристической организации. Другим важным аспектом является наличие рекреационных, экологических, бальнеологических и других активов, не свойственных для реального сектора экономики анализ и контроль за такими показателями, как: - производительность труда; - показатели возвратности клиентов; - норма и качество обслуживания 1 клиента; - коэффициенты трудоемкости и др. Планирование потребности в персонале, способном творчески и новаторски подойти к решению возникающих проблем, очень важная составляющая деятельности турфирмы. В этом контексте в турфирмах используется две модели управления качеством -TQM («Думай о потребителе, заботься о качестве -прибыль придет сама») и Six sigma («Прибыль - критерий успеха. Продавец должен найти возможности заставить потребителя потратить как можно больше денег, предвосхищая его желания и удивляя его своими находками»). Модель Six sigma в большей степени ориентирована на крупный, ресурсоемкий бизнес, но не готовый к трансформации внутренней корпоративной культуры под принципы TQM. Наличие специфических характеристик потенциала турфирмы вызывает необходимость контроля и анализа их как дополнительных факторов производств

Высокая зависимость от внешних, неуправляемых для менеджмента турфирмы факторов: - экономика, - экология, - политика и др. На производительность и успех турфирмы оказывают воздействие многие факторы, которые со стороны менеджеров являются неуправляемыми, но отрицательно сказываются на деловой активности турфирмы: - изменение политической обстановки; - волатильность валютных курсов; - сезонность; - зависимость от уровня жизни населения и природно-климатических условий и др. Все факторы оказывают сильное влияние на финансовые результаты деятельности туристической организации и ее деловую активность, но направление воздействия данных факторов (положительное или отрицательное) заранее неизвестно, в связи с чем особое внимание необходимо уделить оценке рисков. Воздействие данных факторов вынуждает разрабатывать методики оценки экологической, маркетинговой, социальной, политической обстановки. К тому же данный фактор обусловливает включение в структуру затрат высокой доли расходов на страхование

Диверсификация услуг турфирмы Расширение ассортимента производимых услуг для турфирм в настоящее время является объективной необходимостью вследствие сильной конкуренции и высоких коммерческих рисков. Преимуществами диверсификации при этом являются: - система сбыта; - контакты с клиентами; - опыт в области исследования рынка; - реклама и создание новых услуг. Диверсификация сглаживает неблагоприятные колебания в сбыте услуг, снижает коммерческий риск в случае кризиса, способствует притоку денежной наличности и общей стабильности деловой активности организации. Вышеописанные факторы во многом вызывают непостоянство калькуляционных статей Ввиду большой высокой диверсификации деятельности турфирм усложняется порядок учета и анализа турпродуктов, а динамизм отрасли накладывает отпечаток на структуру баланса. В частности, повышается значимость нематериальных активов, отсутствие в балансе дебиторской задолженности, минимальный размер уставного капитала, высокая доля арендованного имущества и т.д. В этом контексте уровень концентрации в туризме будет возрастать. В структуре затрат (в зависимости от вида услуги) появляются достаточно специфические статьи: - затраты на делегирование прав туристам (в зависимости от вида отдыха); - затраты на создание новой туристической услуги; - расходы представительского характера; - расходы на страхование; - расходы по услугам, оказавшимся невостребованными

всего многообразия таковых и лишь рамочно задает направления для дальнейших исследований, подчеркивая важность адаптации инструментария управленческого учета к специфике бизнес-процессов экономических субъектов, функционирующих в сфере туристического бизнеса. Очевидно, что не только инструментарий управленческого учета должен адаптироваться к специфическим отраслевым условиям, но и механизм экономического и управленческого анализа с целью правильной интерпретации выявленных процессов и явлений.

Рис. 3. Схема формирования информационных потоков в организации

туристической сферы: 1 - поступили товары и услуги от сторонних организаций, необходимые для формирования туристского продукта; 2 - оплачены товары и услуги, поступившие от сторонних организаций; 3 - сформированный турпродукт поступил в турагентства; 4 - турпродукт продан покупателю; 6 - денежные средства от покупателя поступили в кассу турагентства; 7 - денежные средства от покупателя поступили сразу на расчетный

счет агентства в банке; 8 - денежные средства, поступившие от покупателей, хранятся в турагентстве до передачи в банк; 9 - денежные средства переданы на хранение в банк на расчетный счет; 10 - денежные средства поступили на расчетный счет туроператора; 11 - туроператор перечислил турагенту комиссионное или агентское вознаграждение

за проданный турпродукт

Эффективность бизнес-модели турфирмы во многом определяется тем, в какой степени инструментарий управленческого учета адаптирован к специфике туристических бизнес-процессов, и в частности следующим:

- насколько изучена и проанализирована структура турпродукта;

как интенсивно проводится анализ формирования всей цепочки туристического продукта; поставлена ли система мониторинга за появлением новых услуг и контрагентов; проводится ли контроль качества предоставляемого туристического продукта и др.

При этом необходимо рассмотреть схему формирования информационных потоков в системе управленческого учета организации туристической сферы. Схема, которая показывает, как учитываются затраты при калькулировании турпродукта туроператором и как происходит учет затрат в турагентстве, представлена на рис. 3.

Ключевое место в системе управленческого учета в организациях туризма отведено калькулированию себестоимости турпродук-та. Как показывает практика, турфирмы могут использовать как технологические методы учета затрат, которые определяются спецификой производственного процесса экономического субъекта

(попередельный, позаказный, попроцессный), так и чисто экономические, которые не зависят от специфики деятельности экономического субъекта (нормативный, директ-костинг, стандарт-кост). Однако чаще всего туристские компании при калькулировании индивидуального тура применяют позаказный метод калькулирования, а при калькулировании группового тура, в зависимости от полноты включения затрат в себестоимость, калькулируют либо полную себестоимость тур-продукта (абзорпшинг-костинг), либо ограниченную (директ-костинг).

Однако в любом случае себестоимость тура в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» складывается из стои-

мости услуг, приобретенных турфирмой у других организаций [9]. По статистике, до 80% общей себестоимости турпродукта составляют затраты, представленные на рис. 4:

Для туристических организаций, применяющих метод калькулирования «абзорпшинг-кос-тинг», актуальными являются вопросы совершенствования методологии учета затрат в части выбора оптимального состава калькуляционных статей затрат и экономических элементов, соотношений прямых и косвенных затрат в себестоимости туристского продукта.

В связи с этим, по мнению авторов, целесообразно использование укрупненного перечня калькуляционных статей с выделением самых существенных затрат туроператора. Калькуляцию

Визовое обслуживание 1,7%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медицинское обслуживание 1,4%

.Страховка 0,7%

Транспортное обслуживание 25,7%

Прочие затраты 8,6%

Услуги культу и спортивного характера 1,1%

Услуги гидов-переводчиков 1,0%

Источник: [5]

Проживание 46,5%

Экскурсионное обслуживание 3,6%

(Питание 9,7%

Рис. 4. Структура затрат в общей себестоимости турпродукта

Таблица 3

Калькуляция тура по маршруту «Минеральные воды - Анталия - Минеральные воды»

№ п\п Показатель

Наименование статьи калькуляции В % В стоимостном выражении, руб.

На группу На одного человека

1 Страховка 7,9 2 227,87 1 113,94

2 Визы - - -

3 Транспортные расходы 27,4 7 727,04 3 863,52

4 Расходы на проживание 49,2 13 874,84 6 937,42

5 Расходы на питание 15,5 4 371,14 2 185,57

6 Расходы на экскурсионную программу - -

Итого прямых затрат: 70 28 200,89 14 100,45

7 Косвенные расходы туроператора 10 2 820,17 1 410,09

8 Коммерческие затраты 7 1 974,12 987,06

Полная себестоимость: 30 32 995,18 1 6497,59

Итого доля прямых затрат в полной себестоимости составляет:

100% - (10% + 7%) = 83%

9 НДС - 18% 18 5 939,2 2 969,6

10 Прибыль - 20% от общей себестоимости 20 7 786,9 3 893,45

11 Общая стоимость тура 100 46 721,28 23 360,64

рекомендуется оформлять в виде документа, представленного в табл. 3.

При исчислении полной себестоимости турпродукта происходит некоторое искажение учетных данных, поскольку часть нераспределенной величины косвенных расходов переходит из одного отчетного периода в другой и, как следствие, контроль за данными затратами несколько ослабевает. В этом контексте целесообразно использовать систему «директ-костинг», которая помимо нивелирования вышеописанного фактора по причине того, что накладные расходы непосредственно списываются на финансовые результаты экономического субъекта, позволяет идентифицировать наиболее рентабельные турпродукты. Несмотря на это, большинство туроператоров придерживаются затратного подхода при ценообразовании на туристический продукт, при котором необходим расчет полной себестоимости.

В целях совершенствования управленческого учета в организациях туризма необходимо ежегодно пересматривать перечень статей калькуляции, вводить в их состав новые статьи и исключать неиспользуемые, поскольку многие турфирмы увлекаются отнесением затрат на статью «Прочие расходы» и возникает риск потери аналитичности вырабатываемой в учетной системе информации.

Таким образом, рассмотренные аспекты повышения эффективности системы управленческого учета в организациях туристической сферы невозможны без дальнейшей интеграции учета, анализа и контроля в рамках единой информационно-аналитической системы принятия управленческих решений, основанной на применении автоматизированных информационных систем и ориентированной на выбор стратегических целей экономического и финансового развития фирмы.

Список литературы

1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов. М.: Омега-Л, 2008. 570 с.

2. Гайдаров К. Директ-костинг - оптимальный метод определения себестоимости турпродукта // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2011. № 2.

3. Дуракова А.С., Манжосова И.Б. Взаимосвязь системообразующих элементов концепции управленческого учета // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-4.

4. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: продвижение туристского продукта: учебник. М.: Финансы и статистика, 2008.

5. Козырева Т.В. Управленческий учет в туризме: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2011.

6 . Козырева Т.В. Учет издержек в туризме: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. 224 с.

7. КостюковаЕ.И., Башкатова Т.А. Организационно-методические основы функционирования системы управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 36.

8. Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью: утв. приказом Гос-комспорта России от 04.12.1998 № 402.

9. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3.

10. Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта органи-

зациями, занимающимися туристской деятельностью: утв. приказом Госкомспорта России от 08.06.1998 № 210.

11. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

12 . Тунин С.А. Бюджетирование затрат как элемент управления сельскохозяйственной организацией // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 2.

13. Туризм и туристские ресурсы в Ставропольском крае: статистический сборник / Ставрополь, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2013. 56 с.

14 . Широбоков В.Г., Костева Н.Н., Баре-кова Л.Н. Проблемы становления и развития управленческого учета в России // Бухгалтерский учет. 2007. № 1.

International accounting Issues on accounting

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

PECULIARITIES OF ORGANIZATION AND MAINTENANCE OF THE MANAGEMENT ACCOUNTING SYSTEM IN TOURIST COMPANIES

Aleksei N. BOBRYSHEV, Roman V. DEBELYI, Anella A. SARKISOVA

Abstract

Tourism is increasingly dynamic; the number of travel companies and their business grow rapidly. In this regard, the problem of developing methodological and organizational bases of management accounting in tourist organizations now has acquired special urgency. Accordingly, this article describes the methodology of management accounting in the tourist agencies, especially the travel industry and their impact on managerial accounting system, the most effective in the current economic climate means for calculating the cost of tourist product, as well as methods of improving the existing system of management accounting in enterprises of tourism

Keywords: tourism, tourist activities, tourist organizations, travel agency, tour operator, management accounting, costing, cost, tourist product

References

1. Vakhrushina M.A. Bukhgalterskii uprav-lencheskii uchet [Managerial accounting]. Moscow, Omega-L Publ., 2008, 570 p.

2. Gaidarov K. Direkt-kosting - optimal'nyi metod opredeleniya sebestoimosti turprodukta [Direct-costing as an optimal method to determine the cost of tourist products]. Turizm: praktika, problemy, perspektivy - Tourism: practice, problems, perspectives, 2011, no. 2.

3. Durakova A.S., Manzhosova I.B. Vzaimos-viaz' sistemoobrazuiushchikh elementov kontseptsii upravlencheskogo ucheta [Interrelation of basic elements of the concept of management accounting]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo - Economics and entrepreneurship, 2013, no. 12-4.

4. Il'ina E.N. Turopereiting: prodvizhenie turist-skogoprodukta [Tour operating: promotion of tourist products]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2008.

5. Kozyreva T.V. Upravlencheskii uchet v tur-izme [Management accounting in tourism]. Moscow, Sovetskii sport Publ., 2011.

6. Kozyreva T.V. Uchet izderzhekv turizme [Accounting in tourism]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2001, 224 p.

7. Kostyukova E.I., Bashkatova T.A. Organi-zatsionno-metodicheskie osnovy funktsionirovaniya sistemy upravlencheskogo ucheta [Organizational-methodical bases of functioning of the management accounting system]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet - International accounting, 2011, no. 36.

8. Order of the Ministry of Sport of the Russian Federation "Methodical recommendations on planning, accounting and calculation of the cost of a tourist product and formation of financial results in the organizations engaged in tourism activities" of December 04, 1998 № 402. (In Russ.)

9. RF Federal Law "On Bases of tourist activity in the Russian Federation" of November 24, 1996 № 132-FZ. (In Russ.)

10. Order of the Ministry of Sport of the Russian Federation "Features of the structure of costs included in cost of the tourist product of the organizations engaged in tourism activities" of June 08, 1998 № 210. (In Russ.)

11. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Accounting standard "Expenses of an organization" of Accounting Regulations 10/99" of May 05, 1999 № 33n. (In Russ.)

12. Tunin S.A. Byudzhetirovanie zatrat kak element upravleniya sel'skokhozyaistvennoi organi-zatsiei [Budgeting of costs as an element to control agriculture organizations]. VestnikAPK Stavropol 'ya -Bulletin of agrarian and industrial complex of Stavropol region, 2012, no. 2.

13. Turizm i turistskie resursy v Stavropol'skom krae: statisticheskii sbornik [Tourism and tourist resources in the Stavropol Territory: a statistical digest]. Stavropol, Federal Statistics Service, territorial body of the Stavropol region, 2013, 56 p.

14. Shirobokov V.G., Kosteva N.N., Bare-kova L.N. Problemy stanovleniya i razvitiya uprav-lencheskogo ucheta v Rossii [Problems of formation and development of management accounting in Russia]. Bukhgalterskii uchet - Accounting, 2007, no 1

Aleksei N. BOBRYSHEV

Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russian Federation [email protected]

Roman V. DEBELYI

Stavropol State Agrarian University, Stavropol,

Russian Federation

[email protected]

Anella A. SARKISOVA

anella.sarkisova @ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.