Научная статья на тему 'Формирование туристического кластера на территории Республики Дагестан: проблемы и перспективы'

Формирование туристического кластера на территории Республики Дагестан: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
725
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КЛАСТЕР / ТУРИЗМ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / DEPRESSIVE REGION / STRATEGY / INNOVATIONS / REGIONAL ECONOMY / REGIONAL POLICY / RESOURCE POTENTIAL / CLUSTER / TOURISM / SPECIAL ECONOMIC ZONE / REPUBLIC OF DAGESTAN

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, Шахбанова Заира Рашидовна

Проанализированы существующие подходы к определению понятий «депрессивный регион» и «периферийный регион». Исследованы динамика и структурные изменения экономики Республики Дагестан за последние несколько лет, характеризующие ее с точки зрения депрессивности. Изучены предлагаемые учеными пути преодоления депрессивности территорий (дифференциации регионов). Определены направления совершенствования региональной политики Республики Дагестан по преодолению депрессивности территории. Обоснована необходимость выделения приоритетного направления модернизационного развития территории, основанного на анализе ресурсного потенциала, а также эффективная реализация механизма государственно-частного партнерства и развитие региональной инновационной системы в рамках Республики Дагестан. Изучена нормативно-правовая база развития туризма на федеральном и региональном уровнях. Исследованы проблемы формирования туристического кластера в Республике Дагестан. Проведен сравнительный анализ реализации стратегии по развитию горного и прибрежного кластеров на территории республики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, Шахбанова Заира Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TOURISM CLUSTER IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN: PROBLEMS AND PROSPECTS

In the article the authors have analyzed the existing approaches to the «depressed region» and «peripheral region» definition; the dynamics and structural changes in the economy of the Republic of Dagestan over the last few years, describing it in the terms of depression. The ways to overcome the depression and differentiation of the regions, suggested by the scientists are studied. The authors determined the directions of regional policy's development of the Republic of Dagestan to overcome the depression of the regions. The necessity of priority directions selection of modernization development of the territory, based on the analysis of resource potential, as well as effective implementation of public-private partnerships and the development of regional innovation systems in the Republic of Dagestan are identified. The legal base of tourism development at the federal and regional levels is investigated. The problems of tourist cluster formation in the Republic of Dagestan are analyzed. A comparative analysis of the implementation of the strategy for the development of mountain and coastal clusters in the Republic has been carried out

Текст научной работы на тему «Формирование туристического кластера на территории Республики Дагестан: проблемы и перспективы»

УДК 338

DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-12-117-127

ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

FORMATION OF TOURISM CLUSTER IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN: PROBLEMS AND PROSPECTS

X. 3. Халимбеков,

Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала h-murad@yandex.ru

Kh. Khalimbekov,

Dagestan State Technical University, Makhachkala

3. P. Шахбанова,

Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала

shakhbanova.zaira@yandex.com

Z. Shakhbanova,

Dagestan State Technical University, Makhachkala

Проанализированы существующие подходы к определению понятий «депрессивный регион» и «периферийный регион». Исследованы динамика и структурные изменения экономики Республики Дагестан за последние несколько лет, характеризующие ее с точки зрения депрессивности. Изучены предлагаемые учеными пути преодоления депрессивности территорий (дифференциации регионов). Определены направления совершенствования региональной политики Республики Дагестан по преодолению депрессивности территории.

Обоснована необходимость выделения приоритетного направления модернизационного развития территории, основанного на анализе ресурсного потенциала, а также эффективная реализация механизма государственно-частного партнерства и развитие региональной инновационной системы в рамках Республики Дагестан. Изучена нормативно-правовая база развития туризма на федеральном и региональном уровнях. Исследованы проблемы формирования туристического кластера в Республике Дагестан. Проведен сравнительный анализ реализации стратегии по развитию горного и прибрежного кластеров на территории республики

Ключевые слова: депрессивный регион; стратегия; инновации; региональная экономика; региональная политика; ресурсный потенциал; кластер; туризм; особая экономическая зона; Республика Дагестан

In the article the authors have analyzed the existing approaches to the «depressed region» and «peripheral region» definition; the dynamics and structural changes in the economy of the Republic of Dagestan over the last few years, describing it in the terms of depression. The ways to overcome the depression and differentiation of the regions, suggested by the scientists are studied. The authors determined the directions of regional policy's development of the Republic of Dagestan to overcome the depression of the regions.

The necessity of priority directions selection of modernization development of the territory, based on the analysis of resource potential, as well as effective implementation of public-private partnerships and the development of regional innovation systems in the Republic of Dagestan are identified. The legal base of tourism development at the federal and regional levels is investigated. The problems of tourist cluster formation in the Republic of Dagestan are analyzed. A comparative analysis of the implementation of the strategy for the development of mountain and coastal clusters in the Republic has been carried out

Key words: depressive region; strategy; innovations; regional economy; regional policy; resource potential; cluster; tourism; special economic zone; Republic of Dagestan

117

© X. 3. Халимбеков, 3. P. Шахбанова, 2016

Изменения в экономике Республики Дагестан и другие социально-экономические процессы, обусловленные распадом СССР и современными реформами в России, представляют значительный интерес для отечественных ученых-экономистов и политологов из-за исключительного геополитического значения, которое приобрел Дагестан для России после распада Советского Союза.

Развернувшиеся экономические реформы в исторически короткие сроки кардинально изменили структуру экономики региона. На фоне необходимых рыночных преобразований происходили такие негативные явления переходной экономики, как резкое падение уровня жизни населения, рост безработицы, разрушение хозяйственных связей, существенные просчеты в экономической политике, существенная деформация, связанная с закрытием большинства предприятий промышленности, отток из республики значительной части инженерно-технических работников, ученых, управленцев, что ставило под сомнение возможность дальнейшего развития в Дагестане наукоемких и высокотехнологичных отраслей.

В настоящее время Республику Дагестан можно отнести к приграничным регионам аграрно-индустриального типа, обладающих, с одной стороны, многопрофильным природно-ресурсным потенциалом, сочетающимся с выгодным геополитическим положением, с другой — являющимся проблемным, трудоизбыточным, экономически слаборазвитым, депрессивным регионом. Подтверждением тому являются высокий уровень дотационности бюджета, высокий удельный вес сельского населения, существующий уровень безработицы, низкие доходы населения. Всё это сдерживает социально-экономическое развитие республики, снижает её инвестиционную привлекательность, усиливает зависимость от федерального центра, тормозит движение к устойчивому развитию.

Основные факторы, приведшие Республику Дагестан к депрессивному состоянию, заключаются в реализации модели

хозяйственного развития, характерными чертами которой являются:

— существенные просчеты в экономической политике;

— отсутствие конструктивной программы структурной перестройки экономики территории;

— несбалансированность в развитии отраслей экономики территории;

— специализация на отраслях экономики, без учета потенциала территории;

— малая степень диверсификации производства [3].

Проводимая в тот период экономическая политика привела к исчерпанию стимулов саморазвития воспроизводственной системы, утрате способности сложившегося хозяйства адаптироваться к изменяющимся условиям хозяйствования.

В классической экономической теории под «депрессивным регионом» понимается территория, находящаяся в состоянии депрессии, то есть в одной из фаз цикла экономического кризиса, которую могут переживать как высокоразвитые, так и слаборазвитые регионы. Из этого следует, что регион с развитой экономикой тоже может быть депрессивным, но ему гораздо легче преодолеть депрессию, чем слаборазвитому региону.

Сейчас в зарубежной научной литературе, главным образом, употребляется термин «distressed areas», который можно перевести как «территории в упадке». Эти территории, по мнению экспертов, страдают от таких проблем, как устаревшие, а порой малопригодные для использования, жилищные фонды и инфраструктура, заброшенные индустриальные площадки, экологические проблемы и вопросы, связанные с трудовым потенциалом (например, старение населения, бедность, низкие стандарты состояния здоровья) [22; 23].

Российские ученые-исследователи, характеризуя депрессивность территории, дают несколько различных определений.

Так, согласно Е. А. Малышеву, Д. Н. Родионовой, Д. Д. Цыренову, под российскими депрессивными территориями следует понимать те территории, в пределах

которых темпы спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости, демографии, состояния социальной инфраструктуры и т.п. выше как общероссийских, так и ма-крорегиональных [9].

С. В. Беляев полагает, что «к депрессивным регионам на практике относят экономически слаборазвитые субъекты РФ, характерной чертой которых является значительное и устойчивое отставание от других регионов и среднероссийского уровня по основным макроэкономическим показателям — производство валового регионального продукта на душу населения, уровень безработицы, уровень бедности населения, уровень дотационное™ бюджета» [4].

Иной точки зрения придерживается Ю. Н. Сагидов, который предлагает различать понятия «депрессивный» и «периферийный» регионы. По мнению Ю. Н. Са-гидова, депрессия имеет ограниченную длительность и выход из нее достигается мерами санации, направленной на организационное, финансовое и технологическое оздоровление, а результатом выхода является переход системы на более высокий уровень развития, тогда как отсутствие мо-дернизационного подъема региона за длительный период говорит о именно перифе-рийности республики [15].

Дело не в различии терминов, а сущностном содержании категории. Теория периферийной экономики (ТПЭ) к первичным признакам периферийности относит аграрную ориентированность экономики, слабость или отсутствие индустриального потенциала, технологическую отсталость, износ основных фондов предприятий, слабое развитие инфраструктуры, что и характерно для Дагестана. Но современное состояние республики также характеризуется и другими негативными признаками, среди которых:

— хронически недостаточная занятость населения трудом (уровень безработицы в Республике Дагестан составил в 2012 г. - 11,7 %, в 2013 г. - 11,6 %, в 2014 г. -10,2 %, в 2015 г. - 10,8 %, в 2016 г. -10,8 %) [13];

- высокий уровень социального неравенства;

- неразвитость институтов гражданского общества, подавленность гражданской активности;

- низкая эффективность государственного управления.

По мнению Д. К. Бейбалаевой, для вывода региона из депрессии и перехода к устойчивому росту необходимо:

1) определить будущую региональную систему, формирование которой должно служить ориентиром при решении подобной задачи;

2) установить имеющиеся предпосылки и возможности приближения к этой системе;

3) обозначить направления и механизмы эффективного использования выявленных возможностей и привлечения дополнительных ресурсов [3].

Другой подход, предложенный с учетом накопленного мирового опыта в области регулирования дифференциации регионов, выделяет два взаимодополняющих направления, осуществляющихся регионами вне зависимости от их особенностей и различий:

1) выбор пути «на понижение» или «на повышение»;

2) определение, каким методом регион будет развиваться - за счет экзогенных или эндогенных факторов [18].

Под путем «на понижение» понимается стремление к улучшению конкурентоспособности за счет снижения затрат на производство, в первую очередь на основе сокращения заработной платы работников. Снижение уровня заработной платы приводит к отсутствию заинтересованности работников в конечных результатах труда и повышению эффективности производства.

Альтернативным вариантом является политика «на повышение», основанная на первоначальном росте заработной платы и социальной защищенности работников, что является стимулом к дополнительной инициативе в развитии и модернизации производства, к повышению производительности труда. В результате происходит увеличение

прибыли, за счет которой в дальнейшем осуществляется модернизация производства.

Опыт западных стран, сталкивающихся с проблемой структурной реорганизации депрессивных регионов, показывает более высокую эффективность пути развития, ориентированного «на повышение». Так, в США Конгресс обсуждал доклад по вопросам экономического развития 50 штатов. Пути развития разрабатывались самостоятельно на региональном уровне. Большинство штатов ориентировались на второй подход, т.е. «путь на повышение», и получили положительные результаты [7].

Для реализации данного направления необходимы средства, которые регион может получить за счет экзогенных или эндогенных факторов. Использование внутренних (экзогенных) факторов практически невозможно из-за дотационного покрытия % бюджета республики и общей неблагоприятной экономической ситуации в регионе.

Поэтому единственным источником роста остаются внешние (эндогенные) источники экономического роста, которые следует искать или в сфере кредитов, или в виде прямых инвестиций зарубежных компаний, если в данном регионе имеются сферы деятельности, привлекательные для зарубежных инвесторов.

На протяжении долгих лет сохраняется высокая зависимость бюджета республики от выделенных «сверху» средств. Так, если на 2010 г. общая величина дотаций из федерального бюджета составила 30,3 млрд р., то в 2013 г. — уже 46,8 млрд р., 2014 г. — 42,9 млрд р. [12].

В 2015 г. уровень дотационное™ Республики Дагестан составил 74,2 %. Республика оказалась в центре внимания Счетной палаты в рамках анализа соблюдения соглашений между Минфином РФ и наиболее дотационными субъектами федерации. Общая сумма финансовых нарушений, выявленных в ходе проверки Счетной палаты в Дагестан, составила 857 млн р. По заявлению аудиторов, бюджет Дагестана был недовыполнен ни по доходам (84,1 млрд р., или 92,8 % от прогноза), ни по расходам (87,4 млрд р., или 91,8 % годовых назна-

чений). В общей сложности финансирование госпрограмм составило в 2015 г. всего 91 %, не были выполнены в полном объеме значения целевых индикаторов 29 из 30 госпрограмм республики [8].

Результатом этого стало дальнейшее наращивание кредиторской задолженности: в течение 2015 г. она выросла более чем на 40 %, до 5,11 млрд р. До 17 млрд р. увеличился и объем государственного долга, достигнув уровня 78,4 % от собственных доходов бюджета [8].

В 2016 г. Дагестан занял первое место среди регионов России по выделенным дотациям (46,7 млрд р.), на втором месте Республика Саха (Якутия), куда предполагается выделение в 2016 г. 43,1 млрд р., и на третьем — Камчатский край — 37,5 млрд р. [12].

В таких экономических условиях целенаправленное использование средств приобретает большую актуальность, чем когда-либо. Более того, прежде чем выделять средства на развитие того или иного направления, органы власти должны быть уверены в экономическом или социальном эффекте от вложения.

На наш взгляд, одним из направлений выхода экономики Дагестана из состояния депрессии является ее реформирование. Суть реформирования экономики территориального образования состоит:

— в приведении активов территориального образования в соответствие с рыночными условиями;

— в достижении сбалансированности в рыночных условиях;

— в наиболее полном использовании потенциала территориального образования.

Таким образом, региональная политика должна быть направлена на обеспечение реализации перечисленных экономических реформ.

Согласно С. Е. Артоболевскому, «...старая региональная политика полностью непригодна для нынешней экономики ибо она действовала «прямыми» методами, через полностью контролируемую государством экономику в условиях отсутствия реаль-

ного голоса регионов и местных органов власти. Нынешняя региональная политика может действовать в основном косвенными методами (т.е. привлекая потенциальных инвесторов) и учитывая полученные региональными органами власти широкие права в различных областях» [1].

Применительно к современной ситуации предлагается рассматривать «...российские регионы как объекты самостоятельного политико-экономического анализа, выделяя ключевую роль регионов в практическом осуществлении экономической реформы» [1].

Документы, на основе которых строится современная региональная политика республики, отличаются многообразием и охватом большого количества предлагаемых направлений развития.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г., достижение Стратегической цели 1 - экономическое развитие: устойчивый экономический рост и обеспечение конкурентоспособности на базе синергии международных потоков и индустриально-инновационных комплексов предусматривает реализацию следующих целей:

Цель 1.1 - развитие торгово-транспор-тно-логистического комплекса.

Цель 1.2 - развитие промышленного комплекса.

Цель 1.3 - развитие агропромышленного комплекса.

Цель 1.4 - развитие строительного комплекса.

Цель 1.5 - развитие топливно-энергетического комплекса.

Стратегическая цель 2 предполагает социально-инновационное развитие: создание комплексных условий для благополучной и безопасной жизни, работы и творчества, отдыха и спорта. Ее достижение, в свою очередь, предусматривает реализацию следующих целей:

Цель 2.1 - развитие социально-инновационного комплекса.

Цель 2.2 - развитие туристско-рекреа-ционного комплекса.

Рассматривая туристско-рекреацион-ный комплекс РД как фактор экономического развития территории, необходимо подчеркнуть, что при отсутствии соответствующей инфраструктуры, в условиях неблагоприятной экономической ситуации в целом по стране и в республике, в частности, реализация поставленных целей, на наш взгляд, является маловероятной, а попытка охватить все направления - нерациональной.

Аналогично дело обстоит и с прописанной в Стратегии ориентации на создание особых экономических зон федерального и регионального уровня (портовая, промыш-ленно-производственная, туристско-рек-реационная), при реализации каждой из которых нагрузка на бюджет будет только увеличиваться. Поэтому необходимо проработать механизм обеспечения бюджета при одновременном создании благоприятных условий для эффективного функционирования предприятий соответствующих отраслей.

Задачей совершенствования региональной политики по эффективному использованию потенциала республики должен стать выбор перспективного направления развития республики. При этом развитие других отраслей будет происходить своим чередом либо в контексте мультипликативного эффекта. Целью новой стратегии должно стать привлечение российских и зарубежных инвесторов именно в тот сектор, который станет приоритетом региональной политики и «локомотивом» роста экономики территории [9; 10].

Разрабатываемая концепция социально-экономического развития территории должна базироваться на четких представлениях о причинах депрессивного состояния региона, на оценках собственных возможностей и привлекаемых средств, приоритетах, целях и механизмах их достижения, а основным фактором вывода региона из состояния депрессии, на наш взгляд, является выделение одного или нескольких важнейших направлений модернизационного развития территории, основанного на анализе ресурсного потенциала, эффективная ре-

ализация механизма государственно-частного партнерства и развитие региональной инновационной системы.

Группа ученых-экономистов, занимающихся проблематикой региональной экономики, отмечает, что поиск «точек роста» в Республике Дагестан следует производить, в первую очередь, в таких сферах региональной экономики, как сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность; топливно-энергетический комплекс; машиностроение и металлообработка [3; 6; 11].

По нашему мнению, менее значимыми, но все же представляющими практический интерес, можно считать отрасли, реализующие экономико-географические и природно-ресурсные преимущества Республики Дагестан: строительный комплекс, портовое хозяйство и транспорт, сфера услуг, в том числе туристических и рекреационных, о чем свидетельствует сложившаяся структура экономики региона.

К примеру, в структуре ВРП, по данным 2014 г., сельское хозяйство составляет 14 %, строительство — 21 %, промышленность — 4 %, сфера услуг — 59 %, а дальнейшее развитие сферы услуг в регионе позволит не только обеспечить наполнение бюджета, снижение уровня безработицы и обеспечит развитие смежных отраслей за счет создания инфраструктуры [13].

В отличие от индустриального и аграрного секторов, сфера туристических и рекреационных услуг в Дагестане никогда не была приоритетом региональной политики и не рассматривалась как фактор развития территории, несмотря на наличие соответствующего ресурсного потенциала, обладание значительными перспективами в рамках привлечения как российских, так и иностранных инвестиций.

В рамках активизации работы по развитию туристско-рекреационного комплекса республики как важного направления структурной перестройки экономики территории, необходимости совершенствования региональной политики, в октябре 2015 г. вышел указ Главы Республики Дагестан о преобразовании Комитета по туриз-

му Республики Дагестан в Министерство по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан с передачей новому министерству части функций по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г., Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г., разработки и реализации региональной туристической политики.

Поскольку в рамках нашего исследования главным направлением модерниза-ционного развития Республики Дагестан является формирование на ее территории туристического кластера как части эффективной национальной инновационной системы России, актуальной становится задача разработки организационного и экономического механизма его функционирования.

По нашему мнению, одним из перспективных направлений развития туризма в регионе является внедрение механизма государственно-частного партнерства в рамках формирования туристического кластера.

Мировой опыт обусловил необходимость развития гибких государственных и частных секторов с целью повышения привлекательности дестинаций, конкурентоспособности, устойчивости, качества услуг и др. Стратегический подход к управлению развитием туризма на определенной территории должен учитывать преимущества пространственного расположения субъектов ведения хозяйства, которые производят турпродукт, их социально-экономические и логистические связи, наличие инфраструктуры, особенности государственной и региональной политики в сфере обеспечения благоприятного инвестиционного климата [17].

Включение региона во внутренние и внешние туристические процессы возможно только при наличии высокого туристического потенциала и соответствующей инфраструктуры на всей территории. Следовательно, возникает необходимость развития туризма на базе конкурентоспособ-

ного туристского кластера, в котором будут учтены интересы всех групп и реализовано партнерство власти, бизнеса и населения.

В данном конкретном случае мы говорим об эффективном использования туристического потенциала Республики Дагестан как возможного направления преодоления депрессивности региона.

В настоящее время федеральными органами исполнительной власти проводится значительная работа по развитию региона, разработано множество программ развития туризма как на федеральном, так и на региональном уровнях власти, к числу важнейших из которых можно отнести Стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г., Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г., Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 гг.», Концепция развития туризма в РД до 2020 г., Развитие турист-ско-рекреационного комплекса Республики Дагестан и др.

Вместе с тем, анализ ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы» показывает, что первоначально предполагался общий объем финансирования в 332 млрд р., из которых 96 млрд р. планировал выделить федеральный бюджет, а 211 млрд р. - частные инвесторы [2]. Однако третий год подряд финансирование программы сокращается из-за «оптимизации бюджетных расходов». Как заявил министр культуры России В. Мединский, «денег в ФЦП нет, потому что с момента как она задумывалась в 2011 г., она многократно и постоянно секвестировалась. На данный момент общий секвестр составляет 80 %» [10].

В 2015 г. приказом Федерального агентства по туризму в реестр инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень мероприятий федеральной целевой программы, включено создание туристско-рекреацион-ных комплексов «Золотые пески»; «Большой Ачиколь»; «Живой родник»; «Золотые дюны»; «Алмак» в Республике Дагестан и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

одобрен перечень объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреаци-онного комплекса.

В целях развития туристической инфраструктуры на Юге России созданы и объединены в туристический кластер под общим управлением ОАО «Курорты Северного Кавказа» девять туристско-рекреаци-онных особых экономических зон на территориях всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа, а также в Краснодарском крае и Республике Адыгея. По Республике Дагестан запланирована реализация программы развития горнолыжныго курорта «Матлас» и пляжных курортов на побережье Каспийского моря, которые согласно проекту начнут функционировать с 2021 г. [17].

Механизм государственно-частного партнерства предполагается реализовать таким образом, что государство через ОАО «КСК» финансирует создание внутренней инженерной инфраструктуры на территории особых экономических зон, а за счет средств федеральных целевых программ, программ естественных монополий и республиканских бюджетов осуществляется строительство внешней энергетической, транспортной и инженерной инфраструктуры до территории ОЭЗ, а частный бизнес вкладывает средства непосредственно в гостиничную и туристско-развлекательную инфраструктуру, коммерческую недвижимость [16].

Развитие туристического кластера на Северном Кавказе, по мнению многих исследователей, приведет к созданию «точек роста» в агропромышленном комплексе, пищевой и легкой промышленности, транспортном комплексе, производстве стройматериалов и других секторах экономики региона, а с учетом существенной переориентации туристического потока на внутренние направления, работа по созданию и эксплуатации в Северо-Кавказском федеральном округе конкурентоспособных зон отдыха является актуальной и с точки зрения импортозамещения в туризме.

Тем не менее, проект туристического кластера Северного Кавказа может быть

существенно сокращен в рамках заявленных правительством РФ планов по ликвидации неэффективных особых экономических зон (ОЭЗ).

В опубликованном в 2015 г. отчете Счетной палаты РФ говорится, что «за десять лет своего существования особые экономические зоны так и не стали действенным инструментом поддержки национальной экономики» и указывает на четыре ОЭЗ туристско-рекреационного типа из 15, созданных в РФ, деятельность которых признана неэффективной. Среди них, наряду с «Долиной Алтая», «Бирюзовой Кату-нью» и «Байкальской гаванью», оказался и туристический кластер на Северном Кавказе [5; 14].

Следует отметить, что создание туристического кластера на Северном Кавказе началось намного позже аналогичных кластеров в РФ. За последние шесть лет на реализацию проекта туркластера в СКФО направлено 21,9 млрд р., а объем привлеченных частных инвестиций на начало этого года составил лишь 2,5 % от этой суммы — 553 млн р. За период с 2014-2016 гг. в рамках туркластера создано лишь 230 рабочих мест, на кторых занято 0,02 % от трудоспособного населения — это самый низкий показатель среди всех ОЭЗ в России. Объем налогов, уплаченных резидентами туристического кластера, составил всего 20,9 млн р., при этом резиденты получили 29 млн р. налоговых льгот [14].

Как видно из отчета Счетной палаты, с момента создания туристической ОЭЗ в Дагестане с 2012 г. не сделано ничего существенного, объем налоговых льгот, предоставленных резидентам ОЭЗ, превышает сумму налоговых платежей за тот же период. По мнению группы исследователей, при возникновении сложностей с привлечением крупных инвесторов, обусловленных как ошибками в проектировании создания ОЭЗ на территории РД, общей экономической ситуации и внешними факторами, необходимо рассмотреть вопрос разбивки масштабных проектов на ряд более мелких взаимосвязанных проектов, которые могли бы реализовываться местным малым и

средним бизнесом при общей организационной роли ОАО «КСК».

Проводя анализ реализации мероприятий по созданию ОЭЗ на территории Республики Дагестан, и сравнивая развитие горного и прибрежного кластеров, необходимо отметить противоречивость региональной политики в данном вопросе.

В Правительстве РД отмечают, что прибрежный кластер является более простым и востребованным в реализации проектом (загруженность прибрежных санаториев, баз отдыха, отелей), чем горный, но в связи с экономическими трудностями, сроки работ по этому проекту планируется переносить, а проект «Матлас» развивается благодаря инвестору (Группа «Сумма»). В районе горного кластера создается и формируется вся необходимая инфраструктура и коммуникации для работ, связанных с ремонтом и строительством дорог по курортному комплексу и энергообеспечением проекта [19].

Кроме того, в Правительстве РФ под руководством заместителя Председателя Правительства РФ А. Хлопонина, с участием министра РФ по делам Северного Кавказа Л. Кузнецова и председателя совета директоров Группы «Сумма» (инвестора проекта) состоялось совещание по вопросу финансирования внутренней и горнолыжной инфраструктуры проекта «Матлас». По его результатам было дано поручение рассмотреть возможность включения проекта в Стратегию развития ОАО «Курорты Северного Кавказа» на период 2016—2019 гг. в составе туристического кластера в СКФО». Для реализации проекта инвестором планируется направить порядка 20 млрд р., в настоящее время ведутся инженерно-геодезические работы стоимостью 150 млн р. [19].

Складывающаяся ситуация характеризуется тем, что Каспийский прибрежный кластер имеет больше перспектив для развития, о чем свидетельствует загруженность имеющейся инфраструктуры на данной территории, а развитие инфраструктуры горного кластера «Матлас» требует выделения огромных средств. На наш

взгляд, в рамках предложения по оптимизации работ по развитию ОЭЗ в РД, необходимо активизировать работу по развитию соответствующих взаимосвязанных объектов на территории республики, акцентируя внимание на проектах, соответствующих изменяющимся экономическим условиям в рамках туристического кластера СКФО.

В настоящее время идет разработка новой концепции государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 г., которая определит стратегию макрорегиона на ближайшие годы, а вопросы активизации работ по созданию туристического кластера СКФО должны быть отражены в новой концепции. Концепция позволит форсировать решение задач развития макрорегиона, в том числе за счёт привлечения капитала и стимулирования инвестиционной активности, поддержки проектов в различных сферах экономики, что, в свою очередь, приведёт к

Список литературы_

улучшению социально-экономического положения в субъектах СКФО.

Наше предложение заключается вовсе не в отказе от проекта, поскольку уже на сегодняшний день некоторые из ОЭЗ, входящих в кластер, эффективно функционируют, а другие строят инфраструктуру и привлекают инвесторов, вопрос в регулировании масштабов проекта и отсечении неэффективных единиц, в рассмотрении возможности формирования отдельных частей кластера с упором на региональную политику с активным привлечением представителей малого и среднего бизнеса и их дальнейшая взаимоувязка.

Развитие туристического кластера на территории Республики Дагестан, на наш взгляд, даст необходимый импульс к развитию экономики региона, увеличению поступлений в бюджет республики и решению стоящих перед территорией сложных социально-экономических задач.

1. Артоболевский С. Е. Проблемы формирования современной региональной политики России. М.: СОПСиЭС, 1996. С. 81.

2. Бегимбетова И. От зоны до кластера [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. kommersant.ru/doc/3013120 (дата обращения: 12.11.2016).

3. Бейбалаева Д. К. Основные мероприятия по выводу экономики республики Дагестан из депрессивного состояния // Российское предпринимательство. 2008. № 3 (107). С. 149-152.

4. Беляев С. В. К вопросу о сущности региона как объекта хозяйствования и управления // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 1. С. 14-18.

5. Будущее Северо-Кавказского туристического кластера под угрозой? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.regnum.ru/news/economy/2143222.html (дата обращения: 12.11.2016).

6. Гаджиев Т. М. Преодоление неравномерности территориального развития экономики депрессивного региона на основе целевых программ (на примере Республики Дагестан): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Махачкала, 2004. 23 с.

7. Зенгенберген В., Кенэ М. Роль активной отраслевой и региональной политики занятости // Общество и Экономика. 1996. № 3-4.

8. Магомедов Р. Крах экономической политики Абдулатипова глазами Счетной палаты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kavpolit.com/articles/krah_ekonomicheskoj_politiki_abdulatipova_ glazami-28936/ (дата обращения: 12.11.2016).

9. Малышев Е. А., Родионова Д. Н., Цыренов Д. Д. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Байкальского региона и перспективы его развития // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. № 1. С. 129-137.

10. Малышев Е. А., Кашурников А. Н. Стратегическое планирование устойчивого развития инфраструктуры региона // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. № 5. С. 124-135.

11. Мансуров П. М., Мансурова Г. И. Депрессивный регион: сущность, критерии отнесения, основные проблемы // Фундаментальные исследования. 2012. № 6-2. С. 506-510.

12. Мединский: судьба ФЦП по развитию туризма после 2018 г. пока неясна [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tourism.interfax.ru/ru/news/articles/35837 (дата обращения: 12.11.2016).

13. Наджафов Р. А. Стратегия развития депрессивного региона на примере Республики Дагестан / / Молодой ученый. 2010. № 10. С. 95-97.

14. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru (дата обращения: 12.11.2016).

15. Официальный сайт Территориального органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dagstat.gks.ru/ (дата обращения: 12.11.2016).

16. Проценко Н. Туристический кластер может сбросить балласт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kavpolit.com/artides/turisticheskij_klaster_mozhet_sbrosit_ballast-26618/ (дата обращения: 12.11.2016).

17. Сагидов Ю. Н. Мы не депрессивный регион, мы — периферия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ndelo.ru/news/ekonomika/2575/ (дата обращения: 12.11.2016).

18. Северо-Кавказский туристический кластер [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. investkavkaz.ru/tourist_cluster (дата обращения: 12.11.2016).

19. Хваджа А. Н., Рассадин Б. И. Туристские кластеры как инструмент роста конкурентоспособности экономики Сирии // Проблемы современной экономики. 2011. № 4 (40). С. 378—382.

20. Яковлева Е. Б., Маврина И. А. Пути выгхода депрессивных регионов из кризисного состояния / / Вестник СПбГУ. 2010. № 1. С. 54—57.

21. Яхьяев Р. «Матлас» — не просто курорт // Дагестанская Правда. 2016. C. 186—187.

22. Asheim B., Gertler M. The Geography of Innovation: Regional Innovation Systems / / OxfordUniversity Press, 2006, no. 2, pp. 291—317.

23. Ketels Ch. Recent research on competitiveness and clusters: what are the implications for regional policy? // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society, 2013, no. 5.

List of literature_

1. Artobolevsky S. E. Problemy formirovaniya sovremennoy regionalnoy politiki Rossii [Problems of modern Russian regional policy formation]. Moscow: SOPSiES, 1996. P. 81.

2. Beghimbetova I. Ot zony do klastera (From the zone to the cluster) Available at: http://www. kommersant.ru/doc/3013120 (accessed 12.11.2016).

3. Beybalaeva D. K. Rossiyskoe predprinimatelstvo (Russian entertainment), 2008, no. 3 (107), pp. 149—152.

4. Belyaev S. V. Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy (Social and economic phenomena and processes), 2010, no. 1, pp. 14—18.

5. Budushhee Severo-Kavkazskogo turisticheskogo klastera pod ugrozoy? (Is the future of the North Caucasus tourism cluster under threat?) Available at: https://www.regnum.ru/news/economy/2143222.html (accessed 11.12.2016).

6. Khayiyev T. M. Overcoming territorial unevenness of development of economy of depressive region on the basis of targeted programs (on the example of the Republic of Dagestan) [Preodolenie neravnomernosti territorialnogo razvitiya ekonomiki depressivnogo regiona na osnove tselevyh programm (na primere Respubliki Dagestan) ]: Abstract. dis. ... cand. econ. sciences: 08.00.05. Makhachkala, 2004. 23 p.

7. Zengenbergen V., Kene M. Obshhestvo iEkonomika (Society and Economy), 1996, no. 3—4.

8. Magomedov R. Krah ekonomicheskoy politiki Abdulatipova glazami Schetnoy palaty (Collapse of economic policy in eyes of the Accounts chamber) Available at: http://www.kavpolit.com/articles/krah_ ekonomicheskoj_politiki_abdulatipova_glazami-28936/ (accessed 11.12.2016).

9. Malyshev E. A., Rodionova D. N., Tsyrenov D. D. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2016, no. 1, pp. 129—137.

10. Malyshev E. A., Kashurnikov A. N. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2016, no. 5, pp. 124—135.

11. Mansurov P. M., Mansurova G. I. Fundamentalnye issledovaniya (Basic Researches), 2012, no. 6—2, pp. 506—510.

12. Medinskiy: sudba FTsP po razvitiyu turizma posle 2018 goda poka neyasna (Medinskiy: the fate of the federal target program for the development of tourism after 2018 is still unclear) Available at: http://www. tourism.interfax.ru/ru/news/articles/35837 (accessed 11.12.2016).

13. Nayafov R. A. Molodoy ucheny (Young scientist), 2010, no. 10, pp. 95—97.

14. Ofitsialny sayt Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii (The official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation) Available at: http://www.minfin.ru (accessed 11.12.2016).

15. Ofitsialny sayt Territorialnogo organe Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Dagestan (The official website of the territorial bodies of the Federal Service of state statistics the Republic of Dagestan) Available at: http://www.dagstat.gks.ru/ (accessed 11.12.2016).

16. Protsenko N. Turisticheskiy klaster mozhet sbrosit ballast (Tourist cluster may lose ballast) Available at: http://www.kavpolit.com/articles/turisticheskij_klaster_mozhet_sbrosit_ballast-26618/ (accessed 11.12.2016).

17. Sagidov Yu. N. My ne depressivny region, my — periferiya (We are not a depressed region, we are peripherals) Available at: http://www.ndelo.ru/news/ekonomika/2575/ (accessed 12.11.2016).

18. Severo-Kavkazskiy turisticheskiy klaster (North Caucasus tourism cluster) Available at: http://www. investkavkaz.ru/tourist_cluster (accessed 12.11.2016).

19. Khwaya A. N., Rassadin B. I. Problemy sovremennoy ekonomiki (Problems of modern economy), 2011, no. 4 (40), pp. 378-382.

20. Yakovleva E. B., Mavrina I. A. Vestnik SPbGU (Bulletin of the St. Petersburg State University), 2010, no. 1, pp. 54-57.

21. Yakhyaev R. Dagestanskaya Pravda (Dagestan Truth), 2016, pp. 186-187.

22. Asheim B., Gertler M. Oxford University Press (Oxford University Press), 2006, no. 2, pp. 291-317.

23. Ketels Ch. Cambridge Journal of Regions, Economy and Society (Cambridge Journal of Regions, Economy and Society), 2013, no. 5.

Коротко об авторах_

Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой «Таможенное дело», Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, система управления, туризм, строительство h-murad@yandex.ru

Шахбанова Заира Рашидовна, аспирант, ассистент кафедры «Таможенное дело», Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, туризм, мировая экономика, инновации shakhbanova.zaira@yandex.com

Briefly about the authors_

Khadzhimurad Khalimbekov, doctor of economic sciences, professor, head of the ^stoms department, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, management system, tourism, construction

Zaira Shakhbanova, postgraduate student, assistant, Customs department, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, tourism, global economy, innovation

Образец цитирования_

Халимбеков X. З., Шахбанова З. Р. Формирование туристического кластера на территории Республики Дагестан: проблемы и перспективы || Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 20I6. T. 22. № I2. С. II7—I27.

DOI: I0.2I209/2227-9245-20I6-22-I2-II7-I27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.