Научная статья на тему 'Алгоритм выявления и оценки ключевых факторов категорирования инновационно-ориентированных предприятий сферы туризма'

Алгоритм выявления и оценки ключевых факторов категорирования инновационно-ориентированных предприятий сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / КЛАСТЕР / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / TOURISM / SPECIAL ECONOMIC ZONES / CLUSTER / REPUBLIC OF DAGESTAN / ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, Айдаева Сакина Агавердиевна, Шахбанова Заира Рашидовна

Авторами проведен анализ современных моделей взаимодействия институтов власти, бизнеса и науки. Предложены направления реализации модели в целях развития туризма в регионе, включая подготовку высоквалифицированных кадров, а также определены основные принципы развития кластерного механизма в туризме Северо-Кавказского региона, проблемы и перспективы его реализации на территории Республики Дагестан в рамках функционирования особых экономических зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, Айдаева Сакина Агавердиевна, Шахбанова Заира Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR IDENTIFYING AND EVALUATING THE KEY FACTORS OF CATEGORIZING INNOVATIVE-ORIENTED TOURISM ENTERPRISES

The authors analyze modern models of government, business and science institutions’ interaction. They determine directions of the model implementation for tourism development in the region, including the training of highly qualified personnel, as well as basic principles of cluster mechanism development in the tourism of the North Caucasus region and the problems and prospects of its implementation on the territory of the Republic of Dagestan in the aspect of the special economic zones functioning.

Текст научной работы на тему «Алгоритм выявления и оценки ключевых факторов категорирования инновационно-ориентированных предприятий сферы туризма»

УДК 338

Халимбеков Х.3.1

Айдаева С.А?

Шахбанова З.Р.3

алгоритм выявления и оценки ключевых факторов категорирования инновационно-ориентированных предприятий сферы туризма

Аннотация. Авторами проведен анализ современных моделей взаимодействия институтов власти, бизнеса и науки. Предложены направления реализации модели в целях развития туризма в регионе, включая подготовку высоквалифицированных кадров, а также определены основные принципы развития кластерного механизма в туризме Северо-Кавказского региона, проблемы и перспективы его реализации на территории Республики Дагестан в рамках функционирования особых экономических зон.

Ключевые слова: туризм, особые экономические зоны, кластер, Республика Дагестан, экономико-математическое моделирование.

Halimbekov H.

Aydaeva S.

Shakhbanova Z.

ALGORITHM FOR IDENTIFYING AND EVALUATING THE KEY FACTORS OF CATEGORIZING INNOVATIVE-ORIENTED TOURISM ENTERPRISES

Abstract. The authors analyze modern models of government, business and science institutions' interaction. They determine directions of the model implementation for tourism development in the region, including the training of highly qualified personnel, as well as basic principles of cluster mechanism development in the tourism of the North Caucasus region and the problems and prospects of its implementation on the territory of the Republic of Dagestan in the aspect of the special economic zones functioning.

Keywords: tourism, special economic zones, cluster, the Republic of Dagestan, economic and mathematical modeling.

Национальная инновационная система главных направлений, реализацию механиз-(НИС) государства предполагает, как одно из ма государственно-частного партнерства, что

1 Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой таможенного дела ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала, e-mail: h-murad@yandex.ru

Hadzhimurad Halimbekov, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Customs, Dagestan State Technical University, Makhachkala, e-mail: h-murad@yandex.ru

2 Айдаева Сакина Агавердиевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала, e-mail: aysa_73@mail.ru

Sakina Aydaeva, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of State and Municipal Management, Dagestan State Technical University, Makhachkala, e-mail: aysa_73@mail.ru

3 Шахбанова Заира Рашидовна, ассистент кафедры таможенного дела ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала, e-mail: shakhbanova.zaira@yandex.com

Zaira Shakhbanova, Assistant of the Department of Customs, Dagestan State Technical University, Makhachkala, e-mail: shakhbanova.zaira@yandex.com

обуславливает необходимость определения роли правительства и предприятий туризма, а также сам механизм внедрения инноваций.

За рубежом коммерческое внедрение инноваций осуществляется разными путями. Так, в США (Калифорния), например, существуют четкое разделение между разработчиками продукта и теми, кто занимается его коммерческим внедрением. В ФРГ специалисты научных центров принимают запросы предприятий, изучают их конкретные потребности и затем устанавливают контакты с учеными, которые владеют соответствующими знаниями и имеют достойные научные разработки. Так, компания осуществляет управленческие и технические формальности, позволяя ученым концентрироваться на исследованиях и разработках.

Подобная форма взаимодействия различных институтов описана в работах различных ученых как модель «тройной спирали» (TripleHelix). Ее классический пример - Кремниевая долина в США (Silicon Valley), предполагает взаимодействие трех элементов: Университет, Бизнес, Власть, роль каждого из которых строго определена.

По мнению создателя модели, профессора Стэнфордского университета Г. Ицковица, именно университет становится центром национальной инновационной системы. Классический университет превращается в предпринимательский [1].

Функционирование научно-технических центров США как классический пример модели «тройной спирали» предполагает гармоничное развитие науки, образования и промышленности при достаточной господдержке. В СССР ядром НИС являлось правительство, которое осуществляло полный контроль над научными разработками и их внедрением, поэтому после распада Союза были потеряны связи между академическими и прикладными университетами, прикладными университетами и промышленными предприятиями, что заставило государство и бизнес закупать готовые разработки за рубежом, а не заказывать исследования отечественным наукоградам.

Современная модель основана на кластерном подходе, и в ее центре находится универ-

ситет или научно-технический центр. Инновационные компании занимаются внедрением полученным новым продуктом, а государство обеспечивает устойчивое взаимодействие между всеми элементами, содействует созданию инфраструктуры и товарному воплощению продукта.

На сегодняшний день реализация кластерного механизма в туризме предполагает государственно-частное партнёрство в рамках развития определенной территории. По нашему мнению, особенности применения параметров модели к сфере туризма, требуют исследования изменения роли каждого из элементов и имеют большой потенциал в аспекте привлечения к работе научных центров.

Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы менеджеры-специалисты, занимающиеся различными аспектами нововведений, что выводит «кадры» на первое место среди факторов инновационного развития туризма. Высококвалифицированные кадры в данной отрасли требуются не только предприятиям.

По мнению Ушвицкого Л.И., усиление взаимодействия региональных органов управления с имеющимися высшими учебными заведениями позволит осуществлять подготовку нужных специалистов с самого начала учебного процесса. Региональные власти выступают заказчиком определенных работ, направленных на решение задач инновационной стратегии.

На основе прикладного характера проектирования студентов, региональные органы управления будут иметь возможность оценивать будущих специалистов и осуществлять отбор нужных кадров, готовых быстро и профессионально включиться в процесс решения региональных проблем. Учебные заведения, в свою очередь, получают возможность оценить уровень подготовки студентов и корректировать учебный процесс, делая его более эффективным. При этом предприятия могут принять участие в подготовке нужных сотрудников, а также использовать навыки студентов при разработке новых продуктов [2].

Подобная схема взаимодействия имеет большой потенциал в аспекте подготовки высококвалифицированных туристических кадров и разработке инновационных турпродук-тов. И это только один из примеров внедрения инноваций в сфере туризма в рамках взаимодействия институтов власти, бизнеса и науки. На сегодняшний день ученые выделяют множество направлений инновационного развития отрасли: технологические, маркетинговые, управленческие, институциональные и другие инновации.

В туризме инновации в технике, технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны, и чтобы внедрить новшество, надо осуществить изменения и в других сферах. Для формирования национальной инновационной стратегии и дальнейшей реализации инновационных идей в сфере туризма, в том числе автоматизации, разработки программного обеспечения, разработки новых видов туризма и новых туристских маршрутов, повышения качества услуг в сфере гостеприимства необходима разработка региональных стратегий и создание системы управления инновациями, отвечающих требованиям отрасли и рынка с учетом туристического потенциала территории.

Эффективность подобной системы зависит от множества различных факторов: на уровне туриндустрии - от выбора стратегии и качества управления компанией, гибкости производственных систем и технологий, степени использования ресурсов компании как внутренних, так и внешних; на государственном уровне - от степени разработки нормативно-правового обеспечения развития туризма, механизма контроля и исследования результатов деятельности турфирм, создания туринфра-структуры, поддержки туризма и маркетинга через стимулирование инноваций и кооперацию.

Инновационная политика государства должна быть направлена на создание благоприятных условий развития сферы туризма, повышение эффективности функционирования туристических компаний и полноценное удовлетворение соответствующих потребностей населения.

Таким образом, только благодаря всесторонней государственной поддержке инноваций в туризме возможно устойчивое развитие данной отрасли.

Несмотря на наличие значительного потенциала для развития отрасли, субъекты РФ, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, характеризуются слабым уровнем развития индустрии туризма. К основным факторам, сдерживающим развитие туризма на Северном Кавказе можно отнести: отсутствие качественной инфраструктуры, в особенности, транспортной сети, низкий уровень сервиса, негативный имидж регионов, широко освещаемый в СМИ, недостаточный уровень обеспечения безопасности и прочее.

Вот уже много лет в рамках национальной туристической политики внедряются программы кластерного механизма развития туризма, которые призваны решить большинство перечисленных проблем. Данные программы непосредственно касаются развития кластерного механизма в Республики Дагестан в рамках создания и функционирования ту-ристско-рекреационных особых экономических зон. Реализация проектов предполагает строительство объектов туристической инфраструктуры (горнолыжных, лечебно-оздоровительных и развлекательных комплексов, гостиниц и аналогичные средств размещения), а также развитие инженерной и транспортной сетей. Однако, на сегодняшний день работа не продвинулась дальше стадии определения границ участка территории ОЭЗ Республики Дагестан. Реализацией программ занимается АО «Курорты Северного Кавказа»: компания должна обеспечить строительство объектов туристической инфраструктуры в период с 2017 по 2019 гг. за счет средств госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 г.». Вместе с тем, нет никаких официальных данных, которые указывают на продвижения в рамках реализации проектов. Даже политические изменения в Республике не могут сдвинуть дело с мертвой точки и дать стимул для развития долгостроев [3, 4].

В связи с этим, считаем первоочередной задачей налаживание взаимодействия между

региональными властями и предприятиями сферы туризма, в частности, по поводу формирования и функционирования кластеров.

Как показывает практика, рынок туристских услуг региона характеризуется противоречивыми тенденциями. Стабильное увеличение турпотока в регионе в последние годы привело к росту показателя объема платных туристических услуг, вместе с тем, это никак не отражается на развитии инфраструктуры. Также в соответствии с проведенным исследованием, действующие турфирмы работают, не учитывая последние изменения в законодательстве (страхование персональной и финансовой ответственности), извлекают прибыль, пользуясь периодом спроса, и не имеют стимулов к дальнейшему развитию путем внедрения инноваций. При этом, анализ показывает, что значительная часть действующих предприятий сферы туризма региона заинтересованы в том, чтобы стать резидентами турист-ско-рекреационных ОЭЗ, в первую очередь, с целью получения положенных в таком случае налоговых льгот. Среди них необходимо выделить туроператоров и турагентов, которые заинтересованы в строительстве, реконструкции, эксплуатации объектов туристической инфраструктуры [5].

Система государственной поддержки в рамках реализации кластерного механизма является эффективным инструментом развития предприятий сферы туризма. Однако наше исследование предполагает включать в систему господдержки и регистрировать в качестве резидентов ОЭЗ только те организации, которые занимаются инновационной деятельностью, внедряют новейшие технологии, и получают от этого конкретную выгоду.

Так в настоящий момент на базе Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан функционируют Общественный совет и Научно-экспертная комиссия в качестве совещательных органов по региональному развитию туризма. Постоянными участниками заседаний проводимых на регулярной основе, являются представители турбизнеса, желающие развиваться при государственной поддержке. В рамках совершенствования системы государствен-

ной поддержки мы предлагаем разработку и внедрение инструмента категорирования инновационно-ориентированных предприятий сферы туризма, который будет использоваться региональными властями и рекомендовать экономически эффективные организации, соответствующие требованиям для включения в туристический кластер.

Разработанный инструментарий предполагает проведение корреляционно-регрессионного анализа на основе выбора ключевых признаков, влияющих на развитие предприятия сферы туризма, анализа взаимосвязей, выбранных ключевых признаков, влияющих на развитие предприятия сферы туризма, в том числе проведение корреляционного анализа для выявления статистически значимых связей между факторными и результативными признаками и анализ факторных переменных на эффект мультиколлинеарности и, наконец, построения линейного уравнения множественной регрессии и графика прогноза [6].

Предлагаемый нами алгоритм выявления и оценки ключевых факторов категорирова-ния инновационно-ориентированных предприятий сферы туризма позволяет выявить с достаточно высокой степенью репрезентативности взаимосвязи и взаимозависимости между результирующим признаком и переменными факторными признаками, сформировать адекватную систему результирующей и переменных величин, отражающих в наибольшей степени влияние различных факторов, провести экономико-математическое моделирование и оценить его результаты, выработать основные направления мониторинга деятельности предприятий сферы туризма и реализации управленческих решений по формированию туристического кластера и региональной политики в этой отрасли.

Для разработки инструмента категорирова-нии мы провели анализ деятельности ведущих предприятий сферы туризма региона (турфирмы «Джага», «Азия», «ДагТурКаспий») за последние пять лет, с использованием корреляционно-регрессионной модели, использовав, в том числе, данные финансово-хозяйственной деятельности в форме бухгалтерской и налоговой отчетности, объема затрат на ин-

новациям и мероприятий по совершенствованию системы управления.

Полученные результаты позволяют использовать предлагаемый корреляционно-регрессионный анализ оценки эффективности деятельнос-

ти предприятий сферы туризма для выявления инновационно-ориентированных туристических фирм с целью последующего включения в туристический кластер и, соответственно, в систему государственной поддержки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1) Механик А. Развитие по спирали // Эксперт. 2010. № 49. URL: http://expert.ru/expert/2010/49/ razvitie-po-spirali/ (дата обращения: 19.09.2017).

2) Ушвицкий Л.И., Туманян И.В. К вопросу о реализации инновационного потенциала региона

// Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 14. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/k-voprosu-o-realizatsii-innovatsionnogo-potentsiala-regiona (дата обращения: 01.02.2018).

3) Отчет о деятельности Министерства по туризму и НХП РД за 2016 год [Электронный ре-

сурс]. URL: http://dagtourism.com/file/download/2533 (дата обращения 29.12.2017).

4) Северо-Кавказский туристический кластер // Инвестиционный портал Северо-Кавказского федерального округа [Электронный ресурс]. URL: http://investkavkaz.ru/tourist_cluster (дата обращения 12.11.2017).

5) Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения: 01.08.2017).

6) Шахбанова З.Р. Механизм поддержки внедрения инноваций предприятиями сферы туризма

в условиях формирования туристско-рекреационных кластеров // Вестн. Забайкал. гос. унта. 2017. Т. 23. № 10. С. 128-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.