Научная статья на тему 'Анализ и вероятные пути развития организационно-экономических условий взаимодействия властных и предпринимательских структур в использовании туристско-рекреационного потенциала Камчатского края'

Анализ и вероятные пути развития организационно-экономических условий взаимодействия властных и предпринимательских структур в использовании туристско-рекреационного потенциала Камчатского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ДОРОЖНАЯ КАРТА / INTERACTION BETWEEN ADMINISTRATION AND BUSINESS STRUCTURES / TOURIST AND RECREATIONAL POTENTIAL / ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT MECHANISM / ROAD MAP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулакова Людмила Ивановна

Современная российская экономика стремительно пытается отойти от сырьевой зависимости. В связи с чем органы власти, совместно с предпринимательскими структурами, стараются развивать безграничный туристско-рекреационный потенциал нашей страны. Опираясь на организационно-управленческий механизм развития предпринимательства и туристского потенциала, сформированный в Российской Федерации, нами рассмотрен механизм взаимодействия органов власти и предпринимательских структур, функционирующий в Камчатском крае; выявлены существующие проблемы, препятствующие эффективному взаимодействию бизнеса и власти, а также развитию индустрии туризма; предложена модель взаимодействия власти и предпринимательских структур, использующих туристский потенциал в виде единой дорожной карты развития туризма в Камчатском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулакова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and probable scenario of development of organizational and economic condition of interaction between power and business structures in harnessing tourism and recreational potential of the Kamchatka Territory

Modern Russian economy tries hard to get rid of commodity dependence. In this regard authorities together with business structures, try to develop infinite tourism and recreational potential of our country. Drawing on organizational and managerial mechanism for the development of entrepreneurship and tourism potential, which has been formed in the Russian Federation, we consider the mechanism of interaction between authorities and business structures, functioning in the Kamchatka Territory; we reveal the problems that impede the effective interaction between business and government and the development of tourism sector; we suggest a model of interaction between government and business structures which use tourism potential in the form of a common road map for the development of tourism in the Kamchatka Territory.

Текст научной работы на тему «Анализ и вероятные пути развития организационно-экономических условий взаимодействия властных и предпринимательских структур в использовании туристско-рекреационного потенциала Камчатского края»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 18 • сентябрь 2017 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

Анализ и вероятные пути развития организационно-экономических условий взаимодействия властных и предпринимательских структур в использовании туристско-рекреационного потенциала камчатского края

Кулакова Л.И. 1

1 Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, Дальневосточный филиал, Петропавловск-Камчатский, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Современная российская экономика стремительно пытается отойти от сырьевой зависимости. В связи с чем органы власти, совместно с предпринимательскими структурами, стараются развивать безграничный туристско-рекреационный потенциал нашей страны. Опираясь на организационно-управленческий механизм развития предпринимательства и туристского потенциала, сформированный в Российской Федерации, нами рассмотрен механизм взаимодействия органов власти и предпринимательских структур, функционирующий в Камчатском крае; выявлены существующие проблемы, препятствующие эффективному взаимодействию бизнеса и власти, а также развитию индустрии туризма; предложена модель взаимодействия власти и предпринимательских структур, использующих туристский потенциал в виде единой дорожной карты развития туризма в Камчатском крае.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: взаимодействие органов власти и предпринимательских структур, туристско-рекреационный потенциал, организационно-управленческий механизм, дорожная карта.

Analysis and probable scenario of development of organizational and economic condition of interaction between power and business structures in harnessing tourism and recreational potential of the Kamchatka Territory

Kulakova L.I. 1

1 Russian Foreign Trade Academy, Russia

введение

Научная литература отражает пути совершенствования взаимоотношений бизнеса и власти в части решения проблем социально-экономической политики государства и институцио-

нальных проблем бизнеса, а вопросы эффективности исполнения полномочий органов власти изучены недостаточно.

Рассмотрим вопросы взаимодействия властных и предпринимательских структур через систему организационно-экономических условий.

Принципам, методам и формам взаимодействия органов власти предпринимательских структур посвящены труды Рениен И.А., Мамаевой В.Ю., Батаевой Б.С., Айрапетян Л.Н., Абалкина Л., Фархутдиновой А.З., Филипповой А.И.

Формированию концепций и стратегий развития регионов уделяют внимание Ранниен И.А. и Мамаева В.Ю., которые на примере Омской области рассматривают процесс взаимодействия бизнеса и власти как многоукладную систему с доминирующей ролью власти [9].

Значительное внимание уделяется Батаевой Б.С. и Айрапетян Л.Н. реализации программ как инструментам взаимодействия органов власти и предпринимательских структур [2] (Bataeva, Ayrapetyan, 2015). При этом эффективность полномочий остается не отраженной.

Л. Абалкин, рассматривая сущность экономических реформ, в своих трудах о трансформации экономики отражал необходимость привлечения инвестиций, а для этого следует мягко провести протекционистские меры по защите отечественных про-

ABSTRACT:_

Modern Russian economy tries hard to get rid of commodity dependence. In this regard authorities together with business structures, try to develop infinite tourism and recreational potential of our country. Drawing on organizational and managerial mechanism for the development of entrepreneurship and tourism potential, which has been formed in the Russian Federation, we consider the mechanism of interaction between authorities and business structures, functioning in the Kamchatka Territory; we reveal the problems that impede the effective interaction between business and government and the development of tourism sector; we suggest a model of interaction between government and business structures which use tourism potential in the form of a common road map for the development of tourism in the Kamchatka Territory.

KEYWORDS: interaction between administration and business structures, tourist and recreational potential, organizational and management mechanism, road map

JEL Classification: H70, L83, M13, M21 Received: 03.09.2017 / published: 30.09.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kulakova L.I. (mi[aku[26O60ramb[er.ru)

CITATION:_

Kulakova L.I. (2017) Analiz i veroyatnye puti razvitiya organizatsionno-ekonomicheskikh usloviy vzaimodeystviya vlastnyh i predprinimatelskikh struktur v ispolzovanii turistsko-rekreatsionnogo potentsiala Kamchatskogo kraya [Analysis and probable scenario of development of organizational and economic condition of interaction between power and business structures in harnessing tourism and recreational potential of the Kamchatka Territory]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (18). -2731-2748. doi: 10.18334/rp.18.18.38298

изводителей (снизить налоговое бремя, совершенствовать систему государственных закупок, поддержать экспорт высокотехнологичной продукции, создать льготные условия для коммерческих банков и т.д.) [8]. Основой таких реформ стали интеграционные формы развития бизнеса, применяемые в Российской Федерации.

Принципы, как основа взаимодействия властных и предпринимательских структур, рассматриваются Филипповой И.А., их можно разделить на 3 группы: взаимоотношений, формирования и работы властных и предпринимательских структур [15] (Filippova, 2012). Данные принципы ложатся в основу нормативно-правовых документов.

Фахрутдинова А.З. уделяет значительное внимание нормативно-правовому регулированию взаимодействия бизнеса и власти, посредством которого и формируется организационно-управленческий механизм, способствующий структурированию и систематизации взаимоотношений и отстаиванию интересов бизнеса, общества и власти [14] (Fakhrutdinova, 2013).

Рассматривая организационно-управленческий механизм как систему управленческих функций, следует определить его как взаимосвязанную совокупность отношений, принципов, методов и форм, направленных на эффективное использование туристского потенциала территории, в рамках полномочий и компетенций экономических субъектов, в целях развития экономики и повышения качества жизни населения.

Нами структурирован организационно-управленческий механизм развития предпринимательства и туристского потенциала, способствующий взаимодействию власти и предпринимательских структур, в том числе использующих туристско-рекреацион-ный потенциал страны и/или региона (рис. 1).

На концептуальном уровне организационные методы развития предпринимательства отражены в правовых нормах специфической власти как системы. Это управление при помощи создания или совершенствования существующих нормативно-правовых документов, направленных на развитие туризма в стране и регионах. Организационные методы затрагивают все этапы управления, организационные мероприятия проводятся путем косвенного и прямого воздействия на управляющих и управляемых субъектов. Основными инструментами являются нормативно-правовые документы, направленные на снижение административных барьеров и создание

ОБ АВТОРЕ:_

Кулакова Людмила Ивановна, заведующая кафедрой «Финансы и бухгалтерский учет», магистр (т1[аки[2606йгатЬ[егги)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Кулакова Л.И. Анализ и вероятные пути развития организационно-экономических условий взаимодействия властных и предпринимательских структур в использовании туристско-рекреационного потенциала Камчатского края // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 18. -С. 2731-2748. с1о1: 10.18334/гр.18.18.38298

Организационно-управленческий механизм развития преЕпринимательства и туристского потенциала

Методы

Организационные

Административно -правовые

Экономические

Инструменты

Стратегии развития страны и регионов

Федеральные и региональные законы

Программы, льготы и преференции

< Л > ч/ >'

' \/ \

\ N ✓ '

Формы

ОЭЗ

ТОСЭР

Кластеры

Рисунок 1. Организационно-управленческий механизм развития предпринимательства

и туристского потенциала Источник: составлено автором.

условий, для функционирования бизнеса - со стороны управляющих субъектов, т.е. органов власти, а также на соблюдение «правил игры» со стороны управляемых субъектов, т.е. предпринимательских структур (легальное ведение дела, своевременная и в полном объеме уплата налогов, создание рабочих мест).

Административно-правовые методы проявляются в способах государственного управления, которые опираются на иерархическую структуру управляющего государственного субъекта и совершаемые в пределах полномочий и в соответствии с процедурой, установленной Конституцией, законами и иными правовыми актами, действующими на территории страны, действия, направленные на взаимодействие с управляемыми субъектами. Основными инструментами являются регламенты предоставления государственных услуг субъектам бизнеса, санитарные нормы и правила, кодексы, методические рекомендации и другие документы.

Экономические методы развития туризма основаны на создании государством условий для ведения бизнеса в индустрии туризма. Главными инструментами выступают: распределение и перераспределение материально-финансовых ресурсов государственными органами, регулирование финансовых потоков в стране, разработка и реализация бюджетов, программ, предоставление льгот и преференций экономическим субъектам.

Рассмотренные методы формируют институциональную среду, способствующую исполнению функций органов власти и предпринимательских структур, а также достижению поставленных целей.

Изучению различных аспектов взаимодействия государства, власти и бизнеса посвящены исследования современных российских ученых: М.Н. Афанасьева [1]

(Afanasev, 2000), Г.В. Горланова [3] (Gorlanov, 2010), Г.А. Дробота [4] и др., отражающие существующую в России систему управления, способствующую взаимодействию власти и предпринимательских структур, направленную на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.

Механизм взаимодействия бизнеса и власти, сформировавшийся под воздействием функционирования институциональной среды, отражает степень участия властных и предпринимательских структур в развитии экономики региона. Опираясь на мнение ученых, нами сформирована существующая модель взаимодействия властных и предпринимательских структур в развитии экономики территории (рис. 2).

На основе данной модели проведен анализ взаимодействия органов власти и предпринимательских структур, использующих туристско-рекреационный потенциал в Камчатском крае, в резуль тате чего выявлено следующее:

1. На о снове федерального законодательства и Стратеги й развития экономики страны в Камчатском к рае при няты нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимоотношения между бизнесом и властью в целях развития малого и среднего предпринимательства и определяющие отношения, связанные с государственной поддержкой развития туристской деятельности в Камчатском крае.

2. Рсиработаны и приаяты: (Стратегия социально-экономического развития региона до 2025 года, определяющая приоритетные направ ления, инструменты и формы развития экономики в регионе, одним из которых является индустрия туризма, и Стратвгия развитмя туризма в Камчатском крае до 2020 года, опртделяющая состояние и перспектив ы разтития туризма в Камчатаком крае.

Формой инн овационного подхо да к использованию туриатско-рекигационного потенциала предусмотрены кластеры, где основой является природно-рекреацион-ный потенциал региона.

Функции ааести

Функции предпринимателей

Государственное регулирование

деятельности предпринимательских структур

Формирование инУиастиуктуиы поддержки

Создание условий для ведения бизнеса (льготы, преу^^оии, субсидирование)

Нормативные правовые акты

Координационные и совещательные органы

Программы

Оценка регулирующего воздействия

Формирование общественных организаций и объединений

Участие в угимаигванаа и реализации программ Применение инновационных уорм развития бизнеса (ГЧП, кластеры) Социальная ответственность

Рисунок 2. Модель взаимодействия властных и предпринимательских структур в развитии

индустрии туризма Источник: составлено автором.

3. Сформированы 2 государственные и 13 муниципальных программ, направленных на создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, на создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также на популяризацию имиджа территории, издание презентационной полиграфической продукции о туристских ресурсах, проведение открытых творческих конкурсов, создание лучшего логотипа, бренда и слогана региона и т.д.

4. В целях повышения инвестиционной привлекательности и повышения предпринимательской активности путем использования транзитно-логистического, рекреационного и промышленного потенциалов на основании Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации создана территория с особым правовым режимом ведения предпринимательской деятельности ТОР «Камчатка» (далее - ТОР).

Интересы субъектов бизнеса со стороны органов власти представляет Уполномоченный при Губернаторе Камчатского края по защите прав предпринимателей, со стороны предпринимательского сообщества - общественная организация Некоммерческое партнерство «Ассоциация туриндустрии Камчатки».

Совещательные и коллегиальные органы представлены Советом в сфере развития малого и среднего предпринимательства при Правительстве Камчатского края и Координационным советом по развитию туризма в Камчатском крае, которые являются постоянно действующими органами, образованными для обеспечения практического взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления Камчатского края.

Взаимодействие органов власти и предпринимательских структур осуществляется в рамках полномочий, предусмотренных действующим законодательством, которые мы разделили на несколько групп:

Полномочия, связанные с развитием предпринимательства и туризма.

Полномочия по управлению государственным имуществом.

Полномочия в сфере международного, межрегионального и межмуниципального сотрудничества.

Взаимодействие с бизнесом в рамках полномочий осуществляется посредством заключения концессионных соглашений, соглашений о партнерстве, договоров лизинга и аренды в ее традиционной форме, административных соглашений, организации совместных предприятий.

Результаты анализа форм взаимодействия органов власти и предпринимательских структур в использовании туристско-рекреационного потенциала Камчатского края, осуществляемых в рамках полномочий, представлен в таблице 1.

Степень участия индустрии туризма края в социально-экономическом развитии региона характеризуют показатели, представленные в таблице 2.

Таблица 1

Анализ форм взаимодействия органов власти и предпринимательских структур в использовании туристско-рекреационного потенциала в камчатском крае

Форма взаимодействия тип реализации

Полномочия, связанные с развитием предпринимательства и туризма

Государственные и муниципальные программы поддержки развития предпринимательства в Камчатском крае Государственная программа «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2018 годы»; 15 муниципальных программ

Государственные и муниципальные программы в Камчатском крае, предусматривающие развитие туризма Государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Камчатском крае на 2014-2018 годы»; 3 муниципальные программы

Туристско-рекреационные кластеры Предусмотрено 4 (из них 2 - в Петропавловск-Камчатском городском округе, 2 - в Елизовском муниципальном районе)

Наличие сформированной кластерной политики Отсутствует

Наличие программ формирования и развития туристско-рекреацион-ных кластеров Отсутствует

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение мнения населения и предпринимательских структур о перспективах развития территории Отсутствует

Полномочия по управлению государственным имуществом

Инфраструктура поддержки предпринимательства Краевое государственное автономное учреждение «Камчатский центр поддержки предпринимательства»; Микрокредитная компания «Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства» Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Камчатского края Итого: 3 микрозайма в 2014 г. на сумму 6,0 млн руб.; 1 микрозайм в 2015 г. на сумму 1,25 млн руб.; 1 микрозайм в 2017 г. на сумму 1,39 млн руб. Краевое государственное автономное учреждение «Камчатский выставочно-инвестиционный центр»; Уполномоченный при Губернаторе Камчатского края по защите прав предпринимателей

Инфраструктура развития туризма КГБУ «Туристский информационный центр»; МКБУ «Туристский визит-центр Елизовского муниципального района»; МКБУ «Визит-центр Природного парка «Быстринский» МКБУ «Визит-центр Природного парка «Налычево»

Выделение в правилах землепользования и застройки муниципальных образований зон туристско-рекреационного назначения Петропавловск-Камчатский городской округ Вулканное городское поселение и Паратунское сельское поселение Елизовского муниципального района Усть-Большерецкий муниципальный район

Окончание табл.

Форма взаимодействия тип реализации

Наличие схем размещения объектов туриндустрии на территории туристско-рекреационных зон в границах муниципальных образований Отсутствует

Общественные организации, совещательные и коллегиальные органы Некоммерческое партнерство «Ассоциация туриндустрии Камчатки» Коллегия Агентства по туризму и внешним связям Камчатского края Общественный консультационный совет по развитию инфраструктуры туристских маршрутов Камчатского края Рабочая группа по определению антропогенной нагрузки на туристские маршруты Камчатского края Рабочая группа по вопросам посещения территории вулкана Толбачик Отраслевая группа по развитию туризма в Камчатском крае (инвестиционный аспект) Совет в сфере развития малого и среднего предпринимательства при Правительстве Камчатского края

Концессионные соглашения в сфере туризма в рамках ГЧП Отсутствуют

Совместные предприятия по развитию туризма Отсутствуют

Договоры аренды земельных участков, заключенные с предпринимателями индустрии туризма Отсутствуют

Административные контракты, заключенные с бизнесом индустрии туризма Отсутствуют

Полномочия в сфере международного, межрегионального и межмуниципального сотрудничества

Соглашения о партнерстве 3 международных соглашения (Беларусь, КНР, Италия) 12 межрегиональных соглашений с субъектами Российской Федерации 3 межведомственных соглашения (МЧС, ФТС, ФМС)

Источник: составлено автором.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что приоритеты и формы развития индустрии туризма, предусмотренные в стратегических документах Российской Федерации и Камчатского края, реализуются недостаточно активно, а система управления туристским комплексом требует совершенствования.

В программных мероприятиях, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, на протяжении 5 последних лет отражены перечни инвестиционных проектов (площадок), реализуемых в рамках кластеров. При этом

Таблица 2

показатели вклада туристской сферы в экономику камчатского края

показатели 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Численность занятых на предприятиях индустрии туризма (чел.) 5558 5450 5500 5800 5800 4995 5095

Доля от общей численности занятых в экономике, % 3,1 3,1 3,0 3,3 3,2 2,8 2,8

Объем реализации туристских и гостиничных услуг (млн руб.) 635,0 649,1 881,9 963,2 1192,9 1252,5

Доля сферы туризма в ВРП 1,7 1,7 1,8 18 1,9 1,9 1,9

Инвестиции в основной капитал, % 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 0,1 0,1

Уплата налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды по индустрии туризма (млн руб.) 14,2 14,3 14,5 15,0 16,0 17,6

Источник: составлено автором, рассчитано по данным [9, 11

структурный подход к формированию кластеров в регионе отсутствует. Не сформирована региональная кластерная политика. Нет государственной программы или подпрограммы, направленной на формирование и развитие кластеров. Не сформирована нормативная правовая основа, предусматривающая льготы, преференции и ответственность участников кластеров. Не изучено мнение предпринимательского сообщества о готовности интеграции в кластеры. Предпринимательское сообщество не проинформировано о преимуществах интеграции бизнеса в кластеры.

Вопросы распоряжения государственным и муниципальным имуществом урегулированы не полностью. В правилах землепользования и застройки не во всех муниципальных образованиях выделены зоны туристско-рекреационного назначения, а также схемы размещения объектов туриндустрии на территории туристско-рекреаци-онных зон в границах муниципальных образований. Перспективная схема размещения и развития туристской индустрии на территории Камчатского края отсутствует. Органами власти объявлен план строительства аэропорта - единственной точки входа для регулярного транспортного сообщения. Не завершено строительство морского вокзала, обеспечивающего обслуживание круизных лайнеров.

Туристические маршруты сформированы без проведения инвентаризации достопримечательных мест и объектов природного и культурно-исторического наследия в муниципальных образованиях (включая объекты туристского (экскурсионного) показа, центры развлечений, культурно-этнографические центры, пляжи, спортивно-туристские объекты, природные лечебно-бальнеологические ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и т.д.).

Мониторинг функционирования туристской сферы осуществляется не регулярно. Инвентаризация инфраструктуры и сферы услуг, отражающая количество и виды мар-

шрутов, а также эффективность их использования, состояние и потребность в объектах инженерной, транспортной, экологической инфраструктуры, не проведена. Конъюнктура рынка не изучается. Не сформирован перечень объектов природного и культурно-исторического наследия, используемых в туристических целях. Научные исследования о развитии туристско-рекреационного потенциала за последние 5 лет не осуществлялись.

Население к решению вопросов развития территорий не привлекается. Ни в одном муниципальном образовании Камчатского края не изучено мнение населения о перспективах развития туризма. Не проведены публичные слушания по вопросам изменения целевого назначения земель для развития туристского потенциала муниципального образования. Не сформированы органы территориального общественного самоуправления, способствующие благоустройству территорий и взаимодействию с предпринимательским сообществом в вопросах использования туристско-рекреаци-онного потенциала муниципального образования, а также исполнению части функций органов местного самоуправления.

Не изучено мнение предпринимательских структур о существующих проблемах в индустрии туризма и об их готовности к развитию туристского потенциала в муниципальном образовании, в т.ч. на условиях государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Изучив организационно-управленческий механизм использования туристско-рекреационного потенциала в регионе, мы сделали вывод о том, что в Камчатском крае сформировался плюралистичекий тип атомистической формы взаимодействия власти и предпринимательских структур (рис. 3), где государство рассматривается как внешняя сила, при этом основной его функцией остается разработка правил регулирования экономики и мер поддержки национального бизнеса. При этом оно возлагает на себя функции обеспечения социальной защиты, стратегического планирования и управления процессами развития экономики, но экономические интересы от использования туристско-рекреационного потенциала, преследуемые всеми экономическими субъектами, не были достигнуты.

Причиной слабой развитости туристской сферы, по нашему мнению, является низкая активность субъектов экономики: как юридических, так и физических лиц, в результате чего экономическая ситуация и в Камчатском крае остается неизменной. Количество занятого населения в туристской сфере остается стабильно малым (2,8% от общего числа занятых в экономике), доля туризма в структуре региональной экономики не превышает двух процентов.

Система взаимодействия властных и предпринимательских структур характеризуется как организованная совокупность субъектов предпринимательства и соответствующих государственных органов управления, находящихся в процессе функционирования в диалектических взаимоотношениях, образуя определенную целостность [1] (Afanasev, 2000). Этим определяется необходимость взаимодействия властных и предпринимательских структур.

Турист биз1

Общественные организации

| Смежные и 1 сопутствующие отрасли

Рисунок 3. Атомистическая форма взаимодействия бизнеса и власти, сформированная

в Камчатском крае Источник: составлено автором.

Рассмотрев организационно-управленческий механизм развития предпринимательства и туризма, учитывая сущность взаимодействия органов вл асти и предпринимательских структур, направленную на развитие туризма в регионе, мы сформировали модель взаимодействия власти и предприньмательских структур , использующих туристский потенциал, в виде единой дорожной карты развития туризма в Камчатском крае (табл. 3).

В данной модели нами выделены три основных этапа: постановка целей каждой из сторон; определеьие функцзй (действий) взаимодействия бизнеса и власти, неправ-ленных на достижение поставленных целей и выявление результата такого взаимодействия.

Структурно цели и результаты взаимодействия органов власти и предпринимательских структур отражены на рисунке 4.

Цели, определяемые органами власти, направлены на социально-экономическое развитие территории. Цели предпринимательских структур ориентированы на получение экономического эффекта от осуществлениядеятельности.

Реализация целей каждой из сторон предусматривает действия организационного, административно-правового и экономического характера.

Действия организационного характера включают в себя выявление органами власти существующих проблем и определение потенциала территории с учетом мнения населения и предпринимательских структур. Мониторинг имеющихся туристских ресуреов и субъектов бизнгса, использующих туристский потенциал, должен быть обеспечен полной и достоверной информацией, предоставляемой субъектами бизнеса. Эффективное функционирование институтов защиты прав и поддержки предпринимательских структур вызовет доверие к власти, что будет способствовать интеграции бизнеса и активному участию в коллегиальных и совещательных органах по развитию туризма в регионе.

Таблица 3

модель взаимодействия власти и предпринимательских структур в использовании туристского потенциала региона

цели

Органов государственной власти и местного самоуправления Предпринимательских структур

Увеличение доли туризма в структуре ВРП Рост объемов государственной поддержки

Рост доходной части бюджета Снижение административной нагрузки

Рост занятости населения Удовлетворение потребностей получателей благ

Рост потока туристов в регион Увеличение прибыли

ДЕЙСТВИЯ Организационного характера

Анализ ситуации и оценка потребностей: - выявление существующих проблем; - определение потенциала территории Участие в опросах, проводимых с целью выявления проблем и перспектив развития туризма

Учет и мониторинг туристских ресурсов, государственный контроль над их рациональным использованием, разработка мер по их сохранению

Учет и мониторинг субъектов бизнеса, использующих туристский потенциал. Государственный контроль за деятельностью формальных и неформальных субъектов рынка, использующих туристский потенциал Предоставление информации в органы власти и государственной статистики

Формирование институтов защиты прав и поддержки предпринимательских структур: - Уполномоченный при Губернаторе Камчатского края по защите прав предпринимателей; - Институт оценки регулирующего воздействия; - Совет в сфере развития малого и среднего предпринимательства при Правительстве Камчатского края - Координационный совет по развитию туризма в Камчатском крае; - иные совещательные органы по развитию туризма в Камчатском крае Участие в коллегиальных и совещательных органах по развитию туризма в Камчатском крае. Обязательное членство в составе общественных организаций и объединений отраслевой направленности. Вхождение в состав интегрированных объединений, способствующих развитию туризма (кластеры).

Организация системы образования для предприятий, использующих туристский потенциал Подготовка и переподготовка кадров, повышение уровня квалификации

Административно-правового характера

Создание условий для предпринимательских структур: - создание нормативной правовой базы, регулирующей вопросы туризма, землепользования, экологии, безопасности, налогообложения, механизмов муниципаль-но-частного и государственно-частного партнерства; - формирование инвестиционной привлекательности для строительства гостиниц и иных средств размещения, дорог, здания аэропорта, морского вокзала, причальных стенок, объектов иной инфраструктуры; - обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой Организация и осуществление предпринимательской деятельности в рамках правового поля. Участие в развитии института оценки регулирующего воздействия. Соблюдение норм и правил, разработанных органами государственной власти и местного самоуправления в целях развития туризма. Содействие в обеспечении сохранности объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Окончание табл.

Содействие формированию инфраструктуры поддержки предпринимательских структур. Создание правовых, организационных и экономических гарантий для реализации приоритетных направлений развития туризма. Сбор, структурирование, анализ и предоставление информации в органы власти и государственной статистики о деятельности фирм, о мерах и объемах государственной поддержки и потоке туристов

Содействие международному и межрегиональному сотрудничеству в области туризма Освоение новых рынков сбыта туристического продукта и услуг

Экономической направленности

Разработка, утверждение региональных государственных и муниципальных программ и их реализация за счет средств краевого и местного бюджетов, а также иных источников, не запрещенных действующим законодательством Участие в софинансировании государственных и муниципальных программ

Предоставление мер государственной поддержки: - льготы и преференции (субсидии и компенсации, снижение и/или обнуление ставок процентов по налогам, зачисляемым во все виды бюджетов); - информационная поддержка (СМИ (в т.ч. Интернет), выставки, ярмарки, форумы, конференции и т.д.); - консультационная поддержка (семинары, тренинги, школы и т.д.); - имущественная поддержка (государственное и муниципальное имущество для проведения выста-вочно-ярмарочных мероприятий и т.д.); - финансовая поддержка (гранты, субсидии, компенсации, гарантии) Предложение новых продуктов (товаров, работ, услуг). Открытие новых способов производства и/или использования уже существующих благ и ресурсов. Освоение новых продуктов туристической направленности. Завоевание доли рынка в каждом сегменте отрасли. Повышение качества предоставляемых услуг (производимых товаров и работ).

Размещение у субъектов малого и среднего предпринимательства заказов для обеспечения государственных и муниципальных нужд, связанных с предоставлением услуг туристской направленности Участие в процедурах закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

РЕЗУЛЬТАТ

Совершенствование мероприятий по созданию условий для комфортного ведения бизнеса (в т.ч. снижение налогового бремени) Увеличение объемов производства товаров (работ, услуг)

Расширение мер и увеличение объемов поддержки субъектам бизнеса, использующим туристский потенциал Создание новых рабочих мест

Совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих действия органов власти и предпринимательских структур в части развития туризма Оплата налогов в рамках правового поля

Увеличение потока туристов Повышение качества обслуживания

В результате эффективного взаимодействия власти и предпринимательских структур бренд региона сформируется «автоматически». Он будет проявляться не только в знаковых местах Камчатки, но и в комфортном ведении бизнеса, а так же высоком качестве услуг.

Источник: составлено автором.

Цели

Результаты

Органов власти:

величение доли туризма в структуре

ВРП *

величение доходной части бюджета

Рост занятости населения

► V

\ / \ ' * '

\ / V

V V Л -Л * /\ /

Рост потока туристов в регион

Органов власти:

Расширение мер и увеличение объемов поддержки субъектам бизнеса, использующим туристский потенциал Совершенствование мероприятий по созданию условий для комфортного ведения бизнеса (в т.ч. снижение налогового бремени)

Совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих действия органов власти и предпринимательских структур в части развития туризма / Увеличение потока туристов

V >; л л

едпринимательских структур: Предпринимательских структур:

еличение объемов государственной--------------Увеличение объемов производства

поддержки

ижение административной нагрузки----

Рост налоговых отчислений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удовлетворение потребностей Создание новых рабочих мест

получателей благ туристской сферы

Увеличение прибыли

Повышение качества обслуживания

Рисунок 4. Цели и результаты вз аимодеьствия органов власти в предпринимательских структур

Источник: составлено автором.

Административно-правовые действия власти направлены на создание благоприятных условий для предпринимательских структур и содействие международному и межрегиональному сотрудничеству в области туризма. Активность бизнеса направлена на освоение новых рынков сбыта туристического продукта и услуг, обеспечение соблюдения действующего законодательства и предоставление информации в органы власти и государственной статистики о деятельности фирм, о мерах и объемах государственной поддержки и потоке туристов.

Инициация органами власти экономических действий предусматривает разработку, утверждение и контроль реализации региональных государственных и муниципальных программ; предоставление мер государственной поддержки и размещение у субъектов малого и среднего предпринимательства заказов для обеспечения государственных и муниципальных нужд, связанных с предоставлением услуг туристской направленности. Процесс достижения поставленных целей предпринимательскими структурами проявляется в предложении новых продуктов; открытии новых способов производства и/или использовании уже существующих благ и ресурсов; освоении новых продуктов туристической направленности и повышении качества предоставляемых услуг.

Турист бизнес

Общественные организации

1 Смежные и

I

I сопутствующие отрасли

I___"___'__________

Рисунок 5. Партнерский тип ассоциированной модели с социальной формой взаимодействия бизнеса и власти, планируемойк реализации в Камчатском крае Источник: составлено автором.

В результате реализации мероприятий дорожной карты у нас формируется партнерский тип ассоциированной модели с социальной формой взаимодействия бизнеса и власти, при которой власть ориентирована на обеспечение стабильности и успешного развития национальной экономики в целом, а предпринимательские структуры несут социальную ответственность перед обществом (рис. 5).

заключение

Реализация мероприятий дорожной карты будет способствовать не только развитию уже существующих фирм, созданию новых предприятий индустрии туризма, но и легализации предпринимателей, функционирующих вне правового поля. Все это, несммвенно, приведет к мультипликативному эффекту, который проявится в росте инвестиций, увеличении объемов производства, создании новых рабочих мест, росте доходов населения,увеличении совмкупного спроса и,как следствие, впоступлении налогов во все уровни бюджетов за счет иных налоговых режимов.

В результате каждая из сторон всаикодействия поиучит желаемый резулгтат. За счет расширения мер и увеличения объемов поддержки субъектов бизнеса, использующих туристский потенциал, вырастут объемы производства, которые приведут к увеличению доли туризма в структуре ВРП на 124,1%. Совершенствование мероприятий по созданию условий для комфортного ведения бизнеса проявится в снижении административной нагрузки, способствующей увеличению налоговых поступлений во все уровни бюджетов. Совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих действия органов власти и предпринимательских структур в части развития туризма, приведет к удовлетворению потребностей получателей благ туристской сферы и необходимости создания новых рабочих мест. Индекс влияния туристской сферы на рынок труда региона вырастет на 110,3%. Эффективность использования мест в специализи-

рованных средствах размещения вырастет в 2,6 раза. Увеличение занятости населения на 50% будет сопровождаться повышением качества услуг, которое приведет к росту потока туристов в регион на 50% в год и, как следствие, увеличению прибыли у предпринимательских структур.

ИСТОЧНИКИ:

1. Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность: Исследование кли-

ентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияния на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России. / 2-е изд., доп. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000. - 318 с.

2. Батаева Б.С., Айрапетян Л.Н. Взаимодействие властных и предпринимательских

структур в ходе разработки и реализации целевых программ // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - № 39. - с. 257-262. - doi: 10.18500/1994-2540-2016-16-3-257-262.

3. Горланов Г.В. Государство как регулятор и хозяйствующий субъект современной

национальной экономики. / Национальная экономика: учебник; под общ. ред. В.И. Кушлина., 2010.

4. Дробот Г.А. Взаимодействие власти, бизнеса и общества в решении социальных

проблем населения. Economy-lib. [Электронный ресурс]. URL: http://economy-lib.com/vzaimodeystvie-vlasti-biznesa-i-obschestva-v-reshenii-sotsialnyh-problem-naseleniya#ixzz4sbKnIpbC ( дата обращения: 14.09.2017 ).

5. Ларионова К.А. Налоговый инструментарий механизма реализации экономических

интересов государства. / Автореферат диссертации. 2006.

6. Экономическая библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://economy-lib. com/vzaimodeystvie-vlasti-biznesa-i-obschestva-v-reshenii-sotsialnyh-problem-naseleniya#ixzz4sbKnIpbC.

7. О взаимодействии власти и бизнеса. Creativeconomy. [Электронный ресурс]. URL: http://www.creativeconomy.ru/mag_rp/vak-publication/ ( дата обращения: 31.08.2017 ).

8. О кластерном подходе к устойчивому развитию туристских дестинаций. Vtstnir.

[Электронный ресурс]. URL: http://www.vtstnir.sutr.ru/jornals_n/1341330051.pdf ( дата обращения: 18.06.2016 ).

9. О развитии туризма. Tourlib. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tourlib.net/

statti_tourism ( дата обращения: 18.06.2016 ).

10. Ранниен И.А., Мамаева В.Ю. Организационно-управленческий механизм развития туризма в Омской области. Omsk-turinfo. [Электронный ресурс]. URL: http:// omsk-turinfo.com/index.php/obshchie/266-organizatsionno-upravlencheskij-me ( дата обращения: 14.09.2017 ).

11. Камчатский рай в цифрах. / Статистический сборник. - Петропавловск-Камчатский: Камчатстат, 2016. - 453 с.

12. Ткачева Л.Е. Основы процессов управления предпринимательскими структурами. - М.: ИНФРА, 2010. - 230 с.

13. Туризм и отдых в Камчатском крае. / Статистический сборник. - Петропавловск-Камчатский: Камчатстат, 2016. - 86 с.

14. Фахрутдинова А.З. Принятие и исполнение государственных решений. Studfiles. [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/3795017/page:9/ ( дата обращения: 12.11.2016 ).

15. Филиппова И.А. Взаимодействие властных и предпринимательских структур в России в Ульяновской области // Вестник УлГТУ. - 2012. - № 4. - с. 73-76.

REFERENCES:

Kamchatskiy ray v tsifrakh [Kamchatka paradise in figures] (2016). Petropavlovsk -Kamchatskiy: Kamchatstat. (in Russian).

Turizm i otdyh v Kamchatskom krae [Tourism and recreation in the Kamchatka Territory] (2016). Petropavlovsk - Kamchatskiy: Kamchatstat. (in Russian).

Afanasev M.N. (2000). Klientelizm i rossiyskaya gosudarstvennost: Issledovanie klientarnyh otnosheniy, ikh roli v evolyutsii i upadke proshlyh form rossiyskoy gosudarstvennosti, ikh vliyaniya na politicheskie instituty i deyatelnost vlastvuyuschikh grupp v sovremennoy Rossii [Clientelism and Russian statehood: Study of client relations and their role in the evolution and decline of past forms of. Russian statehood, their impact on the political institutions and the activities of the ruling groups in modern Russia] M.: Moskovskiy obschestvennyy nauchnyy fond. (in Russian).

Bataeva B.S., Ayrapetyan L.N. (2015). Vzaimodeystvie vlastnyh i predprinimatelskikh struktur v khode razrabotki i realizatsii tselevyh programm [Interaction between power and business structures in the course of developing and implementing targeted programs]. Management of economic systems: electronic scientific journal. 16 (39). 257-262. (in Russian). doi: 10.18500/1994-2540-2016-16-3-257262.

Filippova I.A. (2012). Vzaimodeystvie vlastnyh i predprinimatelskikh struktur v Rossii v Ulyanovskoy oblasti[Interaction between Russian power and business structures in the Ulyanovsk Region]. Vestnik UlGTU. (4). 73-76. (in Russian).

Gorlanov G.V. (2010). Gosudarstvo kak regulyator i khozyaystvuyuschiy subekt sovremennoy natsionalnoy ekonomiki [The state as a regulator and economic agent of a modern national economy] Moscow. (in Russian).

Larionova K.A. (2006). Nalogovyy instrumentariy mekhanizma realizatsii ekonomicheskikh interesov gosudarstva [Tax instruments of the mechanism for achieving economic interests of the State] Rostov-na -Donu. (in Russian).

Tkacheva L.E. (2010). Osnovy protsessov upravleniya predprinimatelskimi strukturami [Fundamentals of business management processes] M.: INFRA. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.