управлять: со стороны руководителей организаций при формировании ценовой политики; со стороны партнерских объединений предпринимателей, которые позволят сократить расходы рекреантов на посреднические услуги турфирм; со стороны органов власти при проведении эффективной социальной политики, позволяющей рекреантам формировать сбережения на отдых и лечение.
Таким образом, выделяются три главных субъекта управления предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства: органы власти, руководители (собственники) данных организаций, коммерческие организации (предприниматели), которые способны взаимодействовать друг с другом в качестве инвесторов или партнеров.
Существуют следующие уровни управления организациями индустрии гостеприимства: макроэкономический (государственный), мезоуровень — где формируются перспективы развития региона или отрасли, микроуровень — в рамках конкретного предприятия. Из-за ограниченной возможности министерств и ведомств влиять на ход административно-хозяйственных и инвестиционных процессов возникла необходимость формирования блока-схемы управления предпринимательскими структурами в индустрии гостеприимства в рамках региона (см. рис.4).
/
Для начала необходимо изучить потребности рекреантов и возможности индустрии гостеприимства в предоставлении услуг. Далее выявляется соответствие или несоответствие предоставляемых услуг потребностям рекреантов. Если произошло несоответствие, то выявляются проблемы и определяются пути их решения как внутри организации, так и вне организации. Внутри организации возможно следующее решение проблем: поиск необходимых ресурсов и обеспечения (кадрового, инвестиционного и т.д.); повышение качества услуг; снижение себестоимости и цен.
Если проблемы внутри организации не разрешимы, тогда необходим выбор партнера для заключения партнерских соглашений с целью привлечения инвестиций или вступления в туристский консорциум.
В завершении производится оценка деятельности организации и формируется аналитический отчет для принятия дальнейших решений.
Предлагаемая нами блок-схема управления направлена на управление организациями индустрии гостеприимства на горизонтальном уровне, то есть не следует ожидать изменения законодательства или бюджетных ассигнований (кредитов) от вышестоящих органов власти, необходимо изыскивать пути решения проблем самим организациям.
Литература
1. Абрамова Т.В. Основы и механизм управления развитием курортно-туристского комплекса России: дисс... к.э.н. — М., 2004. — 168 с.
2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 176 с.
3. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма: Учеб. пособ. — М: Академия, 2007. — 192 с.
4. Богомолова Е.С. Теоретико-методологические основы управления развитием туристско-рекреационного комплекса региона: дисс...д.э.н. — СПб, 2009. — 334 с.
5. Быстров С.А., Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. СПб: Издат. дом «Герда», 2007. — 464 с.
6. Дурович А.П., Кабушкин Н.И., Сергеева Т.М. Организация туризма: Учеб. пособ. / Под общей ред. А.П. Дуровича и др. — М.: Новое знание, 2003. — 632 с.
7. Ельмеев В.Я. Трудовая теория потребительской стоимости и маржинализм // Актуальные проблемы экономической теории и практики: Сб.статей / Авт.кол.: Г.С.Вечканов, С.Г. Ковалев, Л.М. Чистов и др. — СПб.: Астерион, 2003. — С.59-78.
8. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: справочник. — М: Финансы и статистика, 2003. — 368 с.
9. Севастьянова С.А. Региональное планирование туризма и гостиничного хозяйства: учеб. пособ. — М.: Кнорус, 2008. — 256 с.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА
А.А. Маркакова,
соискатель кафедры управления и планирования социально-экономических процессов
Санкт-Петербургского государственного университета
В статье отмечается важная роль туристско-рекреационного комплекса страны (в т.ч. Байкальского региона) в повышении качества жизни россиян. Показано, что в целях доступности рекреационных услуг необходимо государственное регулирование ценовой политики естественных монополий. Стимулирование развития внутреннего рынка туристско-рекреационных услуг, должно стать одним из направлений антикризисной политики государства.
Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, Байкальский регион, устойчивое развитие, здоровье нации, государственное регулирование
ББК: 20.1* 75.8; УДК: 796.50
В настоящее время, проблема мирового кризиса все еще находится в центре внимания всего человечества. Высказываются самые различные мнения как о его особенностях и признаках, так и о его последствиях. Не совсем ясны критерии выхода из кризиса. Если учитывать только темп роста ВВП, уровень инфляции, биржевой индекс, банковскую ликвидность или даже рост реальных доходов и снижение безработицы,
главное внимание следует обратить на оперативные, текущие меры — увеличение оборонного заказа, снижение курса рубля, покупку государством проблемных активов, кредитование банков, дотации и т.д.
Для оценки устойчивого развития экономики ряд европейских стран и США, наряду с показателями экономического развития, рационального ведения хозяйства и социальной
справедливости используют, в частности, такие показатели как улучшение здоровья населения и качество окружающей среды (снижение заболеваемости и смертности, сокращение выпуска токсичных материалов, воздействующих на человека, сокращение численности населения, проживающего на территориях с низкими стандартами чистоты воздуха и воды).
Практически для любого региона России найдутся убедительные данные о тревожном состоянии доровья населения. В последние 25-30 лет прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья (социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания) с мощным «психоэмоциональным шлейфом».
Тема создания массовой рациональной системы оздоровления с выходом на индивидуальное самосознание, на здоровый образ жизни, на формирование экономической ценности здоровья, на систему эффективного применения здоровьесберегающих технологий длительно находилась без внимания государственной политики, что в конечном итоге приводило к немалым затратам государства. Теперь перед государством стоит вопрос: дать своим гражданам лучшие условия жизни (в т.ч. экологические) или расходовать все большие средства на физически и морально нездоровых людей.
В этой связи необходимо отметить огромное значение туристско-рекреационного комплекса страны, который должен выполнять важные функции восстановления здоровья населения, экологического, социального воспитания и просвещения. Тенденции в состоянии здоровья людей заставили также остро поставить вопрос об охране природы. Решение этих проблем предусматривает анализ широкого круга вопросов: оценку туристско-рекреационных ресурсов; оценку экологичности технологий обслуживания туристов — рекреантов; формулирование требований к рекреационной среде; конструирование рекреационной среды с заданными свойствами и ее охрану; совершенствование туристской деятельности и разработку экологически эффективных программ отдыха и восстановления здоровья и духовных сил.
В контексте поиска радикальных методов выхода из кризисной ситуации, звучит и заявление мировой туристской общественности. После международной конференции, посвященной стабилизации экономики в условиях кризиса, на которой присутствовали мировые лидеры, Всемирная туристическая организация (UNWTO) опубликовала меморандум, в котором говорится, что поддержка туризма со стороны государства свидетельствует о дальновидности государственных чиновников и ответственных лиц, что в настоящий момент туризм является одним из главных механизмов оживления экономики.
Туризм — один из немногих секторов, позволяющих странам с развивающейся экономикой повысить занятость населения, привлечь инвестиции и обеспечить условия для экономического роста. «Сейчас наша задача — выжить в штормовых условиях», — заявил генеральный секретарь UNWTO Джеффри Липмэн. По его мнению, глобальная рецессия стимулировала международный туризм, который способен редуцировать влияние общего экономического спада. «Преодолевая кризис, мы неизбежно меняемся. И тот, кто разделяет нашу позицию, изменится в лучшую сторону», заключает Липмэн1.
В решении задач выхода из кризисной ситуации и в реализации идеи сбалансированного эколого-экономического развития, повышения уровня и качества жизни населения, туристско-рекреационному комплексу Байкальского региона определена важная роль.
С учетом все большей экономической и политической открытости России, значение таких регионов усиливается и на международном уровне. Возникают задачи сохранения уникальных экосистем, культурных и природных ресурсов для всего человечества. Уникальность, неповторимость озера Байкал обусловлена рядом сугубо естественных природных его качеств. С 1996 г. озеро включено в перечень природного наследия ЮНЕСКО по максимальному числу критериев. Территория включает гигантский (около 8.8 млн га) ареал, состоящий из «ядра» — самого озера Байкал, феномена подлинно глобального масштаба (акватория 3,15 млн га), а также из окружающей его прибрежной зоны. Около половины всей площади прибрежной зоны занято особо охраняемыми территориями, включающими 3 заповедника (Баргузинский, Байкальский и Байкало-Ленский), 2 национальных парка (Прибайкальский и Забайкальский), а также несколько заказников, из них — 2 федеральных (Фроли-
хинский и Кабанский), которые вместе исполняют вокруг озера защитную функцию.
Байкал обладает особой энергетикой и это чувствует каждый, кто приходит на его берега. Уфологи считают Байкал местом, которое посещали инопланетные корабли. Сюда стремятся сторонники этих теорий, совершаются экспедиции, паломничества, медитации. Глава буддистов мира, Далай-лама XXIV, неоднократно посещавший Россию и Бурятию, высказал точку зрения, в соответствии с которой возрождение человеческой цивилизации, освобождение ее от пут пороков и заблуждений, и появлении новой цивилизации должно начаться с Байкала.
Во второй половине XX в. люди достаточно быстро осознали, что природные ресурсы практически не подлежат восполнению, и требуется вложить колоссальные средства на сохранение окружающей среды после её чрезмерной эксплуатации. Ряд европейских туристских держав стали говорить о том, что они являются странами цивилизованного, следовательно, дорогого туризма, поскольку сохранение и восстановление экологии требует больших средств.
В Глобальном этическом кодексе туризма, принятом ВТО в 1999 г., целая глава посвящена вопросам бережного отношения к природным туристским ресурсам: «...при условии соблюдения определенного ряда принципов и правил, ответственный и устойчивый туризм вполне совместим с возрастающей либерализацией условий, которые регулируют торговлю услугами и на основе которых действуют предприятия туристского сектора, и что в этой области можно примирить экономику и экологию, окружающую среду и развитие, открытость для международных обменов и защиту социальной и культурной самобытности»2.
Озеро Байкал держит мировое «первенство» по целому ряду важнейших параметров: это глубочайшее в мире озеро (средняя глубина — 730 м, максимальная отметка — 1637 м), это один из крупнейших по своим размерам пресноводных водоемов планеты (23,6 тыс. куб. км — более 20% мировых запасов пресных вод). Здесь территория обитания большого числа видов-эндемиков (70-80% из 2630 видов). Байкал славится своими красотами и природными памятниками. Это объект, привлекающий к себе туристов из всех уголков страны и из-за рубежа. Это один из самых популярных во всей России районов экологического туризма.
Государство, в предкризисные годы, начало разработку программ по развитию спорта, туризма и рекреационно-оздоровительных учреждений. В стране были созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, в которых уделяется большое внимание и содействие развитию оздоровительной инфраструктуры. Постановлениями Правительства РФ от 03.02.2007 №№67-73 созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа в Калининградской области, Краснодарском крае, Ставропольском крае, Алтайском крае, Республике Алтай, Республике Бурятия, Иркутской области.
Последние две экономические зоны иллюстрируют новые положительные тенденции в развитии туристко-рекреационного комплекса Байкальского региона и используют его рекреационно-оздоровительные ресурсы. Следует рассмотреть и другие новые тенденции, касающиеся небольших курортных зон местного уровня. Новое лесное законодательство (Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ) во многом изменило принципы и параметры разрешенного использования лесов. Следует отметить, что в настоящее время количество малоизмененных природных лесных комплексов сократилось, но одновременно с этим возросла их ценность. К сожалению, в последние годы вопросы рекреации в лесах и её правового регулирования ставились неоднократно, признавалась необходимость их специального регулирования, однако решены они полностью не были. Подробного законодательного регулирования федеральными органами данный вид лесопользования не получил, но и не признавать рекреационного использования лесов в настоящее время уже просто невозможно.
Что касается Байкальского региона, не исключается вариант зонирования территории для промышленного и туристского использования, что фактически уже и происходит, но требует дальнейшего научного исследования и законодательного закрепления. Определенные шаги в этом направлении делаются. Принят Федеральный Закон «Об охране озера Байкал», региональные законы о туризме, выполнен ряд международных и отечественных программ по оценке туристского потенциала Байкальского региона.
Важной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных банковских, страховых и других компаний, на которые можно и нужно возлагать ответственность за рациональное и безопасное использование одного из главных видов ресурсов Байкальского региона — рекреационных. Восстановление и сохранение памятников природы и объектов культурного наследия должно стать одной из приоритетных задач для органов власти всех уровней и инвестиций в сферу туризма и рекреации.
«Поиск сущностей регионального развития может осуществляться на поле не только наблюдаемых, но и реально измеримых величин. При выборе цели регионального развития, в качестве базиса, в т.ч. критериального, может быть выбран только человек.
Выбор экономического, либо усредненного по региональному социуму базиса является ложным и, в конечном итоге, приводит к невыполнению целевых установок. Источником развития региона является человек. Иные общепринятые источники (потенциалы, ресурсы) приобретают свою созидательную ценность только через деятельность человека...»3
Жизнедеятельность человека имеет две полярные формы. Одна из них связана с затратами производительных сил (сфера производственной деятельности, производство благ, рабочее время), другая — с их восстановлением и развитием (сфера быта, потребление благ, нерабочее время). Диалектическое единство этих двух полярных форм жизнедеятельности заключается в том, что без восстановления и развития сил (рекреации) не может быть и их затрат. На протяжении всей биологической эволюции человек развивался как физически высокоактивный организм, поэтому он не мог не «научиться» быстро и эффектно восполнять израсходованную энергию: относительно кратковременный покой (менее 30% от времени суток) и небольшое количество пищи (0,75% от собственного веса — суточный рацион) полностью восстанавливают физические силы человека.
Интеллектуализация труда современного времени и повышение психоэмоциональных нагрузок, диктуют свои требования к рекреации, которая должна обеспечить эмоциональную и психофизическую «надежность», «устойчивость» человека в процессе труда. Последнее наиболее эффективно достигается не отключением от окружающей обстановки, а ее сменой, не изоляцией от источников информации, а сменой характера информации, не эмоциональной и интеллектуальной «спячкой», а сменой впечатлений. Механизмы этого кроются в особенности центральной нервной системы человека. Несмотря на резкое изменение характера затрат сил, характер их восстановления практически не изменился: отдых, по-прежнему, у абсолютного большинства нашего населения ассоциируется с физическим покоем и обильным питанием, т.е. реализуются потребности, прямо противоположные действительным рекреационным потребностям современного человека. Кроме того, нервное напряжение в отличие от физического сопровождает человека не только в сфере производства, но и в быту, где оно зачастую бывает выше производственного. Человек всегда стремился к экономному расходованию своей физической энергии, чего нельзя сказать о расходовании им нервных сил. Можно назвать десятки других причин «непроизводительной» траты нервных сил. Вольно или невольно, но современный человек оказывается в состоянии значительного нервного напряжения в течение всего периода бодрствования. И бессмысленно пытаться довести трату нервных сил до современного уровня траты физических, но вместе с тем снижение нерациональных затрат до возможного минимума имеет большой социальный и экономический смысл. Поэтому главную ставку нужно делать на увеличение доли рекреационного времени, повышая или выявляя рекреационную функцию всякой деятельности. Иными словами, целесообразно поставить цель: превратить в рекреационное время весь массив нерабочего времени.
Рассмотренные выше подходы крайне важно учитывать при конструировании содержания туристских путешествий, особенно с целью экологического туризма. «Экологический туризм в отличие от коммерческого туризма имеет рекреационную основу, должен быть организован как высокоэффективный рекреационный процесс, максимизирующий не столько коммерческую эффективность, сколько уровень воспроизводства живых сил человека в условиях экологически чистой среды»4.
/
В период экономического кризиса, снижение активности на рынке выездного туризма создает дополнительные возможности для роста путешествий именно внутри страны. Но многие регионы России, обладая значительными туристско-рекреационными ресурсами, пока не в состоянии обеспечить существенное увеличение туристического потока по самым разным причинам — от отсутствия качественного туристического продукта до неэффективного маркетинга территории. Однако местные власти не всегда и в полной мере, имеют практические механизмы управления экономическими и социальными процессами в регионе.
Главная проблема внутреннего туризма России — цены на услуги в туристической отрасли, в частности высокие тарифы на проезд. Россия большая страна, и у многих наших соотечественников посещение туристических мест, скажем в Сибири, на Дальнем Востоке, вызывает затруднения. Авиаперелеты регулярными рейсами до Владивостока или в район Байкала крайне дороги и доступны далеко не всем, а система чартерных рейсов пока развита недостаточно. Именно поэтому внутренний туризм носит во многом локальный характер. Кроме транспортной доступности мест отдыха проблемой являются высокие цены на энергоносители и в целом на услуги ЖКХ, которые составляют весомую часть стоимости гостиничных услуг. Туристический сезон в России не такой долгий, как в других странах, а содержать объекты туристско-рекреационного комплекса требуется круглый год. Нужны реальные шаги для развития внутреннего туризма. И тут на первое место выходит экономический фактор: большие туроператоры в развитии внутреннего туризма не заинтересованы, а мелкой туристической фирме вести свою деятельность на этом поприще легально не представляется возможным, так как законы обязывают внести залоговый депозит. Несмотря на наши огромные возможности, несовершенство законодательной базы во многом тормозит развитие внутреннего туризма. Вторым сдерживающим фактором является неприятие местного населения: для нас турист из-за рубежа — это кошелёк туго набитый деньгами, и сломать этот стереотип очень сложно.
Но потенциал внутреннего и въездного российского туризма огромен, и сейчас использован далеко не полностью. Мы находимся только в начале пути построения современной туристической инфраструктуры. Залог успеха — в тесном взаимодействии государства, регионов и туристского бизнеса5.
О положительном влиянии внутреннего рынка на национальную экономику говорят примеры из отечественной истории. Так, если в США в период Великой депрессии, объем производства сократился на 1/3, то в это же время в СССР ежегодный экономический рост составлял 10-15%. В послевоенный же период удвоение промышленного производства в СССР было осуществлено за 8 лет, в то время как в США — за 18 лет, а в Англии — за 22 года. Это обстоятельство объясняется тем, что СССР, в своем развитии опирался, прежде всего, на внутренний рынок в отличие от нынешней России, которая опирается в первую очередь на мировой рынок. Сразу же оговоримся: когда речь идет о развитии внутреннего рынка в России, то речь не идет о полном отказе от экспортной политики. Речь идет в данном случае о разумном подходе к этой проблеме, а также о том, что и в условиях открытой экономики необходимо развивать внутренний рынок, если мы хотим в будущем избежать подобных кризисных явлений. Объективно внутренний рынок России, как в условиях командной, так и рыночной экономики, является достаточно емким6.
Несмотря на существующие проблемы, в Байкальском регионе идет последовательная работа по формированию современного туристско-рекреационного комплекса. Эффективность этой работы была бы гораздо выше при своевременном государственном урегулировании вышеизложенных проблем.
В рамках Дней республики Бурятия, на заседании Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму, в выступлении директора Департамента Минспорттуризма России Н.А.Назиной отмечалось, что Бурятия последовательно проводит работу, направленную на формирование конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса на востоке России. Заместитель руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ Д.
В.Федоткин сообщил, что Бурятия осуществляет все запланированные мероприятия по созданию ТР ОЭЗ «Байкальская гавань», и что в условиях дефицита бюджетных средств, принято решение далее финансировать эту программу на 2,65 млрд рублей.
В выступлении президента Российского союза туриндустрии
С.П. Шпилько отмечен положительный опыт Бурятии по применению понижающего коэффициента ЕНВД для малых гостиниц. Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Г.П. Пилипенко подчеркнул, что в условиях кризиса, ожидается переориентация с зарубежных поездок на путешествия внутри страны. И Бурятия имеет хорошие шансы стать центром притяжения для этих туристов, поскольку в регионе кроме Байкала есть минеральные и термальные источники, горы, прекрасные этнокультурные ресурсы7.
Продвижение турпродуктов — дорогостоящий рыночный механизм, эффективность которого в настоящее время возможна лишь с помощью государственно-частного партнерства при ведущей роли государства. Эти механизмы должны функционировать на постоянной основе, а не эпизодически, что, к сожалению, имеет место в современной отечественной
практике. Экономия на продвижении турпродуктов на внешние и внутренние рынки зачастую оборачивается существенными экономическими потерями, вызванными сокращением доходов от туризма и рекреации, поступающих в бюджеты всех уровней, и снижением инвестиционной активности из-за увеличивающихся сроков окупаемости капитальных вложений, направляемых в развитие туристско-рекреационной инфраструктуры.
Осторожный оптимизм выражают специалисты в связи с поручением Президента России Д.А. Медведева соответствующим государственным структурам определить механизмы, направленные на развитие внутреннего туризма, повышение его доступности для школьников, студентов, пожилых граждан, обеспечение информационной поддержки развития внутреннего туризма с целью, в частности, антикризисного регулирования этой сферы.
1 http://www.world-tourism.orq
2 Там же.
3 Кузнецов О.Л., Щеулин А.С. и др. Методологические аспекты обеспечения устойчивого развития регионов. Международный университет природы, общества и человека. — Дубна, 2001. — С. 26-27.
4 Зорин И.В. Рекреационная сущность экологического туризма // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 11.
5 Пилипенко Г. Внутренний туризм: Проблемы и перспективы // Бюджет. — 2008. — №4.
6 Волович В.Н. Мировой кризис в российском измерении // Проблемы мировой экономики. — 2009. — №3 (31).
7 http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2009/03/
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ КОМПЛЕКСОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
З.Т. Ямалетдинова,
заместитель директора по экономическим вопросам ГУП санаторий«Танып» Республики Башкортостан (г Уфа)
В статье рассматриваются проблемы санаторно-курортных учреждений региона в условиях экономического кризиса. Делается акцент на то, что в центре внимания их лечебно-профилактической деятельности должны находиться современные методы прогнозирования и контроля экономической эффективности. Отмечается, что развитие санаторно-курортного комплекса оправдано как с экономической, так и социальной точки зрения, и, в конечном счете, является инвестированием в здоровье нации.
Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, подготовка медицинских кадров, здоровье нации
ББК Р11(2)27к
Практика показывает, что в условиях затянувшегося экономического кризиса, необходимо искать новые пути дальнейшего развития всех отраслей народного хозяйства. При реализации медицинских услуг важная роль в этом отводится лечебнопрофилактическим учреждениям. Здесь в центре внимания находятся современные методы прогнозирования и контроля экономической эффективности.
При осуществлении своей профессиональной деятельности лечебно-профилактические учреждения редко оперируют показателями экономической эффективности, такими как прибыль, рентабельность, фондоотдача, себестоимость. Эффективность здравоохранения рассматривается в трех аспектах: медицинском, социальном и экономическом, то есть сочетании возможностей производителей услуг здравоохранения, потребностей населения и результативности деятельности.
Прежде всего, это связано со спецификой отрасли и, несомненно, со сложившейся многолетней практикой российского здравоохранения. В условиях экономического кризиса жизнь требует коренной перестройки не только в сфере производства, но и в сфере социальной, в частности, лечебно-профилактической.
Эффективность лечебно-профилактического учреждения нельзя оценивать по стандартной модели оценки деятельности предприятия. Каждое такое учреждение имеет собственную специфику работы, уровень профессиональной направленности, объемы финансирования, сферу деятельности на рынке оказываемых услуг.
В этой связи можно согласиться с авторами одной из работ, которые утверждают, что социальная эффективность в плане ожидаемых результатов должна быть поставлена на первое место, медицинская — на второе, а экономическая, соответственно, — на последнее, третье место. [1] С этим утверждением можно согласиться, если речь идет о развитии медицины в целом Что касается каждого, отдельно взятого лечебно-профилактического учреждения, то этот подход должен быть дифференцированным. Повседневная жизнь каждый день выдвигает новые задачи, связанные с человеческими, материальными, финансовыми ресурсами, правовыми вопросами, поэтому управленческие решения приходится принимать в каждом конкретном случае оперативно, с учетом возникшей ситуации, не рассуждая о том, что ставить на первое место — социальную, медицинскую или экономическую эффективность.