Научная статья на тему 'О направлениях развития индустрии туризма в Российской Федерации'

О направлениях развития индустрии туризма в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6131
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / УПРАВЛЕНИЕ ИНДУСТРИЕЙ ТУРИЗМА / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / DIRECTIONS OF TOURISM DEVELOPMENT / MANAGEMENT OF TOURISM INDUSTRY DEVELOPMENT FACTORS / TRENDS / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Докашенко Людмила Владимировна

В статье рассматриваются основные направления развития индустрии туризма на современном этапе. анализируются факторы развития туристской сферы, обосновывается необходимость создания инфраструктуры туристкой отрасли и значимость государственного регулирования сферы туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF TOURISM INDUSTRY DEVELOPMENT IN RUSSIA FEDERATION

In the article the main directions of development of the tourism industry at the present moment are considered. The factors of tourism development are analyzed, the necessity of the tourist infrastructure construction and issues of importance the governmental regulation in tourism are proved.

Текст научной работы на тему «О направлениях развития индустрии туризма в Российской Федерации»

УДК 330.3:379.85 (470)

Докашенко Л.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: dokashenko@yandex.ru

о направлениях развития индустрии туризма в российской федерации

В статье рассматриваются основные направления развития индустрии туризма на современном этапе. Анализируются факторы развития туристской сферы, обосновывается необходимость создания инфраструктуры туристкой отрасли и значимость государственного регулирования сферы туризма.

ключевые слова: направления развития туризма, управление индустрией туризма, факторы развития, тенденции развития, государственное регулирование.

Индустрия туризма занимает третье место в мировом товарообороте, является перспективным направлением в экономике и одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства [5]. С экономической точки зрения привлекательность индустрии туризма как составной части сферы услуг заключается в более быстрой окупаемости вложенных средств. Все значительнее становится роль туризма в общемировых процессах развития человечества и укрепления общечеловеческих ценностей. Представляя собой наиболее массовую форму человеческого общения, туризм способствует усилению положительных тенденций в экономической, политической, социальной и культурной жизни людей.

Исследованию актуальных вопросов направлений развития туризма посвящены работы следующих ученых: В.А. Квартально-ва, М.В. Кобяк, А.С. Кусковой, М.Ю. Лайко, Н.С. Мироненко, Б.В. Мусатовой, В.В. Никиш-киной, Д.В. Николаенко, Л.Б. Нюренбергер, А.Н. Петровой, Л.А. Поповой, Т.П. Розановой, А.Д. Чудновского и других.

Целью исследования являлось определение направлений развития индустрии туризма, выявление факторов, закономерностей и тенденцией развития туристской отрасли на современном этапе.

В процессе работы применялись общенаучные методы исследования: анализ и синтез; исторический и логический методы; метод ситуационного анализа; статистические методы обработки и классификации данных.

Туристский бизнес занимает около 6% мирового валового национального продукта, 7% суммарных капитальных вложений, 11%

мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений. К 2010 году каждое 16-е рабочее место в мире приходилось на индустрию туризма. В абсолютном выражении это уступает только доходам от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей. В этом косвенное влияние туризма на экономику почти равно ее прямому результату. С учетом данных предпосылок, удельный вес туризма в создании мирового валового национального продукта по прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО) достигает 11-12% [1].

Развитию туризма способствует постоянная адаптация к человеческим потребностям, меняются формы и методы организации путешествий, возникают новые виды туризма, создаются условия устойчивого развития туризма, при которых укрепляется его способность в течение длительного периода времени сохранять свои количественные и качественные показатели, оправдывать ожидания потребителей туристских услуг.

В последнее время в индустрии туризма происходят существенные изменения. Диверсификация услуг, развитие туризма на новых территориях, усиливающаяся конкуренция вынуждают правительства разных стран пересматривать свое отношение к индустрии туризма, разрабатывать стратегии развития данной отрасли, учитывая современные факторы и тенденции [2].

На сегодняшний день не потеряла актуальность концепция устойчивого развития туризма, которая определяет своей задачей удовлетворение потребностей туриста без нанесения ущерба будущим поколениям. Данная концепция требует учета долгосрочных интересов потребителей туристских услуг, минимизируя негативные по-

следствия использования туристских ресурсов, регулируя масштабы туризма так, чтобы они не превосходили возможности принимающей территории, сохраняя ее ресурсы для будущих поколений [3]. Главным результатом такого ответственного подхода к туристской деятельности явился методологический сдвиг от краткосрочного к долгосрочному планированию развития индустрии туризма на международном, национальном и региональном уровнях.

На международном уровне активно позиционируют себя Всемирная туристская организация, Европейский Союз и другие региональные туристские организации, которые отличается отсутствием системы контроля и принуждения извне. На национальном уровне планирование в туризме отражается в концепциях развития туризма страны в целом, учитывающей специфику отдельных регионов. На региональном уровне планы развития туризма более детализированы и специфичны, чем общенациональные и существенно могут отличаться между регионами в зависимости от имеющихся ресурсов и туристского потенциала.

Согласно статистике Всемирной туристской организации в 2013 году индустрия туризма вновь подтвердила статус одного из наиболее динамичных и прибыльных секторов мировой экономики. Общемировой показатель поступлений от международного туризма в 2013 году вырос на 5%, вместо ожидаемых 3,4 %. Общее число туристских прибытий во всем мире составило 746 млн., опередив показатель 2012 года на 38 млн. [1].

Развитие туристической деятельности внесло положительный вклад в социально-экономическое развитие стран. В 2013 году в мире было создано свыше 4 млн. новых рабочих мест в сфере туризма. Денежные вливания туристической индустрии в мировой ВВП превысили 3 млрд. долларов США. По данным ВТО на 2014 год тоже прогнозируется усиление позиций туризма в мире от 4 % до 6% ожидаемого роста прибыли провайдеров туристских услуг, а по отдельным странам даже больше.

В долгосрочной перспективе до 2020 года ВТО прогнозирует лидерство Европы на туристическом рынке с количеством 717 млн. туристов в год, Азиатско-Тихоокеанский регион займет второе место с 438 млн. путешественников. Северная

и Южная Америки будут замыкать тройку лидеров с 284 млн. туристов в год. На Африку придется 77 млн. туристов, на Средний Восток - 69 млн., на Южную Азию 19 млн. туристов.

При детализации прогнозов по конкретным странам к 2020 году, эксперты Всемирной туристической организации считают, что больше всего туристов приедет в Китай 8,7% от общего числа или 137 млн. человек. Второе место займут США 6,5% от общего числа или 102 млн. туристов. На третьем месте будет Франция с прибытием 90 млн. туристов в год. В Россию по прогнозам ВТО на 2020 год туристический поток составит 47 млн. человек или 2,9% от доли в мировом потоке туристов. Что касается прогнозов по выезду туристов за пределы государства, то прогнозируется 30,5 млн. чел. или 1,9% от доли в мировом потоке туристов. Указанные цифры не включают объемы внутреннего туризма, которые многократно превосходят въездной и выездной туризм. Низкий процент доходов от въездного туризма на душу населения объясняется влиянием многих сдерживающих факторов, тормозящих развитие въездного туризма в Россию: политической и экономической нестабильностью, разрозненностью единого туристского пространства, неразвитость рекламы российского туристского продукта за рубежом и другие.

В настоящее время правительствами многих государств уделяется большое внимание формированию направлений развития индустрии туризма. Правильно разработанная программа позволит повысить эффективность функционирования индустрии туризма. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на (2011-2018 г.г.)». Согласно данной программе планируется повысить конкурентоспособность туризма Российской Федерации, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах на фоне эффективного развития индустрии туризма РФ, добиться повышения качества услуг и продвижение российского туристского продукта на мировом и внутреннем рынках [5].

В национальных хозяйственных системах должны быть созданы благоприятные условия для устойчивого развития туризма и, как следствие, оздоровления экономики России, дальнейшего

экономического роста за счет формирования современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка. В результате в России прогнозируется увеличение численности иностранных туристов в семь раз, российских туристов в 1,4 раза; увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению в 4,4 раза а объема услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 3,9 раза, увеличение работников туристской отрасли в 1,4 раза.

Мы видим, что в данную программу заложены несколько другие показатели, например, число прибытий иностранных туристов в Россию - это 68 млн., что в 1,5 раза больше, чем прогнозирует Всемирная туристская организация к 2020 году,

Федеральной целевой программой предусмотрено 332 млрд. рублей на развитие туристкой отрасли в регионах Российской Федерации, которых вероятно будет недостаточно, чтобы достичь целей программы, учитывая негативные кризисные тенденции в туристкой сфере, в том числе стремительный рост курса валют.

В настоящий момент имеется достаточно большое количество факторов, сдерживающих развитие индустрии туризма в России. Это, прежде всего, высокие налоги; нерешенность вопросов приватизации земли и защиты частного капитала, в том числе иностранного; недостаточная государственная поддержка субъектов малого бизнеса в индустрии туризма; отсутствие системы регулирования внешнеэкономической деятельности в сфере услуг; высокий уровень злоупотреблений в отечественном бизнесе; высокая стоимость визы и длительное время ее получения; низкий уровень обслужи-

вания; неудовлетворенность туристов в качестве получаемых услуг.

По данным Всемирного экономического форума Россия занимает 39-е место по культурным достопримечательностям и 37-е по природным ресурсам. Несмотря на обилие памятников, богатую историю и уникальную природу, в 2013 году Россия была лишь на 63-м месте среди 140 стран по конкурентоспособности туристского сектора экономики, потеряв четыре позиции с 2012 года. По отдельным показателям наблюдаются достаточно низкие показатели, например по безопасности 113-е место, инвестиционной привлекательности 123-е место, благоприятной экологии 134-е место. В таблице 1 представлены показатели развития туристской индустрии в Российской Федерации по данным отчетов Всемирного экономического форума за 2008, 2011, 2013 г.г. в сравнении между 130 , 139 и 140 странами соответственно [5].

Среди наиболее острых проблем туристской отрасли России можно выделить следующие:

- недостаточное инвестирование денежных средств в сферу туризма;

- низкое качество туристских услуг и обслуживания туристов;

- недостаточная разработка в регионах нормативно-правовых актов и программ по поддержке предпринимательства в отрасли туризма;

- слабая туристская инфраструктура, низкий уровень развития сферы ЖКХ;

- неудовлетворительное состояние объектов культурного наследия;

- отсутствие рекламного продвижения туристского потенциала в регионах;

№ Показатели 2008 г. 2011 г. 2013 г.

(Ранг из 130) (Ранг из 139) (Ранг из 140)

1 Туристская инфраструктура 66 45 40

2 Инфраструктура авиаперевозок 33 30 33

3 Инфраструктура автотранспорта 83 95 93

4 Качество ж/д перевозок 29 31 30

5 Качество автомобильных дорог 106 125 134

6 Количество мест в гостиницах 82 88 89

7 Стоимость ночевок в гостиницах 114 105 90

8 Стоимость авиабилетов 59 78 81

9 Количество стадионов 106 94 98

10 Квалификация персонала туриндустрии 91 105 107

11 Поддержка туриндустрии государством 118 125 120

12 Приоритет туриндустрии в политике государства 125 122 124

Таблица 1. Рейтинг развития туристкой индустрии РФ

- слабая профессиональная подготовка кадров, работающих в сфере туризма, в частности в секторе внутреннего туризма.

Представляется важным отметить причины, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

- нестабильность внутренней политики;

- несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам;

- недостаточно аэропортов, авто - и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания;

- несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, отсутствие классификации гостиниц и низкий уровень сервиса;

- завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;

- несовершенство законодательства и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном уровне;

- недостаточное качество обслуживания туристов, что создает отрицательный имидж туристского кластера и страны в целом;

- отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

Несколько лет назад выездной характер российского туризма был обусловлен новизной иностранного продукта для российского по-

требителя, а также упрощением порядка выезда, расширением внешних деловых контактов, увеличением числа предприятий и отдельных граждан, располагающих валютными средствами, доступностью цен на заграничные туры, большой конкурентоспособностью иностранного туристского продукта, лучшими условиями проживания и наличием комфортабельного транспорта.

В результате кризиса на рынке туризма в 2014 году внутренний туризм России получил сильный стимул к развитию, несмотря на то, что по данным Росстата за первое полугодие 2014 года количество въездных туристских проездок составило 10731 тыс. человек, а выездных в два раза больше, что составило 20139 тыс. человек [6]. Данный факт обусловлен многообразием потребностей современного человека, которые не может покрыть только внутренний туризм. Необходимо учитывать тот факт, что внутренний туризм как и выездной туризм способствуют познанию мира посредством знакомства с собственной и мировой культурой. Наблюдая динамику численности иностранных и российских граждан, воспользовавших коллективными средствами размещения в России в период с 2009 - 2013 г.г. мы видим подтверждение тому, что россияне не часто выбирают отдых в своей стране, несмотря на то, что наблюдается определенный рост в этом секторе (рис. 1). Многие туристы отмечают, что это связано в первую

Рисунок 1. Соотношение численности иностранных и российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения РФ

очередь с низким уровнем туриских услуг при достаточно высокой стоимости путевки.

Исходя из выявленных проблем, необходимо отметить значимую роль государства в вопросах управления развитием сферы туризма, поскольку как уже отмечалось, масштаб сферы туризма свидетельствует о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны. Это требует непосредственного государственного регулирования в целях обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых туристко-рекреационных комплексов, регулирования политики в области занятости населения, обеспечения роста доходов в бюджет.

При изучении опыта управления туризмом зарубежных стран, можно отметить, что именно государственные структуры разрабатывают привлекающие туристов программы стимулирования индустрии туризма, которые предусматривают льготы туристским предприятиям в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, качественную подготовку кадров. К сожалению, Россия не вошла в тридцатку стран, которые упростили порядок выдачи визы. До сих пор получение визы в Россию - это довольно долгий и дорогой процесс, который достаточно сильно сдерживает туристов от посещения российских достопримечательностей.

Следует отметить, что в некоторых странах государственная политика в сфере туризма зачастую не выделяется, а интегрируется в политику других секторов экономики, например, в производственную политику, политику платежного баланса и т.д. На наш взгляд, государственное регулирование сферой туризма должно быть направлено на минимизацию негативного и увеличение положительного воздействия факторов внешней среды.

Под государственным регулированием развития сферы туризма подразумевается воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, а также руководство реализацией государственных социально-экономических программ и выработка единой

концепции развития туристской сферы. Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования индустрии туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения.

Нам представляется, что управление туристической отраслью будет эффективно в том случае, если государство будет регулировать все протекающие в туристическом секторе экономики процессы, при которых будет осуществляться достижение грамотно поставленных целей, оптимальное использование имеющихся ресурсов и минимизация издержек. Другими словами, речь идет о достижении государством определенного уровня социальной и экономической эффективности в туристической сфере.

В процессе анализа научной литературы были выявлены следующие модели управления туристической индустрией, предполагающие разную степень участия государства в управлении. О.А. Соловьева и Дмитриев М.Н. в своих исследованиях допускают использование государством децентрализованного, смешанного и централизованного управления туризмом, выделяя следующие факторы, определяющие стратегию государственного регулирования сферы туризма: значимость туризма в экономике региона; цели и задачи экономического регулирования туристской отрасли; тип региональной туристской политики; организационно-экономические отношения в туристской отрасли; преобладающие методы экономического регулирования на мезоуровне; тип туристского производства; механизмы защиты участников туристского рынка; стратегия финансирования туристской отрасли.

Необходимость участия государства в развитии туристической отрасли подчеркивает В.Б. Бессонова, предлагая централизованную или смешанную модель управления. При этом определяется необходимость разработки государственной программы по стимулированию въездного туризма, предоставление льгот, финансовой поддержки государства и создание благоприятных условий малым предприятиям, занятых в сфере туризма.

Многие авторы, в том числе З.Ю. Желнина делают акцент на важности социальной сторо-

ны туризма и минимизирует значение модели управления туристической отраслью.

Осуществлять управление целым туристическим кластером предлагает А.Ю. Унанян. При этом выбор модели развития зависит от потенциала туристских услуг, результатов SWOT анализа, а также туристских ресурсов. В связи с этим автор предлагает использовать децентрализованную модель управления туристической отраслью, что дает возможность региону самому определять принципы управления туристским комплексом [7].

Нам представляется важным как централизованная так и децентрализованная модель управления туриндустрией, когда под руководством государства регионы сами будут обладать правом принимать решения по актуальным вопросам развития сферы туризма.

Проведя анализ программ развития туризма российских регионов, следует отметить, что многие программы недостаточно опираются на результаты научных исследований и статистические данные, в связи с этим носят формальный характер. Проектируемые в них туристские кластеры не имеют единого методического обеспечения, что в целом приводит к снижению уровня качества всей проектной документации и не способствует усилению конкурентоспособности туристских дестинаций на территории России.

Важным направлением развития индустрии туризма является маркетинговая поддержка туристских территорий, включающая продвижение турпродукта с помощью новых технологий, рекламы, средств массовой информации, а также создание или улучшение имиджа территории, разработку мероприятий с целевыми группами потребителей туристских услуг. При определении целей территориального маркетинга необходимо учитывать, чтобы они были подчинены общим целям развития региона, а также сопрягались с целями развития страны в целом.

В настоящее время управление развитием туризма с элементами государственного регулирования должно осуществляться посредством рыночного саморегулирования путем достижения равновесия спроса и предложения, а также разработки механизмов государственного управления и координации как на федеральном так и

на региональном уровне. Речь идет как о государственном регулировании, так и о самоорганизации хозяйствующих субъектов через создание туристских объединений и ассоциаций.

Специфическое отличие современной рыночной модели развития туризма от других отраслей народного хозяйства заключается в том, что в регулировании туристской отрасли могут участвовать общественные организации, представленные туристскими ассоциациями, тем более, что в истории развития туризма нашей страны имеется положительный опыт. В СССР на общественных началах организовывались секции по видам туризма, а также различные комиссии по туризму. Например, городской или районный совет руководил работой клубов туристов, туристскими базами, кемпингами, экскурсионными базами, организовывал курсы, семинары, сборы по подготовке общественных кадров. Туристские клубы со своей стороны занимались подготовкой, так называемых туристских организаторов, инструкторов, судей, которые оказывали методическую помощь секциям коллективов физкультуры, организовывали слеты и соревнования, вечера, лекции, беседы, проводили консультации по туристским маршрутам, организовывали походы выходного дня с коллективами предприятий. Все это способствовало мощному развитию туризма в СССР.

В 1975 году СССР по размаху туристского движения занимал одно из первых мест в мире. Число лиц, проводивших отпуск и каникулы за пределами постоянного места жительства, достигло 140-150 млн. человек, включая поездки в дома отдыха, пансионаты, санатории, пионерские лагеря, что составило около 20% от всего числа туристов в мире. Объём туристско-экскурсионных услуг составил в 1975 году 1 млрд. рублей. На сегодняшний чтобы вернуть утраченные позиции, придется много работать и развиваться не только предлагая новый туристский продукт, но и выстраивая эффективную систему управления, регулирования и стимулирования сферы туризма.

Необходимо отметить, что на развитие туризма оказывает заметное воздействие кредитно-денежная система, уровень развития смежных народно-хозяйственных отраслей,

сферы услуг в целом, налоговое и валютное законодательство. Развитие туриндустрии требует концентрации значительных финансовых средств во многих случаях предполагает, наличие большого количества участников не только на стадии формирования инвестиционного портфеля, строительства, реконструкции, но и в процессе функционирования предприятия. На практике наиболее высокие результаты в плане окупаемости вложенного капитала достигаются при разработке конкурентоспособного комплексного туристского продукта, что предполагает наличие развитой сопутствующей инфраструктуры, специализацию на всех стадиях реализации туристских услуг[8].

Особое значение в управлении развитием индустрии туризма придается управлению доходами туристических предприятий, что оказывает влияние на процесс разработки эффективных управленческих решений по формированию и использованию доходов субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма. Система управления доходами туристических предприятий предусматривает:

- разработку программы формирования и распределения доходов с учетом нормативно-правовой базы, имеющихся материальных, денежных и трудовых ресурсов туристического предприятия;

- определение наиболее эффективных организационных форм управления производственно - хозяйственной деятельностью, обеспечивающей высокую рентабельность туристического бизнеса;

- применение маркетинговых мероприятий, таких как реклама туристического продукта;

- формирование предложений по государственной поддержке наиболее эффективных экономических методов управления доходами предприятий туристской отрасли;

- оценку стратегии управления доходами туристского предприятия с помощью таких показателей как рентабельность, эффективность использования собственных и заёмных средств, финансовую устойчивость и конкурентоспособность. На рост прибыли и, следовательно, на налоговые поступления в бюджеты всех уровней от туристического бизнеса можно

воздействовать посредством экономического и административного регулирования развитием туристической отрасли применяя гибкую систему налогообложения.

Следует отметить, что сегодня одной из характерных тенденций развития туриндустрии является высокая зависимость между уровнем конкурентоспособности турфирмы и качеством человеческих ресурсов. Объём оказываемых услуг, их высокое качество, соответствие потребностям населения, экономия ресурсов, оптимальные цены - это одно из важных направлений развития индустрии туризма, в которой главную роль играет человек.

Специфика труда работников туристских предприятий состоит в том, что работа требует от специалиста применения имеющихся знаний по широкому кругу вопросов, как правило, носит управленческий характер. Работнику турфирмы приходится обрабатывать и передавать значительные объёмы информации, применяя новейшие информационные технологии, вести переговоры с отечественными и зарубежными партнёрами, принимать правильные решения [9].

Анализ содержания труда работников сферы туризма свидетельствует о том, что появляются новые профессионально-квалификационные требования к персоналу туристических фирм, возникает объективная потребность в приобретении знаний и умений по самоорганизации и самосовершенствованию труда, в развитии профессиональных, деловых и личных качеств менеджера туристской организации. Как правило, сотрудники турфирм обучены тому, как продать или перепродать тур, но совершенно не умеют работать на рынке въездного туризма, когда требуются определенные навыки и компетенции по организации приема гостей, размещения, проведения экскурсий и других мероприятий, предусмотренных программой пребывания туриста. Сотрудников туристских организаций также необходимо обучить приемам самоменеджмента и саморганизации в вопросах приобретения самим работником знаний и умений в области планирования и управления рабочим временем, научить определять приоритеты в работе, делегировать полномочия, соблюдать этику делового общения, уметь работать с информацией, развивать личные коммуникативные качества, интеллектуальные возможности, творческое мышление, вы-

рабатывать стрессоустойчивость [11]. Владение сотрудниками перечисленными способностями обеспечит формирование условий для повышения квалификации и совершенствования труда каждого работника, независимо от его места и роли в организации, что повлечет повышение конкурентоспособности турпродукта и эффективности работы всего коллектива.

Важным направлением развития сферы туризма является туристская инфраструктура, которая на данный момент относится к наиболее значимым вопросам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению. По данным Всемирного экономического форума Россия занимает по числу мест в гостиницах только 89-е место, по ценовой доступности 72-е место, инфраструктуре наземного транспорта 93-е место. Инфраструктура воздушного транспорта России находится на более высоких позициях занимая 33-е место, однако по качеству авиаперевозок только 103-е место, по качеству автомобильных дорог 134-е место [5].

В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в стране не классифицированы по категориям. Данный факт является достаточно сильным сдерживающим фактором развития туристской отрасли, поскольку туристу, особенно иностранному, не всегда бывает понятно при бронировании особенно на интернет сайтах по каким критериям выбирать место размещения во время поездки.

Развитие туристской инфраструктуры не может ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру, включающую транспорт, предприятия питания, индустрию развлечений, объекты туристского показа и др. При возведении новых туристских комплексов необходимо учитывать параметры туристского спроса и предложения, наличие туристских ресурсов, возможности кадрового обеспечения, экологические требования и экономическую целесообразность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на отсутствие благоприятных условий для инвестиций в строительство объектов туристского использования, в настоящее время многие регионы страны приступили к строительству гостиниц, рассчитывая на средства размещения как на источник доходов в местный бюджет. Например, в Москве много гостиниц высокого класса, при недостаточном количестве гостиниц класса, рассчитанных на средний уровень доходов туриста. Это привело к тому, что в рейтингах самых дорогих городов мира Москва занимает первые строчки. Данный факт отрицательно сказывается на туристском потоке, поскольку рост доходов населения не успевает за повышением цен на отдых в России. В 2013 году туристские путевки в России в среднем подорожали на 10-15%, что явно превышает уровень инфляции. В связи с этим высокая стоимость путевок сдерживает рост людей путешествующих по России, несмотря на тот факт, что из-за повышения курса валют и политической нестабильности сократился поток российских туристов зарубеж. В связи с этим необходимо приступить к разработке конкурентоспособного турпродукта для внутреннего и въездного туризма. Это даст возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и переориентироваться на внутренний и выездной туризм, поскольку потенциал внутреннего спроса России огромный, около 1400 млн. человеко-дней отпускного отдыха [10].

Необходимо отметить, что турист как временно проживающий в данной местности наравне с местными жителями тратит деньги в сети общественного питания, в торговых и зрелищных учреждениях, спортивных сооружениях, на транспорте. Чем развитее социальная инфраструктура, тем больше поступлений в бюджет. Это обстоятельство необходимо учитывать при разработке программ развития туризма в регионах России. Общей является не только социальная инфраструктура, но и туристская. Эту новую особенность современной туриндустрии нельзя упускать из виду при разработке туристско-рекреационных комплексов. Проявляя заботу о своих гражданах, удобстве их проживания в своем городе, поселке, решая коммунально-бытовые проблемы, местные власти одновременно решают и вопросы развития туризма.

Однако, по экспертным оценкам специалистов из-за крайне неэффективных механизмов взаимодействия государства и предпринимательства, отдача от этих ресурсов низкая и не превышает 10% их потенциала. У многих объектов туристкой индустрии уровень износа составляет более 70%, они нуждаются в срочной реконструкции.

Следующим направлением развития туристкой отрасли является важность разработки плана продвижения турпродукта и маркетинговой стратегии развития туриндустрии, где необходимо рассматривать все составляющие инфраструктуры туризма. Для привлечения иностранных туристов необходимо создавать в зарубежных странах агентства по привлечению туристов, как это сделали Италия, Турция, Мальта и другие страны. Результат нет необходимости комментировать, поскольку мы наблюдаем большой поток российских туристов в данные страны.

На современном этапе развития туристкой отрасли большое значение имеет взаимное обогащающее влияние индустрии туризма и региональной экономики. С одной стороны, регион выступает в качестве целевого комплексного ресурса для устойчивого функционирования и развития

туризма, с другой, обладая мультипликативным эффектом, туризм способен создать предпосылки для экономического подъема региона путем решения социально-экономических проблем.

На фоне влияния процессов глобализации на российскую туриндустрию, растущую конкуренцию на рынке туристских услуг можно выделить следующие важные направления развития туризма в Российской Федерации: создание новых туристских территорий и кластеров, диверсификация туристского продукта, строительство качественной инфраструктуры туристской отрасли на основе государственных и частных инвестиций. При необходимости соблюдения принципов устойчивого развития туристской отрасли на современном этапе важным направлением является государственное регулирование в туризме при обязательном сопряжении федеральных и региональных программ развития туризма, повышение качества обслуживания туристов и развитие профессиональных компетенций персонала, занятого в данной отрасли, разработка маркетингового плана и создание агентств по продвижению российских туристских услуг, как в России, так и зарубежом.

08.12.2014

Список литературы:

1. Отчет Всемирной туристской организации за 2013 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront. net/sites/aП/files/pdf/unwto_annual_report_2013_0.pdf

2. Стратегия развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 г. [Электронный ресурс]-Режим доступа:

http://sakha.gov.rU/special/sites/default/files/doc/2010_11/2/236.pdf

3. Докашенко Л.В. Управление устойчивым развитием организации: автореф. дисс. канд. экон. наук: спец. 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»/Л.В. Докашенко.- Оренбург, 2004.- 19 с.

4. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» от 2 августа 2011 г. (с изменениями на 18 февраля 2014 года). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/902295121

5. Всемирный экономический форум. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TT_ Competitiveness_Report_2013.pdf

6. Статистический справочник 2012 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2012/rus12.pdf

7. Соловьева О.А. Организационный механизм государственного управления развитием рынка рекреационных услуг (европейский опыт). - 2010. - №1. - С. 150-155.

8. Квартальнов, В.А. Туризм и отраслевые системы / В.А. Квартальнов. - Москва: Финансы и статистика, 2002. -320 с.

9. Докашенко Л.В. Роль человеческих ресурсов в развитии инновационной экономики. - Вестник Оренбургского государственного университета.- № 13. - 2011. - С 141-146.

10. Российский статистический ежегодник 2013. Москва: Издательство «Росстат», 2013. - 717 с.

11. Никулина Ю.Н. Методология и практика прогнозирования потребностей регионального рынка труда в молодых специалистах (на примере Оренбургской области). - Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России.- №3 (12).-2014. - С. 5-11.

Сведения об авторе:

Докашенко Людмила Владимировна, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6405, тел. (3532) 372448, e-mail:dokashenko@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.