Научная статья на тему 'Выявление и структуризация проблем территориального развития туризма как одного из элементов сферы услуг'

Выявление и структуризация проблем территориального развития туризма как одного из элементов сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
562
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОБЛЕМЫ / ФАКТОРЫ / TERRITORIAL DEVELOPMENT OF TOURISM / TOURIST AND RECREATIONAL POTENTIAL / PROBLEMS / FACTORS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Боголюбов Валерий Сергеевич, Каменских Эдуард Александрович

В данной статье рассматриваются проблемы территориального развития туризма. Их выявление и структуризация необходимы для полноценного и качественного решения неравномерности территориального развития туризма как одного из элементов сферы услуг. Выявленные авторами проблемы сгруппированы в четыре фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Боголюбов Валерий Сергеевич, Каменских Эдуард Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The identification and the structuring of problems of territorial development of tourism as an element of the service sphere

This article discusses the problems of territorial development of tourism. Their identification and structurization required for fair and quality solutions uneven of territorial development tourism as one element of the service sector. The problems identified by authors were grouped into four factors.

Текст научной работы на тему «Выявление и структуризация проблем территориального развития туризма как одного из элементов сферы услуг»

Боголюбов Валерий Сергеевич

Bogolyubov Valery

Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет

Saint-Petersburg State University of Economics, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой Экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве, DSc. in Economics, Professor, Head of the Department of Economics and Management in Tourism and Hospitality Management,

E-Mail: deni49@yandex.ru

Каменских Эдуард Александрович

Kamenskikh Eduard

Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет

Saint-Petersburg State University of Economics, аспирант кафедры экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве, Postgraduate Student of the Department of Economics and Management in Tourism and Hospitality Management,

E-Mail: eduard@kamenskikh.me

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

Выявление и структуризация проблем территориального развития туризма

как одного из элементов сферы услуг

The identification and the structuring of problems of territorial development of tourism as an element of the service sphere

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы территориального развития туризма. Их выявление и структуризация необходимы для полноценного и качественного решения неравномерности территориального развития туризма как одного из элементов сферы услуг. Выявленные авторами проблемы сгруппированы в четыре фактора.

Ключевые слова: Территориальное развитие туризма, туристско-рекреационный потенциал, проблемы, факторы.

The Abstract: This article discusses the problems of territorial development of tourism. Their identification and structurization required for fair and quality solutions uneven of territorial development tourism as one element of the service sector. The problems identified by authors were grouped into four factors.

Keywords: Territorial development of tourism, tourist and recreational potential, problems,

factors.

***

На сегодняшний день туризм, как сектор мировой экономики, занимает первое место по обороту услуг, второе — по валютным поступлениям, уступая только нефтеперерабаты-

вающей промышленности. Туризм является не только одной из крупнейших и высокодоходных, но и наиболее динамично развивающейся отраслью экономики. Сегодня индустрия туризма составляет примерно 30% мировой торговли услугами и 10% мирового валового продукта [1], а средние темпы роста туризма составили за последние 40 лет примерно 7% в год, что почти в три раза выше среднегодовых темпов роста мировой экономики. За три десятилетия во многих странах мира туризм из относительно обособленной отрасли сферы услуг превратился в мощный пространственно-локализованный или рассредоточенный межотраслевой комплекс, обладающий выраженными мультипликативными эффектами развития экономики. Так, по данным 2007 г., в Австрии в ВВП страны 8,6% составили прямые доходы от туризма и 15% — доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8% и 18,2%, во Франции - 4,1% и 10,9%, в Хорватии - 8,5% и 19,0%, в Великобритании - 3,4 % и 9,1%, в Канаде - 3,4% и 11,0%, в Болгарии — 4,1% и 14,5% [7].

Богатое культурное наследие и природное разнообразие ставит Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. В стране находятся 24 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Различные регионы и этносы в России имеют большое разнообразие традиций.

Соответственно, в России за последние несколько лет наблюдается бурное развитие туристской отрасли. Важность туризма в экономике отражается в отдельных показателях: удельный вес туризма в ВВП в 2007 г. с учетом мультипликативного эффекта составил 6,5 %, инвестиции в основной капитал составили 709,7 млрд. руб. или 10,7% общероссийских инвестиций, среднегодовая численности прямо и косвенно занятых в туризме и рекреации достигла 4031 тыс. чел., что составляет 6% общей занятости в национальной экономике[5].

Однако низкая конкурентоспособность российской экономики и ее неустойчивое состояние отрицательно показали себя в условиях мирового финансово-экономического кризиса, что моментально привело к нарастанию финансово-экономических проблем российских регионов, углублению и без того высокой межрегиональной дифференциации социальноэкономического развития России.

Основные туристические маршруты в России представляют собой посещение старой и новой столиц России, санаторно-курортных учреждений Краснодарского и Ставропольского краев, Калининградской области, горнолыжных курортов Кавказа и Сибири, путешествие по «Золотому кольцу России», круизы по Волге, круизы на ледоколе в национальный парк «Русская Арктика», дальние поездки по Транссибирской магистрали, с посещением Алтайских гор и озера Байкал, путешествия к вулканам Камчатки и в Приморье. Не смотря на это, развитие туристского потенциала страны ограничивается территориальным развитием туризма, т.е. находится в тесной связи с территориальным развитием региона, которое может повлиять как положительно, так и отрицательно на динамику развития отрасли туризма, что в последнем случае является основным тормозом этого развития. На сегодняшний день в Российской Федерации принята «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года», реализация которой должна обеспечить вклад туристской индустрии в решение общенациональных задач современного этапа экономического развития России [2], но некоторые проблемы территориального развития туризма остаются нерешенными.

Авторам, для полноценного и качественного решения неравномерности территориального развития туризма как одного из элементов сферы услуг, было необходимо на основе системного анализа определить и выявить проблемы, обусловливающие их возникновение, что позволило в итоге сгруппировать их в четыре фактора:

I группа. Проблемы, обусловленные функционально-отраслевыми факторами. Для обеспечения нормального функционирования всех сфер туристского комплекса существуют

подразделения инфраструктуры, обеспечивающие создание оптимальных условий и выполнение многочисленных функций обслуживания всего территориального обслуживания.

Средства размещения не в полном объеме отвечают потребностям некоторых социальных групп населения. На сегодняшний день в основном средства размещения заняли нишу дешевого и дорогого ценовых сегментов, в то время как гостиничный бизнес не полностью может охватить средний социальный класс населения. Так же существует проблема несоответствия цены и качества предоставляемых туристских услуг.

Отсутствует скоординированная база данных туристского характера, в т.ч. видеокаталоги туристско-рекреационных ресурсов региона, средств размещения и объектов инфраструктуры, объектов конференц-сервиса, объектов развлекательной индустрии и др. Это снижает эффективность стратегического и оперативного управления отраслью [3].

Туристский потенциал отдельных регионов страны используется не в полном объеме, что является одним из основных факторов заторможенности территориального развития туризма. Существует диспропорция в развитии различных секторов туристского комплекса. Решением данной проблемы может выступать инвестиционно-инновационная деятельность для наращивания необходимых ресурсов в сфере услуг, а так же повышение конкурентоспособности туристской территории.

Сезонность использования объектов инфраструктуры туризма. Для отдельных регионов России характерна проблема сезонности туристского спроса и предложения. Так, с одной стороны, город-курорт Анапа специализируется на летнем сезоне, что делает невозможным всесезонное использование его элементов инфраструктуры. С другой стороны, с принятием закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», начала создаваться федеральная игровая зона «Азов-Сити», находящаяся на границе Краснодарского края и Ростовской области, что может стать одним из решений в Анапе проблемы сезонности.

На сегодняшний день наиболее остро стоит проблема управления территориальным развитием туризма. Решением может являться разработка эффективного организационноэкономического механизма формирования туристских комплексов.

II группа. Материально-технические факторы.

Проблема нехватки гостиничного фонда. По данным государственного комитета статистики Россия на начало 2011 год насчитывала 7866 гостиниц, которые располагали порядка 537.000 мест для единовременного размещения путешественников, почти половина которых приходится на Москву и Санкт-Петербург. Годовая занятость отдельного места составила лишь около 42% [5]. Около 50% иностранцев приезжает в Россию в командировки, что требует наличия отелей соответствующего уровня, в которых должны быть современные конференц-залы, интернет, WI-FI, а условия соответствовать общеевропейским. Пока такого уровня отели есть только в крупных культурных и деловых центрах, таких как: Москва, Петербург, Екатеринбург, Архангельск, Тольятти, Сочи, Иркутск, Мурманск, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток.

Еще одним немаловажным фактором, характеризующим положение дел в этой отрасли, является приход на местный рынок международных брендов — Marriott, Hilton, Radisson, Royal Hotel, Le Meridian и Novotel, которые стали серьезными конкурентами местным хотель-ерам. Правда, пока они представлены в небольшом количестве российских городов.

Но сетевая структура развивается и с российской стороны: на рынке все больше заявляют о себе местные сети отельного менеджмента: AMAKS Grand Hotels, Accord Management

Group, Intourist VAO, Alroso и Russian Management Hotel Co. Они не такие опытные, как их «зарубежные коллеги», но развиваются с учетом местных особенностей бизнеса и законодательства.

Важным моментом при определении гостиничного потенциала является пиковая загруженность в «горячий сезон». Практически во всех туристических зонах она приближается к 93-97%. Иными словами, без введения дополнительных площадей трудно говорить о реальном увеличении туристического потока в эти направления. Но даже в случае появления таковых (в пределах, заявленных прогнозом), рост внутреннего туризма не позволит дать заметную прибавку въездного потока. Следовательно, необходимо диверсифицировать потоки въездного туризма по географическому и временному принципам.

Таким образом, потенциально сегодня отельный парк страны способен принимать до 66 млн. туристов-постояльцев ежегодно (при средней продолжительности проживания 7 дней). 25 млн. таких постояльцев дает внутренний туризм. Еще 3,8 млн. составляют иностранные туристы. Средняя загруженность по отелям составляет 44%. Отсюда можно рассчитать потенциал загрузки.

В тоже время, расширение сети номеров не гостиничного типа (кемпинги, шале, турбазы и прочие) дает дополнительные места. А главное - открытие новых регионов для въездного туризма способно решить проблему нехватки гостиничного фонда [6].

Проблема качества транспортной инфраструктуры и доставки туристов. Исторически сложилось, что железнодорожный транспорт в России наиболее популярен для передвижения по стране, им пользуются приезжающие из Украины, Казахстана и стран Балтии. Авиатранспорт завоевывает все более прочные позиции. Сегодня в среднем на самолете в Россию прибывает 17% туристов. Важным фактором здесь стало появление бюджетных авиаперевозчиков.

Наименее развитый вид транспорта в России - водный. У морских портов нет современных пассажирских терминалов, воднотранспортное сотрудничество со Скандинавией налажено слабо. Автомобильные трафики также являются слабым местом России.

Необходимо сделать поправку, что прибывшие наземными видами транспорта (автомобили, автобусы) и при помощи железных дорог - это в основном граждане СНГ. Туристы «дальнего» зарубежья (за исключением Китая) предпочитают путешествие авиатранспортом или морем. При этом ограниченные возможности по приему морских туристов делают авиаресурс наиболее востребованным для туристической инфраструктуры.

Что касается других видов транспорта, то с учетом программ развития РЖД и роста круизной составляющей, приходящейся на Петербург, а также принимая во внимание постепенное изменение ситуации с российской дорожной сетью, можно предположить, что поток туристов через эти каналы может увеличиться еще на 1-1,5 млн. чел. в среднесрочной перспективе [6].

Недостаточное количество современных оборудованных пляжей, упрощенная пляжная инфраструктура: на многих пляжах не решена проблема со своевременной уборкой, установкой мусорных баков, оборудованием пляжей спасательными станциями, прокатом средств развлечений на воде; не благоустроены спуски к морю в оползнеопасных районах [3].

Недостаточно развит уровень ресторанного сервиса. Затраты на питание занимают третье место в рейтинге обязательных туристических трат, уступая перелетам и проживанию. В среднем каждый турист тратит четверть своего туристического бюджета внутри страны на питание.

За последнее десятилетие эта отрасль в России развивалась наиболее активно, и сегодня большинство городов России имеет достаточный выбор кафе и ресторанов. Правда, преимущественно это касается городов с численностью населения свыше 200.000 человек. В более же мелких населенных пунктах количество и качество подобного рода заведений пока не удовлетворяет основным туристическим запросам. Между тем, около половины всех потенциально привлекательных туристических объектов находятся именно в малых городах или вблизи них [6].

Уровень индустрии развлечений. Дополнительный импульс для территориального развития туризма может придать развитие индустрии развлечений, в том числе, например, создание игорных зон. В настоящее время, как отмечалось ранее, уже подписаны распоряжения Правительства Российской Федерации о создании игорных зон в Калининградской области, Алтайском крае и на границе Краснодарского края и Ростовской области.

III группа. Социально-экономические факторы.

Проблемы подготовки квалифицированных кадров с высшим и послевузовским образованием в сфере туризма с последующим обеспечением развития кадрового потенциала. Не стоит так же забывать про инновационно-инвестиционную активность территориального развития туризма.

ГУгруппа. Проблемы, обусловленные экологическими факторами.

Реализация территориальных проектов в сфере туризма связана с вмешательством в природную среду территории и может привести к экологическому дисбалансу, атак же к утрате территорией туристской привлекательности. Это приводит к возникновению следующих проблем:

Несоответствие территориального развития туризма уровню пропускной способности территории, превышение которого приводит к неминуемым экологическим изменениям, либо в результате действий (или естественных процессов жизнедеятельности) самих туристов, либо как итог функционирования обслуживающей туризм инфраструктуры.

Следующей экологической проблемой, связанной с территориальным развитием туризма является частое превышение в туристических центрах уровня антропогенной нагрузки -т.е. внешнего воздействия на природный комплекс.

Проблема непрочности природных экосистем. Проблема исходит из того, что используются, как правило, морально устаревшие технологии, что является серьезным ограничением для развития туризма на многих потенциально привлекательных территориях.

Выявленные факторы являются базовыми и определяют характер территориального развития туризма в регионах, а перечень проблем по каждой группе может быть расширен. Характер факторов позволяет сделать вывод о связи проблем территориального развития с проблемами экономики региона в целом. Это подчеркивает необходимость целостного взгляда на территориальное развитие туризма как элемента сферы услуг и применение системного подхода к их решению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Окно в Европу требует расширения // Туризм .-2007. -№4. -C.8.

2. Приказ Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 № 51 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года».

3. Ресурсный потенциал, современное состояние и проблемы развития туристско-

рекреационного комплекса г. Севастополь // Проект «Локальные инвестиции и национальная конкурентоспособность». - 2010. - С. 38. URL:

http://www.linc.com.ua/documents/storage/SEVASTOPOL_TOURISM_POTENTIAL_Rus.pdf (дата обращения: 10.12.2012).

4. Российский статистический ежегодник - 2011. // Федеральная служба государственной статистики. - 2011. URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/d oc_1135087342078 (дата обращения 07.12.2012).

5. Туризм в цифрах. 2008 // Федеральное агентство по туризму. - М. :ИИЦ «Статистика России». - 2008. - C.36.

6. Повышение туристической привлекательности регионов как стратегический фактор развития (Итоговый аналитический отчет) // Международный фонд «Достояние». -2010. URL: http://www. http://analytical-report.ru/2010/ (дата обращения 09.12.2012).

7. Tourism Review. 2008. Paris // UNWTO. - N-Y.: UNWTO. - 2008.

Рецензент: Боголюбова Светлана Анатольевна, Профессор кафедры социально культурного сервиса и туризма, доктор экономических наук, Санкт-Петербургский государственный экономический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.