Научная статья на тему 'Основы формирования и функционирования регионального туристско-рекреационного комплекса'

Основы формирования и функционирования регионального туристско-рекреационного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
790
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СТАТИСТИКА ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сенова А. X.

В статье рассмотрены основы формирования и функционирования регионального туристско-рекреационного комплекса. Особое внимание уделено изучению туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики с позиции трех условных емких составляющих: инфраструктурной, нормативно правовой, информационно-статистической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы формирования и функционирования регионального туристско-рекреационного комплекса»

основы ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА

А. Х. СЕНОВА, специалист-эксперт Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики

В статье рассмотрены основы формирования и функционирования регионального туристско-рекреационного комплекса. Особое внимание уделено изучению турист-ско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики с позиции трехусловных емких составляющих: инфраструктурной, нормативно-правовой, информационно-статистической.

Ключевые слова: туризм, туристско-рекреацион-ный комплекс, индустрия туризма, туристско-рекреаци-онная инфраструктура, статистика туризма.

Мировой и отечественный опыт доказал, что современная индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, на долю которой приходится около 10 % мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, общего числа рабочих мест и мировых потребительских расходов. Также туризм является важнейшей сферой деятельности современной экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения.

Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, общественное питание, строительство, производство товаров народного потребления и т. д. и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики. Важнейшими факторами развития туризма являются природный, климатический и историко-культурный потенциал. Туризм и рекреация является той сферой экономики, которая как непосредственно, так и косвенно влияет на развитие многих других отраслей экономики, а туристская деятельность, в основном, относится к малому и среднему предпринимательству.

В Кабардино-Балкарской Республике (КБР) есть все необходимые исходные предпосылки для развития жизнеспособной индустрии туризма, отдыха и путешествий, а жизнь диктует объективную необходимость в отдыхе и оздоровлении, что, в свою очередь, вызывает рост количества туристских посещений.

Для принятия грамотных, взвешенных и сбалансированных решений в области дальнейшего развития этого направления необходимо выявить экономическую природу туризма и провести анализ экономических проблем туристского сектора экономики в Кабардино-Балкарской Республике.

С позиции изучения экономических связей туристских предприятий и рекреационных объектов на территории КБР оправдано использование категории туристско-рекреационный комплекс как некой экономической системы, состоящей из различных элементов. Введение в оборот этого понятия позволяет изучать туристскую индустрию с позиции комплексности, то есть с учетом взаимосвязанности и взаимообусловленности всех элементов и процессов.

Дело в том, что спецификой туристского сектора экономики является невозможность его отнесения к одной конкретной отрасли в теоретическом и статистическом понимании этого слова. Отрасль, как основное структурное подразделение национальной экономики, представляет собой совокупность предприятий , выполняющих одинаковые по содержанию социально-экономические функции независимо от территориального расположения предприятий и их организационно-правовой формы. Согласно положениям Системы национальных счетов 1993 г., под отраслью понимается «группа заведений, занимающихся аналогичными видами деятельности». Туризм под эти определения не попадает, поскольку

набор характерных видов деятельности в нем включает ряд классов «отраслей» в их традиционном смысле. Очевидна сопряженность туристской деятельности и рекреации с различными сферами общественного производства. Не весь созданный элементами туристско-рекреационного комплекса доход (добавленная стоимость) относится к добавленной стоимости в секторе туризма, поскольку инфраструктурные объекты комплекса обслуживают не только туристов и рекреантов, но и других участников рынка. При этом не связанные с туризмом и рекреацией отрасли могут обслуживать туристов и рекреантов, тем самым создавая добавленную стоимость в туристском секторе экономики. В то же время непосредственные субъекты туристского рынка (туроператоры и турагенты) участвуют в нетуристских сферах деятельности, инвестируя средства, например, в непрофильные активы. Подобное переплетение экономических связей характерно и для других отраслей, но для туристско-рекреационного комплекса оно приобретает особое значение.

Для дальнейшего анализа элементов турист-ско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики логично было бы его описать с позиции трех условных емких составляющих: инфраструктурной, нормативно-правовой, информационно-статистической.

Инфраструктурная составляющая. Основу туристско-рекреационной инфраструктуры составляют средства размещения, под которыми понимается любой объект, предоставляющий временные услуги по проживанию.

Согласно методологии Росстата, статистическое наблюдение ведется только за коллективными средствами размещения, которые включают два элемента:

• гостиницы и аналогичные средства размещения (мотели, пансионаты, общежития для приезжих и др.);

• специализированные средства размещения (санаторно-курортные организации, турбазы, кемпинги и др.).

Также Росстатом разработана и утверждена система классификации гостиниц и других средств размещения. В целом по России процесс присвоения коллективным средствам размещения той или иной категории идет медленными темпами. В начале 2006 г. доля гостиниц, не имеющих категорий, составила 84 % (в 2004 г. — 83 %) [4]. На территории Кабардино-Балкарии подобная классификация

Пять "звезд", 4%

Три "звезды" 29%

Эконом-кпасс, 60%

Источник: Данные Министерства спорта и туризма Кабардино-Балкарской Республики

Предполагаемая структура гостиничного комплекса Кабардино-Балкарской Республики в 2010 г.

коллективных средств размещения не проведена, что является одним из сдерживающих факторов развития туристской индустрии региона.

Происходит фактическое несоответствие осуществляемого обслуживания требованиям и стандартам , в том числе касающихся таких необходимых условий как безопасность и экологичность. Отсутствие оценки соответствия конкретного средства размещения определенной категории (класса «звездности») ограничивает потенциального туриста в информации о качестве условий проживания, об уровне сервиса и обслуживания, а следовательно, нарушается соотношение цены и качества услуги. Подобное явление ограничивает как спрос, так и предложение на рынке коллективных средств размещения. Однако работа в этом направлении уже ведется, хотя и медленными темпами. По предварительным данным Министерства спорта и туризма Кабардино-Балкарской Республики, структура гостиничного комплекса республики будет ориентирована на гостиницы эконом-класса (см. рисунок).

В Кабардино-Балкарской Республике структура коллективных средств размещения представлена следующим образом. Гостиничная индустрия в регионе динамично развивается. На долю гостиничного сектора КБР приходится более 5 % средств размещения. В общей коечной емкости мест единовременного размещения всех гостиничных предприятий региона доля получивших в последние годы развитие предприятий гостиничного типа с небольшим (менее 50) числом мест составляет 26,6 %, из которых более половины приходится на частные мини-гостиницы и «гостевые дома» [12].

В 2007 г. число гостиниц и аналогичных средств размещения увеличилось в 3 раза по сравнению с 2002 г. и составило 25 ед. [2]. Число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха в 2007 г. возросло на 3 ед. по сравнению с 2002 г. и составило 24 организации [2].

В структуре указанных организаций туристические базы составили 10 единиц (что превышает уровень 2002 г. на 7 ед.), организации отдыха составили 5 единиц (произошло существенное сокращение числа организаций отдыха по сравнению с уровнем 2002 г. — на 11 единиц), санаторно-курортные организации составили 24 ед. (с превышением уровня 2002 г. на 6 ед.) [2].

Таким образом, в период с 2002 г. структура коллективных средств размещения в Кабардино-Балкарской Республике претерпела существенные структурные изменения.

Экономические реформы оказали существенное влияние не только на количество коллективных средств размещения, но и на их структуру, т. е. на распределение по формам собственности. Если до начала приватизации подавляющее число этих объектов относилось к государственной форме собственности, то в 2002 г. лидирующую группу составили объекты трех форм (частной, государственной и смешанной российской) с примерно одинаковыми долями. Однако уже в 2008 г. 1-е место в таком рейтинге заняли объекты частной собственности: их доля составила 26,4 % (см. табл. 1).

Анализ рыночной стоимости всех объектов показал, что наиболее дорогостоящие гостиницы и пансионаты перешли в совместную российскую и иностранную собственность, а маломощный фонд остался в муниципальном подчинении.

Изменение структуры собственности обусловило изменения в структуре платежеспособного спроса, т. е. рынок накладывает определенные требования к уровню сервиса и разнообразию предоставляемых услуг. Если раньше в системе управления гостиничными и оздоровительными учреждениями проблемам сервиса не уделялось должного внимания, то сегодня на передний план выходят маркетинговые стратегии ориентации на

клиента, на максимально полное и качественное удовлетворение его потребностей в гостиничных, туристско-рекреационных услугах.

Важным инфраструктурным элементом ту-ристско-рекреационного комплекса являются детские оздоровительные учреждения. На начало 2008 г. в Кабардино-Балкарской Республике их общее число составляло 217 ед., из которых большинство (75,5 %) представляли собой организации для школьников с дневным пребыванием. Организации санаторного типа составляли лишь 5 % от общего числа детских оздоровительных учреждений [8].

Специфика в целом российской ситуации, и в Кабардино-Балкарской Республике в том числе, заключается в том, что при относительно стабильном общем количестве детских учреждений разного типа (загородных, санаторных, трудовых, спортивных и др.) прослеживается устойчивая тенденция снижения числа отдохнувших в них детей. Так, в 2002 г. количество отдохнувших детей составляло 49,2 тыс. человек, а в 2007 г. — 48,1 тыс. человек [2]. Таким образом, общее сокращение составило 1, 1 тыс. чел., причем наибольшие темпы снижения наблюдались в загородных оздоровительных учреждениях (за указанный период на 5,1 тыс. чел.). Это объясняется отсутствием полноценного финансирования детского отдыха со стороны органов власти, а также государственных и частных предприятий, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения.

Материальная база детских оздоровительных лагерей за последние годы практически не обновлялась и не совершенствовалась, большинство строений и сооружений пришли в негодность. Строительство новых детских оздоровительных лагерей практически не ведется. Эти процессы усугубляются ростом цен на продукты питания,

Таблица 1

Распределение коллективных средств размещения Кабардино-Балкарской Республики по формам собственности

Виды средств КСР, ед., по годам В % к итогу года

2006 2007 2008 2006 2007 2008

Всего 56 63 53 100 100 100

В том числе по формам собственности:

государственная 11 12 12 19,6 19,0 22,6

муниципальная 6 6 5 10,7 9,5 9,4

частная 7 12 14 12,5 19,0 26,4

иностранная 1 1 — 1,7 1,5 —

смешанная 31 32 22 55,3 50,7 41,5

Источник: данные ТУ ФС госстатистики Кабардино-Балкариястат.

энергоносители и услуги, а также увеличением арендной платы за землю, что приводит к удорожанию стоимости путевок и сокращению числа оздоровленных.

Наряду с уменьшением числа детей, на которых распространяются более эффективные формы оздоровления, происходит увеличение доли детей, охваченных менее эффективными формами, такими как лагеря для школьников с дневным пребыванием и трудовые лагеря. Явная тенденция реструктуризации системы отдыха и оздоровления детей ведет к сокращению количества стационарных детских оздоровительных лагерей за счет увеличения числа малозатратных, но наименее эффективных форм детского отдыха. По сути, происходит подмена оздоровления детей в каникулярный период на их занятость.

Частью туристско-рекреационной инфраструктуры являются объекты общественного питания, находящиеся на территории коллективных средств размещения. С определенной долей условности можно сказать, что туристами являются все посетители ресторанов, кафе, баров, расположенных при коллективных средствах размещения. По данным комплексного обследования туристской индустрии, проведенного Росстатом в 2003 году, таких объектов в целом в России насчитывалось 5194 ед., из которых 26,9 % составляли гостиничные организации питания, а 73,1 % — организации при специализированных коллективных средствах размещения [3].

Несмотря на активный рост рынка предприятий общественного питания (открытие новых ресторанов, кафе, бистро и т. д.), количество непосредственно туристских объектов питания явно недостаточно. Если сопоставить количество самих коллективных средств размещения с числом объектов общественного питания при коллективном средстве размещения, то получается, что на одно коллективное средство размещения гостиничного типа приходится 0,36 предприятия общественного питания, а на одно специализированное — 0,82 [3].

По Кабардино-Балкарской Республике, к сожалению, пока невозможно провести такой анализ из-за отсутствия полной первичной информации по объектам общественного питания и их структуре. Результаты самостоятельного наблюдения свидетельствуют о том, что в КБР отражается общероссийская тенденция и с определенной долей вероятности можно сказать, что указанные соотношения справедливы и для объектов общественного питания, расположенных на территории КБР.

Таким образом, далеко не все средства размещения оказывают услуги общественного питания. Многие гостиницы, отдельные организации отдыха не имеют собственных или арендованных организаций (подразделений) питания.

Совокупный оборот общественного питания в Кабардино-Балкарии неуклонно растет быстрыми темпами. В 2001 г. он составил 106,0 млн руб., в 2002 г. — 129,5 млн руб., в 2003 г. — 149,8 млн руб., в 2005 г. — 238,6 млн руб. По итогам 2006 г. он составил 606,3 млн руб. [8]. За период 2002—2006 гг. в среднем каждый год увеличение составляло 95,3 %. Определенная часть оборота общественного питания приходится на туристов, поскольку их отдых не ограничен территорией коллективного средства размещения. Идентифицировать эту часть с абсолютной точностью не представляется возможным, однако экспертный опрос 2819 руководителей организаций общественного питания выявил, что большинство руководителей (67,6 %) оценивают долю туристского потребления в обороте общественного питания их организаций в размерах менее 20 %. Оценка большинства экспертов определяет долю туристского потребления в 20—60 % [5]. Если принять за основу нижнюю границу, то оборот «туристского общепита» в Кабардино-Балкарской Республике, по оценке автора, составляет сегодня 45—50 млн руб.

Туризм как вид деятельности, связанный с перемещением граждан за пределы их постоянного места проживания, не может рассматриваться вне его связи с транспортной системой. Транспортная инфраструктура не только обеспечивает проезд туриста к конечному пункту путешествия и обратно, но и в ряде случаев выступает как самостоятельный субъект туристско-рекреационной деятельности, предоставляющий туристско-экскурсионные услуги (автобусные экскурсии, автотуризм и т. п.). Транспортное обеспечение входит в основной комплекс услуг, включаемых в состав туристско-рекреационного продукта, а транспортные предприятия рассматриваются как специфические туристско-рекреационные предприятия, формирующие туристскую индустрию.

Согласно методологии Всемирной туристской организации в туристскую отрасль включаются четыре подотрасли транспорта: железнодорожный, дорожный, водный и воздушный транспорт.

Конкретный вид транспорта может эксплуатироваться исключительно в туристско-рекре-ационной сфере либо использоваться в объемах, ограниченных временными или пространственными рамками.

На практике большинство инфраструктурных объектов параллельно обслуживают как туристские, так и иные потоки. Причем разделить конкретные объекты на туристско-рекреационные и не туристско-рекреационные не представляется возможным. Любой вид транспорта (самолет, автомобиль, поезд и т.д.) становится туристским, если он в большей или меньшей степени участвует в туристско-рекреационном производстве.

Для развития туризма в Кабардино-Балкарской Республике важно развитие транспортной инфраструктуры как на ее территории, так и в общем в Российской Федерации.

В целом по России, а также в КБР наблюдается положительная динамика по количеству личных автомобилей (в 2006 г. темп роста составил 111,5 % по сравнению с 2003 г.) [8]. Общероссийская тенденция транспортного развития характеризуется высокой изношенностью и слабой восполняемостью парка подвижного состава, что препятствует росту туристской мобильности российских граждан и увеличению масштабов внутреннего и въездного туризма.

Позитивными подвижками в развитии транспортной сети можно отметить первые результаты реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)». В рамках этой программы предусмотрено финансирование подпрограммы «Автомобильные дороги», где основная часть инвестиций направляется на развитие дорожного хозяйства. В 2006 г. произошел существенный сдвиг в строительстве автодорог в сторону увеличения, их протяженность на территории Кабардино-Балкарской Республики выросла почти в 2 раза по сравнению с 2002 г. и составила в 2007 г. 7,8 тыс. км, а протяженность российских дорог в общем на начало 2007 г. составила 933 тыс. км с ростом на 74 тыс. км по сравнению с 2005 г. [2,10].

Вместе с тем состояние автомобильных дорог пока не отвечает уровню мировых стандартов. Почти треть дорог общего пользования с твердым покрытием — это недолговечные щебеночные и гравийные дороги. Результатом ежегодного недофинансирования дорожной отрасли Кабардино-Балкарии явилось образование значительной кредиторской задолженности за выполненные подрядные работы (по состоянию на 01.01.2006 она составила более 178 млн руб.) [1].

В России сегодня набирает популярность автотуризм. Комфортность путешествий по автодорогам определяется их техническим состоянием и обустроенностью объектами дорожного сервиса, предоставляющими туристам необходимые в пути услуги.

Для развития этого вида туризма актуально вводить в действие новые придорожные мотели и кемпинги, площадки-стоянки, пункты питания и автозаправочные станции. Положительная тенденция этого направления отмечена в целом по России: в 2006 г. объектов сервиса на федеральных автодорогах стало на 63 % больше, чем в 2000 г. [5].

Однако данный процесс протекает неравномерно. Для развития этого вида туризма для КБР важно освоение и ввод подобных объектов на территории регионов Южного федерального округа, что протекает очень медленными темпами.

Под туристскими ресурсами понимаются природные, исторические, социально-культурные и другие объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию физических сил. Данное определение интерпретирует понятие «туристские ресурсы» в самом широком смысле как всю совокупность природных и созданных человеком объектов, представляющих туристский интерес. К ним относятся национальные и тематические парки, музеи, театры, развлекательные предприятия, памятники истории и культуры, природные достопримечательности. Однако в контексте экономического анализа, по мнению автора, целесообразно рассматривать только ту часть туристских ресурсов, которая вовлечена в экономический оборот и приносит доход государству или бизнесу, другими словами инфраструктурные туристские ресурсы.

Такой подход исключает из общей массы туристских ресурсов многие природные памятники и в меньшей степени культурно-исторические объекты, открытые для широкого туристского показа без взимания какой-либо платы. При этом совершенно очевидно, что подобное выделение инфраструктурных ресурсов носит несколько условный характер, поскольку все группы туристских ресурсов взаимосвязаны и трудноразделимы. Кроме того, с развитием туристско-рекреационных зон возможна коммерциализация ранее эксплуатировавшихся в «свободном режиме» природных и исторических объектов.

Особое место в туристской инфраструктуре занимает сектор аттракции, представленный, в первую очередь, различными тематическими парками. В современном мировом туризме они составляют серьезную конкуренцию традиционным культурно-историческим и природным объектам. Тематические парки совмещают в себе увеселительные и инфор-

мационно-познавательные стороны, что делает их центрами семейного и молодежного отдыха. С экономических позиций успех таких парков связан с продуманной ценовой политикой, предполагающей наличие единых входных билетов с определенным комплексом услуг, а в ряде случаев — возможность по одному билету посещать парк неограниченное число раз в течение определенного периода времени. Востребованность парков в туризме также объясняется применением современных маркетинговых приемов, всесторонней проработкой проектов создания и обновления аттракционов, сочетанием разнообразия и простоты оказания услуг, достижением высокого качества обслуживания.

В нашем государстве только формируется индустрия развлечений, соответствующая мировому уровню. Привлекательность этого бизнеса заключается в неосвоенности рынка, малых сроках окупаемости проектов (два—три года) и высокой отдаче. Вместе с тем необходимы значительные объемы инвестиций в строительство инфраструктуры аттракции. В Кабардино-Балкарии в этом направлении актуальна идея воссоздания в примыкавших к феодальным резиденциям жилых постройках этнографических деревень с комплексом туристско-экскурсионных услуг, предполагающих размещение в индивидуальных домах-гостиницах, восстановленных в духе традиционных «кунацких», проведение этнографических праздников, карнавалов, конных путешествий по ущельям и через перевалы в соседние ущелья, посещение археологических и этнографических достопримечательных мест, экстремальный туризм и т. д.

Нормативно-правовая составляющая. В Кабардино-Балкарской Республике туристско-рекреа-ционный комплекс на сегодняшний день не имеет четкого описания в нормативных правовых актах, а следовательно, четкой структуры и границ.

В Концепции развития туристско-рекреаци-онного комплекса КБР Правительство республики основной целью определяет создание высокоэффективного и конкурентоспособного «рекреационного комплекса» [6]. Реестр, утвержденный постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики, включает в себя объекты «курортно-рекреационного и туристического комплекса Кабардино-Балкарской Республики» [7]. Подобные неоднозначные формулировки в законодательных актах республики свидетельствуют о том, что функционируют отдельные элементы сложного межотраслевого туристско-рекреационного комплекса в не установленной пока взаимосвязи между собой.

Такое положение соответственно ограничивает достоверный подсчет участия туризма и рекреации в экономике КБР.

Для достижения продекларированной Правительством Кабардино-Балкарской Республики цели о создании высокоэффективного и конкурентоспособного комплекса возникает необходимость обозначения во всех нормативных правовых актах республики, его как туристско-рекреационного комплекса. Под туристско-рекреационным комплексом понимается единая система природных, туристских, лечебно-оздоровительных и социально-культурных подсистем, характеризующихся функциональной взаимосвязанностью и территориальной целостностью, приводимая в движение сопряженными с ней отраслями: сельским хозяйством и пищевой промышленностью, пассажирским транспортом и связью, торговлей и общественным питанием. Подобное определение и единообразие в обозначении рассматриваемого комплекса как туристско-рекреационного несет важную смысловую, теоретическую и практическую нагрузку, определяет его границы, структуру, «экономическую начинку», содержание и функциональную роль в экономике Кабардино-Балкарской Республики.

Основные направления совершенствования нормативного правового регулирования в сфере туризма на территории КБР должны основываться на разработке правовых актов, касающихся всех секторов развития индустрии туризма. К ним относятся вопросы совершенствования, в целом, регионального законодательства, стимулирования инвестиционной активности, повышения качества туристских услуг, государственной поддержки развития инфраструктуры туризма.

Актуальным является принятие комплекса мер, направленных на повышение культуры безопасности туризма и предполагающих формирование у туристов и экскурсантов сознательного отношения к обеспечению личной безопасности, а также к охране окружающей среды, культурно-историческому и природному наследию.

Необходима реализация действующих норм законодательства в части создания в местах активного отдыха и туризма условий для беспрепятственного доступа к средствам связи, а также для страхования рисков, связанных с прохождением туристами и экскурсантами маршрутов повышенной опасности.

Информационно-статистическая составляющая. Основной проблемой экономико-статистического анализа туристско-рекреационного рынка является невозможность использования в полном объеме ме-

тодов статистического наблюдения. Дело в том, что получить статистические данные о туризме непосредственно из форм федерального государственного статистического наблюдения достаточно сложно. Основные индикаторы сферы туризма распределены более чем по пятидесяти из этих форм [11]. Кроме того, ряд необходимых показателей в статистике отсутствует, существует проблема унификации системы статистических показателей туризма с методологией международных туристских организаций.

Россия входит в число стран, где до настоящего времени отсутствует национальная система статистического учета при помощи так называемых сателлитных счетов, представляющих собой систему показателей, характеризующих динамику и структуру спроса и предложения туристических товаров и услуг. Сателлитные счета позволяют оценить роль туризма в экономике страны с учетом показателей смежных отраслей и таким образом определить долю сферы туризма в ВВП, занятости, инвестициях, бюджетных доходах. Решение этой задачи позволит получить достоверные данные о совокупном вкладе туризма в отечественную экономику и послужит весомым аргументом для привлечения в эту сферу государственных и частных инвестиций.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007—2011 годах» предусмотрено совокупное финансирование Ростуризма, который является основным разработчиком подпрограммы в области туризма, в размере 15 млрд руб. Конечной целью является построение вспомогательного счета туризма, являющегося единственным инструментом его экономического мультипликативного эффекта. В рамках этой программы будут разработаны унифицированные методологические подходы к организации статистики туризма и система статистических показателей, обеспечивающих комплексную характеристику развития туризма, а также рекомендации по их внедрению в статистическую практику.

Ростуризмом подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О совершенствовании статистики туризма с целью оценки его роли в социально-экономическом развитии России».

Кроме того, Росстатом в рамках существующей методологии планируется разрабатывать статистический инструментарий и проводить единовременные обследования по отдельным направлениям туристской деятельности (см. табл. 2).

Однако некоторые эксперты прогнозируют трудности практического внедрения сателлитных счетов в российскую систему статистического учета [9]. Дело в том, что необходимой базой для конструирования таких счетов является межотраслевой баланс (таблицы «затраты-выпуск»). В последний раз этот документ по полному кругу отраслей был сформирован в 1996 г. В настоящее время таблицы «затраты-выпуск» рассчитываются по ограниченному кругу отраслей и поэтому не позволяют получать показатели вспомогательного счета туризма [5].

Перечисленные мероприятия и действия федеральных органов исполнительной власти являются перспективными и дадут результаты не ранее, чем будет реализована указанная программа. Внедрение в статистическую практику регионов потребует дополнительного времени.

На сегодняшний день в статистике туризма регионов Российской Федерации также существует ряд проблем, связанный с нехваткой статистической информации.

Формирование и функционирование турист-ско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики сопровождается сложившимся информационным вакуумом. Ограничивающим фактором выступает отсутствие первичной полной информации о количестве обслуженных туристов, их структуре, количестве занятых в туризме, объектах «туристско-рекреационного общественного питания», наличии туристско-рекреационных ресур-

Таблица 2

Мероприятия Росстата в области статистики туризма

Содержание единовременного обследования Объем финансирования, млн руб. Результаты

Всего В том числе, по годам

2007 2008 2009 2010 2011

Проживающих в КСР 1,9 1,1 0,9 — — — Определение тенденций спроса на услуги КСР и оценка степени его удовлетворения

Посетителей туристских объектов 2,2 — 1,4 0,8 — — Оценка вклада посетителей в развитие инфраструктуры туристских объектов

Иностранных туристов 3,3 — — 1,2 1,1 1,0 Получение информации об иностранных туристах

Источник: приложение № 2 к ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах».

сов на территории Кабардино-Балкарии, валовой выручке от реализации туристско-рекреационного продукта и т. д. Данное ограничение препятствует осуществлению анализа туристских предпочтений, платежных способностей потребителей туристско-рекреационного продукта, спроса на туристско-рекреационные услуги, туристско-рекреационных возможностей, емкости туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики, а в результате — валовой выручки от реализации ту-ристско-рекреационного продукта, доли в валовом региональном продукте (добавленной стоимости).

По мнению автора, на территории Кабардино-Балкарии целесообразно создание мощного информационно-туристического центра, в котором бы аккумулировалась информация о спросе и предложении на рынке туристско-рекреационных услуг республики.

Одной из задач подобного центра может явиться сбор информации о туристских потоках, туристских предпочтениях посредствам различных приемов в маркетинге (опрос фокус-групп и т. д.), а также распространение информации о возможностях, услугах, ресурсах туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики, или другими словами — продвижение туристско-рекреационного продукта.

При наличии такой информации появляется возможность для:

• анализа спроса и предложения на рынке ту-ристско-рекреационных услуг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• выявления «узких мест» в производстве турист-ско-рекреационного продукта;

• анализа насыщенности или перенасыщенности определенными видами услуг и туризма;

• выявления новых потенциальных видов туризма и услуг и т. д.

Изучение регионального туристско-рекреаци-онного комплекса с позиции описанных составляющих позволяет исследовать его отдельные структурные элементы, их взаимосвязи, выявить узкие места в производстве туристско-рекреационного продукта, а также выявить механизм организационного оформления туризма и рекреации как единого сложного межотраслевого комплекса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аналитический доклад// Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, 2007. (Analytical report// Ministry of economic development and trade of Kabardino-Balkaria Republic, 2007).

2. Кабардино-Балкария в цифрах: Статистический ежегодник/ ТО ФГС по КБР. 2008. (Kabardino-Balkaria expressed numerically//Statistical collection, 2008).

3. О развитии туризма в России. ИИЦ «Статистика России». 2003. (About tourism's development in Russia. IIC«Russia's statistic», 2003).

4. О развитии туризма в России. М.: Росстат, 2006. (About tourism's development in Russia. M.: Rosstat, 2006).

5. Овчаров А. О. Туристический комплекс России. М. Инфра-М, 2009. (Ovcharov A. O. Russia's touristic complex. M. Infra-M, 2009).

6. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики «О концепции развития туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики» от 28.11.2008 № 267-ПП. (Government decision of Kabardino-Balkaria Republic «About Kabardino-Balkaria Republic touristic and recreation complex driver» from 28 November 2008 № 267 — GD).

7. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики «О реестре объектов курортно-рекреационного и туристского комплекса Кабардино-Балкарской Республики» от 04.07.2008 № 130-ПП. (Government decision of Kabardino-Balkaria Republic «About Kabardino-Balkaria Republic touristic and recreation complex driver» from 4 July 2008 № 130 — GD).

8. Социально-экономическое положение Кабардино-Балкарской Республики: Статистический сборник/ ТО ФГС по КБР, 2007. (Socio-economic attitude of Kabardino-Balkaria Republic// Statistical collection, 2007).

9. Сараев А. Р. О показателях статистики туризма // Вопросы статистики. 2007. № 9. (Saraev A. R. About tourism statistic indicates // Statistic questions. 2007. № 9).

10. Транспорт в России: Статистический сборник/ Росстат. М., 2008. (Transport in Russia. Statistical collection. M.: Rossat, 2008).

11. Туризм в цифрах. 2007: Стат. сб. / ИИЦ «Статистика России», Федеральное агентство по туризму. М.: ИИЦ «Статистика России». 2007. (Tourism in figures, 2007: Statistical collection/ IIC «Russia's statistic», Rostourism. M.: IIC«Russia's statistic», 2007).

12. www. ivr-kbr. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.