Научная статья на тему 'Туристско-рекреационная специализация путь Кабардино-Балкарии в сервисное общество?'

Туристско-рекреационная специализация путь Кабардино-Балкарии в сервисное общество? Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
720
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / туристско-рекреационный комплекс / региональное социально-экономическое развитие / туристско-рекреационная деятельность / стратегическое регулирование / tourism / tourist and recreation complex / regional socio-economical development / tourist and recreation activity / strategy regulation

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сенова Амина Хамишевна

В статье рассмотрены предпосылки разработки механизма стратегического регулирования туристско-рекреационной деятельности в регионе. Особое внимание уделено рассмотрению актуальных стратегических мероприятий в области туристско-рекреационного развития в Кабардино-Балкарской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сенова Амина Хамишевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The preconditions for development of strategic regulation's gear of tourist and recreation activity of region were considered in the article. The particular attention was given on researching of actual strategic action in the tourist and recreation development of Kabardino-Balkaria Republic.

Текст научной работы на тему «Туристско-рекреационная специализация путь Кабардино-Балкарии в сервисное общество?»

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ -ПУТЬ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В СЕРВИСНОЕ ОБЩЕСТВО?

СЕНОВА АМИНА ХАМИШЕВНА,

аспирант заочной формы обучения кафедры национальной и региональной экономики, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова,

e-mail: amina.senova@gmail.com

В статье рассмотрены предпосылки разработки механизма стратегического регулирования туристско-рекреационной деятельности в регионе. Особое внимание уделено рассмотрению актуальных стратегических мероприятий в области туристско-рекреационного развития в Кабардино-Балкарской Республике.

Ключевые слова: туризм; туристско-рекреационный комплекс; региональное социально-экономическое развитие; туристско-рекреационная деятельность; стратегическое регулирование.

The preconditions for development of strategic regulation’s gear of tourist and recreation activity of region were considered in the article. The particular attention was given on researching of actual strategic action in the tourist and recreation development of Kabardino-Balkaria Republic.

Key words: tourism, tourist and recreation complex; regional socio-economical development; tourist and recreation activity; strategy regulation.

Коды классификатора JEL: L83, O15, R11.

Проблемы российского туристического бизнеса. Россия никогда целенаправленно не позиционировала себя в мировом хозяйстве как страна, привлекательная для туризма. Сформировался стереотип, что туристический бизнес — это удел в основном небогатых стран «третьего мира», а также стран Западной Европы с богатой историей. Между тем в формирующемся сервисном обществе туристско-рекреационная специализация может стать важным каналом интеграции в мировое хозяйство — если не для России в целом, то, по крайней мере, для отдельных ее регионов.

Мировые тенденции развития экономики показывают рост числа посещений туристско-рекреационных комплексов по всему миру, хотя во многих других отраслях наблюдается кризис. Рентабельность туристического бизнеса растет, он приравнивается по доходности к отраслям нефтедобычи и переработки. Особенно это касается горнолыжного спорта и рекреации, развитие которых идет более динамичными темпами, чем в других отраслях. Некоторые южные страны, не имея благоприятных природных условий, создают даже комплексы,

© А.Х. Сенова, 2010

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010

имитирующие горнолыжные трассы, для удовлетворения спроса со стороны туристов на такой туристско-рекреационный продукт.

Имеющиеся в России реальные и потенциальные туристско-рекреационные ресурсы, социокультурные объекты и лечебно-оздоровительный потенциал вполне способны вызвать активный интерес не только у отечественных, но и у иностранных туристов.

К сожалению, уникальные ресурсы России, способные составить высокоэффективный туристско-рекреационный продукт, в настоящее время используются довольно слабо. Есть, конечно, и исключения — такие, например, как Санкт-Петербург с его богатейшими музеями. Однако очень многие регионы с богатым туристско-рекреационным потенциалом практически не используются по причинам информационного вакуума. Слабо развита система продвижения туристско-рекреационных услуг как продукта на внутреннем и внешнем рынках. На сегодняшний день в России, к сожалению, отсутствует организационно оформленная индустрия гостеприимства как единая система, способная эффективно действовать на международном рынке — оказывать влияние на формирование туристско-рекреационных потоков и осуществлять обслуживание на уровне мировых стандартов. Ввиду морального и физического износа многие объекты, оставшиеся со времен СССР, неконкурентоспособны.

Это обусловлено, в основном, внутренними проблемами — прежде всего, низким уровнем жизни населения (вследствие чего многим россиянам не по карману даже внутрироссийский туризм) и некритическим отношением к некачественному сервису, из-за чего отсутствуют гостиницы высокого европейского уровня. Значительная часть объектов туристско-рекреационной индустрии приватизирована. Однако отсутствие благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций не позволяет осуществлять модернизацию и реконструкцию многих из них.

Россия, страна с огромным туристско-рекреационным потенциалом, хотя и развивала его в постсоветские десятилетия, но недостаточно активно. В результате, например, в 2008 г. почти втрое замедлились темпы роста турбизнеса, составив 23,5%, по сравнению с 66,7% в 2005 г1. Потенциально очень прибыльная индустрия второе десятилетие никак не может преодолеть многочисленные проблемы, связанные с нехваткой гостиниц всех уровней классности, а также иной современной инфраструктуры, необходимой для привлечения иностранных туристов и переориентации российских граждан на отечественные курорты и места отдыха.

Поскольку сфера гостеприимства является межотраслевым комплексом, следует формировать и стимулировать создание новой индустрии, способной к саморазвитию. Необходимо определить и законодательно закрепить цели, принципы и правила взаимодействия всех элементов туристско-рекреационной индустрии (размещение, перевозчики, питание, аттракции, туроператоры и турагенты и т. д.). Вместе с тем следует четко определить место каждого элемента в этой структуре, выделив при этом основные доходообразующие сегменты, придать им приоритеты, и стимулировать их развитие посредствам различных преференций.

1 См.: www.russiatourism.ru

Принятое в 2007 г. Правительством Российской Федерации решение о создании семи особых экономических зон туристско-рекреационного типа, в которых туризм будет развиваться при поддержке государства, а также обновленный в том же году Федеральный закон о туристской деятельности в Российской Федерации2 установили новые правила регулирования и условия функционирования туристской отрасли.

Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа — это в мировом масштабе явление не новое. В 120 странах насчитывается свыше 3 тыс. различных особых экономических зон с годовым оборотом 600 млрд долл3. Для России в настоящее время делом государственной важности становится создание именно особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Создание современных туристско-рекреационных комплексов с развитой инфраструктурой на территориях особых экономических зон будет способствовать увеличению потока туристов в регионы, что в свою очередь будет способствовать созданию новых рабочих мест и пополнению региональных бюджетов. По оценкам Федерального агентства по туризму, развитие в России особых экономических зон туристско-рекреационного типа позволит увеличить число туристов с 3 млн человек в год в настоящее время до 9,7 млн человек в 2016 г4.

На сегодняшний день особые экономические зоны туристско-рекреационного типа созданы в Краснодарском, Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, Иркутской области и Республике Бурятия. На создание инфраструктуры этих семи зон потребуется 325 млрд руб. инвестиций, в том числе 44,5 млрд руб. — из федерального бюджета, 273 млрд руб. составят средства частных инвесторов, остальная сумма будет привлечена за счет средств региональных бюджетов5. В 2007 и 2008 гг. из бюджета уже было выделено более 1 млрд руб.6, которые в основном использовались для проведения консалтинговых исследований и создания плана по строительству инфраструктуры.

Для резидентов особых экономических зон туристско-рекреационного типа предусмотрены определенные преференции. В частности, инвесторам частично компенсируют затраты. Так, резидентам особых зон разрешат в первые пять лет не платить земельный налог и налог на имущество, а в будущем позволят выкупать землю, на которой они построят недвижимость. Кроме того, резиденты зоны будут платить единый социальный налог по льготной ставке 14% и смогут переносить больше чем 30% убытков на последующие налоговые пе-риоды7.

Проблемы и перспективы развития туристического бизнеса в Кабардино-Балкарии. Создание по инициативе федерального правительства семи особых экономических зон туристско-рекреационного типа должно стать объектом для активизации работы местных органов власти в других регио-

2 См.: www.russiatourism.ru

3 См.: www.russiatourism.ru;www.rosez.ru

4 См.: Анализ въезда в Россию и выезда из России за 2007 год // Туризм: право и экономика. — 2008. — № 1.

5 См.: www.russiatourism.ru

6 См.: www.russiatourism.ru

7 См.: www.russiatourism.ru

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010

нах, перспективных для развития туризма. Одним из таких регионов является Кабардино-Балкарская Республика.

Первым шагом в формировании региональной туристско-рекреационной политики в Кабардино-Балкарии явилась разработка год тому назад Концепции развития туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики8. Целью указанной Концепции является определение стратегии и основных направлений деятельности по становлению и развитию индустрии туризма Кабардино-Балкарии. Однако в этой Концепции отсутствует очень важный элемент — механизм реализации положений Концепции. Это сдерживает достижение поставленных целей и придает Концепции во многом декларативный характер.

По мнению автора данной статьи, инструментом реализации положений Концепции должен послужить такой известный и широко применяемый в мировой и отечественной практике механизм, как отраслевая региональная целевая программа по развитию туризма в Кабардино-Балкарии, ориентированная на среднесрочную перспективу. Основными ее целями могут стать:

• формирование имиджа Кабардино-Балкарской Республики как региона со спокойной геополитической и социальной обстановкой;

• позиционирование региона как привлекательного для отдыха, оздоровления и туризма центра Северного Кавказа, как инициатора и координатора межрегиональных проектов в сфере туризма, демонстрирующего возможности эффективного государственного управления данной отраслью;

• создание в Кабардино-Балкарской Республике современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса.

Кабардино-Балкария обладает большой привлекательностью для туристов, что обусловливается уникальным комплексом туристско-рекреационных ресурсов. Эти ресурсы многочисленны и разнообразны. Можно сказать возвышенно: в этом регионе есть все — от природного совершенства до мудрых, сильных и добрых людей, для которых всегда святы были законы дружбы и гостеприимства. А можно выразиться более по-деловому: регион обладает высоким природным капиталом и хорошими трудовыми ресурсами (хотя, конечно, ему явно не хватает финансовых ресурсов).

На территории Кабардино-Балкарской Республики насчитывается 11 зон потенциальной туристско-рекреационной специализации, имеющих разный уровень развития. Охарактеризуем некоторые из них.

Самым крупным туристско-рекреационным объектом Кабардино-Балкарии является бальнеологический и климатический курорт предгорной зоны «Нальчик», на территории которого сосредоточено 33 санаторно-курортных учреждения и предприятия инфраструктуры. Однако этот курорт характеризуется высокой долей отдыхающих по социальным путевкам, т.е. оплачиваемым за счет средств Фонда социального страхования и бюджетов различных уровней. Такие туристические путевки имеют низкую доходность.

8 См.: Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики «О концепции развития туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики» от 28 ноября 2008 г. № 267-ПП.

Главной достопримечательностью туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарии является центр горнолыжного спорта, туризма и альпинизма — район Приэльбрусья. По оценке специалистов консалтинговой компании «Росоценка»9, Приэльбрусье занимает 24-е место по рейтингу привлекательности среди всех горнолыжных курортов мира с учетом его природных и технических характеристик. Для сравнения укажем, что Шамони (Франция) занимает 32-е место, Мерибель (Савойя) — 46-е место, Красная поляна (Сочи) — 149-е место, Волен (Подмосковье) — 157-е место.

При должном развитии район Приэльбрусья может превратиться не только в курорт федерального значения, но и в центр развития горнолыжного спорта, с перспективой проведения спортивных соревнований олимпийского уровня и международного масштаба. Особые условия района Приэльбрусья позволяют создать благоприятные условия для лечения и профилактики многих заболеваний, организации туризма, альпинизма, горнолыжного спорта, повышения эффективности тренировок спортсменов. Этот район может также служить местом проведения международных конгрессов, симпозиумов, семинаров, выставок, ярмарок, фестивалей.

Приэльбрусье предъявляет особые требования к организации экологического мониторинга, строгому соблюдению предельной нормы антропогенной нагрузки на экосистему. По оценкам специалистов, максимально допустимое значение одновременного пребывания по загрузке комплекса Приэльбрусья с учетом воспроизводственных работ экологического характера и жестких природоохранных мероприятий составляет 25 тыс. человек. Это значит, что нормативное увеличение прямых рабочих мест может составить 8 тыс. мест, а в сопряженных отраслях — еще 13,5 тыс. мест.

Однако инфраструктура туристско-рекреационных объектов Приэльбрусья по предоставлению дополнительных услуг, кроме проживания, пока практически не развита. Отдых и развлечение туристов в основном ограничены посещением летних спортплощадок, баров и кафе.

Сложность рельефа, сход селевых потоков и лавин, недостаточное финансирование, слабое техническое оснащение обслуживающих дорожных организаций приводят к тому, что транспортная инфраструктура в Приэльбрусье не удовлетворяет современным требованиям. В капитальном ремонте нуждается сеть автомобильных дорог, мосты, подъездные пути к спортивным комплексам и альплагерям.

Также на очень низком уровне находится медицинское обслуживание. Имеющиеся в Приэльбрусье врачебный здравпункт и больница не могут обеспечить достаточного уровня медицинского обслуживания в силу слабой укомплектованности медтехникой, оборудованием и полного отсутствия условий для оказания врачебной помощи.

Итак, хотя Кабардино-Балкарская Республика располагает уникальными туристско-рекреационными возможностями для въездного и внутреннего туризма, однако она использует их нерационально и не в полной мере. Это объясняется рядом причин.

9 См.: www.rosotsenka.ru

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010

Во-первых, отсутствует региональная нормативно-правовая база в сфере туризма. В целом туристское законодательство Кабардино-Балкарии представляет собой совокупность юридически разнородных норм, объединенных по различным отраслям права (гражданское, административное, финансовое, таможенное, земельное и т.д.).

Во-вторых, недостаточно развита региональная туристско-рекреационная инфраструктура. Не созданы предприятия малого и среднего бизнеса, которые обычно составляют, как показывает опыт зарубежных стран, большинство субъектов рынка въездного туризма.

В-третьих, отсутствует система позиционирования и продвижения туристско-рекреационных возможностей в регионе. Нет соответствующего информационного поля (сайты, информационные центры, специализированные печатные издания), туристско-рекреационного бренда, основанного на уникальном образе Кабардино-Балкарской Республики, системы продвижения ее возможностей через участие в международных и российских специализированных выставках, в проектах телевизионных компаний, печатных изданий и т. д. Основная причина отсутствия интереса к региону со стороны туристов — это разобщенность усилий представителей туристско-рекреационного бизнеса и властей региона в формировании положительного имиджа Кабардино-Балкарской Республики.

В-четвертых, неэффективна система межотраслевого взаимодействия. Восприятие туристской отрасли как дотационной, стоящей в одном ряду с культурой или социальным обеспечением и решающей исключительно социальные задачи, мешает применять межотраслевой подход в сфере государственного управления туристско-рекреационным комплексом.

Условно контингент потенциальных туристов Кабардино-Балкарской Республики можно разбить на четыре категории (Биржаков, 2005): это иностранные граждане, россияне из центральных и южных областей России, местное население с высоким уровнем дохода и местное население с доходами среднего и ниже среднего уровней. Для увеличения потока туристов в КабардиноБалкарскую Республику нужно выработать генеральную идею, которая стала бы для них привлекательной. Желающие отдохнуть должны четко знать, ради чего им стоит проделывать путь длиной в тысячи километров на Юг России.

Необходимо популяризировать информацию о том, что в КабардиноБалкарской Республике сосредоточены уникальные ресурсы, которые позволяют развивать самые различные виды туризма:

■ культурно-исторический (путешествие в целях ознакомления с историкокультурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе);

■ экологический (первозданная природа, охота, рыбалка);

■ этнографический (быт коренных народов);

■ спортивный (скалолазание, сплавы, горнолыжные маршруты) и т.д.

В последнее время активизируется и деловое направление туризма. Деловой туризм (приезд бизнесменов, ученых для участия в международных, всероссийских и региональных форумах) представляет собой наиболее динамич-

ный и доходный вид туристической деятельности, но на первоначальном этапе требующий наибольших затрат. Поэтому осилить его развитие можно только с инвестициями крупного бизнеса.

Многоаспектное позиционирование позволит открыть перспективные ниши для развития туризма и сделать Кабардино-Балкарскую Республику не менее посещаемым туристско-рекреационным регионом, чем Краснодарский и Ставропольский края или Ростовская область.

Задачи развития туристического бизнеса в Кабардино-Балкарии. Итак, основными задачами власти Кабардино-Балкарской Республики являются в настоящее время стимулирование максимального использования экономического потенциала туризма, а также грамотное, последовательное и эффективное ее продвижение как перспективного туристско-рекреационного региона на российском и международном рынках.

На сегодняшний день состояние сферы туризма в Кабардино-Балкарии можно охарактеризовать как требующее, прежде всего, тщательного исследования и разработки перспективных направлений развития. Это является своеобразным преимуществом при принятии стратегических решений развития отрасли, так как регион может учесть опыт других территорий, как положительный, так и отрицательный.

Для развития регионального туристско-рекреационного хозяйства следует использовать следующий комплекс стратегических мероприятий:

1) прежде всего, надо разработать современный автоматизированный земельный кадастр региона и, в первую очередь, земельный реестр. Этот реестр станет основой создания других государственных отраслевых кадастров, природных ресурсов и многоцелевой информационной системы, включающей реестр зданий, сооружений и коммуникаций, и др., который будет являться основой создания и функционирования территориальной информационной системы региона. Автоматизированный комплекс государственного земельного кадастра по своей сути будет являться государственной информационной инфраструктурой, обеспечивающей, наряду с другими действующими инфраструктурами (транспортом, связью, энергетикой), функционирование туристического бизнеса (Севастьянова, 2007);

2) необходимо разработать механизм изъятия неэффективно используемых земель и разрешения земельных споров. Необходимость резервирования земли под федеральные нужды не сужает, а расширяет возможности маневра региональных институтов власти при принятии решений, связанных с развитием туристско-рекреационного комплекса;

3) следует определить потребность и состоятельность всех существующих туристско-рекреационных объектов. При этом надо выделить ряд объектов, являющихся по техническим и санитарным условиям непригодными для дальнейшего использования в туристическом бизнесе (оказавшихся в черте городской застройки, в зонах шумового дискомфорта и неблагоприятных с точки зрения экологии), с целью передачи их под иные нужды. Ряд туристско-рекреационных учреждений целесообразно перепрофилировать из одного вида деятельности в другой (например, лагеря отдыха, работающие не на полную мощность или не функционирующие, переобо-

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010

рудовать в кемпинги и базы отдыха, пользующиеся большим спросом у отдыхающих);

4) нужно упорядочить систему отчетности региона по наличию и состоянию туристско-рекреационного фонда, особенно в тех районах, где туризм и рекреация занимают одно из ведущих мест. Властным структурам Кабардино-Балкарской Республики, в свою очередь, надо заинтересовать местные администрации в развитии туризма и рекреации на их территории за счет перечисления части налогового сбора от туризма в местные бюджеты (Яброва, 2008);

5) особое внимание необходимо уделить охране и разработке природных ресурсов (прежде всего, месторождений минеральных вод и лечебных грязей). Развитие туристско-рекреационного бизнеса, несомненно, потребует усиления деятельности природоохранных служб, а значит, повлечет за собой создание в этой сфере дополнительных рабочих мест и сфер приложения труда;

6) необходимо качественно обновить систему информационно-рекламного обеспечения туризма, создав единую туроператорскую региональную сеть. Следует разработать единый банк данных (каталог) обо всех туристско-рекреационных учреждениях региона, создать ассоциацию этих учреждений различной функциональной направленности для их включения в федеральные и мировые туристско-рекреационные сообщества;

7) безусловно, надо создавать новые туристско-рекреационные центры. Нужно учреждать на базе нематериальных активов (в том числе интеллектуальной собственности), принадлежащих корпорации хозяйственных обществ, новые предприятия в туристско-рекреационной зоне, в которые привлекается капитал сторонних крупных инвесторов;

8) необходимо создать отдельное подразделение туристической милиции или полиции, в обязанность которой будет входить охрана спокойствия туристов, пресечение различных правонарушений, рассмотрение жалоб туристов, расследование незаконных действий, совершаемыми самими туристами;

9) следует организовать процесс объединения организационно-правовых структур, обладающих новыми технологиями в туристско-рекреационной области, но не способными их доработать и освоить по ним выпуск туристско-рекреационного продукта, с более мощными компаниями, заинтересованными в дальнейшей коммерциализации этих технологий. Прежние владельцы поглощаемого предприятия (акционерного общества) получат выкуп за свои акции или паи и останутся на предприятии (акционерном обществе) уже в качестве высокооплачиваемых наемных работников.

По мнению автора, чтобы туризм стал развитым сектором региональной экономики, необходимо использовать, совершенствовать и применять принципы саморегулирования. Государство при этом будет играть роль регулятора по созданию условий для развития.

Осуществление туристско-рекреационной деятельности зависит, главным образом, от готовности к тому, чтобы служить основой для коммерческих сделок,

способных принести окупающие эту деятельность доходы. Для получения ожидаемого и приемлемого результата следует решить целый ряд организационных, управленческих и экономических проблем. Все они отображены на рис. 1.

Рис. 1. Механизм стратегического регулирования туристско-рекреационной

деятельности в регионе

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 1. 2010

Необходимо учитывать, что заинтересованность исполнителей во всех этапах единого туристско-рекреационного цикла достигается при ориентации этих исполнителей на конечный результат — ответственную сдачу туристско-рекреационного объекта «под ключ» и участие в реализации товаров и услуг созданного объекта. Такая запланированная ориентация на конечный результат позволяет использовать механизм регулирования туристско-рекреационной деятельности как основу для построения замкнутых (с обратной связью по конечному результату) систем при реализации государственной туристско-рекреационной политики. Именно эта ориентация на конечный результат представлена на рис. 1. В алгоритме работы механизма стратегического регулирования туристско-рекреационной деятельности по разработанному «маршруту» реализации должны проходить все (или большинство) осуществляемые в туристско-рекреационных центрах инвестиционные проекты. В приведенном алгоритме предусматривается постоянное саморазвитие инфраструктуры механизма регулирования туристско-рекреационной деятельности параллельно с реализацией инвестиционных проектов.

Необходимо, чтобы региональные органы власти, ограничивая деятельность туристско-рекреационных центров исключительно туристско-рекреационной деятельностью, сами предоставляли для реорганизации, реконструкции или строительства новых туристско-рекреационных объектов уже существующие помещения, оборудование, инфраструктуру, землю. Сформированные таким образом новые объекты при существенно малых капитальных вложениях будут эффективны и станут источниками реинвестиций для туристско-рекреационных центров.

Представленный на рис. 1 механизм стратегического регулирования и перспективного развития туристско-рекреационного комплекса региона дает возможность региональным органам управления целостно, разносторонне и рационально использовать инструментарий и технологическую последовательность осуществления регулирующих воздействий.

ЛИТЕРАТУРА

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ.

Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики «О концепции развития туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики» от 28 ноября 2008 г. № 267-ПП.

Анализ въезда в Россию и выезда из России за 2007 год // Туризм: право и экономика. — 2008. — № 1.

Биржаков М.Б. Формирование платежеспособного спроса на туристские услуги в России / М.Б. Биржаков // Туристские фирмы. — СПб.: Невский Фонд, 2005. Вып. 36 (4).

Севастьянова С.А. Региональное планирование туризма и гостиничного хозяйства. Учебное пособие / С. А. Севастьянова. — М.: Кнорус, 2007.

Яброва О. А. Стратегические мероприятия по развитию рекреационного комплекса Красноярского края / О.А. Яброва // Проблемы экономики. — 2008. — № 2 (26).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.