Научная статья на тему 'Туризм как стратегический мультипликатор экономического развития'

Туризм как стратегический мультипликатор экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
646
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / МУЛЬТИПЛИКАТОР / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОИЗВОДСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муратова Людмила Ивановна

В статье рассматриваются вопросы сущности стратегического подхода к управлению производством, понятия туристско-рекреационного комплекса, с выявлением элементов его мультипликативного влияния на другие отрасли экономики. На материалах КБР разработана и реализована методика оценки туризма как мультипликатора экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туризм как стратегический мультипликатор экономического развития»

Муратова Людмила Ивановна доктор экономических наук, профессор профессор Ростовского международного института экономики и управления Muratova Lyudmila Ivanovna The Doctor of Economics, the professor The professor of the Rostov international Economy and management institute

gbabkov@mail. ru

Туризм как стратегический мультипликатор экономического

развития

Tourism as the strategic animator of economic development

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы сущности стратегического подхода к управлению производством, понятия туристско-рекреационного комплекса, с выявлением элементов его мультипликативного влияния на другие отрасли экономики. На материалах КБР разработана и реализована методика оценки туризма как мультипликатора экономического развития.

The summary

In article questions of essence of the strategic approach to production management, concepts of a turistsko-recreational complex, with revealing of elements of its multiplicate influence on other branches of economy are considered. On materials КБР the technique of an estimation of tourism as animator of economic development is developed and realised.

Ключевые слова

Туризм, туристско-рекреационный комплекс, мультипликатор, стратегический подход, производство, экономическое развитие, управление.

Keywords

Tourism, turistsko-recreational complex, the animator, the strategic approach, manufacture, economic development, management.

В современных условиях методы, основанные только на экстраполяционном прогнозировании, являющиеся эффективными в условиях достаточно стабильной внешней среды, не удовлетворяют в полной мере требованиям рыночной экономики, характеризующимся нестандартностью

подходов к процессу принятия гибких экстренных решений, оригинальных задач, повышенной значимостью экологических, законодательных, социальных, научно-технических, технологических и других факторов [1].

В этих условиях необходим стратегический подход к управлению производством, сущность которого в обосновании направлений совершенствования конкурентной позиции, выборе рынка и продукции, разработке путей достижения миссии и целей. Таким образом, стратегия -это система направлений действий, характеризующих что, когда, как и зачем необходимо делать для выхода на заданные ориентиры. При этом, очевидно, что стратегия учитывает и приспосабливается к условиям внутренней и внешней среды, адаптивно изменяясь в соответствии с ними. Стратегия является основой стратегического управления, в качестве основных функций которого выступают планирование, организация, координация и регулирование, мотивация, мониторинг (включающий наблюдение, учёт и контроль).

В связи с тем, что стратегия формируется на стыке, с одной стороны, чётких ориентиров перспективного развития, с другой стороны, изменяющихся факторов внутренней и внешней среды, её можно рассматривать как комбинацию планируемых и экстренных управленческих по адаптации организации, отрасли, региона, страны к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций.

Расширяя указанное определение, можно рассматривать стратегию как модель, интегрирующую основные цели организации, ее политику и действия в единое целое. Стратегия - это не просто представление о том, как вести себя в видимой перспективе. Она затрагивает более фундаментальные аспекты природы организации, как инструмента коллективного восприятия и действия. Потенциально стратегия имеет дело со всем чем угодно: с товарами и процессами, клиентами и поставщиками, собственными интересами компании и ее социальными обязательствами, элементами управления и т.д. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочить и распределить ограниченные ресурсы организации наиболее эффективным образом с учетом изменения внешней и внутренней среды.

Стратегии могут рассматриваться двояко: либо как априорные заявления, призванные задать направление деятельности, либо как апостериорные обобщения предпринимавшихся ранее действий. В этой связи стратегию можно рассматривать как модель (заранее продуманный или выстраиваемый по ходу развития событий образ действий или манеру поведения), как план (сознательно и намеренно разработанную последовательность действий), как прием (использование различных хитростей и уловок, чтобы ввести в заблуждение конкурентов), как

позицию (положение компании относительно внешней среды), как перспективу (укоренившийся в организации способ восприятия мира).

Таким образом, стратегия - это средство достижения желаемых результатов, целей. Она в определенной степени воплощает в себе модель управления организацией, а, следовательно, формирует соответствующий образ мышления, представляя собой процесс обоснования миссии, выявления долгосрочных целей, формирования задач и принятия порядка (и плана) действий для достижения намеченных ориентиров.

В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому, приходится пользоваться обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

С рассматриваемых позиций стратегия - это способ или средство достижения целей в перспективе. Стратегия формулирует и анализирует альтернативные варианты лучшего использования имеющихся в организации ресурсов и возможностей для достижения поставленных целей.

Следует отметить, что при определении стратегии необходимо соблюдение определенных правил, имеющих важную роль, и оказывающих непосредственное влияние на функционирование предприятия. Указанные правила носят преимущественно ограничительный или предписывающий характер, определяя базовые позиции, в которых осуществляется деятельность организации.

Расширяя требования к правилам, многие исследователи указывают, что некоторые правила могут иметь очень широкий смысл, другие -достаточно узкий, касающийся отдельной стороны жизни компании либо отдельной функции. Общим для всех правил является то, что они устанавливают границы деятельности и поведения в организации, направляя тем самым ее функционирование по пути реализации стратегии. Некоторые правила имеют достаточно долгую жизнь. В то же время, существуют правила, которые вводятся для реализации какой-то определенной стратегии или же для обеспечения достижения какой-то определенной цели. Дополняя процесс формирования стратегии процедурами, отмечают, что процедура, в отличие от правила, описывает действия, которые следует предпринимать в конкретной ситуации. В известной степени правила и процедуры снижают степень свободы действий сотрудников организации, заставляя их следовать заданным маршрутом. На самом деле камнем преткновения являются не сами правила и процедуры, а то, как они доведены до сведения персонала. Хорошо продуманная последовательность действий при решении проблемных ситуаций не снижает творческий потенциал сотрудников, а способствует более успешному решению проблемы.

Долгосрочные цели предприятия формируются на основе миссии. Миссией обычно называют обобщённую цель, вызывающую у членов трудового коллектива организации состояние стремления к чему-либо. Правильно сформулированная миссия способствует созданию и поддержанию положительного психологического климата в организации, мобилизует персонал в целом на конкретные действия.

Формулирование миссии - представляет собой нечто большее, чем простое определение роли организации. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены необходимые характеристики организации.

Во-первых, формируются целевые ориентиры, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему она стремится в своей деятельности в долгосрочной перспективе.

Во-вторых, учитывается сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт она предлагает покупателям, и то, на каком рынке осуществляет реализацию своего продукта.

В-третьих, формулируется философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в ней.

В-четвёртых, выявляются возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем её сила, каковы отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника.

Целесообразно определить миссию, как философию предприятия, объединяющую все множество целей организации. Без такой всеобъемлющей философии предприятие не сможет сосредоточить все усилия и действовать как единое целое. Миссия информирует персонал предприятия, что ожидает общество от предприятия, и что организация ожидает от сотрудников своего трудового коллектива.

Таким образом, разработка любой стратегии начинается с формулирования миссии, являющейся философией объекта, смыслом его существования, объединяющей всё множество возможных целей. Так, миссией развития региональной экономики является обеспечение высокого, соответствующего стандартам развитых стран, уровня жизни населения на основе увеличения объёмных и душевых характеристик производства товаров и услуг, сбалансированного и адаптивного, к имеющимся точкам роста, воспроизводственного развития региона.

Цель - это желаемое состояние организации в будущем и результат ее деятельности. В целях находят свое отражение направления развития предприятия в будущем. На формирование целей оказывает влияние ряд факторов, однако, ключевыми является императивы внешней среды.

Рассматривая значение целей с позиции определения стратегической перспективы, исследователи отмечают, что установление целей переводит

стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы. Цели представляют собой обязательство управленческого аппарата фирмы добиться определенных результатов в определенное время. Они точно объясняют, сколько, чего и к какому сроку предстоит сделать. Они направляют внимание и энергию на то, чего нужно добиться.

До тех пор, пока долгосрочные планы компании и ее миссия не привязаны к конкретным измеримым задачам, а менеджеры не демонстрируют прогресс в выполнении этих задач, формулировка миссии и направление развития фирмы являются лишь красивыми словами и нереализованными идеями. Опыт убедительно показывает, почему установление целей является решающим моментом стратегического управления: компании, чьи управляющие вырабатывают цели для каждого ключевого показателя деятельности, а затем предпринимают энергичные действия для достижения целевых показателей, являются серьезными кандидатами на победу в конкурентной борьбе с компаниями, чьи управляющие оперируют с такими терминами, как надежда, упование и ожидание успеха.

Чтобы цели имели управленческую ценность, они должны быть определены в количественных и измеримых показателях и содержать предельные значения, которых необходимо добиться. Это подразумевает, что нужно избегать таких формулировок, как «максимальные прибыли», «снижение издержек», «повышение эффективности», «увеличение объема продаж», которые не определяют ни количественных, ни временных границ. Установление целей - руководство к действию: каких результатов и когда необходимо достичь и кто за это отвечает.

Таким образом, цели - детально сформулированные и количественно определенные желаемые результаты функционирования и развития системы в будущих периодах. Указанное определение обусловливает требования к описанию целей.

Следует заметить, что каждое предприятие характеризуется совокупностью целей, включая цели самой отрасли. Цели отрасли должны определяться целями организации.

На основании анализа литературных источников по исследуемой проблематике можно выделить следующие основные признаки классификации целей:

- по типу (классу) управленческих решений: стратегические,

тактические, оперативные;

- по степени охвата в структуре организации: системы

управления, цели подразделений;

- по функциональному признаку объекта управления:

маркетингом, производством, финансами, персоналом организации, инновациями;

- по подсистемам субъекта управления: управления персоналом,

цели информационного обеспечения менеджмента, материальнотехнического и финансового обеспечения, формирования стиля управления, в отношении технологии и методов управления.

- по направленности управления: функционирования и

развития;

- по периодичности: постоянные, периодические, разовые;

- по измеримости: качественные, количественные;

- по стадиям жизненного цикла: проектирования и создания,

роста, зрелости, завершения жизненного цикла.

Цели управления целесообразно рассматриваться как совокупность целей функционирования и развития организации.

Указанная классификация целей позволяет определить и конкретизировать задачи, а также использовать методы управления, предназначенные для разных целей. Другой подход к классификации целей предполагает разделение целей на стратегические и финансовые.

Хотя и финансовым и стратегическим целям принадлежит наивысший приоритет, так как они направлены на достижение ключевых результатов, трудность возникает тогда, когда ситуация вынуждает сделать выбор между действиями, связанными с повышением краткосрочных финансовых показателей, и усилиями по упрочению положения фирмы в долгосрочной перспективе.

Менеджеры с хорошо развитым финансовым предвидением часто сосредоточивают свое внимание на краткосрочных финансовых показателях, пренебрегая мерами, рассчитанными на долгосрочную перспективу и освоение новых рынков. Это особенно характерно для ситуаций, когда у компании низкие финансовые показатели. Если компания добилась хороших финансовых результатов, достаточных для того, пережить финансовый кризис, важность решения задач по упрочению конкурентных позиций фирмы в долгосрочной перспективе превышает необходимость увеличения в краткосрочной перспективе финансовых показателей.

Компания, которая постоянно упускает возможности упрочения своих конкурентных позиций в долгосрочной перспективе (вместо этого делая выбор в пользу немедленного улучшения финансовых показателей), рискует подорвать свою конкурентоспособность, лишаясь движущей силы на рынке, уменьшая свою способность противостоять своим более честолюбивым конкурентам.

Риск особенно велик, когда конкуренты компании нацелены на рост и придают большее значение достижению лидерства в отрасли в долгосрочной перспективе, чем текущим прибылям. Компании-конкуренты, которые пойдут на более низкие цены и прибыли в долгосрочной перспективе взамен ежегодного увеличения доли рынка, могут со временем

занять на рынке лидирующие позиции за счет компаний, которые больше заняты своими прибылями в краткосрочной перспективе.

Стратегические цели компании важны еще по одной причине: они описывают стратегическое намерение фирмы — стремление занять определенное место в бизнесе. Стратегическим намерением крупной компании может быть завоевание лидирующих позиций в отрасли на национальном или мировом уровне. Стратегическим намерением небольшой компании может быть достижение доминирования на определенной рыночной нише. Для вновь созданного предприятия стратегическое намерение может заключаться в том, чтобы его признали перспективным.

Другой подход предполагает выделение траекторных и точечных целей. Траекторные цели предполагают определение общего направления развития, в них отражаются наиболее общие (системные) вопросы. Точечные цели формулируются с учетом достижения конкретного конечного результата.

Траекторные и точечные цели тесно увязаны с понятием долгосрочных и краткосрочных целей. Как правило, траекторные цели являются долгосрочными, а точечные — краткосрочными, хотя последние могут формулироваться и на перспективу.

Цель организации тесно взаимосвязана с продолжительностью периода, за который предполагается ее достичь. Чем крупнее, масштабнее поставленная цель, тем за большее время она может быть достигнута. И наоборот, чем больший интервал времени рассматривается, тем более крупная цель для него может быть поставлена.

Любой интервал времени можно разделить на отдельные периоды, и для каждого из них может быть определена своя цель. При этом, цели должны быть взаимоувязаны, хотя планирование работы для каждого периода и реализация плана, обеспечивающего достижение цели для этого периода, осуществляется последовательно. Конечной целью называют такую, которую нельзя достигнуть за планируемый период времени, но нужно и возможно обеспечить её реализацию в будущем за более продолжительный период. За планируемый период к конечной цели можно приблизиться. Все цели, последовательное достижение которых обеспечивает достижение конечной цели, называют промежуточными.

Понятия конечной и промежуточной целей относительны и зависят от того, о каком периоде идет речь. Промежуточная цель для своего периода может рассматриваться как конечная, тем более, если этот период разбит на меньшие отрезки времени, для каждого из которых определена своя промежуточная цель. С другой стороны, с достижением конечной цели жизнь не останавливается. Ставятся новые конечные цели, для достижения которых уже достигнутая конечная цель была промежуточной.

Могут быть цели различных иерархических уровней управления. Корпоративную цель или цель нулевого уровня называют генеральной. Далее идут цели первого, второго и т.д. уровней. Такое представление целей

называют деревом целей. Следует заметить, что не всегда можно выделить только одну генеральную цель. Их может быть на корпоративном уровне несколько.

Цели, принадлежащие одному уровню, могут быть взаимно нейтральными, кооперироваться или конкурировать между собой.

Управленческие воздействия, необходимые для реализации взаимно нейтральных целей, не пересекаются и не зависят друг от друга.

В случае кооперирующихся целей управленческие воздействия, необходимые для их достижения, подкрепляют друг друга так, что одно из них способствует и реализации другого. Нередки ситуации, когда достижение одной из целей обеспечивает достижение и другой, кооперированной с ней.

В случае конкурирующих целей достижение одной из них может означать отказ от другой. Это имеет место, например, если цели могут быть реализованы только с использованием одного и того же ограниченного ресурса.

Продолжая анализ целей, следует указать на достаточно важный момент в формулировании целей - соотношение понятий «цель» и «альтернатива».

С точки зрения разных субъектов одно и то же явление оценивается по-разному. Важную роль играет здесь то обстоятельство, на каком уровне иерархической структуры управления находится субъект.

Взаимосвязанность и взаимозависимость категорий цели и альтернативы более наглядно можно проиллюстрировать с помощью метода «дерево решений», который предполагает разработку вариантов достижения целей различных уровней дерева целей, при этом дерево целей всегда можно развивать до такой степени детализации, чтобы на последнем уровне находились задачи, которые уже невозможно рассматривать в качестве целей.

Цель в определенной степени формируется на основе анализа имеющихся в распоряжении субъекта управления средств и возможностей действия. Она должна обеспечивать стремление, по возможности, к полному использованию всех средств. Цели, которые не соответствуют данному требованию, являются слишком заниженными (такая опасность угрожает при постановке точечных целей) или узкими для данного управляемого процесса. Организации должны стремиться к постановке целей, которые обеспечили бы использование всех имеющихся возможностей. Неиспользованная часть ресурсов и возможностей улучшения их использования представляет собой, во-первых, с ретроспективной точки зрения — прямые экономические потери, во-вторых, с перспективной точки зрения — резервы для освоения новых стратегических зон хозяйствования.

Операционные цели являются более специфичными и более измеряемыми, чем оперативные. Они определяют общую линию поведения, по ним оценивают выполненную работу. Они разрабатываются детально и выражаются в количественных единицах, представлены в

форме конкретных заданий конкретным исполнителям или рабочим группам.

Различие между рассмотренными выше типами целей во многом определяет сущность и содержание управления организацией.

Формулирование целей является весьма сложным процессом. Качество цели определяет дальнейшие перспективы организации. В связи с этим к указанному процессу предъявляются определенные требования.

Цели становятся эффективным инструментом управления, когда они: четко определены или сформулированы; доведены до сведения работников; приняты ими к последующему исполнению.

Важной характеристикой целей является их достижимость и реалистичность. Недостижимые, нереалистичные цели не мотивируют исполнителей.

Цели должны быть понятными для исполнителя и четко сформулированными. Понятная цель обеспечивает видение тех мероприятий, которые обеспечивают ее выполнение.

Цель должна быть, с одной стороны, детально описана в качественных терминах, с другой стороны, - должна получить требуемое количественное подтверждение. Цель должна быть измеримой. Неизмеряемость цели лишает исполнителя возможности определить степень прогресса в ее достижении.

Цель должна иметь конкретные сроки исполнения. Цель с отсутствием четкого срока исполнения будет все время возвращать исполнителей к начальному этапу работ. Если внутри срока не определены этапы, шаги и их последовательность, то исполнители не будут знать, что делать дальше.

Цель должна способствовать мотивации исполнителя в правильном направлении выполнения работ. Цель должна быть доступно формулируема и формализуема. Это усиливает ее влияние, воздействие и повышает обязательство по отношению к ее выполнению.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что формирование миссии организации представляет собой начальный этап стратегического управления. В широком понимании миссия — это философия, смысл существования организации. В узком понимании миссия

— это утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация и в чем состоят ее качественные отличия от организаций-конкурентов.

Формулирование миссии имеет очень большое значение для деятельности предприятия, так как служит ориентиром для определения финансовых и стратегических целей фирмы. Достаточно сложно рассчитать прямой экономический эффект от сформулированной миссии, однако важность этого этапа проявляется в том, что миссия способствует

формированию и поддержке единого корпоративного духа, служит основой для действенного управления предприятием, снижает риск принятия необоснованных решений и сокращает вероятность ошибок руководства.

Миссия компании отражается в документарной форме, имеющей определенную структуру и являющейся важной для предприятия. При этом, общая идея миссии может быть сформулирована в коротком предложении.

Миссия разрабатывается для корпорации в целом, отдельных предприятий, функциональных и операционных подразделений.

Разрабатывается миссия высшим руководством организации.

Формулирование целей является вторым этапом стратегического менеджмента. В зависимости от того, насколько четко сформулированы цели, зависит эффективность деятельности организации. Некорректно сформулированная цель способна стать причиной банкротства и гибели предприятия, поэтому, очень важно знать классификацию целей, специфику процесса их формулирования, применяемые методы реализации.

По мнению ряда исследователей, стратегический менеджмент представляет собой по существу способ управления, используемый в условиях появления новых, более сложных задач, обусловленных динамичностью и неопределенностью обстановки. Как видно, данная дефиниция не учитывает социальных аспектов стратегического

управления.

Кроме того, можно рассматривать стратегический менеджмент как программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов владельцев и работающих. При таком подходе осуществляется ориентация на

социальный, маркетинговый и технологические аспекты стратегического менеджмента, упуская при этом важность и значение информационных ресурсов, а также влияние внешнего окружения.

Более удачным является определение, позиционирующее стратегическое управление, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производственную деятельность на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выполнение стратегии, запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

В связи с этим, стратегическое управление определяется как образ мышления и способ реализации стратегии на основе использования совокупности методов и функций, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех элементов и подсистем организации, с учетом императивов внешней среды и уровня притязаний с целью выполнения стратегических ориентиров развития, то есть миссии, целей и конкретных задач в рамках формирования и реализации стратегии.

С учетом вышесказанного и исходя из обобщения экономической литературы, можно систематизировать базисные принципы формирования стратегий, с последующей реализацией соответствующего стратегического управления.

Во-первых, необходим обоснованный и сознательный выбор целей и стратегий развития организации. Процесс развития организаций полон противоречий, и для их разрешения должны разрабатываться эффективные способы в различных областях деятельности организации. Решения должны быть непротиворечивы.

Во-вторых, следует осуществлять постоянный поиск новых форм и видов деятельности, направленный на укрепление существующих конкурентных преимуществ, выявление и усиление новых.

В-третьих, важным является обеспечение соотносительности между организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами организации и ее элементами. Под соотносительностью понимается некоторое конкретное соотношение между отдельными частями и элементами системы, которое определяет наилучшие условия функционирования и развития организации.

В-четвертых, необходима индивидуализация стратегий. Каждая организация уникальна в том смысле, что имеет особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, экономическим потенциалом, культурой и другими чертами.

В-пятых, при разработке стратегий следует учитывать, что каждая из них, в процессе реализации, определяется сочетанием двух аспектов: спланированного организацией и случайного, появившегося под воздействием внешней среды.

В-шестых, значимым является четкое организационное разделение задач стратегического управления и задач оперативного управления. Нельзя смешивать задачи текущего управления, эффективность решения которых определяется прибылью и позициями организации в данный момент времени, и задачи стратегические, нацеленные на выживание и процветание в долгосрочной перспективе.

Все это, в-седьмых, позволяет сформировать парадигму выработки стратегии развития того или иного изучаемого явления или объекта (организации, отрасли, корпоративной структуры, региона, страны) с учетом основополагающих элементов.

С позиций места и роли в мировой экономике, одним из превалирующих секторов, с чётко выраженной закономерностью роста объёмов и удельного веса, является туристско-рекреационный комплекс. Во-первых, эта сфера служит фундаментальным источником формирования новых рабочих мест и развития региональной экономики. Во-вторых, туристско-рекреационная деятельность является одной из доминирующих и наиболее быстро развивающихся. В-третьих, она во

многом определяет национальную экономику ряда стран, в которых доля поступлений от туризма достигает 40 и более процентов валового продукта. В-четвёртых, множество других стран, к которым относится и Россия, имеют значительный стратегический потенциал туристско-рекреационного развития с адекватным ростом экономики и повышения благосостояния населения [1].

Стратегия развития каждого конкретного региона, отраслей и комплексов территориальных образований формируется в рамках, с одной стороны, формализованных перспективных ориентиров, с другой стороны, трансформации факторов внутренней и внешней среды. В связи с этим, она является комбинацией планируемых и тактических управленческих решений по адаптации регионально-отраслевых экономических систем к изменившейся ситуации, появляющимся возможностям получения конкурентных преимуществ. При этом, правильно сформулированная и экономически обоснованная стратегия позволяет упорядочить и распределить ограниченные ресурсы наиболее эффективным образом, с учетом возможных изменений внешней и внутренней среды.

В связи с этим, стратегия является основой стратегического управления, в качестве основных функций которого, на национальном, региональном, отраслевом и производственном уровнях, выступают планирование, организация, координация и регулирование, мотивация и мониторинг, в системе наблюдения, учёта, оценки и скользящего контроля. Поэтому, актуальными являются научные исследования, направленные как на разработку методологических основ стратегического управления, так и на обоснование конкретных императивов, направлений и ориентиров развития тех или иных регионально-отраслевых экономических систем.

В экономической литературе имеются разные понятия региональной сферы, в которой осуществляется отдых, восстановление сил, оздоровление и лечение населения. Наряду с терминами рекреационной и туристской деятельности, курортного и санаторного секторов, применяются интегрированные характеристики курортно-рекреационного, санаторно-курортного, курортно-туристского и других, близких по сущности, комплексов [1-3].

Ключевыми понятиями, связанными с функционированием исследуемой сферы являются:

- рекреация, под которой понимается отдых и восстановление сил человека, при этом, рекреационным обслуживанием во многих странах занимается специализированная отрасль экономики [4, с. 1128];

- туризм как один из видов активного отдыха, сущность которого заключается в путешествии, поездке, походе в свободное время [4, с. 1375], с разнообразными целями, в том числе, оздоровительными, лечебными, ознакомительными и др.;

- санаторий в форме лечебно-профилактического учреждения специфического сектора экономики, для лечения человека преимущественно природными факторами, физиотерапевтическими средствами, режимом и диетой [4, с. 1177];

- курорт, которым является местность, имеющая природные лечебные средства (минеральные воды, грязи, благоприятный климат и т.д.), где, на базе соответствующих специализированных учреждений, осуществляется оздоровление и лечение людей [4, с. 682].

Как видно, сущность этих понятий во многом близка, чем и обусловливается применение интегрирующего их термина «комплекс», под которым понимается связь, сочетание, совокупность объектов, группа отраслей или подотраслей, предприятий, производящих продукцию единой природы [4, с. 621; 5, с. 180].

Поскольку, первичной целью туризма является путешествие, а итоговой функцией, то есть, его предназначением - отдых и восстановление сил, оздоровление и лечение, то более предпочтительным понятием может быть туристско-рекреационный комплекс (ТРК) регио-нальной экономики, который является непрерывно и устойчиво развивающейся экономической системой, включающей ряд структурных секторов (санаторнорекреационный, гостиниц и ресторанов, туристско-экскурсионный, медицинско-оздоровительный, физической культуры и спорта), функционирующих на основе взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей соответствующих товаров и услуг.

Как видно, между ТРК и сферой здравоохранения много общего, поэтому в организационном плане (в зависимости от размеров и роли туристско-рекреационного комплекса в регионе) он или входит в нее, либо является самостоятельным элементом региональной экономики.

При этом, туристско-рекреационный комплекс формируется в рамках взаимодействия разнообразных сегментов экономики, как функциональных, так и отраслевых: организации перемещения

(транспорт), проживания и питания (гостиничный сектор и общественное питание), связи (информационные системы и технологии), создания и дистрибуции туров (туроператоры и турагенства), функционирования сферы развлечений, предоставления спортивно-оздоровительных, меди-цинско-оздоровительных и других услуг.

Функционирование туристско-рекреационного комплекса (ТРК) стимулирует рост разнообразных смежных отраслей, позволяя получить значительный мультипликативный (экономический и социальный) эффект, в рамках развития:

- транспортной инфраструктуры (автомобильных и железных дорог, авиаперевозок);

- агропромышленного комплекса (сельского хозяйства, пищевой промышленности и общественного питания);

- информационно-телекоммуникационных систем, в том числе, Интернет-маркетинга, онлайн-бронирования, телефонной и мобильной связи и т.д.;

- оптовой и розничной торговли, с целью обслуживания туристско-рекреационного комплекса и самих рекреантов;

- энергетических и коммунальных систем в связи с необходимостью качественного и бесперебойного обеспечения ТРК энергией и услугами;

- системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров на основе соответствующих образовательных учреждений.

С позиций места и роли в мировой экономике, туристско-рекреационный комплекс является одним из превалирующих секторов с чётко выраженной закономерностью роста объёмов и удельного веса. Во-первых, эта отрасль является фундаментальным источником формирования новых рабочих мест. Во-вторых, в экспорте мировой экономики (особенно, в ряде стран) туристско-рекреационная деятельность является доминирующей. Этот сектор, во многом, определяет национальную экономику Мальдивской республики, в Европе Греции, Египта, Турции, Испании и других стран, в которых доля поступлений от туризма в экспорте достигает 40 и более процентов. В-третьих, множество других стран, к которым относится и Россия, имеют значительный потенциал туристско-рекреационного развития с адекватным ростом экономики и повышения благосостояния населения.

В конце ХХ века в международном и внутреннем туризме стран мира было занято порядка 130 млн. чел., а его суммарный оборот составлял более 3 трлн. долларов [2, с. 62]. В 2004г. удельный вес туризма в занятости населения в целом по мировой экономике составлял 8,3% (при численности работающих в размере 221 млн. чел.). При этом, соответствующая доля в ВВП была равна 10,6%, достигнув 4,8 трлн. $. При этом, наблюдается ультраэластичная связь, так как каждый процент прироста занятости обеспечивает 1,28% увеличения валового внутреннего продукта. Несложные расчёты показывают, что среднегодовой прирост работающих в анализируемой сфере примерно равен 11 млн. чел., тогда как ВВП - более 200 млрд. долларов.

О влиянии развития туристско-рекреационной деятельности, с позиций роста численности прибывших туристов (Х, млн. чел.) на увеличение количества создаваемых рабочих мест (У, тыс. чел.) свидетельствует соответствующий корреляционно-регрессионный анализ по городам Хельсинки, Копенгаген, Брюссель, Санкт-Петербург [6], Вена, Эдинбург, Бостон, Монреаль, Торонто (географически расположенных на уровне европейской части России):

У = 14,782 + 7,7126Х; R=0,949; Б=0,901; F= 63,9

У = 5,94 + 11,209Х - 0,2998Х2; R=0,955; D=0,912; F= 31

У = 3,546 + 34,0941п(Х); R=0,931; D=0,867; F= 45,7

Среди рассчитанных, на основе программного пакета SPSS-10, регрессионных моделей, лучшими по сочетанию характеристик тесноты связи и критерия Фишера, являются линейная, параболическая и логарифмическая функции, судя по которым влиянием численности рекреантов определяется от 86,7 до 91,2% колеблемости занятых в исследуемом секторе экономики.

Коэффициент регрессии в линейной модели свидетельствует о том, что с увеличением численности прибывающих туристов на 1 млн. человек, занятость населения в анализируемой сфере возрастает на 7,7 тыс. чел. Иными словами, прирост рекреантов на 1 тыс. чел. определяет увеличение количества персонала туристско-рекреационного комплекса на 7,7 чел.

Императивы дальнейшего развития туристско-рекреационной сферы, прежде всего, определяются рядом закономерностей мирового развития. Во-первых, в большинстве стран мира наблюдается рост денежных доходов населения. Во-вторых, характерным является процесс старения населения, особенно в развитых странах. Этим, а также ускорением темпов жизни определяется тот факт, что, в-третьих, очевидно повсеместное повышение внимания к здоровью человека.

Российская Федерация, в том числе, многие её регионы располагают уникальными лечебными ресурсами, живописной природой, историческими памятниками, определяющими огромные возможности для развития, как внутреннего, так и международного туризма.

Кабардино-Балкарская Республика, среди разнообразных видов туризма, может занять нишу спортивно-оздоровительной направленности, базирующейся на природных, культурных и исторических особенностях региона. Особое значение здесь могут иметь спортивный, лечебнооздоровительный, экстремальный и приключенческий, экологический и культурно-познавательный туризм с широким использованием SPA-услуг.

С одной стороны, Приэльбрусье и многие другие горные районы КБР могут стать центрами мультиспортивного всесезонного активного отдыха с использованием комплекса минеральных SPA-ресурсов.

С другой стороны, Нальчикская курортная зона должна быть лечебно-оздоровительным центром на основе использования минеральных источников и занятий активными видами спорта.

В настоящее время, судя по динамике объёмов и структуре оборота организаций Кабардино-Балкарской Республики, включающего стоимость отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами, выручку от продажи приобретённых ранее на стороне продуктов (без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), размер и доля туристско-

рекреационного комплекса (ТРК), с позиций функционирования гостиниц и ресторанов, небольшие.

В стоимостном выражении производство услуг гостинично-ресторанного сектора ТРК КБР за последние годы увеличивается возрастающими темпами (если в 2004г. они составляли 191,2 млн. руб., в 2005г. - 210,4 млн. руб., то в 2006г. достигли 250,6 млн. руб.), тогда как их доля в совокупном обороте колеблется от 0,74% в 2005г. до 0,87% в 2006г.

В отраслевой структуре Кабардино-Балкарии выделяются, прежде всего, обрабатывающие производства (в том числе, пищевая промышленность), торговля и ремонт, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. транспорт и связь. При этом, очевидна мультипликативная связь курортно-туристского комплекса со многими отраслями региональной экономики, ибо с увеличением туристского потока возрастают потребности в разнообразных услугах, производстве продовольственной продукции и т. д.

Исследуя динамику функционирования экономики КБР, на основе темпов прироста оборота в 2006г., по сравнению с 2005г., можно выделить четыре группы экономических видов деятельности: с резким увеличением (добыча полезных ископаемых на 45,5%, строительство на 40,7%), со значительным приростом (от 20% до 40% по коммунальным услугам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, образованию, транспорту и связи, операциям с недвижимым имуществом, рыболовству и рыбоводству), с существенным ростом (до 20% по гостиницам и ресторанам, торговле и ремонту, обрабатывающим производствам), тогда как по сельскому хозяйству, охоте и лесному хозяйству наблюдается снижение объёмов и удельного веса оборота.

В системе регионов Южного федерального округа, КабардиноБалкарская Республика является одним из ярко выраженных туристско-рекреационных регионов. В этом плане, в ЮФО можно выделить четыре кластера субъектов Федерации [12, с. 116-117].

В первую группу входят Краснодарский и Ставропольский края, в которых, за счёт Черноморского побережья и Кавказских минеральных вод, удельный вес гостиниц и ресторанов в валовом региональном продукте составлял в 2005 г., соответственно, 2,3% и 1,3%.

Второй кластер представлен республиками Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, а также Волгоградской, Ростовской и Астраханской областями с долей анализируемого вида деятельности от 0,7% до 0,9% в ВРП.

В третьей группе регионов, к которым относятся республики Адыгея, Калмыкия, Северная Осетия-Алания и Дагестан, активно развивается туристско-рекреационная направленность. В четвёртом кластере, представленном Чеченской республикой и Ингушетией, анализируемого вида деятельности в настоящее время практически нет,

хотя здесь (особенно, в Чеченской республике) имеются огромные возможности для развития лечебно-оздоровительного и спортивного, экстремального и приключенческого, культурно-познавательного туризма.

Судя по данным федеральной статистики, санаторно-рекреационной деятельностью в Кабардино-Балкарской Республике занимаются санаторно-курортные организации и организации отдыха, детские оздоровительные учреждения и гостиничные предприятия [11, с. 113-114].

В 2006 году в них было обслужено 136,4 тыс. чел., при этом, в санаторно-курортных организациях, организациях туризма и отдыха - 63,8 тыс. чел.

Динамика развития этих структурных элементов туристско-рекреационного комплекса КБР за 1990-2006гг. существенно разнится. Санаторно-курортные организации, после продолжительного периода падения, в последние годы восстановили и продолжают развивать свой коечный потенциал. Однако, по-прежнему, остаётся низкой численность обслуженных лиц, в расчёте на одно место, составившая в 2006г. только 8,3 чел., тогда как в 1990г. этот показатель был равен 13,4 чел./место. Вместе с тем, число организаций туризма и отдыха значительно сократилось, а позитивная тенденция роста их мощности и количества отдыхающих наметилась только в 2006г.

Аналогичная закономерность наблюдается в целом по санаторнорекреационному сектору ТРК КБР, о чём свидетельствует корреляционнорегрессионный анализ, позволивший выявить зависимость числа организаций (Х), наличия мест в месяц максимального развёртывания (М), численности обслуженных лиц, в расчёте на одно место (Ь) и в целом за тот или иной анализируемый год (У, тыс. чел.) от фактора времени (;, годы по порядку).

По санаторно-курортным организациям эти зависимости характеризуются следующими лучшими, среди ряда возможных, уравнениями регрессии:

Х = 17,096 - 2,3332t + 0,1869^; R=0,956; D=0,913; F=36,9

М = 7477,4 - 992ДО + 57,32^; R=0,974; D=0,949; F=64,5

Ь = 14,682 - 2,66Ш + 0,1674^; R=0,884; D=0,781; F=12,5

У = 103,82 - 21,345t + 1,242Н2; R=0,985; D=0,97; F=114

Параметры полученных функций характеризуют тесную связь характеристик санаторно-курортного структурного элемента ТРК от фактора времени, о чём свидетельствует тот факт, что колеблемость анализируемых результативных признаков на 78,1-97% определяется независимой переменной. Как видно, во всех случаях наблюдается вогнутая парабола, логика которой в первоначальном снижении показателей, с дальнейшим последовательным ростом.

Близкие закономерности развития наблюдаются с позиций функционирования санаторно-курортных организаций, организаций отдыха и туристских баз в целом:

Х = 53 - 2,4Ш + 0,094Н2; R=0,956; D=0,914; F=37,1

М = 27382,5 - 4181Д + 203,75t2; R=0,995; D=0,99; F=331

Ь = 10,91 - 3,405t + 0,539t2 - 0,022t3; R=0,944; D=0,892; F=16,5

У = 216,68 - 36^ + 1,8941t2; R=0,969; D=0,939; F=54,3

Судя по коэффициентам корреляции, все анализируемые характеристики (число организаций, количество мест, удельная и объёмная численность обслуженных лиц) имеют тесную связь с фактором времени, влиянием которого определяется 89,2-99% колеблемости уровней исследуемых показателей.

В итоге, как показывают расчёты, общая численность отдыхающих и лечащихся зависит от трёх функционально взаимосвязанных факторов: количества койко-мест (т), удельной численности обслуженных лиц, в расчете на 1 место (1), а также структуры санаторно-рекреационного сектора (с), включающего санаторно-курортные организации, а также организации туризма и отдыха, о чем свидетельствует соответствующий индексный анализ.

Наряду с существенными изменениями мощности организаций санаторно-рекреационного сектора, удельной и общей численности отдыхающих в нём, в динамике также наблюдаются значительные структурные трансформации. Если в 1999г., с позиций наличия койко-мест, 72,9% их было в организациях туризма и отдыха, то в дальнейшем последовательно увеличивается удельный вес санаторно-курортных организаций до 62,7% в среднем за 2003-2006гг.

Как показали дальнейшие расчёты с помощью индексного анализа, по сравнению с 1990г., в другие периоды численность отдыхающих и лечащихся была намного меньше (25,5% в среднем за 1995-1998гг., 29,2% в среднем за 1999-2002гг., 37,7% в среднем за 2003-2006гг.). Вместе с тем, очевидна закономерность последовательного увеличения количества размещённых лиц.

Конкретные факторы изменения общей численности отдыхающих и лечащихся находятся между собой в функциональной связи, ибо их индекс определяется произведением индексов количества койко-мест, удельной численности и структуры. Например, применительно к сравнительной оценке средних данных 2003-2006гг., по сравнению с 1990г., полученная система агрегатных индексов имеет вид:

1т*11% = 1тЪ 0,366*0,772*1,332=0,377

Таким образом, уменьшение численности отдыхающих обусловлено влиянием меньшего количества койко-мест, при худшем уровне их использования, тогда как структурный фактор оказывает позитивное влияние. В абсолютных характеристиках, с позиций оценки соответствующих приростов (снижения) численности размещённых лиц, рассчитанная связь характеризуется следующей детерминированной моделью:

Am + Д1 + Ac = Aml; -122928 - 20919 + 26447 = 117400 лиц

Аналогичные расчёты по всем исследуемым периодам, в сравнении с 1990г., позволили осуществить количественную оценку факторных трансформаций санаторно-рекреационного сектора ТРК КБР.

Как показывают расчёты, в последнем периоде, в среднем за 20032006гг., по сравнению с 1990г., общая численность отдыхающих и лечащихся уменьшилась на 117400 чел. Негативное влияние на изменение количества размещённых лиц оказало использование имеющейся мощности (-20919 чел.) и, особенно, снижение количества койко-мест (122928 чел.), тогда как совершенствование структуры позволило обеспечить абсолютный прирост в размере 26447 чел.

По санаторно-курортным организациям в пятилетней перспективе ожидается увеличение как коечного фонда до 7165 мест (на 11,8% больше, чем в 1990г.), так и численности обслуженных лиц - до 100 тыс. чел. (с ростом в 1,163 раза). Это должно быть обусловлено не только развитием мощности лечебно-профилактических учреждений, но и лучшим её использованием - до 17,8 чел./место в 2010г., по сравнению с 13,4 чел./место в 1990г.

В целом по санаторно-курортным организациям, организациям отдыха и туризма ожидается несколько иная ситуация. Коечный фонд в пятилетней перспективе может составить свыше 15 тыс. мест, в 2 раза больше, чем в 2006г., но на 35,8% меньше, нежели в 1990г. Вследствие этого, не смотря на прогнозируемый рост удельной численности обслуженных лиц (на 21,3%, по сравнению с 1990г.), общее количество лечащихся и оздоравливающихся лиц может составить только 78,4% к базисному году.

Важным структурным элементом туристско-курортного комплекса является система детских оздоровительных учреждений, осуществляющих летний отдых детей, как Кабардино-Балкарской Республики, так и многих других регионов Российской Федерации.

За анализируемые 1990-2006гг. наблюдаются значительные трансформации, как числа детских оздоровительных учреждений (ДОУ), так и количества отдохнувших детей. По сравнению с базисным 1990г., в середине последнего десятилетия ХХ века произошло резкое сокращение

этих характеристик, в отдельные годы почти в два раза. Начиная с 2000г., осуществляется не только восстановление, но и расширенное развитие детского оздоровительного сектора. Вместе с тем, только в возрасте 10-14 лет в КБР проживает 63,8 тыс. детей [11, с. 36], то есть, значительное их число не охвачено летним отдыхом и оздоровлением.

Расчёты по цепным индексам на основе среднегодовых данных показали, что после значительного снижения числа детских оздоровительных учреждений и количества отдохнувших в 1995-1998гг., в 19992002гг. наблюдается более чем двукратный рост, тогда как в последующем четырёхлетии увеличение составило 24,1% по первому показателю, при 41,4% - по второму. Эти различия объясняются разными соотношениями по сравниваемым периодам, с одной стороны, числа учреждений, с другой

- удельными характеристиками, в расчёте на одно ДОУ количества отдохнувших детей.

В конечном итоге, различные, по анализируемым показателям, закономерности развития детского оздоровительного сектора КабардиноБалкарской Республики за 1990-2006гг. характеризуются следующими уравнениями регрессии:

Х = 141,168 - 15,58Н + 1,638Н2; R=0,913; D=0,834; F=17,6

У = 21,11 + 3,3085t + 0,3739^; R=0,945; D=0,893; F=29,2

Параметры полученных функций характеризуют тесную связь характеристик детского оздоровительного сектора ТРК от фактора времени, о чём свидетельствует тот факт, что колеблемость анализируемых результативных признаков на 91,3-94,5% определяется независимой переменной. Во всех случаях наблюдается параболическая модель, логика которой в первоначальном снижении показателей, а в дальнейшем, существенного роста.

Полученные регрессионные модели позволяют не только изучить закономерности развития детского оздоровительного сектора в анализируемом периоде, но и осуществить необходимые прогностические расчёты.

Число детских оздоровительных учреждений в 2010г. может возрасти до 350, что в 2,5 раза превысит уровень 1990г., годичная численность отдыхающих достигнет 70 тыс., в связи с тем, что удельное оздоровление детей (то есть, в расчёте на одно ДОУ) в перспективе должно существенно возрасти, с превышением базисного уровня на 42%.

Существенные трансформации в последние годы также наблюдались по гостиничному сектору туристско-рекреационного комплекса республики.

Число гостиниц и пансионатов долгое время снижалось и только с 2005г. наблюдается резкий рост этого показателя с существенным (почти

двукратным) превышением уровня базисного, 2000г. Аналогичная закономерность наблюдается по количеству койко-мест. Если в среднем за 2000-2002гг. их было 1075, то в среднем за 2003-2006гг. стало 1858 (на 72,8% больше).

Вместе с тем, совершенно иная тенденция наблюдается по удельной характеристике, то есть, количеству размещённых, в расчёте на одно койко-место. В то время как в среднем за 2000-2002гг. этот показатель составил 33,8 лиц/место, то в среднем за 2003-2006гг. только 17,9 (почти в 2 раза ниже, нежели в предыдущем периоде).

Влияние динамизма численности размещённых на одно место сказалось на общем количестве отдыхающих с их постепенным уменьшением. Так, если в среднем за 2000-2002гг. численность гостиничных рекреантов составляла 36,4 тыс. чел., то в среднем за 20032006гг. она сократилась до 33,2 тыс. чел.

Корреляционно-регрессионный анализ позволил количественно оценить и формализовать закономерности функционирования

гостиничного сектора в системе туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М = 1106,4 + 461,58t - 87,02t2 + 4,011t3; R=0,898; D=0,807; F=8,4

L = 47,0548 - 2,2723t + 0,0726t2; R=0,804; D=0,646; F=6,4

У = 72,36 - 3,038t - 0,2459t2 + 0,0185t3; R=0,992; D=0,985; F=135

Судя по коэффициентам корреляции, все анализируемые характеристики (количество мест, удельная и объёмная численность размещённых лиц) имеют тесную связь с фактором времени, влиянием которого определяется 89,8-98,9% колеблемости уровней исследуемых показателей.

По гостиницам КБР в пятилетней перспективе ожидается

увеличение коечного фонда до 3511 мест (на 17% больше, чем в 2006г.). При этом, численность размещённых лиц, в рамках сложившейся тенденции развития, по прогнозу может составить 40,5 тыс. чел. (примерно на 25,3% выше, по сравнению с 2006г.). Это обусловлено, на фоне роста мощности гостиничных предприятий, некоторым повышением уровня использования коечного фонда - до 29,4 чел./место.

Санаторно-рекреационный сектор ТРК Кабардино-Балкарской

Республики в итоге включает ряд структурных элементов - санаторнокурортные организации, организации отдыха и туристические базы, гостиницы, а также детские оздоровительные учреждения.

При изучении санаторно-рекреационного сектора ТРК региона в целом очевидны две специфические динамические закономерности. С одной стороны, с позиций числа организаций и учреждений, после резкого снижения во второй половине 90-х годов, начиная с 2000г., наблюдается

их значительное увеличение (прежде всего, за счёт малых организаций), на 40% в 2006г., по сравнению с 1990г.

С другой стороны, численность обслуженных лиц, после резких негативных трансформаций в 90-е годы, в 2000-е гг. также существенно увеличивалась, однако, как за 2006г., так и в среднем за 2003-2006гг. общее количество рекреантов было почти в 2 раза ниже, чем в базовом, 1990г.

Аналогичная закономерность наблюдается в рамках изучения динамики функционирования санаторно-рекреационного сектора ТРК Кабардино-Балкарии без детских оздоровительных учреждений. Если в 1990 году было 62 организации, с общей численностью отдыхающих в размере 256,9 тыс. чел., то в среднем за 2003-2006гг. эти характеристики существенно ниже (54 организации и 104,1 тыс. чел.).

В конечном итоге, различные, по анализируемым показателям (Х, число койко-мест; У, количество размещенных лиц, тыс.), закономерности развития санаторно-рекреационного сектора ТРК Кабардино-Балкарской Республики за 1990-2006гг. характеризуются следующими уравнениями регрессии:

Х = 207,343 - 18,746t + 1,78t2; R=0,925; D=0,855; F=20,6

У = 312,941 - 45,225t + 2,4473t2; R=0,964; D=0,93; F=46,8

Параметры полученных функций характеризуют тесную связь характеристик санаторно-рекреационного сектора ТРК КБР от фактора времени, о чём свидетельствует тот факт, что колеблемость анализируемых результативных признаков на 85,5-93% определяется независимой переменной. Как видно, во всех случаях наблюдается параболическая вогнутая модель, логика которой в первоначальном снижении показателей, с дальнейшим существенным ростом.

Полученные по различным структурным элементам ТРК регрессионные модели позволяют не только изучить закономерности развития санаторно-рекреационного сектора КБР в анализируемом периоде, но и осуществить необходимые прогностические расчёты.

Число организаций и учреждений этого сектора ТРК региона в пятилетней перспективе может превысить 400, что в 2 раза больше уровня 1990г. Расчёты показали, что общая численность обслуженных лиц в перспективе должна существенно возрасти, примерно до 260 тыс. чел., то есть, с выходом на базисный уровень 1990г.

Туристско-рекреационный комплекс, в среде региональной экономики, функционирует не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими структурными элементами. Его развитие мультипликативно связано со многими видами экономической деятельности, ибо рост ТРК обусловливает соответствующие трансформации в розничной торговле и

общественном питании, пассажирском транспорте и бытовых услугах и т.п.

Наличие такой взаимосвязи предопределяет возможность и необходимость оценки мультипликативного эффекта с позиций влияния туристско-рекреационного комплекса на развитие смежных секторов региональной экономики, исходя из соответствующей методики, сущность которой определяется пятью этапами исследования, в сочетании динамического и индексного анализа, расчётно-конструктивного и корреляционно-регрессионного методов познания.

На первом этапе исследования осуществляется динамический анализ уровней и структуры регионального туристско-рекреационного комплекса, других, логично связанных с ТРК видов экономической деятельности.

Логика второго этапа заключается в изучении взаимосвязи туристско-рекреационного комплекса со смежными видами экономической деятельности, оценке уровня соответствия и выбора наиболее чувствительных к трансформациям ТРК структурных элементов региональной экономики.

Специфика третьего этапа определяется необходимостью изучения динамических закономерностей развития в регионе туристско-рекреационного комплекса и взаимосвязанной с ним системы других видов экономической деятельности.

На четвёртом этапе расчётов осуществляется исследование и оценка взаимосвязи туристско-рекреационного комплекса с коррелирующей системой смежных видов экономической деятельности в региональной экономике.

Идеология пятого, заключительного этапа обусловлена прогнозированием развития туристско-рекреационного комплекса и взаимосвязанной с ним системы других видов экономической деятельности, с оценкой мультипликативного эффекта, а также итоговой роли ТРК в регионе.

В Кабардино-Балкарской Республике структурными элементами туристско-рекреационного комплекса являются санаторно-рекреационный сектор, услуги гостиниц и ресторанов, туристско-экскурсионные, физической культуры и спорта, а также медицинско-оздоровительные [11, с. 197].

За 2000-2006гг. объёмы деятельности всех секторов ТРК существенно возрастали: туристско-экскурсионного в 3,51 раза, гостиниц и ресторанов в 2,38 раза, физкультуры и спорта в 1,9 раза, санаторнооздоровительного в 2,49 раза, медицинско-оздоровительного в 7,74 раза, туристско-рекреационного комплекса в целом в 3,23 раза.

При этом, если в начале изучаемого периода наибольший удельный вес в туристско-рекреационном комплексе последовательно занимали санаторно-оздоровительные, гостинично-ресторанные и туристско-экскур-

сионные услуги, то в 2006г. ситуация существенно изменилась с соответствующим превалированием туристско-экскурсионного, медицин-ско-оздоровительного и санаторно-оздоровительного секторов ТРК.

Сравнительный анализ исследуемых динамических рядов позволяет также выявить общую, чётко выраженную закономерность - с ростом объёмов туристско-рекреационного комплекса непрерывно развиваются смежные виды экономической деятельности. Это вполне логично, ибо увеличение численности обслуженных лиц в ТРК связано с использованием ими разнообразных услуг и приобретением товаров.

Как по цепным, так и базисным индексам трансформаций объемов продукции ТРК и взаимосвязанных с ним других видов экономической деятельности по Кабардино-Балкарской Республике за 2000-2006гг. проявляется идентичная взаимосвязь: по мере роста первого показателя последовательно и в больших размерах возрастают характеристики второго показателя.

В итоге, на каждый рубль увеличения объемов туристско-рекреационного комплекса возрастают результаты мультипликативно связанного с ним сектора региональной экономики: от 20,6 руб./руб., в 2000г. до 29 руб./руб. в 2006г. На фоне некоторой колеблемости конкретных характеристик по годам в целом наглядно прослеживается тенденция роста анализируемых относительных показателей.

Очевидно, что этот рост является следствием влияния двух факторов. С одной стороны, бесспорно увеличение объемов продукции смежных отраслей по мере развития туристско-рекреационного комплекса. С другой стороны, в воспроизводственной динамике экономический рост осуществляется с учетом фактора времени.

Поэтому, некорректно считать регрессионные характеристики взаимосвязи ТРК с другими видами экономической деятельности полностью мультипликативным эффектом, ибо из них следует вычленить трендовую составляющую, вследствие проявления временного воздействия.

Расчёты, с помощью кореляционно-регрессионного анализа, позволили выявить лучшие динамические зависимости развития как туристско-рекреационного комплекса (К, млн. руб.), так и мультипликативно связанных с ним других видов экономической деятельности (7, млн. руб.) от фактора времени (;, годы по порядку) за 2000-2006гг. по Кабардино-Балкарской Республике:

К = 202 - 142,5361; R=0,986; D=0,973; F=179

7 = 5204,9 + 2201,71 + 280,46^; R=0,999; D=0,999; F=2856

Крайне высокие коэффициенты корреляции и детерминации свидетельствуют об очень тесной зависимости анализируемых показателей

от фактора времени, что позволяет не только исследовать соответствие фактических и расчетных (по моделям) характеристик, но и осуществить необходимое прогнозирование на ближайшую перспективу.

Оценку взаимосвязи туристско-рекреационного комплекса с другими видами экономической деятельности в регионе также можно осуществить с помощью корреляционного анализа.

Соответствующие расчёты показали, что теснота связи в ранжированном ряду определяется следующими характеристиками: 0,983 -бытовые услуги, 0,971 - розничная торговля, 0,967 - пассажирский транспорт, 0,949 - общественное питание.

Несколько ниже, но также тесной является зависимость ТРК с ЖКХ (0,918) и связью (0,917), определяемая тем обстоятельством, что наличие мобильной связи предопределяет гораздо меньшее использование традиционных видов коммуникаций.

Количественно влияние туристско-рекреационного комплекса (К, млн. руб.) на совокупность мультипликативно связанных с ним других видов экономической деятельности (Ъ, млн. руб.) можно оценить с помощью регрессионного моделирования.

Ъ = 6047,37 + 0,22041 + 0,019712; R=0,982; D=0,965; F=54,6

Высокие характеристики тесноты связи и критерия Фишера свидетельствуют об адекватности рассчитанной модели реальной действительности. Так фактическая характеристика объемов мультипликативно связанных с ТРК услуг в 2004г. составляла 22714 млн. руб., а расчетная 22731 млн. руб. (99,9%), в 2005г., соответственно, 28607 и 28299 млн. руб. (101,1%), в 2006г. - 34451 и 34668 млн. руб. (99,4%).

Всё это позволяет использовать полученную модель в аналитикопрогностических целях, исследуя возможную динамику зависимости мультипликативных видов экономической деятельности от развития курортно-туристского комплекса.

Подставляя в рассчитанные уравнения регрессии те или иные (в том числе прогнозные характеристики туристско-рекреационного комплекса), можно определить тренд развития мультипликативно связанных с ним видов экономической деятельности за анализируемый период и на ближайшую перспективу. По сравнению с 2000г. (принятым за 100%), расчетное значение 2003г. составит 213,3%, 2006г. - 409,7% с дальнейшим ростом через пять лет до 805,4 %.

Проведенные расчёты свидетельствуют о том, что в динамике выявленный рост мультипликативно связанного с ТРК сектора региональной экономики обусловлен как фактором времени, так и влиянием собственно туристско-рекреационного комплекса. Очевидно, что

разница соответствующих оценок по годам дает возможность определить необходимые уровни мультипликативного эффекта.

Для этого, наряду с ранее проведенными расчетами была выявлена зависимость валового регионального продукта Кабардино-Балкарской Республики за 2000-2006гг. (О, млн. руб.) в зависимости от фактора времени (1). Полученная, в результате расчетов и сравнительной оценки возможных моделей (линейной, логарифмической, квадратической, кубической, экспоненциальной), лучшая линейная функция имеет вид:

О = 9629 + 4349,041; R=0,991; D=0,992; F=270

Крайне высокие коэффициенты корреляции и детерминации характеризуют очень тесную связь анализируемого результативного признака с фактором времени. Об этом также свидетельствует расчет ошибки аппроксимации. Так, как показали сравнительные оценки фактический объем ВРП в 2004г. составил 29053 млн. руб. при расчетном 31374 млн. руб. (92,6%), в 2005г., соответственно, 36852 и 35723 млн. руб. (103,2%), в 2006г. - 40974 и 40072 млн. руб. (102,2%).

Как видно, полученная модель адекватно отражает реальную действительность и может быть использована для прогнозирования на ближайшую перспективу. В итоге ВРП КБР может составить от 44421 млн. руб. в 2007г, 48770 млн. руб. в 2008г. и 53119 млн. руб. в 2009г. до 57468 млн. руб. в пятилетней перспективе.

Дальнейшие исследования показали, что доля продукции туристско-рекреационного комплекса в валовом региональном продукте КабардиноБалкарской Республики в 2006г. фактически составляла 2,89%, с дальнейшей, по существу стабилизацией этого показателя.

Мультипликативный эффект ТРК, выявленный с позиций влияния этого комплекса на развитие смежных видов экономической деятельности, судя по проведенным расчетам, определяется в размере от 309 млн. руб. в 2006г., до 4789 млн. руб. в 2010г.

В итоге, удельный вес туристско-рекреационного комплекса, с учетом как непосредственного, так и опосредованного эффекта, в валовом региональном продукте КБР может возрасти с 3,68% (1508 млн. руб.) в 2006г. до 11,4% (6559 млн. руб.) в 2010г. При этом, в общей величине совокупного эффекта ТРК доля мультипликативного последовательно и закономерно увеличивается с 20,5% в 2006г. до 73% в 2010г.

Литература

1.Муратова Л.И., Шеожев В.Х. Стратегия развития и повышения конкурентоспособности курортно-туристского комплекса региона. -Ессентуки: ЕИЭБиП. - 2008.

2.Рекреационная деятельность - приоритетное направление социально-экономической политики правительства Кабардино-Балкарской республики. - Нальчик: Полиграфсервис и Т. - 2005.

3.Шумская А.И. Индикативное планирование стратегического развития в санаторно-курортном комплексе региона/Автореф. дис. канд. эк. наук. - Кисловодск: КИЭП. - 2004.

4.Советсткий энциклопедический словарь. - М.: Советская

энциклопедия. - 1979.

5.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь - М.: ИНФРА-М. - 2005.

6.Программа развития туризма г. Санкт-Петербурга. - СПб.: ВСG. -

2004.

7.Кабардино-Балкария в цифрах. - Нальчик: Кабардино-Балкария-стат. - 2007-2009.

8.Национальные счета России. - М.: Росстат. - 2007-2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.