Научная статья на тему 'Управление туристско-рекреационной сферой Кабардино-Балкарской республики'

Управление туристско-рекреационной сферой Кабардино-Балкарской республики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
602
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление / развитие / ресурсный потенциал / туризм / рекреация / туристско-информационный центр / management / development / resource potential / tourism / recreation / tourist information center

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — А. Х. Каранашев, З. А. Мустафаева, Ю. О. Тхамитлокова

Авторами рассматривается концепции развития управления сферой туризма и рекреации, на основе проведенного SWOT-анализа сферы рекреации и туризма КабардиноБалкарской Республики определяются альтернативы развития экономики на данной территории, а также определяется алгоритм управления туристско-рекреационной сферой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — А. Х. Каранашев, З. А. Мустафаева, Ю. О. Тхамитлокова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE TOURIST AND RECREATIONAL SPHERE OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC

The authors consider the concepts of management development in the sphere of tourism and recreation, on the basis of the SWOT analysis of the sphere of recreation and tourism of the Kabardino-Balkaria Republic, alternatives for the development of the economy in the given territory are determined, and the management algorithm of the tourist and recreational area is determined.

Текст научной работы на тему «Управление туристско-рекреационной сферой Кабардино-Балкарской республики»

УДК 338.2

УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРОЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

А.Х. Каранашев1, З.А. Мустафаева1, Ю.О. Тхамитлокова2

1Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова, Нальчик 2Северо-Кавказская академия управления, Нальчик

Аннотация. Авторами рассматривается концепции развития управления сферой туризма и рекреации, на основе проведенного SWOT-анализа сферы рекреации и туризма Кабардино-Балкарской Республики определяются альтернативы развития экономики на данной территории, а также определяется алгоритм управления туристско-рекреационной сферой. Ключевые слова: управление, развитие, ресурсный потенциал, туризм, рекреация, туристско-информационный центр.

MANAGEMENT OF THE TOURIST AND RECREATIONAL SPHERE

OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC

A.H. Karanashev1, Z.A.Mustafayeva1, I.O. Tkhamitlokova2

1Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov, Nalchik 2 North-Caucasian Academy of management, Nalchik

Abstract. The authors consider the concepts of management development in the sphere of tourism and recreation, on the basis of the SWOT analysis of the sphere of recreation and tourism of the Kabardino-Balkaria Republic, alternatives for the development of the economy in the given territory are determined, and the management algorithm of the tourist and recreational area is determined. Keywords: management, development, resource potential, tourism, recreation, tourist information center.

Главной стратегической целью является развитие Кабардино-Балкарского региона (КБР) как крупного международного туристско-экскурсионного района и горнолыжного курорта международного значения, обеспечивающего высокое качество круглогодичных туристско-рекре-ационных услуг, рост благосостояния местного населения и сохранение, воспроизводство ресурсного потенциала региона.

Для формирования эффективной системы, ориентированной на рост ресурсного потенциала сферы рекреации и туризма КБР, решающую роль выполняет использование его для развития как новых видов туризма, увеличения турпотока, роста инвестиционной привлекательности, так и повышения конкурентоспособности экономики территории. Проведенный анализ свидетельствует о перспективности Кабардино-Балкарской Республики для развития различных видов туризма и о том, что дальнейшее развитие связывается с обеспечением устойчивого развития ресурсного потенциала данного региона. С нашей точки зрения важным представляется развитие инструментов повышения ресурсного потенциала сферы туризма и рекреации на территории республики [1-5].

Концепция развития управления в сфере туризма учитывает специфические черты деятельности организаций социально-культурного сервиса и туризма, адаптированный зарубежный опыт и способствует повышению эффективности организаций данной сферы. Концепция управления в сфере туризма содержит несколько уровней (рис. 1).

Рис. 1. Уровни концепции развития управления в сфере туризма

В отношении второго уровня можно отметить следующее: в 2014 г. в России была принята Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. Большинство регионов РФ разработали на ее основе Программы и стратегии развития туризма (программы, касающиеся КБР, рассматриваются ниже).

Отметим, что основными источниками поступления финансовых ресурсов в регион являются бюджетные средства и инвестиции. К таким инструментам относятся соответствующие программы и проекты, реализуемые на территории КБР:

Стратегия социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 г.;

Государственная программа КБР «Развитие туристско-рекреационного комплекса КБР» на 20132020 гг.;

Федеральная целевая программа «Юг России» (2008-2013 гг.);

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)».

Авторами проведен 8ШОТ-анализ сферы рекреации и туризма Республики, представленный в таблице 1.

Таблица 1

SWOT-анализ конкурентных преимуществ республики*

STRENGTHS — сильные стороны WEAKNESSES — слабые стороны

Выгодное географическое положение; большое количество экскурсионных маршрутов; благоприятные климатические условия территории региона и целебный климат; экологически чистый регион; развитая лечебно-курортная сфера; наличие различных туристско-рекреационных зон; наличие «нетронутой природы»; обилие рек и озер; интереснейшие объекты природного и культурного наследия; благоприятные климатические условия для выращивания качественной сельскохозяйственной продукции для российского и зарубежного рынков; обеспеченность территории хорошей газификацией для строительства объектов размещения Отсутствие специализированного единого центра туристско-информационных услуг; отсутствие позиционирования региона на рынке туризма РФ и КБР; неэффективный маркетинг и недостаточно спланированная рекламная кампания. Отсутствие следующего: 1) опыта работы в данной сфере; 2) систематического взаимодействия между туроператорами, работающими на прием, гостиницами, поставщиками услуг (музеями, театрами), объектами туристского интереса, предприятиями инфраструктуры развлечений; 3) «туристских дисконтных карт»; 4) комплексной туристско-рекреационной стратегии развития с учетом смежных видов деятельности

Окончание таблицы 1

OPPORTUNITIES — возможности THREATS — угрозы

увеличение доли туризма в структуре экономики; использование результатов факторной реализации оценки для развития сферы туризма и рекреации в стратегическом аспекте; высокий трудовой ресурсный потенциал за счет подрастающего поколения; продвижение потенциала региона; превращение КБР в центр различных видов туризма: экологического, спортивного, экскурсионного (познавательного), лечебно-оздоровительного, делового и др.; обеспечение круглогодичного приема и обслуживания туристов; использование современных технологий снижение спроса на туристские услуги из-за экономических, политических и других проблем; возможности региона как мирового туристского центра могут остаться нереализованными; несовершенство законодательного регулирования сферы туризма и рекреации

* Составлена авторами на основе проведенных исследований.

На основе проведенного БШОТ-анализа нами определены три альтернативы развития экономики КБР (табл. 2).

Таблица 2

Альтернативы развития экономики КБР*

Альтернатива «Инерционное развитие» предполагает следование сложившимся тенденциям развития экономики, сохранение ее отраслевой структуры

Альтернатива «Центр туризма и рекреации» предусматривает форсированное развитие туристско-рекре-ационного комплекса с выходом в течение 23 лет на 6,4 млн туристических посещений (например, в настоящий момент туристические посещения 300 тыс. чел.)

Альтернатива «КБР — центр здоровья и эффективного природопользования» предусматривает комплексное эффективное использование всех конкурентных преимуществ региона.

* Составлена авторами на основе проведенных исследований

Мы полагаем, что наиболее привлекательной является альтернатива «КБР — центр здоровья и эффективного природопользования», так как инерционное развитие не отвечает интересам экономически активного населения, бизнеса и общества в целом и концентрация усилий только на туристическом секторе экономики сопряжена с большими рисками и не решит, в частности, проблему высокооплачиваемой занятости населения. Развитие и туристической отрасли, и сельского хозяйства даст наилучшие результаты для республики. Предпочтительность данной альтернативы обусловлена тем, что среди наиболее развитых отраслей выделяется сельское хозяйство, и лишь данная альтернатива предусматривает сочетание и сферы туризма и сельского хозяйства.

Одним из самых эффективных способов управления туристско-рекреационной сферой является организация туристско-информационных центров в регионе. Подобные центры могут стать эффективным инструментом для продвижения туристического потенциала КБР на внешних рынках, максимально точно предоставлять гостям и жителям региона всю информацию, необходимую им. В данном случае гости получают информацию не от предприятия, готового и желающего продать конкретный продукт, туристско-информационный центр собирает актуальную и максимально полную информацию о разных предприятиях и о разных ресурсах воедино и качественно представляет ее потенциальным потребителям. Они создадут благоприятные условия для приема туристов, что позволит увеличить приток туристов и в результате даст положительные результаты для экономики региона.

Отмечаемые авторами положительные тенденции по созданию специализированных информационных центров, которые занимаются продвижением информации о туристском продукте определенной территории, накоплением информации о туристском потенциале своего региона и созданием информационных баз данных, можно связать со стремлением к интеграции субъектов РФ в процессы развития международного туризма.

Посредством авторских исследований на территории КБР выявлено восприятие туристско-ин-формационного центра представителями сферы туризма и рекреации. В качестве метода исследования использовался экспертный метод, основанный на непосредственной оценке по заранее разработанной анкете. В исследовании использовался термин «туристско-информационный центр», поскольку он узнаваем на туристском рынке. Анкетирование было проведено среди руководителей гостиниц, санаториев, туристских фирм, а также представителей министерств курортов и туризма КБР, природных ресурсов и экологии КБР, экономического развития КБР. Количество опрошенных экспертов составило 100 человек (рис. 2).

№ ТИЦ облегчит поиск информации для самих туристов

= Проект на долгосрочную перспективу

^ Согласие фирм сотрудничать с данным объектом продвижения своего региона

Рис. 2. Ответы на вопрос о необходимости создания туристско-информационного центра на территории КБР

Вопрос о необходимости создания туристско-информационного центра на территории КБР был исследован на основе ответов на следующие пункты:

— это очень перспективный проект, который существенно поможет развитию туризма в регионе;

— этот проект облегчит поиск информации о регионе для туристов;

— многие турфирмы согласились бы сотрудничать с туристско-информационным центром, чтобы лучше продвинуть свой регион на рынки;

— данный проект будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма в регионе.

На основе проведенного исследования авторы считают необходимым создание туристско-ин-формационного центра в КБР, объединяющего все регионы Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).

Большинство опрошенных (89%) отмечают, что туристско-информационный центр облегчит поиск информации для самих туристов. Одинаковую оценку набрали перспективность проекта, который повлияет на развитие туризма в регионе (77%) и согласие многих туристских фирм сотрудничать с данным объектом для лучшего продвижения своего региона (77%).

На вопрос «При каких условиях Ваша компания стала бы участником проекта «Туристско-инфор-мационный центр КБР» предлагались следующие позиции:

— стабильное экономическое положение моего предприятия, наличие временно свободных денежных средств;

— реальная поддержка органов власти;

— высокая степень доверия российских и зарубежных партнеров к участникам проекта «турист-ско-информационного центра», который реализуется при поддержке государства;

— наличие информации о позитивном опыте организации туристско-информационных центров в других территориальных образованиях России.

Имея ограничения при выборе ответов (не более трех), практически все респонденты ответили, что стали бы участниками проекта «туристско-информационный центр» в КБР при наличии следу-

ющих условий: стабильном экономическом положении предприятия, временно свободных денежных средств (35 % ответивших) и реальной поддержке органов власти (78 %), 17 % вошли бы в данный проект при высокой степени доверия к нему российских и зарубежных партнеров, возможных инвесторов.

Таким образом, представители сферы туризма и рекреации приняли предложенную структуру и готовы принимать активное участие в ее деятельности. Особо следует отметить, что на территории КБР и Северо-Кавказского федерального округа туристско-информационного центра до сих пор не существует, несмотря на результаты приведенного выше исследования.

Как показала практика создания туристско-информационных центров, в первую очередь должно быть понимание необходимости данной структуры у органов власти разного уровня. Авторы предлагают создание данной структуры на основе государственно-частного партнерства.

Представляется, что с точки зрения объединения усилий частного и государственного секторов в сфере развития туризма и рекреации не только целесообразно, но и необходимо привлекать как членов ведущих представителей местной туриндустрии, так и органы государственной власти, ответственные за развитие туризма, а также органы местного самоуправления. Наряду с этим к созданию туристско-информационного центра можно привлекать и отдельных физических лиц, к примеру, ученых, экспертов в области туризма. Авторы объясняют преимущество данной формы организации туристско-информационного центра тем, что объединение в рамках данного центра на основе членства и равноправия представителей частного и государственного секторов позволит, с одной стороны, более гибко решать материальные вопросы и обеспечивать большую финансовую устойчивость. С другой стороны, участие государственного сектора наделит туристско-информационный центр большими организационными возможностями, некоторым «административным ресурсом», а участие представителей туриндустрии приблизит его деятельность к реальным нуждам туристского сообщества.

Государственная программа по развитию Северо-Кавказского федерального округа предполагает реализацию трех направлений (рис. 3).

Направления развития Северо-Кавказского федерального округа

Обустройство горнолыжного комплекса

«Приэльбрусье» и санаторно-курортного комплекса курорта Нальчик

\7

Развитие туристско-рекреационных зон Кабардино-Балкарской Республики

Рекламно-маркетинговое продвижение туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики

Рис. 3. Основные направления развития Северо-Кавказского федерального округа

Рассмотрим представленные в Стратегии развития республики Кабардино-Балкарии сценарии реализации туристского потенциала курортов КБР. Текущая мощность прибывающего туристского потока составляет 108 тыс. чел./год. Согласно первому сценарию, а именно оптимистичному сценарию развития туристского потенциала КБР, рост прибытий к 2022 г. составит до 1,4 млн чел./год. В соответствии со вторым, т.е. умеренным сценарием рост прибытий к указанному году вырастет до 1,3 млн чел./год. И, наконец, согласно пессимистичному сценарию рост прибытий к 2022 г. увеличится до 0,2 млн чел./год и приведет к увеличению выручки с 720 млн руб. до 19, 8 млрд руб. [4].

Как было не раз отмечено, Кабардино-Балкарская Республика располагает огромным потенциалом для развития туризма и рекреации — мягкий климат, целебные минеральные источники, разнообразие флоры и фауны, ландшафта, включающего величественные горные ледники и живописные долины, а главное — целые островки первозданной природы, где незаметно присутствие человека. Такая экзотика сегодня востребована на мировом рынке, но чтобы научиться ее продавать как тури-

стский продукт, надо полностью модернизировать инфраструктуру. В последние годы КБР активно занимается решением данной проблемы.

В рамках государственно-частного партнерства авторами рассматривается проект развития горно-рекреационного комплекса «Приэльбрусье», который включает в себя следующие мероприятия:

— формирование условий для размещения максимально возможного количества отдыхающих;

— создание дополнительных трасс на горнолыжных склонах и строительство новых подъемников;

— развитие всех видов зимнего спорта (санный спорт, прыжки на лыжах с трамплина, лыжные гонки, сноубординг и др.);

— введение новых методов организации обслуживания инфраструктуры трасс и подъемников и улучшение горнолыжного сервиса.

Нами представлена схема организации работы горнолыжных и рекреационных зон. Услуги на горнолыжных и рекреационных зонах можно разделить на три блока в соответствии со спецификой требований по безопасности, порядку оказания услуг и нормативам:

— блок 1 — услуги активных видов отдыха и развлечений (табл. 3),

— блок 2 — услуги пассивных видов отдыха, занятий и развлечений (табл. 4),

— блок 3 — обеспечивающие услуги на горнолыжных трассах и рекреационных зонах отдыха (табл. 5).

Таблица 3

Основные услуги активных видов отдыха и развлечений на горнолыжных трассах

и в рекреационных зонах отдыха*

Услуги на горнолыжных трассах Условия, необходимые для реализации услуг

1. Предоставление горнолыжных и сноуборди-ческих туристских трасс для самодеятельного катания и организация обучения катанию на горных лыжах, сноубордах, на горных велосипедах, самокатах и безмоторных картах — наличие горнолыжных трасс различных категорий сложности, протяжунности и перепадов высот; — состояние снежного покрова трасс, обеспечивающее безопасное катание; — службы спасения и оказания первой доврачебной помощи; — специальные учебные трассы, — средства подъема обучающихся к началу трасс, — квалифицированные инструкторы и тренеры, — наличие проката инвентаря

2. Организация по проведению спортивных соревнований по горным лыжам или сноубордингу, спускам на горном велосипеде — трассы для различных спортивных горнолыжных дисциплин согласно Международным правилам лыжных соревнований FIS, по сноубордингу, горным велосипедам; — тренеры и судейская бригада; — службы спасения и оказания первой доврачебной помощи

3. Предоставление альпинистских маршрутов для самодеятельного альпинизма на горном рельефе с максимальной степенью безопасности и обучение навыкам альпинизма, скалолазания, лудолазания; прогулочных трасс для самодеятельного катания на беговых лыжах и на собачьей упряжке — сертифицированные альпинистские маршруты; трассы скалодрома или лудодрома; — квалифицированные инструкторы и/или тренеры (по условиям предоставления услуги), — подготовленные трассы для катания на беговых лыжах, собачьих упряжках; — прокат беговых лыж и снаряжения; — система платного автоматического хронометража (по условиям предоставления услуги);

4. Предоставление площадки для самодеятельной игры в зимний мини-футбол — площадка для мини-футбола на уплотненном снегу с минимальными размерами 12 х 24 м, воротами и сетчатым ограждением; — прокат мячей и снаряжения

^Составлена авторами на основе проведенных исследований.

Таблица 4

Услуги пассивных видов отдыха, занятий и развлечений*

Наименование услуг Необходимые условия исполнения услуг

1. Предоставление помещений и оборудования для самодеятельного получения СПА-услуг и оказание различных видов оздоровительного и спортивного массажа — гидромассажные ванны; — обслуживающий персонал; — сауны, различные виды бань и т.п.; — комплекс спецпомещений для СПА-ухода за телом; — специалисты по гигиеническим, релаксирующим и эстетическим методам; — косметические средства; — спецпомещения и оборудование для массажа; — специалисты по оздоровительному и спортивному массажу

2. Предоставление местных природно-климатических объектов для самодеятельных оздоровительных процедур — лечебные грязи; — бальнеотерапия; — климатотерапия; — ландшафт-терапия

3. Оказание консультативного приема и проведение диагностических процедур специалисты по курортному оздоровлению в горных условиях

4. Предоставление информации об услугах, трассах и маршрутах для неорганизованных туристов внутреннее информационное оформление; информация на наружных жестких рекламных носителях; информация в интернет-пространстве

* Составлена авторами на основе проведенных исследований.

Таблица 5 Обеспечивающие услуги на горнолыжных трассах и в рекреационных зонах отдыха*

Наименование обеспечивающих услуг на горнолыжных трассах Необходимые условия исполнения услуг

Экспресс-питание на склонах и горной территории комплекса — точки экспресс-питания и туалеты в зонах отдыха потребителей услуг на склонах; — технологические трассы для доставки продуктов в объекты питания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прокат спортивного снаряжения и сервис спортивного инвентаря — различные виды прокатного инвентаря для катания с гор; — оборудование по ремонту и профилактике прокатного инвентаря; — персонал по сервису прокатного инвентаря

Спасение пострадавших и оказание первой доврачебной помощи на склонах — горные патрули и спасательные службы в местах массового катания клиентов (туристов); — медпункты; — медицинское оборудование по оказанию первой доврачебной помощи на склоне и средства доставки пострадавших потребителей услуг в медпункт

Предоставление парковки и подъездных путей — парковочные места пропорционально умкости зон оказания услуг, в том числе охраняемые; — пропускная способность подъездных путей пропорционально пропускной способности зон предоставления всех услуг

Автоматизированное хранение вещей на период оказания услуг — охраняемые зоны хранения вещей потребителей услуг; — видеонаблюдение в зонах хранения вещей потребителей услуг

* Составлена авторами на основе проведенных исследований.

Мерами государственного регулирования в сфере реализации госпрограммы являются косвенные инструменты государственной поддержки, такие как предоставление налоговых льгот, таможенно-тарифное регулирование, кредитные инструменты государственной политики. В ходе реализации

госпрограммы предполагается дальнейшее развитие и совершенствование государственного регулирования, направления которой представлены на рисунке 4.

В рамках государственной программы по развитию Северо-Кавказского федерального округа на территориях Чегемского, Черекского, Эльбрусского и Зольского районов КБР проводятся строительные работы по созданию до 2025 г. туристской зоны «Эльбрус — Безенги».

Направления развития и совершенствования государственного регулирования в рамках реализации госпрограммы

V7

Закрепление правового статуса достопримечательных мест в соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 14 октября 2013 г. № бб-РЗ «О внесении изменений в закон КБР «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов КБР» и со статьей 13 Закона КБР «О градостроительной деятельности в КБР»

Развитие туристско-рекреационных зон может предполагать организацию

транспортного обслуживания посетителей объектов туристского показа

Создание трасс для движения туристского автотранспорта и прохождение экскурсионных маршрутов по трассе; размещение стоянок для парковки туристского автотранспорта; устройство пешеходных коммуникаций в местах концентрации объектов туристского показа

Введение единой системы классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы (Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ разработало порядок классификации объектов туристской индустрии, включающий гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.11.96 № 1Э2-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Введение единой системы аккредитации (классификации) экскурсоводов и гидов-переводчиков и профессиональной сертификации работников сферы туризма в КБР. При создании такой структуры по утверждению профессиональных стандартов в сфере туризма следует учитывать опыт зарубежных стран и организаций, в частности ВТО, Международной организации по стандартизации (ИСО), Европейской законодательной комиссии ООН, Европарламента и др.

Рис. 4. Направления развития и совершенствования государственного регулирования в рамках реализации госпрограммы

Данные проекты предполагают создание до 2025 г. гостиниц, например, на территории Хула-мо-Безенгийского ущелья от 150-200 койко-мест, Черекского ущелья — около 280 мест, Малкинско-го ущелья — не более 150 мест сезонного действия с условием отопления в период с сентября по декабрь включительно, Чегемского ущелья — до 140 койко-мест [4].

Например, проект британского финансово-инвестиционного консорциума «Flame Group» предполагает создание спортивно-туристского кластера мирового уровня в Тырныаузе. Согласно проекту должно быть возведено 35-этажное сооружение, которое будет состоять из различных спортив-

ных и развлекательных центров. Одним из направлений проекта рассматривалось развитие SPA на Поляне Нарзанов.

Помимо создания горнолыжных трасс и возведения спортивных, туристских и оздоровительных комплексов, проект включает строительство скоростной многополостной трассы Минеральные Воды — Эльбрус — Сухум, аэропорт с полосой для тяжелых транспортных самолетов, строительство глубоководного порта в Абхазии, таможенный терминал и иные объекты.

Проект может стать мощным толчком для развития туризма в Кабардино-Балкарии. Согласно проекту протяженность горнолыжных трасс составит 800 км, гостиницы смогут разместить около 40 тыс. чел. Общий объем инвестиций предварительно составляет 25 млрд евро, а количество рабочих мест — 15 тысяч [4].

К 2020 г. планируется довести доход от туристских услуг до суммы 37,1 млн долл., доход от гостиничных комплексов — до 327,5 млн долл., доход пунктов развлечения и отдыха — до 199,7 млн долл. Намечено строительство 17 канатных дорог, обустройство около 200 км лыжных трасс в При-эльбрусье.

Таким образом, проведенный анализ оценки ресурсного потенциала позволил выявить проблемы, сдерживающие развитие туристской сферы территории и определить приоритетные направления развития ресурсного потенциала сферы рекреации и туризма Кабардино-Балкарской Республики. Применение представленной авторами схемы организации работы горнолыжных и рекреационных зон будет способствовать повышению конкурентоспособности курорта «Приэльбрусье». В ходе реализации госпрограммы необходимо учитывать направления развития и совершенствования государственного регулирования в рамках реализации госпрограммы.

Библиографический список

1. Бабашкина А.М. Ресурсный потенциал экономического роста. — М., 2002. — 568 с.

2. Барзыкин Ю.А., Абрамова Т.В. Целевые программы как инструмент развития туризма в России // Туризм: право и экономика. — 2004. — № 3(6). — С. 9-12.

3. Мустафаева З.А., Таппасханова Е.О., Кудашева М.З., Токмакова Р.А. Развитие туристско-рекре-ационного комплекса региона // Экономика региона. — 2015. — № 2.

4. Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики до 2025 г. — М., 2012. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ivr.ru/kbr2/downloads/strategy.pdf.

5. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. — 2013. — № 2. — С. 6-15.

Bibliogaphy and notes

1. Babashkina A.M. Resource potential of economic regional growth. — M., 2002. — 568 p.

2. Barzykin Yu.A., Abramova Т.У. Targeted programs as a tool for the development of tourism in Russia // Tourism: law and economics. — 2004. — № 3 (6). — P. 9-12.

3. Mustafaeva Z.A, Tappaskhanova E.O, Kudasheva M.Z, Tokmakova R.A. Development of the tourist-recreational complex of the region // Economy of the region. — 2015. — No2.

4. Strategy for the development of the Kabardino-Balkarian Republic until 2025 — M., 2012. — [Electronic resource]. — Access mode: http://www.ivr.ru/kbr2/downloads/strategy.pdf.

5. The current state of tourism in the Russian Elbrus Federation // Tourism: law and economics. — 2013. — No. 2. — P. 6-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.