требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.М. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. - М.: РАУ, 1993.
2. Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. - М.: Изд-во МГУ, 1991.
3. Русскова Е.Г. Становление рыночной инфраструктуры: методологический аспект. - Волгоград: Экономика, 2001. С. 18-24.
4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: Интел-Синтез, 2001.
- *
БИСЧОКОВА Ф.Р., ТОХТАМЫШЕВА М.Х., ФРОЛОВА И.А. ¡5
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ®
РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В ТУРИЗМЕ
X
_*
а
7.
Кабардино-Балкария обладает уникальными туристскими ресурсами. Их эффективное ^ использование требует проведения целенаправленной, последовательной государственной ;> туристской политики. °
Туристская политика государства находит формальное отражение в принятии соответствующего законодательства и государственных программ и планов развития туризма. Зако- д нодательной основой туристской политики государства является 132-Ф3 от 4 ноября 1996 г. □ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». ^
17 января 2007 года был принят Государственной Думой документ, который внес изме- ^ нения в 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [3]. Данные о изменения касались: ю
- понятийного аппарата; о
- условий осуществления туроператорской деятельности; ф
- стандартизации и классификации объектов туристской индустрии; ^
- общих условий формирования, продвижения и реализации туристского продукта; ^
- обеспечения безопасности туризма; 5
- требований к предоставляемому финансовому обеспечению, его размера и срока х действий; &
- оснований для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии; ^
- порядка выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности о
0
1_
0
1_
о о
«Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осу- о
ществляется путем: о
- создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в туристскую индуст- ^ рию и повышения ее инвестиционной привлекательности; =|
- эффективного налогового и таможенного регулирования. о Также в новом законе не прописаны: т
- цель формирования и введения единого федерального реестра туроператоров; §
- преимущества для туроператора при включении в реестр; ^
- санкции при осуществлении туроператорской деятельности туроператорами, которые 1 не внесены в реестр. о
Одним из самых перспективных районов для развития туризма в Кабардино-Балкарии явля- о
ется район Приэльбрусья, состоянию которого в последнее время уделяется особое внимание. О)
туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии. В результате изучения внесенных изменений нами предлагается внести следующие из менения в статью 4, а именно добавить следующий пункт:
Высокий рекреационный потенциал Приэльбрусья определяется его природным своеобразием, эстетической привлекательностью ландшафтов высокогорной зоны с ледниками, горными реками и озерами, альпийскими лугами на склонах и сосновыми лесами в долине, разнообразной фауны, термальными источниками в окрестностях Эльбруса, а также наличием уже существующей рекреационной инфраструктуры.
Климат Приэльбрусья благоприятен для развития длительной по времени и разнообразной по характеру зимней рекреации.
Важная черта рекреационной привлекательности Приэльбрусья связана с сохранением снежного покрова при существующих снежных аномалиях. Снежный покров в Приэльбрусье существенно влияет на развитие всех экосистем. Он является важнейшим показателем рекреационного потенциала для развития зимних видов отдыха.
В районе Приэльбрусья существует 33 рекреационных объекта на 3700 мест: 5 тургостиниц, 4 базы отдыха, 4 пансионата, 6 альпбаз, 4 турбазы, приюты, исследовательские и ме-^ дицинские станции [1]. Основные места размещения туристов: Гостиница «Чегет», Турбаза
_л «Терскол», Гостиница «Вольфрам», Гостиница «Иткол», Турбаза «Эльбрус», Пансионат «Теге-ь о
х
гостиница «Азон», пансионат «Эльбрус» и другие. ^ С каждым годом возрастет количество объектов размещения данного рекреационного района за счет стихийного строительства частных пансионатов и гостиниц с небольшой ^ номерной емкостью без соответствующих согласований и планирования. Вследствие ог-;> раниченности территории Приэльбрусья и ввода в скором будущем новых канатных дорог с высокой пропускной способностью на горе Эльбрус и Чегет, на наш взгляд, целесообразней вести строительство объектов размещения с большим коечным фондом. При этом нельзя превышать предел антропогенной нагрузки на горно-рекреационный комплекс □ Приэльбрусья.
^ В целом существующая материальная база рекреационного комплекса Приэльбрусья яв-О ляется недостаточно развитой для обеспечения потребностей отдыхающих в качественном 0 обслуживании.
ш Для максимального использования возможностей существующих трасс как на горе Эль-о брус, так и на горе Чегет необходимо провести реконструкцию существующей сети канатных ф дорог и строительство новых канатных дорог с большей пропускной способностью. § Оценка существующих канатных дорог является неотъемлемой частью оценки рекреаци-> онного комплекса Приэльбрусья в целом.
- некли», УМЦ «Эльбрус», альпбазы «Адыл-Су», «Шхельда», «Джайлык», «Уллу-Тау», а также ® ведомственные базы отдыха. Ежегодно открываются новые места размещения такие как:
0
1 I
ш
До декабря 2006 года в Приэльбрусье действовали следующие канатные дороги: 1) Маятниковая канатная дорога «Эльбрус», введенная в эксплуатацию в 1977 году с пропускной способностью - 220 человек/час: ££ 1-я очередь - от станции «Азау» до станции «Старый Кругозор». Перепад высот 650
^ метров;
о 2-я очередь - от станции «Старый Кругозор» до станции «Мир». Перепад высот 500
2 метров;
2 3-я очередь - (кресельная дорога) - от станции «Мир» до станции «Гара-Баши». Пере-
^ пад высот 280 метров.
о Помимо канатных дорог на Эльбрусе есть бугельные подъемники, подъем на высоту 4200 о метров (где раньше находился «Приют 11») осуществляется с помощью ратрака. ^ 2) Канатно-кресельная дорога «Чегет», введенная в эксплуатацию в 1969 году с про-| пускной способностью 420 человек/час:
о 1-я очередь - 2 канатные дороги, одна из которых парнокресельная. Перепад высот
& 650 метров;
2-я очередь - перепад высот 490 метров. о Канатные дороги Приэльбрусья помимо физического старения, имеют значительное моральное старение, связанное с существованием более производительных канатных о дорог. Так, маятниковая канатная дорога «Эльбрус» имеет коэффициент морального о старения - 85%. Для канатно-кресельной дороги «Чегет» данный показатель имеет зна-00 чение, равное 65%.
Из-за повышенной изношенности существовавших канатных дорог в Приэльбрусье, а также не соответствия их пропускной способности емкости существующих трасс возникла острая необходимость вводе новых канатных дорог, что и произошло 17 декабря 2006 года на Поляне Азау, где состоялось открытие подвесной канатной дороги, соединяющей две станции «Азау» и «Старый Кругозор», перепад высот между которыми составляет 600 метров.
Дорога представляет собой новейшую модель подвесной канатной дороги гондольного типа с отцепляемыми гондолами. Запуск канатки позволит поднимать с поляны Азау на Старый Кругозор расположенный на высоте 2936,6 метра над уровнем моря, 2400 туристов в час. Скорость подъема 6 метров в секунду, время в пути сокращается по сравнению со старой маятниковой канатной дорогой с более чем 12 до 5 минут. В зависимости от числа туристов количество гондол на канатной дороге может изменяться, максимальное число кабин при полной нагрузке 58. Оплата проезда на канатке будет осуществляться с помощью пластиковых пропусков Ski-pass в виде смарт-карт. Все системы новой канатной дороги, протяженность которой 1760 метров ¡5 не до конца отрегулированы, поэтому на сегодняшний день она не работает для мас- ^ сового пользования. J
Проведем сравнение доходов от обслуживания туристов старой маятниковой и ^
новой гондольной канатной дороги на горе Эльбрус. Пропускная способность старой канатной дороги - 220 человек/час, стоимость проезда - 180 рублей, пропускная способность новой дороги - 2400 человек/час, стоимость проезда - 3 50 рублей. Продол- ^ жительность работы канатной дороги - 6 часов. Учитывая, что в районе Приэльбрусья □ около 4000 мест для размещения туристов, то можно предположить, что в пик зимнего сезона при 100% загрузке рекреационных объектов ежедневно отдыхают около 4000 N туристов. ^
Для сравнения рассчитаем: Ш
1) максимальное количество туристов обслуживаемых канатками в день: .л, 220 человек/час . 6 часов = 1320 человек/день (маятниковая дорога);
2400 человек/час . 6 часов = 14400 человек/день (гондольная дорога). ^
I—
Исходя из предположения, что ежедневно в районе Приэльбрусья отдыхают около 4000 § туристов, по маятниковой канатной дороге только каждый третий из отдыхающих может ф воспользоваться услугами данной канатной дороги, и при этом туристы почти целый день | простоят в очереди, а по новой гондольной дороге каждый турист сможет прокатиться не ^ менее 3 раз в день. о Таким образом, ввод новой гондольной дороги способствует повышению уровня и ка- х чества обслуживания туристов и позволит увеличить число отдыхающих в данном рекреационном районе. а Предоставление туристам и экскурсантам таких дополнительных услуг как: прокат < горнолыжного инвентаря и снегоходов, обучение горнолыжной технике, экскурсион- о ные программы, продажа сувениров, охраняемая стоянка для автомобилей, информа- ^ ционные услуги и услуги связи также позволит повысить уровень и качество обслужи- о вания отдыхающих. о
2) доходы от обслуживания туристов на подъемнике за день:
1320 человек/день . 180 рублей/человека = 237600 рублей/день (маятниковая дорога); 8
14400 человек/день . 350 рублей/человека = 5040000 рублей/день (гондольная дорога). ^ Из расчетов можно сделать вывод о том, что в результате ввода новой гондольной дороги Е доходы от обслуживания туристов на подъемнике за день возрастают в 21 раз по сравнению ю доходами от маятниковой дороги. >|
Развитие горно-рекреационного комплекса Приэльбрусья невозможно без комплексного развития и совершенствования всех составных частей, образующих инфраструктуру горнолыжного центра.
о ш
т
Теперь рассмотрим основные показатели, характеризующие степень привлекательности §
той или иной территории для горнолыжного курорта [2].
Таблица
Характеристика по основным показателям горнолыжных курортов России
Наименование горнолыжного курорта России Пропускная способность подъемников, чел./ч Количество подъемников Длина трасс, км Диапазон высот, м Продолжиельность горнолыжного сезона, дней Близость аэропорта или жд. станции, км Высота над уровнем моря, м
Кировск (Хибины) 1800 2 20 460 212 15 400
Красная поляна (Сочи) 1800 3 14 700 61 40 600
Терскол (Приэльбрусье) 640 8 26,45 2100 365 130 2100
Домбай (Карачаево-Черкесия) 750 8 3,5 1400 121 195 1650
Мценск (Центральная Россия) 1200 9 4 80 121 320 200
Красная Глинка (Центральная Россия) 1600 5 2 110 121 20 200
Кукмор Поволжье (Центральная Россия) 650 4 0,6 100 151 120 200
Тольятти (Центральная Россия) 1500 5 1 55 136 80 200
Красное Озеро (Ленинградская область) 3200 4 1 120 121 100 230
Золотая Долина (Ленинградская область) 3200 4 1,25 105 121 100 230
Снежный (Ленинградская область) 3200 4 0,65 105 121 15 230
Абзаково (Урал-Башкортостан) 3000 5 15 312 151 60 509
Ежовая (Урал-Башкортостан) 3000 5 5 270 120 110 450
Белорецк (Свердловская область) 2200 3 3,3 295 120 280 450
Завьялиха (Урал-Челябинская область) 2500 4 14 430 120 210 540
Аджигардак (г. Аша) 2000 7 12,5 350 120 330 450
Шерегеш (Сибирь) 600 2 4,5 650 206 190 750
Красноярск (Сибирь) 1000 5 8 450 110 35 560
Гладенькая (Сибирь) 1400 3 3 640 175 48 1450
Горнолыжная база Соболиная (Сибирь) 1500 8 4,5 250 175 150 650
Камчатка (Дальний Восток) 2000 6 3 600 120 37 600
Сергиев Посад (Подмосковье) 500 6 2 60 120 60 150
Шуколово (Подмосковье) 450 3 1 40 120 80 150
Волен (Подмосковье) 600 7 5,8 110 120 35 150
Сорочаны (Подмосковье) 5000 4 1 90 120 65 150
Чимбулак (Казахстан) 3000 5 35 920 212 25 2230
о о о.
0
1
о 0)
Источник: авторский
Далее проведем ранжирование горнолыжных курортов России по степени привлекательности каждой из приведенных выше характеристик.
По пропускной способности подъемников лидером среди горнолыжных курортов России является Сорочаны (Подмосковье). Среди курортов ЮФО Красная Поляна (Сочи), но если учесть пропускную способность новой гондольной дороги (2400 чел./час) Приэльбру-сья, строительство которой уже закончено, то Терскол по данному показателю становится лидером.
По количеству подъемников среди горнолыжных курортов России лидером является Мценск (Центральная Россия). Среди южных горнолыжных курортов наибольшее количество (9 подъемников) имеют Терскол и Домбай.
По длине трассы, диапазону высот, продолжительности горнолыжного сезона и высоте над уровнем моря среди российских горнолыжных курортов и курортов Юга России первенство у Приэльбрусья.
Ближе к аэропорту или железнодорожной станции расположены курорты Кировск (Хибины) и Снежный (Ленинградская область). Среди южных горнолыжных курортов - Красная Поляна (Сочи).
Исходя из вышеизложенного следует отметить, что Терскол (Приэльбрусье) уступает лидерам горнолыжного курорта России только по такому показателю как близость к аэропорту или ж/д станции. В связи с этим, необходимо, во-первых, построить современный аэропорт для обслуживания внутренних и международных рейсов, строительство которого уже планируется. Во-вторых, составить регулярные автобусные рейсы, проложить дорогу для электрички от аэропорта до горнолыжного курорта Приэльбрусья, а в перспективе с возможностью проезда до Черноморского побережья. В-третьих, построить разветвленную сеть автомобильных дорог, позволяющую сократить время проезда до Приэльбрусья.
Основное число существующих на сегодняшний день горнолыжных трасс Приэльбрусья ^ соответствуют всем основным требованиям для проведения спортивных соревнований раз- [] личного ранга по горнолыжному спорту. В связи с этим, в случае проведения зимней олим- ® пиады в 2014 году в Сочи на Красной Поляне целесообразно было бы задействовать склоны и трассы Приэльбрусья для отдельных видов спорта. В этом направлении активизирована ^ работа. Подтверждением является совещание федеральных и региональных властей прошед- И шее 3 февраля 2007 года в Тегенекли, на котором было решено, что горнолыжные зоны Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии будут развиваться как единое целое, и составят олимпийский комплекс вместе с Красной Поляной. При этом значительную часть о
Ш
расходов по развитию инфраструктуры возьмет на себя государство. Федеральные средства, выделенные в рамках программы «Юг России», пойдут в основном на реализацию крупных
инфраструктурных проектов - строительство дорог, высоковольтных линий, водопроводов, □
систем очистки сточных вод и прочее. К возведению отелей, ресторанов и отелей, баз отдыха ^
и прочих объектов будут привлечены частные инвестиции. О
Предполагается финансирование строительства дорог, сооружения второй очереди 0
канатной дороги в Приэльбрусье, развитие курортов Архыз в Карачаево-Черкесии и в Ей
Цейском ущелье Северной Осетии-Алании. В результате появятся реальные рабочие мес- §
та, например в КБР это около 23 тыс. рабочих мест, и появятся дополнительные поступ- ^
ления в бюджет регионов, которые позволят вывести северокавказские республики из §
ситуации дотационности. >
Самые масштабные проекты, представленные на этом совещании: кластер Приэльбрусье, 2
Домбай - Архыз и круглогодичный горно-рекреационный центр «Мамисон» в Алагирском ^
районе Северной Осетии. В Приэльбрусье планируется строительство 2 и 3 очереди канатных $
дорог с пропускной способностью соответственно 2400 и 1500 чел./час, спортивных центров, о
крытых катков, развлекательной инфраструктуры, обустройство лыжных трасс. По оценке о Минэкономики КБР на это потребуется 36,4 млрд рублей. Из них на федеральный бюджет
придется около 20%. Также на освоение курорта «Северный склон горы Эльбрус» необходимо £5
привлечь 172 млрд рублей, которые будут направлены на строительство 17 канатных дорог, £5
сетей отелей, водопровода, газопровода и на прокладку 200 км горнолыжных трасс с боль- ^
шим перепадом высот. о
Инвестиции в Архыз предварительно оцениваются в 28,6 млрд рублей, «Мамисон» - 31,2 о млрд рублей. При этом курорт «Мамисон» пока существует только на бумаге, в отличие от
о.
кабардино-балкарских и карачаево-черкесских горнолыжных курортов, которые имеют оп- | ределенную туристскую инфраструктуру. о Если раньше инвесторы не торопились с приходом на Кавказ из-за нестабильности об- ® становки, то теперь ситуация меняется. К примеру, группа «Интеррос» проявила интерес к северному склону Эльбруса, который пока еще не освоен совершенно, в Северной Осетии о решили создать пул инвесторов для освоения «Мамисона», а курорт Архыз уже приобрел одного крупного инвестора. Здесь дочерняя компания «Трубной металлургической компании» ^ (ТМК) - «Синара» - готовит проект строительства сети отелей, канатных дорог и лечебно- § оздоровительных учреждений. (Т)
Разрабатывается программа «Юг России» на 2008-2012 годы и создана межведомственная рабочая группа по подготовке предложений в рамках данной программы.
По предварительным данным, на создание ультрасовременных туристско-рекреацион-ных комплексов международного класса в северокавказских республиках понадобится 10-15 лет. В результате развития Приэльбрусья, северного склона Эльбруса и курортной зоны «Нальчик» КБР может довести ежегодное количество туристов до 500 тыс. человек и в дальнейшем превысить этот показатель.
Целесообразно также в Приэльбрусье построить объекты для подготовки российских спортсменов по всем видам спорта к соревнованиям, а также базы для проведения международных соревнований по зимним видам спорта. Условия высокогорья Приэльбрусья с низким парциальным давлением идеально подходит для подготовки спортсменов всех видов спорта.
Для развития горно-рекреационного комплекса Приэльбрусья необходимо обеспечить социально-экономическую, политическую стабильность в КБР, а также: ^ - произвести реконструкцию существующих мест размещения: гостиничного комплекса, .о включая турбазы, альпбазы и приюты;
ц - произвести строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры и инженерного обеспечения, а также существующей сети канатных дорог на горах Чегет и Азау;
- произвести строительство новых канатных дорог с большей пропускной способностью, соответствующих международным правилам безопасности.
- произвести строительство горнолыжных трасс. Для приведения и поддержания их в
□ соответствии с международными горнолыжными стандартами необходимо приобрести ]> снежные пушки и сформировать парк снегоутрамбовочных машин, а также организо-° вать прокат лыж.
- произвести строительство объектов для подготовки российских спортсменов по всем
□ видам спорта к соревнованиям, крытых катков для хоккея, фигурного катания и шорт-О трека и т.д.;
- создание спортивных площадок и клубов (бильярдных, теннисных, и других клубов
О
по интересам); дискотек и ночных клубов; залов игровых автоматов, казино и т.д.;
о организация и проведение различных зрелищных мероприятии таких как: массовые
£ спортивные соревнования; фестивали, выставки; туристские слеты; театрализованные
о представления на открытом воздухе и т.д.;
ф - привлечь инвестиции для финансирования вышеперечисленных пунктов. Для привле-
^ чения инвестиции могут быть использованы такие рычаги стимулирования инвестици-
0 онноИ деятельности как: создание благоприятного предпринимательского и инвестицией онного климата, связанного с льготным налогообложением предприятии и организации,
1 работающих в сфере туризма и рекреации; предоставление федеральных и региональ-^ ных гарантии под инвестиции, направляемые на развитие туризма и рекреации. Помимо а привлечения государственных бюджетных источников, необходимо использовать раз-< нообразные внебюджетные фонда (в том числе муниципальных образовании), паевые о инвестиционные фонды, аккумулирующие, как правило, свободные денежные средства ^ населения, благотворительные фонды, заемные средства коммерческих банков и иных о финансовых институтов. Новои системои инвестирования может стать объединение эко-о номических интересов субъектов хозяйствования в рамках ФПГ;
о - ежегодное участие в международных туристских выставках, проводимых на террито-о рии России (INTIURFEST, MITT и другие), представление рекреационных возможностеи Приэльбрусья на россииских и крупных региональных туристских выставках, подго-lc товка и издание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможен ностях горнолыжного курорта Приэльбрусья, изготовление передвижных рекламных ™ блоков и стендов о Приэльбрусье, организация целевых информационно-рекламных 5 компании в СМИ, направленных на продвижение Приэльбрусья, содеиствие созданию ф предприятии, занимающихся сувенирнои продукцией создание видеороликов о воз-Is можностях Приэльбрусья на русском и иностранных языках, проведение рекламнои о компании в отечественнои и зарубежнои прессе, на радио и в сети Internet с целью о формирования имиджа Приэльбрусья в качестве одного из наиболее привлекательных 0) горнолыжных курортов России;