Научная статья на тему 'Статус территорий опережающего развития — горным территориям Северо-Кавказского федерального округа'

Статус территорий опережающего развития — горным территориям Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
504
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / СКФО / горные территории / статус / территории опережающего развития / Russia / North Caucasian Federal district / mountain areas / status / priority development areas

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шаповалов Дмитрий Анатольевич, Широкова Вера Александровна, Клюшин Павел Владимирович, Хуторова Алла Олеговна, Савинова Светлана Викторовна

Цель статьи — обоснование необходимости придания горным территориям и некоторым населенным пунктам Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) статуса территорий опережающего развития, для устойчивого развития, с учетом проживания, создания рабочих мест и комфортного туристического отдыха. Метод решения данной задачи заключается в анализе состояния, проблем и возможностей горных территорий с учетом их красот, доступности и безопасности. Анализ данных территорий подтверждает, что при придании горным территориям СКФО статуса территорий опережающего развития и капитальных вложениях, будет возможность создать в этом округе круглогодичную «Мекку» рекреационных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шаповалов Дмитрий Анатольевич, Широкова Вера Александровна, Клюшин Павел Владимирович, Хуторова Алла Олеговна, Савинова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATUS OF PRIORITY DEVELOPMENT AREAS — MOUNTAIN AREAS OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Purpose: in the early '90s, the Russian government proposed a list of territories of priority development (TPD). However, as history shows, the developed programs have not been fully implemented. Of the 17 special zones created, only 6 were successful. The problem turned out to be tourist areas. Methods: the creation of TPD will significantly increase the attractiveness of these territories to investors, and the legislative regulation will improve their efficiency for businesses and budgets of different regions, and the implementation of the proposed measures contributes to the accelerated socio-economic development of the region. Discussion: the North Caucasus district differs from other districts in that the entire natural complex, all components of the natural environment determine its economic specialization. Historically, the mountains, with their large plant, animal, water and fossil riches, spread over relatively small areas, have been and continue to be increasingly resource providers to lowland civilizations. More than 70% of the thermal waters of the Russian Federation are located on the territory. The Caucasus ski resorts are just a storehouse of natural attractions. Naturally, the most important of them is mount Elbrus. Conclusion: our proposed creation of territories of advanced development in the mountainous areas of the North Caucasus Federal district will further enhance its status, and in the future, its access to the world level. Such territories in the future can be only at the first stage — not less than 12 in addition to those already mastered territories, but the most important is inclusion of all regions of the district. While maintaining the dynamics of attracting private investment by 2025, 1 ruble of public investment in the future will account for up to 1.5 rubles of private investment.

Текст научной работы на тему «Статус территорий опережающего развития — горным территориям Северо-Кавказского федерального округа»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

УДК 470.62/.67:332.3 DOI: 10.24411/2587-6740-2018-14051

СТАТУС ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ — ГОРНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Д.А. Шаповалов1, В.А. Широкова1,2, П.В. Клюшин1, А.О. Хуторова1, С.В. Савинова1

1ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия

2ФГБУН «Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН», г. Москва, Россия

Цель статьи — обоснование необходимости придания горным территориям и некоторым населенным пунктам Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) статуса территорий опережающего развития, для устойчивого развития, с учетом проживания, создания рабочих мест и комфортного туристического отдыха. Метод решения данной задачи заключается в анализе состояния, проблем и возможностей горных территорий с учетом их красот, доступности и безопасности. Анализ данных территорий подтверждает, что при придании горным территориям СКФО статуса территорий опережающего развития и капитальных вложениях, будет возможность создать в этом округе круглогодичную «Мекку» рекреационных территорий.

Ключевые слова: Россия, СКФО, горные территории, статус, территории опережающего развития.

Цель

В каждом государстве мира существует своя земельная политика, которая как выражение общественно-политической воли описывает или даже предписывает правила обращения в большинстве случаев ограниченными земельными ресурсами. На международном уровне это «поручение» человеку-пользователю было четко сформулировано в так называемой Ванкуверской декларации 1976 г.: «Земля, по причине ее уникальной природы и критической роли, которую она играет для расселения и развития человечества, не может использоваться как обычный имущественный ресурс, контролируемый отдельными лицами и подверженный давлению и неэффективности рынка» [1]. Россия, обладая колоссальными земельными ресурсами, имея, по-прежнему, земли больше, чем любая другая страна Европы, Азии и Америки, не осознает и не использует своего геополитического преимущества, земельно-хозяйственного потенциала, стоит на пути земельных междоусобиц, на экономическом перепутье, не имеет четко ориентированной земельной политики и не обозначила контуров будущего земельного строя. Поэтому «земельный вопрос» остается первым в политике, экономике и социальной сфере России в нынешнем столетии [2].

Проблема перехода к устойчивому развитию остро стоит как на глобальном уровне, так и на уровне стран и регионов. Сохранение природного капитала в интересах будущих поколений — одна из ключевых задач такого перехода — особенно актуальна для территорий, обладающих высоким природно-ресурс-ным потенциалом с учетом состояния ландшафтов [3]. За последние десятилетия теория

ландшафтоведения шагнула вперед, существенно возросли масштабы ландшафтных исследований, значительное развитие получило прикладное ландшафтоведение. Особо большое значение приобрели вопросы ландшафтного картирования как равнинных, так и горных территорий. Это связано с необходимостью всестороннего и правильного использования природных ресурсов гор [4, 5].

Основной, объединяющей целью социально-экономического развития любого региона является улучшение качества жизни населения. В начале 1990-х годов в Правительстве России был предложен перечень территорий опережающего развития (ТОР). Однако, как показывает история, разработанные программы так и не были до конца реализованы. В 1991 г. был принят закон, регулирующий приток иностранных инвестиций в отечественную экономику. Его положения устанавливали для некоторых зарубежных предпринимателей определенные льготы. В частности, предполагалась упрощенная процедура регистрации, сниженные ставки налогообложения, долгосрочная аренда по невысокой цене, безвизовый режим и уменьшение таможенных пошлин. Из созданных 17 особых зон успешными стали всего 6. Самыми проблемными оказались туристические районы, что было связано с неверно выбранной методикой, так как по факту с инвестором ничего не обсуждалось, ему не предоставлялось право выбрать место для реализации программы [6, 7, 8, 9].

На одном из своих выступлений перед Федеральным Собранием 12 декабря 2013 г. Президент В.В. Путин предложил создать территории опережающего развития. Список уже существующих районов он дополнил еще ря-

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 4 (364) / 2018

дом местностей, выделив при этом приоритетные направления территорий опережающего развития в соответствии с нормативными актами, имеющими несколько иной статус, нежели особая зона, потому что не допускается создание таких районов на одной местности с продолжительностью функционирования в 12 лет. Законопроект «О территориях опережающего развития» направлен на установление правового режима для рассматриваемых районов, где нормативно определяются меры поддержки предприятий-инвесторов, а также регулируются все прочие отношения, которые касаются этих районов [10, 11, 12].

Методы

Необходимо отметить, что создание ТОР позволит значительно повысить привлекательность данных территорий для инвесторов, а законодательное урегулирование будет способствовать повышению их эффективности для бизнеса и бюджетов различных регионов [6]. Реализация предложенных мер, в свою очередь, должна способствовать ускоренному социально-экономическому развитию региона, в том числе модернизации инфраструктуры, улучшению делового климата и привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест и прекращению оттока населения из субъектов макрорегиона [7].

В октябре 2014 г. Правительство РФ внесло в Госдуму пакет из трех законопроектов, направленных на формирование территорий опережающего социально-экономического развития: проект закона о ТОРах, поправки в Налоговый кодекс РФ (подписаны Президентом 29 ноября 2014 г., данные изменения вступили в законную силу с 1 января 2016 г.)

www.mshj.ru

и изменения в ряд других нормативных актов, в том числе в Гражданский и Земельный кодексы (соответствующий документ подписан 31 декабря 2014 г.). Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» был подписан главой государства 29 декабря 2014 г., документ вступил в силу 30 марта 2015 г. Согласно закону, границы территорий опережающего развития не могут совпадать с особыми экономическими зонами или зонами территориального развития в субъектах РФ. Для каждой территории Правительством устанавливается перечень видов экономической деятельности, при котором действует особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объем капитальных вложений резидентов, положение о применении (или неприменении) процедуры свободной таможенной зоны. В границах таких территорий разрешено создавать индустриальные (промышленные) парки [10, 11, 12, 13].

Обсуждение

Анализируя все вышеизложенное, отмечаем, что при этом нет ни одной территории в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), а это один из благодатных регионов, который играет огромную роль в экономическом комплексе России. СКФО отличается от других округов тем, что весь природный комплекс, все компоненты природной среды определяют его хозяйственную специализацию, а это и агроклиматические и почвенные условия, рельеф и полезные ископаемые, минеральные воды и климат, горные леса, приморское положение и многое другое, что и служит базой для развития важнейших его отраслей: агропромышленного комплекса, индустрии отдыха и туризма, отраслей промышленности. Весь природный комплекс округа обусловлен тремя основными факторами: географическим положением, характером рельефа и расположением между теплыми морями. Стена Кавказских гор, выполняя барьерную роль, оказывает существенное влияние на весь комплекс природных условий СКФО (рис., табл. 1).

В настоящее время на территории округа с площадью в 170439 км2 на 1 января 2018 г. проживает 9821826 человек. Важной особенностью СКФО является высокий удельный вес сельского населения (50%) — самый высокий

показатель в РФ; и его высокая плотность, составляющая почти 57,6 чел./км2, а в некоторых районах интенсивного землепользования она превышает 80 чел./км2. В зависимости от характера освоения территории и соотношения промышленного и сельскохозяйственного производства доля сельского населения в регионе колеблется от 35,7% в Республике Северная Осетия — Алания до 65,8% в Чеченской Республике Ичкерия [14, 15, 16].

Вместе с этим необходимо отметить и то, что экономико-географическое положение СКФО имеет как достоинства, так и значительные недостатки. Степные и предгорные территории округа имеют природные условия, благоприятные для жизни людей и ведения сельского хозяйства — мягкий климат, достаточное количество осадков, равнинный и слаборасчле-ненный рельеф, плодородные почвы. Но значительную часть округа занимают горные и полупустынные территории, где жизнь людей

и ведение экономической деятельности существенно затруднены. Территория СКФО характеризуется высокой плотностью населения, численность трудовых ресурсов здесь, в отличие от других регионов России, постоянно увеличивается. Преобладает занятость в сельском хозяйстве при слабом развитии промышленных отраслей, население и трудовые ресурсы отличаются пониженным уровнем образования. Высокий уровень безработицы в сочетании с нехваткой земельных и водных ресурсов для ведения сельского хозяйства является базой для социальных конфликтов, в том числе принимающих межэтнический и межконфессиональный характер [14, 15, 16].

Производительность сельского хозяйства на единицу площади выше средней по России, что обусловлено в основном теплым климатом и наличием плодородных почв. Уровни механизации, внесения минеральных удобрений, применения современных агротехнологий —

Рис. Территория Северо-Кавказского федерального округа

Таблица 1

Площадь и население по субъектам Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации на 01.01.2018 г.

Субъекты Федерации Центр субъекта Территория Численность населения на 01.01.2018 г.

км2 % от округа человек % от округа %/человек сельского населения плотность населения, чел./км2

Российская Федерации Москва 17125191 100 146877088 - 25,8/37894289 8,56

Карачаево-Черкесская Республика Черкесск 14277 8,39 466056 4,7/ 57,2/266584 32,6

Ставропольский край Ставрополь 66160 38,81 2799951 28,5 41,5/1161979 42,3

Кабардино-Балкарская Республика Нальчик 12470 7,32 865916 8,8 47,1/407846 69,4

Республика Северная Осетия — Алания Владикавказ 7987 4,69 701940 7,2 35,7/250592 87,9

Республика Ингушетия Магас 3628 2,13 487836 5,0 40,0/195134 134,5

Чеченская Республика Ичкерия Грозный 15647 9,18 1435733 14,6 65,8/944712 91,8

Республика Дагестан Махачкала 50270 29,48 3064394 31,2 55,1/1688482 61,0

Северо-Кавказский федеральный округ Пятигорск 170439 100 9821826 100 50,0/4915329 57,6

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 4 (364) / 2018

самые низкие в России. При этом велики затраты труда — сельское хозяйство является в округе ведущим видом экономической деятельности по количеству занятых. Сельскохозяйственные угодья занимают около 80% площади региона. В основном это горные, степные и полупустынные пастбища. Интенсивность растениеводства, для которого природные условия в предгорных районах округа — одни из лучших в стране, значительно выше животноводства. Поэтому в производстве сельскохозяйственной продукции преобладает растениеводство (около 70%) над животноводством (30%) [14, 15, 16].

Около 50% территории Северо-Кавказского федерального округа занимает горная система Большого Кавказа. Здесь расположены горные вершины, в том числе с наивысшей отметкой 5642 м (г. Эльбрус), что делает округ особенно перспективной площадкой для развития высокогорного туризма. В горной части по мере увеличения высоты климат становится более влажным и холодным до суровости в зоне вечных снегов. Отличительная черта гор — вертикальная зональность в распределении природных компонентов, в том числе метеорологических. По температурному режиму СКФО — один из самых привлекательных регионов России как в летний, так и в зимний период. Средняя температура января -3,2°С (в горах до -10°С), июля — от +20,4°C (в горах до +14°C). Осадки составляют 300500 мм/год (на равнине), в предгорьях — свыше 600 мм/год.

На территории котловин, восточных и южных склонах гор местное население создало уникальное для данной широты террасное земледелие, следы которого прослеживаются до сих пор, а в Дагестане функционирующие и в настоящее время. На северных склонах Бокового хребта с увеличением высоты количество осадков вновь увеличивается до 800-1000 мм, что благоприятно для развития зимних видов спорта и отдыха в Домбае, Приэльбрусье, Цее, развивающемся Мамисон.

Исторически сложилось так, что горы с их большим растительным, животным, водным и ископаемым богатством, размещенным на сравнительно небольших пространствах, были и остаются во все возрастающих масштабах поставщиками ресурсов для равнинных цивилизаций. Летний выпас, рубка леса, добыча ископаемых, инженерное строительство плотин, шахт, дорог и многое другое — арена эксплуатации горных территорий для процветания равнины [17, 18].

Учеными Северного Кавказа [17, 19] предложен проект для обсуждения, включающий в себя закон о горных территориях, разработанный для СКФО, в котором содержится 8 глав, отражающих «Законодательство» в области государственной поддержки горных территорий, основывающийся на Конституции РФ и состоящий из настоящего Закона (возможно и другого подзаконного акта) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих и работающих в условиях высокогорья и отдаленных поясах», других законов

субъектов СКФО, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также международных договоров Российской Федерации». Они отмечают, что Северо-Кавказскому федеральному округу нужен единый закон о горных территориях.

Проблемы горных территорий существует во всем мире. Так, в статье по оценке роли миграции в устойчивом развитии горного района Гилгит на севере Пакистана [20] замечено, что местное сообщество, будучи долгое время слабо развитым и консервативным, удачно «вписалось» в окружающие процессы и эффективно стало развивать свое хозяйство. Важную роль сыграло изменение мобильности населения, в частности локальные и региональные миграции населения.

Мобильность населения в горных территориях очень высока как за счет возможности работы на любых имеющихся свободных местах, так и на новых рабочих местах, которые могут появиться в данной территории, а в горных — это и при организации туристического бизнеса. Так, агротуризм является гибридным типом [21], соединяющим сельское хозяйство и туризм для создания рынка продуктов и услуг, аттрактивных (привлекательных, притягательных, симпатичных, эффектных) для туристов [22]. Похожие названия, такие как сельскохозяйственный туризм, фермерский туризм, сельский туризм, по большому счету, являются синонимами [23]. Многие иностранные ученые отмечают при этом, что агротуризм призван помочь горному сельскому хозяйству. Так, на территории северного Таиланда весом вклад агротуризма в производство сельскохозяйственных продуктов, реализуемых в области туризма, повышение занятости.

Северо-Кавказский федеральный округ по сравнению с заграничными горными территориями располагает еще уникальным сочетанием бальнеологических ресурсов — минеральными питьевыми водами, термальными водами и лечебной грязью. Здесь сосредоточено около 30% всех российских ресурсов минеральных вод, что по объемам сопоставимо с ресурсами центральных районов европейской части Российской Федерации. Также на территории расположено более 70% запасов термальных вод Российской Федерации. «В горах проживают многочисленные горные общины, включая коренные народы, имеющие большой опыт управления природными ресурсами. При этом они находятся на обочине развития и им необходима постоянная помощь в преодолении бедности, обеспечении продовольственной безопасности, социальной поддержке и защите среды обитания» [24].

Уникальность и разнообразие природно-климатических ресурсов территории СКФО создают благоприятные условия как для постоянного проживания, так и для развития туристско-рекреационного комплекса. На территории СКФО расположены 6 государственных заповедников — Дагестанский, Кабардино-Балкарский, Кавказский, Северо-Осе-тинский, Тебердинский, Эрзи, 2 национальных

парка — Алания, Приэльбрусье, 7 государственных заказников — Аграханский, Самур-ский и Тляратинский (Республика Дагестан), Даутский (Карачаево-Черкесская Республика), Ингушский (Республика Ингушетия), Советский (Чеченская Республика), Цейский (Республика Северная Осетия — Алания), обеспечивающие сохранение богатого биологического разнообразия регионов.

Безусловный лидер по вопросам развития горных районов России -Республика Северная Осетия — Алания, которая в 1998 г. приняла специальный закон о горных территориях. Для России и стран СНГ — это первый и единственный пример разработки национальной программы развития горных районов, базирующийся на правовых законодательных принципах. В регионе по настоящее время функционирует программа «Горы», деятельность которой помогла решить многие проблемы жителей горных аулов. Отсутствие государственной политики по устойчивому развитию горных регионов препятствует формированию единых принципов и подходов для направленного использования ресурсов горных экосистем, в значительной мере ограничивает их инвестиционную привлекательность, снижает уровень использования ресурсного потенциала, замедляет рост благосостояния проживающего здесь населения и знаменитых горных курортов Республики Северная Осетия — Алания — Цей, располагающих источниками углекислых гидрокарбонатно-хло-ридных, натриево-кальциевых минеральных вод [25].

В субъектах Российской Федерации, входящих в состав СКФО, в настоящее время развиваются лечебно-оздоровительный, горнолыжный, спортивный (экстремальный), деловой, экологический, культурно-познавательный, паломнический, сельский, специализированный (археологический, конный, спелеологический, этнографический) туризм, организуются охотничьи и рыболовные туры.

На территории СКФО расположены крупные горнолыжные курорты. В Карачаево-Черкесской Республике на территории Тебер-динского заповедника на высоте 1280-1420 м находится горноклиматический курорт Те-берда. Несколько выше располагается Дом-бай — горнолыжный курорт (Домбайская Поляна) - горная территория в бассейне реки Теберда. Южная граница Домбая - Главный Кавказский хребет. Высшая точка - вершина Домбай-Ёльген (Домбай-Ульген, карачаево-балкарское — убитый зубр) высотой 4046 м. Соединение трех главных ущелий — Алибека, Аманауза и Домбай-Ёльгена - образует естественный центр территории - живописную Домбайскую поляну, на высоте 1630-1650 м над уровнем моря.

Если Жемчужиной России именуют сам Кавказ, то его душой называют Домбай. Невиданной красоты природа и горнолыжные склоны очаровывают своим радужным великолепием. Здесь можно вволю насытиться незабвенным ощущением свободы и праздничной счастливой атмосферой. Домбай — один из

Фото авторов. Вид на Эльбрус со склона горы Чегет (Кабардино-Балкарская Республика)

современных центров отдыха и спорта, альпинистская, горнолыжная и туристская «Мекка» Большого Кавказа. Пропускная способность существующих горнолыжных трасс Домбая позволяет обслуживать до 200 тысяч человек в год. Зона катания расположена на высоте 1800-3200 м, протяженность трасс различной степени сложности более 20 км. Склоны хорошо оборудованы сетью подъемников: 8 ка-натно-кресельных дорог, маятниковая дорога, гондольная дорога, 7 бугельных подъемников длиной от 200 до 600 м.

Самый «настоящий рай на Земле» — Бу-ково (Нижний Архыз) — горнолыжный курорт Северного Кавказа. Здесь оборудованы первоклассные спуски для лыжников и есть уникальная достопримечательность — Астрофизическая обсерватория, где работает самый большой на планете радиотелескоп «РАТАН-600».

Горнолыжный курорт Кавказа Архыз (в переводе с карачаевского языка означает «красивая девушка») — самый молодой горный курорт России. Первые объекты были открыты лишь в 2012 г. [26, 27].

В Кабардино-Балкарской Республике расположен известный бальнеологический и горноклиматический курорт Нальчик. Наряду с климатом, важнейшим лечебным фактором здесь являются долинская термальная, белореченская термальная и белореченская сульфидная минеральные воды. Для грязелечения на территории курорта применяют иловую грязь Тамбуканского озера.

Горнолыжный курорт Кавказа Приэль-брусье — кладезь природных достопримечательностей. Естественно, самой главной из них является гора Эльбрус. Покорить эту вершину мечтает каждый альпинист, но не всем удается осуществить свое желание. Эльбрус, словно король, возвышается среди своих подчиненных — горных хребтов. Взбираться на большие высоты разрешается исключительно профессионалам в сопровождении других профессионалов, а тем, кто никогда раньше не пробовал подниматься в горы, можно только любоваться снизу заснеженной вершиной.

Гора Чегет известна на весь мир сложнейшими трассами для фрирайда и видами, открывающимися на величественного соседа — Эльбрус. Ежегодно здесь отдыхают тысячи туристов, поэтому Чегет заслуженно считается одной из главных достопримечательностей Кабардино-Балкарии (фото).

Чегет (полное название Азау-Гитче-Чегет-Карабаши) — одна из вершин Приэльбру-сья на отроге Главного Кавказского хребта, чье название с балкарского языка переводится как «лесистый склон» (по другой версии — «стоящий в тени»). Гора находится к югу от Эльбруса, а севернее возвышаются Ко-гутай, Донгуз-Орун, Накра-Тау. Высота Чегета чуть меньше 3700 м, максимальная высота подъема — 3050 м. Перепад высот достигает 1140 м. У подножья горы в долине расположено несколько небольших населенных пунктов, значительная часть которых — турбазы, отели, гостевые дома и санатории. Подъем-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ники на гору работают круглогодично. С мая по ноябрь на Чегет поднимаются велосипе-дисты-экстремалы, которые по труднодоступным тропам организуют скоростные спуски с горы, а также просто любители созерцания потрясающих пейзажей. Трассы Чегета приобрели известность благодаря своей чрезвычайной сложности. Особенность легальных трасс Чегета (всего их 15) — в недоступности для ратраков, поэтому на них быстро образуются бугры и ямы, спускаться по которым могут только опытные горнолыжники. На Чегете находятся три очереди подъемников. У подножья Чегета снимался первый советский фильм об альпинистах «Высота» с участием Владимира Высоцкого, музей которого открыт для туристов ниже, в долине, в поселке Тегенекли. Опытные лыжники считают, что приехать на Эльбрус и не подняться на Чегет — пустая трата времени. Ведь именно с Чегета открывается лучший вид на самую высокую гору России [28].

На территории Республики Ингушетия находится горноклиматический курорт Армхи. Зарамаг, Кармадон, Первый Редант, Тамиск — наиболее известные курорты Республики Северная Осетия — Алания. Зарамаг и Кар-мадон — бальнеологическая курортная местность. Основные лечебные факторы — лечебный климат и минеральная вода. Здесь расположена климатическая курортная местность — Первый Редант, который характеризуется наличием источников минеральных вод, содержащих цинк, медь, йод и бром [25, 29].

- 7

ЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 4 (364) / 2018

В Чеченской Республике находится бальнеологический курорт Серноводск, на территории которого расположены 9 источников минеральных вод различного состава. По состоянию на 1 декабря 2016 г., численность населения, проживающего в горных районах, составляет 126088 человек, из них: 57653 человека — в Ножай-Юртовском муниципальном районе, 39424 человека — в Веденском, 19338 человек — в Шатойском, 6510 человек — в Итум-Калинском и 3163 человека — в Шаройском муниципальном районе. Из общего количества населенных пунктов в 3 населенных пунктах численность населения более 5,0 тыс. человек, в 28 -менее 100 человек, в 25 — отсутствует постоянно проживающее население, в том числе: в 9 населенных пунктах Веденского, в 14 — Итум-Калинского и 2 — Шатойского муниципальных районов.

Общая площадь земельного фонда горных районов составляет 424603,7 га, или 26,3% от площади земельного фонда республики, из них: 15362,3 га — земли населенных пунктов, 1347,4 га — земли промышленного и иного назначения, 145078,0 га — земли лесного фонда, 96827,0 га — земли запаса, 165989,0 га — земли сельскохозяйственного назначения. Площадь земельных ресурсов на душу населения по горным районам составляет 3,4 га на человека, по республике — 1,2 га, в том числе: в Веденском — 2,4 га, в Итум-Калинском — 19,6 га, в Ножай-Юртовском — 1,0 га, в Шатой-ском — 4,26 га, в Шаройском муниципальном районе — 18,3 га. Площадь земель сельхозназначения, приходящаяся на душу населения в горных районах, составляет 1,3 га, а по республике — 0,7 га. Горные территории муниципальных образований Чеченской Республики являются неотъемлемой частью культуры, народных обычаев и традиций, поэтому возрождение данных районов — не только одно из направлений социально-экономического развития республики, но и важная составляющая в сохранении исторического наследия чеченского народа [30].

Экономика современного Дагестана отличается от других регионов России низким уровнем промышленного производства, преобладанием малых форм хозяйствования в аграрном секторе, высоким удельным весом торговли и строительства в общем объеме валового регионального продукта, а также зна-

чительным отставанием по уровню валового регионального продукта на душу населения. Одна из основных причин подобного состояния — высокий удельный вес горных территорий в общей площади республики, составляющих 51% (общемировой показатель — 22%), причем высокогорье занимает 37% республики, но при этом слабо задействованных в эффективной хозяйственной деятельности. На это обращает внимание и исполнительная власть региона. На прошедшем 26-27 июля 2016 г. в Махачкале (Россия) Международном горном форуме Президент Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипов отметил заброшенность многих территорий республики: «Мы фактически бросили горные территории в экономическом, политическом и культурном плане. Отсутствие политики в данной сфере привело к тому, что молодежь стала покидать горы» [31, 32, 33].

Заключение

15 марта 2018 г. Д.А. Медведев подписал решение по 19 новым территориям опережающего развития, которые создаются в городах Онега, Канаш (Чувашская Республика), Пикалево (Ленинградская область), Гаврилов ям (Ярославская область), Заринск (Алтайский край), Сердобск (Пензенская область), Долматово (Курганская область), Саянск и Че-ремхово (Иркутская область), Ефремов (Тульская область), поселок Угловка (Новгородская область), Ново-Алтайск (Алтайский край), поселок Линево (Новосибирская область), Павловск (Воронежская область), Донецк и Зверево (Ростовская область), поселок Варга-шей (Курганская область), Губкин (Белгородская область) и Новокузнецк (Кемеровская область). При этом эксперты рассчитывают, что за ближайшие 10 лет это решение позволит привлечь порядка 160 млрд рублей инвестиций и должны быть созданы до 30 тысяч новых рабочих мест [34].

Предлагаемое нами создание территорий опережающего развития в горных районах Северо-Кавказского федерального округа еще более повысит его статус, а в дальнейшем и выход на мировой уровень. Таких территорий в будущем может быть только на первом этапе — не менее 12, в дополнение к уже осваиваемым территориям, но самое главное — это включение всех регионов округа (табл. 2).

Таблица 2

Площадь и население по субъектам Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации на 01.01.2018 г.

Субъекты Федерации % горных территорий от округа Предлагаемые территории опережающего развития

Карачаево-Черкесская Республика 79 Домбай, Теберда, Архыз

Ставропольский край 5 Кисловодск

Кабардино-Балкарская Республика 65 Чегет, Терскол

Республика Северная Осетия — Алания 48 Поселок Бурон и Цейское ущелье

Республика Ингушетия 45 Армхи, Ольгети

Чеченская Республика Ичкерия 49 Шарой, Хаскалой

Республика Дагестан 51 Горнолыжный курорт Чиндирчеро

Северо-Кавказский федеральный округ 49 -

Также Правительство РФ планирует выделить 13,3 млрд руб. компании «Курорты Северного Кавказа». Средства направят на совершенствование площадок первого этапа развития туркластера в СКФО. Министерству РФ по делам Северного Кавказа поручено обеспечить предоставление бюджетных инвестиций из федерального бюджета в 2018-2020 гг. акционерному обществу «Курорты Северного Кавказа» на реализацию мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) в размере 13,3 млрд руб., в том числе в 2018 г. — 4,3 млрд руб., в 2019 г. — 4 ,5 млрд руб. и в 2020 г. — 4,5 млрд руб. В ВТРК «Архыз» планируется в 2018-2019 гг. строительство горнолыжной, инженерной и иной инфраструктуры в туристических деревнях Романтик и Лунная поляна, в том числе канатной дороги и зоны катания для начинающих. По ВТРК «Эльбрус» — проектирование и последующее строительство в 2019-2021 гг. канатных дорог и трасс, а также объектов благоустройства и инженерной инфраструктуры центральной части поляны Азау. По ВТРК «Ведучи» — проектирование и строительство в 2019-2022 гг. объектов северо-ориентированного склона хребта Данедук.

Ранее через «Курорты Северного Кавказа» инвестировали 1 млрд руб. в развитие горнолыжной инфраструктуры курорта «Эльбрус» и строительство самой высокой в Европе канатной дороги до отметки 3847 м, в 2017 г. — еще 1 млрд руб. на строительство объектов «нулевого» этапа курорта «Ведучи», который открылся в Чечне в январе 2017 г. Помимо финансирования из федерального бюджета, проект Северо-Кавказского туркластера осуществляется за счет привлечения частных инвестиций. На текущий момент статус резидентов особых экономических зон получили уже 28 инвесторов (27 — на «Архызе» с объемом инвестиций по проектам которых превышает 9 млрд руб., один — на «Ведучи»). Объем заявленных инвестиций резидентов в соответствии с бизнес-планами составляет порядка 20,9 млрд руб. Кроме того, еще 6 заявок потенциальных резидентов были рассмотрены на экспертном совете Минкавказа России в начале марта текущего года, и 5 компаний готовят проекты к рассмотрению на следующем заседании. Наиболее активно в настоящее время ведется развитие открытого в 2013 г. курорта «Архыз», на территории которого работают 27 резидентов.

По данным «Курорты Северного Кавказа», эффективность механизма государственно-частного партнерства в проекте Северно-Кавказского туркластера постепенно возрастает. При сохранении динамики привлечения частных инвестиций к 2025 г. на 1 руб. государственных инвестиций будет приходиться 1,2 руб. внебюджетного финансирования. В перспективе данный показатель должен вырасти до 1,5 руб. частных инвестиций на 1 руб. бюджетных средств и более, сообщают в компании. А самое главное: устойчивое развитие горных территорий СКФО с миром и благополучием гордых кавказцев.

Литература:

1. UN Habitat: The Vancouver declaration on human settlements (1976). URL: http:// habitat.igc.org/ Vancouver/vandecl. htm. Zugegriffen am 26.01.2015.

2. Волков С., Шаповалов Д., Клюшин П. Эффективное управление земельными ресурсами — основа продовольственной безопасности России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 4. С. 12-15.

3. Дьяков М.Ю. Территории опережающего развития как инструмент рационального использования природного капитала // Экономика и социальная политика. 2017. № 2. С. 20-24.

4. Атаев З.В. Предгорные ландшафты в системе горно-равнинных территорий Северо-Восточного Кавказа // Молодой ученый. 2011. Т. 1. № 11. С. 101-105.

5. Исмиханов З.Н., Магомедбеков Г.У. Исследование современных экологических, социальных и экономических проблем устойчивого развития региона: когнитивный подход // Юг России: экология, развитие. 2017. Т. 12. № 4. C. 46-56.

6. Кашина Н.В. Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний восток России // Экономика региона. 2016. Т. 12. Вып. 2. С. 569-585.

7. Смирнов М.А. Территории опережающего развития: высокие риски и необходимость активной отраслевой государственной политики // Экономическая политика. 2015. № 16 (250). С. 58-68.

8. Фищенко К.С. Предпосылки и условия создания территорий опережающего развития // Вопросы экономики и управления. 2017. № 1. С. 123-128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Винокурцева Е.А. О необходимости создания территорий опережающего развития в Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. № 23. С. 210-211.

10. Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации».

11. Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 26.

12. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

13. Федеральный закон от 29.11.2014 г. № 382-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 309 (ред. от 27.02.2016) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года». 224 с.

15. Ataev Z.V., Bratkov V.V. The climatic features and the temporal structure of the foothill landscapes in the Northeastern Caucasus. European Researcher. 2011. No. 10 (13). Pp. 1439-1444.

16. Мусаев М.Р., Шаповалов Д.А., Широкова В.А., Клюшин П.В., Хуторова А.О., Савинова С.В. Экологические проблемы сельскохозяйственного землепользования в Северо-Кавказском федеральном округе // Юг России: экология, развитие. 2016. Т. 11. № 3. C. 181-192.

17. Абдурахманов Г.М. Единый закон о горных территориях — основа устойчивого развития СКФО: материалы Международной научно-практической конференции, Грозный, 12-14 октября 2014 г. Грозный: Изд-во Чеченского госуниверситета, 2014. С. 38-47.

18. The North Caucuses: the challenge of integration. International Crises Group (www.crisisgroup.org). European Reports. No. 220, 221, 226, 237.

19. Абдурахманов Г.М., Дудурханова Л.А., Гайра-бекова Р.Х. Северо-Кавказскому федеральному округу нужен единый закон о горных территориях // Юг России: экология, развитие. 2015. Т. 10. № 3. C. 24-35.

20. Benz A. Framing Modernization Interventions: Reassessing the Role of Migration and Translocality in Sustainable Mountain Development in Gilgit-Balti stan, Pakistan. Mountain Research and Development, 36 (2). 2016:141-152.

21. Choenkwan S., Promkhambut A., Hayao F. and Rambo A.T. Does Agrotourism Benefit Mountain Farmers? A Case Study in PhuRuea District, Northeast Thailand. Mountain Research and Development, 36(2). 2016:162-172.

22. Rogerson C.M., Rogerson J.M. Agritourism and local economic development in South Africa Bulletin of Geography, Socio-Economic Series. 2014. 26: 93-106.

23. Flanigan S., Blackstock K., Hunter C. Agritourism from the perspective of providers and visitors: A typolo-gybased study. Tourism Management 2014. 40: 394-405.

24. United Nations [UN]. 2012. Resolution adopted by the General Assembly on 27 July 2012. Agenda Item 19. 66/288 The Future We Want: A/RES/66/288.

25. Закон Республики Северная Осетия — Алания от 30 декабря 1998 г. № ЗО-РЗ «О горных территориях в Республике Северная Осетия — Алания». Принят Постановлением парламента РСО — Алания от 16.12.1998. Изменения и дополнения: Закон РСО — Алания от 22.05.06. № 28-РЗ.

26. Карачаево-Черкесская Республика. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации; Центр экологической политики России, 2013. 128 с.

27. Dega N., Onishchenko V., Baychorova E. Ekologo-geografichesky monitoring of the upper segment of the Kuban River. Proceedings of the 4th European Conference on Innovations in Technical and Natural Sciences. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014. Pp. 138-145.

28. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16 мая 2012 г. № 31-РЗ «О развитии горнолыжного туризма на территории Кабардино-Балкарской Республики». Принят Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 26 апреля 2012 г.

29. Закон Республики Ингушетия от 03 февраля 2016 г. № 1-РЗ «О горных территориях Республики Ингушетия». Принят Народным Собранием Республики Ингушетия 28 января 2016 г.

30. Постановление Правительства Чеченской Республики от 4 апреля 2017 г. № 77 об утверждении программы «Социально-экономическое развитие горных территорий (Веденского, Итум-Калинского, Ножай-Юртовского, Шатойского, Шаройского муниципальных районов) Чеченской Республики (на 20172020 и последующие годы)».

31. Закон Республики Дагестан от 16 декабря 2010 г. № 72 «О горных территориях Республики Дагестан». Принят Народным Собранием Республики Дагестан 9 декабря 2010 г. Электронный текст документа подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен: официальный сайт Правительства Республики Дагестан.

32. Постановление Правительства Республики Дагестан от 7 ноября 2013 г. № 572. Об утверждении государственной программы республики Дагестан «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан на годы».

33. Пленарное заседание Горного форума // Официальный сайт Президента Республики Дагестан. URL: http:// president.e-dag.ru/novosti/v-centre-vnimaniya

34. Постановления Правительства от 16 марта 2018 г. № 262-280 «О создании территорий опережающего социально-экономического развития».

Об авторах:

Шаповалов Дмитрий Анатольевич, доктор технических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности, ORKID: http://orcid.org/0000-0001-8268-911X, shapoval_ecology@mail.ru

Широкова Вера Александровна, доктор географических наук, профессор, профессор кафедры почвоведения, экологии и природопользования ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», заведующая Отделом истории наук о Земле ФГБУН «Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН», ORaD: http://orcid.org/0000-0003-0839-1416, shirocova@gmail.com

Клюшин Павел Владимирович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4221-036X, klyushinpv@gmail.com Хуторова Алла Олеговна, кандидат географических наук, доцент, ORaD: http://orcid.org/0000-0002-9389-2444, hutorova_alla@mail.ru Савинова Светлана Викторовна, кандидат географических наук, доцент, ORaD: http://orcid.org/0000-0003-4433-2528, savinova2010@gmail.com

THE STATUS OF PRIORITY DEVELOPMENT AREAS — MOUNTAIN AREAS OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

D.A. Shapovalov1, V.A. Shirokova12, P.V. Klyushin1, A.O. Hutorova1, S.V. Savinova1

'State university of land use planning, Moscow, Russia

2S.I. Vavilov institute for the history of science and technology of the Russian academy of sciences, Moscow, Russia

Purpose: In the early '90s, the Russian government proposed a list of territories of priority development (TPD). However, as history shows, the developed programs have not been fully implemented. Of the 17 special zones created, only 6 were successful. The problem turned out to be tourist areas. Methods: the creation of TPD will significantly increase the attractiveness of these territories to investors, and the legislative regulation will improve their efficiency for businesses and

- 9

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 4 (364) / 2018

budgets of different regions, and the implementation of the proposed measures contributes to the accelerated socio-economic development of the region. Discussion: the North Caucasus district differs from other districts in that the entire natural complex, all components of the natural environment determine its economic specialization. Historically, the mountains, with their large plant, animal, water and fossil riches, spread over relatively small areas, have been and continue to be increasingly resource providers to lowland civilizations. More than 70% of the thermal waters of the Russian Federation are located on the territory. The Caucasus ski resorts are just a storehouse of natural attractions. Naturally, the most important of them is mount Elbrus. Conclusion: our proposed creation of territories of advanced development in the mountainous areas of the North Caucasus Federal district will further enhance its status, and in the future, its access to the world level. Such territories in the future can be only at the first stage — not less than 12 in addition to those already mastered territories, but the most important is inclusion of all regions of the district. While maintaining the dynamics of attracting private investment by 2025, 1 ruble of public investment in the future will account for up to 1.5 rubles of private investment.

Keywords: Russia, North Caucasian Federal district, mountain areas, status, priority development areas.

References

1. UN Habitat: The Vancouver declaration on human settlements (1976). URL: http:// habitat.igc.org/Vancou-ver/vandecl. htm. Zugegriff en am 26.01.2015.

2. Volkov S., Shapovalov D., Klyushin P. Effective management of land resources — the basis of food security in Russia. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2017. No. 4. Pp. 12-15.

3. DyakovM.Yu. Priority development areas as a tool for sustainable use of natural capital. Ekonomika i sotsi-alnaya politika = Economy and social policy. 2017. No. 2. Pp. 20-24.

4. Ataev ZVV. Foothill landscapes in the system of mountain-plain territories of the North-East Caucasus. Molodoj uchenyj = Young scientist. 2011. Vol. 1. No. 11. Pp. 101-105.

5. Ismikhanov Z.N., Magomedbekov G.U. A study of the current environmental, social and economic problems of sustainable development of the region: a cognitive approach. Yug Rossii: ekologiya, razvitie = South of Russia: ecology, development. 2017. Vol. 12. No. 4. Pp. 46-56.

6. Kashina N.V. Territories of advanced development: a new tool for attracting investments to the far East of Russia. Ekonomika regiona = Economics of the region. 2016. Vol. 12, vol. 2. Pp. 569-585.

7. Smirnov M.A. Areas of priority development: high risks and the necessity of active state industry policy. Ekonomicheskaya politika = Economic policy. 2015. No. 16 (250). Pp. 58-68.

8. Fischenko K.S. Prerequisites and conditions for creating territories of priority development. Voprosy eko-nomiki i upravleniya = Issues of economics and management. 2017. No. 1. Pp. 123-128.

9. Vinokurtseva E.A. About necessity of creation of territories of priority development in Russian Federation. Molodoj uchenyj = Young scientist. 2016. No. 23. Pp. 210-211.

10. Federal law No. 392-FZ of 3 December 2011 "On territorial development zones in the Russian Federation".

11. Federal law of 29.12.2014 No. 473-FZ "On territories of advancing socio-economic development in the Russian Federation" (as amended on 13.07.2015). SZ the Russian Federation. 2015. No. 1 (part I). St. 26.

12. Federal law No. 519-FZ of 31 December 2014 "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with the adoption of the Federal law on territories of advanced social and economic development in the Russian Federation"

13. The Federal law from 29.11.2014 No. 382-FZ "On amendments to parts one and two of the Tax code of the Russian Federation".

14. The order of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 No. 309 (edition of 27.02.2016) "About the approval of the state program of the Russian Federation "Development of the North Caucasian Federal district for the period till 2025". 224 p.

15. Ataev Z.V., Bratkov V.V. The climatic features and the temporal structure of the foothill landscapes in the Northeastern Caucasus. European Researcher. 2011. No. 10 (13). Pp. 1439-1444.

16. Musaev M.R., Shapovalov D.A., Shirokova V.A., Klyushin P.V., Khutorova A.O., Savinova S.V Ecological problems of agricultural land use in the North Caucasus Federal district. Yug Rossii: ekologiya, razvitie = South of Russia: ecology, development. 2016. Vol. 11. No. 3. Pp. 181-192.

17. Abdurakhmanov G.M. Uniform law on mountain territories as the basis of sustainable development of the North Caucasus Federal district: materials of International scientific-practical conference, Grozny, October 12-14, 2014. Grozny: Chechen state university publishing house, 2014. Pp. 38-47.

18. The North Caucuses: the challenge of integration. International Crises Group (www.crisisgroup.org). European Reports. No. 220, 221, 226, 237.

19. Abdurakhmanov G.M., Budurkanova L.A., Gajra-bekova R.Kh. North Caucasian Federal district needs a unified law on mountain territories. Yug Rossii: ekologiya, razvitie = South of Russia: ecology, development. 2015. Vol. 10. No. 3. Pp. 24-35.

20. Benz A. Framing Modernization Interventions: Reassessing the Role of Migration and Translocality in Sustainable Mountain Development in Gilgit-Baltistan, Pakistan. Mountain Research and Development, 36 (2). 2016:141-152.

21. Choenkwan S., Promkhambut A., Hayao F. and Rambo A.T. Does Agrotourism Benefit Mountain Farmers? A Case Study in PhuRuea District, Northeast Thailand. Mountain Research and Development, 36(2). 2016:162-172.

22. Rogerson C.M., Rogerson J.M. Agritourism and local economic development in South Africa Bulletin of Geography, Socio-Economic Series. 2014. 26: 93-106.

23. Flanigan S., Blackstock K., Hunter C. Agritourism from the perspective of providers and visitors: A typolo-gybased study. Tourism Management 2014. 40: 394-405.

24. United Nations [UN]. 2012. Resolution adopted by the General Assembly on 27 July 2012. Agenda Item 19. 66/288 The Future We Want: A/RES/66/288.

25. Law of the Republic of North Ossetia — Alania of 30 December 1998 No. 30-RZ "On mountainous territories in the Republic of North Ossetia — Alania". Adopted by resolution of the Parliament of North Ossetia — Alania from 16.12.1998. Changes and additions: The Law of North Ossetia — Alania from 22.05.06 No. 28-RZ.

26. Karachay-Cherkess Republic. Sustainable development: experience, problems, prospects. Moscow: Institute of sustainable development of the public chamber of the Russian Federation; Center for environmental policy of Russia, 2013. 128 p.

27. Dega N., Onishchenko V., Baychorova E. Ekologogeografichesky monitoring of the upper segment of the Kuban River. Proceedings of the 4th European Conference on Innovations in Technical and Natural Sciences. "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014. Pp. 138-145.

28. The law of the Kabardino-Balkar Republic of may 16, 2012 No. 31-RZ "On the development of ski tourism in the Kabardino-Balkar Republic" was Adopted by the Parliament of the Kabardino-Balkar Republic April 26, 2012.

29. The law of the Republic of Ingushetia of February 03, 2016 No. 1-RZ "About mountain territories of the Republic of Ingushetia". Adopted By the people's Assembly of the Republic of Ingushetia on January 28, 2016.

30. The resolution of the Government of the Chechen Republic from April 4, 2017 No. 77 on approval of "Socio-economic development of the mountain territories (of Vedeno, Itum-Kale, Nozhai-Yurt, Shatoi, sha-royskogo municipal districts) of the Chechen Republic (2017-2020 onward)".

31. The law of the Republic of Dagestan of December 16, 2010 No. 72 "On mountainous territories of the Republic of Dagestan" was Adopted by the People's Assembly of the Republic of Dagestan on December 9, 2010. The electronic text of the document prepared by CJSC "Code" and verified: the official website Of the government of the Republic of Dagestan.

32. Resolution of the Government of the Republic of Dagestan of November 7, 2013 No. 572. About the approval of the state program of the Republic of Dagestan "Social and economic development of mountain territories of the Republic of Dagestan for years".

33. Plenary session of the Mountain forum. Official website of the President of the Republic ofDagestan. URL: http:// president.e-dag.ru/novosti/v-centre-vnimaniya

34. Government resolution of March 16, 2018 No. 262-280 "About creating territories of priority socioeconomic development".

About the authors:

Dmitry A. Shapovalov, doctor of technical sciences, professor, pro-rector for research and innovation, ORKID: http://orcid.org/0000-0001-8268-911X, shapoval_ecology@mail.ru

Vera A. Shirokova, doctor of geographical sciences, professor, professor at the department of soil science, ecology and natural resources of the State university of land use planning, head of the department of the history of Earth sciences of the S.I. Vavilov institute for the history of science and technology of the Russian academy of sciences, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0839-1416, shirocova@gmail.com

Pavel V. Klyushin, doctor of agricultural sciences, professor, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4221-036X, klyushinpv@gmail.com

Alla O. Khutorova, candidate of geographical sciences, associate professor, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9389-2444, hutorova_alla@mail.ru

Svetlana V. Savinova, candidate of geographical sciences, associate professor,

ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4433-2528, savinova2010@gmail.com

shapoval_ecology@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.