УДК 911:338.48(470.6)
РАЗВИТИЕ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА
© О.М. Котова, Л.А. Морева
Ключевые слова: туристический кластер; особые экономические зоны туристско-рекреационного типа; рекреационный потенциал.
Рекреационный потенциал для развития горнолыжного туризма на Северном Кавказе сопоставим с возможностями европейских курортов, следовательно, реализация проекта по созданию Северо-Кавказского туристического кластера способна стать надежным механизмом устойчивого социально-экономического развития региона. Анализируются нормативно-правовые документы, информационные ресурсы официальных организаций и научные источники с целью изучения современного состояния рекреационных территорий региона.
Современная наука использует кластерную концепцию, позволяющую применительно к индустрии туризма наиболее полно использовать туристско-рекреационный, инфраструктурный и инвестиционный потенциал территории с целью обеспечения устойчивого развития региона. В научной литературе кластер определяется как индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой и выступающих альтернативой секторальному подходу [1].
Всемирная туристская организация (ЮНВТО) ставит Россию на 5-е место среди стран, наиболее привлекательных для туристов. При этом по реализации рекреационного потенциала Россия, по оценке Международного экономического форума, находится только на 59-м месте.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития страны, утвержденной распоряжением Правительства РФ в 2008 г., предусматривается
создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России [2].
Кластерный подход в развитии региональной туристской индустрии был реализован при создании в 2010 г. Северо-Кавказского туристического кластера (СК ТК), включающего в себя особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) на юге России. В настоящее время из созданных 25 ОЭЗ - 14 туристско-рекреационного типа, из которых 7 входят в Северо-Кавказский туристический кластер.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» в 2011-2020 гг. развернут масштабный проект строительства семи новых курортов мирового класса, которые по уровню сервиса и технической оснащенности будут сравнимы с самыми популярными спортивными
курортами мира: Park City и Vail (США), Les Arcs и Val Thorens (Франция), Ischgl (Австрия), Zermatt и Gstaad (Швейцария), Sella Ronda (Италия) [3].
В целях формирования единого центра управления проектом учреждено открытое акционерное общество «Курорты Северного Кавказа» (подписано акционерное соглашение, зарегистрировано ОАО «Курорты Северного Кавказа», созданы органы управления, запущен интернет-сайт http://www.ncrc.ru). Учредителями компании выступили ОАО «Особые экономические зоны», Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации [4].
Правительство Ставропольского края и руководство ОАО «Курорты Северного Кавказа» рассмотрели вопрос о включении ОЭЗ ТРТ «Гранд Спа Юца» в состав туристического кластера.
Северный Кавказ обладает важным стратегическим экономико-географическим и транзитным потенциалом. Проект создания горно-туристического кластера призван стабилизировать социальную обстановку в регионе, ликвидировать экономическую отсталость округа, обеспечить устойчивое развитие Северного Кавказа и расширить стратегические (геополитические) возможности России на Кавказе [5-9].
На сегодняшний момент возможности горнолыжного туризма на Северном Кавказе сопоставимы с возможностями европейских стран, и, соответственно, их реализация способна стать источником регулярного пополнения федерального и местного бюджета.
Обладающий самым мощным в стране потенциалом по развитию рекреационного комплекса, этот регион характеризуется совокупностью важнейших характеристик, позволяющих прогнозировать высокую эффективность проекта по созданию туристического кластера. Сюда следует отнести:
- уникальные природно-климатические условия;
- наличие значительного количества юридически свободных земель;
- близость курортных площадок к уже существующей базовой транспортной и энергетической инфраструктуре;
- доступность трудовых ресурсов.
К весомым преимуществам развития горнолыжного кластера можно отнести следующие факторы:
- количество снежного покрова, климатические и высотные условия: видовые характеристики склонов идеальны для массового горнолыжного отдыха, включая международный сегмент;
- удобная международная транспортная доступность: в регионе уже построены, могут быть дополнительно построены и реконструированы международные аэропорты, железные дороги, автомобильные дороги;
- кластер горнолыжных курортов Северного Кавказа на несколько часов ближе, чем Европа для азиатских туристов.
Безусловная важность проекта в перспективе развития всей Российской Федерации доказывается его экономической масштабностью - общий объем инвестиций оценивается в 451 млрд руб. Проект полностью поддерживается федеральными органами власти Российской Федерации, поскольку соответствует основ-
ным положениям, целям и задачам Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа, разработанной и утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1485-р от 6 сентября 2010 г. Указанная Стратегия рассматривает туризм как одно из важнейших направлений развития региона, позволяющее задействовать и эффективно использовать рекреационный, производственный и социально-культурный потенциал региона.
План-график создания туристического кластера предполагает, что пик строительных работ придется на 2013-2017 гг., а к 2019 г. он будет полностью построен. Планируется, что протяженность горнолыжных трасс составит 897 км (из них 360 км оснежаемых), количество подъемников - 179 единиц, вместимость гостиниц - 89 тыс. мест, ежедневная пропускная способность кластера - 150500 человек. Проект предполагает поэтапное создание в регионе свыше 160 тыс. рабочих мест.
Международную координирующую роль по развитию концепции и строительству туристического кластера исполняет российско-французское совместное предприятие International Caucasus Development («Международное развитие Кавказа»). Энергообеспечением туристического кластера займется российско-корейское совместное предприятие EurasiaEnergy-Holdings.
В 2010 г. в ходе предварительной работы специалистами ОАО «Курорты Северного Кавказа» была проведена оценка горно-рекреационного потенциала СевероКавказского федерального округа, Краснодарского края и Республики Адыгея. В регионе будут построены курорты на следующих территориях (табл. 1):
- Лагонаки (Апшеронский район, Краснодарский край; Майкопский район, Республика Адыгея);
- Архыз (Зеленчукский район, Карачаево-
Черкесская Республика);
- Эльбрус-Безенги (Черекский, Чегемский и Эльбрусский районы, Кабардино-Балкарская Республика);
- Мамисон (Алагирский и Ирафский районы, Республика Северная Осетия - Алания);
- Матлас (Хунзахский район, Республика Дагестан).
Планируется построить дополнительные курорты на территории Республики Ингушетии:
- Цори (Джейрахский район);
- Армхи (Сунженский район).
В 2009 г. зимние курорты СКФО и ЮФО посетили 1,8 млн человек. Кластер горнолыжного туризма будет способен единовременно принять до 100 тысяч отдыхающих. Ожидается, что в течение 10 лет, благодаря «туристическому кластеру», турпоток, проходящий через действующие курорты Чегета, Эльбруса и Дом-бая, увеличится до 5 млн человек. Кроме того, проект позволит трудоустроить около 160 тыс. человек [4]. При этом центром здоровья остаются Кавказские Минеральные Воды, где необходимо создавать санаторнокурортную и лечебную индустрию национального масштаба.
Строительство курортов требует реализации масштабных комплексных инфраструктурных проектов, к участию в которых будет привлечено большинство активного трудоспособного населения Северного Кавказа.
Таблица 1
Характеристика потенциальных курортов *
Курорт
Основные характеристики Лагонаки Эльбрус- Безенги н о с 1 с а і и л £ о. < Итого
Длина трасс, км 270 263 165 196 141 51 11 1097
Количество подъемников 55 54 28 50 22 15 4 228
Пропускная способность курорта, чел./день 25000 45000 29000 30000 18500 17000 9000 173500
Количество спальных мест 14700 24000 15000 25000 11000 9000 3500 102200
Примечание: * - все данные являются предварительными и будут уточняться на этапе планирования/строительства [5].
Часть инфраструктурных объектов реализуется в рамках федеральных целевых программ «Юг России (2008-2012 гг.)», «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Помимо прямого государственного финансирования дополнительным источником финансирования проекта в части создания объектов инфраструктуры может стать корректировка инвестиционных программ инфраструктурных компаний и естественных монополий ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и ОАО «РусГидро».
При реализации проекта создания СК ТК произойдет увеличение количества туристов и как следствие увеличение общего пассажиропотока ориентировочно в 4-5 раз.
В связи с этим необходимо:
1) осуществить реконструкцию шести существующих аэропортов (Краснодар, Майкоп, Минеральные Воды, Нальчик, Беслан, Махачкала), при этом аэропорты Минеральных Вод, Махачкалы и Краснодара должны стать крупнейшими узловыми аэропортами, в которых будет осуществляться распределение туристических потоков к самим курортам с помощью малой авиации;
2) построить четыре новых аэропорта (Дербент, Матлас, Мамисон, Зеленчукская) на условиях государственно-частного партнерства.
Центральным транспортным узлом туристического кластера станет международный аэропорт в Минеральных Водах, который уже сейчас принимает рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Красноярска, Мурманска, Новосибирска, Хабаровска и других крупных городов России, а также работает с международными перевозчиками из Германии, Азербайджана, Армении, Казахстана, Узбекистана и Грузии. Для доставки туристов также будут задействованы ресурсы аэропортов, расположенных в Краснодаре, Владикавказе, Майкопе, Махачкале.
Большую роль в транспортном обеспечении туристического кластера играет железнодорожное сообщение. В настоящее время в регионе работают вокзалы в Беслане (15 км от Владикавказа), Прохладном (54 км от Нальчика), Усть-Джегуте (15 км от Черкесска), Черкес-
ске (столица Карачаево-Черкесской Республики), Хад-жохе (26 км от районного центра Тульский в Майкопском районе Адыгеи), Алагире (54 км от Владикавказа).
Автотранспортная сеть в ходе реализации проекта туристического кластера также будет значительно расширена для доставки основной массы туристов от аэропортов до горно-рекреационных комплексов. Для этого планируется реконструкция федеральной автомобильной дороги М29 «Кавказ», строительство автомобильной дороги Черкесск - Сухум (или Черкесск -Адлер) и кольцевой автодороги Махачкала - Каспийск -Матлас - Чиндирчеро - Дербент, а также доведение до требуемого уровня автомобильных дорог, ведущихе непосредственно к создаваемым курортам.
Действующие и запланированные к введению в эксплуатацию энергомощности полностью покрывают потребности СК ТК в электроэнергии. Большая часть необходимых мощностей уже существует, остальные объемы запланированы к введению в рамках действующих федеральных целевых программ. Общая потребность туристического кластера в энергоресурсах оценивается предварительно в 170-200 МВт при его выходе на полную проектную мощность в 2025 г. По каждому из туристических комплексов потребность составит в среднем от 30 до 40 МВт. Поскольку объекты удалены друг от друга и находятся в труднодоступных местах, построить одну гидроэлектростанцию на все комплексы невозможно, а строить под такую мощность гидроэлектростанцию для каждого курорта -нецелесообразно. Экономически выгодно иметь на курортах малые электростанции, не подверженные сезонным колебаниям, т. е. работающие на углеводородах.
Основной задачей, которую предстоит решить для своевременного ввода в эксплуатацию большинства курортных объектов Северо-Кавказского туристического кластера, остается их обеспечение внешней подводящей инфраструктурой. По собственной оценке компании ОАО «Курорты Северного Кавказа», общая стоимость работ по созданию объектов внешней инженерной и транспортной инфраструктуры для обеспечения курортов на юге России составит ориентировочно
123 млрд руб., в т. ч. 35,5 млрд - на первоочередные мероприятия [6].
При реализации проекта создания «туристического кластера» возникает ряд проблем:
1) отсутствие положительного имиджа юга России как туристского региона. Это особенно важно именно для Среверо-Кавказского региона, т. к. он достаточно длительное время являлся политически нестабильным и до сих пор «отпугивает» иностранных туристов;
2) возможность посетить будущий СК ТК может появиться только у иностранных туристов, т. к. рядовые россияне будут просто не в состоянии оплатить такой отдых;
3) изначально придется приглашать квалифицированных специалистов из республиканских столиц и параллельно обучать местное население работе в туристском бизнесе.
В настоящее время по всем курортным площадкам кластера идет оформление земельно-имущественных отношений, связанных с формированием особых экономических зон. По большинству территорий эта работа завершится до конца текущего года, и режим особых экономических зон на них вступит в действие.
На площадке Архыз (Карачаево-Черкесская Республика) подведены инженерные коммуникации -электричество, газ, автодорога. Идет строительство административного здания, гостиниц, канатной дороги, обустройство горнолыжных спусков. Первые объекты курорта будут сданы в эксплуатацию в декабре 2012 г. Завершение строительства всего курортного комплекса Архыз намечено на 2018 г.
К началу строительных работ приближается курорт Мамисон (Республика Северная Осетия - Алания). К площадке подведены инженерные коммуникации -электричество, газ, автодорога.
На курорте Лагонаки (Республика Адыгея, Краснодарский край) идет работа по оптимизации границ участков будущей застройки в контексте обеспечения безопасности соседствующих с ним особо охраняемых природных территорий. Завершение строительства курорта Лагонаки намечено на конец 2019 г.
Строительные работы на курорте Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкарская Республика) планируются с 2014 г., а с 2015 г. объекты начнут поэтапно вводиться в эксплуатацию. Выход курорта на проектную мощность запланирован на конец 2019 г. [10].
Развитие туристической, транспортной и инженерной инфраструктуры - строительство отелей, канатных дорог, горнолыжных спусков, автомобильных трасс,
линий связи, водо- и газопроводных сетей, объектов генерации и распределения электроэнергии - даст импульс к развитию смежных отраслей промышленности и сельского хозяйства, что обеспечит мультипликативный экономический эффект во всех регионах реализации проекта. Кроме того, появятся предпосылки для развития среднего и малого бизнеса в области курортно-рекреационных услуг с опорой на местную экономику, имеющую традиционную сервисную специализацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Cluster specialisation patterns and innovation styles. Den Haag, 1998. Р. 5.
2. Ханова В. Северокавказские курорты Сочи // Expert. URL: http://expert.ru (дата обращения: 30.03.2012).
3. О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея: постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. № 833 г. Москва.
4. ОАО «Особые экономические зоны». URL: // http://www.oao-oez.ru. Загл. с экрана.
5. ОАО «Курорты Северного Кавказа». URL: // http://www.ncrc.ru. Загл. с экрана.
6. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 г. № 365-ФЗ): Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ.
7. Приходько С.В., Воловик Н.П. Особые экономические зоны // Консорциум по вопр. приклад. эконом. исслед. Канад. агентство по между народному развитию. М.: ИЭПП, 2007. 268 с.
8. Созиева З.И. Перспективы формирования туристско-рекреационного кластера на юге России // Туристический Вестник. 2010. URL: www.lenta.ru. Загл. экрана.
9. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 5.
10. Концепция создания туристического кластера в СевероКавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея. М., 2011. Август.
Поступила в редакцию 17 сентября 2012 г.
Kotova O.M., Moreva L.A. DEVELOPMENT OF RECREATIONAL AREAS OF NORTH CAUCASUS TOURISM CLUSTER
Recreational potential for the development of ski tourism in the North Caucasus is comparable with the possibilities of European resorts; therefore, the implementation of the project to create the North Caucasus tourism cluster can become a reliable mechanism for sustainable socio-economic development of the region. The article analyzes the legal documents, the information resources of official organizations and scientific sources, to examine the current state of the recreational areas of the region.
Key words: tourism cluster; special economic zones for tourism and recreation; recreational potential.