Научная статья на тему 'Исследование процессов формирования, функционирования и развития рынка услуг'

Исследование процессов формирования, функционирования и развития рынка услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
775
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УСЛУГИ / ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК УСЛУГ / СФЕРА УСЛУГ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айдинова А. Т., Попова А. С.

Статья посвящена исследованию процессов формирования, функционирования и развития локальных рынков услуг. Рассмотрены классификация услуг, основные тенденции развития, что позволило сформулировать закономерности развития рынков услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование процессов формирования, функционирования и развития рынка услуг»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ

А.Т. АЙДИНОВА,

старший преподаватель кафедры экономики предприятия и бизнес-технологий в АПК, кандидат экономических наук, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», 355014, Ставрополь, Зоотехнический пер., 12;

А.С. ПОПОВА,

доцент кафедры экономики, менеджмента и рекламы, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», 355035, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Ленина, д. 417а

Статья посвящена исследованию процессов формирования, функционирования и развития локальных рынков услуг. Рассмотрены классификация услуг, основные тенденции развития, что позволило сформулировать закономерности развития рынков услуг.

Ключевые слова: услуги; локальный рынок услуг; сфера услуг; перспективы развития.

Коды классификатора JEL: L84, L85.

Переход к рыночной экономике знаменовал интенсивный рост объема рыночных услуг. В настоящее время увеличивается не только стоимостный объем платных услуг, но и их качественные параметры — по диапазону и разнообразию. Динамика стоимостного объема услуг является производной от динамики стоимостного объема спроса на этого рода услуги и реагирующего на него предложения рыночных услуг. Следует помнить, что локальные рынки услуг имеют важную особенность в аспекте рыночных организаций.

Как известно, теория рынка стремится к достижению долгосрочного стабильного рыночного равновесия, но локальный рынок услуг не в состоянии быть равным им, т.к. в сфере услуг величина спроса всегда превышает предложение [1]. Рыночные перемены в сфере организации производства жизненных благ позволили преодолеть период диспропорции между спросом и предложением рыночных услуг в российском обществе. Рынок услуг стал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этих пор деятельность секторов услуг жестко регулировалась государством, а в большинстве случаев государство являлось основным поставщиком услуг.

Активизация процессов наблюдается в сферах страхования и банковского дела, компьютерных технологий и телекоммуникаций, торговли, туризма. Экономические реформы РФ привели к созданию новых видов услуг на рынке, а именно: аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги в области рекламы, PR, услуги по проведению операций на рынке недвижимости и по подбору персонала [1].

На развитие рынка услуг большое влияние оказывает также научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них новые рынки. Но в целом российскую индустрию услуг можно охарактеризовать как развивающуюся и ее состояние в настоящее время требует системного подхода к стратегии развития и регулирования рынка услуг, с учетом соблюдения баланса интересов поставщиков и постоянной конкурентной среды участников рынка.

На протяжении двух последних десятилетий рынок услуг является одним из динамично развивающихся. Многие сектора услуг не требующие больших капиталовложений, являются фактором социальной стабильности региона, обеспечивая создание новых рабочих мест на закрепленной территории.

Все многообразие услуг в современной экономике можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений весьма разнородной структуры [1]:

1. Транспорт:

♦ пассажирский (перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг);

♦ грузовой (перевозка грузов).

2. Поездки:

♦ деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу: командировки);

♦ личные (туризм).

© А.Т. Айдинова, А.С. Попова, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

3. Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами).

4. Строительство.

5. Страхование.

6. Финансовые услуги.

7. Компьютерные и информационные услуги (консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.).

8. Роялти и лицензионные платежи.

9. Другие бизнес-услуги:

♦ посреднические услуги;

♦ лизинг;

♦ прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.).

10. Личные, культурные, рекреационные услуги:

♦ аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.);

♦ прочие (показ выставок, проведение мероприятий).

11. Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира).

В рамках услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленных на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также общественного потребления в целом.

Одна из главных закономерностей общественного развития — опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности. Важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях сферы услуг, которые повышают ее вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для дальнейшего прогресса. Благодаря переходу к рыночной системе и открытому формированию рынков услуг, данная сфера в настоящее время вышла на одно из первых мест в системе динамичных параметров региональной экономики. Динамика стоимостного объема услуг является производной от динамики стоимостного объема спроса на подобного рода услуги [1].

Для анализа спроса на рынке услуг важно осознавать, что негосударственные структуры выполняют, по существу, роль бизнеса, который в современных условиях играет заведомо подчиненную роль в любой сфере производства. Предложение услуг характеризуется спектром разнообразия форм и методов благ и товаров, что рассчитано, в свою очередь, на различные уровни требований потребителей, их базового образования и размеров дохода.

В результате можно выделить три фазы развития систем потребления, имеющие различные приоритеты по видам услуг и сопровождающиеся различными тенденциями по их изменению во времени.

Первая фаза в формировании, функционировании и развитии рынков платных услуг характеризуется ростом спроса на все виды услуг, при этом приоритетным направлением выступает развитие количественного насыщения первичных потребностей. Именно на первую фазу приходится наибольший объем стоимостного спроса.

Вторая фаза формирования и развития рынков платных услуг характеризуется ростом спроса на услуги основного и профессионального характера и снижением спроса на услуги первичного спроса. Здесь ключевым направлением выступает развитие услуг по основному признаку, на котором потенциальный спрос достигает максимального значения.

Третья фаза в развитии рынков платных услуг характеризуется продолжающимся ростом спроса на качественные услуги и сокращением спроса на услуги первичного характера. Приоритеты перемещаются в область развития специализации производства.

В соотношении спроса и предложения на рынке услуг главную роль играет «неудовлетворенный спрос», отказывающийся поглощать структуру и качество услуг. В структуре совокупного спроса имеют место стратегические перспективы для экономики региона и страны в целом.

Конкурентная среда рынка услуг актуализирует рассмотрение целевых рынков по предоставлению услуг. Для этого необходимо маркетинговые коммуникации, а также комбинированный способ продвижения коммерческих видов услуг на рынке. Это связано с проблемами социальноэкономического характера развития региона [2].

Основной метод завоевания рынка услуг можно осуществить посредством интегрированных маркетинговых коммуникаций, максимально использующих фундаментальные принципы коммуникаций. Увеличение объемов продаж есть главная задача, от которой зависит положительное развитие любого бизнеса.

Для оценки экономической эффективности рынка услуг, необходимо учитывать его «рыночное» месторасположение для возможности реализации его различных функций на макроуровне [1].

Анализ рынка услуг должен включать в себя следующие показатели [5]:

• число фирм-производителей потребительских услуг в регионе;

• оценка емкости рынка услуг;

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ... 163

• сегментация рынка по уровню специализации;

• границы рынка и их четкое определение в пределах региона;

• оценка величины потребительской базы;

Конкуренты и их производственные зоны по сегментам рынка услуг.

Таким образом, рынок услуг — специфическая социальная сфера, приоритетными функциями которой выступают репродукция рационального устройства конкретной отрасли экономики, а также рост эффективности специализированного производства в регионе.

Улучшение ситуации на рынке услуг зависит от иностранных инвестиций, но, в то же время, либерализируя эту сферу, необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Ведь без эффективно функционирующей сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику [1].

Рынки услуг можно охарактеризовать всеми достоинствами, присущими развитым формам рыночной организации общественного производства — они пресыщены представляемыми формами и видами всех услуг, обновления ассортимента, удовлетворения потребностей в сфере потребления людей, рост качества услуг.

Принципиальная модель рынков услуг включает необходимость выявления качественных характеристик целевой аудитории, определения ее количественных параметров, прогнозирование ценового поведения основной массы субъектов спроса на рынке услуг, а также возможную стратегию конкурирующих организаций.

Таким образом, современные тенденции регионального развития формируются под усиливающимися процессами коммерциализации в предоставлении услуг, что стратегически изменяет уровень качества всех услуг и механизм функционирования соответствующего рынка. На современном этапе рынок услуг становится необходимым средством выживания индивидов, социальных групп и всего общества в конкурентной среде, полноценной и эффективной деятельности, приносящей стабильный доход и моральное удовлетворение.

Одной из важнейших закономерностей развития экономики является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых на рынке услуг. По мере развития общества, роста производительных сил, происходит определенное развитие рынка услуг. Наблюдается увеличение занятости, рост технической оснащенности труда, внедрение более совершенных технологий.

Состояние российской экономики, в рамках которого осуществляется переход к устойчивому подъему производства, породил разнообразные способы адаптации организационно— экономических реформ хозяйствования к рыночным условиям деятельности. К числу основных рыночных реформ организации региональной экономики относиться феномен «локального рынка» как определенной подсистемы хозяйствования, имеющей «сквозное» строение, интегрирующее макро-, мезо— и микроэкономические уровни производства. С позиций альтернативного процесса глобализации и локализации рыночной системы рынок представляет собой систему локальных рынков, совмещающую все имеющиеся в экономике страны уровни хозяйствования; отсюда следует локализация рынка и процесс развития российской экономики. Процесс локализации рынков в настоящее время отмечается стабильными и специфическими локальными рынками, которые работают по собственным правилам, используя при этом современные информационные технологии с минимальными издержками обращения. В концептуальном подходе изучения модели рынка услуг, локальный рынок представляет стабильно-неравновесное состояние, так как величина спроса на платные услуги сферы потребления в трансформационный период объективно превышает их предложение; эта парадигма спроса является специфической особенностью экономики, отражающей социальные последствия искусственного ограничения предложения услуг. Социальный потенциал локального рынка определяется возможностью приобретения такого профиля, качества и уровня, которые не зависят от потенциала территории и определяются только рыночным механизмом — платежеспособной потребностью основных субъектов спроса платных услуг [1, 4].

Формирование и функционирование рынка услуг экономически оправданно в отсутствии возможности моментального захвата глобальной доли рынка, специально-направленного бюджета для выхода на рынок, достоверной информации о коммуникациях, а также построения сбытовой сети конкурентов. Фирменная локализация рынка услуг неоправданна в ситуации глобального наступления на рынок или отсутствия возможности сегментации рынка, а также существования острой конкуренции в заданном секторе сферы потребления. Экономическая эффективность локализации рынка услуг определяется мерой позиционирования и специализации рыночной услуги, разделения сфер влияния и возможность постепенного завоевания сегмента рынка, сегмента рынка на локальные целевые области, стимулирование продаж рыночных услуг, где превосходит поддержка устойчивого спроса посредством завоевания лояльности. Главным свойством услуги является оборот и рентабельность, целенаправленная адресация группам потребителей, персонифицированные воздействие на клиентуру.

Стратегические перспективы развития рынков услуг на российских территориях во многом зависит от разработки федеральными центрами специальных программ управления для различных

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

сегментов рынков благ. Только такие рынки способны формировать активную среду потребителя, изменяющую традиционную систему взаимодействия производителей и потребителей услуг.

Таким образом, реализация указанных направлений позволит создать условия для увеличения интеграционных возможностей на рынке услуг, модернизировать новые способы дифференциации услуг, создать условия, обеспечивающие свободный и равный доступ населения ко всем видам рыночных услуг, активизировать процесс сегментации рынка благ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамкий А.И. Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке// Экономист. № 5. 2002. С. 34.

2. Ивницкая И.И. Локальный рынок потребительских услуг. М.: ООО «Мир данных», 2005.

3. ИвановГ.П. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: МГУ, 2001.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб: Вильямс, 2006.

5. Панкратьева Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики// Вопросы статистики. 1998. № 4. С. 25-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.