МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА РЕКРЕАЦИОННО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА БОЛЬШИЕ СОЧИ
ОНИЩЕНКО Е.В.,
аспирант,
Северо-Кавказский научно-исследовательский институт экономических и социальных проблем, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
Статья содержит результаты маркетингового анализа основных параметров рынка рекреационно-курортных услуг в регионе Большие Сочи. Предлагается авторская методика оценки текущей и потенциальной емкости исследуемого рынка, учитывающая специфику функционирования объектов рекреационной индустрии. Конкурентная карта рынка позволяет определить положение коллективных средств размещения на исследуемом рынке и разработать конкурентные стратегии.
Ключевые слова: маркетинговый анализ; рынок рекреационно-курортных услуг; регион Большие Сочи; емкость рынка; конкурентная карта рынка.
Article contains results of the marketing analysis of key parameters of the market of recreational resort services in region the Big Sochi. The author's technique of an estimation of current and potential capacity of the investigated market, considering specificity of functioning of objects of the recreational industry is offered. The competitive card of the market allows to define position of collective means of placing in the investigated market and to develop competitive strategy.
Keywords: the marketing analysis; the market of recreational resort services; region the Big Sochi; a market capacity; a competitive card of the market.
Коды классификатора JEL: М 31, L83.
Необходимость маркетингового анализа рынка рекреационно-курортных услуг г. Сочи определяется востребованностью выявления тех его основных характеристик, которые невозможно получить без использования маркетингового инструментария. К таким параметрам рынка относятся емкость, динамика рынка и его рентабельность. Конкурентная карта рынка позволит определить положение коллективных средств размещения, как ведущих бизнес-структур, предлагающих потребителям санаторнокурортные услуги на исследуемом рынке, и, разработать для них конкурентные стратегии.
Для расчета потенциальной емкости рынка рекреационно-курортных услуг, характеризующей его возможности, с точки зрения оценки предложения услуг в стоимостном выражении предлагаем использовать следующую формулу, адаптированную к исследуемому рынку:1
1 Формула предложена автором с использованием способа определения емкости рынка по номенклатуре, средней цене и среднему товарному запасу [4].
© Онищенко Е.В., 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
E = М х д х ц (1)
пот м ’ ср 4 •
где Епот — емкость потенциальная; Мм — число мест в месяц максимального развертывания; Д — количество дней в году; Ц — средняя цена койко-дня.
ср
Однако, учитывая деление коллективных средств размещения (далее КСР) на круглогодовые и сезонные, а также на организации общего и специального назначения, формула для определения потенциальной емкости рынка коллективных средств размещения в развернутом виде будет иметь следующий вид:2
Е = К х 365 х Ц + ((К х 365 + К х Т) х Ц ) (2)
пот г ’ср.о.н. ' ' г с с ’ср.о.н. 4 *
где Кг — число койко-мест круглогодичного использования (по КСР общего назначения и КСР специального назначения); Цср.о.н. — средняя цена койко-дня в КСР общего назначения; Кс — число койко-мест сезонного использования; Тс — число дней сезонного использования; Цсрси — средняя цена койко-дня в КСР специального назначения.
В связи с тем что для курортов сезонного типа условием их оптимального заполнения является 60% среднегодовая загрузка, определяем оптимальную емкость рынка коллективных средств размещения региона Большие Сочи по следующей формуле:
Е =0,6 х Е (3)
опт пот
Для оценки рыночной конъюнктуры исследуемого рынка необходимо сопоставить потенциальную емкость с объемом реализации (емкостью рынка с точки зрения спроса). Поэтому для расчета текущей емкости рынка предлагаем использовать следующую формулу3:
Е = Н х Ц + Н х Ц (4)
тек о.н. ’ср.о.н. с.н. ’ср.с.н. 4 '
где Етек — емкость текущая; Нси — число ночевок в году в КСР общего назначения; Нси — число ночевок в году в КСР специального назначения; Цсрон — средняя цена койко-дня в КСР общего назначения; Цсрсн — средняя цена койко-дня в КСР специального назначения.
Опираясь на данные Сочинского отдела государственной статистики за 20042008 гг. и средние потребительские цены по Краснодарскому краю этого периода, произведены расчеты показателей емкости рынка КСР региона Большие Сочи в денежном выражении, результаты которых сведены в табл. 1.
Сравнительный анализ, представленный в таблице, дает возможность наблюдать положительную динамику развития потенциальной, оптимальной и текущей емкости рынка КСР в регионе Большие Сочи. За указанный период рост потенциальной емкости рынка составил 186,2%, причем общая емкость КСР общего назначения росла более высокими темпами (329,4%), нежели КСР специального назначения (160,0%). Почти такими же темпами происходило увеличение текущей емкости рынка (189,4%). Кроме того, на протяжении этих лет потенциальное предложение рекреационно-курортных услуг в данном сегменте в 2,1 раза превышало реальный спрос, а оптимальное предложение — в 1,3 раза. Вместе с тем, учитывая текущую емкость индивидуальных средств размещения согласно данным региональных обследований (4,999 млрд руб.), можно определить, что в 2008 г. общая текущая емкость составила 16,569 млрд руб.
Для определения динамики рынка КСР используем следующую формулу [1, с. 161]:
Е‘ Е 12
^ тик-
I
где Т — динамика рынка; Е’тек — емкость рынка текущая в конце анализируемого периода; Етк — емкость рынка текущая в конце базисного периода; г — длительность периода (в месяцах).
2 Формула предложена автором.
3 Формула предложена автором
Таблица 1
Динамика емкости рынка коллективных средств размещения в регионе Большие Сочи в денежном выражении по спросу и предложению в 2004-2008 гг.4
Показатели 2004 2005 2006 2007 2008
Потенциальная емкость (по предложению)
Потенциальная общая емкость, млн руб. Темп роста цепной Е , % пот 13164,3 16026,4 121,7 16712,0 104,3 23000,1 137,6 24507,3 106,5
Потенциальная емкость КСР общего назначения, млн руб. Темп роста цепной Е , % 1 ^ пот.о.н.' 2037,0 2371,8 116,4 2737,2 115,5 5658,9 206,7 6709,3 118,6
Потенциальная емкость КСР специального назначения, млн руб. Темп роста цепной Е , % 1 ^ пот.с.н.' 11127,4 13654,6 122,7 13974,9 102,3 17341,2 124,1 17798,0 102,6
Оптимальная емкость (по п редложению)
Оптимальная общая емкость, млн руб. 7898,6 9615,9 10027,2 13800,0 14704,4
Оптимальная емкость КСР общего назначения, млн руб. 1222,2 1423,1 1642,3 3395,3 4025,6
Оптимальная емкость КСР специального назначения, млн руб. 6676,4 8192,8 8384,9 10404,7 10678,9
Текущая емкость (по спросу)
Текущая общая емкость, млн руб. Темп роста цепной Е , % тек 6109,1 8624,6 141,2 9318,1 108,0 10982,5 117,9 11570,4 105,3
Текущая емкость КСР общего назначения, млн руб. Темп роста цепной Е , % тек.о.н. 629,1 839,8 133,5 1045,2 124,5 1745,7 167,0 1963,3 112,5
Текущая емкость КСР специального назначения, млн руб. Темп роста цепной Е ,% тек.с.н. 5480,0 7784,9 142,1 8272,9 106,3 9236,8 111,6 9607,1 104,0
Так как динамика рынка КСР общего назначения равна 1,4, то данный рынок находится в состоянии ускоренного роста. Рынок КСР специального назначения переживает позиционный рост при Т = 1,2}
По динамике рынка рассчитываем показатели интенсивности конкуренции (и). Можно принять, что если Т > 1,4, то и = 0; при 0,7< Т < 1,4, и = (1,4-Т)/0,7. Таким образом, определяем, что на рынке гостиничной индустрии конкуренция отсутствует, а на рынке специализированных средств размещения она минимальна.
Опираясь на статистические данные о прибылях предприятий КСР за 2004-2007 гг., оцениваем рентабельность рынка КСР общего и специального назначения по следующей формуле [1, с. 162]:
(6)
где Я — рентабельность рынка; Р — прибыль, полученная в рассматриваемом периоде (тыс. руб.); Р’ — прибыль в конце анализируемого периода (тыс. руб.); г — длительность анализируемого периода (в месяцах).
Я = 2,23; Я = 0,07
ср.о.н. ср.с.н.
Расчеты подтверждают высокую рентабельность гостиничного сектора и низкую — санаторно-курортных учреждений и организаций отдыха.
4 Составлено автором путем математических расчетов на основе данных источников [3; 5].
5 При Т > 1,4 рынок в состоянии ускоренного роста; при Т от 1,4 до 0,7 рынок проходит состояние позиционного роста, стагнации и сворачивания; при Т< 0,7 ожидается кризис рынка.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
Одним из основных направлений анализа возможностей бизнес-структур, участвующих в рыночном обмене, является диагностика конкурентной среды рынка рекреационно-курортных услуг региона Большие Сочи и построение конкурентной карты рынка. Расчет рыночных долей предприятий, находящихся на рынке, осуществляется по данным объемов продаж. Однако, из-за присутствия значительного количества хозяйствующих субъектов на рынке рекреационно-курортных услуг и из-за невозможности получения подобных данных, воспользуемся косвенным априорным методом оценки рыночных долей. Оговоримся, что мы будем рассматривать лишь санаторнокурортные организации (около 19,5% от всей совокупности коллективных средств размещения специального назначения), где в полной мере предоставляются услуги лечебно-оздоровительного характера. Последовательность построения конкурентной карты рынка представлена ниже.
1. На основе годового количества зарегистрированных МВД туристов на отдельно взятом предприятии КСР специального назначения региона Большие Сочи (ТПп), среднего числа ночевок в году 1 туриста (Нсрсн) и средней стоимости санаторных услуг за 1 день с человека (Цсрсн), найдены объемы продаж (К)6, а затем и рыночные доли конкурентов (Бп) [1, с. 162].
” V = Н . х Ц х ТП (7)
п ср.с.н ’ ср.с.н. П 4 '
ж 100%,, (8)
ср.сн.
где Vcpcн — объем продаж коллективных средств размещения специального назначения или текущая емкость рынка в денежном выражении. На основании статистических данных6, произведены расчеты объемов продаж и величин рыночных долей ряда санаториев.
2. Вся совокупность рассматриваемых бизнес-структур в соответствии с занимаемой рыночной долей в 2008 г. разделена на два сектора: первый сектор — санатории, рыночная доля которых больше среднего значения в целом по всему рынку 5 (>0,982),
ср
и второй сектор — санатории, рыночная доля которых меньше среднего значения 5 (< 0,982). Средняя рыночная доля в каждом из секторов определена по формуле сред-
ср
ней арифметической. Для первого сектора средняя величина рыночной доли составляет 2,1%, для второго — 0,593%. Результаты расчетов представлены в таблице 2.
3. В каждом из секторов рассчитано среднеквадратическое отклонение, которое совместно с минимальным и максимальным значениями определяет границы представленных групп санаториев.
Среднеквадратическое отклонение рыночной доли предприятий (а1и а2) рассчитано по секторам Бп > (<) Бср с использованием следующих формул [2, с. 29]:
(9)
°г = ^х X(5»-’ - V’>2' (10)
где Бп1, Бп2 — рыночные доли предприятий, для которых Бп1 < Бср, Бп2 > Бср соответственно; Б, Бср2 — среднее арифметическое значение рыночной доли предприятий, для которых 5п1 < Бср, Бп2 > Бср соответственно; К1 ,(п-К1) — количество предприятий, для которых Б , < Б , 5, > 5 соответственно; п, = 1, ..., К.; п = 1, •••, п - К..
п1 ср п2 ср 1 1 2 1
Среднеквадратическое отклонение рыночной доли для каждого сектора составило: о1 = 1,138 и о2 = 0,049.
В 2005 г. Н . = 13,551 ночевок, Ц = 829,87 руб. В 2008 г. Н = 11,627 ночевок, Ц =1155,52 руб.
ср.с.н 'ср.с.н. 1 ср.с.н. 'ср.с.н. 1
4. Так как совокупность рыночных долей санаториев является неоднородной и сильно варьирующие признаки не были исключены (в 1 секторе предприятия № 4 и № 5), произведен расчет границ рынка с использованием закона вариации средних величин. В зависимости от величины роста рыночных долей выделены четыре группы предприятий по следующей системе:
— лидеры рынка, S £ [S + 3а2/4н; S ];
^ 1 1 n L cp max
— предприятия с сильной конкурентной позицией, Sn £ [Scp; Scp + 3a2^nJ;
— предприятия со слабой конкурентной позицией, Sn £ [Sp - 3а1/4н; ScpJ;
— аутсайдеры рынка, S £ [S .; S - 3а1/4н].
J г-i ± ± n L min cp J
В результате получили группировку предприятий по величине рыночной доли.
5. Для классификации здравниц по степени изменения конкурентной позиции рас-
считан темп прироста рыночной доли (TJ и его среднеквадратическое отклонение (а) [2, с. 30]. "
. S - - £—
Т” = йх (П)
где m — количество лет в рассматриваемом периоде (4 года); — рыночная
доля n-го предприятия в период времени t (t).
° (12)
где T — средний темп прироста рыночной доли, %.
cp
T = 41,762%; а = 49,146%
cp
6. По динамике рынка произведен расчет границ рынка. Так как рассматриваемая совокупность санаториев неоднородная, то для определения границ использован закон вариации средних величин. Для оценки степени изменения конкурентной позиции выделены четыре классификационные группы состояния предприятий по величине роста их рыночной доли:
— предприятия с быстро улучшающейся конкурентной позицией,
T £ [T + 3а/^н; T J;
n L cp max
— предприятия с улучшающейся конкурентной позицией,
Tn £ [Tp + ^1;
— предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией,
T £ [T - 3a/in; T J;
n cp cp
— предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией,
T £ [T .; T - 3a/^nJ.
n L min cp J
7. Построена матрица формирования конкурентной карты рынка, позволяющая выделить 1б типовых положений предприятий на исследуемом рынке, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальных возможностей противостоять давлению конкурентов.
Как видно из конкурентной карты рынка, представленной в таблице 3, в 2008 г. лидеры рынка рекреационно-курортных услуг региона Большие Сочи среди КСР специального назначения — СОК «Спутник», санатории «Радуга» и «Светлана» — улучшили свои конкурентные позиции. Рост их рыночных долей в отчетном году составил 87,23%, 151,25% и 69,77% соответственно к уровню 2005 г.
СКО «Адлеркурорт», санатории «Заполярье», «Тихий Дон», «Фрунзе» и «Магадан» также являются лидерами рынка, однако их позиции на рынке снижаются, что вызвано уменьшением прибыльности оказания санаторно-курортных услуг, хотя объемы наращиваются. Вероятно, это связано с загрузкой санаториев льготными категориями граждан для лечения и отдыха через Фонды социального страхования по минимальным ценам. От лидеров рынка следует ожидать продолжения осуществления стратегии «за-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
хвата рынка» (при наличии ресурсов) до различных вариантов оборонительной стратегии с целью сохранения занимаемой доли. Методы для реализации стратегии: анализ достаточности ресурсов для продолжения инноваций, поддержание достигнутого уровня рентабельности, улучшение сервиса и сбалансированность цен.
Таблица 2
Классификация предприятий коллективных средств размещения специального назначения региона Большие Сочи по величине рыночной доли7
№ п/п Предприятия Рыночная доля в 2005 г., % Рыночная доля в 2008 г., % Темп прироста за 2005-2008 гг., % Сектор
1 2
1 ЗАО «Клинический санаторий «Металлург» 0,698 0,901 +7,271 - 0,901
2 ЗАО «Санаторий «Волна» 0,513 0,715 +9,844 - 0,715
3 «Санаторий им. Мориса Тореза» 0,038 0,035 -1,974 - 0,035
4 ЗАО «СКО «Адлеркурорт» 1,518 4,705 +52,487 4,705 -
5 ООО «Санаторий «Заполярье» 1,090 3,145 +47,133 3,145 -
6 Санаторий «Мыс Видный» 0,134 0,526 +73,134 - 0,526
7 ГУ «Санаторий «Беларусь» 0,123 0,718 +120,935 - 0,718
8 Санаторий им. Орджоникидзе 0,743 0,823 +2,692 - 0,823
9 ФГЛПУ «Санаторий «Радуга» ФНС России 0,160 1,128 +151,25 1,128
10 ФГУП «Санаторий «Русь» Управления делами Президента РФ 0,341 0,855 +37,683 0,855
11 Филиал — санаторий «Тихий Дон» 0,875 1,419 +15,543 1,419 -
12 Санаторий «Фрунзе» 0,636 1,577 +36,989 1,577 -
13 ЗАО «Санаторий «Светлана» 0,464 1,759 +69, 774 1,759 -
14 Санаторий «Магадан» 0,690 1,373 +24,746 1,373 -
15 Санаторий «Голубая горка» 0,076 0,694 +203,289 - 0,694
16 Санаторий «Ставрополье» 0, 214 0,454 +28,037 - 0,454
17 Санаторий «Фазотрон-С» 0,373 0,401 +1,877 - 0,401
18 Санаторий «Октябрьский» 0,288 0,792 +43,750 - 0,792
19 Санаторий «Золотой колос» 0,285 0,545 +22,807 - 0,545
20 Военный санаторий «Аврора» 0,215 0,739 +60,930 - 0,739
21 Санаторий «Авангард» 0,187 0,170 -2,273 - 0,170
22 ЗАО «Санаторий «Белые ночи» 1,110 0,780 -7,432 - 0,780
23 ОАО «РЖД «Московский железнодорожник» 0,311 0,319 +0,643 0,319
24 Санаторий «Бирюза» 0,495 0,858 +18,333 - 0,858
25 ООО «Санаторий «С.С.С.Р.» 0,397 0,852 +28,652 - 0,852
26 ООО СКК «Знание» 0,869 0,783 -2,474 - 0,783
27 ОЦ «Санаторий «Юг» 0,515 0,585 +3,398 - 0,585
28 Санаторий «Приморье» ГУП «Медицинский центр» 0,058 0,329 +116,810 0,329
29 Филиал ООО СКУ «Ташир» Санаторий «Ташир» 0,209 0,552 +41,029 0,552
30 Центральный военный клинический санаторий «Сочи» 0,190 0,209 +2,500 0,209
31 ЗАО «СОК «Спутник» 0,378 1,697 +87,235 1,697 -
Всего по КСР специального назначения: 100 100 _ 16,803 13,635
7 Составлено автором путем математических расчетов
Таблица 3
Матрица формирования конкурентной карты рынка рекреационно-курортных услуг
региона Большие Сочи8
Рыночная доля Темп прироста Лидеры рынка Предприятия с сильной конкурентной позицией Предприятия со слабой конкурентной позицией Аутсайдеры рынка
Предприятие с быстро растущей конкурентной позицией 9, 13, 31 отсутствуют 6, 7, 15 28
Предприятие с улучшающейся конкурентной позицией 4, 5 отсутствуют 18, 20 отсутствуют
Предприятие с ухудшающейся конкурентной позицией 11, 12, 14 отсутствуют 10, 16, 19, 24, 25, 29 отсутствуют
Предприятие с быстро ухудшающейся конкурентной позицией отсутствуют отсутствуют 1, 2, 8, 17, 22, 26, 27 3, 21, 23, 30
Предприятия с сильной конкурентной позицией на исследуемом рынке отсутствуют. Подавляющее большинство санаториев из рассматриваемой совокупности принадлежит к предприятиям со слабой конкурентной позицией. Отметим среди них такие санатории, как «Мыс Видный», «Беларусь», «Голубая горка», «Октябрьский» и «Аврора», которые за отчетный период улучшили свою деятельность на рынке, повысив рыночную долю. Можно предположить, что данные предприятия будут проводить стратегию «обороны». Методы для реализации стратегии: удешевление или дифференциация услуг, сохранение существующей доли рынка и рентабельности.
Группа предприятий со слабой ухудшающейся и быстро ухудшающейся конкурентной позицией представлена санаториями: «Русь», «Ставрополье», «Золотой колос», «Бирюза», «С.С.С.Р.», «Ташир», «Металлург», «Волна», им. Орджоникидзе, «Фазотрон-С», «Белые ночи», «Знание» и «Юг». Учитывая их сложившееся положение на рынке рекреационнокурортных услуг, рекомендуется диверсификация деятельности и поиск выгодных сегментов или даже рыночных ниш.
Среди аутсайдеров рынка с быстро растущей конкурентной позицией следует отметить санаторий «Приморье», рост рыночной доли которого за четыре года составил всего 116, 81%. Целесообразно для улучшения своего положения использовать следующие методы: перепозиционирование бизнеса, изыскание внутренних резервов, сокращение неприбыльного ассортимента, повышение цен, если спрос неэластичен по цене, слияние.
Значительно снизили свои позиции санаторий им. Мориса Тореза, санатории «Авангард», «Московский железнодорожник» и «Сочи», что свидетельствует о существенных проблемах в их деятельности. Для аутсайдеров данной группы вероятные методы конкурентной борьбы: всемерное снижение издержек, распродажа активов, сокращение работающих, сокращение части услуг, вплоть до выхода из бизнеса.
Помимо классификации конкурентов по занимаемой ими позиции, представленные данные рыночных долей предприятий КСР региона Большие Сочи также демонстрируют абсолютную демонополизированность рынка, которая подтверждается и без расчета коэффициента концентрации и индекса Херфиндаля — Хиршмана, характеризующих преобладание на рынке той или иной фирмы. Более того, можно отметить, что региональный рынок рекреационно-курортных услуг достаточно полно отвечает условиям рынка чистой конкуренции, на котором большое количество фирм продают идентичную
8 Составлено автором на основе математических расчетов.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
продукцию — санаторно-курортные и туристские услуги. В данном случае предприятия не сталкиваются с конкурентами, поэтому конкуренция, как мы определили выше, минимальна. Однако, они сталкиваются с рынком, и их конкурентная борьба заключается в том, чтобы реагировать на изменения рыночных условий и стараться поддерживать такую эффективность затрат, которая обеспечит прибыль.
В результате маркетингового анализа рынка рекреационно-курортных услуг региона Большие Сочи были получены следующие выводы:
1. За период с 2005 по 2008 годы наблюдалась положительная динамика развития потенциальной, оптимальной и текущей емкости рынка коллективных средств размещения, причем общая емкость КСР общего назначения росла более высокими темпами (ускоренный рост), нежели КСР специального назначения (позиционный рост). Потенциальное предложение рекреационно-курортных услуг в данном сегменте в 2,1 раза превышало реальный спрос, а оптимальное предложение — в 1,3 раза. Согласно оценке, общая текущая емкость в 2008 г. с учетом индивидуальных средств размещения составила 16,569 млрд руб.
2. Расчеты других параметров рынка подтверждают высокую рентабельность гостиничного сектора и низкую — санаторно-курортной сферы. Конкуренция на локальном рынке среди КСР общего назначения отсутствует и является минимальной среди КСР специального назначения. В то же время появление межрегиональной конкуренции, как внутрироссийского, так и международного масштаба, осложняет ситуацию на рынке и заставляет ее участников мыслить и действовать стратегически для достижения своих рыночных целей, нацеливаясь на новые сегменты.
3 Построение конкурентной карты рынка позволило определить, что предприятия с сильной конкурентной позицией на данном рынке отсутствуют. Подавляющее большинство санаториев из рассматриваемой совокупности принадлежит к бизнес-структурам со слабой конкурентной позицией. Все это обусловливает острую необходимость разработки и активного внедрения маркетинговых стратегий в целях повышения эффективности их функционирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Багиев, Г.Л. и др. Маркетинг / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. ред. Г.Л. Багиева. — М.: Экономика, 2001.
2. Бурцева, Т. и др. Маркетинговый анализ потенциальных возможностей предприятия / Т. Бурцева, Н. Никонова // Маркетинг. — 2006. — № 2.
3. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края: Стат. сб./ Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю. — Краснодар, 2008.
4. Матанцев, А.Н. Анализ рынка: Настольная книга маркетолога / А.Н. Матанцев. — М.: Альфа-Пресс, 2007. — С. 27.
5. Сведения о деятельности коллективных средств размещения города Сочи за 20042008 гг. / Сочинский отдел государственной статистики. — Сочи, 2005-2009 гг.