Научная статья на тему 'Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста'

Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5068
845
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / PRESCHOOL EDUCATION / ECONOMIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN / FINANCIAL LITERACY / FINANCIAL REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Николаева Людмила Юрьевна, Степаненкова Анна Владимировна

Данное исследование посвящено обоснованию содержательных и процессуальных основ формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются четыре направления работы («Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен», «Деньги и бюджет семьи»), каждое из которых решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи в различных образовательных областях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Выделены методы формирования финансовой грамотности старших дошкольников, необходимость создания в групповой комнате вариативной и гибкой предметно-пространственной развивающей среды. Акцентировано значение информационно-коммуникационных технологий, расширяющих возможности ребенка в освоении финансовых представлений, важность активного взаимодействия с родителями по воспитанию правильного отношения к различным экономическим категориям. Сделан вывод, что целенаправленное формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста позволяет системно развивать основы финансовой образованности, культуры и воспитанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Николаева Людмила Юрьевна, Степаненкова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF FINANCIAL LITERACY IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

This research is devoted to justification of substantial and procedural bases of formation of financial literacy at children of the advanced preschool age. Four areas of work ("Requirements", "Work and professions", "Goods, barter", "Money and the budget of family") are offered, each of which solves the educational, developing and educational problems in various educational areas according to requirements of federal state educational standard of preschool education. Methods of formation of financial literacy of the senior preschool children, need of creation for the group room of the variable and flexible subject and spatial developing environment are allocated. The value of the information and communication technologies expanding possibilities of the child in development of financial representations, importance of active interaction with parents on education of the correct attitude towards various economic categories is accented. The conclusion is drawn that purposeful formation of financial literacy at children of the advanced preschool age allows to develop systemically bases of financial education, culture and good breeding.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогика

УДК: 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Николаева Людмила Юрьевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Степаненкова Анна Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Данное исследование посвящено обоснованию содержательных и процессуальных основ формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются четыре направления работы («Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен», «Деньги и бюджет семьи»), каждое из которых решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи в различных образовательных областях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Выделены методы формирования финансовой грамотности старших дошкольников, необходимость создания в групповой комнате вариативной и гибкой предметно-пространственной развивающей среды. Акцентировано значение информационно-коммуникационных технологий, расширяющих возможности ребенка в освоении финансовых представлений, важность активного взаимодействия с родителями по воспитанию правильного отношения к различным экономическим категориям. Сделан вывод, что целенаправленное формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста позволяет системно развивать основы финансовой образованности, культуры и воспитанности.

Ключевые слова: дошкольное образование, экономическое образование дошкольников, финансовая грамотность, финансовые представления.

Annotation. This research is devoted to justification of substantial and procedural bases of formation of financial literacy at children of the advanced preschool age. Four areas of work ("Requirements", "Work and professions", "Goods, barter", "Money and the budget of family") are offered, each of which solves the educational, developing and educational problems in various educational areas according to requirements of federal state educational standard of preschool education. Methods of formation of financial literacy of the senior preschool children, need of creation for the group room of the variable and flexible subject and spatial developing environment are allocated. The value of the information and communication technologies expanding possibilities of the child in development of financial representations, importance of active interaction with parents on education of the correct attitude towards various economic categories is accented. The conclusion is drawn that purposeful formation of financial literacy at children of the advanced preschool age allows to develop systemically bases of financial education, culture and good breeding.

Keywords: preschool education, economic education of preschool children, financial literacy, financial representations.

Введение. В соответствии с существенными изменениями в государственно-политическом и экономическом устройстве России особое внимание уделяется экономическому образованию и воспитанию у подрастающего поколения экономической самостоятельности, инициативности, ответственности, трудолюбия, способности к взаимодействию, восприятию происходящих экономических преобразований, принятию необходимых решений. Становление и развитие данных качеств начинается на этапе дошкольного возраста, как наиболее сенситивного периода развития и социализации личности [61.

Актуальные научно-методические и дидактические аспекты к организации экономического образования детей в условиях дошкольной образовательной организации раскрываются в исследованиях Т.А. Арефьевой, Л.Н. Галкиной, О.А. Гладковой, Л.М. Клариной, Н.А. Крючковой, Е.А. Курак, Р.С. Лукьяновой, А.Ю. Селезневой, Е.А. Сидякиной, А.А. Смоленцевой, Н.А. Струнилиной, Т.Г. Хановой, А.Д. Шатовой и др. По мнению ученых, формирование элементарных экономических (финансовых) представлений дошкольников осуществляется посредством создания у детей познавательных мотивов и предполагает развитие интереса к знаниям экономического содержания, приобретение опыта финансовых отношений, способов участия в экономической жизни своей семьи. В то же время, анализ исследуемой проблемы свидетельствует, что педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают некоторые трудности в формировании у детей таких понятий, как «цена», «выгода», «аванс», «банк», «аукцион», «бюджет», «валюта», «товар», «энергосбережение», «реклама». Это приводит к достаточно низким результатам развития финансовых представлений у детей.

Изучение проблемы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста позволяет выявить противоречие между потребностью общества в экономически-грамотном подрастающем поколении и недостаточной методической разработанностью процесса формирования финансовой грамотности детей в условиях дошкольной образовательной организации.

Целью исследования является определение содержательных и процессуальных основ формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. В рамках проблемы экономического образования в области дошкольного образования особое место занимают вопросы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р.) финансовая грамотность рассматривается как «результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния» [1].

По данным нашего исследования, в котором участвовало 68 детей старшего дошкольного возраста, было выявлено: большинство детей имеют разрозненные и бессистемные представления о потребностях семьи и ее бюджете, о труде родителей и семьи в целом, о том, что такое деньги, как они зарабатываются и как

правильно распоряжаться доходами, недостаточно хорошо владеют знаниями о товаре и товарообмене. Практически четвертая часть детей не употребляют никаких словосочетаний, связанных с финансовой грамотностью.

Анализ психолого-педагогических исследований и результаты проведенной диагностики уровня сформированности финансовых представлений у детей старшего дошкольного возраста, позволили определить четыре направления работы по формированию финансовой грамотности: «Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен», «Деньги и бюджет семьи». Каждое направление решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Среди образовательных задач следует выделить овладение детьми первоначальными финансовыми представлениями, основными финансовыми категориями, принципами и методами разумного ведения хозяйства, формирование экономических умений и навыков, др. Развивающие задачи направлены на развитие умения проявлять разумные экономические потребности, соизмеряя их с реальными возможностями удовлетворения, др. Воспитательные задачи связаны с привитием детям уважения к представителям разных профессий, бережливого отношения к объектам трудовой деятельности, а также воспитанием нравственно-экономических качеств: бережливости, организованности, честности, справедливости, деловитости, предприимчивости, др.

Первое направление «Потребности» способствует приобретению знаний и представлений о потребностях человека, необходимости удовлетворения жизненно важных (в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье) и социальных (безопасности, любви, дружбе, защите, общении, др.) потребностей.

Второе направление «Труд и профессии» обеспечивает формирование знаний о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда создаются, производятся различные предметы и продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется производство продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления.

Третье направление «Товар, товарообмен» способствует формированию представлений об обмене товарами и услугами как средстве удовлетворения экономических потребностей, о цене товара, влиянии спроса и предложения на установление цены товара, пониманию, что все товары имеют свою цену.

Четвертое направление «Деньги и бюджет семьи» знакомит детей с понятиями «деньги», «основные» и «неосновные» расходы, «карманные деньги», «бюджет», «деньги-товар», «обмен», «купля-продажа». В процессе работы у детей формируется правильное отношение к деньгам, их разумному использованию и способам зарабатывания, умение грамотно планировать свои расходы, принимать необходимое решение в вопросах ведения домашнего хозяйства.

Подчеркнем, содержание предлагаемых направлений осваивается в различных образовательных областях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обеспечивая комплексное изучение финансовых вопросов в единстве экономических, этических и нравственных категорий, а также целостность процесса обучения на основе принципа интеграции.

Специфика формирования финансовых представлений у детей дошкольного возраста связана с их эмоциональной отзывчивостью, любознательностью, наглядно-действенным мышлением. Данное положение обуславливает, во-первых, создание в групповой комнате насыщенной и гибкой предметно-пространственной развивающей среды (например, оформление игрового комплекса «Супермаркет» включает современное оборудование (банкомат, вариативные витрины, отдел рекламы, др.), оснащенное необходимыми атрибутами и моделями для обогащения представлений детей о деньгах, рекламе, товарах, др.) [41. А во-вторых, применение проблемно-игровых технологий экономического образования [131 и сочетание различных методов работы в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников, в том числе, в творческих видах деятельности [2, 3, 8, 9, 111. Наиболее целесообразными мы считаем:

- организацию разных видов игр (сюжетных, дидактических, развивающих, игр-соревнований, квестов, командных, аукционов, др.): «Семейный бюджет», «Бизнесмен», «Доходы из отходов», «Супермаркет», «Салон красоты», «Кондитерская фабрика», «Мамино кафе», «Доходы», «На пути к финансовой грамотности»;

- включение разнообразных моделей, символов, ребусов, кроссвордов, обозначающих различные финансовые и экономические понятия, креативных заданий, др.;

- решение экономических и финансовых задач, проблемных ситуаций (например, «Давайте помечтаем, если бы у меня было много денег...», «Как я помогаю маме», «Кого можно назвать богатым человеком?», «На что бы я потратил деньги?», др.);

- анализ поступков героев литературных произведений, сказок, (например, И. Шведова «Экономическая азбука для детей и взрослых», К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены», др.);

- просмотр мультфильмов и их последующее обсуждение («Винни-Пух и все-все-все», «Лето в Простоквашино», «Дядюшка Скрудж», «Утиные истории», др.);

- обращение к устному народному творчеству («Хорошо дешево не бывает», «Копейка рубль бережет», «Маленькая добыча лучше большого наклада», «Не деньги богатство, а бережливость и разум» бережливость, др.) и др.

Особое значение в современных условиях приобретают информационно-коммуникационные технологии, расширяющие возможности ребенка в освоении финансовых представлений. Поэтому в процессе работы особое внимание уделялось:

- интерактивным играм: «Бюджет семьи», «Хочу и надо», «Что можно купить за деньги», «Что сначала, что потом?», «Деньги, классификация», «Дорогой или дешевый», «Размен монет», «Семейный доход», «Путешествие по городу профессий», «Ассоциации», «Товарный склад», «Сказка на новый лад»;

- занятиям с использованием информационно-коммуникационных технологий: «Путешествие в сказочную страну финансовой грамотности», «Расходы или как потратить деньги с пользой»; компьютерных презентаций «Крупные компании нашей страны/города», «Что такое бизнес», др. [14, с. 281;

В процессе формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста необходимо активное взаимодействие с семьями воспитанников [151. В этой связи Л.Н. Галкина справедливо указывает, что именно в семье ребенок приобретает первый опыт хозяйственно-экономической деятельности [8, с. 781. Весьма результативными мы считаем конкурсы семейных газет, обмен опытом «Домашней экономики»,

ведение «Семейного экономического (или финансового) дневника», в котором дети и родители совместно планируют «доходы» и «расходы», рассчитывают варианты экономии денежных средств, др.

Таким образом, на этапе дошкольного детства создаются необходимые условия для планомерного, последовательного введения детей в мир экономики и финансов. В процессе овладения финансово-экономическими категориями у детей обогащается словарь, воспитывается чувство достоинства, формируется опыт положительного финансового поведения, осознанного отношения к явлениям социо-экономической действительности.

Выводы. Вышеизложенное позволяет сделать ряд важных заключений:

- современный уровень развития экономических отношений обуславливает особую актуальность решения задач экономического образования подрастающего поколения, прежде всего, развития независимой личности, способной достигать поставленных целей, ориентироваться в различных жизненных ситуациях, проявляя организованность и осознанность суждений;

- обучение детей первоначальным экономическим представлениям, освоение основных финансовых категорий, принципов и методов разумного ведения хозяйства, формирование экономических умений и навыков целесообразно начинать на этапе старшего дошкольного возраста, поскольку дети активно включены в экономическую среду общества;

- процесс формирования финансовых знаний и представлений как важное направление экономического образования дошкольников, представляет собой единую воспитательно-образовательную систему, обеспечивающую экономическую социализацию детей. Социализация ребенка в области экономики осуществляется в процессе освоения экономической реальности, индивидуального этического наполнения экономических категорий, организации экономического пространства жизнедеятельности.

Целенаправленное решение задачи формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста позволяет системно развивать основы финансовой образованности, финансовой культуры, финансовой воспитанности. Это проявляется в том, что дети:

- проявляют интерес к познанию основных финансовых категорий и экономическим явлениям окружающей действительности;

- стремятся применять полученные знания и представления в различных видах организованной, совместной и самостоятельной деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, познавательной, др.);

- проявляют уважение к труду и бережному использованию ресурсов;

- демонстрируют навыки эффективной коммуникации, сотрудничества, взаимопомощи, хозяйственности, смекалки, бережливости, деловитости, ответственности, др.

Высокая значимость исследуемой проблемы актуализирует поиск новых подходов к повышению профессиональных компетенций педагогов в области экономического образования дошкольников в условиях профессионального образования и методического сопровождения в дошкольной образовательной организации [5, 7, 16].

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р. Об утверждении Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2013 годы [Электронный ресурс]. URL https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-25092017-n-2039-r/strategiia-povysheniia-finansovoi-gramotnosti-v/i/ (дата обращения 10.07.2019)

2. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.: ил.

3. Бичева И.Б., Кузнецова А.И., Маковей Е.А. Мнемотехника как современная технология речевого развития детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Т. 59. № 3.С. 87-89.

4. Бичева И.Б., Десятова С.В. Теоретико-методологические подходы к содержанию понятия «образовательная среда» // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 130-134.

5. Бичева И.Б., Мелентович А.В. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4 (28). С. 267-279.

6. Бичева И.Б., Степаненкова А.В. Формирование элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста как научно-методическая проблема // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Мининский университет. 2019. С. 26-29.

7. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3

8. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 89 с.

9. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников). Калининград, 2013. 26 с.

10. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002. 80 с.

11. Сидякина Е.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о деньгах как экономической категории. Тольятти: НаукаПолис, 2017. 41 с.

12. Шатова А.Д. Формирование элементарных экономических представлений дошкольников. М., 2005. 254 с.

13. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С. 63.

14. Ханова Т.Г., Прокофьева Н.М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 25-31.

15. Горная Т.И. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в семье // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10-1. С. 128-131.

16. Gruzdeva, M.L., Prokhorova, O.N., Chanchina, A.V., Chelnokova, E.A., Khanzhina, E.V. Post-graduate information support for graduates of pedagogical universities (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 143-151. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_19

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Бортник Александра Федоровна

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск);

магистрант Педагогического института Бортник Николай Романович

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛА

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности экологического образования и воспитания учащихся в условиях села.

Ключевые слова: экология, экологическое образование, экологическое воспитание, экологизация.

Annotation. This article discusses the features of environmental education and education of students in rural areas.

Keywords: ecology, environmental education, environmental education, greening.

Введение. Экология - одно из слов, появившихся сравнительно недавно. Термин был предложен в 1869 году немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем. Термин «Экология», по мнению Э. Геккеля означает: «эко» - дом, жилище, местопребывание и «логос» - наука, знание. И этот термин применялся как название раздела биологии, ставшего позже не только самостоятельным разделом, но и отдельной наукой.

В современном мире, говоря об экологии, общество чаще всего имеет в виду не научную классическую, а экологию, занимающуюся проблемами охраны окружающей среды. Ни для кого не секрет, что современное природопользование, отличаясь крайней расточительностью, ведет к истощению ресурсов, загрязнению природной среды. Отсутствие в природопользовании учета требований сохранений экологического равновесия привело к кризисному состоянию во многих регионах планеты.

Экологическая культура - одно из сложных психических образований, охватывает широкий круг действий человека. Ее субстанциальную основу составляет принцип природосообразности, в котором сегодня находим не только осознание и ощущение себя частью природы, но и целенаправленное формирование установки и мотивации на взаимополезное взаимодействие человека и природы. Его реализация, прежде всего, требует организации педагогического процесса на основе деятельностного подхода.

Классики педагогики всегда подчеркивали, что природа является неиссякаемым источником воспитания ума и чувств детей. Опыт работы В.А. Сухомлинского, описанный в его трудах, убеждает в том, что постоянное общение с природой пробуждает у детей не только радость от восприятия ее красоты, но и отзывчивость, доброту, развивает мыслительные способности, творческий потенциал. Задача состоит в том, чтобы найти рациональные механизмы такого общения. Многолетняя практика Е.Д. Макарова и его коллег, направленная на поиск путей и способов использования возможностей общения с природой для общего, интеллектуального, психического развития детей, помогла найти ряд механизмов рациональной организации экологического воспитания школьников [3].

Изложение основного материала статьи. Перестройка всей системы природопользования, прежде всего, связана с постановкой экологического образования и воспитания всего населения в первую очередь -школьников. В соответствии с нею ставится задача: формировать у учащихся новый уровень отношения к природной среде, ее богатству через практическое овладение ими знаний и умений об основах рационального природопользования.

За решение выдвинутой задачи еще в далеком 1993 году взялся педагогический коллектив Сыланской средней школы Чурапчинского района Республики Саха (Якутия), ставшей впоследствии экспериментальной площадкой Министерства образования республики. В результате опытно-экспериментальной работы под руководством Егора Дмитриевича Макарова, учителя географии, достигнуто становление школы как открытой социальной системы, осуществляющей экологическое воспитание детей как компонент социально-воспитательной работы наслега в ракурсе улусной (районной) программы социального развития "Тиэргэн" (Усадьба).

Е.Д. Макаров своей многогранной деятельностью направленной на взаимодействие школы со средой, добился того, что школа стала частью всей социальной системы наслега. При этом она не занимает пассивно-приспособительную позицию по отношению к изменениям в среде. Она начала с активно приспособительной позиции, т.е. с анализа и прогноза тенденций изменения внешней среды и связанного с ними социального заказа, что дало возможность опережающе реагировать на реальные изменения. И к окончанию формирующего этапа опытно-экспериментальной работы школы во многом стала влиять на окружающую среду. Другими словами, она по отношению к среде стала выступать как система адаптивная, т.е. адекватная изменением среды, так и адаптирующая, т.е. приспосабливающая среду к выполнению тех задач, которые стоят перед нею как образовательным учреждением.

Как известно, занять такую позицию школе было нелегко. Для этого потребовалось много усилий и положительных результатов, чтобы окружающие (родители, хозяйственные, культурно-просветительные, общественные и др. организации и учреждения, население) поверили в воспитательные возможности школы и могли сотрудничать для решения общих социально-педагогических задач. Это обстоятельство способствовало тому, что в декабре 1997 г. коллегия Министерства образования республики приняла решение присвоить Сыланской школе статус авторской для реализации широкомасштабной социально-педагогической программы Е.Д. Макарова по экологическому образованию и воспитанию учащихся в условиях сельской местности.

Авторская программа экологического образования и воспитания Е.Д. Макарова охватывала детей дошкольного и школьного возраста с привлечением широкого круга родительской общественности, а также всех учреждений и организаций, функционирующих в наслеге. Это, с одной стороны, способствовало тому,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.