Научная статья на тему 'Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение'

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3679
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FAMILY / ECONOMIC EDUCATION / ECONOMIC LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудник Наталия Аркадиевна

В статье рассматривается актуальный вопрос экономического воспитания детей дошкольного возраста. В статье раскрыты теоретические аспекты сущности проблемы экономической грамотности детей на этапе дошкольного детства. Особое внимание автор уделяет семье как первичной среде, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дудник Н. А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15448. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15448.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15448

УДК 373.21

Дудник Наталия Аркадиевна,

аспирант Уманского государственного педагогического университета им. Павла Тычины, г. Умань, Украина natacna.suv@bk.ru

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение

Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос экономического воспитания детей дошкольного возраста. В статье раскрыты теоретические аспекты сущности проблемы экономической грамотности детей на этапе дошкольного детства. Особое внимание автор уделяет семье как первичной среде, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями.

Ключевые слова: экономическое воспитание, экономическое образование, экономическая грамотность, семья.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Изменения в социальной, политической, экономической сферах, характеризующие современное украинское общество, побуждают к пересмотру направлений развития образования. В условиях сегодняшнего дня, когда ребенка уже с первых лет жизни окружает экономическая среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами, актуализируется необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с проблемами «взрослой» экономики.

Необходимость формирования полноценной личности ребенка дошкольного возраста как субъекта экономической социализации, экономического образования актуализирует вопрос формирования у детей основ экономической культуры, привлечения детей к «взрослой» экономике. Безусловно, это один из факторов экономической социализации, которая влияет на отношение ребенка к духовным и материальным ценностям, на экономическую социализацию детей, формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний, осознание детьми экономических понятий. Изучение основ экономики помогает детям развить экономическое мышление, освоить экономические понятия, потребности, природные ресурсы, товары и т. д.; помогает приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах, а также сформировать стимулы к овладению экономическими знаниями и приобретению экономического опыта.

Некоторые теоретические исследования ученых (А. Богуш, Н. Гавриш, Н. Гра-мы, Г. Григоренко, Р. Жадан, Л. Клариной, Е. Курак, А. Шатовой, А. Смоленцевой) свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста.

Современные ученые (Г. Григоренко, Р. Жадан) придают большое значение необходимости экономического образования детей в дошкольном учреждении, воспитанию у детей качеств рационального потребителя, который будет ориентирован на экономное отношение к собственным и общественным ресурсам. Они подчеркивают значение экономических знаний как составляющей социализации ребенка, его жизненной компетентности в целом, определяют содержание знаний и представлений о

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дудник Н. А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15448. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15448.htm. - ISSN 2304-120X.

качественных характеристиках товара, вдумчивом отборе нужных товаров, правилах пользования вещами, о жилищно-коммунальных услугах, деньгах, рекламе [1].

В первоначальном экономическом опыте детей старшего дошкольного возраста А. Сазонова выделяет следующие составляющие:

- мотивационная (наличие у ребенка интереса к экономической сфере жизни с имеющимися знаниями и умениями в этой области);

- информационная (наличие экономических представлений, владение элементарными экономическими понятиями, понимание основных экономических процессов и законов);

- операционная (зрелость экономических действий, элементарных умений и навыков экономической деятельности, умение ориентироваться в нестандартных социально-экономических ситуациях).

Средством формирования понятий экономического опыта дошкольников ученый определяет игровую деятельность [2].

Одним из главных стимулов экономического поведения ребенка является его желание. Н. Гавриш отмечает: «Детям дошкольного возраста свойственно стремление иметь одновременно много ярких игрушек, полученные ими в социальной среде впечатления всегда порождают новые желания. Позиция детей в таких ситуациях зависит от уровня развитости у них культуры желаний. Ее формированию способствует рассуждение ребенка вместе с взрослым об этих желаниях, целью которого является осознание им собственных желаний, понимание наличий желаний у других людей, которые тоже следует учитывать; зависимости реализации желаний от их содержания, реальности, важности; разницы между желаниями, мечтами и капризами. Решению указанных задач помогает чтение литературных текстов с духовно-нравственным содержанием, а также использование речевых игр и упражнений по их содержанию, полилога, экспериментальной деятельности (опыты с игрушками), создание игрушек-самоделок, игрового поля собственными руками и т. д.» [3].

По мнению Н. Кривошеи, в ознакомлении детей с трудом взрослых как средством экономического воспитания одной из первых задач является вооружение дошкольников с этой целью элементарными экономическими знаниями. Автор подчеркивает, что во время отбора содержания знаний необходимо учитывать уровень их информативности для ребенка, эмоциогенности, связанной с имеющимся социальным опытом, побуждение к реализации этих знаний в собственной деятельности. Усвоению этих знаний будет способствовать создание игровых ситуаций, чтение современной детской художественной литературы и фольклорных произведений экономического содержания, использование рассказов, бесед, проведение экскурсий и тому подобное. Кроме того, успешность усвоения детьми знаний экономической направленности зависит от уровня готовности педагогов и родителей решать задачи экономического воспитания и экономической социализации [4]. В то же время некомпетентность в экономической сфере подрастающего поколения приводит в дальнейшем к проблемам в семейных отношениях, к неспособности ведения бюджета, неразумному распределению средств, тормозит решение экономических проблем семьи.

Как видим, экономическое воспитание дошкольников связано с изменениями, которые происходят в дошкольном образовании и направлены на формирование экономических понятий, экономического сознания, экономического поведения. Следует отметить, что в процессе экономического воспитания происходит обогащение первичного экономического опыта ребенка дошкольного возраста элементарными экономическими знаниями, собственного экономического опыта, который является базой для психологической готовности ребенка к дальнейшей взрослой жизни.

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дудник Н. А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15448. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15448.htm. - ISSN 2304-120X.

Рост интереса современных ученых к проблеме экономического воспитания дошкольников обусловлен изменениями, которые происходят в современном обществе, в частности, это связано с процессами евроинтеграции и модернизации образования в целом. Необходимость экономического воспитания вызвана реформированием дошкольного образования на Украине, согласно которому дошкольное учебное заведение является первым звеном образования, которое направлено на формирование основ экономической грамотности детей дошкольного возраста.

Формирование экономической грамотности детей дошкольного возраста - важная задача современного дошкольного образования. Ее своевременное решение позволяет приближать ребенка к реальной взрослой жизни, обучать его ориентироваться в настоящем, пробуждать экономическое мышление, давать знания о новых профессиях и умение рассказать о них; формирует деловые качества личности: умение правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать и в дальнейшем строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. При этом отметим, что обогащается детский словарь, начинают развиваться чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрывать, стремление доводить начатое до конца, здоровый интерес к деньгам.

Процесс развития экономической грамотности детей дошкольного возраста рассматривается нами как педагогически обоснованная, последовательная и непрерывная форма обучения, с помощью которой дети овладевают совокупностью взаимосвязанных экономических знаний, навыков и отношений. Подчеркнем, что формирование экономической грамотности у детей происходит в процессе их социализации и связано не только с целенаправленным усвоением знаний на специальных занятиях, но и с проникновением в сознание детей элементов среды, культуры общества.

Следует отметить, что в экономическом воспитании ребенка, его знакомстве с соответствующими эталонами экономической социальной среды важную роль играет семья, которая является первым естественным микрофактором экономической социализации для ребенка.

В исследованиях Т. Грасс важными институтами экономической социализации являются семья, школа, общество [5]. По этому поводу есть также подходящее мнение А. Богуш о том, что «растет роль семьи как основы государства и семьи, которая является постоянно действующим звеном воспитания, обусловливает развитие ребенка на всех стадиях ее жизнедеятельности. Поэтому формирование в семье навыков заботливого хозяина, рациональности и черт творческой трудолюбивой личности, формирование чувства собственности и навыков хозяйствования становится первым источником ощущения ребенком всевозможных изменений, происходящих в обществе. К тому же семья является носителем традиций, благодаря чему на ней лежит особая ответственность за создание системы экономических представлений у детей начиная с дошкольного возраста. В течение первых лет жизни семья является психологической микросредой, где проходит экономическая социализация ребенка, ведь каждой семье присущи свои принципы ведения домашнего хозяйства, особенности домашней экономики, ценностные ориентации» [6]. Именно в семье дети усваивают азы семейной экономики, пытаясь помогать родителям в домашних делах. При этом они всегда ориентируются на поступки родителей, их отношение к семейному бюджету, вещам, другим материальным ценностям. Усвоенные основы семейной экономии дети пытаются переносить в игровые ситуации, применять в общении со сверстниками в детском саду. При этом в семье у ребенка накапливается определенный «экономический» опыт, который в дальнейшем обогащается, уточня-

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дудник Н. А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15448. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15448.htm. - ISSN 2304-120X.

ется, систематизируется, знания приобретают экономическую направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного экономического поведения.

В семье отражаются разнообразные отношения, которые имеют место в обществе - экономические, политические, социальные, духовные. Но в противовес общественным внутрисемейные отношения отличаются близостью, неповторимостью задушевных связей родителей и детей, глубоким личностным контактом между ними. Их воспитательная сила способствует интенсивности, прочности и глубине усвоения ребенком моральных норм и правил, формированию эмоционально-ценностных отношений и социально одобренного поведения [7].

В семье ребенок начинает осмысливать общие нормы и ценности, что делает возможным его восприятие среди товарищей по играм, в детских возрастных коллективах, неформальных объединениях, членом которых он становится или на которые ориентируется в своей жизни [8].

Следует подчеркнуть, что современного ребенка с первых лет жизни окружает экономическая среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами. Следовательно, процесс экономической социализации рассматривается шире в сравнении с процессом экономического воспитания. В большинстве случаев сложно проследить за тем, что усваивает ребенок в процессе общения со сверстниками, просмотра средств массовой информации, наблюдения за деятельностью взрослых, и определить соответствие такой стихийной информации морально-этическим нормам общества. Именно поэтому важно сформировать у детей дошкольного возраста элементарный экономический опыт, который станет базой для дальнейшей экономической социализации и экономического воспитания личности.

Значит, важен не столько факт вовлечения ребенка в экономическую подсистему семьи, сколько характер такого вовлечения. Например, если ребенку приходится «доказывать» свое право на участие в семейном бюджете, то его внимание концентрируется на выполнении обязательств перед родителями, зато свободное предоставление ребенку денег родителями формирует у него ответственность за разумное их распределение, стремление к большей осведомленности об экономическом мире взрослых. Как отмечают А. Богуш, Н. Гавриш, современные социально-экономические отношения в обществе побуждают ребенка довольно рано знакомиться с проблемами семейной «взрослой» экономики [9]. Следовательно, возникает необходимость организованно привлекать детей уже в дошкольном учреждении к усвоению основ экономики, пропедевтики экономической грамотности. В исследованиях Н. Грамы указано, что понимание экономической грамоты обеспечивается единством содержания, постепенным уяснением и развитием элементарных экономических знаний, умений и навыков, которые постоянно усложняются в соответствии с возрастом детей [10].

В то же время исследования ученых Е. Арнаутовой, А. Божович, Н. Виноградовой доказывают, что современным семьям присущи серьезные трудности в процессе экономической социализации. Большинство ошибок, которые допускают родители в экономическом воспитании своих детей, обусловлены недостатком конкретных психолого-педагогических знаний по экономическому воспитанию детей и его задач на современном этапе. Некомпетентность в экономической сфере подрастающего поколения приводит в дальнейшем к проблемам в семейных отношениях, к неспособности ведения бюджета, неразумному распределению средств, тормозит решение экономических проблем семьи.

4

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Дудник Н. А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15448. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15448.htm. - ISSN 2304-120X.

Итак, семья является первичной средой, которая способствует формированию экономической культуры, экономического сознания, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями, познает социальные экономические ценности и формирует собственный экономический опыт.

Уже с дошкольного возраста дети постепенно устанавливают связь с экономической жизнью общества, экономическими отношениями, которые направлены на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно с этого возраста заложить основы таких качеств, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, собранность, практичность, самостоятельность, деловитость, сформировать разумные экономические потребности, умение сопоставлять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.

Следовательно, необходимость формирования личности ребенка дошкольного возраста как субъекта экономической социализации, экономического образования актуализирует вопрос экономического воспитания. Это целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, ориентированный на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование нравственных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения. Однако недостаточная научно-методическая разработка процесса экономической социализации и формирования экономической грамотности у детей дошкольного возраста во взаимодействии детского сада и семьи приводит к ситуации, когда значительная часть педагогических коллективов дошкольных учебных заведений проявляет неготовность к обеспечению педагогического взаимодействия в вопросе экономического воспитания старших дошкольников. В связи с этим возникла необходимость разработки принципов экономической социализации в современной педагогической науке и внедрения ее в практику современных дошкольных учебных заведений, а также потребность в дальнейших научных исследованиях.

Ссылки на источники

1. Григоренко Г., Жадан Р. Щоб навчати, треба знати: методичн рекомендаци з формування основ споживчоТ культури // Дошктьне виховання. - 2013. - № 8. - С. 27.

2. Кривошея Н. Б. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых как средство первоначального экономического воспитания: дис. ... канд. пед. наук. - Славянск, 1996. - 216 с.

3. Гавриш Н. Книга - незамшний зааб духовно-морального виховання // Дошктьне виховання. -2013. - № 9. - С. 10.

4. Кривошея Н. Б. Указ. соч.

5. Москаленко В. В. Економiчна соцiалiзацiя особистостк концептуальна модель // Со^альна психо-лопя. - 2006. - № 3. - С. 3.

6. Богуш А. М., Гавриш Н. В. Методика ознайомлення д^ей з довктлям у дошктьному навчальному закладi : пщручник для ВН. - Киев: Видавничий Дiм “Слово”, 2007. - 408 с.

7. Кравченко Т. В. Соцiалiзацiя д^ей шктьного вку у взаемоди ам’Т' i школи: монографiя. - Киев: Фешкс, 2009. - С. 8.

8. Там же. - С. 118.

9. Богуш А. М., Гавриш Н. В. Указ. соч.

10. Жадан Р., Григоренко Г. Економiчна осв^а д^ей старшого дошктьного вку (перспективно-календарне планування занять з економки). - Запорiжжя: ТОВ «Л1ПС» ЛТД, 2006. - 116 с.

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Дудник Н. А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение // Концепт. - 2015. - № 12 (декабрь). -ART 15448. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15448.htm. - ISSN 2304-120X.

Natalia Dudnik,

PhD student, Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman natacna.suv@bk.ru

Economic education of preschool children: relevance and importance

Abstract. The paper deals with the actual question of economic education of preschool children, caused by the modern realities of pre-school education. The author discloses theoretical aspects of the nature of economic literacy of children at the stage of pre-school childhood. The author pays particular attention to the family as the primary environment in which the child masters the economic concepts.

Key words: economic education, economic education, economic literacy, family.

References

1. Grigorenko, G. & Zhadan, R. (2013). “Shhob navchati, treba znati: metodichni rekomendacii' z formuvannja osnov spozhivchoi kul'turi”, Doshkil'ne vihovannja, № 8, p. 27 (Ukrainian).

2. Krivosheja, N. B. (1996). Oznakomlenie detej starshego doshkol'nogo vozrasta s trudom vzroslyh kak sredstvo pervonachal'nogo jekonomicheskogo vospitanija : dis. ... kand. ped. nauk, Slavjansk, 216 p. (in Russian).

3. Gavrish, N. (2013). “Kniga - nezaminnij zasib duhovno-moral'nogo vihovannja”, Doshkil'ne vihovannja, № 9, p. 10 (Ukrainian).

4. Krivosheja, N. B. (1996). Op. cit.

5. Moskalenko, V. V. (2006). “Ekonomichna socializacija osobistosti: konceptual'na model'”, Social'na psi-hologija, № 3, p. 3 (Ukrainian).

6. Bogush, A. M. & Gavrish, N. V. (2007). Metodika oznajomlennja ditej z dovkilljam u doshkil'nomu navchal'nomu zakladi: pidruchnik dlja VN, Vidavnichij Dim “Slovo”, Kiev, 408 p.

7. Kravchenko, T. V. (2009). Socializacija ditej shkil'nogo viku u vzaemodi'i sim’T i shkoli: monografija, Feniks, Kiev, p. 8 (Ukrainian).

8. Ibid., p. 118.

9. Bogush, A. M. & Gavrish, N. V. (2007). Op. cit.

10. Zhadan, R. & Grigorenko, G. (2006). Ekonomichna osvita ditej starshogo doshkil'nogo viku (perspektivno-kalendarne planuvannja zanjat' z ekonomiki), TOV “LIPS” LTD, Zaporizhzhja, 116 p. (Ukrainian).

Рекомендовано к публикации:

Рогальской-Яблонской И. П., доктором педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 26.12.15 Получена положительная рецензия 28.12.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 28.12.15 Опубликована 29.12.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 ©Дудник Н. А., 2015

ISSN 2304-120Х

www.e-koncept.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.