Научная статья на тему 'Теоретические вопросы экономического воспитания детей дошкольного возраста'

Теоретические вопросы экономического воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3983
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИССЛЕДОВАНИЯ / НРАВСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГИ / СЕМЬЯ / ECONOMIC EDUCATION / ECONOMIC CATEGORIES / EDUCATIONAL PROGRAMS / RESEARCHES / MORAL AND ECONOMIC QUALITIES / TEACHERS / FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Светлана Ивановна, Иванова Виктория Сергеевна

Статья посвящена вопросам экономического воспитания и образования дошкольников: рассматриваются его цели, задачи, необходимость и значение в современных условиях жизни общества, роль семьи, анализируются зарубежные и отечественные исследования, раскрываются основные условия, способствующие успешности реализации процесса экономического воспитания в детском саду и семье. Основными условиями, по мнению авторов, являются: организация развивающей вариативной предметно-пространственной среды, позволяющей обогащать экономическим содержанием различные виды детской деятельности; и взаимодействие педагогов с семьями воспитанников с целью единства педагогического воздействия на формирование у детей правильных экономических привычек поведения (умения беречь вещи, аккуратно ими пользоваться, рационально тратить деньги, соотносить свои потребности с финансовыми возможностями семьи и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL QUESTIONS OF ECONOMIC EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

In the article authors analyzed questions of economic education and education of preschool children: its purposes, tasks, need and value for modern living conditions of society, considered a family role, analyzed foreign and domestic researches, revealed the main conditions promoting success of realization of process of economic education in kindergarten and a family. The main conditions, according to authors, are: the organization of the developing variable subject and spatial environment allowing to enrich with an economic content different types of children's activity; and interaction of teachers with families of pupils for the purpose of unity of pedagogical impact on formation at children of the correct economic habits of behavior (abilities to protect things, it is accurate them to use, to rationally spend money, to correlate the requirements to financial opportunities of a family, etc.).

Текст научной работы на тему «Теоретические вопросы экономического воспитания детей дошкольного возраста»

УДК 373.1

10.20310/1810-231Х-2017-16-2-24-30

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Карпова Светлана Ивановна, Иванова Виктория Сергеевна

Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва е-mail: karpova_svetlana@inbox.ru

Статья посвящена вопросам экономического воспитания и образования дошкольников: рассматриваются его цели, задачи, необходимость и значение в современных условиях жизни общества, роль семьи, анализируются зарубежные и отечественные исследования, раскрываются основные условия, способствующие успешности реализации процесса экономического воспитания в детском саду и семье. Основными условиями, по мнению авторов, являются: организация развивающей вариативной предметно-пространственной среды, позволяющей обогащать экономическим содержанием различные виды детской деятельности; и взаимодействие педагогов с семьями воспитанников с целью единства педагогического воздействия на формирование у детей правильных экономических привычек поведения (умения беречь вещи, аккуратно ими пользоваться, рационально тратить деньги, соотносить свои потребности с финансовыми возможностями семьи и др.).

Ключевые слова: экономическое воспитание, экономические категории, образовательные программы, исследования, нравственно-экономические качества, педагоги, семья

Необходимость правильного экономического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, обусловлена современными социально-экономическими условиями жизни общества (разнообразие предлагаемых товаров и услуг, навязчивая реклама, социальное расслоение населения и др.). Проблемы в семье часто возникают от неумения родителей воспитать у ребенка разумные экономические потребности и такие важные нравственно-экономические качества, как бережливость, трудолюбие, практичность, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, ответственность.

Результаты многочисленных отечественных и зарубежных исследований в области экономического воспитания детей дошкольного возраста, подтвержденные практикой образовательной работы, свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представления формируются у детей, начиная четырех лет. К семи годам дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как: «деньги», «стоимость», «бюджет семьи», «услуга», «качество», «реклама», «рынок», «богатство», «бедность» и др. [1; 2].

Первоначальное ознакомление детей с экономическими категориями происходит в семье в конкретных жизненных ситуациях,

например, желанием ребенка приобрести понравившуюся в магазине игрушку и отказом родителей с объяснением недостаточного для покупки количества денег и др. В силу возраста и отсутствия жизненного опыта ребенок не в состоянии без помощи взрослых самостоятельно понять часто слышимые им в семье экономические термины и научиться ориентироваться в сложных экономических отношениях. Необходимо руководство взрослых (педагогов и родителей), и, прежде всего, их мотивация к реализации задач экономического воспитания детей во взаимодействии друг с другом.

Между тем, практика свидетельствует о том, что, даже при осознании родителями и педагогами значения экономического воспитания дошкольников, его реализация происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из основных причин является несформирован-ность компетенций педагогов и родителей в области основ экономического воспитания в дошкольном возрасте, формирования у детей элементарных экономических знаний и представлений. У взрослых постоянно возникают вопросы: каким образом объяснить детям сущность экономических понятий, как их интерпретировать, чтобы дети правильно поняли их смысл? Как обогатить детские виды деятель-

ности экономическим содержанием, чтобы, не заменяя простой арифметикой, сформировать основы экономического мышления? Как сформировать у детей нравственно-экономические качества личности? Эти и многие другие вопросы не теряют своей актуальности в нашей стране уже более двадцати лет, со времени начала кардинальных социально-экономических преобразований.

В аспекте исследуемой проблемы особый интерес представляет опыт экономического воспитания детей за рубежом, насчитывающий не один десяток лет и сформированный в условиях рыночной экономики. Если обратиться к истории первых зарубежных исследований в области экономического воспитания детей (Ж. Пиаже, А. Страус, К. Шусслер и др.), можно отметить, что они проводились психологами, и предметом исследования выступал процесс восприятия детьми различных экономических категорий, среди которых приоритетной являлась категория «деньги». Такой выбор обусловлен фактом первоначального «житейского» опыта ознакомления ребенка с экономическими отношениями в семье (с родителями ходит в магазин, делают покупки, оплачивают счета в банке и т. д.). Уже результаты первых исследований показали, что общее представление о деньгах формируется у детей, начиная с 4-х лет, а усвоение представлений детей о «цене» происходит к десяти годам. Многочисленным зарубежным исследованиям проблемы формирования у детей представлений о такой значимой экономической категории, как «деньги», уже более пятидесяти лет (А. Берти, А. Бомби, Дж. Брунер, Ж. Пиаже, А. Страус, К. Шусслер, П. Уэмбли, М. Ягода и др.). За это время проведено и опубликовано большое количество работ, рассматривающих широкий круг вопросов, например:

- восприятие монет различного достоинства детьми из богатых и бедных семей (Дж. Брунер, К. Гудмен, Р. Саттон и др.);

- изучение влияния факторов (возраст, пол, социально-экономическое положение семьи), на формирование у детей представлений о товарно-денежных отношениях (Г. Маршал, Л. Магрудер, П. Томас и др.);

- изучение представлений детей об источниках получения денег (А. Берти, А. Бомби и др.) и др. [3; 4]. Результаты исследований явились основанием для разработки зарубежными учеными стадиальной концепции развития представлений детей о деньгах.

Заслуживают внимания также исследования, посвященные представлениям детей раз-

ного возраста о цене, прибыли, спросе, предложении, рациональном выборе товаров и др. (В. Баррис, А. Берти, Т. Бери, А. Бомби, К. Крауз, Т. Керэт Уард, Д. Томсон, Р. Синглер, К. Фокс, В. Харбау, и др.).

Кроме вышеперечисленного, изучались вопросы:

- восприятия детьми разного возраста отношений: «цена - свойства товара» (В. Баррис, А. Берти, А. Бомби); «цена - трудовые усилия» (Т. Керэт Уард, К. Фокс); «цена - спрос - предложения» (Р. Сиглер, Д. Томсон и др.);

- представления детей об основных экономических понятиях: «выгода», «экономия», «конкуренция», «прибыль» (Т. Бери, К. Крауз, Д. Томсон, М. Ягода и др.);

- представления детей о влиянии спроса на объем продаж и рациональном выборе товаров (К. Крауз, Т. Керэт Уард) и др. [4].

Результаты исследований показали, каким образом формируется экономическое сознание детей на разных возрастных этапах. Особенно внимательного изучения заслуживают зарубежные исследования опыта предоставления в семье детям разного возраста «карманных» денег и их расходования детьми, а также эволюция взглядов на эту проблему. Согласно данным ученого-социолога В. Зелизер (Прин-стонский университет) в европейских педагогических изданиях и журналах начала XX в. содержится информация о рекомендациях родителям платить детям каждый день (или неделю) за содержание в порядке их комнат или за другие домашние дела с целью осознания детьми связи между работой и деньгами. Затем, в 30-е гг. XX в., считалось, что предоставление детям карманных денег способствует формированию у детей ощущения цен, представлений о взаимосвязи «цена - свойства товара» и т. п.

Но характер рекомендаций родителям об условиях предоставления детям карманных денег изменился в результате публикаций исследований канадских ученых (Р. Абрамович, П. Плинер и Д. Фридман, 1991). Учеными была выявлена следующая закономерность: дети, получающие от родителей карманные деньги вне зависимости от выполнения ими домашних обязанностей, лучше ориентируются в ценах на товары, понимают значение и роль кредитной карточки, экономнее тратят деньги, чем их сверстники, которым родители «платят» за выполнение определенных обязанностей. Оказалось, что дети, «зарабатывающие» таким образом деньги, больше тратят по кредитной кар-

точке. Как показали исследования, для них наличные и безналичные деньги не являются эквивалентными категориями, «им труднее расстаться с теми купюрами, которые они держат в руках, чем с теми, которые они представляют лишь мысленно» [5, с. 273]. Полученные результаты канадские ученые интерпретировали следующим образом: «Если ребенок психологически должен «доказывать», «зарабатывать» свое право на участие в семейном доходе (уборкой квартиры, хорошими оценками и т. д.), его внимание концентрируется на выполнении «контракта» с родителями. Тогда как результатом свободного предоставления денег является ответственность за их разумную трату, стремление к большей осведомленности об экономическом мире взрослых, с которыми приходится взаимодействовать на равных. «Свободные» деньги как бы демонстрируют ребенку высокую степень доверия к нему, и он более осознанно вникает в экономическую реальность» [5, с. 274]. В соответствии с этими выводами педагоги в своих рекомендациях обращали внимание родителей на способы приобщения детей к системе экономических отношений и советовали давать младшим детям карманные деньги вне зависимости от выполнения ими домашних обязанностей и т. п., а только потому, что они являются полноправными членами семьи.

На основе данных многочисленных исследований в области восприятия и осознания различных экономических понятий детьми разного пола, возраста и социального положения семьи, проектируется содержание экономических образовательных программ. Европейские и американские экономические образовательные программы для детей имеют практикоориенти-рованный характер и ориентированы на такие задачи, как: формирование у детей разумных потребностей, умения рационально тратить деньги, рассчитывать свои возможности, ориентироваться в рекламе товаров и услуг, уважать частную собственность, не завидовать приобретениям сверстников и др.

Зарубежная педагогика в качестве основных задач экономического воспитания детей, начиная с младшего возраста, выделяет формирование разумного потребительского интереса и умения ориентироваться в современной социально-экономической ситуации; в реализации этих задач принимают участие все социальные институты (семья, образовательные организации, общественность, СМИ). Экономические

программы для детей разного возраста направлены на формирование начал экономического мышления и экономической культуры, уважения людей, умеющих честно работать в бизнесе.

В отличие от зарубежного опыта целенаправленного экономического воспитания и образования детей, в том числе и в дошкольном возрасте, отечественный опыт имеет недолгий путь становления. В соответствии с нравственно-ценностными ориентирами отечественного образования в Советский период, экономическое воспитание в дошкольном возрасте не выделялось в самостоятельное направление, его содержание частично находило отражение в области нравственно-трудового воспитания (Р. С. Буре, Г. Н. Година, Р. И. Жуковская, Г. М. Киселева, С. А. Козлова, И. И. Розанова, Р. А. Нечаева и др.). Исследовались в основном вопросы воспитания у дошкольников нравственных качеств личности в разных видах трудовой деятельности (трудолюбия, самостоятельности, трудовой активности, бережливости по отношению к вещам, игрушками т. д.).

Такие вопросы, как: воспитание у детей уважения к личным вещам и государственной собственности, формирование представлений о понятиях «мое» и «наше», роли семьи в формировании представлений о ценности вещей как результате труда людей и т. п., впервые начала рассматривать в своих исследованиях Р. И. Жуковская [5; 6].

Среди работ ученых того времени выделяется исследование Д. С. Чеснаускене: «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников при ознакомлении с мерами стоимости» [7]. В нем автор рассматривает содержание понятия стоимости, сущности денег и их места в экономическом воспитании детей; ознакомление с мерами стоимости в дореволюционной и советской литературе в рамках обучения математике; вопросы формирования у старших дошкольников представлений о цене, стоимости, денежных единицах.

Д. С. Чеснаускене обратила внимание на важность проблемы пропедевтического ознакомления дошкольников с мерами стоимости как основы экономического воспитания. Она подчеркивала, что такая работа на ранних этапах обучения, с одной стороны, «приблизит детей к жизни», будет способствовать в дальнейшем формированию представлений о социалистической собственности, заработной плате и др.

С другой стороны, ознакомление с мерами стоимости позволит обогатить элементарные математические представления дошкольников: представления о числе, его количественном составе, развить у детей навыки счета, понять функциональную зависимость между величинами (цена, количество, стоимость). Д. С. Чес-наускене разработала собственную методику ознакомления детей с денежными знаками, понятиями «дорого», «дешево», покупательскими возможностями денег в зависимости от их количества и т. д., которая представляет интерес и сегодня.

В 90-е гг. XX в. вопросы экономического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, приобретают особую актуальность. Появляются исследовательские работы, в которых рассматривается проблема приобщения дошкольников к экономической действительности, определяются основные подходы к экономическому воспитанию в дошкольном возрасте (Л. Н. Галкина, Т. В. Дробышева, О. В. Дыбина, А. В. Журавлева С. А. Козлова, А. А. Смоленцева, Е. А. Сидякина, А. Д. Шато-ва и др.). В настоящее время, в соответствии с традициями отечественного дошкольного образования, сформировался комплексный подход к экономическому воспитанию в дошкольном возрасте, представляющий собой синтез нравственного, трудового и экономического образовательных аспектов. Ученые считают, что в дошкольном возрасте закладываются азы экономических знаний и формируются предпосылки экономического воспитания.

На основе анализа и обобщения богатого зарубежного опыта экономического воспитания детей и собственных исследований, отечественные ученые и педагоги (Л. Н. Галкина, О. В. Дыбина, Л. М. Кларина, Е. А. Курак, А. А. Смоленцева, А. Д. Шатова и др.) разработали образовательные программы для дошкольников с экономическим содержанием.

Наиболее известными и используемыми в образовательной практике являются программы: «Дошкольник и экономика» (А. Д. Шатова); «Мир экономики глазами ребенка» (О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина); «Уроки Гнома-эконома и феи Экологии» (Л. М. Кларина); «Я, моя семья и общество, в котором мы живем» (Т. В. Дробышева); «Удивительные приключения в стране «Экономика»: для детей младшего и среднего школьного возраста» (И. В. Липсиц); «Экономическое воспитание дошкольников» (Е. А. Курак); «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику» (А. А. Смоленцева).

Отечественные образовательные программы направлены на решение таких задач, как:

- формирование представлений детей об экономической жизни общества, организации производства, товарно-денежных отношений;

- воспитание уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;

- воспитание нравственно-экономических качеств личности (бережливости, организованности, деловитости, самостоятельности, предприимчивости и др.);

- формирование разумных экономических потребностей, умения соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения, рационально тратить деньги;

- ознакомление детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, товар, потребности, реклама, рынок и др.).

В соответствии с выделенными программными задачами содержание структурируется в несколько блоков, например: «Труд -продукт»; «Деньги, цена»; «Реклама», «Полезные привычки в быту - тоже экономика» (А. Д. Шатова, Программа «Дошкольник и экономика»); или «Моя семья (семейная экономика)»; «Мир денег (деньги цена)»; «Мой город (производство полезных товаров)»; «Мир товаров (основы маркетинга)»; «Моя страна (ресурсы)» (А. А. Смоленцева, Программа «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику»); «Ресурсы»; «Деньга-денежка», «Реклама; «Как много разных потребностей»; «Почему профессий много» (О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина, Программа «Мир экономики глазами ребенка»).

Для усвоения детьми экономических понятий и отношений авторы предлагают использовать разнообразные средства: комплексы дидактических игр, сюжетно-ролевые и деловые игры, кроссворды, ребусы, широкий спектр логических практических задач. Также рекомендуют педагогам и родителям активно использовать художественные произведения с экономическим содержанием, которые в интересной и занимательной форме раскрывают сложные экономические понятия. Например: «Чудеса в кошельке» (А. Максимова, Л. Усова); «Бизнес крокодила Гены» (Э. Успенский); «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном Компьютере и верных друзьях» (Т. Попова, О. Меньшикова); «Экономическая азбука для детей и взрослых» (И. Шведова); «Экономика для маленьких», «Белка и компания», «Экономика в сказках,

играх и задачках» (О. Смирнова) и другие. А также знакомить детей и объяснять смысл народных пословиц, например: «Дорожиться -товар залежится, продешевить - барышей не нажить», «Дом не велик, да лежать не велит», «Хорошо - дешево не бывает», «Маленькая добыча лучше большого наклада»; «Семь раз отмерь - один отрежь» и др.

Основными подходами в реализации программных задач являются деятельностный и интегрированный, предполагающие ознакомление дошкольников с основами экономической культуры посредством обогащения различных видов детской деятельности (НОД, игровой, художественной, трудовой) экономическим содержанием, в результате задачи экономического воспитания решаются в комплексе с другими образовательными задачами в процессе деятельности.

В работах отечественных ученых обращается внимание на создание условий, способствующих успешности реализации задач экономического воспитания. Среди условий важное значение отводится организация вариативной развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей сочетать экономическую деятельность детей с трудовой, математической, художественной [8].

Предметно-пространственная экономическая среда, по мнению Е. А. Галкиной, должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим, она советует выделить зоны: информационную (произведения художественной литературы экономического содержания); занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.); деятельностно-игровую (дидактичесике игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.).

Среди условий, способствующих эффективности экономического воспитания и образования дошкольников, главным является взаимодействие педагогов с семьями воспитанников. Формированию мотивации родителей к сотрудничеству с педагогами во многом способствует культурно-просветительская работа: трансляция педагогами целей и задач экономического воспитания, ознакомление с содержанием экономических программ. Следует акцентировать внимание родителей на

главной цели экономического воспитания в дошкольном возрасте - формирование у ребенка нравственно-экономических качеств личности (трудолюбия, ответственности, самостоятельности, практичности, умения соизмерять свои потребности с возможностями, правильно обращаться с деньгами, ценить труд взрослых и др.). Во многом сформиро-ванность вышеперечисленных личностных качеств у детей, в дальнейшем, по мере их взросления, будет способствовать взаимопониманию и сохранению положительных взаимоотношений в семье.

Проектируя содержание образовательной работы по экономическому воспитанию дошкольников, следует продумать формы сотрудничества с семьями воспитанников, способы включения родителей в образовательный процесс. Результатом взаимодействия педагогов с семьями воспитанников является единый подход к формированию у детей правильных экономических привычек поведения (умения беречь вещи, аккуратно ими пользоваться, соотносить свои желания и потребности с финансовыми возможностями семьи и др.).

Таким образом, можно заключить, что в настоящее время отечественными учеными и педагогами с учетом традиций отечественного образования разработаны и успешно реализуются в образовательной практике различные программы экономического воспитания для детей дошкольного возраста, в которых сочетаются нравственно-ценностные установки с прагматичным подходом и практико-ориентированным содержанием.

Литература

1. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Челябинск, 2015.

2. Голубева Е. В. Мир экономики глазами детей // Экономика в школе. 2006. № 4. С. 8-18.

3. Ильюшенко Г. А., Шадрина Н. В. Педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о деньгах как экономической категории // Вектор науки ТГУ. 2012. № 4 (11). С. 122-124.

4. Сидякина Е. А. Историко-педагогический анализ проблемы формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста в России и за рубежом // Вектор науки ТГУ. 2012. № 4. С. 272-275.

5. Жуковская Р. И. Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию // Формирование коллективных взаи-

моотношений детей старшего дошкольного возраста. М., 1967. С. 205-261.

6. Жуковская Р. И. Совместная деятельность детей 3-5 лет и ее роль в формировании у них бережного отношения к вещам // Нравственное воспитание дошкольников: (младший и средний дошкольный возраст). М., 1972. С. 157-182.

7. Чесноускене Д. С. Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников при ознакомлении с мерами стоимости: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1985.

8. Галкина Л. Н. Готовность педагогов ДОУ к осуществлению экономического образования детей дошкольного возраста // Образование и наука в XXI веке. София, 2013. Т. 7. С. 51-57.

References

1. Galkina L. N. Ekonomicheskoye obrazovaniye detej doshkol'nogo vozrasta [Economic education of children of preschool age]. Chelyabinsk, 2015.

2. Golubeva E. V. Mir ekonomiki glazami detej [World of economy through children's eyes] // Ekonomika v shkole. 2006. № 4. S. 8-18.

3. Il'yushenko G. А., Shadrina N. V. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya u detej 6-7 let predstavlenij o den'gakh kak ekonomicheskoj kategorii [Pedagogical conditions of formation at 6-7 years old children of ideas of money as economic category] // Vektor nauki TGU. 2012. № 4 (11). S. 122-124.

4. Sidyakina E. А. Istoriko-pedagogicheskij analiz problemy formirovaniya ekonomicheskikh predstavlenij u detej doshkol'nogo vozrasta v Rossii i za

rubezhom [The historical and pedagogical analysis of a problem of formation of economic representations at children of preschool age in Russia and abroad] // Vektor nauki TGU. 2012. № 4. S. 272-275.

5. Zhukovskaya R. I. Vospitaniye berezhnogo otnosheniya k lichnym veshcham i obshchestvennomu dostoyaniyu [Education of careful attitude to personal belongings and public property] // Formirovaniye kollektivnykh vzaimootnoshenij detej starshego doshkol'nogo vozrasta. M., 1967. S. 205-261.

6. Zhukovskaya R. I. Sovmestnaya deyatel'nost' detej 3-5 let i ee rol' v formirovanii u nikh berezhnogo otnosheniya k veshcham [Joint activity of 3-5 years old children and its role in formation at them of careful attitude to things] // Nravstvennoye vospitaniye doshkol'nikov: (mladshij i srednij doshkol'nyj vozrast). M., 1972. S. 157-182.

7. Chesnouskene D. S. Formirovaniye elementarnykh matematicheskikh predstavlenij u starshikh doshkol'nikov pri oznakomlenii s merami stoimosti [Formation of elementary mathematical representations at the senior preschool children at acquaintance with measures of value]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1985.

8. Galkina L. N. Gotovnost' pedagogov DOU k osushchestvleniyu ekonomicheskogo obrazovaniya detej doshkol'nogo vozrasta [Readiness of teachers of preschool educational institution for implementation of economic education of children of preschool age] // Obrazovaniye i nauka v XXI veke. Sofiya, 2013. T. 7. S. 51-57.

* * *

THEORETICAL QUESTIONS OF ECONOMIC EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Karpova Svetlana Ivanovna, Ivanova Viktoriya Sergeevna

Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow e-mail: karpova_svetlana@inbox.ru

In the article authors analyzed questions of economic education and education of preschool children: its purposes, tasks, need and value for modern living conditions of society, considered a family role, analyzed foreign and domestic researches, revealed the main conditions promoting success of realization of process of economic education in kindergarten and a family. The main conditions, according to authors, are: the organization of the developing variable subject and spatial environment allowing to enrich with an economic content different types of children's activity; and interaction of teachers with families of pupils for the purpose of unity of pedagogical impact on formation at children of the correct economic habits of behavior (abilities to protect things, it is accurate them to use, to rationally spend money, to correlate the requirements to financial opportunities of a family, etc.).

Key words: economic education, economic categories, educational programs, researches, moral and economic qualities, teachers, family

Об авторах:

Карпова Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Московского городского педагогического университета

Иванова Виктория Сергеевна, магистрант 1 курса направления подготовки «Педагогическое образование» Московского городского педагогического университета

About the authors:

Karpova Svetlana Ivanovna, Doctor of Pedagogics, Professor of the Preschool Education Department, Moscow City Pedagogical University

Ivanova Victoriya Sergeevna, Applicant for Master's Degree of the Educational Program «Pedagogical Education», Moscow City Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.