Научная статья на тему 'Экономическое воспитание в дошкольном возрасте'

Экономическое воспитание в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5580
534
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСВОЕНИЕ ОСНОВ ЭКОНОМИКИ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PRESCHOOL EDUCATION / PRESCHOOL AGE / ECONOMIC EDUCATION / MASTERING THE FUNDAMENTALS OF THE ECONOMY / FORMS OF ORGANIZATION / ECONOMIC RELATIONS / COOPERATION WITH FAMILIES OF PUPILS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Прокофьева Наталья Михайловна

В статье обоснована актуальность экономического воспитания дошкольников как важной составляющей целостного развития личности в условиях современного социума. Теоретический контекст экономического развития личности дошкольника свидетельствует о важности рассматриваемой проблемы. Дети с ранних лет приобщаются к товарно-денежным отношениям, стихийно овладевают необходимыми экономическими знаниями в силу их практической необходимости. Подчеркнуто, что предпосылки экономического сознания дошкольников складываются довольно рано, невнимание взрослых к данному аспекту детского развития может привести к появлению негативных сторон в поведении детей: неряшливости, небрежности к вещам, безразличию к испорченным предметам, неуважению к труду взрослых. Однако, по мнению авторов, экономическому воспитанию дошкольников в современных условиях уделяется недостаточно внимания: родители не осознают значимости данной работы в дошкольном детстве, не владеют педагогическими умениями для ее реализации; педагоги дошкольных организаций решают задачи экономического воспитания дошкольников косвенно, только в контексте освоения математических представлений, развития речи или ознакомления с окружающей действительностью, целенаправленная работа по освоению основ экономики в детских садах в подавляющем большинстве случаев не проводится. В статье представлен опыт реализации экономического воспитания старших дошкольников в рамках исследовательской работы, показаны его результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Прокофьева Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic education at preschool age

The article substantiates the urgency of the economic education of preschool children as an important component of the integral development of the individual in the conditions of the modern society. The theoretical context of a preschooler's economic development testifies to the importance of the problem in question. Children from an early age are attached to commodity-money relations, spontaneously acquire necessary economic knowledge because of their practical necessity. It is emphasized that the prerequisites for the economic consciousness of preschoolers are formed quite early, neglect of adults to this aspect of child development can lead to the appearance of negative aspects in the behavior of children: sloppiness, negligence to things, indifference to mutilated subjects, disrespect for adults. However, according to the authors, in the current conditions, insufficient attention is paid to the economic education of preschool children: parents do not realize the importance of this work in preschool childhood, do not have pedagogical skills for its implementation; teachers of pre-school organizations solve the problems of economic education of preschool children indirectly, only in the context of mastering mathematical concepts, developing speech or acquaintance with the surrounding reality, the purposeful work on mastering the fundamentals of the economy in kindergartens in the vast majority of cases is not carried out. The article presents the experience of implementing the economic education of senior preschoolers in the framework of research work, showing its results.

Текст научной работы на тему «Экономическое воспитание в дошкольном возрасте»

Татьяна Геннадьевна ХАНОВА

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина E-mail: tanyaha10@mail.ru

Студент 5 курса бакалавриата Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина E-mail: pnm39@mail.ru

Наталья Михайловна ПРОКОФЬЕВА

УДК 373.2

Т.Г.Ханова, Н.М.Прокофьева

Экономическое воспитание в дошкольном

возрасте

В статье обоснована актуальность экономического воспитания дошкольников как важной составляющей целостного развития личности в условиях современного социума. Теоретический контекст экономического развития личности дошкольника свидетельствует о важности рассматриваемой проблемы. Дети с ранних лет приобщаются к товарно-денежным отношениям, стихийно овладевают необходимыми экономическими знаниями в силу их практической необходимости. Подчеркнуто, что предпосылки экономического сознания дошкольников складываются довольно рано, невнимание взрослых к данному аспекту детского развития может привести к появлению негативных сторон в поведении детей: неряшливости, небрежности к вещам, безразличию к испорченным предметам, неуважению к труду взрослых. Однако, по мнению авторов, экономическому воспитанию дошкольников в современных условиях уделяется недостаточно внимания: родители не осознают значимости данной работы в дошкольном детстве, не владеют педагогическими умениями для ее реализации; педагоги дошкольных организаций решают задачи экономического воспитания дошкольников косвенно, только в контексте освоения математических представлений, развития речи или ознакомления с окружающей действительностью, целенаправленная работа по освоению основ экономики в детских садах в подавляющем большинстве случаев не проводится. В статье представлен опыт реализации экономического воспитания старших дошкольников в рамках исследовательской работы, показаны его результаты.

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольный возраст, экономическое образование, освоение основ экономики, формы организации, экономические отношения, сотрудничество с семьями воспитанников, образовательный процесс

Гос-уаРстВНнЫй СоВетНиК, 2018

T.G.Khanova, N.M.Prokofievа

Economic education at preschool age

The article substantiates the urgency of the economic education of preschool children as an important component of the integral development of the individual in the conditions of the modern society. The theoretical context of a preschooler's economic development testifies to the importance of the problem in question. Children from an early age are attached to commodity-money relations, spontaneously acquire necessary economic knowledge because of their practical necessity. It is emphasized that the prerequisites for the economic consciousness of preschoolers are formed quite early, neglect of adults to this aspect of child development can lead to the appearance of negative aspects in the behavior of children: sloppiness, negligence to things, indifference to mutilated subjects, disrespect for adults. However, according to the authors, in the current conditions, insufficient attention is paid to the economic education of preschool children: parents do not realize the importance of this work in preschool childhood, do not have pedagogical skills for its implementation; teachers of pre-school organizations solve the problems of economic education of preschool children indirectly, only in the context of mastering mathematical concepts, developing speech or acquaintance with the surrounding reality, the purposeful work on mastering the fundamentals of the economy in kindergartens in the vast majority of cases is not carried out. The article presents the experience of implementing the economic education of senior preschoolers in the framework of research work, showing its results.

Keywords: preschool education, preschool age, economic education, mastering the fundamentals of the economy, forms of organization, economic relations, cooperation with families of pupils, educational process

емья является первой социальной средой, в которой ребенок знакомится с экономическими понятиями и отношениями, потребностями и способами их удовлетворения, поэтому именно от родителей и родственников, проживающих вместе с ребенком, во многом зависит уровень экономической культуры дошкольников. Однако, необходимость экономического воспитания детей большинством родителей не осознается. Молодые семьи еще сами учатся распределять бюджет, обеспеченные семьи не обращают внимания на повышенные расходы, многие семьи не понимают важности экономического образования детей и/или не владеют знаниями о том, как правильно это осуществить. Перед дошкольной организацией стоит задача организовать сотрудничество с родителями, направленное, в первую очередь, на оказание помощи в содержательно-методических вопросах экономического воспитания детей.

Стоит отметить, что экономическое воспитание ребенка в семье реализуется в форме бытовой деятельности. Он получает первые элементарные представления об экономии и начинает задавать вопросы: почему нельзя оставлять воду включенной, почему нужно выключать свет в комнате, в которой мы не сидим. Важно, чтобы взрослые, помимо правильного ответа на подобные вопросы, сами соблюдали правила экономии. Экономическое воспитание должно начинаться в семье

потому, что именно здесь ребенок приобретает первый опыт, который в детском саду углубляется, уточняется и обобщается [2]. Поскольку ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, накопленный детьми опыт ведения бытового хозяйства, имеющиеся у них экономические представления переносятся в игру, что способствует развитию экономических качеств личности: бережливости, практичности, избирательности, расчетливости, предприимчивости, экономности, трудолюбия, уважительного отношения к результатам труда взрослых, др.

Вопросы экономического воспитания детей в семье заслуживают отдельного внимания. Если говорить об экономических отношениях, принятых в семье, то они во многом определяются такими факторами, как труд родителей, материальные и финансовые потребности родителей, семейные традиции и ценности, моральные взаимоотношения в семье. Очень важно определить обязанности самого ребенка по дому, включать его в активную жизнь семьи с ранних лет, чтобы развивать «чувство хозяина», приучать следить за своими вещами, их сохранностью и состоянием, воспитывать ответственность за их использование. В семье происходит первоначальное знакомство детей с деньгами как мерой труда, воспитание разумных потребностей. Ребенок, осознающий свои реальные потребности, знающий цены и разбирающийся в деньгах, способен вполне разумно сознавать, что важ-

нее, а что можно оставить на потом.

Проблему раннего экономического воспитания детей изучали Е.А. Курак, А.А. Смо-ленцева, И.Ю. Орлова, И.А. Сасова, А.Д. Шатова и др. В своих исследованиях они показали значимость экономического воспитания дошкольников в современных условиях, сформулировали задачи, принципы определения содержания экономического воспитания детей, наметили пути его реализации [5; 8; 10; 11]. Однако, необходимо подчеркнуть, что экономическое воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике является новым направлением, окончательно не оформленным, поэтому нуждается в теоретическом и практическом осмыслении.

Большинство ученых понимает под экономическим воспитанием дошкольников специально разработанную систему педагогической деятельности, направленной на формирование элементарных экономических знаний для удовлетворения интересов детей и реализации их возможностей. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на решение следующих задач [11]:

1) формировать первоначальные представления об основах финансово-экономических категорий;

2) обучать детей правильному отношению к деньгам, разумному использованию, способам их зарабатывания;

3) формировать элементарные представления о товаре как результате и продукте человеческого труда, его стоимости, ценности;

4) развивать умение осознавать свои потребности в разумных пределах, уметь выделять главное и второстепенное;

5) воспитывать нравственные качества личности: бережливость, экономность, щедрость, ответственность, трудолюбие, честность и т.д.

6) воспитывать уважение к труду взрослых, как основному продукту экономической среды.

В ряде парциальных образовательных программ: «Дошкольник и экономика» А.Д. Ша-товой [11], «Экономика для малышей» А.Ю. Селезневой [9], «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А. Смоленцевой [10], «Экономическое воспитание детей в семье» И.А. Сасовой [8] и др. представлено примерное содержание экономических знаний, предлагаемых для дошкольников, определены основные пути его реализации. Так, краткий обзор содержания указанных программ позволил прийти к следующим выводам:

1) образовательная работа по экономическому воспитанию дошкольников вводится преимущественно в старшем дошкольном возрасте и интегрируется с работой по разви-

тию элементарных математических представлений;

2) авторы программ рекомендуют, в первую очередь, знакомить детей с трудом взрослых как средством удовлетворения человеческих потребностей, ценами и деньгами, рекламой товаров и услуг и т.п.

3) ключевая роль отводится обогащению развивающей предметно-пространственной среде, внесению игрушек и атрибутов, моделирующих экономические отношения, дидактических игр экономического содержания;

4) освоение основ экономических знаний осуществляется через все виды детской деятельности: игру, труд, изобразительную деятельность, ознакомление с социальным миром и др., но главная роль отводится игре, точнее, разным видам детских игр;

5) отмечается необходимость организации совместной работы педагогов детского сада с семьями воспитанников, нацеленной на формирование у родителей правильной педагогической позиции в приобщении детей в экономике семьи [7].

Использование в работе всего многообразия форм организации образовательного процесса поможет педагогу сделать процесс экономического воспитания интересным, творческим, доступным для дошкольников. Одной из основных форм организации экономического образования дошкольников, на наш взгляд, является занятие, нередко объединяющее в себе одновременно математику, развитие речи и окружающий мир, так называемое интегрированное занятие. Занятия знакомят детей с основными экономическими категориями, приобщают к экономически целесообразному поведению [3]. В процессе решения логических и арифметических задач повышается интерес детей к приобретению экономических знаний, наблюдается стремление к саморазвитию.

Помимо занятий с детьми проводятся игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные) с экономическим содержанием, чтение художественной литературы («Муха-Цокотуха», «Три поросенка», «Кот в сапогах» и др.), решение проблемных ситуаций, возникающих как в литературных произведениях, так и в реальной жизни, моделирование экономических ситуаций, викторины, конкурсы, др. Так, решение проблемно-игровых ситуаций упражняет детей в умении решать практические задачи, ориентироваться в окружающей действительности, тем самым, способствует формированию экономически грамотного поведения [5].

Игра, будучи ведущим видом деятельности дошкольника, позволяет приобщить ребенка к миру товарно-денежных отношений, освоить сложные экономические категории (цена,

Советник, 2018

спрос, реклама, кредит, бизнес и др.), в занимательной форме получить и закрепить новые знания. Одним словом, самостоятельная и творческая игра делает экономику доступной для ребенка. Интересны «игры в рекламу», где детям предлагается рекламировать различные игрушки и предметы, подчеркивая их функциональность и привлекательность.

Педагогическая ценность сказки как эффективного средства познавательного развития дошкольника заключается в возможности формирования у детей знаний, в том числе, экономической направленности, в доступной и занимательной форме. Дети любят слушать сказки, и традиционные народные, и авторские, и придуманные воспитателем с заранее определенной целью. К слову, любую знакомую сказку можно видоизменить, ввести экономические ситуации: купля-продажа, оплата труда, денежный заем, рассрочка и др. Развлечения, драматизации экономических сказок, вечера досуга, конкурсы, праздники, викторины носят, как правило, обобщающий характер и используются для закрепления и систематизации знаний, развития экономического мышления.

На основе анализа изученной литературы было проведено исследование, в котором приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Полученные в ходе констатирующего этапа результаты показали, что дети не заинтересованы экономической сферой общественной жизни, слабо представляют значение денег, труда взрослых, имеют неточные представления о связи между деньгами и трудом взрослых. В целом, следует отметить отсутствие интереса детей к данному вопросу, пассивность и несамостоятельность в выполнении диагностических заданий.

Результаты первого этапа эксперимента дали основание перейти ко второму этапу -формирующему, который предполагал разработку и практическую апробацию комплекса мероприятий по экономическому образованию детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации. Реализация данного комплекса была направлена на решение следующих задач:

- формировать основы экономической грамотности детей;

- развивать интерес к профессиональной деятельности взрослых, их труду;

- воспитывать бережное, аккуратное отношение к предметам и вещам, понимание ценности вещей, уважение к результатам труда взрослых и сверстников;

- включать экономическое воспитание в различные виды повседневной деятельности детей.

На основании изученной литературы и результатов констатирующего этапа экспери-

мента были определены основные содержательные блоки в работе с детьми:

1. Моя семья - расширение знаний о составляющих семейного бюджета.

2. Какие бывают потребности у человека? - знакомство с видами человеческих потребностей, рациональности и экономии в их удовлетворении.

3. Мир денег - знакомство с денежными понятиями, валютой, историей происхождения денег.

4. Знакомство с ценой - формирование представлений о цене, ценовых характеристиках.

5. Мой город - знакомство детей с экономикой города, промышленной и торговой структурой родного края.

6. Что такое рынок? - развитие представлений детей о рыночных отношениях.

7. Мир товаров - развитие умения устанавливать значимость и цену товаров от степени потребности в нем.

8. Труд людей - формирование представлений о существовании различных профессий и их отличительных признаках.

9. Знакомство с рекламой - сообщение знаний о рекламе, рекламном агентстве, пользе и правильном использовании рекламы [6].

10. Моя страна - знакомство детей с ресурсами своей страны.

11. Какие бывают ресурсы? - воспитание бережного отношения к использованию различных ресурсов.

12. Бизнес - формирование представлений о том, что такое бизнес, как он помогает или вредит экономике.

Внутри каждого содержательного блока были проведены разнообразные формы организации работы с детьми. Так, формирующий этап представлен следующими мероприятиями:

1) непосредственная образовательная деятельность на темы: «Вот какие наши семьи», «Наш дом: что мы покупаем?», «Знакомство с потребностями человека», «Как покупать с помощью денег», «Знакомство с торговыми и промышленными организациями города» и др.

2) просмотр компьютерных презентаций [1] «Крупные компании нашей страны/города», «Что такое бизнес?» и др.

3) дидактические игры «За покупками», «Скидки в магазине», «Магазин необычных товаров», «Доход - расход», «Магнат»;

4) сюжетно-ролевые игры «Торговый центр», «Рынок», «Рекламное агентство», «Салон красоты», «Кафе» и др.

5) творческие работы: создание плаката «Будем экономить ресурсы нашей страны!», выставка рисунков «Защити ресурсы во всем мире», творческий проект «Создание рекламы на любой продукт», проведение досуга «Мир экономики» совместно с родителями;

6) знакомство с профессиями взрослых, рассматривание иллюстраций, рассказы воспитателя, детей о профессиях своих родителей, презентации родителями собственной профессии.

Конечно, данная работа проводилась параллельно с обогащением развивающей предметно-пространственной среды в группе. Прежде всего, был оборудован центр экономики, куда мы поместили созданный вместе с детьми макет «Экономика в Нижнем Новгороде», картотека «Товары: главные и неглавные», математические карточки «Товар - цена», коллекция монет и денежных купюр, альбом «Что такое рынок?» и т.д.

К образовательной работе с детьми были привлечены родители воспитанников [4], для них были предусмотрены:

- серия устных и письменных консультаций «Как познакомить ребенка с семейным бюджетом?», «Как правильно знакомить ребенка с основными потребностями человека?», «Как знакомить детей с деньгами?» и др.

- проведение семейного конкурса «Как мы экономим дома?»

- создание брошюр для родителей «Полезные экскурсии по городу», «Реклама: польза и вред»

- родительское собрание «Как научить ребенка экономить дома?», «Что нужно, чтобы воспитать в ребенке бережливость?»

- мастер-класс «Вторая жизнь привычных вещей» и др.

Полученные в ходе контрольного экспери-

мента результаты показали, что у детей появился интерес к экономической сфере жизни семьи, общества, повысился уровень сформи-рованности экономических представлений, экономические знания и термины дети стали включать в самостоятельные игры, в которых демонстрировали понимание первичных и вторичных потребностей, справедливое распределение доходов. Следует подчеркнуть, что дети стали обращать внимание на расходование ресурсов и материалов (свет, вода, бумага), понимать необходимость их экономии.

Мы констатируем, что изменилась позиция родителей по данному вопросу: появилось понимание актуальности и значимости данного направления работы с детьми, владение элементарными методами взаимодействия с ними, интерес к проводимым в группе экономическим конкурсам и проектам, активное участие в жизни группы.

Таким образом, на основании полученных результатов, необходимо отметить, что исследовательская работа была проведена успешно, дошкольники старшего возраста способны усвоить элементарные экономические понятия в условиях адекватно организованной образовательной среды. Подчеркнем, что только в активном сотрудничестве педагогов дошкольной организации с родителями воспитанников, направленном на повышение педагогической компетентности родителей, возможна успешная реализация образовательных задач, в том числе, задач экономического воспитания дошкольников.

10. 11.

ЛИТЕРАТУРА

Афонина Ю.В., Ханова Т.Г. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников // Перспективы образования и науки. 2017. № 6(30). С. 66-69.

Бывшева М.В., Ханова Т.Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 22.

Голуб Л.А. Экономическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003. № 6. С. 34-35.

Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Мир экономики глазами ребенка: Методический материал. Тольятти, 2000. 70с.

Курак Е.А., Михерева Л.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное

планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ СФЕРА, 2002. 80 с.

Рыжова Н.А. Играем в ... рекламу // Обруч. 1997. №2. С.28.

Прокофьева Н.М., Ханова Т.Г. Необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2018. № 2(92).

Сасова И.А. Как начинать изучать экономику? // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С.12.

Селезнева А.Ю. Вариативная программа экономического воспитания дошкольников «Экономика для малышей» // Режим доступа: http://docplayer.ru/30079976-Variativnaya-programma-ekonomicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-ekonomika-dlya-malyshey.html (Дата обращения: 07.01.2018).

Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. М.: Детство-пресс, 2008. 120 с. Шатова А.Д. Обсуждая проблему «Экономика и ... дети» // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С. 148.

1

2

REFERENCES

1. Afonina Yu.V., Khanova T.G. Use of presentation games as a means of activating the cognitive interest of preschool children // Perspectives of education and science. 2017. no. 6 (30). pp. 66-69.

2. Byvsheva M.V., Khanova T.G. Features of the social situation of development in preschool childhood // Bulletin of the University of Minin. 2016. no. 3 (16). p. 22.

3. Golub L.A. Economic education of preschool children // Preschool education. 2003. no 6. pp. 34-35.

4. Dybina O.V., Sidyakina E.A. The world of the economy through the eyes of a child: Methodological material. Togliatti, 2000. 70 p.

5. Kurak E.A., Mikherova L.A. Economic education of preschool children: An approximate program, perspective planning, lecture notes. Moscow, SC SCOPE, 2002. 80 p.

6. Ryzhova N.A. We play in ... advertising // Hoop. 1997. no. 2. p. 28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Prokofieva N.M., Khanova T.G. Necessity of economic education of preschool children // Kindergarten from A to Z. 2018. no. 2. p. 92.

8. Sasova I.A. How to start studying the economy? // Kindergarten from A to Z. 2003. no. 4. p.12.

9. Selezneva A.Yu. Variational program of economic education of preschool children "Economics for Toddlers" // Access mode: http://docplayer.ru/30079976-Variativnaya-programma-ekonomicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-ekonomika-dlya-malyshey. html (accessed 1 March 2018) .

10. Smolentseva A.A. Introduction to the world economy, or how we play in the economy. Moscow: Childhood Press, 2008. 120 pp.

11. Shatova A.D. Discussing the problem of "Economics and ... children" // Kindergarten from A to Z. 2003. no. 4. P. 148.

информация об авторах

Ханова татьяна Геннадьевна

(Россия, Нижний Новгород) Кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: tanyaha10@mail.ru

Information about the authors

Khanova Tatyana Gennadievna

(Russia, Nizhny Novgorod) Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Associate Professor ofthe Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: tanyaha10@mail.ru

Прокофьева Наталья Михайловна

(Россия, Нижний Новгород) Студент 5 курса бакалавриата Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: pnm39@mail.ru

Prokofeva Natalia Mikhailovna

(Russia, Nizhny Novgorod) Student of the 5 th year of bachelor's degree Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: pnm39@mail.ru

<¡№.f

Thhe State Counsellor, 2018

Ирина Борисовна БИчЕВА

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородского государственного педагогического университета им.К.Минина E-mail: irinabicheva@bk.ru

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами Нижегородского государственного педагогического университета им.К.Минина, E-mail: xannann@yandex.ru

Анна Владимировна ХИжНАЛ

Марина Олеговна СУНДЕЕВА

Магистрант

Нижегородского государственного педагогического университета им.К.Минина

E-mail: ms.marinasundeeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.