Научная статья на тему 'Проблема "взаимодействия" детей дошкольного возраста с мобильными устройствами'

Проблема "взаимодействия" детей дошкольного возраста с мобильными устройствами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3002
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Ключевые слова
МОБИЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО / СМАРТФОН / ГАДЖЕТ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЩЕНИЕ / КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MOBILE DEVICE / SMARTPHONE / GADGET / PRESCHOOL AGE / MENTAL DEVELOPMENT / COMMUNICATION / COGNITIVE ABILITIES / VIRTUAL SPACE / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Семенова Екатерина Валерьевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме взаимодействия детей дошкольного возраста с современными высокотехнологичными устройствами. Стремительное развитие современных технологий заставило психолого-педагогическую науку обратить пристальное внимание на данную проблему, поскольку с каждым днем пользователями гаджетов становится все более «юная» аудитория. «Взаимоотношения» детей и современных технических достижений одна из самых малоизученных сфер в дошкольном образовании. И, к сожалению, именно дети являются незащищенными в этих «взаимоотношениях». Авторы подчеркивают, что ограждение от гаджетов полностью или бесконтрольное их использование детьми не станут решением проблемы, это может усугубить не только осознание детьми истинного предназначения современных высокотехнологичных устройств, но и негативно отразиться на их общем развитии. Полученные данные показывают, насколько сложно для детской психики и здоровья адаптироваться к использованию медиа устройств в раннем возрасте; стресс, плохое самочувствие и раздражительность разрушают не только физическое, но и эмоциональное ребенка, его способность к развитию и обучению. Снижение концентрации внимания, проблемы в запоминании только первые негативные последствия, которые проявятся как результат регулярного использования гаджетов длительное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Семенова Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of "interaction" children ofpreschool age with mobile devices

The article is devoted to the current problem of the interaction of preschool children with modern high-tech devices. The rapid development of modern technologies has made the psychological and pedagogical science to pay close attention to this problem, since every day the users of gadgets are becoming more and more "young" audience. “Relationships” between children and modern technical achievements are one of the least studied spheres in preschool education. And, unfortunately, it is the children who are unprotected in this “relationship”. The authors emphasize that protecting children from gadgets completely or uncontrolledly using them by children will not be a solution to the problem; this can aggravate not only children's awareness of the true purpose of modern high-tech devices, but also have a negative impact on their overall development. The findings show how difficult it is for children’s mind and health to adapt to the use of media devices at an early age; stress, poor health and irritability destroy not only physical but also emotional child, his ability to develop and learn. Decreased concentration of attention, problems in remembering only the first negative consequences that will manifest as a result of regular use of gadgets for a long time.

Текст научной работы на тему «Проблема "взаимодействия" детей дошкольного возраста с мобильными устройствами»

УДК 334

Е. В. Семенова, Т. Г. Ханова

Проблема «взаимодействия» детей дошкольного возраста с мобильными

устройствами

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме взаимодействия детей дошкольного возраста с современными высокотехнологичными устройствами. Стремительное развитие современных технологий заставило психолого-педагогическую науку обратить пристальное внимание на данную проблему, поскольку с каждым днем пользователями гаджетов становится все более «юная» аудитория. «Взаимоотношения» детей и современных технических достижений - одна из самых малоизученных сфер в дошкольном образовании. И, к сожалению, именно дети являются незащищенными в этих «взаимоотношениях». Авторы подчеркивают, что ограждение от гаджетов полностью или бесконтрольное их использование детьми не станут решением проблемы, это может усугубить не только осознание детьми истинного предназначения современных высокотехнологичных устройств, но и негативно отразиться на их общем развитии. Полученные данные показывают, насколько сложно для детской психики и здоровья адаптироваться к использованию медиа устройств в раннем возрасте; стресс, плохое самочувствие и раздражительность разрушают не только физическое, но и эмоциональное ребенка, его способность к развитию и обучению. Снижение концентрации внимания, проблемы в запоминании - только первые негативные последствия, которые проявятся как результат регулярного использования гаджетов длительное время.

Ключевые слова: мобильное устройство, смартфон, гаджет, дошкольный возраст, психическое развитие, общение, когнитивные способности, виртуальное пространство, информационные технологии

E. V. Semenova, T. G. Khanova

The problem of "interaction" children of preschool age with mobile devices

The article is devoted to the current problem of the interaction of preschool children with modern high-tech devices. The rapid development of modern technologies has made the psychological and pedagogical science to pay close attention to this problem, since every day the users of gadgets are becoming more and more "young" audience. "Relationships" between children and modern technical achievements are one of the least studied spheres in preschool education. And, unfortunately, it is the children who are unprotected in this "relationship". The authors emphasize that protecting children from gadgets completely or uncontrolledly using them by children will not be a solution to the problem; this can aggravate not only children's awareness of the true purpose of modern high-tech devices, but also have a negative impact on their overall development. The findings show how difficult it is for children's mind and health to adapt to the use of media devices at an early age; stress, poor health and irritability destroy not only physical but also emotional child, his ability to develop and learn. Decreased concentration of attention, problems in remembering - only the first negative consequences that will manifest as a result of regular use of gadgets for a long time.

Keywords: mobile device, smartphone, gadget, preschool age, mental development, communication, cognitive abilities, virtual space, information technology

государственный СоВет-ник, 2019

№ 1

сихологические факторы сознания человека в детском возрасте обуславливают и делают естественным использование детьми компьютеров с целью развлечений: игры, видео, общение. Негативное влияние на физическое здоровье ребенка - первое, что волнует родителей при постоянном использовании ребенком планшета: влияние на ребенка электромагнитного излучения, снижение физической активности, постоянная нагрузка на зрение - все это настораживает взрослых [6]. Однако психологический момент нередко остается без внимания - значение, оказываемое виртуальным пространством: компьютерная игра, интернет, простой доступ к развлечениям. Ребенок получает постоянного «друга», который ничего не требует, предоставляет развлечения постоянно. Потеря целостности самого восприятия окружающего мира, нежелание заниматься какой-либо другой деятельностью, недовольство при попытках «отвлечь» ребенка - самое начало того, что может привести к огромным проблемам в развитии психики и когнитивных способностей ребенка уже завтра [9]. Ведь сотовый телефон для детей давно уже перешел из разряда необходимости, связанной со звонками, в разряд игрушек, то же сегодня можно говорить и о планшетах и всевозможных гад-жетах. Только за два года с 2005 по 2007 г., как показывает статистика, доля пользователей младше 18 лет увеличилась с 23% до 67% [2, с. 42-52]. Стоит подчеркнуть, что для несформи-рованной детской психики столь интересные «игрушки» могут оказать пагубный характер, что подтверждается исследованием измерения национального самочувствия и благополучия детей: дети, использующие гаджеты четыре и более часов в сутки, показали худшее психологическое самочувствие и способность к восприятию информации в ходе межличностного общения, чем дети, имевшие ограниченный доступ к гаджетам, равный одному часу [11].

Нельзя забывать и о прямом влиянии на физическое здоровье ребенка магнитных полей. Широкомасштабные исследования влияния электромагнитных полей на здоровье человека были начаты в нашей стране еще в 1960-е годы. Было установлено, что нервная система человека чувствительна к электромагнитному воздействию, и длительный контакт с электромагнитным полем в СВЧ-диапазоне может привести к развитию заболевания, получившего наименование «радиоволновая болезнь». Большую опасность компьютер оказывает на детей и беременных женщин, людей с заболеваниями

нервной, сердечно-сосудистой, гормональной системы [3, с. 92-94]. Это обуславливает негативное влияние бесконтрольного доступа к гаджетам на способность детей слушать и адекватно реагировать на информацию в процессе общении, диалога. Можно также отметить и снижение у ребенка стремления к общению.

Однако, при полном отсутствии гаджетов ребенок по мере взросления неизбежно столкнется с проблемой неготовности к их применению в работе: незнание функционала устройств, неумение быстро и оптимально их использовать, неспособность к быстрому восприятию и обработке информации с их помощью. Обращаясь к исследованиям института социально-экономических исследований (!БЕК, Великобритания), можно утверждать, что использование в дошкольном образовании современных гаджетов обуславливает рост у детей способности к восприятию информации, положительную динамику в развитии мелкой моторики, способности к многозадачности [11]. Это говорит о том, что обращаться к современным гаджетам нужно и даже полезно для развития ребенка. Но важно помнить, что основным залогом положительного влияния гаджетов на детей всегда будет являться рационализация и контроль их использования со стороны взрослых.

Тотальное ограничение ребенка в использовании гаджетов полностью приведет только к единственному исходу: еще большее непонимание рационального характера применения смарт устройств [6]. Кроме того, родители не смогут контролировать ребенка постоянно и несколько лет подряд, в итоге он получит доступ к смартфону, что приведет к его постоянному применению в развлекательных целях, ведь ранее ребенка в этом ограничивали.

Ряд ученых (Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров и др.) указывают на то, что родители не всегда способны правильно и доступно донести до ребенка саму цель использования современных высокотехнологичных устройств. Только показав наглядно, объяснив, для чего нужны такие вещи обществу, как и почему необходимо их применять, можно избежать формирования психологического конфликта у ребенка: почему можно развлекаться, но нельзя. Нужно правильно преподнести, почему есть возрастные ограничения на компьютерные игры и приложения в гаджетах, почему и как их применяют в разных профессиях и т.д. В этом случае лучшим способом будет пример самого родителя. Совместные занятия

с компьютером заинтересуют ребенка и смогут привить осознание его роли в получении знаний, необходимости его применения в целях самообразования [5]. С.В. Симонович и Г.А. Евсеев делают акцент, что именно совместные занятия взрослого с ребенком помогут сделать обучение интересным и интерактивным, что повысит способность ребенка к обучению, позволит объяснить сложные понятия, обсудить интересные факты, обратить внимание на то, как ребенок мыслит и воспринимает информацию при помощи гаджета. С учетом мобильности современных устройств подобные занятия можно проводить практически везде: транспорт, долгие поездки, очереди и др. Такой подход будет способствовать воспитанию стремления к знаниям, саморазвитию и самообучению [5]. В этом случае родитель может обучаться и узнавать новое вместе с ребенком, не только как учитель, но и как партнер по решению сложных задач.

Таким образом, до сознания дошкольника нужно донести, что компьютер - это средство для обработки, изучения, применения информации, а значит еще один инструмент к развитию и образованию, как книга или учебник.

Итак, обобщая изученные исследования, выделим некоторые положительные стороны влияния гаджетов на психическое развитие детей дошкольного возраста:

- формирование на ранних стадиях развития ребенка способности к быстрому поиску и фильтрации информации, с раннего детства при выполнении адаптированных заданий при помощи гаджетов ребенок учится быстрее обрабатывать полученную информацию [12];

- развитие способности выстраивать логические цепочки: для управления планшетом необходимо выстраивать алгоритм действий каждый раз, когда происходит получение и обработка информации, ребенок «думает прежде чем делает» [12];

- благоприятное влияние на развитие мелкой моторики рук;

- содействие развитию самостоятельности детей при необходимости получить информацию, главное, чтобы сам поток информации был «правильным», а значит, контролировался родителями;

- развитие способности к чтению, ребенку необходимо самостоятельно запоминать написание слов, выполнять задания по словесной инструкции.

Несмотря на множество плюсов, необдуманное применение современных интерактивных устройств в дошкольном образовании

будет иметь ряд негативных последствий для детей, а именно:

- снижение способности к запоминанию информации, у ребенка будет вырабатываться привычка к доступности информации в любой момент, благодаря тому, что ее можно быстро получить, при этом запоминать необязательно [11];

- снижение способности к личностному общению со взрослым и сверстниками;

- нежелание и неспособность ребенка заинтересоваться чем-либо кроме гаджетов, снижение уровня внимания к иным внешним раздражителям;

- снижение уровня концентрации, как следствие, повышение утомляемости и раздражительности при попытках сконцентрироваться на чем-либо, помимо гаджетов [10];

- трудности в самостоятельном изложении информации, подготовке сочинений, творческих работ [10];

- неумение работать в команде.

Итак, средства радиосвязи развиваются на протяжении уже почти столетия, мобильный телефон стал массовым только в последнее десятилетие и столь короткого промежутка времени явно недостаточно для того, чтобы делать выводы о его вреде или безвредности для человека. Ученые до сих пор не пришли к однозначному выводу по данному вопросу. Однако доказательств того, что негативное воздействие на организм человека они все-таки оказывают, все же больше. Кстати, многие современные бытовые приборы также являются источниками электромагнитного излучения (телевизор, компьютер, микроволновая печь), но по уровню воздействующего на человека излучения ничто не может сравниться с мобильным телефоном [2].

На основе изучения теоретических аспектов данной проблемы, была поставлена задача: провести анкетирование родителей воспитанников дошкольного возраста (с 2 до 7 лет) с целью выявления их представлений о возможностях и необходимости взаимодействия детей и гаджетов.

В ходе исследования родителям воспитанников предлагалось ответить на ряд вопросов:

1. Есть ли у Вашего ребенка персональный мобильный телефон / гаджет?

2. Сколько времени в среднем в день проводит Ваш ребенок с мобильным телефоном?

3. Какое любимое развлечение, способ проведения досуга у Вашего ребенка?

4. Как долго ребенок может концентрироваться на одном занятии (кроме планшета)?

Г^СуарстВеНнЫй СоВетНиК, 2019

5. Если Ваш ребенок капризничает каким способом максимально быстро его можно успокоить? Как часто ребенок капризничает, если Вы ограничиваете его в использовании мобильного телефона?

В ходе опроса респонденты были разделены на три группы: родители детей от 2 до 3 лет; родители детей от 4 до 6 лет; родители детей от 6 до 7 лет. Разделение обусловлено определенными потребностями и интересами ребенка в каждый период жизни. Детям в возрасте от 2 до 3 лет необходимо учиться адаптироваться к самостоятельному восприятию мира, однако именно на этом этапе они нуждаются в поддержке и адаптации со стороны взрослого (родителя, воспитателя); с 4 до 6 лет ребенок стремится познать окружающий мир самостоятельно, получить возможность формулировать самому свою точку зрения, а значит самому принимать решения, учится самостоятельно взаимодействовать с миром так, чтобы получать желаемый результат. К семи годам ребенок осознанно проявляет стремление к постоянному и разностороннему развитию.

Рассмотрим результаты первой группы родителей. Всего у 1 0% опрошенных ребенок имеет персональный мобильный телефон или планшет, что естественно отражается на возможности родителей регламентировать время его использования детьми, поскольку дети имеют возможность пользоваться только телефоном родителей, с их разрешения. В соответствии с результатами анкетирования дети от 2 до 3 лет используют устройства родителей не более 2 часов в день. Однако, встречались и респонденты, указавшие для столь раннего возраста 5 и более часов использования гаджета ребенком. Важно отметить, что при данном показателе использования дети в выбранной группе респондентов оказались крайне общительны, среди любимых развлечений отмечают игры с родителями и сверстниками, рисование, прогулку, походы (в зоопарк, магазин, парк развлечений, др.). Родители могут максимально быстро успокоить ребенка при помощи гаджета в 40% случаев. Показатель использования гаджетов крайне высок в решении подобной ситуации, однако родители имеют возможность успокоить ребенка и другими способами. В 60% случаев дети начинают капризничать, если родитель ограничивает / прекращает их доступ к мобильному устройству, что говорит о зарождении привязанности детей нему.

Вторая группа анкетируемых - родители детей от 4 до 6 лет показала, что процент детей,

№ 1

имеющих персональное устройство, значительно выше и составляет 40%. Период контролируемого родителями времени, которое дети проводят с телефоном/планшетом, составляет около 4-5 часов. Среди любимых развлечений в 50% случаев встречаются развлечения, связанные с гаджетами, но остаются и рисование, игры во дворе, с любимой игрушкой, походы с родителями. В 80% случаев дети начинают капризничать, если родитель ограничивает/ прекращает их доступ к мобильному устройству.

Третья и последняя группа испытуемых являются родителями детей 6-7 лет. У 60% из них ребенок имеет личный планшет или смартфон. Период контролируемого родителями времени, которое дети проводят с телефоном составляет 6-7 часов, это максимальное количество из того времени, которое ребенок проводит дома утром и вечером после посещения детского сада. Среди любимых развлечений в 60% случаев встречаются развлечения, связанные с гаджетами, на второй план отходят рисование, игры во дворе, с любимой игрушкой, походы с родителями. Показатель использования гаджетов достигает практически максимума при решении подобного вопроса. В 100% случаев, дети начинают капризничать, если родитель ограничивает/ прекращает их доступ к гаджетам.

Проанализировав результаты проведенного анкетирования, необходимо подвести итоги.

Доступность современных технологий -естественная причина их высокой распространенности среди детей. К сожалению, для общества привычно использовать «по назначению» все, что возможно, не всегда успевая подумать о целесообразности применения современной техники в решении повседневных задач. К примеру, необходимость срочно успокоить или отвлечь ребенка для любого родителя максимально просто и быстро будет решена с помощью планшета или смартфона. Желание что-то объяснить, продемонстрировать ребенку также разрешимо при помощи современных портативных медиа устройств. Потребность развлечь ребенка, пока взрослым необходимо сделать какие-либо дела, успешно удовлетворяется таким же способом. Однако, возникает вопрос: всегда ли это правильно? Именно для того, чтобы последствия были положительными, необходимо, прежде всего, оптимизировать употребление мобильных устройств в воспитании детей дошкольного возраста.

Чем старше становится ребенок, тем чаще он имеет персональный смартфон, а значит и может распоряжаться им самостоятельно: ре-

шать, как и сколько времени провести с ним, чем заниматься. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что дети, имеющие личный планшет или смартфон, посвящают ему практически все свое свободное время. Рост времени, проводимого с планшетом, влечет рост нежелания ребенка общаться с окружающими, узнавать новое, выражать свои эмоции и чувства. Наблюдения показывают, чем больше времени ребенок проводит с гаджетом, тем меньше у него остается времени, а впоследствии, и желания на иную деятельность. Возможно, гаджеты и могут дополнить потребность ребенка в рисовании, развлечении, дать возможность получить полезную информацию, но активные игры со сверстниками, реальное общение, обработка полученной информации анализаторными системами - это восполнить гаджетами невозможно. Тот факт, что по мере увеличения времени, проведенного с гадже-том, лучшим средством прекращения капризов и слез является гаджет, говорит о том, что у ребенка начинает формироваться зависимость.

В анкетах родители отразили и свое отношение к тому, как и сколько, времени проводит с гаджетами их ребенок. Главным результатом исследования необходимо считать то, что родители недооценивают негативные последствия бесконтрольного употребления ребенком мобильных устройств.

Полученная и проанализированная информация может быть использована для составления рекомендаций для родителей по применению мобильных устройств детьми. На наш взгляд, необходимо проектировать систему работы с родителями, направленную на оптимизацию применения смартфонов и гаджетов в воспитании детей дошкольного возраста.

Перечислим способы организации деятельности по развитию и образованию ребенка дошкольного возраста при помощи гаджетов:

1) совместное обучение с ребенком: родитель проходит весь процесс обучения с ребенком полностью при постоянном контроле, совместном обсуждении вариантов, самостоятельно определяет структуру, по которой будет учиться с ребенком (смотреть обучающие видео, просматривать и работать с каким-либо самостоятельно выбранным материалом). Родитель показывает ребенку пример, вызывает желание подражать. Такой способ организации полезен на начальных этапах и поможет ребенку обучаться, не утомляясь;

2) обучение ребенка только при помощи приложений. Сегодня разработано и находится в общем доступе огромное количество

приложений, адаптированных под детский возраст, направленных на развитие определенных способностей. Приложения фиксируют, какие упражнения и как были выбраны, что успел выполнить ребенок. После родитель может проверить задания, обсудить изученное с ребенком. Самостоятельная работа приучает к организованности, произвольности. Данный способ можно применять в том случае, когда ребенок освоил основные принципы работы с устройством;

3) обучение в группе - можно использовать гаджеты при обучении двух и более детей, что поможет научить их получать и обрабатывать информацию в команде сверстников, отстаивать свою точку зрения. Такой способ организации полезен на любом этапе образования.

Следует подчеркнуть, что начинать образование ребенка при помощи современных медиа устройств никогда не поздно. Даже если дети уже начали играть и развлекаться с планшетом или смартфоном, внимание, помощь и контроль со стороны родителей могут исправить ситуацию. Обучение с использованием гаджетов необходимо для правильного восприятия ребенком современных технологий и при грамотном подходе окажет положительное влияние. Главное, ребенку требуется внимание взрослых. Нельзя позволить электронным устройствам развлекать и воспитывать детей. Привыкание к гаджетам влечет большие проблемы в будущем: нежелание и неспособность общаться, снижение уровня активности, проблемы с физическим и психическим здоровьем, отсутствие самодисциплины и организованности, недостаточная стрессоустойчивость, снижение уровня концентрации внимания и логического мышления, др.

Итак, описанное выше подтверждает положение о том, что ограничение детей в принципе от современных гаджетов не является решением проблемы. Детей необходимо «знакомить» с гаджетами, их функциями, способами применения. Как удалось выяснить, влияние гаджетов на детей не столь безобидно, как может казаться. Сравнивая их плюсы и минусы, можно прийти к выводу: минимизировать отрицательные стороны влияния современных медиа устройств на детей возможно только на основе оптимизации и рационализации контактов ребенка с ними. Корректное применение смарт устройств приводит к положительным результатам при разумном контроле со стороны взрослых, когда ограничение вообще (чтобы просто не задумываться об этой проблеме) влечет серьезные проблемы для ребенка

Государственный Советник, 2019

в будущем, поэтому необходимо найти баланс в данной сфере жизни ребенка. И главное, обеспечить дошкольнику разносторонний совместный, активный досуг и отдых. Обучаясь и отдыхая вместе с ребенком, родители и сами заметят, что на ненужные занятия у детей нет

№ 1

ни времени, ни желания. Вызванный гаджетом интерес к познавательным задачам позволит ребенку развиваться быстрее, а владение современными техническими устройствами и их правильное применение с детства станет залогом профессиональных успехов в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афонина Ю.В., Ханова Т.Г. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников // Перспективы науки и образования. 2017. No. 6 (30). С. 66-69.

2. Исследование биопотенциалов мозга спящего человека в условиях воздействия на него электромагнитного поля мобильного телефона / Н.Н. Лебедева, А.В. Сулимов, О.П. Сулимова и др. // Биомед. радиоэлектроника. 1999. No. 7. С. 47-52.

3. Редковская В.Ю., Ачнасов В.В. Влияние мобильных сотовых телефонов на здоровье человека // Научная сессия ТУСУР-2006: Материалы докл. Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 2006. Ч. 5. С. 92-94.

4. Семенова Е.В., Ханова Т.Г. Влияние современных мобильных устройств на развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 341-343.

5. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002. 368 с.

6. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник Московского университета. Сер 14: Психология. 1991. No. 3. С. 27-39. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/3722579 (дата обращения 06.12.2018)

7. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. No. 5. С. 84-86.

8. Ханова Т.Г. «Современное дошкольное детство: проблемы и перспективы»: по материалам региональной научно-практической конференции // Вестник Мининского университета. 2015. No. 2 (10). С. 31.

9. Шевнина О. Если ребенок интересуется только компьютером. М.: Эксмо, 2003. 64 с.

10. Digital Parenting Russia Study: о детях, родителях и электронных устройствах. URL: https://www.cossa. ru/149/20983 (дата обращения 06.12.2018)

11. Theodore Joloza Office for National Statistics Measuring National Well-being - Children's Well-being, 2012. URL: https://webarchive.nationalarchives.gov.uk/20160105190821/http://www.ons.gov.uk/ons/rel/ wellbeing/measuring-national-well-being/measuring-children-s-well-being/art-measuring-children-s-well-being.html (дата обращения 31.10.2018)

12. Yalda T. Uhls, Minas Michikyan, Jordan Morris, Debra Garcia, Gary W. Small, Eleni Zgourou, Patricia M. Greenfield Five days at outdoor education camp without screens improves preteen skills with nonverbal emotion cues. Computers in Human Behavior. 2014. No. 39. рp. 387-392. URL: https://ac.els-cdn.com/ S0747563214003227/1-s2.0-S0747563214003227-main.pdf?_tid=80a2dada-bf47-468a-85cc-26d873406e 42&acdnat=1544111437_1a86485034ad44bf587f297780728d3b (дата обращения 06.12.2018)

REFERENCES

1. Afonina Yu.V., Khanova T.G. The use of presentation games as a means of enhancing the educational interest of pre-schoolers. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives on science and education. 2017. no. 6 (30). рp. 66-69 (in Russian).

2. Investigation of the biopotentials of the brain of a sleeping person under the influence of the electromagnetic field of a mobile phone on him / N.N. Lebedeva, A.V. Sulimov, O.P. Sulimov and others. Biomed. radiojelektronika. 1999. no. 7. pp. 47-52 (in Russian).

3. Redkovskaya V.Yu., Achnasov V.V. The impact of mobile cell phones on human health. Scientific session TUSUR-2006: Materials of reports. All-Russia. scientific and technical conf. students, graduate students and young scientists. Tomsk, 2006. part 5. рр. 92-94 (in Russian).

4. Semenova E.V., Khanova T.G. The impact of modern mobile devices on the development of preschool children. Pre-school and primary education: experience, problems, and prospects. Collection of articles on the materials of the All-Russian scientific-practical conference: in 2 parts. Nizhny Novgorod: Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. 2018. pp. 341-343 (in Russian).

5. Simonovich S.V., Evseev G.A. Entertaining computer. A book for children, teachers and parents. Moscow, AST-PRESS: Informkom-Press Publ., 2002. 368 p. (in Russian).

No. 1

Thhe State Counsellor, 2019

6. Fomicheva Yu.V., Shmelev A.G., Burmistrov I.V. Psychological correlates of enthusiasm for computer games. Moscow University Bulletin. Ser 14: Psychology. 1991. no. 3. pp. 27-39. Available at: https://istina.msu.ru/ publications/article/3722579 (accessed 12 June 2018) (in Russian).

7. Khanova T.G., Belinova N.V. Psychological and pedagogical foundations of modern preschool education. Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. 2016. no. 5. pp. 84-86 (in Russian).

8. Khanova T.G. "Modern pre-school childhood: problems and prospects": based on materials of the regional scientific-practical conference. Vestnik Mininskogo universiteta. 2015. no. 2 (10). p. 31. (in Russian).

9. Shevnina O. If the child is interested only in the computer. Moscow: Eksmo, 2003. 64 p. (in Russian).

10. Digital Parenting Russia Study: about children, parents and electronic devices. Available at: https://www. cossa.ru/149/20983 (accessed 6 December 2018)

11. Theodore Joloza Office for National Statistics Measuring National Well-being - Children's Well-being, 2012. Available at: https://webarchive.nationalarchives.gov.uk/20160105190821/http://www.ons.gov.uk/ons/rel/ wellbeing/measuring-national-well-being/measuring-children-s-well-being/art-measuring-children-s-well-being.html (accessed 31 October 2018)

12. Yalda T. Uhls, Minas Michikyan, Jordan Morris, Debra Garcia, Gary W. Small, Eleni Zgourou, Patricia M. Greenfield Five days at outdoor education camp without screens improves preteen skills with nonverbal emotion cues. Computers in Human Behavior. 2014. no. 39. pp. 387-392. Available at: https://ac.els-cdn. com/S0747563214003227/1-s2.0-S0747563214003227-main.pdf?_tid=80a2dada-bf47-468a-85cc-26d873 406e42&acdnat=1544111437_1a86485034ad44bf587f297780728d3b (accessed 6 December 2018)

Информация об авторах Ханова Татьяна Геннадьевна (Россия, Нижний Новгород) Кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина E-mail: tanyaha10@mail.ru

Семенова Екатерина Валерьевна (Россия, Нижний Новгород) Студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина E-mail: Semenovaekaterina.88@mail.ru

Information about the authors

Tatyana G. Khanova (Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: tanyaha10@mail.ru

Ekaterina V. Semenova (Russia, Nizhny Novgorod) Graduate student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: Semenovaekaterina.88@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.