Российский педиатрический журнал. 2017; 20(1) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-1-44-47
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 613.954
СтепановаМ.И., БерезинаН.О., СазанюкЗ.И.
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ МОСКОВСКИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, г Москва, Россия, Ломоносовский просп., д. 2, стр. 1
Задачи реформирования российского образования открывают новые возможности организации учебно-воспитательного процесса на основе формирования принципов здорового образа жизни, закрепленных в стандартах дошкольного образования. Исследование проведено в 8 московских детских садах. В анкетировании приняли участие родители 437 детей младшего (3—4 года) и старшего (5—7 лет) дошкольного возраста. Установлено, что жизнедеятельность современных дошкольников характеризуется увеличением статической и эмоциональной нагрузки на фоне дефицита двигательной активности в связи с увеличением использования гаджетов и просмотра телепередач, посещением дополнительных занятий по подготовке к школьному обучению. Несоблюдение рационального режима дня в семье негативно отражается на состоянии здоровья дошкольников. Приобщение родителей к здоровому образу жизни, оптимизация умственных и физических нагрузок, повышение двигательной активности детей — приоритетные направления в оздоровительной работе с дошкольниками.
Ключевые слова: дошкольники; анкетирование родителей; детский сад; особенности жизнедеятельности; здоровье.
Для цитирования: Степанова М.И., Березина Н.О., Сазанюк З.И. Особенности жизнедеятельности и состояния здоровья московских дошкольников. Российский педиатрический журнал. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-1-44-47
StepanovaM.I., Berezina N.O., Sazanyuk Z.I.
FEATURES OF THE VITAL ACTIVITY AND THE STATE OF HEALTH OF MOSCOW PRESCHOOL CHILDREN
Federal State Autonomous Institution «National Scientific and Practical Center of Children's Health» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 2, bld.1, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation
The objectives of reforming the Russian education open up new possibilities for organizing the educational process on the basis of the shaping ofprinciples of a healthy lifestyle embodied in standards ofpreschool education. The study was conducted in 8 Moscow kindergartens. The questionnaire survey included 437 parents of children of young preschool-age (3—4 years) and older preschool-age (5—7 years). The vital activity of modern preschool children was established to be characterized by the elevated of the static and emotional load against the background of deficiency of physical activity due to the increased use of gadgets and watching television, visiting other classes for preparation for school. Failure to comply with a rational mode of the day in the family has a negative impact on the health status of preschool children. Familiarizing parents to a healthy lifestyle, the optimization of mental and physical loads, the increase in the physical activity for children are the priority areas in health promotion work with preschool children.
Keywords: preschool children; questionnaire survey ofparents; kindergarten; features of the vital activity; health. For citation: Stepanova M.I., Berezina N.O., Sazanyuk Z.I. Features of the vital activity and the state of health of Moscow preschool children. Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2017; 20(1): 44-47. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-1-44-47
For correspondence: Marina I. Stepanova, MD, PhD, DSci., adolescents of the Scientific Centre of Children Health, 2, bld. E-mail: mi_stepanova@mail.ru
professor, Head of education and rearing of children and 2, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Acknowledgement. The study had no sponsorship.
Received 17.10.2016 Accepted 20.12.2016
овые задачи реформирования российского образования определяют необходимость организации учебно-воспитательного процесса на основе формирования принципов здорового образа жизни, закрепленных в стандартах дошкольного образования. Дошкольный возраст — решающий для создания фундамента психического и физического здоровья ребенка. До 7 лет происходит наиболее
Для корреспонденции: Степанова Марина Исааковна, д-р мед. наук, проф., зав. лаб. обучения и воспитания детей и подростков ФГАУ ННПЦЗД Минздрава России, e-mail: mi_stepanova@mail.ru
интенсивное становление детского организма [1]. В этом же возрасте активно формируются характер и привычки, закладываются жизненные приоритеты личности [2—5]. Для выявления факторов риска нарушения здоровья детей дошкольного возраста и обеспечения преемственности профилактических и коррекционных мероприятий в семье необходима объективная информация об особенностях их повседневной жизнедеятельности [6—8].
В связи с этим нами изучены особенности жизнедеятельности и состояния здоровья современных дошкольников — воспитанников детских садов для
Russian pediatric journal. 2017; 20(1) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-1-44-47
SOCIAL PEDIATRICS
оптимизации профилактической и оздоровительной работы с детьми в семье и дошкольном учреждении.
Материалы и методы
В основу исследования положены результаты анкетирования родителей дошкольников, посещающих детские сады. Разработанные анкеты содержали вопросы по режиму дня, в том числе по двигательной активности детей, продолжительности занятий вне детского сада, режиму питания, продолжительности ночного сна, времени пребывания на воздухе, удовлетворенности условиями в детском саду и др. Для установления степени соответствия полученных в результате анкетирования показателей подлежащих измерению, была проведена экспертная валидизация разработанной анкеты [8]. По результатам экспертной оценки был вычислен коэффициент Кронбаха, который составил 0,81, свидетельствущий, что анкета достаточно надежна. Исследования проводили в 8 московских детских садах. В анкетировании приняли участие родители 437 детей младшего (3—4 лет, 40%) и старшего (5—7 лет, 60%) дошкольного возраста, из них девочек 54%, мальчиков 46%.
Все полученные данные были обработаны статистически с использованием пакета прикладных программ Statistica 6,1 (StatSoft Inc., США).
Результаты
Установлено, что дефицит ночного сна в рабочие дни отмечен у 40% младших и 57% старших дошкольников (p < 0,001). В выходные дни число детей, имевших дефицит сна, уменьшается соответственно до 14 и 22% (p < 0,001), при этом днем спят 69% младших и только 27% старших дошкольников (p < 0,001).
Двигательная активность — ведущий естественный фактор, который оказывает определяющее влияние на рост и развитие ребенка, совершенствуя не только моторные, но и психические функции [2—5]. По данным родителей, в выходные дни гуляют только 1 раз в день 50% младших и 61% старших дошкольников. Во всех возрастных группах у 82% детей отмечена недостаточная продолжительность прогулки при благоприятной погоде — до 3 ч в день (p < 0,001). В выходные дни до 86% дошкольников занимаются физической культурой, главным образом, это езда на велосипеде и самокате (соответственно 58% и 63%). Каждый четвертый ребенок занимается на спортивной площадке рядом с домом. К старшему дошкольному возрасту увеличивается число детей (с 6% до 22%), освоивших ролики (p < 0,001), а число детей, играющих с мячом, уменьшается (с 54% до 41%, p < 0,001). Зимой половина детей катаются с горок, а на лыжах — менее 12% детей. Утреннюю зарядку делают только 11% дошкольников.
К старшему дошкольному возрасту увеличивается (с 29% до 72%) число детей, посещающих различные занятия вне детского сада (p < 0,001). Каждый третий ребенок занимается в спортивной секции, каждый четвертый — танцами. Каждый второй ребенок старшей
возрастной группы посещает занятия по подготовке к школе, причем абсолютное большинство детей (86%) занимаются 2—3 раза в неделю, включая выходные дни. Это свидетельствует о неудовлетворенности значительного числа родителей качеством образовательных занятий в детском саду, которые связаны с формированием навыков, необходимых для успешного начала школьного обучения: развитие речи и элементарных математических представлений, обучение грамоте [5]. Вместе с тем нельзя не отметить, что требования раннего и интенсивного обучения не соответствуют возрастным возможностям развития мозга и познавательного развития дошкольников, что неизбежно создает комплекс проблем и вызывает недовольство взрослых (и педагога, и родителей), не осознающих неадекватность требований [1].
Большинство родителей (75,5%) считают эффективным средством для оздоровления детей физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе, 61% из опрошенных — плавание, 35% родителей выбрали музыкальные занятия и ритмику, а 39%
— занятия лечебной физкультурой (ЛФК) и массаж. Лишь 20% родителей уделяют внимание закаливанию детей, при этом каждый третий из опрошенных считает закаливание эффективным средством оздоровления детей. В выходные дни в большинстве семей (64%) не соблюдают режима питания, к которому ребенок привык в детском саду.
Большинство дошкольников (86—94%) — телезрители. У экрана телевизора проводят более 1 ч в рабочие дни 15—21% дошкольников, в выходные дни их численность увеличивается до 48% среди младших и до 68% среди старших дошкольников [9—11]. При этом значительная часть игровой деятельности дошкольников, особенно в выходные дни, связана с использованием различных электронных гаджетов. В большинстве семей столь раннее овладение ребенком цифровыми гаджетами расценивают как проявление сообразительности и способности быстро и без инструкций разобраться со сложной техникой [12—14]. Практически во всех семьях в настоящее время есть смартфоны и планшеты. Как известно, ни смартфон, ни планшет не входят в число детских игрушек, однако современные дети осваивают электронные гаджеты раньше, чем начинают читать и писать [1, 9].
В выходные дни смартфоном для игр пользуется каждый шестой ребенок младшего и каждый четвертый ребенок старшего дошкольного возраста, причем 82—89% детей играют более 15 мин. С возрастом отмечено увеличение числа детей, пользующихся компьютером и планшетом. В рабочие дни играют на компьютере 15% детей младшего и 25% детей старшего дошкольного возраста (р < 0,05), а на планшете
— соответственно 29 и 42% (р < 0,01). В выходные дни пользуются компьютером 23% детей 3—4 лет и 40% детей 5—7 лет (р < 0,001), а планшетом — половина дошкольников (48 и 55% соответственно). При этом нами отмечено, что продолжительность игр с использованием электронных гаджетов у большинства дошкольников не соответствует гигиеническим требованиям. Число младших дошкольников, пользу-
Российский педиатрический журнал. 2017; 20(1) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-1-44-47
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ
ющихся компьютером и планшетом в соответствии с возрастными регламентами, в рабочие дни составляет соответственно 27 и 14%, а в выходные дни — всего 7% (р < 0,001). Аналогичную тенденцию наблюдают и в старшем дошкольном возрасте. Продолжительность игр не более 15 мин на компьютере и планшете в рабочие дни регистрируют почти у 8% детей, а в выходные дни — лишь у 2—3% дошкольников. Регулярная и достаточно продолжительная погруженность дошкольников в компьютерные игры формирует особую потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка. По мнению психологов, экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности [15—17].
В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что этиология многих функциональных нарушений связана с воздействием на организм ребенка различных цифровых устройств и аудиовизуальной продукции. Продолжительность их воздействия находит тесную положительную корреляцию не только с изменениями физиологического характера — нарушениями сна, зрения, осанки, но и с отклонениями в психическом статусе (аутистические расстройства), а ряде случаев — и с замедленным развитием речевых и когнитивных функций [16—18].
Большинство родителей считают здоровье своего ребенка хорошим — 62%, удовлетворительным — 36%, плохим — всего 2% опрошенных. Однако обращает на себя внимание значительная распространенность у дошкольников эмоциональных расстройств и расстройств поведения. Повышенную возбудимость регистрируют у каждого шестого ребенка среди младших дошкольников и у каждого пятого среди старших дошкольников, двигательное беспокойство отмечено у 31 и 39% детей соответственно. К старшему дошкольному возрасту увеличивается с 13 до 37% (р < 0,001) число детей, имеющих нарушения сна. Различные навязчивые движения регистрируют у каждого пятого ребенка 3—4 лет и у каждого третьего ребенка 5—7 лет.
Резистентность детского организма оценивали по кратности заболеваемости ОРВИ в течение года. Индекс здоровья к старшему дошкольному возрасту увеличивается с 4 до 12% (р < 0,001). Среди детей младшего дошкольного возраста каждый четвертый (24%) — часто болеющий. Отмечен значительный уровень заболеваемости среди старших дошкольников — 27% часто болеющих детей. У каждого третьего дошкольника отмечают аллергические реакции.
Вместе с тем установлено, что 27% родителей не удовлетворены организацией прогулок в детском саду в связи с отсутствием современного оборудования, недостаточной оснащенностью и сокращением времени пребывания на свежем воздухе. Каждый четвертый из опрошенных указал на недостаток свободного пространства для игр. Об этом свидетельствуют и данные наших исследований, выполненные в детских садах, построенных в последние годы [19]. По мнению 13% респондентов, для развития детей предусмотрено мало занятий. Детские сады
плохо оснащены современным физкультурным оборудованием и инвентарем, в организации питания не устраивало меню, а в организации сна — отсутствие спальни, стационарных кроватей и размещение кроватей вплотную. Дефицит площадей групповых помещений напрямую связан с увеличением наполняемости детских групп до 25—30 человек (против 20 человек), причем, как показали наши исследования, почти 70% дошкольников посещают переполненные группы.
О бсужде ние
Анкетный опрос родителей детей дошкольного возраста показал, что во многих семьях не уделяют должного внимания формированию здорового образа жизни детей. Одновременно большинство родителей указывают на неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей: высокий уровень заболеваемости ОРВИ, распространенность эмоциональных расстройств и расстройств поведения, которая увеличивается по мере взросления детей [4, 5, 8]. Повседневно большую часть времени, особенно в выходные дни, дошкольники проводят у экранов телевизора, играют с электронными гаджетами; у значительного числа детей отмечают дефицит ночного сна, недостаточную длительность прогулок и занятий физической культурой, не используют закаливающие мероприятия [12—15]. Неудовлетворенность работой дошкольных учреждений высказали более четверти респондентов. Претензии родителей прежде всего связаны с недостаточностью условий для реализации двигательной активности детей в групповых помещениях и организации дневного сна, с плохой оснащенностью физкультурным инвентарем и оборудованием [18, 19]. Подавляющее большинство воспитанников старшего дошкольного возраста 2—3 раза в неделю, включая выходные дни, посещают занятия по подготовке к школе. Это свидетельствует о неудовлетворенности родителей качеством образования в детском саду, а также неадекватных представлениях родителей о возрастных и функциональных возможностях детей. Выявленные нарушения в организации жизнедеятельности детей управляемы и могут быть устранены [20]. Целенаправленная работа по совершенствованию оздоровления детей, посещающих детские сады, а также приобщение родителей к здоровому образу жизни будут способствовать положительной динамике состояния здоровья дошкольников и гармонизации их развития.
Конфликт интересов. Авторы подтверждают отсутствие финансовой поддержки и конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безруких М.М. Дошкольник. Мифы и реалии. Вестник практической психологии образования. 2011; 4: 16—21.
2. Шубина Х.З., Редькина Л.Л., Абулгатина А.С. Изучение образа жизни современных семей, имеющих детей дошкольного возраста. В мире научных открытий. 2010; 4(10): 4—8.
3. Tandon P.S., Zhou С., Sallis J.F., Cain K.L., Frank L.D., Saelens B.E. Home environment relationships with children's physical activity, sedentary time, and screen time by socioeconomic status. Int. J.
Russian pediatric journal. 2017; 20(1) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-1-44-47
SOCIAL PEDIATRICS
Behav. Nutr. Phys. Act. 2012; 9: 88. doi: 10.1186/1479-5868-9-88.
4. Maitland C., Stratton G., Foster S.., Braham R., Rosenberg M. A place for play? The influence of the home physical environment on children's physical activity and sedentary behaviour. Int. J. Behav. Nutr. Phys. Act. 2013; 10: 99. doi: 10.1186/1479-5868-10-99.
5. Собкин В.С., Иванова А.И. Детский сад глазами родителей. Образовательная политика. 2010; 5—6 (43—44): 15—23.
6. Field D.A., Miller W.C., Ryan S.E., Jarus T., Abundo A. Measuring participation for children and youth with power mobility needs: A systematic review of potential health measurement tools. Arch Phys Med Rehabil. 2016; 97(3): 462—77.
7. Rainey L., van Nispen R., van der Zee C., van Rens G. Measurement properties of questionnaires assessing participation in children and adolescents with a disability: a systematic review. Qual. Life_Res. 2014; 23(10): 2793—808.
8. De Decker E., De Craemer M., De Bourdeaudhuij I., Wijndaele K., Duvinage K., Koletzko B. et al. Influencing factors of screen time in preschool children: an exploration of parents' perceptions through focus groups in six European countries. Obes. Rev. 2012; 13(Suppl. 1):75—84.
9. Takeuchi H., Taki Y., Hashizume H., Asano K., Asano M., Sassa Y. et al. The impact of television viewing on brain structures: cross-sectional and longitudinal analyses. Cereb. Cortex. 2015; 25(5): 1188—97.
10. Zeidman P., Mullally S.L., Schwarzkopf D.S., Maguire E.A. Exploring the parahippocampal cortex response to high and low spatial frequency spaces. Neuroreport. 2012; 23(8): 503—7.
11. Jago R., Sebire S.J., Edwards M.J., Thompson J.L. Parental TV viewing, parental self-efficacy, media equipment and TV viewing among preschool children. Eur. J. Pediatr. 2013; 172(11): 1543—5.
12. Белоусова М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста. Практическая медицина. 2014; 9(85): 15—20.
13. Солдатова Г., Шляпников В. Новые образовательные и воспитательные технологии. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста. Нижегородское образование. 2015; (3): 78—84.
14. Carson V., Janssen I. Associations between factors within the home setting and screen time among children aged 0—5 years: a cross-sectional study. BMC Public. Health. 2012; 12: 539. doi: 10.1186/14712458-12-539.
15. Клопотова Е., Романова Ю. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников. Дошкольное воспитание. 2014; (7): 97—102.
16. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. Вестник практической психологии образования. 2011; (1): 45—54.
17. Camargo DM, Orozco LC. Associated factors to availability and use of electronic media in children from preschool to 4th grade. Bio-medica. 2013; 33(2): 175—85.
18. Кучма В.Р., Степанова М.И., Поленова М.А., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Лашнева И.П., Березина Н.О. Гигиеническое обоснование безопасного использования электронных планшетов на занятиях дошкольников. Рос. педиатр. журн., 2015; (4): 51—5.
19. Степанова М.И. Гигиенические проблемы архитектурной среды детских садов. Вопросы школьной и университетской медицины. 2016; (1): 32—6.
20. Veldhuis L., van Grieken A., Renders C.M., Hirasing R.A., Raat H. Parenting style, the home environment, and screen time of 5-year-old children; the «be active, eat right» study. PLoS One. 2014; 9(2): e88486. doi: 10.1371/journal.pone.0088486.
REFERENCES
1. Bezrukikh M.M. Preschooler. The myths and realities. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya. 2011; (4): 16—21. (in Russian)
2. Shubina Kh.Z., Red'kina L.L., Abulgatina A.S. The study of the lifestyle of modern families with preschool children. V mire nauchnykh otkrytiy. 2010; 4(10): 4—8. (in Russian)
3. Tandon P.S., Zhou C., Sallis J.F., Cain K.L., Frank L.D., Saelens B.E. Home environment relationships with children's physical activity, sedentary time, and screen time by socioeconomic status. Int. J. Behav. Nutr. Phys. Act. 2012; 9: 88. doi: 10.1186/14795868-9-88.
4. Maitland C., Stratton G., Foster S., Braham R., Rosenberg M. A place for play? The influence of the home physical environment on children's physical activity and sedentary behaviour. Int. J. Behav. Nutr. Phys. Act. 2013; 10: 99. doi: 10.1186/1479-5868-10-99.
5. Sobkin V.S., Ivanova A.I. Kindergarten through the eyes of parents. Obrazovatel'naya politika. 2010; 5—6 (43—44): 15—23. (in Russian)
6. Field D.A., Miller W.C., Ryan S.E., Jarus T., Abundo A. Measuring participation for children and youth with power mobility needs: A systematic review of potential health measurement tools. Arch. Phys. Med. Rehabil. 2016; 97(3): 462—77.
7. Rainey L., van Nispen R., van der Zee C., van Rens G. Measurement properties of questionnaires assessing participation in children and adolescents with a disability: a systematic review. Qual. Life Res. 2014; 23(10): 2793—808.
8. De Decker E., De Craemer M., De Bourdeaudhuij I., Wijndaele K., Duvinage K., Koletzko B. et al. Influencing factors of screen time in preschool children: an exploration of parents' perceptions through focus groups in six European countries. Obes. Rev. 2012; 13(Suppl. 1):75—84.
9. Takeuchi H., Taki Y., Hashizume H., Asano K., Asano M., Sassa Y. et al. The impact of television viewing on brain structures: cross-sectional and longitudinal analyses. Cereb. Cortex. 2015; 25(5): 1188—97.
10. Zeidman P., Mullally S.L., Schwarzkopf D.S., Maguire E.A. Exploring the parahippocampal cortex response to high and low spatial frequency spaces. Neuroreport. 2012; 23(8): 503—7.
11. Jago R., Sebire S.J., Edwards M.J., Thompson J.L. Parental TV viewing, parental self-efficacy, media equipment and TV viewing among preschool children. Eur. J. Pediatr. 2013; 172(11): 1543—5.
12. Belousova M.V., Karpov A.M., Utkuzova M.A. Influence of gadgets on the development of communication, socialization, and speech at children of early and preschool age. Prakticheskaya meditsina. 2014; 9(85): 15—20. (in Russian)
13. Soldatova G., Shlyapnikov V. New education and educational technology. The use of digital devices by children of preschool age. Ni-zhegorodskoe obrazovanie. 2015; (3): 78—84. (in Russian)
14. Carson V., Janssen I. Associations between factors within the home setting and screen time among children aged 0—5 years: a cross-sectional study. BMC Public. Health. 2012; 12: 539. doi: 10.1186/14712458-12-539.
15. Klopotova E., Romanova Yu. Computer games in the life of modern preschoolers. Doshkol'noe vospitanie. 2014; (7): 97—102. (in Russian)
16. Fel'dshtein D.I. The profound changes of modern childhood and the consequent actualization of psycho-pedagogical problems of education development. Vestnik prakticheskoy psykhologii obrazovaniya. 2011; (1): 45—54. (in Russian)
17. Camargo D.M., Orozco L.C. Associated factors to availability and use of electronic media in children from preschool to 4th grade. Bio-medica. 2013; 33(2): 175—85.
18. Kuchma V.R., Stepanova M.I., Polenova M.A., Sazanjuk Z.I., Alek-sandrova I.Je., Lashneva I.P., Berezina N.O. Hygienic substantiation of the safe use of electronic tablets in the classroom preschoolers. Ros. рediatric. zhurn. 2015; (4): 51—5. (in Russian)
19. Stepanova M.I. Hygienic problems of architectural environment in kindergartens. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny. 2016; (1): 32—6. (in Russian)
20. Veldhuis L., van Grieken A., Renders C.M., Hirasing R.A., Raat H. Parenting style, the home environment, and screen time of 5-year-old children; the «be active, eat right» study. PLoS One. 2014; 9(2): e88486. doi: 10.1371/journal.pone.0088486.
Поступила 17.10.2016 Принята в печать 20.12.2016
Сведения об авторах:
Березина Надежда Олеговна, канд. мед. наук, ст. науч. сотр.
ФГАУ ННПЦЗД Минздрава России;
Сазанюк Зинаида Ивановна, канд. мед. наук, вед. науч. сотр.
ФГАУ ННПЦЗД Минздрава России.