ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ГАДЖЕТОВ
Борцова М. В., Некрасов С. Д.
Борцова Мирослава Владимировна, Кубанский государственный университет, 350040, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.
Эл. почта: [email protected].
Некрасов Сергей Дмитриевич, Кубанский государственный университет, 350040, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.
Эл. почта: [email protected]
В статье рассмотрен важный аспект проблемы «Родитель — ребенок — электронный гаджет», касающийся исследования отношения родителей к регулированию использования ребенком электронных гаджетов, их мнений о позитивном и негативном влиянии гаджетов на развитие личностных свойств ребенка.
Для эмпирического исследования разработаны авторские методики: опросник «Сведения об использовании ребенком электронных гаджетов», методика незаконченных предложений «Нормирование использования ребенком электронных гаджетов». В исследовании приняли участие 147 родителей, имеющих детей, воспитанников подготовительных групп дошкольного образовательного учреждения станицы Полтавской Краснодарского края.
Выявлена специфика отношений родителей к использованию детьми электронных гаджетов, которая заключается в трех уровнях нормирования родителями использования ребенком гаджетов: «уровень без ограничений» (42%), «нормальный уровень» (46%), «уровень запрета» (13%). Родители, имеющие «уровень запрета» использования дошкольником электронных гаджетов, запрещают использовать своему ребенку какой-либо гаджет. Родители, имеющие «нормальный уровень» использования дошкольником электронных гаджетов, разрешают использовать своему ребенку какой-либо один вид гаджета (планшет, телефон или смартфон, компьютер). Родители, имеющие «уровень без ограничений» использования дошкольником электронных гаджетов, разрешают использовать своему ребенку любой вид гаджета.
Описано содержание психологического портрета современных родителей, проживающих в сельской местности. Большинство родителей разрешают и активно участвуют в занятиях ребенка с электронными гаджетами не больше одного часа в день, что контролируется, как правило, матерью ребенка. Основными занятиями дошкольников с помощью гаджетов являются различные соответствующими возрасту развлекающие занятия (просмотр мультфильмов и компьютерные игры), на втором месте — развивающие занятия, в том числе направленные на подготовку к обучению в школе. Родители позволяют увеличить время занятий ребенка с гаджетом, чтобы завершать развивающие занятия, которые могут оказать влияние на позитивное общее развитие ребенка. Основное негативное влияние на ребенка они видят в том, что ребенок сможет без контроля родителей посещать ненужные сайты.
Ключевые слова: использование дошкольником электронных гаджетов, влияние гад-жетов на развитие свойств ребенка; отношение родителей к использованию ребенком электронных гаджетов; уровни нормирования родителями использования ребенком электронных гаджетов; психологический портрет родителей; проблема «Родитель — ребенок — электронный гаджет».
Сложно пройти по городской улице и не встретить людей разного возраста без наушников, присоединенных к электронному гаджету; проехать в общественном транспорте и не услышать чей-то личный разговор по сотовому телефону; не увидеть водителя, набирающего текст на смартфон во время движения; не заметить ребенка, играющего в компьютерную игру на планшете. Приведённый перечень примеров использования человеком в повседневной жизни электронных устройств далеко не полон и свидетельствует о том, что многие люди сегодня не могут представить свою жизнь без электронных гаджетов. Отметим, что мир людей, использующих электронные гаджеты, стремительно молодеет: дети дошкольного возраста быстрее родителей, бабушек и дедушек осваивают современные электронные технологии.
В различных интернет-источниках найдем немало популярных рекомендаций родителям и размышлений о влиянии гаджетов на развитие свойств ребенка, в том числе дошкольного возраста: «Влияние планшета на ребенка» (www.baby. ru), «Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы)» (razvitie-krohi. ru), «Влияние планшета на ребенка (2-13 лет)» (geektimes.ru), «Positiveand Negative Impacts of Electronic Deviceson Children» (wehavekids.com) и др. При этом есть отдельные научные статьи по теме «Ребенок и гаджет»: изучение мнений родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения, об использовании детьмими гаджетов (Барсукова, Мавлютова, Савка, 2016); исследования влияния электронных гаджетов на детей дошкольного возраста (Олехнович, 2015); папы верят в электронные книги и мобильные приложения (licensingrussia.ru) и др. Встречаются и работы (преимущественно зарубежные), рассматривающие более глобальные вопросы: воздействие смартфонов на общество (Sarwar, Soomro, 2013); позитивное и негативное влияние ИКТ на образование (Olaore, 2014) и др. Однако научных исследований по обозначенной нами теме относительно немного.
С одной стороны, актуальность исследования влияния гаджетов на развитие свойств ребенка дошкольного возраста (как позитивного, так и негативного) определена растущим использованием дошкольниками электронных гаджетов, необходимостью психологической поддержки родителей в вопросах регулирования использования детьми гаджетов. С другой стороны, актуальность обусловлена отсутствием обобщений немногочленных современных исследований влияния гаджетов на развитие свойств ребенка дошкольного возраста, теоретически обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по содержанию и нормам использования электронных гаджетов детьми дошкольного возраста.
Как показывают наши исследования, существуют различные уровни отношений родителей к использованию дошкольниками электронных гаджетов (Борцова, 2007). В поисковом лонгитюдном исследовании нами выделены две группы родителей, различающихся уровнем нормирования использования ребенком дошкольного возраста электронных гаджетов (Борцова, Жукова, Некрасов, 2017).
Родители одной группы предпочитают не вмешиваться и не регулировать время и содержание использования ребенком планшета, смартфона, компьютера и других электронных гаджетов. Родители этой группы считают, чем раньше ребенок научится самостоятельно использовать тот или иной электронный гаджет, тем быстрее он обретет способности решать текущие задачи бытия, применяя возможности электронных устройств. По мнению родителей, ребенок получит возможность самостоятельно организовывать свое свободное время, освободив от этого родителей. Определим данный уровень нормирования родителями этой группы использования ребенком электронных гаджетов как «уровень без ограничений».
Родители другой группы предпочитают организовывать, контролировать время и содержание использования ребенком планшета, смартфона, компьютера и других электронных гаджетов. Родители этой группы полагают, что следует нормировать время использования ребенком электронных гаджетов, стараться находить время для обучения ребенка элементарным функциям пользователя, сопровождать использование ребенком гаджета при решении текущих задач бытия, регулировать время самостоятельного общения ребенка с электронными устройствами. Они уверены, что это поможет ребенку организовывать свое свободное время. Определим уровень нормирования родителями этой группы использования ребенком электронных гаджетов как «нормальный уровень».
Выявленные уровни отношения родителей к использованию дошкольниками электронных гаджетов обусловили необходимость моделирования содержания разных отношений родителей к использованию дошкольником электронных гаджетов, которые, скорее всего, являются ведущими факторами развития разных отношений дошкольников к использованию гаджетов.
В. В. Знаковым выделены три магистральных направления изменений научных представлений о природе социокультурной реальности: 1) переосмысление роли символов в понимании любой реальности, в том числе виртуальной среды; 2) замена логики рационально организованного мира человека сетевой структурой; 3) возникновение «культуры самопорождения», в рамках которой расставлены новые акценты на самопознании и феномене заботы о себе. Следовательно, моделирование имеет собственное уникальное значение, и при интерпретации моделей под разными углами зрения можно раскрыть различные стороны психологического портрета родителей, касающиеся их отношения к использованию дошкольником электронных гаджетов (Знаков, 2016).
Можно предположить, что моделирование позволит составить психологический портрет современных родителей, содержащий существенные общие и особенные отношения родителей к использованию дошкольником электронных гаджетов. Портрет родителей поможет наметить направления следующих исследований проблемы «Родитель — ребенок — электронный гаджет».
Для поиска подтверждений предположения была образована выборка, разработаны и применены методики: опросник «Сведения об использовании ребенком электронных гаджетов», методика незаконченных предложений «Нормирование использования ребенком электронных гаджетов», а также в EXCEL осуществлено протоколирование данных, полученных с помощью методик, вычислены для портрета необходимые статистики (Некрасов, 2014; Некрасов, 2016).
Объем выборки — 147 родителей, имеющих детей, воспитанников подготовительных групп дошкольного образовательного учреждения станицы Полтавской Краснодарского края.
Разработанный нами опросник «Сведения об использовании ребенком электронных гаджетов» предназначен для сбора, анализа и обобщения данных об использовании современными дошкольниками электронных гаджетов. В опроснике предлагалось указать биографические данные о семье дошкольника (сведения о родителях, братьях и сестрах); о видах электронных гаджетов, которые использует дошкольник (планшет, смартфон, телефон, компьютер и др.); о видах задач, которые решает дошкольник с помощью гаджета (интересных ему игр, просмотра мультфильмов, прослушивания музыки, развивающих занятий и др.); об уровне самостоятельности использования гаджета; о среднем значении времени использования гаджета в день; о члене семьи, который регламентирует использование дошкольником гаджета.
Методика незаконченных предложений «Нормирование использования ребенком электронных гаджетов», разработанная нами, предназначена для сбора, анализа и обобщения представлений родителей о содержании использования ребенком электронных гаджетов. Респондентам предлагалось завершить следующие предложения:
1. Разрешается увеличивать время использования ребенком электронного гаджета для того, чтобы ...
2. Необходимо уменьшать время использования ребенком электронного гаджета для того, чтобы.
3. Использование электронного гаджета полезно ребенку для того, чтобы ...
4. Использование электронного гаджета может приносить вред ребенку тогда, когда .
Опишем результаты, полученные в ходе исследования с помощью опросника «Сведения об использовании ребенком электронных гаджетов».
Рис. 1. Распределение частот видов самостоятельности использования ребенком
электронных гаджетов
Выявлено, что 13% родителей не разрешают своему ребенку пользоваться какими-либо электронными гаджетами. Они считают, что если это позволить, то ребенок будет проводить много времени с гаджетом, что может нанести вред зрению ребенка или же приведет к обращению к ненужным сайтам. То есть существует группа родителей, которые негативно относятся к использованию своим ребенком электронных гаджетов.
Вместе с тем большинство родителей дошкольников, проживающих в сельской местности, разрешают своему ребенку пользоваться электронными гаджетами.
Отметим, что выделенные ранее два уровня нормирования родителями использования ребенком дошкольного возраста электронных гаджетов «уровень без ограничений» (42%) и «нормальный уровень» (46%) дополнились третьим уровнем — «уровень запрета» (13%).
Родители, имеющие «уровень запрета», запрещают использовать своему ребенку какой-либо гаджет. Родители, имеющие «нормальный уровень» использования дошкольником электронных гаджетов, разрешают использовать своему ребенку какой-либо один вид гаджета (планшет — 44%, телефон или смартфон — 36, компьютер — 19%). Родители, имеющие «уровень без ограничений» использования дошкольником электронных гаджетов, разрешают использовать своему ребенку любой вид гаджета (планшет, телефон, смартфон, компьютер).
Итак, многие дошкольники используют гаджеты при участии родителей, а малая часть может пользоваться гаджетом самостоятельно. Использование гаджетов дошкольниками чаще всего контролирует мать ребенка, в части случаев к контролю подключается отец, редко в семье контроль осуществляет только отец ребенка. Можно предположить, что мать ребенка является главным
Рис. 2. Распределение частот завершений предложения «Разрешается увеличивать время использования ребенком электронного гаджета для того, чтобы...»
регулятором использования им гаджетов либо из-за большей возможности следить за ребенком, его здоровьем, осуществлять функции материнства, а отцу сложнее, чем матери, участвовать в воспитании ребенка, поскольку он считает это материнской функцией, либо в силу других причин, исследовать которые необходимо отдельно.
Распределение частот времени использования ребенком электронных гаджетов в день: до 0,5 часа — 40%; от 0,5 до 1 часа — 42; от 1 до 2 часов — 16; от 2 часов — 2%. Итак, время использования гаджетов в день для многих дошкольников составляет до одного часа.
Отношение родителей к нормам использования ребенком электронного гаджета анализировалось с помощью контент-анализа данных методики «Нормирование использования ребенком электронных гаджетов», позволившей выделить характерные завершения предложений.
Большая часть завершений предложения «Разрешается увеличивать время использования ребенком электронного гаджета для того, чтобы.» выглядела так: «закончить занятие»; «для развивающих занятий»; «нельзя разрешать».
Таким образом, часть родителей дошкольников строго контролирует время использования гаджетов. Около половины родителей позволяют ребенку завершить занятие с гаджетом, в том числе если это развивающее занятие.
Для предложения «Необходимо уменьшать время использования ребенком электронного гаджета для того, чтобы.» было получено большинство следующих завершений: «для прогулок и других дел»; «для воспитания»; «нельзя уменьшать».
Итак, около половины родителей считают, что время занятий с гаджетом приблизительно равно времени для прогулок и других дел.
Выявлено, что к основным занятиям больше половины дошкольников с помощью гаджетов относят: просмотр мультфильмов и компьютерные игры. Меньше половины дошкольников осваивают развивающие игры и лишь немногие про-
цля прогугок и других дел
для воспитания
нельзя уменьшать
0%
1 16 %
— 9%
47'
10%
20%
30%
40%
50%
Рис. 3. Распределение частот завершений предложения «Необходимо уменьшать время использования ребенком электронного гаджета для того, чтобы...»
Рис. 4. Распределение частот видов занятий использования дошкольниками
электронных гаджетов
слушивают музыку. Сравним результаты нашего исследования с результатами исследования, проведенного в 2012 г. компанией DigitalParentingRussiaStudy в больших городах: от 20 до 40% дошкольников играют в компьютерные игры; осваивают развивающие игры от 25 до 45% дошкольников; прослушивают музыку от 70 до 55% дошкольников (www.cossa.ru).
Можно констатировать, что основными занятиями дошкольников с помощью гаджетов являются различные развлекающие занятия, на втором месте — развивающие занятия. Причем виды занятий дошкольников, проживающих в сельской и городской местности, в основном совпадают.
Заметим, что большинство родителей дошкольников, проживающих как в сельской, так и в городской местности, используют электронные гаджеты для занятий ребенка развлечениями, соответствующими его возрасту. Следует полагать, что они предпочитают занять время ребенка интересными играми или мультфильмами вместо личных занятий с детьми. Около половины родителей (как сельских, так и городских жителей) осваивают вместе с ребенком развивающие занятия, скорее всего готовя их к будущему обучению в школе.
Рис. 5. Распределение частот завершений предложения «Использование электронного гаджета полезны ребенку для того, чтобы.»
Рис. 6. Распределение частот завершений предложения «Использование электронного гаджета может приносить вред ребенку тогда, когда.»
Для анализа мнений родителей о пользе и вреде для детей электронных гад-жетов рассмотрим характерные завершения очередных предложений методики «Нормирование использования ребенком электронных гаджетов».
Анализ выявил, что для предложения «Использование электронного гаджета полезны ребенку для того, чтобы.» большая часть завершений оказалась: «для подготовки к школе»; «для общего развития»; «нет пользы».
Таким образом, около половины родителей считают, что гаджет может быть полезен для общего развития ребенка, по мнению части родителей, занятия могут принести пользу в подготовке ребенка к школе («обрести основы компьютерной грамотности», «увеличить кругозор», «развить логическое мышление» и др.). Часть родителей не видят особой пользы для ребенка в гаджете. скорее всего, относясь к гаджету как к очередной игрушке для ребенка.
Анализ показал, что для предложения «Использование электронного гаджета может приносить вред ребенку тогда, когда.», большая часть завершений оказалась: «проводит много времени, которое сложно контролировать»; «наносит вред зрению»; «может заниматься без контроля родителей, в том числе посещать ненужные сайты».
Следовательно, многие родители считают, что гаджет вреден тогда, когда сложно контролировать ребенка: он может проводить много времени с гаджетом или без контроля родителей посещать ненужные сайты. Отдельные родители видят негативное влияние гаджетов на зрение ребенка при длительном его использовании, в том числе для однообразных монотонных занятий, просмотра мультфильмов.
Завершим составление психологического портрета описанием существенных свойств выборки родителей дошкольников.
Приблизительно одинаковое распределение выборки по полу: женский пол (матери дошкольников) — 78 чел. (53%), мужской пол (отцы дошкольников) — 69 чел. (47%). Большинство родителей (72%), как матерей, так и отцов, имеют возраст от 28 до 42 лет. Многие семьи (85%) имеют одного или двух детей, т.е. являются представителями типичных российских семей по их числу в семье.
Подведем итоги исследования. Полученные данные позволяют составить психологический портрет современных родителей, проживающих в сельской местности, содержащий существенные общие и особенные отношения родителей к использованию дошкольником электронных гаджетов.
Существенные инвариантные отношения родителей заключаются в том, что большинство родителей разрешают своему ребенку занятия с электронными гаджетами, активно участвуя в их использовании. Многим дошкольникам не разрешают занятия с гаджетом больше одного часа в день, которое контролирует, как правило, мать ребенка. Родители считают, что увеличить время занятия ребенка с гаджетом можно, чтобы завершить занятие, в том числе если это развивающее занятие. К основным занятиям дошкольников с помощью гаджетов относятся различные соответствующие возрасту развлекающие занятия (просмотр мультфильмов и компьютерные игры), на втором месте — развивающие занятия, в большинстве своем направленные на подготовку к обучению в школе.
Основное позитивное влияние на ребенка, полагают родители, занятия с гаджетом могут оказать на его общее развитие, не детализируя содержание развития. Основное негативное влияние на ребенка они видят в том, что ребенок сможет проводить много времени с гаджетом и без контроля родителей посещать ненужные сайты.
Специфика отношения родителей к использованию дошкольником электронных гаджетов заключается в эмпирически установленных трех уровнях нормирования родителями использования ребенком гаджетов: «уровень без ограничений», «нормальный уровень», «уровень запрета».
Родители, имеющие «уровень запрета» использования дошкольником электронных гаджетов, запрещают использовать своему ребенку какой-либо гаджет. Родители, имеющие «нормальный уровень», разрешают использовать своему ребенку какой-либо один вид гаджета (планшет, телефон или смартфон, компьютер). Родители, имеющие «уровень без ограничений», разрешают использовать своему ребенку любой вид гаджета.
Обозначим основные направления продолжения исследования проблемы «Родитель — ребенок — электронный гаджет»:
- выявление психологических особенностей родителей, различающихся уровнями и содержанием нормирования использования ребенком электронных гаджетов;
- выявление особенностей содержания участия матери и отца ребенка в использовании им гаджетов;
- выявление свойств личности ребенка, на развитие которых оказывает влияние использование им электронных гаджетов.
Библиографический список
1. Барсукова, О. В., Мавлютова, Е. В., Савка, М. А. (2016). Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей. Вопросы дошкольной педагогики, (1), 14-18.
2. Борцова, М. В. (2007). Факторы становления начальных форм ответственности личности: теоретический аспект. Монография. Славянск-на-Кубани: СГПИ.
3. Борцова, М. В., Жукова, А. В., Некрасов, С. Д., Федоровский, А. П. (ред.). (2017). Особенности развития личностных качеств у дошкольников, различающихся использованием электронных гаджетов. Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества (памяти профессора Е. Н. Шиянова) (с. 116-119). Ставрополь: АНО ВО СКСИ.
4. Знаков, В. В. (2016). Понимание субъектом социокультурной реальности мира человека. Человек. Сообщество. Управление, 17 (1), 6-25.
5. Некрасов, С. Д. (2014). Математические методы в психологии (MS Excel). Краснодар: КубГУ.
6. Некрасов, С. Д. (2016). Как составить психологический портрет человека. Краснодар: КубГУ.
7. Олехнович, П. (2015). Влияние электронных гаджетов на детей дошкольного возраста. Режим доступа http://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-yelektronyh-gadzhetov-na-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
8. Папы верят в электронные книги и мобильные приложения (2012, Август). Режим доступа http://licensingrussia.ru/post/858
9. Digital Parenting Russia Study: о детях, родителях и электронных устройствах (2012, Июль). Режим доступа http://www.cossa.ru/149/20983/
10. Olaore, I. B. (2014). The Impacts (Positive and Negative) of ICT on Education in Nigeria. Developing Country Studies, (23): 154-156. Retrieved from http://www.iiste.org/Journals/ index.php/DCS/article/viewFile/17715/18098
11. Sarwar, M., Soomro, T. R. (2013). Impact of Smartphone's on Society. European Journal of Scientific Research, (2): 216-226. Retrieved from https://www.researchgate.net/ publication/236669025
Статья поступила в редакцию 28.03.2017
PARENTS' ATTITUDE TOWARDS CHILD'S USING E-GADGETS
Bortsova M. V., Nekrasov S. D.
Bortsova Miroslava Vladimirovna, Kuban State University, 350040, Russia, Krasnodar region, Krasnodar, str. Stavropol'skaja, 149. E-mail: [email protected].
Nekrasov Sergej Dmitrievich, Kuban State University, 350040, Russia, Krasnodar region, Krasnodar, str. Stavropol'skaja, 149. E-mail: [email protected].
The article dwells on an important aspect of the issue "parent — child — e-gadget" related to the study on parents' attitude towards regulation of children's using e-gadgets and their opinion on a positive or negative impact of e-gadgets on child's personal traits.
In order to perform an empirical study, the following methods were developed by the authors: the questionnaire "Data on Child's Using E-Gadgets", an incomplete-sentence method "Regulation of Child's Using E-Gadgets". The study involved 147 parents of children going to pre-school educational institutions of the Poltavskaya village, Krasnodar Krai.
The study identified specific features of parents' attitude towards the usage of e-gadgets by children which includes three levels of parents' regulation of child's using e-gadgets: "No-limit level" (42%), "Normal level" (46%), "Prohibiting level" (13%). The "prohibiting level" means that parents forbid their pre-school children using any gadget. Parents with "normal level" of preschooler's using e-gadgets allow their child to use one type of gadgets (a tablet, telephone or smartphone, computer). Parents with "no-limit level" of preschooler's using e-gadgets allow their child to use any type of gadgets.
The paper presents a psychological profile of modern parents living in rural areas and their significant attitude towards preschoolers' using e-gadgets. Most parents allow children to use e-gadgets and are actively involved in this process no more than for an hour a day; as a rule, time is controlled by mothers. Preschoolers usually use gadgets for different age-specific entertaining activities (watching cartoons or playing computer games), next — learning activities, in particular those that prepare for school studies. Parents allow children to spend more time with gadgets in order to complete learning activities that may have a positive impact on child's development. In parents' view, the main negative impact is lack of control over child's visiting unwanted websites.
Key words: child's using e-gadgets, influence of gadgets on child's traits development; parents' attitude towards child's using e-gadgets; levels of parents' regulation of child's using e-gadgets; parents' psychological profile; issue "parent — child — e-gadget".
References
1. Barsukova, O. V., Mavlyutova, E. V. & Savka, M. A. (2016). Rebenok i gadzhety: psiho-logicheskoe issledovanie mnenij sovremennyh roditelej [Child and Gadgets: Psychological Study on Modern Parents' Opinion]. Voprosy doshkol'nojpedagogiki [Issues of Pre-School Pedagogy], (1), 14-18.
2. Bortsova, M. V. (2007). Faktory stanovlenija nachal'nyh form otvetstvennosti lichnosti: teoreticheskij aspekt [Factors of Developing Initial Forms of Personal Responsibility: Theoretical Aspect]. Monograph. Slavyansk-on-Kuban: Stavropol State Pedagogical Institute.
3. Bortsova, M. V., Zhukova, A. V., Nekrasov, S. D. & Federovskiy, A. P. (ed.). (2017). Osobennosti razvitija lichnostnyh kachestv u doshkol'nikov, razlichajushhihsja ispol'zovaniem jelektronnyh gadzhetov [Specific Features of Developing Personal Traits in Pre-Schoolers that Differ by the Use of E-Gadgets]. Obshhestvo i lichnost': gumanis-ticheskie tendencii v razvitii sovremennogo obshhestva (pamjatiprofessora E. N. Shijanova) [Society and Individual: Humanistic Tendencies in Modern Society Development (to the
memory of Prof. E. N. Shiyanov)] (pp.116-119). Stavropol: Autonomous Non-Profit Organization of Higher Education "North Caucasian Social Institute".
4. Digital Parenting Russia Study: O detjah, roditeljah i jelektronnyh ustrojstvah [On Children, Parents and E-Devices] (July, 2012). Retrieved from: http://www.cossa. ru/149/20983/
5. Nekrasov, S. D. (2014). Matematicheskie metody v psihologii (MS Excel) [Mathematical Methods in Psychology (MS Excel)]. Krasnodar: Kuban State University.
6. Nekrasov, S. D. (2016). Kak sostavit'psihologicheskij portret cheloveka [How to Build Person's Psychological Profile]. Krasnodar: Kuban State University.
7. Olaore, I. B. (2014). The Impacts (Positive and Negative) of ICT on Education in Nigeria. Developing Country Studies, (23): 154-156. Retrieved from http://www.iiste.org/Journals/ index.php/DCS/article/viewFile/17715/18098
8. Olekhnovich, P. (2015). Vlijaniej elektronnyh gadzhetov na detej doshkol'nogo vozrasta [Influence of E-Gadgets on Pre-Schoolers]. Retrieved from: http://www.maam.ru/detski-jsad/vlijanie-yelektronyh-gadzhetov-na-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
9. Papy verjat v jelektronnye knigi i mobil'nye prilozhenija [Fathers Believe in E-Books and Mobile Applications] (August, 2012). Retrieved from: http://licensingrussia.ru/post/858
10. Sarwar, M. &Soomro, T. R. (2013). Impact of Smartphone's on Society. European Journal of Scientific Research, (2): 216-226. Retrieved from https://www.researchgate.net/publi-cation/236669025
11. Znakov, V. V. (2016). Ponimanie sub'ektom sociokul'turnoj real'nosti mira cheloveka [Subject's Understanding of Human World Sociocultural Reality]. Chelovek. Soobshhestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 17 (1), 6-25.