УДК 37
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»»
Кузь Наталья Александровна.
г. Новосибирск, АНО ДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», кандидат педагогических наук, доцент АНО ДПО «СИПППиСР», [email protected].
Хлебникова Мария Геннадьевна.
г. Новосибирск, магистрант 3 курса ФГБОУ ВО «НГПУ» направления «Педагогическое образование», профиль: «Дошкольное образование», kuz [email protected].
Елинская Янина Алексеевна.
г. Новосибирск, Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, директор, [email protected].
Аннотация. В данной статье представлен опыт авторского коллектива по проблеме разработки и реализации парциальной программы для детей старшего дошкольного возраста «Основы экономической грамотности». Авторы проанализировали нормативно-правовую и методическую основы проектирования парциальной программы, оценили запрос в рамках региональной политики в образовании и представили содержание программы и условия ее реализации в контексте ФГОС ДО.
Ключевые слова: экономическая грамотность, дети старшего дошкольного возраста, парциальная программа, дошкольное образование, инновационное развитие Новосибирской области.
PROJECT WORK "PARTIAL PROGRAM FOR CHILDREN OF PRESCHOOL
AGE
"FUNDAMENTALS OF ECONOMIC LITERACY»»
Kuz Natalia Alexandrovna.
Novosibirsk, Siberian Institute of practical psychology, pedagogy and social work, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, [email protected].
Khlebnikov Maria Gennadievna.
Novosibirsk, Novosibirsk state pedagogical University, 3rd year master's student, kuz [email protected].
Elinsky Janina Alekseevna.
Novosibirsk, Siberian Institute of practical psychology, pedagogy and social work, Director, [email protected].
Abstract. This article presents the experience of the team of authors on the problem of development and implementation of a partial program for preschool children
"Fundamentals of economic literacy". The authors analyzed the legal and methodological framework for the design of a partial program, evaluated the request in the framework of regional policy in education and presented the content of the program and the conditions for its implementation in the context of GEF DO.
Key words: economic literacy, children of senior preschool age, partial program, preschool education, innovative development of the Novosibirsk region.
В России в связи с интенсивным развитием рыночных отношений был сформирован социальный заказ системе образования - вырастить конкурентоспособного члена общества с развитым экономическим мышлением и способностью рационально действовать в постоянно изменяющихся условиях. Сегодня повышение экономической и финансовой грамотности всех групп населения, включая детей дошкольного возраста, является приоритетным направлением в государственной политике Российской Федерации. Это подтверждается тем, что 25 сентября 2017 года Дмитрий Медведев утвердил Стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.[3], в рамках которой ЦБ РФ совместно с Минобрнауки разработали образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-7 лет.
На сегодняшний день экономические знания являются базовыми в жизнедеятельности социума, и в то же время экономика является интегративной платформой для политики, культуры, искусства, трудовых и правовых отношений. А это значит, что дети уже с дошкольного возраста включаются в экономические отношения и экономическую жизнь общества и важной задачей дошкольного образования сегодня является воспитание таких качеств как трудолюбие, самодисциплина, рациональность, практичность, бережливость, уважение к труду других людей, расчетливость, деловитость.
В вопросах экономического образования детей старшего дошкольного возраста особое значение имеют научные работы таких авторов как А.Ф. Аменд, Л. Н. Галкина, Е.А. Курак, И.А. Сасова, А. А. Смоленцева, А.Д. Шатова [5, 6, 7, 8, 9, 10].
В ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является овладение ребенком элементарных представлений из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п [1]. На наш взгляд в прочем перечислении, в современных реалиях, непременно должны быть элементарные представления об экономике, однако необходимых для этого методических рекомендаций недостаточно, а парциальные программы отсутствуют.
Экономическое образование детей дошкольного возраста является актуальной проблемой во многих развитых странах мира. Причем формы и методы экономического воспитания детей в разных странах различны и их специфика обусловлена как социально-экономическими условиями, так и особенностями национального менталитета. Лидерами в области экономического образования и воспитания дошкольников стали такие страны как США, Канада, Германия, Сингапур и Япония.
В России экономическое образование детей дошкольного возраста стало наиболее актуальным во времена перестройки, однако были советские ученые, которые опережая время занимались подобными исследованиями и оставили большое количество научных трудов, которые являются основополагающими сегодня при изучении вопросов экономического образования детей, а также составлении образовательных экономических программ для детей.
В рамках подготовки проекта были проанализированы стратегические и нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней, в которых так или иначе можно найти основания для создания условий и внедрения образовательных программ по повышению экономической грамотности детей дошкольного возраста.
Нами были рассмотрены следующие документы, в которых есть отсылки к вопросам формирования экономической грамотности детей дошкольного возраста:
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»;
- Стратегия инновационного развития Новосибирской области на период до 2030 года (проект в разработке).
На региональном уровне разрабатывается проект документа, на который в дальнейшем необходимо будет опираться при внедрении программ по экономическому воспитанию дошкольников - Стратегия инновационного развития Новосибирской области на период до 2030 года, в которой одним из приоритетных направлений является формирование компетенций инновационной деятельности. Предполагается, что «система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на развитие инновационных компетенций, то есть знаний, умений и навыков в области инновационной деятельности, а также на формирование и повышение культуры инноваций». В связи с этим планируется, что будет запущен процесс обновления образовательных программ и актуализации их содержания.
Здоровая экономическая обстановка в стране начинается с экономической грамотности подрастающего поколения. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития и усвоения социально-экономических знаний и навыков. Сегодня ребенок дошкольного возраста в повседневной жизни постоянно сталкивается с экономическими понятиями и явлениями, однако его экономических компетенций не всегда бывает достаточно для разрешения той или иной экономической ситуации. Поэтому экономическое воспитание
дошкольников является стратегической задачей и для муниципальной системы образования города Новосибирска.
Цель проекта: разработать и реализовать парциальную программу «Основы экономической грамотности» для детей старшего дошкольного возраста. Задачи проекта:
- раскрыть суть понятия «экономическая грамотность» через стратегические и нормативно-правовые документы Российской Федерации;
- проанализировать современный международный и отечественный экономический опыт формирования основ экономической грамотности детей;
- изучить особенности формирования элементарных представлений об экономике у детей старшего дошкольного возраста;
- определить содержание и апробировать парциальную программу «Основы экономической грамотности» для детей старшего дошкольного возраста;
- провести качественный и количественный анализ полученных данных;
- сплотить участников образовательного процесса, создать условия для овладения новыми компетенциями как педагогами, так и родителями.
Формирование экономических основ и грамотности дошкольников требует исключительно комплексного подхода. Это значит, что работа педагога по экономическому образованию детей должна сочетаться с соответствующей предметно-пространственной средой и непосредственным участием родителей, семьи. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей - важный элемент в процессе воспитания детей.
Этапы, содержание и условия реализации проекта:
1. Информационный (январь-май 2018г.). Задачи:
- изучение нормативных, правовых и методических материалов;
- разработка парциальной программы «Основы экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста» на основе ФГОС ДО и сопутствующей документации (формы перспективного и календарного планирования, расписание непосредственной образовательной деятельности и др.);
- информирование всех участников педагогического процесса о начале реализации инновационного проекта (просветительская работа с родителями, воспитателями, получение согласия на исследование и др.).
2. Организационный (июнь-август 2018г.). Задачи:
- подготовка наглядно-стимульного материала, РППС ДОО;
- составление плана работы с родителями и воспитателями;
- детальная разработка парциальной программы;
- разработка системы мониторинга для оценки эффективности парциальной программы.
3. Апробационный (сентябрь 2018 - январь 2019г.). Задачи:
- апробация авторской парциальной программы «Основы экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста»;
- проверка в реальных условиях, на практике, с целью объективной оценки качества и условий реализации инновационного проекта;
- уточнение содержания и условий реализации проекта (по мере необходимости).
4. Рефлексивный ( январь 2019г.). Задачи:
- утверждение (дополнение) авторской парциальной программы «Основы экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста»;
- презентация информации для педагогов и родителей детей, участвовавших в исследовании;
- участие в районных, городских, региональных научных и методических мероприятиях (конференции, семинары, мастер-классы, круглые столы, конкурсы).
5. Итогово-аналитический (февраль - май 2019 г.). Задачи:
- обобщение опыта педагогов и родителей, публикации статей;
- участие в районных, городских, региональных научных и методических мероприятиях (конференции, семинары, мастер-классы, круглые столы, конкурсы).
Парциальная программа «Основы экономической грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Программа представляет собой цикл мероприятий, направленных на формирование у детей 5-7 лет элементарных экономических представлений, посредством интеграции сферы экономических знаний с другими образовательными сферами, используя материально-технический потенциал учреждения.
Цель программы: создать условия для формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста и развития таких качеств, как самостоятельность, бережливость, экономность и трудолюбие. Задачи реализации программы: Образовательные:
- формировать навыки бережного отношения к деньгам;
- формировать предпосылки экономического мышления;
- формировать умение находить взаимосвязь между экономическими категориями: труд, товар, стоимость, цена, деньги.
Развивающие:
- развивать у детей умение различать простейшие экономические явления;
- развивать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;
- развивать умение участвовать в совместной игре, договариваться, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации;
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества (доброжелательность, уважение к труду и людям труда и т.д.);
- воспитывать бережливость, экономность, рациональность.
В основу программы положены следующие принципы: ценностной направленности обучения; равных возможностей; сотрудничества; связи образовательной деятельности с жизнью; системности; доступности обучения. Целевые ориентиры в реализации программы:
- ребенок с уважением относится к труду и людям труда;
- ребенок обладает знаниями о различных профессиях и их особенностях;
- ребенок знает, что такое производство и основные крупные производства города и страны;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и воспитателем во время игры, соблюдает правила и умеет договариваться;
- ребенок имеет представления о базовых экономических понятиях, таких как деньги, цена, доход, расход, бюджет семьи и др.;
- у ребенка развиты такие качества, как бережливость, экономность и рациональность;
- ребенок понимает, что такое реклама и для чего нужна она.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.
Программа «Основы экономической грамотности» состоит из 4 блоков, которые отражают все основные сферы экономической жизни:
- «В гостях у экономики» (рассматриваются основные общие экономические понятия);
- «О доброй волшебнице» (рассматриваются потребности человека и общества);
- «В стране профессий» (рассматриваются все профессии, а также экономические профессии и их взаимосвязь);
- «Экономическая тропа: шагаем по России!» (рассматривается экономика страны в целом).
Методические условия реализации программы:
Длительность одного занятия составляет от 25 до 30 минут. Во время одного занятия проводится на выбор несколько из перечисленных видов деятельности: 2-3 разноплановые дидактические игры либо 1 дидактическая и 1 сюжетно-ролевая игра; просмотр обучающих мультфильмов с пояснением различных экономических терминов и тем; беседы на заданные темы; блиц -опросы; экономические минутки; игры со строительным материалом; чтение сказок; изучение пословиц, поговорок и другие.
Совместная деятельность организуется в соответствии календарно-тематическим планом.
На заключительном этапе происходит закрепление экономических знаний и навыков детей в процессе проведения игры-праздника «Экономический КВН» (совместно с родителями) и обобщение результатов работы в форме фотоколлажа и презентации.
Занятия проводятся в подготовительной группе 1 раз в неделю. Главной целью практической деятельности является изучение основных экономических понятий, встречающихся в жизни дошкольника, а также его подготовка к успешному взаимодействию с социумом и адаптация в условиях рыночных отношений.
Организация совместной деятельности выстраивается с учетом потребностей и интересов детей, обеспечивает взаимодействие участников реализации программы: дети, педагоги, родители.
По результатам реализации парциальной программы в установленные сроки, мы выяснили, что у старших дошкольников формируется устойчивая база экономических представлений, которые в дальнейшем станут основой для формирования экономического мышления.
Таким образом, в рамках подготовки и реализации проекта был систематизировав материал по проблеме экономического воспитания дошкольников, разработана и апробирована парциальная программа «Основы экономической грамотности» для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Изложенные в работе материалы могут быть использованы методистами, воспитателями, педагогами системы дополнительного образования и родителями детей старшего дошкольного возраста.
Библиографический список:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 08.08.2018).
2. Проект Стратегии инновационного развития Новосибирской области на период до 2030 г. - URL: https://minobr.nso.ru/page/5415 (дата обращения: 01.12.2018).
3. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы» - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/ (дата обращения: 08.08.2018).
4. Бизнес. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998.
5. Жилина Ж.А. Дети и экономика. Результаты исследования экономической социализации дошкольников // Психология в экономике и управлении. - 2009. - N 1. - С. 76-84.
6. Дробышева Т.В. Факторы формирования экономических представлений у детей в условиях мегаполиса: различия в образах бедного и богатого человека. -2014. - N 4 (36). - С. 98-109.
7. Сидякина Е.А. Историко-педагогический анализ проблемы формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста в России и зарубежом// Вектор науки ТГУ. - 2012. - N 4(11). - С. 272-275.
8. Шатова А. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы //Дошкольное воспитание : науч. - метод. журн. - 2018. - N 2. - С. 22-26.
9. Юсупова С.Г. Преемственность в воспитании экономико-потребительской культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста // Известия ДГПУ. - 2010. - N 3. - С. 48-53.
10. Eric J. Holcomb. TEACHING YOUR CHILD BASIC ECONOMIC PRINCIPLES. Indiana Department of Financial Institutions. - URL: https://www.in.gov/dfi/2389.htm (дата обращения: 31.10.2018).
11. Webley, P. Children's understanding of Economics // Barrett, M. & Buchanan-Barrow, E. (Eds.). Children's Understanding of Society. Hove: Psychology Press, 2002. P. 134-140.