При организации художественной деятельности важно, чтобы внешняя сторона не стала основным результатом воспитания. Мы не делаем попытки вычеркнуть интерес ребенка к мнению окружающих его людей, но радость от творческого поиска должна быть первичной, а оценка зрителей - вторичной. Хорошо, если оценка будет настолько тактична, чтобы стать поводом для самосовершенствования, а не причиной нежелания ребенка заниматься деятельностью или показывать ее результаты.
Губительно действует на художественное творчество и соперничество внутри творческого коллектива. Сопоставление детских работ между собой, имеющее место в педагогической практике, несет лишь отрицательный воспитательный эффект.
Окончание детской работы может завершиться выставкой (обязательно на ней присутствие всех работ), показом спектакля, концертом и т. д., где каждый участник будет оценен по достоинству. Работы на выставке должны располагаться так, чтобы каждая рядом стоящая работа выгодно дополняла другую. Пусть ребенок ощущает гордость за созданное им изделие, ибо в силу возрастных особенностей младших школьников только деятельность, приносящая радость и успех, является для них развивающей. Именно художественно-творческая деятельность при правильной ее организации таит в себе ситуацию максимального успеха.
В связи с вышеперечисленным при организации художественно-творческой деятельности младших школьников необходимо соблюдать следующие условия: стимулирование стремления к индивидуальной заинтересованности и самовыражению; проникновение в эмоциональное содержание произведения; мобилизация интеллектуальных и эмоциональных сил учащихся; ориентация на поиск и самостоятельность; возникновение интеллектуальной и эмоциональной потребности в активном созидании; использование активных форм деятельности, актуализация игровых творческих ситуаций; наличие положительных переживаний, которые порождает художественно-творческая деятельность; гарантия защищенности, свободы и открытости; создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющей процесс художественного открытия и состояния вдохновения; организация обстановки, соответствующей требованиям эстетичности.
Соблюдение этих условий поможет сформировать положительное отношение учащихся к художественно-творческой деятельности и развить творческую активность и желание ребенка заниматься этой деятельностью.
Литература
1. Большая советская энциклопедия: в 49 т. / гл. ред. Б.А. Введенский. - 2-е изд. - М., 1956. - 42 т.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз, 1997. - 96 с.
3. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
Summary
Role of artistic activities in school child development, psychological and pedagogical conditions of artistic activities organization primary school children as well as main characteristics of a creative individual are described in the article.
Поступила в редакцию 02.09.04.
УДК 159.922.8
Л.В. Шабалина
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ У ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ АЛКОГОЛЕМ
В последние годы наблюдается повышение интереса к исследованию психологических особенностей детей, родители которых злоупотребляют алкоголем, а также к проблемам оказания им специализированной помощи.
Долгое время исследовательский интерес к детям из семей, злоупотребляющих алкоголем, подкреплялся сообщениями о высокой частоте различных отклонений среди них, в первую очередь - психопатологического характера, включая алкогольную и другие формы зависимости [5], [10], [14], [15], а также данными о наличии поведенческих проблем у сыновей и эмоциональных проблемах у дочерей [1], [5], [6].
На начальном этапе исследования в этой области фокусировали внимание на наличии у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, тех или иных отклонений, на их плохой адаптации и высоком риске развития аддиктивного поведения [1, 5, 6]. В последующем стали накапливаться данные о том, что дети родителей, злоупотребляющих алкоголем, могут оставаться здоровыми, достигать значительных успехов в жизни, быть хорошо адаптированными и практически не отличаются от детей, родители которых не злоупотребляют алкоголем [6, 10]. Как отмечает В.Д. Москаленко, «несмотря на сходную психотравмирующую ситуацию, в подростковом и зрелом возрасте дети злоупотребляющих алкоголем родителей значительно различаются по личностно-психологическим параметрам, уровню социальной адаптации и характеру психической и наркологической патологии» [6].
Существующий подход, при котором о последствиях алкоголизма судят, соотнося напрямую пьянство родителей с состоянием ребенка, а также сравнивая детей алкоголиков с детьми не злоупотребляющих алкоголем родителей, игнорирует важные механизмы детско-родительских отношений, которые определяют реакцию ребенка на психотравмирующую ситуацию в семье. Как известно, один из центральных компонентов социально-психологической структуры личности составляют ее отношения к самой себе и к людям, составляющим ее непосредственное социальное окружение. Согласно концепции отношений личности, разработанной В.Н. Мясищевым, именно система отношений «определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия» [7]. С точки зрения В.Н. Мясищева, система отношений, развиваясь в течение всей жизни человека, оказывает решающее влияние на социальное функционирование личности и, в частности, на возникновение и характер ее патологических нарушений [8].
В этой связи изучение взаимосвязи особенностей отношения к родителям и наличия у подростков из семей, злоупотребляющих алкоголем, определенных эмоциональных переживаний и поведенческих тенденций представляется нам весьма важной задачей.
Материалы и методы исследования
Исследования проводились на базе Кризисного центра для созависимых при Гомельском областном наркологическом диспансере. В исследовании участвовало 284 подростка в возрасте 12-14 лет. Из них дети из семей, в которых алкоголем злоупотребляет отец, - 100 (50 - девочек и 50 - мальчиков); дети из семей, в которых алкоголем злоупотребляет мать, - 42; дети из семей, в которых алкоголем злоупотребляют оба родителя, - 42.
Первичный сбор информации о семьях испытуемых в рамках работы с ними в кризисном центре для созависимых при Гомельском областном наркологическом диспансере позволил выявить три типа семей:
• семьи, в которых алкоголем злоупотребляет отец. Семья полная. Состав семьи: мать, отец, двое и более детей. Характер злоупотребления алкоголем - систематическое употребление спиртных напитков 7 и более лет. Начало злоупотребления алкоголем у отцов относилось чаще к возрасту после 20 лет, течение болезни носило менее прогредиентный характер, что позволяло иногда достаточно длительное время сохранять относительную социальную адаптацию;
• семьи, в которых алкоголем злоупотребляет мать. 87% - неполные семьи. Родители в разводе. Дети проживают с матерью. С отцом общаются эпизодически. Характер злоупотребления алкоголем - систематическое употребление спиртных напитков 5 и более лет. Начало злоупотребления алкоголем у матерей относилось чаще к возрасту после 20 лет. На момент обследования детей социальный статус семьи снижен. Семья находится под патронажем социально-педагогических центров-приютов с целью предупреждения социального сиротства;
• семьи, в которых алкоголем злоупотребляют оба родителя. Семьи полные. Характер злоупотребления алкоголем - систематическое употребление спиртных напитков обоими родителями 5 и более лет. На момент обследования детей социальный статус семьи снижен. Семья находится под патронажем социально-педагогических центров-приютов с целью предупреждения социального сиротства. Родители направлены в наркологический центр для прохождения противоалкогольного курса лечения.
Контрольную группу составили учащиеся СШ № 3, № 24 г. Гомеля в возрасте 12-14 лет, проживающие в семьях, не отягощенных алкогольными проблемами (девочек - 50, мальчиков -50).
Выбор основных методических подходов психодиагностического исследования определялся тем, что исследование построено на основе выявления личностной позиции испытуемого по отношению к рассматриваемому явлению. Так как у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем,
рядом исследователей отмечены сложности в дифференцировании и адекватном выражении эмоций, а также отрицание как способ психологической защиты [16], целесообразным является использование в исследовании, помимо личностного опросника проективных методик.
Для изучения эмоциональных компонентов отношения к значимым людям и отражающего как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этого отношения мы использовали цветовой тест отношений (ЦТО) [12]. Следующая, использованная нами методика - психодиагностический тест /ПДТ/, разработанный Л.Т. Ямпольским, представляет собой многомерный инструментарий, основанный на принципе стандартизированного самоотчета испытуемого [2]. Тест предназначен для изучения структуры личности в границах определенных факторов. В соответствии с целями нашей работы нами использовались шкалы «невротизм», «психотизм», «депрессия». Показатели по этим шкалам использовались для описания особенностей эмоциональных переживаний у испытуемых. Для изучения особенностей проявления негативных эмоциональных переживаний подростков в определенных поведенческих тенденциях использовалась проективная методика исследования личности «Тест руки» [9].
Статистическая обработка полученных по предъявляемым методикам результатов осуществлялась при помощи корреляционного анализа и двухвыборочного Места с различными дисперсиями Стьюдена.
Результаты исследования
По результатам исследования в группе детей из всех типов алкогольных семей в возрасте 12-14 лет наличие негативных эмоциональных переживаний преимущественно наблюдается у мальчиков. Сыновей, чьи отцы злоупотребляют алкоголем, характеризуют неуверенность в себе, нерешительность, ипохондричность, раздражительность, склонность к колебаниям настроения. Высокие показатели по шкале «психотизм» указывают на замкнутость, своеобразную отчужденность, недоступность для общения с другими. Сыновья отцов, злоупотребляющих алкоголем, находятся в постоянных внутренних конфликтах с собой, постоянном напряжении и возбуждении вне зависимости от степени напряженности реальной ситуации. Такое хроническое напряжение может без всякого повода проявиться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха и т. д.
Достаточно высокие показатели по шкале «депрессия» характеризуют сыновей, отцы которых злоупотребляют алкоголем, как старательных, добросовестных и обязательных, но неспособных к принятию ответственных решений, неуверенных в себе, с низкой фрустрационной толерантностью. Отличительная особенность - наличие глубоких субъективных переживаний, возникающих при снижении доминирующего фона настроения. Сыновьям злоупотребляющих алкоголем отцов свойственно стремление к поверхностным социальным контактам, без направленности на глубокие искренние эмоциональные чувства.
В ситуации, когда алкоголем в семье злоупотребляет мать, у сыновей возрастает уровень тревожности и неуверенности в себе. Они более раздражительны. Испытывают в силу наличия постоянного внутреннего конфликта и напряжения определенные трудности в общении. Их отличает высокая вероятность возникновения аффективных реакций страха и гнева. Увеличивается риск социальной дезадаптации. Они в большей степени испытывают потребность в помощи и поддержке со стороны других людей. Сыновьям злоупотребляющих алкоголем матерей в большей мере присуще чувство физической неадекватности. Они проявляют меньшую активность. Чаще, чем сыновья из семей, в которых оба родителя злоупотребляют алкоголем, испытывают страх перед внешней агрессией.
В ситуации алкоголизации обоих супругов у сыновей сохраняется достаточно высокий уровень тревожности, неуверенности в себе, нерешительности. Отмечается наличие внутреннего конфликта и высокого риска социальной дезадаптации. Однако они в меньшей степени, чем сыновья злоупотребляющих алкоголем матерей, испытывают чувство страха перед внешней агрессией. Они более активны и испытывают меньше проблем с общением.
В отличие от дочерей из семей, не отягощенных алкогольными проблемами, которым свойственна способность к активной социальной жизни, стремление не контролировать и доминировать, а сотрудничать с другими, а также повышенная эмоциональность и развитая эмпатия, способность к самовыражению и демонстративность, девочки из семей, в которых алкоголем злоупотребляет отец, испытывают сложности в открытом выражении эмоций. Для них характерно стремление к контролю ситуации. Им свойственно вполне реальное проявление агрессии в поведении.
Дочери злоупотребляющих алкоголем матерей, в отличие от дочерей из других типов алкогольных семей, чаще испытывают чувство страха перед внешней агрессией, нуждаются в
помощи и поддержке со стороны других людей. При наличии выраженного чувства физической неадекватности могут быть демонстративными. У них менее вероятно проявление агрессии в поведении.
В ситуации алкоголизации обоих родителей девочки испытывают в большей степени тревогу, напряжение, внутренний дискомфорт. Они более зависимы и менее активны, чем девочки из семей, в которых алкоголем злоупотребляет отец.
Структурный анализ корреляционных связей показал, что эмоциональное отношение к себе у мальчиков и девочек из семей, в которых алкоголем злоупотребляет отец, в одинаковой степени связано с удовлетворенностью сложившимися эмоциональными отношениями с созависимой матерью и злоупотребляющим алкоголем отцом. При этом на формирование негативного отношения к отцу, злоупотребляющему алкоголем, в значительной мере влияет эмоциональное отношение к матери. Чем меньше удовлетворяют сложившиеся эмоциональные отношения с созависимой матерью, тем больше степень эмоционального отвержения пьющего отца. Эмоциональное отвержение семьи (неудовлетворенность семейными взаимоотношениями) определяется степенью удовлетворенности эмоциональными отношениями с созависимой матерью, а не с пьющим отцом.
У дочерей отцов, злоупотребляющих алкоголем, эмоциональное отвержение семьи, негативное отношение к матери положительно коррелирует с невротизацией девочек и обусловливает появление психической неуравновешенности. Степенью эмоционального отвержения отца обусловлено отсутствие в поведении у девочек «демонстративности» и появление агрессивных тенденций.
У сыновей отцов, злоупотребляющих алкоголем, неудовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями с созависимой матерью, а также эмоциональное отвержение семьи обусловливает наличие высокого уровня депрессивности, способствует формированию психической неуравновешенности. Негативное отношение к пьющему отцу и неудовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями с созависимой матерью обусловливает наличие в поведении сыновей «демонстративности» и агрессивных тенденций.
У дочерей из семей, в которых алкоголем злоупотребляет мать, эмоциональное отношение к себе в большей степени связано с удовлетворенностью сложившимися эмоциональными отношениями с отцом и степенью эмоционального отвержения семьи. В меньшей степени выражена связь самооценки дочерей с удовлетворенностью сложившимися эмоциональными отношениями с пьющей матерью. Эмоциональное отвержение семьи связано со степенью неудовлетворенности сложившимися эмоциональными отношениями с матерью и отцом в равной степени и обусловливает наличие у дочерей высокого уровня невротизма и психической неуравновешенности. Неудовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями со злоупотребляющей алкоголем матерью обусловливает высокий уровень «ущербности» и «демонстративности» у дочерей. Эмоциональное отношение к отцу связано с эмоциональным отношением к злоупотребляющей алкоголем матери. Неудовлетворенность сложившимися отношениями с отцом обусловливает наличие у дочерей высокого уровня депрессии, невротизма и психотизма и связано с низкой «коммуникативностью».
Эмоциональное отношение к себе у сыновей из семей, в которых алкоголем злоупотребляет мать, в большей степени связано с уровнем эмоционального отвержения семьи и в меньшей -с удовлетворенностью сложившимися эмоциональными отношениями с обоими родителями. Удовлетворенность семейными взаимоотношениями (эмоциональное принятие семьи) определяется наличием позитивного эмоционального отношения к отцу, не злоупотребляющему алкоголем. Связь между удовлетворенностью сложившимися эмоциональными отношениями со злоупотребляющей алкоголем матерью и эмоциональным отвержением семьи не выявлена. Связь между удовлетворенностью сложившимися эмоциональными отношениями со злоупотребляющей алкоголем матерью и эмоциональным отношением к отцу незначительна (практически отсутствует). Эмоциональное отвержение семьи, наличие негативного эмоционального отношения к себе, а также неудовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями с матерью, злоупотребляющей алкоголем, связаны с наличием у сыновей высокого уровня депрессивности. Неудовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями со злоупотребляющей алкоголем матерью связана с наличием у сыновей высокого уровня психотизма и проблем с общением. Степень неудовлетворенности сложившимися эмоциональными отношениями с отцом связано с наличием в поведении сыновей «демонстративности», «аффективности», «ущербности» и проблем с общением.
Эмоциональное отношение к себе у дочерей из семей, в которых оба родителя злоупотребляют алкоголем, в большей степени связано с удовлетворенностью сложившимися
эмоциональными отношениями с отцом. При этом эмоциональное отношение к отцу положительно коррелирует с эмоциональным отношением к матери. Неудовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями с матерью обусловливает наличие в поведении дочерей высокого уровня «агрессивности» и «директивности».
Эмоциональное отвержение семьи связано с наличием у дочерей высокого уровня невротизма, а также отсутствием «демонстративности» в поведении. В значительной степени наличие страха у дочерей, оба родителя которых злоупотребляют алкоголем, связано со степенью неудовлетворенности сложившимися эмоциональными отношениями с отцом. Неудовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями с матерью и отцом в равной степени связана с наличием у дочерей высокого уровня депрессивности. Эмоциональное отвержение отца связано со стремлением дочерей к множеству эмоционально окрашенных контактов. Незначительна, практически отсутствует связь между эмоциональным отношением к семье и удовлетворенностью эмоциональными отношениями с отцом и матерью, злоупотребляющими алкоголем.
С эмоциональным отношением к себе у сыновей из семей, в которых алкоголем злоупотребляют оба родителя, связана удовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями с матерью и отцом. Негативное эмоциональное отношение к себе связано с наличием у сыновей, злоупотребляющих алкоголем родителей высокого уровня депрессивности. Эмоциональное отвержение семьи обусловлено неудовлетворенностью сложившимися эмоциональными отношениями между матерью и отцом в равной степени. Эмоциональное отношение к отцу положительно коррелирует с эмоциональным отношением к матери. Неудовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями с матерью связана с наличием у сыновей страха и «аффектации». Наличие «аффектации» в поведении сыновей также связано с неудовлетворенностью сложившимися эмоциональными отношениями с отцом. Высокий уровень «аффектации» отражает стремление к поиску во множестве социальных контактов эмоциональной удовлетворенности и является способом избегания страха. Неудовлетворенность сложившимися эмоциональными отношениями с отцом обусловливает наличие в поведении сыновей «агрессивности» и «директивности».
Таким образом, в группе детей 12-14 лет, из всех типов алкогольных семей в возрасте наличие негативных эмоциональных переживаний преимущественно наблюдается у мальчиков. При этом очевидна связь наличия негативных эмоциональных переживаний у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, не только с неудовлетворенностью сложившимися эмоциональными отношениями с пьющим родителем, но и созависимым родителем.
Литература
1. Горьковая, И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков / И.А. Горьковая // Обозр. психиат. и мед. психол. - 1994. - № 3. - С. 49.
2. Мельников, В.М. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. - М., 1985. - 319 с.
3. Москаленко, В.Д. Семья больного алкоголизмом как система / В.Д. Москаленко, Т.И. Милосердова // Вопросы неврологии и психиатрии. - 1993. - № 5 - С. 41-45
4. Москаленко, В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье: психологический портрет / В.Д. Москаленко // Вопр. психологии. - 1991. - № 4. - С. 65-73.
5. Москаленко, В.Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет) / В.Д. Москаленко // Обз. Инф. Медицина и здравоохранение. НПО «Союзмединформ». Серия: обзоры по важнейшим проблемам здравоохр. и медицины. - М.: Медицина, 1990. - С. 1-68.
6. Москаленко, В.Д. Личностно-психолгические особенности детей, родители которых больны алкоголизмом / В.Д. Москаленко, А.В. Новиков, Е.В. Татаринская // Вопросы наркологии. - 1996. -№ 1. - С. 49.
7. Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В.Н. Мясищев // Вопросы психологии. - 1957. - № 5. - С. 142-154.
8. Мясищев, В.Н. Социальная психология и психология отношений / В.Н. Мясищев // Проблемы общей психологии. - М.: Наука, 1965. - С. 64
9. Практическая психодиагностика: методики и тесты / под ред. Д.Я. Райгородского. -Самара: БАХРАХ-М, 2000. - 672 с.
10. Рожнова, Т.М. Психопатологические расстройства у детей, отцы которых страдают алкоголизмом // Вопросы наркологии. - 1996. - № 1. - С. 49.
11. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. -3-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
12. Эткинд, А.М. Цветовой тест отношений: методические рекомендации / А.М. Эткинд. - Л.: Наука, 1985.
13. Beecnel, B.C. The co-dependent parent: fuse yourself by freeing your child, 1991 / B.C. Beecnel. -Harper. San Francisco. A. Division of Harper Collins Publishers. - 260 p.
14. Jagoda, G. Children and alcohol - a developmental study in Glasgou / G. Jagoda, I. Grammond // Health Bull. Edinb. - 1973. - № 31.
15. Mendenhall, W. Co-dependency definitions and dynamics / W. Mendenhall // Alcohol. Treat. Quart. -1989. - Vol. 6. - № 1. - P. 37-57.
16. Robinson, B.E. Working with children of alcoholics (The practitioners handbook) / B.E. Robinson. -Lexington Books. Massachusetts / Toronto. - 1989. - 254 p.
Summary
This article represents the research results of children's and parent's relationships in alcohol abusing families, the correlation of their emotional satisfaction extent and negative emotional experience. The research results have demonstrated that the presence of negative emotional experience of 12-14 year old children from alcohol abusing families on emotional dissatisfaction of the relationships not only with an alcoholic parent but for most part with a codependent parent.
Поступила в редакцию 07.10.05.
УДК 394.3-053.2(476)
А.Д. Якубшская
ГУЛЬНЯВАЯ КУЛЬТУРА ДЗЯЦЕЙ ЯК ФАКТАР САЦЫЯЛВАЦЬП У ТРАДЫЦЫЙНЫМ ГРАМАДСТВЕ БЕЛАРУСАУ ДРУГОЙ ПАЛОВЫ Х1Х-ПАЧАТКУ XX СТАГОДДЗЯУ
Традыцыйна адным з найважнейшых фактарау працэсу уключэння дзвдщ у грамадства з'яуляецца яго гульнявая культура, якая фармiруецца пад уплывам вопыту папярэдшх пакаленняу i вопыту аднагодкау i носщь пазнавальны, адаптацыйны i выхаваучы характар. Сацыяльнае сталенне дзяцей у сучасным iндустрыяльным грамадстве беларусау вельмi складаны i шматгранны працэс, якi не можа быць апiсаны толькi з боку трансмюп гульнявой традыцыi. Але без сувязi з гульнявой спадчынай продкау сучасная гульнявая культура здольна узнауляць толькi гульнi спартыуна-спаборнщкага характару, як гэта адбываецца у групоуках гарадсшх дзяцей. Многiя даследчыш дзiцячай гульнявой культуры адзначаюць iстотнае збядненне i нават павелiчэнне жорсткасцi свету гульш, выклiканае адхiленнем дзяцей ад удзелу у працоуных працэсах некалькiх пакаленняу, падзелам дзяцей на фармальныя узроставыя групоУкi, выключэннем дарослых з гульнявога выхавання i заменай яго на кнгжнае, тэлевiзiйнае або камп'ютарнае [1, 66]. Незваротнасць гэтага працэсу, неабходнасць захаваць гульнявую спадчыну продкау выклкае неабходнасць звярнуцца да вывучэння гульнявых фактарау сацыялiзацыi дзяцей у традыцыйным грамадстве беларусау.
АсноУнымi элементамi гульнявога фактару, пад уплывам яшх ажыццяулялася сацыялiзацыя дзяцей у традыцыйным грамадстве беларусау, был наступныя: гульнi з групай сяброу, традыцыйныя дзвдчыя цацкi, дзiцячы фальклор. Трэба адзначыць, што гэтыя элементы нельга разглядаць асобна, бо яны узаемазвязаны, шчыльна пераплятаюцца i выцякаюць адзiн з аднаго, што абумоулена, у першую чаргу, творчым характарам гульнявой культуры. Спроба структур^1раваць гульнявы фактар выклiкана неаходнасцю вылучыць i прасачыць т^1я скрыт^гя механiзмы, якiя ажыццяуляюць трансмiсiю традыцыйнай культуры.
Разгляд дзейнасщ «механiзму» сац^Iялiзацыi трэба пачаць у першую чаргу з такога элемента, як група сяброу i гульш у ей. У беларускай вёсцы не iснавала аднаузроставых груповак, што было звязана з дзейнасцю такога спецы^чнага сродку культуры, як «шстытут мацярынства», адной з праявау якога быу абавязак шасцi -васьмiгадовай «няньш» (хлопчыка або дзяучынкi) даглядаць сваiх малодшых братоу цi сясцёр. Такая рознаузроставасць фармiравала асаблiвы парадак узаемаадносшау, якi грунтавауся на прынцыпе: старэйшых баяцца, але