УДК 616.89-008 © Лукашук А.В., Филиппова М.Д., 2015 СВЯЗЬ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ИХ ДЕТЕЙ
Аннотация. Взрослые дети алкоголиков давно привлекают внимание исследователей. Многие специалисты подтверждают, что воспитание в семьях с родителями, страдающими алкогольной зависимостью, накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка. Из-за значительной распространенности данного феномена проблема не теряет своей актуальности. В нашей работе было исследовано развитие разнообразных аддикций у девушек и юношей, как минимум один из родителей которых страдал алкогольной зависимостью.
Ключевые слова: взрослые дети из семей больных алкогольной зависимостью, ауто-агрессивное поведение, медико-социальные последствия алкоголизма, аддикции.
© Lucashuk A.V., Filippova M.D., 2015 THE RELATIONSHIP OF ALCOHOL DEPENDENCE PARENTS AND ADDICTIVE BEHAVIOR OF THEIR CHILDREN
Abstract. Adult children of alcoholics have been attracting the attention of researchers. Many experts acknowledge that parenting in families with parents suffering from alcohol addiction affects the whole life of the child. Because of the high prevalence of this phenomenon, the problem does not lose its relevance. In our study we investigated the development of a variety of addiction in girls and boys, at least one of whose parents suffered from alcohol dependence.
Key words: adult children from families of patients with alcohol dependence, autoaggressive behavior, medical and social consequences of alcoholism, drug addiction.
Введение. За последние десятилетия проблема алкоголизации населения нашей страны не только не уменьшилась, но и имеет явную тенденцию к росту. Давно изучено влияние этилового спирта на функционирование организма человека, на нарушения, возникающие вследствие его приема. Это губительное влияние распространяется не только на физиологию, а напрямую касается всего психического содержания больного и психологического климата семьи. Семья, в которой есть алкоголик, не имеет «твердой почвы под ногами», всеми силами пытаясь скрыть позор. В США около 80 млн. человек признают, что воспитывались в семье, где один из родителей страдал от алкогольной зависимости [17]. В России же взрослые дети алкоголиков (ВДА) составляют до 50% населения [13]. Исследователи различных стран в своих работах часто затрагивают проблему взрослых детей алкоголиков. Детей, выросших в семьях, где как минимум один родитель, страдал алкогольной зависимостью, называют «покинутыми жертвами», «скрытыми трагедиями» [16]. Актуальность проблемы обусловлена не только выраженной социальной дезадаптацией данной группы, но и значительной распространённостью этого явления [19].
Любая динамика в семье не остается незамеченной ребенком и именно поэтому употребление алкоголя в семье становится объектом для наблюдения и копирования. Так, например, маленькие дети, побывавшие на праздничном застолье, учат других детей в детском саду чокаться компотом. Мальчики, в большей степени, стараются копировать поведение отца, а девочки - поведение матери. Неблагоприятные условия семейного воспитания в «алкогольной» семье, в сочетании с психологическими особенностями, приводят к развитию у подростков своеобразного стиля поведения и образа жизни, с характерным отклонением поведения [12]. Многие исследователи отмечают, что риск заболеть алкоголизмом и другими зависимостями у ВДА значительно выше [15, 18]. Так, например, у взрослых сыновей частота развития алкогольной зависимости составляет до 70%, у взрослых дочерей больных алкоголизмом от 5 до 25%,
наркомании - около 6% и 3%, соответственно [1, 14]. И лишь у 19,9% ВДА не обнаруживается каких-либо психопатологических нарушений на момент исследования [14]. У ВДА выше встречаемость тикозных расстройств, ринитов, энуреза, бессонницы, мигрени, аллергии, анемий, простудных заболеваний, проблем с весом, в этой группе на 60% больше повреждений и травм, и вообще они более склонны к агрессивному и рискованному поведению.
Юношей и девушек из семей, где родитель страдал алкогольной зависимостью, характеризуют значительное количество статистически значимых отличий как по суицидальным, так и несуицидальным паттернам аутоагрессивно-го поведения, а также по целому ряду их предикторов [3, 5]. То есть, в попытке реализовать свою аутоагрессию, ВДА склонны к развитию разнообразных зависимостей [4]. Таким образом, подразумевается факт передачи аутоагрессивно-наркологического сценария от родителей детям [6, 7, 9].
Данные полученные различными исследователями позволяют рассматривать взрослых юношей и девушек, воспитанных в семьях, страдающих от алкогольной зависимости, как группу повышенного риска, и, соответственно, факт наличия алкогольной зависимости у родителя, следует отнести к предикторам развития аддикции у их детей [2, 5, 9-11].
Таким образом, взрослые дети больных зависимостями часто заболевают теми же болезнями, что и их родители, но при этом тяжесть болезни у детей может быть более выраженной, чем у родителей. В своем исследовании мы изучили влияние родительского алкоголизма на наличие химических зависимостей у юношей и девушек.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 236 студентов: 71% (168 респондентов) девушки и 29% (68 респондентов) молодые люди. Их возраст находился в пределах 19-20 лет. Процент молодых людей, считающих, что их родители злоупотребляют алкоголем, составил 5,5% (24 человека), а девушек 25% (55 человек). Их оценка родительского отношения к алкоголю фор-
мировалась после прохождения курса наркологии на базе кафедры психиатрии, то есть, была объективной. Контрольная группа у юношей составила 44 человека, а у девушек - 113.
Вероятность наличия алкогольных проблем у респондентов оценивался на основе субъективной оценки себя «злоупотребляющего алкоголем» с помощью теста CAGE (положительные ответы на два вопросы из теста подразумевают большую вероятность формирования алкогольной зависимости), в случае двух и более положительных ответов проводилась личная встреча для объективизации полученной информации. Наличие остальных двух аддикций (никотиновой и наркотической) оценивались согласно анамнестическим сведениям.
Статистический анализ и обработка данных проводились посредством непараметрических методов математической статистики на базе компьютерных программы STATISTICA 7 (использовались метод %2, а также %2 с поправкой Йетса).
Результаты. Оценка употребления наркотических веществ у юношей, воспитанных в семьях, где родители страдали и не страдали алкоголизмом, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Представленность химических аддикций в исследуемых группах юношей
Признак Юноши из семей, где родители злоупотребляли алкоголем Юноши из семей, где родители не злоупотребляли алкоголем P
Субъективная оценка себя, как злоупотребляющего алкоголем 33% 15% p< 0,05
Употребление наркотических веществ в анамнезе 58% 15% p< 0,05
Курение 25% 25% -
Оценивая сходные характеристики в женской популяции, были получены следующие результаты (таблица 2).
Таблица 2
Представленность химических аддикций в исследуемых группах девушек
Признак Девушки из семей, где родители злоупотребляли алкоголем Девушки из семей где родители не злоупотребляли алкоголем P
Субъективная оценка себя как злоупотребляющего алкоголем 20% 7% p< 0,05
Употребление наркотических веществ в анамнезе 14,5% 7% -
Курение 43,6% 15,9% p< 0,05
Обсуждение и выводы. По итогам, проведенной работы мы получили данные, которые полностью согласуются с данными популяционных исследований, проводившимися 20-30 лет назад. Юноши и девушки высших учебных заведений, воспитывающиеся в семьях, где один или оба родителя страдали от алкогольной зависимости, в своей взрослой жизни становятся зависимыми от алкоголя и других психоактивных веществ намного чаще, чем юноши и девушки, чьи родители не имели зависимостей. Взрослые дети больных алкоголизмом родителей составляют группу повышенного риска развития наркологических заболеваний вне зависимости от того в какую социальную среду они попадают в дальнейшем. Поэтому дети из семей, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, должны быть объектом пристального внимания специалистов. Основной формой помощи таким детям должна быть психопрофилактическая помощь, которая направлена на систему взаимоотношений с другими людьми и
собственной личностью и психокоррекция имеющихся нарушений. Профилактика должна быть социальной, направленной на изменение условий жизни, а так же подразумевать меры, контролирующие раннюю стадию зависимого поведения и предупреждению его развития.
Только комплексное медико-социальное воздействие на развивающуюся личность ребенка поспособствует успешной борьбе с развитием наркоманий и прочих болезней зависимости. Антинаркотическое воспитание и активная пропаганда здорового образа жизни должны проводиться с ранних лет. Довольно значимым фактором, препятствующим развитию аддикций, является гармонизация психологического семейного климата, гармонизация семейных отношений.
Успешность этой работы зависит от объединенных усилий и четкого взаимодействия медицинских и педагогических учреждений, социальных институтов и заинтересованных органов для последующей координации общих антинаркотических мероприятий. Врачам-специалистам необходимо осознать «про-блемность» контингента, рожденного и воспитанного в условиях семьи с родителем, страдающим алкогольной зависимостью. Кроме того, имея эти данные, возникает необходимость формирования особых психотерапевтических программ, подходов и методик, сообществ «взрослых детей алкоголиков».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кошкина Е.А. Последствия потребления алкоголя для женщин, подростков, детей и семьи / Алкоголь и здоровье населения России 1900-2000: Всерос. конф. «Алкоголь и здоровье» г. Москва, РФ, 17 дек. 1996 г. / под ред. А.К. Демина. М.: Российская Ассоциация общественного здоровья, 1998. С. 233-248
2. Лукашук А.В., Меринов А.В. Клинико-суицидологическая и экспериментально-психологическая характеристики молодых людей, воспитанных в
«алкогольных» семьях // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2014. № 4. С. 8287.
3. Меринов А.В. Парасуицидальное поведение женщин, состоящих в браке с мужчинами, страдающими алкогольной зависимостью (на примере Рязанской области) // Суицидология. 2012. № 3. С. 15-19.
4. Меринов А.В. Аутоагрессивное поведение и оценка суицидального риска у больных алкогольной зависимостью и членов их семей: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2012. 48 с.
5. Меринов А.В. Суицидологические характеристики молодых людей, воспитанных в семьях, где родитель страдал алкогольной зависимостью // Суи-цидология. 2012. № 4. С. 22-28.
6. Меринов А.В. Вариант эпискрипта в семьях больных алкогольной зависимостью // Наркология. 2010. № 3. С. 77-80.
7. Меринов А.В., Шустов Д.И. Семейная динамика саморазрушающих паттернов поведения в семьях больных алкогольной зависимостью с позиций модели эпискрипта // Наркология. 2010. № 11. С. 28-35.
8. Меринов А.В., Шустов Д.И., Васяткина Н.Н. Эпискрипт как вариант внутрисемейной динамики аутоагрессивных паттернов в семьях мужчин, страдающих алкогольной зависимостью // Суицидология. 2012. № 1. С. 28-39.
9. Меринов А.В., Шустов Д.И., Федотов И.А. Суицидологические и лич-ностно-психологические особенности юношей, выросших в семьях, где родитель страдал алкогольной зависимостью // Психическое здоровье. 2011. № 4(59). С. 48-50.
10. Меринов А.В., Шустов Д.И., Федотов И.А. Суицидологические и личностно-психологические особенности девушек, выросших в семьях, где родитель страдал алкогольной зависимостью // Психическое здоровье. 2011. № 5(60). С. 53-55.
11. Меринов А.В. Аутоагрессивное поведение и оценка суицидального риска у больных алкогольной зависимостью и членов их семей: дис. ... д-ра мед. наук. М., 2012. 277 с.
12. Меринов А.В., Лукашук А.В. Особенности детей, выросших в семьях, где родитель страдал алкогольной зависимостью [Электронный ресурс] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 4(7). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id= 109 (дата обращения: 10.04.2015)
13. Москаленко В.Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет). М.: НПО «Союзмединформ», 1990. 68 с.
14. Москаленко В.Д. Наркологические, психопатологические нарушения, психологические проблемы в популяции взрослых сыновей и дочерей больных зависимостями // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2006. №. 3. С. 55-61.
15. Freshman A., Leinwand C. The implication of female risk factors for substance abuse prevention in adolescent girls // J. Prev. And Interv. Commun. 2001. Vol. 21. №. 1. P. 29-51.
16. Giuta C.T., Compas В.Е. Adult daughters of alcoholics: are they unique? / С.Т. Giuta, В.Е. Compas // J. Stud. Alcohol. 1994. Vol. 55. № 5. P. 600-606.
17. Hall C. W., Webster R. E. Traumatic symptomatology characteristics of adult children of alcoholics // J. Drug Educ. 2002. Vol. 32. № 3. P. 195-211.
18. Johnson S., Leonard K., Jacob Т. Children of alcoholics: drinking, drinking styles, and drug use // Research Society of America. San Francisco, 1986. 216 p.
19. Jordan S. The promotion of resilience and protective factors in children of alcoholics and drug addicts // Bundesgesundheitsblatt Gesundheitsforschung Gesundheitsschutz. 2010. Vol. 53. №. 4. P. 340-346.