ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
© Мартынова А.А., 2016
УДК 616.89-008.441.13-02:616-058.8
ТРАНСГЕНЕРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТРАНСЛЯЦИИ ХИМИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ ПОТОМСТВУ
А.А. МАРТЫНОВА
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольтная, д. 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация
В статье авторы изучили формирование различных химическихзависимостей у юношей и девушек, в семьях которых родители страдали алкогольной зависимостью. Актуальность данной проблемы обусловлена ее значительной распространенностью. В исследовании у респондентов выявлено, что себя, как злоупотребляющего алкоголем оценивает 33%, юношей, чьи родители страдали алкоголизмом (ЮА), среди девушек из аналогичных семей (ДА) данный показатель составил 20%, что значительно превышает аналогичные показатели контрольных групп. Полученные данные позволяют утверждать, что воспитание ребенка в семье, где прием алкоголя становится нормой, накладывает серьезный отпечаток на его психологическое состояние, а так же оказывает влияние на развитие аддиктивной предрасположенности, что важно для практической и теоретической превенции.
Ключевые слова: химические аддикции, взрослые дети алкоголиков, аутоагрессия, медико-социальные последствия алкоголизма.
TRANSGENERATIONAL MECHANISMS OF TRANSLATION CHEMICAL DEPENDENCY OFFSPRING
A.A. MARTYNOVA
Ryazan state medical university named after academician I.P. Pavlov, Visocovoltnaya str., 9, 390026, Ryazan, Russian Federation
The authors studied the formation of various chemical dependencies among boys and girls in families whose parents suffered alcohol dependence. The urgency of this problem is due to its high prevalence. The survey respondents identified themselves to be as abusing alcohol estimates 33% of boys whose parents were alcoholics among girls from similar families, the figure was 20%, which is much higher than the control groups. The findings suggest that the education of the child in a family where alcohol consumption is becoming the norm, imposes a serious mark on his psychological state, and also influences the development of addictive predisposition, which is important for practical and theoretical prevention.
Keywords: addiction, adult children of alcoholics, autoaggression, medical and social consequences of alcoholism.
Для нашей страны проблема алкогольной зависимости остается крайне актуальной. Злоупотребление алкоголем оказывает влияние не только на здоровье зависимого человека, но и на семейно-психоло-гический фон [1-3]. По данным исследования, в США, 80 млн граждан признали, что воспитывались в семье, где как минимум один родитель страдал алкогольной зависимостью, а в России в такой же проблеме признались 50% населения [3, 4]. Актуальность этой проблемы связана не только с выраженной социальной дезадаптациейэтой группы, но и с колоссальнойраспростра-нённостью подобногоявления [3, 5].
Неблагоприятные условия семейного воспитания в «алкогольной» семье, в сочетании с психологическими особенностями, приводят к развитию у подростков своеобразного стиля поведения и образа жизни [6, 7]. Так, например, у взрослых сыновей больных алкогольной зависимостью частота подобного заболевания составляет до 70%, у взрослых дочерей больных алкоголизмом до 25% [5]. Таким образом, взрослые дети больных зависимостями часто заболевают теми же болезнями, что и их родители, но при этом тяжесть болезни у детей может быть более выраженной, чем у родителей [3, 5, 10]. Лишь у 20% взрослых детей алкоголиков (ВДА) необнаруживается каких-либо психопатологических нарушений на момент исследования [3, 5].
Юношей и девушек из семей, где родитель страдал алкогольной зависимостью, характеризуют значительное количество статистически значимых отличий, как по суицидальным, так и несуицидальным паттернам аутоагрессивного поведения, а также по целому ряду их предикторов [1, 4, 9]. ВДА склонны к развитию зависимостей в попытке реализовать свой уровень аутоагрессии [2, 7, 8]. Таким образом, мы способны проследить факт передачи аутоагрессивно-наркологического сценария детям от родителей [2].
Данные полученные различными исследователями позволяют рассматривать взрослых юношей и девушек, воспитан-
ных в семьях, страдающих от алкогольной зависимости, как группу повышенного риска, и, соответственно, факт наличия алкогольной зависимости у родителя, следует отнести к предикторам развития ад-дикции у их детей [4, 6, 8].
В своем исследовании мыизучили влияние родительского алкоголизма на наличие и количественную представленность химических зависимостей у юношей и девушек.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 236 респондентов, что явилось результатом сплошного обследования студентов старших курсов ВУЗа.В общей массе респондентов распределение по полу было следующим: 71% (168 респондентов) -девушки и 29% (68 респондентов) - юноши. Возраст испытуемых находился в пределах 19-20 лет. Процент молодых людей, считающих, что их родитель/родители злоупотребляют алкоголем, составил 35,3% (24 человека) - группа ЮА, а девушек - 32,7% (55 человек) -группа ДА. Контрольной группой являлись остальные 44 юноши и 113 девушек.
Вероятность наличия алкогольных проблем у респондентов оценивалась на основе субъективной оценки себя «злоупотребляющего алкоголем» с помощью теста CAGE. В случае двух и более положительных ответов проводилась личная встреча для объективизации полученной информации. Наличие остальных двух аддикций (никотиновой и наркотической) оценивались согласно анамнестическим сведениям, добровольно представляемых респондентами.
Статистический анализ и обработка данных проводились с помощью непараметрических методов математической статистики на базе компьютерных программы STATISTICA 7 (использовались метод х2, а также х2 с поправкой Йетса).
Результаты и их обсуждение
Оценка употребления психоактивных веществ у юношей,воспитанных в семьях, где родитель/родители страдали и не страдали алкоголизмом,приведена в таблице 1.
Таблица 1
Распространенностьхимических аддикций в исследуемых группах юношей
Признак ЮА Контрольная группа P<
Оценка себя, как злоупотребляющего алкоголем 33% 15% 0,05
Употребление наркотических веществ в анамнезе (несистематическое) 58% 15% 0,05
Курение 25% 25% -
Таблица 2
Распространенность химических аддикций в исследуемыгх группахдевушек
Признак ДА Контрольная группа P<
Оценка себя, как злоупотребляющего алкоголем 20% 7% 0,05
Употребление наркотических веществ в анамнезе (несистематическое) 14,5% 7% -
Курение 43,6% 15,9% 0,05
Оценивая сходные характеристики в женской популяции, были получены следующие результаты (табл. 2).
Исходя из данных, представленных в таблицах, мы можем видеть, что девушки и юноши, которые воспитывались в семьях, где как минимум один из родителей страдал от алкогольной зависимости, в своей взрослой жизни чаще имеют проблемы с различными болезнями зависимости. Безусловно, имеются некоторые гендерные особенности, говорящие, скорее, о более агрессивном влиянии родительского алкоголизма на лиц мужского пола, поскольку в их случае мы отметили более значительные показатели наиболее одиозной аддикции - употребления наркотических веществ. Стоит отметить, что речь в используемом опроснике шла о несистематическом приеме указанных средств, тем не менее, выявленная тенденция весьма настораживает, как в практическом наркологическом плане, так и расширяет наше представление о механизмах «поколенческой» передачи разрешения на подобные «эксперименты».
В женской группе в рассматриваемом аспекте достоверных отличий нами
не было выявлено, тем не менее, мы можем говорить о похожей тенденции, пусть и в существенно меньшей степени. При этом обращает на себя внимание значительное количество курящих девушек в изучаемой группе. Их представленность в группе достоверно превышает аналогичные значения в обеих контрольных группах и существенно больше, чем в групп ЮА. Таким образом, данный факт говорит в пользу более «социально приемлемого» варианта реализации аддиктивного радикала, тем не менее, глобально, не выводящего изучаемых девушек из зоны существенного риска развития более серьезных болезней зависимости.
Таким образом, взрослые дети больных алкогольной зависимостьюродителей составляют группу повышенного риска развития наркологических заболеваний, вне зависимости от того, в какую социальную среду они попадают в дальнейшем.
Выводы
1. Взрослые дети из семей, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, должны быть объектом пристального внимания профилактических антинаркоти-ческихи антиалкогольных программ. Важ-
ную роль в помощи ВДА играет психопрофилактика, направленная как на психокоррекцию имеющихся нарушений, так и на нормализацию и оптимизацию отношений личности и окружающего мира.
2. Необходимы меры, отслеживающие и пресекающие ранние стадии развития зависимости. Полученные данные диктуют необходимость разработки психотерапевтических программ, подходов, методик, направленных на предупреждение и контроль развития наркомании и алкоголизма у таких лиц.
3. Успешной борьбе с развитием наркотической, алкогольной зависимости поспособствует комплексный медико-социальный подход, заключающийся в координации и объединении усилий педагогических и медицинских учреждений, социальных институтов и органов, ответственных за контролем распространения психоактивных веществ.
Литература
1. Лукашук А.В., Меринов А.В. Клинико-суицидологическая и экспериментально-психологическая характеристики молодых людей, воспитанных в «алкогольных» семьях // Наука молодых (ЕтёШо Juvenium). 2014. № 4. С. 82-87.
2. Меринов А.В. Вариант эпискрипта в семьях больных алкогольной зависимостью // Наркология. 2010. № 3. С. 77-80.
3. Москаленко В.Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет) М.: НПО «Союзмединформ», 1990. 68 с.
4. Меринов А.В., Шустов Д.И., Федотов И.А. Современные взгляды на феномен созависимого поведения при алкогольной зависимости (обзор литературных данных) // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2011. № 3. С. 136-141.
5. Москаленко В.Д. Наркологические, психопатологические нарушения, психологические проблемы в популяции взрослых сыновей и дочерей больных зависимостями // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2006. №. 3. С. 55-61.
6. Лукашук А.В., Меринов А.В. Актуальность исследования клинико-психологической характеристики родителей подростков, совершивших суицидальную попытку // Тюменский медицинский журнал. 2014. Т. 16. № 3. С. 20-21.
7. Сахаров А.В., Говорин Н.В. Суицидальное поведение и потребление алкоголя: оценка взаимосвязи на попу-ляционном уровне // Суицидология. 2015. Т. 6, № 2(19). С. 35-46.
8. Васяткина Н.Н., Меринов А.В. Клиническая практика детско-подрост-ковых суицидов в Рязанской области // Тюменский медицинский журнал. 2014. Т. 16. № 3. С. 4-5.
9. Меринов А.В. Типология семей мужчин, страдающих алкогольной зависимостью, с позиций наркологической и суицидологической практик // Тюменский медицинский журнал. 2013. Т. 15, № 1. С. 15-18.
10. Шитов Е.А., Меринов А.В., Шустов Д.И., Федотов И.А. Клиническая и суицидологическая характеристика больных алкогольной зависимостью с сопутствующим пограничным расстройством личности // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2015. № 4. С. 87-90.
References
1. Lukashuk AV, Merinov AV. Kliniko-suicidologicheskaja i jeksperimental'no-psihologicheskaja harakteristiki molodyh ljudej, vospitannyh v «alkogol'nyh» sem'jah [Clinical and a suicide and experimentally-psychological characteristics of young people brought up in the «spirits» of young families]. Nauka molodyh (Eruditio Juvenium) [Science of the young (Eruditio Juvenium)]. 2014; 4: 82-87. (in Russian)
2. Merinov AV. Variant j epi skripta v sem'j ah bol'nyh alkogol'noj zavisimost'ju [Option episkripta in families of patients with alcohol dependence]. Narkologija [Drug Addiction], 2010; 3: 77-80. (inRussian)
3. Moskalenko VD. Deti bol'nyh alkogo-lizmom (vozrast ot 0 do 18 let) [Children
of alcoholics (age 0 to 18 years)]. NPO «Sojuzmedinform» [NGO «Soyuzme-dinform»]. 1990. 68 p. (in Russian)
4. Merinov AV, Shustov DI, Fedotov IA. Sovremennye vzgljady na fenomen so-zavisimogo povedenija pri alkogol'noj zavisimosti (obzor literaturnyh dannyh) [Modern views on the phenomenon of addictive behavior in alcohol dependence (literature data)]. Rossijskij medi-ko-biologicheskij vestnik imeni akademi-ka I.P. Pavlova [I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald]. 2011; 3: 136-141. (in Russian)
5. Moskalenko VD. Narkologicheskie, psi-hopatologicheskie narushenija, psiholo-gicheskie problemy v populjacii vzros-lyh synovej i docherej bol'nyh zavisi-mostjami [Substance abuse, psychiatric disorders, psychological problems in a population of adult sons and daughters of patients with dependencies]. Sibirskij vestnik psihiatrii i narkologii [Siberian bulletin Psychiatry and Addiction]. 2006; 3: 55-61. (in Russian)
6. Lukashuk AV, Merinov AV. Aktual'nost' issledovanija kliniko-psihologicheskoj harakteristiki roditelej podrostkov, so-vershivshih suicidal'nuju popytku [The role of the phenomenon of aggression in families of patients with alcohol dependence]. Tjumenskij medicinskij zhurnal [Tyumen medical journal]. 2014; 16 (3): 20-21. (in Russian)
7. Saharov AV, Govorin NV. Suicidal'noe povedenie i potreblenie alkogolja: ocenka vzaimosvjazi na populjacionnom urovne [Suicidal behavior and alcohol consumption: evaluation of the relationship at the population level]. Suicidologija [Suicidol-ogy]. 2015; 2 (19): 35-46. (in Russian)
8. Vasjatkina NN, Merinov AV. Klini-cheskaja praktika detsko-podrostkovyh suicidov v Rjazanskoj oblasti [Clinical practice Children and adolescent suicide in the Ryazan region]. Tjumenskij medi-cinskij zhurnal [Tyumen medical journal]. 2014; 16(3): 4-5. (in Russian)
9. Merinov AV. Tipologija semej muzhchin, stradajushhih alkogol'noj zavisimost'ju, s pozicij narkologicheskoj i suicidologi-cheskoj praktik [The typology of the families of men suffering from alcohol addiction, drug and from the standpoint of a suicide practices]. Tjumenskij medicins-kij zhurnal [Tyumen medical journal]. 2013; 15(1): 15-18. (in Russian)
10. Shitov EA., Merinov AV, Shustov DI, Fedotov IA. Klinitcheskaya i suitcidolo-githeskaya harakteristiki bolnih alkogol-noy zavisimostiyu c soputstvuyushim i pogranitcnim rasstroystvom lithnosti [Clinical and siucidologicaldescription alcohol dependendent patients with comorbidity borderline personality disorder] // Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik imeni akademika I.P. Pavlova [I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald]. 2015; 4: 87-90. (in Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Мартытова А.А. - студентка 6 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань.
Тел.: +7(4912)75-43-73. E-mail: [email protected]