Научная статья на тему 'Взаимосвязь факторов семейного воспитания и суицидальной активности подростков'

Взаимосвязь факторов семейного воспитания и суицидальной активности подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1972
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД / ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / SUICIDE / YOUNGSTERS'' SUICIDE / KINDS OF FAMILY EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минуллина А.Ф., Сарбаева О.Ю.

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи суицидальной активности подростков и факторов семейного воспитания. Обследованы 120 подростков и их родители. Полученные результаты позволяют предположить, что на суицидальное поведение подростков влияют как индивидуально-психологические особенности личности, так и тип воспитания ребенка в семье. Выявлены корреляции между отдельными показателями суицидальной активности и факторами родительского воспитания. При положительном отношении к подростку у него могут быть сформированы психологические механизмы защиты и паттерны поведения, позволяющие ему более адекватно реагировать на возникающие стрессовые ситуации и снижать негативный эмоциональный фон. И, напротив, невнимание, недостаточно серьезное отношение к своему ребенку, его проблемам и переживаниям могут стать факторами, увеличивающими вероятность попыток суицида в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation between factors of family education and suicidal activity teenagers

The article presents the study results of correlation between factors of family education and youngsters' suicidal activity. There were studied 120 youngsters and parents. The results permit to suggest that both individual psychological characteristics of the individual and the type of family education have an effect on suicidal behavior of youngsters. There were found out correlation between youngsters' suicidal activity and factors of parental education. With a positive attitude towards a teenager he may have certain psychological defense mechanisms and patterns of behavior, which allow him more adequately to respond to arising stressful situations, to reduce the negative emotional background. In contrast, lack of attention, insufficiently serious attitude towards the child, his problems and experiences may be the factors which increase the likelihood of suicide attempts in adolescence.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь факторов семейного воспитания и суицидальной активности подростков»

'5 (90) сентябрь 2015 г.

УДК 616.89-008.441.4-053.5/.7:37.018.11

ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ^ 27

А.Ф. МИНУЛЛИНА, О.Ю. САРБАЕВА

казанский (Приволжский) федеральный университет, 420021, г. казань, ул. м. межлаука, д. 1

Взаимосвязь факторов семейного воспитания и суицидальной активности подростков

Минуллина Аида Фаридовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, тел. +7-91- 223-43-78, e-mail: aidamin@rambler.ru

Сарбаева Ольга Юрьевна — магистрант кафедры общей и практической психологии, тел. (843) 290-23-07, e-mail: zimazima@bk.ru

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи суицидальной активности подростков и факторов семейного воспитания. Обследованы 120 подростков и их родители. Полученные результаты позволяют предположить, что на суицидальное поведение подростков влияют как индивидуально-психологические особенности личности, так и тип воспитания ребенка в семье. Выявлены корреляции между отдельными показателями суицидальной активности и факторами родительского воспитания. При положительном отношении к подростку у него могут быть сформированы психологические механизмы защиты и паттерны поведения, позволяющие ему более адекватно реагировать на возникающие стрессовые ситуации и снижать негативный эмоциональный фон. И, напротив, невнимание, недостаточно серьезное отношение к своему ребенку, его проблемам и переживаниям могут стать факторами, увеличивающими вероятность попыток суицида в подростковом возрасте.

Ключевые слова: суицид, подростковый суицид, типы семейного воспитания.

A.F. MINULLINA, O.Yu. SARBAEVA

Kazan (Volga region) Federal University, 1 M. Mezhlauk St., Kazan, Russian Federation, 420021

Correlation between factors of family education and suicidal activity teenagers

Minullina A.F. — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General and Practical Psychology, tel. +7-917-223-43-78, e-mail: aidamin@rambler.ru

Sarbaeva O.Yu. — Master's Degree Student of the Department of General and Practical Psychology, tel. (843) 290-23-07, e-mail: zimazima@bk.ru

The article presents the study results of correlation between factors of family education and youngsters' suicidal activity. There were studied 120 youngsters and parents. The results permit to suggest that both individual psychological characteristics of the individual and the type of family education have an effect on suicidal behavior of youngsters. There were found out correlation between youngsters' suicidal activity and factors of parental education. With a positive attitude towards a teenager he may have certain psychological defense mechanisms and patterns of behavior, which allow him more adequately to respond to arising stressful situations, to reduce the negative emotional background. In contrast, lack of attention, insufficiently serious attitude towards the child, his problems and experiences may be the factors which increase the likelihood of suicide attempts in adolescence.

Key words: suicide, youngsters' suicide, kinds of family education.

Суицид представляет собой одну из глобальных проблем современного общества. Одним из самых трагических его проявлений является феномен детского и подросткового самоубийства. Чтобы разобраться в этом феномене, прежде всего отметим, что подростковый возраст один из самых сложных, критических периодов в формировании и становлении личности. В этом возрасте формируется новая субъективная реальность, под воздействием которой меняются представления индивида о себе и других. Причем у подростков наблюдается уси-

ление критичного отношения к особенностям своей личности, что типично для 35% подростков [1, 2].

К тому же современный подросток живет в сложном мире и по своему содержанию, и по условиям социализации. Во-первых, само общество крайне нестабильно (социальная экономическая, и экологическая, обстановка), наблюдается быстрый темп развития технического прогресса, доступность огромного потока всевозможной информации, все это предъявляет повышенные требования к взрослеющему человеку [3]. Во-вторых, изменения в макроструктуре обще-

I- НЕВРОЛОГ

Рисунок 1. Гистограмма распределения подростков по уровню суицидальной активности

Рисунок 2. Диаграмма распределения факторов суицидальной активности в исследуемой выборке подростков

0х-

70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 ° 20,00 10,00 0,00

63,33%

15,00% £А'и' /u

в ■

.1 среднии

уровеньсуицидальной активности

Рисунок 3. График распределения факторов, характеризующих отношение родителей к дочери-подростку

-оюц - мать

—ЗтМ-----злб _____--3,06

2,38 2'50 2,38 2,63

POZ(M) DIR(M) HOSM AUT(M) NCD(m)

Примечание: POZ — позитивный интерес; DIR — директивность; HOS — враждебность; AUT — автономность; NED — непоследовательность

Рисунок 4. График распределения факторов, характеризующих отношение родителей к сыну-подростку

Примечание: POZ — позитивный интерес; DIR — директивность; HOS — враждебность; AUT — автономность; NED — непоследовательность

ства приводят к изменениям в семье, к ее деформации. А ведь именно в семье человек получает первый опыт социализации и, отрабатывая его, формирует устойчивые паттерны поведения.

Очевидно поэтому в настоящее время отмечается повышенное внимание к семье как наиболее приоритетному институту воспитания. Многочисленные исследования доказывают, что основные базовые структуры личности и установки закладываются в детстве. Семья — основная среда, в которой развивается и функционирует растущий человек [4, 5].

Причины суицида тесно связаны с социальными процессами и явлениями, которые окружают самоубийцу [6]. Обстановка в семье, взаимоотношения между ее членами влияют на развитие личности в целом, на формирование как ее конструктивных, так и деструктивных качеств, отмечают в своих трудах отечественные и зарубежные ученые разных психологических школ: З. Фрейд, К. Хортни, Э. Дюргейм, Я.А. Варга, Н.А. Сирота, и многие другие. Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, исследуя дисфункциональные семьи, пришли к выводу, что от поколения к поколению фиксируются и передаются основные схемы эмоционально-поведенческого отреагирования [7]. А.Г. Абраумова, изучая самоубийства, отметила закономерность, что суицидальное поведение генетически не наследуется, но из поколения в поколение передается психопатологическая и социально-психологическая основа для возникновения условий дезадаптации личности к социальной среде [8]. Данные результаты также отражены в исследованиях других авторов [9 = 11].

Таким образом, изучая проблему взаимосвязи семейного воспитания и склонности подростка к суициду, ученые доказали, что развитие поведенческих, личностных и эмоциональных нарушений ребенка, часто является следствием пагубного влияния среды в виде семейной дисгармонии и неправильного воспитания. Однако в психологических исследованиях недостаточно раскрыты взаимосвязи суицидальной активности подростка и факторов семейного воспитания.

Цель исследования — выявление специфики взаимосвязей детско-роди-тельских отношений и суицидальной активности у подростков.

Материал и методы

В процессе исследования были собраны и обработаны данные 120 респондентов. В выборку вошли подростки (возраст 16-17 лет) школ города Казани и их родители. Для сбора и обработки данных были применены следующие методики исследования: 1. Опросник

£

I. нЕврология

'5 (90) сентябрь 2015 г.

ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ^ 29

суицидального риска Т.Н. Разуваевой [12]. 2. Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) [13]. 3. Методика ADOR (оценка детско-родительских отношений), адаптированная сотрудниками лаборатории клинической психологии Института им. Бехтерева Вассерманом Л.И., Горьковой И.А., Ромициной Е.Е. [14].

Результаты

Результаты проведенного исследования суицидальной активности подростков представлены на рис. 1.

Итак, можно отметить, что среди испытуемых 21,67% подростков имеют низкий уровень суицидальной активности, у 63,33% подростков диагностируется средний, уровень суицидальной активности и у 15,00% подростков наблюдается высокий уровень суицидальной активности.

После обработки результатов была составлена диаграмма по усредненным значениям факторов суицидальной активности подростков (рис. 2).

Итак, можно отметить, что в исследуемой группе подростков самый высокий показатель (из 9 параметров суицидальной активности) — это «социальный пессимизм», превышение допустимого значения которого, отмечено у 25,22% подростков. На втором месте — фактор «несостоятельность», диагностируемый у 16,24% подростков. Менее всего у подростков выявлены такие факторы суицидальной активности, как»демонстративность» (у 8,41% подростков), «максимализм» (у 3,60% испытуемых) и «временная перспектива» (у 1,23% подростков). А вот высокий показатель антисуицидального (сдерживающего) фактора выявлено лишь и у 19,80% исследуемых подростков.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что 25,22% подростков в исследуемой группе придерживаются отрицательной концепции видения окружающего мира («мир плохой и все вокруг плохие — недостойные, злые, безнравственные и т.д.»); 16,24% подростков, придерживаются отрицательной «Я концепции» («считают себя несостоятельными, некомпетентными, недостойными, хуже, чем все другие люди в интеллектуальном, моральном и др. аспектах»). У 13,82% подростков наблюдается высокий показатель фактора «аффек-тивности», что говорит о преобладании эмоций над разумом, что в психотравмирующей ситуации может привести к аффективной блокаде интеллекта подростка. Высокий показатель такого фактора суицидальной активности как «слом культурных барьеров» (у 12,34% испытуемых) свидетельствует о склонности подростков оправдывать суицидальное поведение, и иногда считать его привлекательным. В крайнем варианте может запускаться механизм, характерный для суицидального поведения. Это инверсия отношений к жизни и смерти. Отношение к смерти становится положительным, а к жизни отрицательным. Уникальными, исключительными считают себя, собственную жизнь, а следовательно, все, что с ними связано, 9,62% подростков. Для них выход из жизненной ситуации тоже должен быть исключительным; они не умеют пользоваться как чужим, так и своим жизненным опытом.

Желание привлечь внимание к своим проблемам демонстрируют 8,41% подростков. Внешне такое поведение выглядит как шантаж, а изнутри это крик о помощи. При слабо выраженной эмоциональности

риск суицида особенно велик. Выраженность такого параметра, как «максимализм», наблюдается у 3,60% исследуемых подростков, которым свойственна аффективная фиксация на неудачах. Страх неудач и поражений в будущем, наблюдается у 1,23% подростков. Даже при высокой выраженности всех остальных параметров есть один, который снимает высокий суицидальный риск. Это антисуицидальный (или сдерживающий) параметр, высокое значение которого отмечается лишь у 19,80% подростков. Остальная подавляющая часть исследуемых (80,20% подростков) не усматривает в своей жизни ничего, что могло бы их удержать от суицида (родители, религия, страх смерти, боли, ответственность и.т.д.). Таким образом, анализ результатов исследования проведенного по методике Т.Н. Разуваевой показал, что 15,00% подростков имеют высокий уровень суицидальной активности, а у подавляющего большинства молодых людей в возрасте 17-16 лет низкие показатели антисуицидального фактора.

При исследовании детско-родительских отношений были получены следующие результаты (рис. 3, 4).

1. Отцы в процессе воспитания проявляют больше позитивного интереса, принятия дочери, чем матери. Причем принятие девочки отцом, по ее мнению, свидетельствует о дружественных отношениях, уважении, внимании, а принятие девочки матерью — воспринимается как потворствование, прислуживание.

2. Большую строгость и жесткость, директивность в воспитании подростка-девочки, по мнению дочерей, проявляют матери. Причем директивность матери есть жесткий контроль, без какого-либо учета мнения подростка, как стремление матери к безусловной власти, а директивность отца воспринимается дочерью более лояльно, как образ твердой руки, которая учит ее подчиняться нормам определенного общества.

4. Большую автономность по отношению к дочерям демонстрируют отцы. При этом автономность отца проявляется в том, что они отгораживаются от семьи, становятся недоступными лидерами, игнорируют потребности других членов семьи.

5. Одинаково непоследовательны, по мнению дочерей-подростков, в их воспитании и отцы, и матери. Различие лишь в таких тенденциях, как самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью и недоверием — у матерей.

1. Матери в процессе воспитания проявляют больше позитивного интереса, принятия сына, чем отцы. Причем принятие подростка-мальчика отцом означает, по мнению ребенка, дружественные отношения, без применения силы, основанные на авторитете родителя, а принятие матерью значит для сыновей дружеское отношение без опеки.

2. Директивность в воспитании, по мнению подростка-сына, гораздо чаще применяет отец, чем мать. Причем директивность отца для подростка, это проявление власти над сыном путем управления и коррекции поведения ребенка, без излишней деспотичности, а директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней и шантажа.

3. Большую враждебность по отношению мальчика-подростка применяют отцы, чем матери. Враждебность отца, по мнению подростка-сына, это принижение отцом достоинств сына, вечное недовольство им, ориентировка отца на мнение окружающих. Враждебность же матери мальчики-подростки видят в ее агрессив-

Иихи?1Рия',н|вРологи5

ности, в ориентации матери исключительно на себя, в соперничестве с ним.

4. Большую автономность в воспитании сына проявляет отец, чем мать. Автономность отца воспринимается сыном как формальное отношение к воспитанию, а автономность матери — как диктат, упоение властью над ним.

5. Непоследовательность в воспитании сына проявляют практически одинаково оба родителя.

В результате проведенного исследования с применением методов математической статистики (корреляционный анализ по Пирсону) были получены следующие результаты:

1. Чем выше у подростка уверенность в собственной уникальности, тем он более демонстративен в своих поступках и действиях (г-=0,83). Восприятие себя, ситуации, собственной жизни в целом, как явления исключительного, не похожего на другие, могут способствовать выбору также исключительного варианта выхода из сложной ситуации (в частности суицид).

2. Чем больше в воспитании подростка отец применяет силу и деспотичность, беспристрастность в общении и формальное отношение к воспитанию, тем менее подросток склонен к демонстративности, желанию привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания (-0,31).

3. При склонности родителей в воспитании ребенка обходиться без наказаний или применять их крайне редко подросток не будет стараться привлечь внимание к своим несчастьям и шантажировать своим поведением (-0,37).

4. Неустойчивый стиль воспитания, постоянная резкая смена стиля и приемов воспитания могут способствовать формированию у подростка демонстративности, желания привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания, «истероидному» выпячиванию трудностей (0,30).

5. Непоследовательная и неустойчивая тактика воспитания со стороны матери может способствовать формированию высокой аффективности у подростка,

доминированию эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации, готовности реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно, эмоционально (0,35; 0,34).

6. Кроме того, непоследовательность матери, гипо-протекция в сочетании с чрезмерной требовательностью обоих родителей могут обуславливать восприятие подростком себя и своей жизни уникальными, не похожим на других, исключительными, могут способствовать формированию страха поражений и неудач в будущем, невозможности найти конструктивное решение, выбор исключительного варианта выхода в виде суицида (0,35; 0,33; 0,35; 0,30).

7. Гипопротекция и чрезмерность санкций в воспитании ребенка, строгие наказания, даже за незначительные нарушения могут приводить к формированию у подростка страха неудач в будущем, невозможности конструктивного планирования будущего, чувству неразрешимости текущих проблем (0,30; 0,35; 0,34).

Полученные результаты находят свое подтверждение в ранее проведенных нами исследованиях [15].

Заключение

Таким образом, полученные в исследовании результаты позволяют предположить, что на суицидальное поведение подростков влияют как индивидуально-психологические особенности личности, так и тип воспитания ребенка в семье. При положительном отношении к подростку у него могут быть сформированы психологические механизмы защиты и паттерны поведения, позволяющие ему более адекватно реагировать на возникающие стрессовые ситуации, снижать негативный эмоциональный фон. И, напротив, невнимание, недостаточно серьезное отношение к своему ребенку, его проблемам и переживаниям могут стать факторами, увеличивающими вероятность попыток суицида в подростковом возрасте. Данная статья носит исследовательский характер и не предусматривает рекомендаций по предотвращению подростковых суицидов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1987. - С. 87-88 .

2. Ахметзянова А.И. Изучение тревожности и коммуникативных способностей подростков с тяжелыми нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — №1; URL: http://www. science-education.ru/107-8279.

3. Менделевич В.Д., Мухаметзянова Д.А. Антиципационные особенности деятельности детей, страдающих неврозами // Социальная и клиническая психиатрия. — 1997. — №2. — С. 31-37.

4. Минуллина А.Ф., Муртазина Э.И., Коряшина В.И. Исследование структуры и взаимосвязи актуальных страхов у матерей и их детей // Практическая медицина. — 2014. — №2 (78). — С. 88-95.

5. Minullina A.F., Akramova I.A., Gurianova O.A. The Study of the Actual Fears Structure of Children and Their Mothers // Review of European Studies. — 2015. — Vol. 7, №5. — P. 244-252.

6. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. с сокр. Под ред. В.А. Базарова. — М.: Мысль, 1994. — №399. — С. 104.

Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. — // СПб: Речь, 2006. — С. 31.

7. Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации. — М., 1980. — 48 с.

8. Абитов И.Р. Особенности совладания со стрессом в норме и при психосоматических и невротических расстройствах / И.Р. Абитов // Психологический журнал. — 2013. — Т. 34, №1. — С. 86-96.

9. Блинова В.Л., Лопухова О.Г., Шишова Е.О. Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций как детерминанты саморазвития и личностного роста // Образование и саморазвитие. — 2015. — №1 (43). — С. 58-63.

10. Artemyeva TV. Humor as a Form of Coping Behavior among Russian Students // Middle East Journal of Scientific Research. — 2013. — Vol. 16 (3). — Р. 348-351.

11. Фролова А.В., Минуллина А.Ф. Практикум по клинической психологии // Учебно-методическое пособие. — М.: Школьная пресса, 2012. — С. 128-131.

12. Овчарова Р.В. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии // Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение, 1996. — С. 352, с. 182-192.

13. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицина Е.Е. Методическое пособие // СПб: ФАРиндекс, 2001. — 68 с.

14. Минуллина А.Ф., Мамедова С.А. Взаимосвязь личностных особенностей матерей и их детей в условиях неполной семьи // Современные исследования социальных проблем. — Красноярск: Научно-инновационный центр, 2010. — № 4. — С. 124-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.