Научная статья на тему 'Особенности экономики овцеводства Дагестана'

Особенности экономики овцеводства Дагестана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОВЦЕВОДСТВО / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ДАГЕСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сердерова Г. Р., Велибеков Р. А.

В республике, где овцеводство является одним из источников продовольствия и бюджетных доходов, а также сферой занятости населения и важным образующим ландшафт фактором, оно должно стать приоритетным объектом государственных ассигнований из регионального фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности экономики овцеводства Дагестана»

УДК 636.32/.38:631.1 (470.67)

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ ОВЦЕВОДСТВА ДАГЕСТАНА

Г.Р. Сердерова, Р.А. Велибеков (ГНУ Дагестанский НИИСХ)

Основным фактором, обусловливающим значение овцеводства в сельском хозяйстве региона, являются особенности земельного фонда республики.

Общая характеристика земельных фондов Дагестана затруднена: в горах, где при средней плотности населения (1932) по всему Дагестану в 14,7 человек на 1 кв. км горы приходилось 22,1 человека и плоскости 6,6, несомненно, ощущается недостаток пахотоспособных и пастбищных участков, наличие которых не позволяет планировать сколько-нибудь мощного развития животноводства в отрыве от плоскости и летних пастбищ.

По данным печати, в ЮФО на одного сельского жителя приходится 35,4 га площади сельхозугодий, в Дагестане-2,15 га. Аналогичная картина и с обеспеченностью пашней - соответственно 2,08 и 0,19 га.

Хотя численность населения республики по сравнению с 1921 г. увеличилась в 3,78 раза (710 тыс.-2686,6 тыс.), последствия начавшихся аграрных реформ наложили негативный отпечаток: удельный вес сельского населения уменьшился с 90,8 до 57,4%, значительная часть населения вынужденно мигрировала в другие регионы РФ, в равнинные районы и города страны. В связи с этим плотность населения в горных районах значительно снизилась, в отдельных районах (Ахтынский, Агульский, Кулинский, Дахадаевский) -до 25 человек на1 кв. км против 39,5 в среднем по республике. И это произошло при наличии разработанной «Концепции и программы социально-экономического развития горных районов Даг. АССР на 1991-1995 гг.», главной целью которой было создание в горной зоне полноценной, экономически выгодной жизненной среды для человека, сохранение экологической чистоты, прекращение миграции населения.

История развития сельского хозяйства Дагестана теснейшим образом связана с овцеводством.

Благоприятные природно-климатические условия, исторически сложившиеся навыки населения в разведении овец способствовали широкому развитию отрасли еще в дореволюционный период. Так, в общем поголовье всего скота в Дагестане в 1892 г. удельный вес овец и коз составлял 80,6%, в 1905г.-90,8%, в 1913г.-80,2%, в 1917г.-74,0%.

Из 3,32 млн. га сельхозугодий республики 82% представлены естественными выпасными массивами и сенокосами, из них 1,5 млн. га расположены в Прикаспийской и Притеречной низменностях, остальную часть составляют горы. Наличие такого массива естественных пастбищных угодий определило систему ведения овцеводства-отгонное с круглогодовым пастбищным содержанием.

Благодаря начавшемуся в Дагестане колхозному строительству

(1927), колхозы и кооперативные товарищества гор получили преимущественное право на пользование выпасными участками.

В1935г. с гор отгонялось на зимний выпас 780 тыс. голов скота, в 1937-1938гг.-1210,9 тыс., в зиму 1938-1939 гг.-1410 тыс., в т.ч 1108 тыс. голов овец.

Приоритетность отрасли овцеводства устойчиво закрепилась после создания двух новых пород - дагестанской горной (1950 г.) и грозненского мериноса (1951 г.). В результате их внедрения в производство закупки шерсти удвоились (с 2,6 до 5,1 тыс. тонн), средний настриг шерсти с овцы увеличился с 1,5 до 2,5 кг. Среди субъектов РФ Дагестан прочно закрепился на четвертом месте по численности поголовья и на пятом - по объемам производства шерсти. Вся производимая тонкая шерсть была качественной и востребована промышленностью. В 1979 г. хозяйства Дагестана продали государству тонкой шерсти первого класса 94,1%, СОАССР-88,4,ЧИАССР-81,9, КБАССР-83,2, КАССР-84,7, Ставропольского края-77,0, Краснодарского-62,4 и Ростовской области-61,3%.

К числу экономических особенностей овцеводства можно причислить:

- для подавляющего большинства хозяйств горной зоны, где проживает более 60% сельского населения республики, оно является основным источником дохода;

- более 80% овцепоголовья перегоняются с одних сезонных пастбищ на другие, система ведения горно-отгонная с круглогодовым пастбищным содержанием животных;

- с1962 по 1970 гг. сумма выручки от реализации овцеводческой продукции была выше, чем за продукцию крупного рогатого скота, свиней и птицы вместе взятых;

- наличие больших массивов естественных пастбищ и сенокосов (более 80% в общей площади сельхозугодий) и относительно благоприятные условия в Дагестане позволяют производить сравнительно дешевую продукцию. Производственная себестоимость единицы продукции (шерсти и баранины) более чем в 2 раза ниже их среднего уровня в зоне Северного Кавказа, а относительная убыточность (в нынешних условиях) от их реализации (без учета дотаций и компенсаций) ниже примерно на 45-25 пункта:

- на одного жителя производится шерсти (чистое волокно) в 18 раз больше, чем в среднем по России (2,60-0,144 кг);

- удельный вес баранины (живой вес) в общем объеме производства составлял по горной зоне 68% ( по отдельным от 75 до 82%), а по плоскостной-43% (по бывшему Союзу -8-10%).

Под воздействием «небезызвестных аграрных реформ» в овцеводстве республики сложилась кризисная ситуация, создались предпосылки деградации отрасли.

«Обороты» процессу придал указ президента «О неотложных мерах

по осуществлению земельной реформы в РСФСР от 2.10.1991 г.», в котором руководителям сельхозпредприятий было предписано в 2-месячный срок до 1-го марта 1992 года принять решение о реорганизации хозяйств.

За 2 года в Дагестане были реорганизованы 52 хозяйства и на их базе создано 114 новых колхозов и совхозов. В них сократилось поголовье овец и коз на 20 тыс. голов, производство шерсти - на 21%. От реализации шерсти хозяйства республики уже в 1991 г. потеряли (с учетом частичной дотации) 57 млн. руб. Если в начале реорганизации сельхозпредприятий уровень рентабельности производства шерсти и баранины составлял 45 и 32%, то в 1999 г. отрасль стала убыточной (сумма убытков превысила 2 млрд. руб.).

Успешному смещению потенциала из коллективного в индивидуально-предпринимательский сектор способствовали: 1) изъятие у сельхозпредприятий и передача сельским администрациям больших площадей (в 1995г. - 580 тыс. га, 2004г. - 1088,8 тыс.га) присельских пастбищ; 2) выдача в счет оплаты труда, ресурсов и услуг большого поголовья овец и коз; 3) большой разрыв между затратами на производство продукции в сельхозпредприятиях и реализационными ценами. Так, себестоимость мяса овец превысила реализационную цену на 49%, шерсти -в 2,1 раза.

Доля хозяйств населения в общем поголовье овец и коз республики и объеме производства шерсти занимает порядка 80%, а в сельхозпредприятиях-10%. Такая концентрация, безусловно, привела к значительному уменьшению бюджетообразующей базы аграрного сектора в экономике региона, так как доходы от реализации шерсти хозяйствами населения становятся индивидуальным капиталом.

В создавшейся ситуации, как предполагает ряд ученых (Рыбин Г.И., 2004 г.), нуждается в четком определении положение овцеводства: в частном секторе или личной собственности граждан. Если это несколько голов, которые рассматриваются как личное подсобное хозяйство, где продукция производится для личного потребления в соответствии с п. 13 Ст.217 части 2 Налогового кодекса РФ, они не облагаются налогом. Содержание такого количества овец нельзя рассматривать как основное перспективное направление развития отрасли, а содержание нескольких десятков или сотни голов нельзя рассматривать как хозяйство, рассчитанное на личное потребление получаемой продукции.

Несмотря на все негативные потрясения «реформ», с учетом значимости овцеводства и козоводства, благодаря традициям и менталитету местного населения, в республике удалось не только восстановить поголовье овец и коз, но и превысить дореформенный уровень.

На сегодня Дагестан занимает лидирующее положение в РФ-28,5% численности поголовья овец и коз и 24% общего объема шерсти, а по ЮФО - соответственно 45 и 48%. Однако производство шерсти остается

убыточным по следующим основным причинам:

- отсутствие гарантированных каналов сбыта и неоправданно низкая цена, не окупаемая и половину затрат на производство.

- низкая продуктивность животных из-за деградирующей утраты кормовой ценности пастбищных угодий, обусловленной: а) отсутствием действенного механизма регулирования использования пастбищ, включающего жесткий контроль и штрафные санкции к нарушителям. Основной причиной прогрессирующей утраты кормовой ценности пастбищных угодий является нарушение установленных сроков использования и перезагрузки пастбищ.

Самой большой величиной, допускаемой естественной кормовой базой, считалось в республике поголовье 1913 г. (1685 тыс. овец и коз), но к 1940 г. поголовье увеличилось на 26%, а на начало 2009 г. поголовье, по данным МСХ РД, «перешагнуло пятимиллионную планку», и к тому же множество угодий, служивших животноводству, были распаханы, урожайность кормовых угодий снижалась в среднем за год на 1,2-1,4%, увеличились очаги эрозии. Чтобы избежать надвигающейся катастрофы, надо было сбросить поголовье.

Ассигнования на улучшение природных кормовых угодий недостаточны. По расчетам специалистов, стоимость работ по спасению пастбищ (Черноземельский и Кизлярский регионы) была оценена в 450 млн. руб., если подождать до 2000г. (как предлагали некоторые), - 3 млрд. 339 млд. руб. Был смысл поторопиться.

В республике, где овцеводство является одним из источников продовольствия и бюджетных доходов, а также сферой занятости населения и важным образующим ландшафт фактором, оно должно стать приоритетным объектом государственных ассигнований из регионального фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.