Научная статья на тему 'Основы организации и содержание профессиональной подготовки полиции Швеции'

Основы организации и содержание профессиональной подготовки полиции Швеции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
109
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖБА В ПОЛИЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УМЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ОТБОР КАНДИДАТОВ / ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванюшина Ирина Николаевна

В статье освещаются вопросы организации профессионального образования полицейских Швеции, особенности образовательной программы бакалавриата по специальности «Служба в полиции», а также требования к кандидатам на обучение по данной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы организации и содержание профессиональной подготовки полиции Швеции»

И.Н. Ванюшина

I.N. Vanyushina

№ 1 (2) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

УДК 378.6

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦИИ ШВЕЦИИ

В статье освещаются вопросы организации профессионального образования полицейских Швеции, особенности образовательной программы бакалавриата по специальности «Служба в полиции», а также требования к кандидатам на обучение по данной специальности.

Ключевые слова: служба в полиции, образовательный стандарт, профессиональная подготовка, умения и практические навыки, отбор кандидатов, порядок поступления.

PRINCIPLES OF ORGANIZATION AND CONTENT OF SWEDISH POLICE’S PROFESSIONAL TRAINING

The article highlights the organization of police's professional training in Sweden, peculiarities of the educational program for Bachelors majoring in «The Police Service», as well as requirements for candidates for training in this specialty.

Keywords: service in the police, educational standards, professional training, abilities and practi-

cal skills, candidate selection, order of intake.

Полиция Швеция является одной из многочисленных государственных организаций страны. В настоящее время в полиции Швеции работает более 28 тысяч человек, из которых 20 тысяч проходят службу в полиции (сотрудники полиции). Реформирование организации полиции Швеции также затронуло вопросы профессиональной подготовки сотрудников полиции.

За последние несколько лет организация профессиональной подготовки полиции Швеции перетерпела изменения, которые были направлены на обновление содержания программы профессиональной подготовки и увеличению времени обучения.

Основным этапом подготовки сотрудников полиции Швеции является обучение в образовательных учреждениях по программе бакалавриата «Служба в полиции» длительностью 2 года и 6 месяцев. Программа относится к категории офицерской подготовки. Окончательный переход к обучению сотрудников полиции по программе бакалавриата осуществится к 2015 году. Ранее подготовка сотрудников полиции осуществлялась в объеме, позволяющем получать основные знания и приобретать практические навыки, необходимые в работе полиции (начальная подготовка). Целью современной программы подготовки является достижение слушателем такого уровня знаний и практических навыков, который необходимым для успешного выполнения задач, возложенных на полицию. Задачами программы обучения являются:

1) умение слушателя самостоятельно и критически анализировать сложившуюся ситуацию,

находить решение проблемы с помощью имеющихся знаний;

2) знание слушателем задач и функций полиции, правил и методов работы полиции;

3) готовность сотрудника полиции к профессиональным действиям в повседневных ситуациях;

4) выработка уверенности сотрудника полиции в своих профессиональных знаниях.

В настоящее время подготовку сотрудников полиции в Швеции осуществляют три образовательных учреждения: Академия полиции в Стокгольме и университеты в городах Умсо и Векше, где действуют факультеты по обучению сотрудников полиции.

Формальными требованиями к поступлению на службу в полицию (обучение) являются:

1) гражданство Швеции;

2) достижение возраста 18 лет;

3) пригодность для работы в полиции: положительные личностные характеристики и отсутствие нарушений законодательства;

4) наличие права управления транспортным средством (категория «В»);

5) умение плавать (выполнение последовательно без перерыва: плавание брассом - 150 м, плавание на спине без рук - 25 м, поднятие манекена на глубине 1,5 м и плавание с ним К) м в положении манекена «лицо над водой»);

6) состояние здоровья (физическая работоспособность, проверяется с помощью вслоэргомстрии);

7) медицинские показания (отсутствие ряда хронических заболеваний: психических заболеваний и поведенческих расстройств, диабета, некоторых хронических инфекционных заболеваний,

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №1(2) 2014

61

расстройств нервной системы, болезней сердца, органов дыхания, ревматических заболеваний и ожирения):

8) психологическая готовность (уровень самосознания, способность к адаптации, ответственность, сдержанность, коммуникативность);

9) соответствие квалификационным требованиям для поступления в университет.

Прием на обучение осуществляется на конкурсной основе. Поступление в образовательное учреждение осуществляется посредством заявки, направляемой на интсрнст-сайт Кадрового агентства - специального органа государственной власти Швеции, занимающегося вопросами отбора военнослужащих, сотрудников полиции, сотрудников системы исполнения наказаний и др. Прием заявок осуществляется дважды в течение года: весной и осенью. Заявление и вес необходимые документы, подтверждающие соответствие кандидатов требованиям на службу в полицию, подаются в течение месяца с момента объявления. После завершения регистрации и онлайн-подачи заявления Кадровое агентство осуществляет проверю представленных документов и назначает время прохождения вступительных испытаний.

Вступительные испытания проходят в течение двух дней и начинаются с прохождения экзамена по плаванию и физической подготовке. В случае несдачи экзамена или отказа от него абитуриент к последующим испытаниям не допускается. Результаты сдачи экзаменов определяются в обшей сумме баллов и отдельно за каждое испытание. После сдачи экзаменов осуществляется медицинское освидетельствование, психологическая диагностика и тест на употребление наркотических средств.

В дальнейшем Кадровое агентство осуществляет проверку кандидатов на наличие су димости и организует собеседование абитуриентов с представителями полиции. В случае если, кандидат на обучение в полицию нс прошел один из отмеченных этапов отбора, его поступление повторно возможно нс ранее чем через два года. Система контроля повторного посту пления осу ществляется с помощью блокирования номера социального страхования в системе отбора.

По итогам отбора Кадровое агентство даст общую оценку кандидата, формирует список кандидатов на обу чение в полицию и направляет его в Академию полиции и Университеты г. Умео и г. Векше. Списки абитуриентов, прошедших предварительный отбор, опубликовываются на сайте Кадрового агентства. На основании полу ченных резу льтатов образовательные у чреждения осуществляют набор на обучение. Зачислению

подлежат абитуриенты, набравшие максимальное количество баллов при прохождении испытаний. В 2013 году из 7278 кандидатов на учебу в Академию полиции было принято 328 человек, 39% из которых составили женщины. Средний возраст обучаемых в Академии полиции Швеции в настоящее время составляет 26 лет. При этом значительная часть лиц. посту пающих на обучение, имеют тру довой стаж, половина имеет образование на уровне колледжа или университета. Лица, нс прошедшие конкурс по сумме баллов, имеют право через полгода повторно направить документы для решения вопроса о зачислении.

Подготовка сотрудников полиции по программе «Служба в полиции» возможно с помощью дистанционных технологий, которая имеет такое же содержание, что и очная форма. Обучение осуществляется с помощью специального программного обеспечения, основанного на электронной системе Moodlc, и проводится в форме прямых трансляций занятий, выполнения заданий, проведения исследований. Дистанционное обучение нс освобождает слушателей от аудиторных занятий по отдельным темам и прохождения стажировок в отделах полиции. Слу шатели дистанционного обу чения делятся на учебные группы на основе географического расположения.

Программа обучения носит проблемно-ориентированный характер и включает различные области знания. Основным принципом обучения является получение и углубление знаний с помощью анализа и создания практических ситу аций. В этой связи теоретическое обу чение осуществляется в сочетании с практикой, что достигается при помощи различных у пражнений и практических занятий. Программа подготовки сотрудников полиции Швеции у деляет внимание вопросам повышения самосознания сотру дника полиции, способности принятия им обоснованных решений в различных ситу ациях, а также воспитанию сотрудников полиции. Вопросы этики и толерантности, развитие нравственных ценностей и взаимоотношений интегрированы в программу обучения таким образом, что изу чаются сотрудниками полиции на всем протяжении подготовки.

Программа подготовки сотрудников полиции состоит из 5 семестров обучения. В течение последнего семестра слушатели проходят стажировку в отделе полиции. Длительность семестра теоретического обу чения составляет 20 недель, стажировка - 6 месяцев. В теоретической части обучения слушатели последовательно изучают учебные дисциплины, которые завершаются сдачей зачета или экзамена. Психологическая, огневая и

62

№ 1 (2) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

физическая подготовка, работа со средствами связи, практическое вождение осуществляются на протяжении всего обучения. Важной особенностью подготовки является проведение занятий слушателей в полицейском обмундировании и снаряжении.

Первый семестр обучения направлен на изучение основ работы полиции Швеции. В этот период происходит изучение правового положения полиции Швеции, полномочий сотрудника полиции, основ административного права, уголовного права и уголовного процесса, криминологии, планирования и управления. За время обучения отрабатываются навыки оказания первой медицинской помощи, применения физической силы и оружия, вождения автотранспортного средства. На этом же этапе обучения слушателями изучается конфликтология, целью которого является отработка методов разрешения различных конфликтных ситуаций, в том числе направленных на предотвращение применения сотрудником полиции физической силы. Преподавание осуществляется с помощью таких форм, как лекции, семинары, работа в группах, выполнение индивидуальных заданий и упражнений. В основе обучения лежит активное вовлечение слушателя в прецедентные ситуации, т. е. решение проблем и ситуаций, которые происходят в повседневной работе полиции.

Во втором семестре слушатели изучают вопросы, связанные с расследованием преступлений. В этом семестре изучаются вопросы уголовного процесса, криминалистики, судебной медицины, основы уголовного розыска. На данном этапе слушатели изучают методику и отрабатывают тактику проведения следственных действий. При обучении акцент делается в первую очередь на расследование преступлений против личности и преступлений против собственности. В рамках осваиваемых учебных дисциплин дополнительно изучаются вопросы сбора и сохранности доказательств, условия применения мер принуждения, психология следственных действий, работа с потерпевшими. Например, в рамках изучения криминалистики слушатель должен получить знания и навыки не только в области дактилоскопии, но и сбора образцов слюны человека и порядок последующей передачи для проведения ДНК-анализа.

В процессе обучения продолжается изучение конфликотологии с учетом прохождения дисциплин (конфликтология в следственных действиях), осуществляется психологическая, огневая и физическая подготовка, отработка навыков вождения, работа со средствами связи и

с компьютерным программным обеспечением. В части психологической подготовки сотрудников полиции уделяется внимание вопросам преодоления депрессии, изучению психологических методов подготовки к проведению полицейских операций. В качестве практических занятий используется ориентация человека с картой и компасом на незнакомой местности. В рамках огневой подготовки сотрудники изучают правила обращения с оружием, законодательство, регламентирующее применение сотрудником полиции оружия. На занятиях отрабатываются тактические приемы применения оружия в различных ситу ациях (например, при остановке транспортного средства). Для проверки знаний правовых оснований и отработки тактики применения оружия используется анатиз слушателями видеосюжетов различных практических ситуаций, в которых сотрудники полиции применяли оружие.

Третий семестр обучения состоит из модулей, направленных на изучение вопросов: ]) безопасности дорожного движения: 2) социальной депривации, психических расстройств и наркомании: 3) работы с несовершеннолетними. В семестре продолжается изучение криминалистики, огневой и физической подготовки и других дисциплин постоянного блока.

В сфере безопасности дорожного движения слушателями изучаются задачи, функции и методы работы полиции по обеспечению безопасности дорожного движения, процедуры рассмотрения нарушений правил дорожного движения и процесс расследования дорожно-транспортных нарушений. При обучении акцент делается на оказание помощи таким участникам дорожного движения, как лица с ограниченными возможностями, дети и пожилые люди, на изучение вопросов совершения дорожно-транспортных происшествий с участием лиц в состоянии опьянения, расследование несчастных случаев.

Курс, посвященный социальной депривации, психическим расстройствам и наркомании, направлен на изучение слушателями комплекса вопросов, в числе которых причины различных состояний психики человека, отклонения (расстройства) психики человека, особенности поведения человека, страдающего расстройством психики, наркоманией, алкоголизмом, а также вопросы тактики действий сотрудников полиции при контакте с такими лицами.

Изучение блока «Подростки» направлено на получение знаний о деятельности органов государства, участвующих в воспитании несовершеннолетних и профилактике совершения ими правонарушении, взаимодействии полиции с

63

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №1(2) 2014

данными органами. В рамках курса изучаются вопросы развития личности, молодежной культуры, психологии несовершеннолетних, методы работы с несовершеннолетними по профилактике правонару шений и их раскрытию.

Занятия по криминалистике в основном осу-щсстатяюгся в форме практических занятий, которые представляют работу слушателей на месте происшествия. На занятиях отрабатываются навыки работы с криминалистической техникой, закрепляются основные положения криминалистической тактики. Особое внимание при проведении занятий уделяется поиску следов преступления, вопросам фото- и видео фиксации места происшествия, ведению протокола осмотра места происшествия.

Огневая подготовка на данном этапе предполагает отработку различных методов стрельбы из служебного оружия, изучение тактики движений с оружием, стрельб) из различных положений (стрелковых позиций).

На завершающем этапе теоретического обучения (в четвертом семестре) изучается семейная криминология, преступления, совершенные на почве ненависти и курс о взаимодействии полиции Швеции. В этом разделе изучаются структура семейных конфликтов, содержание и формы дискриминации, расизма, ксенофобии, методы противодействия и их профилактики. При обучении обращается внимание на расследование преступлений, связанных с насилием в семье, в первую очередь насилием над детьми и сексуальным насилием. Слушатели изучают вопросы семейных отношений, виктимности детей и других членов семьи, причины насилия, особенности проведения следственных действий, сбора и оценки доказательств. Кроме того, при обучении уделяется внимание квалификации настоящих видов преступлений и взаимодействие полиции с иными правоохранительными органами. В рамках курса продолжается изучение конфликтологии применительно к рассматриваемым вопросам.

В рамках криминалистики и уголовного процесса изучаются вопросы расследований дел. связанных с насильственной смертью человека. На занятиях слушателями отрабатываются действия на месте происшествия, проведение иных следственных действий, осуществляется психологическая и стрессовая подготовка слушателей.

Огневая подготовка предусматривает приобретение навыков обращения с оружием и так-

тик) стрельбы в составе патруля. Для этого используются симуляторы стрельбы с созданием различных практических ситуаций.

Курс о взаимодействии полиции Швеции является последним в теоретическом обучении и направлен на дополнительное изучение текущих задач полиции Швеции, форм взаимодействия с иными органами государственной власти, организациями и учреждениями при проведении различных специальных мероприятий.

В течение четвертого семестра слушатели выполняют тематическое исследование, посвященное одном) из вопросов деятельности полиции, обучение завершается сдачей итогового экзамена.

После завершения обучения слушатель направляется в отдел полиции сроком на 6 месяцев для прохождения стажировки в должности помощника полиции. В дальнейшем, после успешного прохождения стажировки слушатель принимается на служб)1 в должности сержанта полиции. С осени 2014 года стажировка в отделе полиции слушателями будет начинаться во второй половине четвертого семестра, после которой слушатели будут возвращаться в образовательное учреждение для завершения тематической работы и сдачи итогового экзамена.

Дальнейшее обучение сотрудников полиции осуществляется в форме повышения квалификации. В настоящее время образовательными организациями реализуются более 50 программ повышения квалификации по различным направлениям деятельности полиции. Программы повышения квалификации отличаются гибкостью и способностью к варьированию в зависимости от потребностей обучения. Повышение квалификации осуществляется очно или возможно очно с элементами дистанционного обучения. Основными общими программами повышения квалификации являются вопросы дорожного движения, тактики расследования преступлений.

Повышение квалификации осуществляется, также на основании запросов департаментов полиции. При поступлении запроса (заказа) на подготовку специалистов образовательной организацией разрабатывается программа обучения, которая согласовывается с соответствующим департаментом полиции. В числе таких программ программы повышения квалификации по методике допросов, психологии общения, управления конфликтами, обращению с оружием, информационным технологиям.

X

64

№ 1 (2) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

Примечания

1. Интсрнст-сайт полиции Швеции. - http://poliscn.sc

2. Интернет-сайт Академии полиции Швеции. - http:/Av\v\v.polishogskolan.se

3. Интернет-сайт Департамента по подготовке сотрудников полиции Университета в г. Умео Швеции. - http://vv\\TY.polis.umu.se

ВАНЮШИНА Ирина Николаевна, преподаватель кафедры кадрового, морально-психологического и информационного обеспечения органов внутренних дел. Тюменский институ т повышения квалификации сотрудников МВД России. E-mail: yanych^bk.ru

VANYUSHINA Irina Nikolaevna, Lecturer of Chair of Personnel, Moral-and-Psychological and Information Support of La\Y Enforcement Agencies, Tyumen Institute for Advanced Training of La\Y Enforcement Officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: yanych ^bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.