Научная статья на тему 'Система полицейского образования в Германии'

Система полицейского образования в Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1761
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система полицейского образования в Германии»

Баранов П.П., Лепихов А.Н.

СИСТЕМА ПОЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ

Сотрудники РЮИ МВД России в составе делегации, представляющей Москву, Ростов н/Д, Смоленск и Челябинск, приняли участие в работе международного семинара “Актуальные вопросы полицейского образования” Земли Северной Рейн-Вестфалия. Согласно законодательству ФРГ полицейская служба и правомочность полиции определяются самостоятельно землями. Программа семинара включала мероприятия по ознакомлению с организацией полиции федерации и земель; с образованием и повышением квалификации полиции, а также состоялся обмен мнениями по вопросам теории и практики обучения полицейских.

Приоритетная область деятельности образовательных полицейских заведений состоит в развитии, совершенствовании и проведении непрерывной оптимизации мер по повышению квалификации в области борьбы с преступностью (предотвращение и подавление) и в применении технических и транспортных средств в соответствии с текущими потребностями и требованиями ситуации безопасности, возможностями и способностями полицейского персонала.

Необходимо отметить, что в ФРГ осуществляется подготовка сотрудника полиции (т.е. он не получает высшего юридического образования). Это является главным отличием от отечественной системы подготовки сотрудников милиции в высших учебных заведениях МВД РФ.

Инфраструктура профессиональной подготовки заложена в образовательную систему полиции, которая включает в себя три уровня:

1. Полицейский образовательный институт.

2. Институт повышения квалификации.

3. Высшая академия полиции.

На территории Земли Северной Рейн-Вестфалия находится несколько полицейских образовательных институтов. Главным принципом учебного заведения этого уровня образования является обеспечение тесной связи учебного процесса с полицейской практикой. Другими словами, содержательность и практическая направленность обучения в совокупности с качеством знаний обеспечивают двустороннее корректирующее влияние на формирование будущего сотрудника полиции.

На учебу принимаются как юноши, так и девушки, имеющие среднее образование. Обязательное требование - наличие прав вождения автомобиля. Отбор производит специальный центр, расположенный в г. Мюнстер. Здесь абитуриенты принимают участие в тестировании. Тесты предполагают исследование интеллекта, психологии и физической культуры. По результатам проведенного тестирования происходит отбор кандидатов на учебу. Сами высшие учебные полицейские институты приемом не занимаются, а лишь получают готовых к обучению студентов. Распределение успешно прошедших тестирование по различным институтам также осуществляется специализированным центром, проводящим отбор. Желающих стать полицейскими довольно много, конкурс составляет примерно 10 человек на 1 место. Количество обучающихся определяют Министерство внутренних дел и Министерство финансов данной земли.

Процесс обучения в полицейском образовательном институте рассчитан на 3 года. При этом одни из институтов специализируются на теоретическом обучении, а практические навыки работы полицейского студенты получают в стенах другого института. Поэтому процесс непрерывного обучения предусматривает несколько переездов из одного учебного центра в другой.

Теоретический курс за весь период обучения составляет 2200 часов и включает три крупных блока дисциплин: уголовно-криминалистические (уголовный процесс, криминалистика,

криминалистическая техника, ОРД и др.); правовые (государственное право, конституционное право, право вмешательства и т.д.); общественные и гуманитарные науки (логика, менеджмент, социология, психология, этика и др.).

Структура обучения также в значительной степени отличается от отечественного образования. Так, в течение первого года обучения студенты проходят теоретический курс, затем -практическое закрепление изученного теоретического материала и вновь - чисто теоретический курс. Второй год обучения включает два теоретических блока и третий, завершающий, учебный

год - практический курс. Третий курс основан исключительно на практическом обучении. Первоначально обучение происходит в практическом полицейском институте, затем непосредственно в полицейском участке, после чего сдается квалификационный экзамен.

Теоретический курс обучения полицейских включает лекции, семинарские занятия, тренировку поведения и представление дипломного проекта. Практическое обучение основано на требованиях формирования у студентов практических навыков работы. Проведенные исследования показали, что работающий сотрудник полиции должен в обязательном порядке обладать знанием и умением организации дорожного движения, разбираться в дорожно-транспортном происшествии, приобрести практические навыки осмотра места преступления, деятельности при массовых беспорядках, а также приобрести умение разрешения конфликтов без применения оружия.

Поэтому при практическом обучении преобладает тренинг, т.е. проигрывание возможных ситуаций действий полицейского патруля в различных ситуациях. В кадровом штате института есть специальные сотрудники, которые играют роль: потерпевшего, гражданина в нетрезвом состоянии, торговца наркотиками и т.д. Именно на них и отрабатываются действия студентов при разрешении практически возникающих ситуаций. Аналогично этим принципам строится и огневая подготовка. На экране тира проецируются возможные ситуации, с которыми сталкиваются полицейские, прибывшие по вызову. Им навстречу может появиться безоружный или вооруженный человек. В последнем случае полицейский открывает огонь на поражение. Именно в этом и заключается основной элемент тренинга.

Занятия проводятся в группах по 12 человек. С каждой группой работают два преподавателя, осуществляющих все виды учебных практических занятий. Оценка обучения студентов проводится по 15-и балльной системе. Если в процессе сдачи квалификационного экзамена студент получает оценку менее 5 баллов, то его оставляют на повторный срок обучения.

Среди обучающихся достаточно много девушек. Это объясняется тем, что работа патруля предполагает смешанный состав - мужчина и женщина - поскольку нарушителями являются не только представители сильного пола, но и слабого, есть действия, которые, согласно законодательству, должна осуществлять женщина-полицейский. Нормативы физической подготовки значительно ниже отечественных, но они одинаковы и для юношей, и для девушек. При успешном окончании учебного заведения студентам присваиваются звание «комиссар полиции» и одна серебряная звезда на погоны. Все выпускники направляются работать в патрульную службу.

Процесс обучения проходит под руководством преподавателей, которые отработали не менее четырех лет в практических органах. Их отбор производит специализированный центр, в состав комиссии которого входят руководитель института, психолог и специалист по предмету, который будет преподавать кандидат. При успешном результате отбора сотрудник полиции направляется на 6-и месячные курсы подготовки преподавателей. После окончания обучения сдаются пробные тесты, и только в случае их положительного результата практический работник может стать преподавателем. Помимо этого, обязательным требованием к преподавателю является владение хотя бы одним иностранным языком.

Дальнейшее образование сотрудники полиции осуществляют через институты повышения квалификации, одним из них и является институт в г. Нойсе. Поскольку этот институт обеспечивает послевузовскую подготовку, то его концепция образования должна отвечать профессиональным запросам полицейской работы. Передача знаний направлена на расширение компетенции и потенциальных возможностей персонала с помощью привлечения прикладных научных дисциплин. По су-ти дела, обучаемые в этих институтах проходят своеобразную специализацию для последующей работы в специализированных подразделениях: в криминальной полиции, в отделе по борьбе с наркотиками, оперативно-разыскных службах, службе наблюдения, в подразделениях организации борьбы с организованной преступностью и т.д.

Учебный процесс сориентирован на уровень обучаемых и касается личной, социальной, методологической и др. компетенций. Оно делает необходимыми точный анализ требований квалификации и достижение соответствующих результатов. Содержание изучаемых предметов отвечает многодисциплинарному подходу и сообщает информацию так же, как стимулы для мотивации и практики.

Процесс обучения охватывает различные аспекты полицейской деятельности: криминологические аспекты; историческое развитие; социальные и политические науки; межкультурные отношения; профилактику преступности; тактику и технологию негласного надзора; систему и логику следствия; характер действий в прокуратуре и суде; методику опроса свидетелей и т.д.

Обучающие мероприятия предлагаются в различных модулях по нарастающей сложности, предполагая разные уровни знаний обучающихся. В группу объединяются 12-20 человек, с которыми работают два преподавателя.

Большинство занятий проходит по следующей схеме: обучающиеся делятся на две группы и получают вводное задание, характеризующее практическую ситуацию (например, задержание угнанного автомобиля из Голландии). В задании также указываются конкретные учебные дисциплины, знание которых поможет правильно разобраться в ситуации (криминалистика, этика, уголовный процесс, Шенгенское соглашение, логика и т.д.).

После этого обучаемые самостоятельно, с использованием литературы, формируют макет и порядок действий самого полицейского, а также определяют перечень служб и подразделений, которые должны быть задействованы.

По истечении отведенного времени группы представляют свои варианты решения практической задачи, которые подвергаются обсуждению представителями обоих групп. Дискуссия проходит под руководством преподавателей, которые в конце занятия указывают на имеющиеся ошибки и недочеты и представляют правильное решение.

Учебный процесс не является непрерывным. Получив определенный блок знаний, обучающиеся направляются в полицейские участки, соответствующие их специализации, и там на практике применяют полученные знания. Затем вновь возвращаются в институт и продолжают обучение.

В течение года в институте повышают квалификацию порядка семи тысяч полицейских. Курсы повышения квалификации различны и по характеру, и по срокам обучения, которые колеблются от 4-6 недель до 6-и месяцев.

Штат института включает 60 преподавателей, отличительная особенность работы которых заключается в том, что после 5-7 лет педагогической деятельности они возвращаются в полицейские участки на прежнее место работы.

Система повышения профессиональной квалификации - это один из камней мозаики в процессе непрерывной оптимизации полицейской работы. Обучение и практическая подготовка должны быть ориентированы на контингент обучаемых и на ожидаемые результаты их обучения. Концепции обучения должны следовать нуждам и требованиям высококвалифицированной работы в интересах наивысшей безопасности граждан.

Следующий уровень обучения - подготовка кандидатов для работы в высших исполнительных органах полиции. Полицейская высшая академия для руководящего состава является единственным учебным заведением для подготовки специалистов высшего исполнительного органа Германии. Задачами обучения в академии являются: 1. Подготовка специалистов высшего командного состава Федерации и земель, включая прием квалификационного экзамена. 2. Повышение квалификации служащих высшего командного состава немецкой полиции. 3. Установление международных отношений с полицейскими структурами других стран. 4. Научные исследования в области полицейской системы.

В академию слушатели поступают по направлению МВД земель. Ежегодно обучается порядка 200 человек. Срок обучения - 2 года. Первый год обучение проводится непосредственно в землях, а второй год - в академии. За период обучения осваивается пять крупных блоков дисциплин.

Первый включает криминалистику и криминологию. Здесь с научной точки зрения анализируются проблемы превентивного и репрессивного контроля преступности. Для применения на практике по этой проблематике разрабатываются стратегические приемы и методы.

Следующий блок - транспорт. Работа полиции по обеспечению безопасности на транспорте рассматривается как неотъемлемая часть внутренней безопасности.

Третий раздел включает процесс получения знаний по полицейской технике, предполагающий использование всех технических новинок для работы полицейской службы.

В четвертом блоке содержатся правовые и социальные науки, а также правоведение. Темы по правоведению подбираются с целью разработки и изучения отдельных юридических проблем и актуальных правовых вопросов. Тематика социальных наук подбирается по конкретным вопросам внутренней и внешней политики государства относительно их применения в практической работе полицейских. Также разрабатываются профессионально-этические темы для проведения дискуссий по этой проблематике.

Последний раздел включает обязательные предметы, которые представляют наибольший интерес для служебной деятельности. Частично тематика здесь может определяться по желанию обучающихся.

Как уже отмечалось, второй год обучения проходит непосредственно в академии. Объем учебной нагрузки за год составляет 880 учебных часов и предполагает 1800 часов самостоятельной подготовки обучающихся. В учебных группах, как правило, не более 20 человек, а в подгруппах не более 7-и участников. Работа в учебных группах и подгруппах проводится двумя преподавателями и должна способствовать активной творческой дискуссии и сотрудничеству.

Учебные программы академии составлены по трем основным направлениям:

1. Основы руководства, организационные и экономические науки.

2. Полицейский менеджмент.

3. Правовые и социальные науки.

Основой обучения является учебный план, который обеспечивает для всех обучающихся одинаковую по содержанию подготовку: и для общеполицейских частей, и для уголовной полиции за оба учебных года.

Из отведенных учебных часов 50 % отводятся для лекций и семинарских занятий, на которых осуществляется комплексное изучение проблем полицейской деятельности. Оставшиеся 50 % занятий - занятия практические, на которых слушатели проводят разбор и анализ ситуаций, которые могут возникнуть на практике, на многодисциплинарной основе. Такие упражнения и тренировки способствуют повышению социальной и специальной компетенции сотрудников полиции, готовят их к умению применять полученные знания на практике.

Результаты обучения фиксируются на выпускных экзаменах. По изученным дисциплинам сдаются экзамены, каждый второй из которых проводится в письменной форме. Помимо этого, представляется для оценки письменная работа объемом 30-50 страниц и устная защита (презентация) проекта. Государственные выпускные экзамены включают пять письменных экзаменов, на проведение каждого из которых отводится 5 часов. Последний экзамен -комплексный, где на подготовку отводится 30 минут времени, а прием его осуществляют представители руководства академии, представители МВД земель и преподаватели академии. При получении неудовлетворительной оценки допускается разовая пересдача экзамена.

Подготовкой кандидатов для работы в высших исполнительных органах полиции сфера деятельности академии не исчерпывается. С 1999 г. Полицейская академия открыла Колледж управления. Это учебное заведение повышения квалификации рассчитано на опытных, проявивших себя на службе начальников высшего офицерского состава, которых планируется в будущем назначить на высшие должности в рамках Федерации и земель. Целью обучения является развитие личности.

Обучение осуществляется по блочной системе с учетом индивидуальных потребностей слушателей, и тем самым оно способствует повышению познавательного и научного уровней обучающихся. Курсы повышения квалификации длятся 4 недели, из них одна неделя рассчитана на стажировку каждого участника на руководящей должности крупного полицейского подразделения Германии.

Аналогичные по структуре колледжу управления с 2000 года были также созданы курсы повышения квалификации для молодых полицейских высшего офицерского состава, которые раньше прошли курс обучения от 1 года до 4-х лет. Цель этих курсов - ознакомить руководящих сотрудников с новейшими методами и моделями управления.

Помимо этого, академией проводятся различные курсы повышения квалификации руководящих кадров полиции Федерации и земель. Они делятся на 4 типа и, в зависимости от характера, могут быть: общепрофессиональными, должностными, проблемными и проектными.

Общепрофессиональные курсы предназначены исключительно для будущих офицеров высшего начальствующего состава. Эти курсы длятся 10 дней, в течение которых в небольших рабочих группах рассматриваются проблемы общественно-политического развития и их влияние на деятельность полиции; анализ новых научных достижений, имеющих значение для полиции; вопросы использования имеющихся сил и средств в чрезвычайных ситуациях.

Должностные курсы повышения квалификации выполняют задачу по расширению и углублению знаний по руководству личным составом и других профессиональных знаний сотрудниками полиции, занимающими одинаковые должности. Содержание учебного материала и учебные цели формируются, главным образом, из предложений участников обучения.

Проблемные семинары и рабочие совещания рассчитаны на события, оказывающие влияние на работу и на количественный состав полиции и которым необходимо подробное обсуждение. При обсуждении причин возникновения проблемных ситуаций акценты делаются на накопленный опыт участников курсов, который должен быть использован в процессе дальнейшей работы.

Работа проектных групп посвящена, главным образом, вопросам и проблемам правового, стратегического, тактического и организационного плана. Основная направленность работы проблемных групп - развитие взаимодействия теории и практики, включающее новейшие научные знания и проверенный на практике опыт. Результаты работы группы представлены творческими инновациями, моделями и концепциями.

При академии функционирует Технический институт полиции, который оказывает помощь и предоставляет консультации в рамках специально-технических мероприятий проведения экспертиз и программ. Данный институт координирует и осуществляет контроль за научными достижениями комиссий комитета и регулярно проводимыми конференциями министров внутренних дел земель. Он также способствует обмену опытом в ходе специальных заседаний, а также научно-технических мероприятий.

Наряду с техническими исследованиями Полицейская академия проводит с закрытыми учреждениями эмпирические исследования в различных научных областях, представляющих интерес для полиции. Значительна роль академии и при исследовании и развитии проектов по предупреждению преступности. Приоритетное значение приобретают исследовательские проекты, направленные на совершенствование управления, исследующие эффективность и продуктивность мер, принимаемых полицией.

Кроме этого, Полицейская академия является центральным учреждением по международным полицейским связям. В рамках международных программ в академии проводится стажировка полицейских стран Евросоюза. Она является членом Полицейской академии Центральной Европы и Ассоциации европейских полицейских школ, а также частью Европейской полицейской академии.

Краткий анализ образования сотрудников полиции в ФРГ показывает, что главным моментом в процессе обучения является тесная связь учебного процесса с полицейской практикой. Взаимосвязь науки и практики осуществляется в процессе взаимного корректирующего воздействия, обеспечивающего достижение высоких профессиональных качеств полицейских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.