Научная статья на тему 'Международный и национальный аспекты подготовки полицейских в Нидерландах и Германии'

Международный и национальный аспекты подготовки полицейских в Нидерландах и Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кислухин Владимир Александрович, Макаров Аркадий Николаевич

Статья посвящена истории и результатам реформирования полицейских образовательных систем в Нидерландах и в Германии. Автор рассказывает об инновациях, применяемых при подготовке и повышении квалификации полицейских служащих в этих государствах, о международных мероприятиях, проводимых в рамках национальных образовательных программ и Международной полицейской ассоциации. Аргументируется вывод о необходимости изучения передового опыта подготовки полицейских кадров в Нидерландах и в Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кислухин Владимир Александрович, Макаров Аркадий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The world and national aspects of traiuning policemen in the Netherlands and Germany

The article is devoted to the history and results of the reform of police training systems in the Netherlands and Germany. The author tells about innovation used for training and upgrading of police officers in these countries, about international events held under national educational programs and the International Police Association. The conclusion about the necessity to explore best practices of police training in the Netherlands and Germany is argued in the article.

Текст научной работы на тему «Международный и национальный аспекты подготовки полицейских в Нидерландах и Германии»

Суд должен исключить полученные в результате прослушивания данные, если прослушивание проводилось вопреки закону или не в соответствии с разрешением.

Кроме приведенных, существует еще ряд процедурных правил, применяемых при прослушивании телефонных переговоров8.

В заключение следует отметить, что Европейское сообщество и США реализуют выработанные подходы к правовому решению проблемы ограничения прав на сетях связи при проведении ОМ на сетях связи.

Примечания

1. Здесь под ОМ на сетях связи мы понимаем установленные статьей 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 33. — Ст. 3349) ОМ: контроль телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи.

2. Пока нам неизвестны решения Европейского суда, непосредственно связанные с нарушением приватности в Интернете. Однако, на наш взгляд, сформулированные ниже принципы относятся к любым видам ОМ на сетях связи.

3. Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 2. — Ст. 163.

4. Постановление Европейского Суда по делу «Класс (Klass) и другие против Федеративной Республики Германии» от 6 сентября 1978 года // СПС «Гарант».

5. Постановление Европейского Суда по делу «Крюс-лен и Ювиг (Kruslin and Huvig) против Франции» от 24апреля 1990 года // СПС «Гарант».

6. Прослушивание телефонных разговоров в международном праве и законодательстве одиннадцати европейских стран. — Харьков, 1999.

7. Решение Верховного суда США по делу Кац против США (1967 г.). Katz v. United States 389 U.S. 347, 88 S. Ct. 507.

8. См.: Пешков M.A. Прослушивание телефонных переговоров в уголовном процессе США и конституционные права граждан // Право и политика. — 2001. — № 4.

B.A. Кислухин, A.H. Макаров

Кислухин Владимир Александрович — доцент кафедры международного права Московской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: pravo@kisluhin.kirov.ru

Макаров Аркадий Николаевич — доцент кафедры иностранных языков Кировской государственной медицинской

академии, кандидат филологических наук, доцент

E-mail: arkmakarov@rambler.ru

Международный и национальный аспекты подготовки полицейских

в Нидерландах и Германии

Статья посвящена истории и результатам реформирования полицейских образовательных систем в Нидерландах и в Германии. Автор рассказывает об инновациях, применяемых при подготовке и повышении квалификации полицейских служащих в этих государствах, о международных мероприятиях, проводимых в рамках национальных образовательных программ и Международной полицейской ассоциации. Аргументируется вывод о необходимости изучения передового опыта подготовки полицейских кадров в Нидерландах и в Германии.

The article is devoted to the history and results of the reform of police training systems in the Netherlands and Germany. The author tells about innovation used for training and upgrading of police officers in these countries, about international events held under national educational programs and the International Police Association. The conclusion about the necessity to explore best practices of police training in the Netherlands and Germany is argued in the article.

Борьба национальных и международных сил правопорядка с преступлениями различной направленности предусматривает разработку и принятие наиболее высоких общих стандартов полицейских средств и способов работы, качественное обучение и повышение квалификации служащих

полиции, поиск эффективных путей кадрового обеспечения полицейских структур.

Объявленное Президентом России реформирование органов внутренних дел РФ предполагает интегрирование последних в мировую правовую систему, осуществление деятельности на основе

принятых в мировой практике форм и методов борьбы с преступностью.

Как следует из недавно опубликованного проекта Федерального закона «О полиции»1, полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности (ст. 1). Полиция осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 6). Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 10).

Таким образом, Российская Федерация смело встала на путь интеграции национальных органов внутренних дел в международную правоохранительную систему.

Одним из приоритетных направлений реформирования органов внутренних дел глава Российского государства видит в повышении качества подготовки кадров, совершенствовании индивидуальной и групповой деятельности сотрудников правопорядка, прежде всего, за счет роста их профессионального мастерства2.

Особенно актуальным вопрос полицейского образования и повышения профессионализма выглядит в свете вхождения России в Болонский процесс и подписание 24 октября 2007 года Президентом РФ Федерального закона о переходе на двухуровневую систему высшего образования3.

Отсюда следует, что реформирование органов внутренних дел немыслимо без детального изучения инновационного опыта отбора и первоначальной подготовки сотрудников полиции в зарубежных странах, имеющих сложившиеся демократические устои, с учетом национальных традиций и исторического опыта работы отечественных правоохранительных органов.

Сегодня всестороннее изучение, глубокая научная проработка и объективная оценка опыта подготовки кадров полиции за рубежом, практическая направленность ее обучения составляют крупную научно-практическую задачу для российской юридической науки.

Как справедливо признает профессор В.М. Баранов, «...в последние годы резко сократилось издание крупных монографий зарубежных юристов,

почти отсутствуют сборники законодательных актов иностранных государств. С учетом того, что далеко не все юристы свободно владеют иностранными языками, это направление связи правовой науки и практики является ослабленным»4.

В этом контексте исключительно значимым является исследование вопросов, связанных с подготовкой специалистов-полицейских в таких развитых западно-европейских странах со сложившейся демократией, какими являются Королевство Нидерландов и Федеративная Республика Германия.

В каждой из этих стран в историческом плане процесс профессиональной подготовки кадров полиции имел свои этапы, переходы, порождал определенные сложности, проблемы и противоречия, которые требовали значительных усилий общества и государства по их разрешению, переоценке, устранению ошибок и дальнейшему развитию.

Голландские и немецкие разработчики, независимо друг от друга, направляли свои усилия на реформирование существовавших в их странах образовательных систем, внедрение в практику профессиональных учебных заведений передовых образовательных технологий, разработку новых путей подготовки квалифицированных кадров полиции.

Как в Нидерландах, так и в Германии накопленный опыт позволил создать целостную и динамичную систему полицейского профессионального образования, сохранив при этом в каждой из стран своеобразие и оригинальность образовательного процесса.

Так, в Королевстве Нидерландов начало реформирования действовавшей ранее системы полицейского образования относится к последним годам прошлого века, когда для повышения эффективности деятельности полиции и одновременно в целях сокращения бюджетных ассигнований на содержание полицейского аппарата правительство Нидерландов приняло решение о реорганизации правоохранительных органов.

В результате 1 апреля 1994 года в Королевстве вступил в действие Закон о полиции 1993 года, в котором были определены организационные формы и статус новой полицейской структуры.

При этом правительством страны перед МВД Нидерландов ставилась непростая задача перехода от прежней системы подготовки полицейских кадров к новой в условиях непрерывности учебного процесса с сохранением преемственности положительного опыта, накопленного за предыдущие годы.

В результате комплекса организационно-правовых мероприятий, осуществленных Министерством внутренних дел и отношений в Королевстве, к 2002 году были достигнуты следующие положительные результаты:

1. Профессиональная подготовка полицейских служащих вошла как составная часть в образовательную систему Нидерландов.

2. Она смогла интегрироваться и в международную систему подготовки кадров для правоохрани-

тельных органов других стран, главным образом, членов Европейского Союза, с использованием передового опыта этихстран.

3. Устаревшие формы обучения были заменены на современные, передовые образовательные программы с оптимизацией их структуры и содержания.

4. Произошли унификация форм и методов обучения во всех двенадцати учебных центрах и создание единой образовательной системы на базе Полицейской академии в Апелдорне.

5. Повысилась эффективность профессионального подбора кандидатов на обучение в Полицейской академии.

6. В результате материального стимулирования поднялись престиж труда и квалификация профессорско-преподавательского состава. К преподаванию в Академии стали больше привлекаться практические работники из полицейских подразделений страны.

7. Стратегия усвоения учебного материала слушателями, наряду с запоминанием пройденного, с включением элементов обобщения, структурирования, типологизации, стала учитывать и психологические свойства самих обучающихся.

8. Кардинально повысилось качество образовательных услуг.

9. Произошел переход на многоуровневую систему подготовки специалистов, в рамках которой стало возможным постоянное наращивание необходимого объема профессиональных знаний обучаемых.

Процесс перехода к новой системе происходил спокойно, постепенно, но настойчиво и планомерно, с основательным продумыванием каждого следующего шага и учетом существующих правовых институтов, обычаев, традиций образовательной системы Нидерландов с тем, чтобы не дискредитировать саму идею такого перехода.

В настоящее время Полицейская академия Нидерландов в Апелдорне, объединившая двенадцать ранее самостоятельных учебных заведений страны, стала центром образования и получения знаний голландскими полицейскими. Она организует набор слушателей, проводит их экзаменовку, принимает решение о признании полученных ими ранее компетенций и дает образование на уровнях: «среднее профессиональное», «бакалавр», «магистр».

Сегодня полицейское образование в Нидерландах представляет единую систему, в которой различные курсы и обучающие программы связаны друг с другом. В центре образования стоят проблемы, с которыми полицейские сталкиваются в их ежедневной работе. Обучение проходит по так называемой двойственной системе, которая позволяет обеспечить как групповой, так и индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

На аудиторных занятиях студенты контактируют с преподавательским составом и руководителем обучения (learning process supervisor). В полицей-

ских подразделениях их практикой заведуют инструктор (coach) и наставник (route supervisor).

Обучение в Академии начинается с подбора кандидатов на учебу. Этим занимается центр по тестированию компетенций и мониторингу. Привлечение внимания населения к службе и подготовке полицейских кадров происходит через средства массовой информации (радио, телевидение, журнальную рекламу, веб-сайты и т. п.), стенды во время проведения массовых мероприятий,торговых ярмарок и т. д.

Кандидат на поступление в Академию проходит отборочный конкурс со сдачей экзамена и приступает к обучению на одном из пяти возможных образовательных уровней в зависимости от своих ранее полученного образования и компетентности. Полицейская академия развивает и стимулирует знания студентов таким образом, чтобы эти знания приносили максимальную пользу при выполнении сотрудником служебных обязанностей.

Образовательный процесс включает изучение проблемных областей (доменов), например, таких, как национальная безопасность, целостность общества, служение обществу и государству, коммуникабельность и др.

Домены, в свою очередь, делятся на ключевые задания, составленные на основе повседневной полицейской практики: расследование дорожно-транспортных происшествий, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, экологических правонарушений, действия во время массовых беспорядков, работа с населением и т. д.

Весь процесс обучения распределен на периоды протяженностью по три месяца, в течение которых студенты вначале осваивают азы полицейской науки в учебных аудиториях, а затем направляются на следующие три месяца в полицейские подразделения. По окончании каждого трехмесячного теоретического курса слушатели сдают экзамен.

Экзамен сдается не в традиционной форме, а в виде конкретных задач с обыгрыванием стандартных ситуаций и инсценировкой преступлений, в ходе расследования которых слушатели должны прибыть на место происшествия, собрать улики, произвести необходимые следственные действия, задержать преступника и в результате продемонстрировать свою компетентность. Все действия слушателей при этом записываются на видео и в аудиторных условиях оцениваются руководителями занятий.

В процессе подготовки полицейских преподаватели Академии стараются не столько учить слушателей, сколько стремятся создать условия для их самостоятельного обучения. Для этого занятия максимально приближаются к реальной практике, для чего моделируются ситуации, используются статисты, строятся специальные помещения и полигоны, на которых происходит закрепление теоретических знаний на практике. При этом предполагается высокая загруженность обучающихся и строгие требования к уровню усвоения материала.

Качество предоставляемых знаний контролируют два консультативных органа: Совет по образованию полицейских (Police Education Board) и Совет по предоставлению знаний полицейским (Police Knowledge Board). Совет по образованию полицейских как независимый орган докладывает министру внутренних дел и отношений в Королевстве о качестве предоставляемого в Академии образования, его соответствии уровню знаний, получаемому выпускниками гражданскихучебныхзаведений.

В обязанности Совета по предоставлению знаний полицейским входит контроль за организацией их обучения в полицейских станциях и управлениях, а также за реализацией научных исследований в практической деятельности.

Развитие знаний о полицейской кооперации, получение информации по тематике европейского и международного значения возможно на факультете международного полицейского образования, находящегося в Варнсфелде. Здесь же, в старинном особняке на берегу живописного озера, расположены Музей голландской полиции и Мемориал, посвященный памяти сотрудников, погибших на своем боевом посту.

В Варнсфелде под руководством начальника факультета международного полицейского образования Тона Рюттинга проводятся межнациональные конференции и семинары, на которых руководители полиции и члены Международной полицейской ассоциации (International Police Association — IPA) разрабатывают стратегию поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности на европейском континенте, противостояния транснациональной преступности.

Дальнейшее продвижение полицейского служащего по карьерной лестнице тесно связано с постначальным уровнем образования. После нескольких лет практической деятельности полицейские служащие имеют возможность совершенствовать свой профессионализм в различных специальных областях: уголовном расследовании, защите окружающей среды, иммиграции, дорожном движении, пресечении массовых беспорядков или постигать науку оперативного, тактического и стратегического управления5.

В Федеративной Республике Германия, так же как и в Нидерландах, служба в полиции считается престижным занятием.

Во многом это обусловлено тем, что претендент на занятие полицейской должности с момента зачисления на службу получает стабильную заработную плату 1200—1500 евро (в зависимости от семейного положения), а после окончания учебы в профессиональном образовательном учреждении гарантированно обеспечивается рабочим местом.

В ФРГ начало реформирования действовавшей ранее системы полицейского образования относится к 60-м годам прошлого века, а резкое ускорение этого процесса началось с 1990 года, то есть со времени объединения восточных и западных земель в единое государство.

Современная система профессионального образования полицейских кадров Германии является одной из самых фундаментальных и прогрессивных в мире.

Подготовкой полицейских кадров в Германии занимаются на федеральном уровне Немецкий университет полиции в Мюнстере, Федеральная академия полиции в Любеке, Федеральный колледж общественной администрации, федеральные центры базовой и расширенной полицейской подготовки, отвечающие за организацию непрерывной подготовки сотрудников в пяти регионах Германии. На уровне субъектов ФРГ этими же вопросами ведают земельные органы представительной и исполнительной власти6.

Федеративная Республика Германия состоит из 16 федеральных земель, имеющих собственные полицейские формирования, организация которых в каждой земле имеет свои особенности.

Это явление обусловлено тем обстоятельством, что в соответствии с Основным законом ФРГ формирование и руководство полицейскими структурами является собственной прерогативой правительств федеральных земель7.

Поэтому, несмотря на определенное сходство в системах подготовки полицейских служащих, парламент каждой из 16 земель устанавливает свое нормативное регулирование подготовки кадров правоохранительных органов.

Так, ландтаг земли Северный Рейн-Вестфалия начал реформирование своей образовательной системы с того, что в соответствии с Болонской конвенцией с 2008 года установил двухуровневую систему подготовки служителей правопорядка, предусматривающую получение выпускниками профессиональных учебных заведений степеней бакалавра и магистра8.

В основу реформы земельные власти положили принцип экономизации, предусматривающий полный анализ затрат на полицейское образование и рациональное расходование бюджетных средств на подготовку для земельных органов управления.

Суть экономизации учебного процесса заключается в том,что теоретическая подготовка чиновников для различных земельных министерств и ведомств производится совместно для всех обучающихся по единой программе в шести образовательных учреждениях земли Северный Рейн-Вестфалия, расположенных в городах Мюнстере, Гельзенкирхене, Билефельде, Хагене, Дуйсбурге и Кельне.

В течение начального этапа обучения будущие специалисты в области здравоохранения, социального обеспечения, защиты природы, налогов и правоохранительной деятельности получают знания по теории государства и права, законодательству, этике, социологии, иностранным языкам, прикладному естествознанию, менеджменту, экономике, другим общетеоретическим, специальным и прикладным наукам. Но прежде чем будущий полицейский приступит к занятиям, от него требуется собрать и

представить необходимые документы о состоянии здоровья, полученном образовании, семейном положении, имеющейся квалификации.

Приглашением посвятить свою жизнь профессии полицейского и рекламированием учебных заведений занимается специальный отдел при Управлении по подготовке и повышению квалификации персонала полиции земли Северный Рейн-Вестфалия (Landesamt fur Ausbildung, Fortbildung und Personalangelegenheiten der Polizei Nordrhein — Westfalen — LAFP). Чтобы пройти конкурс для поступления на учебу, абитуриенту предстоит выполнить сложный процесс тестирования, в ходе которого определяются степень общей культуры претендента, знание немецкого языка, математики, спортивной подготовки, состояния здоровья.

Особую сложность для поступающих в учебные заведения представляет экзамен по логическому мышлению, включающий вопросы, которые характеризуют психическое состояние кандидата в курсанты и уровень его интеллекта.

Экзамены заканчиваются собеседованием с членами комиссии, состоящей из двух экзаменаторов и психолога. Они определяют общее количество набранных экзаменующимся баллов в ходе трех этапов тестирования и объявляют о его зачислении или об отказе в зачислении в учебное заведение, если общее количество набранных баллов будет меньше установленного минимума.

Количество соискателей, которые будут зачислены по итогам тестирования в учебные заведения, определяется законодательно ландтагом земли Северный Рейн-Вестфалия, и в последние два года набор составляет 1100 человек. Министр внутренних дел земли только исполняет принятый парламентом закон, устанавливая своим приказом условия приема обучающихся.

В период обучения будущий специалист в области правоохранительной деятельности направляется для получения практических навыков полицейской службы в подразделение Управления по подготовке и повышению квалификации полицейского персонала земли Северный Рейн-Вестфалия, расположенного в городе Зельм-Борк. В учебных классах, тирах, бассейнах и спортивных залах Управления курсанты обучаются стрельбе из табельного пистолета «Walther-P99», плаванию, приемам рукопашного боя, строевой подготовке, вождению автомобиля. Здесь же на территории Управления расположены полигоны для изучения уголовного процесса, криминалистики, судебной медицины, других специальных и прикладных наук. Из тех трех лет, которые отведены программой на изучение всех образовательных дисциплин, 37 недель посвящены выработке у курсантов практических навыков документирования, расследования и раскрытия различных правонарушений.

На последней стадии обучения курсанты проходят практику в полицейских подразделениях под руководством опытных наставников из числа действующих офицеров немецкой полиции.

По окончании учебного заведения курсант выполняет квалификационную работу в виде исследования в области полицейского права, а после успешной защиты работы получает диплом бакалавра и звание комиссара полиции.

После пяти лет практической работы в подразделениях полиции для дальнейшего служебного продвижения полицейскому необходимо окончить высшее учебное заведение Германии и получить степень магистра.

Кроме того, продвижению по карьерной лестнице способствуют знания, полученные в ходе международных семинаров, проводимых Управлением подготовки и повышения квалификации земли Северный Рейн-Вестфалия, а также членство в Международной полицейской ассоциации (International Police Association — IPA).

В полиции Германии, как ни в одной другой стране мира, исключительное значение придается участию полицейского в деятельности этой международной общественной организации, организованной на профессиональной основе и включающей в себя более 320 тысяч членов в 64 странах мира. Региональные подразделения Международной полицейской ассоциации в ФРГ берут на себя вопросы организации и финансирования зарубежных стажировок членов IPA, обмена курсантами между учебными заведениями полицейского профиля разных стран, что положительно сказывается на дальнейшем карьерном росте полицейского служащего — члена IPA.

Немецкая секция IPA является одной из самых многочисленных в мире и насчитывает более 16 тысяч членов. Деятельность организации находит поддержку у руководства МВД ФРГ и пользуется доверием у правительства Германии.

На территории земли Северный Рейн-Вестфа-лия находится знаменитый замок Гимборн, в котором размещается учебное учреждение IPA — Центр международной информации и образования. Центр служит местом переподготовки и повышения квалификации международных полицейских сил, независимо от звания, должности, гражданства служащих правопорядка. Ежегодно около 2 500 человек из Нидерландов, Германии, США, Турции, Японии, Китая, других стран принимают участие в программах переподготовки полицейских кадров. Основную часть учебных занятий составляют недельные семинары, на которых происходит обмен опытом по решению актуальных проблем современности: организованной преступности, борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, торговлей людьми, защите окружающей среды, обеспечению общеевропейской безопасности.

За более чем сорокалетний период своего существования Центр постоянно направляет свои усилия на то, чтобы создать и сохранить накопленную базу теоретических знаний и практических навыков, на развитие социальной и межкультурной компетенции полицейских всего мира9.

Но, как отметили сотрудники Центра, в последнее время для обучения в Центр международной информации и образовании перестали приезжать служители правопорядка из Российской Федерации. Персонал замка Гимборн предполагает, что неучастие российских полицейских в международных образовательных программах связано с проведением в России реформы органов внутренних дел.

Из всего сказанного следует — инновации в полицейском образовании в Нидерландах, ФРГ, в других развитых странах приобрели глобальный масштаб и вышли на общеевропейский и мировой уровни, сопровождаются унификацией образовательных стандартов в соответствии с рекомендациями Европейского Союза, диверсификацией моделей подготовки кадров, совершенствованием технологий обучения.

В то же время каждое из государств, вставших на путь реформирования полицейской образовательной системы, стремится обогатить свой исторически наработанный базис, активно изучает инновационный опыт организации и содержания аналогичных процессов в других странах, выделяет наиболее рациональные и перспективные направления развития кадрового потенциала, формирует открытое для других государств современное образовательное пространство.

Системы полицейского образования в Нидерландах и в Германии являются хорошо организованными, сбалансированными, устойчивыми и достаточно эффективными в решении общих и специальных образовательных задач. Эффективное функционирование образовательных систем в этих странах обусловлено во многом всемерной государственной и общественной поддержкой, обеспечением приоритета в развитии, конкурсным принципом отбора наиболее способных и интеллектуально развитых кандидатов на полицейскую должность, практической направленностью образовательной деятельности.

Инновационные формы обучения в этих странах позволили в оптимальные сроки подготовить для практической деятельности десятки тысяч специалистов, способных решать современные задачи борьбы с преступностью на национальном и международном уровнях.

В Российской Федерации в связи с инициативой Президента РФ по созданию института полиции также следовало бы по примеру Нидерландов, Германии принять меры к тому, чтобы полицейское образование активно интегрировалось в мировой образовательный процесс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для этого требуются не только организационные изменения в структуре МВД России, но и решение других немаловажных проблем. Являются необходимыми:

— реформа существующей системы отбора, подготовки и повышения квалификации специалистов, способных превратить службу в полиции в необходимую для общества жизненную профессию;

— создание новых типов образовательных учреждений с современными образовательными программами, отвечающими передовым тенденциям развития полицейского образования;

— предъявление к кандидатам на полицейскую службу высоких требований, соответствующих европейским и международным стандартам;

— внедрение системы непрерывного образования, заключающегося в последовательном переходе от низкого к более высокому уровню подготовки курсантов на основе приращения получен-ныхзнаний;

— забота государства о достижении высокого уровня профессиональных знаний полицейскими служащими с достаточным финансированием образовательного процесса;

— экономизация образовательного процесса с выбором и использованием такой стратегии развития, которая наиболее эффективным образом может оправдать вложенные бюджетные средства.

Возможно, что выполнение перечисленных условий успешного реформирования не принесет в скором времени ожидаемых результатов, но легкомысленное и безответственное форсирование процесса может поставить на карту честь инициаторов реформы, дискредитировать саму идею создания в России профессиональной, эффективной в своих действиях полиции.

Примечания

1. Российская газета. — 2010. — 7 августа.

2. См.: Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел» от 24 декабря 2009 года // Российская газета. — 2009. — 28 декабря.

3. См.: Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» от 24 октября 2007 года № 232-Ф3 // Российская газета. — 2007. — 27 октября.

4. Баранов В.М. Новые формы связи юридической науки с практикой // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — Н. Новгород, 2010. — № 1 (12). — С. 11.

5. Die Polizei in den Niederlanden. Postbus 20011. 2500 EA Den Haag. — S. 7—52.

6. Polis — Правоохранительные органы государств-участников и партнеров // www.polis.osce.org/countries/ details.php

7. См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Б.А. Стра-шун. — М., 1998. — Т. 3. — С. 408—409.

8. Sehe: Der Bachelor-Studiengang beim LAFP NRWTraining fur die Praxis // LAFP-Magazin. Selm: Landesamt fur Ausbildung, Fortbildung und Personalangelegenheiten der Polizei Nordrhein-Westfalen, 2010. — S. 7—8 (перевод с немецкого А.Н. Макарова).

9. Sehe: Infomations-und Bildungszentrum Schloss Gimborn // 50 Jahre Verbindungsstelle Bork e.V. 16-23. September, 2006. — S. 49—55 (перевод с немецкого А.Н. Макарова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.