Научная статья на тему 'О структуре системы профессионального образования полиции Германии'

О структуре системы профессионального образования полиции Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О структуре системы профессионального образования полиции Германии»

ЗАРУБЕЖНЫЙ _2007*01

опыт -

О СТРУКТУРЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛИЦИИ ГЕРМАНИИ

кравчук л.с.,

доцент кафедры русского и иностранных языков

БелЮИ МВД России

Подготовка кадров полиции Германии является образцом единой, многофункциональной, многоуровневой,гибкой и эффективной системы профессионального образования, соответствующей современному динамичному интеграционному процессу. Особое внимание обращает на себя логическая завершенность и преемственность многоуровневой подготовки полицейских, четко выраженная зависимость занятия определенной должности и получения очередного звания от уровня профессиональной подготовки.

В соответствии со статьей 30 Основного Закона Федеративной Республики Германии «осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач есть дело земель» [1, с. 28]. Безопасность в стране обеспечивается деятельностью органов юстиции, военной полиции, ведомством по охране конституции, таможенными органами, полициями 16 федеральных земель, управлениями уголовной полиции 16 федеральных земель, федеральным управлением уголовной полиции, федеральной полицией. Таким образом, полиция относится к компетенции земель.

Численность персонала полиции в Федеративной Республике Германии: земельные полиции - 235998 сотрудников, федеральная полиция - 31683 сотрудников; из них высшего начальствующего состава - 3839, повышенного начальствующего состава - 137891, среднего начальствующего состава - 125951.

Для сравнения: в Свободном государстве Саксония из 12046 полицейских сотрудников высшего начальствующего состава - 182,

повышенного - 3928, среднего - 7936.

В структуре Министерства внутренних дел Саксонии полиция представляет собой отдел №3 «Общественная безопасность и порядок. Президиум земельной полиции», подразделяющийся на Управление уголовной полиции, земельное управление центральных служб, президиум военизированных частей полиции, семь территориальных управлений полиций, Высшую школу Саксонской полиции [3, с. 17]. В структуру президиума военизированных частей полиции входит институт подготовки и повышения кадров, состоящий из центра переподготовки полицейских, трех полицейских школ и школы служебного собаководства. Аналогичную структуру МВД имеют все федеральные земли Германии.

Предпосылкой для принятия на службу в полицию являются: готовность в любое время выступить на защиту свободно-демократических основных прав в свете Основного Закона; наличие германского гражданства в соответствии со статьей 116 Основного Закона или гражданства одного из государств Европейского Союза; выполнение прочих, определенных в Законе о полиции общих личностных предпосылок для причисления к рангу чиновников; отсутствие судимости; хорошая физическая подготовка и здоровье; неограниченная готовность к смене места жительства и места службы в пределах федеральной земли.

Кандидаты на службу в полицию должны иметь документ об окончании школы, реального училища, специального высшего учебного заведения или общего высшего учебного заведения. Они проходят обучение

2007'01

ЗАРУБЕЖНЫЙ

опыт

в школе земельной полиции или в школе при президиуме военизированной полиции и получают по окончании среднее специальное образование и допуск к службе в среднем начальствующем составе. Обучение разделено на два этапа, включая практику, продолжается от 24 до 32 месяцев и заканчивается итоговым экзаменом №1 на прохождение государственной службы.

Следующая ступень профессиональной подготовки - обучение в специальных высших учебных заведениях общественного управления (на кафедрах полиции) и высших школах полиции. Обучение, включая практику, продолжается три года и заканчивается экзаменом №2 на прохождение государственной службы в повышенном начальствующем составе. Возможность поступления в эти высшие учебные заведения имеют как служащие среднего начальствующего состава полиции, так и имеющие общее высшее специальное образование или специальное высшее образование.

Высшей ступенью профессиональной подготовки полиции является обучение в течение года в земельных или федеральных высших школах полиции или общественного управления и последующий год обучения в Германской высшей школе полиции, дающее доступ к службе в высшем начальствующем составе.

Обучение и проведение экзаменов в среднем, повышенном и высшем начальствующем звене полицейской исполнительной службы регулируется распоряжениями МВД, основывающимися на законах о государственной службе.

Целью профессиональной подготовки является обучение компетентных сотрудников полиции, подготовка их к принятию особой ответственности в свободном, демократическом и социальном государстве и формирование способностей в соответствии с их личностными качествами, предметно-теоретическими и практическими знаниями, способностями, навыками и умениями, а также физическими возможностями сообразно с правом, в интересах граждан, минимизируя конфликтные ситуации, самостоятельно и ответственно выполнять свои служебные обязанности. Должно быть обеспечено формирование профессиональной, социальной и личностной компетенций сотрудников и способности адаптироваться к деятельности в условиях развития и постановки новых задач.

Образовательные учреждения устанавли-

вают в рамках вышеназванных предписаний содержание, объем и структуру профессиональной подготовки, в частности, учебные предметы, периоды теоретического обучения и практики, учреждения для проведения практики, планы практического обучения и инструкцию по проведению практики. Учебный план требует согласования президиума земельной полиции в министерстве внутренних дел земли.

Обучение подразделяется на специальные теоретические и специальные практические отрезки, определяемые образовательным учреждением, если не имеется других предписаний в распоряжениях МВД.

За две недели до проведения итогового экзамена на допуск к службе в полиции определяется количество набранных студентами баллов по всем изучаемым предметам. Средний арифметический балл представляет собой показатель их успеваемости и определяется в период от начала обучения в вузе до промежуточного (переходного) экзамена, и от промежуточного экзамена до итогового экзамена.

Учреждениями для прохождения практики среднего начальствующего состава являются управления полиции, повышенного и высшего - управления полиции, земельные управления центральных служб, управления уголовной полиции, президиумы военизированных частей полиции, высшие школы полиции и учреждения повышения квалификации полиции, участки полиции федерации и земель, а также иностранные полицейские учреждения и ведомства. Практика может быть организована вне учреждений исполнительной полиции, если это предусмотрено учебным планом (органы Европейского Союза, Интерпол, Европол).

Конкретное место прохождения сотрудником практики определяется учебным заведением при согласовании с непосредственно подчиненным президиуму земельной полиции учреждением или служебным подразделением полиции, которые в рамках учебного плана составляют план практики и назначают руководителя для каждого практиканта, при чем один сотрудник может быть руководителем нескольких студентов.

Во время первоначального практического обучения студенты знакомятся с организацией, задачами, содержанием деятельности учреждений и органов полиции, изучают возможности сотрудничества с иностранными и правоохранительными органами, а также органами обеспечения безопаснос-

зАруБЕЖныЙ

опыт

2007'01

ти, не относящимися к полиции. Они несут посменную службу в инспекциях полиции, имея возможность практически применить полученные знания и умения и приобрести профессиональный опыт. При прохождении главного периода практики студенты работают во многих органах полиции, выполняя различные задачи ответственных исполнителей. Во время практики они проходят три психологических тренинга, продолжительностью одну неделю [2, с. 20]. На этапе заключительной практики студенты углубляют специальные теоретические и практические знания и умения, развивают научные познания и методы с ориентацией на подготовку к устному итоговому экзамену. Они имеют возможность пройти практику в зарубежных полицейских, международных правоохранительных органах, правоохранительных органах других ведомств. При прохождении заключительного этапа практики студенты обычно выполняют функции сотрудников повышенного начальствующего состава. Они имеют возможность, будучи членом проектной группы, самостоятельно разрабатывать с использованием научных методов одну из проблем полицейской тематики локального и регионального значения, дать ей оценку и определить модели решения, что служит улучшению развития восприятия полицейских задач.

Профессиональная подготовка сотрудников среднего служебного звена осуществляется президиумом военизированных частей полиции в специальных полицейских школах. Период обучения продолжительностью 30 месяцев делится на 12-ти месячный основной курс, включающий 3-х недельную практику и 8-ми месячный последующий курс с 17 неделями практики. Основной курс завершается переходным экзаменом, последующий курс - итоговым экзаменом.

К учебным предметам относятся: оперативная деятельность, включая самооборону; служебное полицейское дело; криминалистика; право вмешательства; уголовное, административное, гражданское право; правила, регулирующее движение транспортных средств; публичное служебное право; общественные науки; психология и конфликтология; коммуникативные тренинги; огневая подготовка; английский язык; спортивная подготовка; профессиональная этика; немецкий язык; первая помощь; информационная и коммуникационная техника; техника вождения автомобиля.

Учреждениями для профессиональной

подготовки кандидатов на звание комиссаров полиции и службы в повышенном начальствующем составе являются высшие школы полиции, специальные высшие учебные заведения полиции, кафедры полиции в высших школах общественного управления, обучение в которых продолжается 36 месяцев и делится на 10-ти месячный основной курс обучения, 5-ти месячную практику, 12-ти месячный главный курс обучения, 7-ми месячную главную практику и 2-х месячный заключительный курс обучения.

Во время основного курса обучения кандидаты на звание комиссаров полиции должны получить навыки методов научной работы, а также приобрести необходимые для главного этапа обучения основы знания. По окончании данного курса они должны быть ознакомлены с организацией и задачами полиции, основами практической деятельности, эти знания подтверждаются на переходном экзамене [3, с. 14].

В ходе главного курса обучения студенты должны посредством систематического расширения и углубления своих профессиональных знаний приобрести способность методической работы над научными основами дисциплин для того, чтобы быть в состоянии воспринимать и самостоятельно решать служебные задачи повышенного начальствующего состава, в том числе и в качестве руководителя. Исходя из этого, необходимо способствовать формированию у них понимания правовых, политических, экономических и общественных изменений полицейской деятельности.

Учебные предметы делятся на обязательные предметы и обязательные предметы по выбору. В некоторых вузах, например, в земле Рейнланд-Пфальц, предлагаются предметы по выбору, являющиеся факультативными, которые служат углублению и расширению предписываемых обязательных предметов; с точки зрения педагогики целесообразно интегрировать их в изучение специальных дисциплин.

Учебные планы определяют объем, содержание и форму преподавания учебных дисциплин и устанавливают долю обязательных предметов, обязательных предметов по выбору, факультативных предметов. На основе учебного плана разрабатываются планы учебных мероприятий. Обязательные предметы: наука об управлении; оперативная деятельность и полицейская техника; спортивная подготовка; огневая подготовка; криминалистика/криминология; правила

2007'01

зарубежный

опыт

движения транспортных средств и уголовное транспортное право; государственное право; полицейское право, общее административное право и право вмешательства; публичное служебное право; материальное и формальное уголовное право и право вмешательства; политическое образование; психология; социология; педагогика; профессиональная этика; информатика; производственная экономика и один иностранный язык на выбор.

Обязательные предметы по выбору устанавливаются учебным заведением, которое также определяет количество студентов в группе для изучения обязательных предметов по выбору, один из которых каждый студент определяет для себя в начале обучения на весь учебный период. Высшая школа полиции Саксонии предлагает студентам следующие предметы [3, с. 38-39]: социальное обеспечение; учение об организации; методика спорта; судебные естественные науки; организованная преступность; эмпирическое полицейское исследование; безопасность дорожного движения; молодежная преступность и молодежное уголовное право; углубленное изучение оперативной деятельности; политический экстремизм и проблематика сект; правовая психология; социальная психология и насилие; интернациональная деятельность; наркотическая и алкогольная зависимость; власть и мораль; коммуникация и управление конфликтами; дидактика обучения и повышения квалификации; работа с общественностью (коммуникация и СМИ); экономическая и компьютерная преступность; общественная полиция; полиция в Великобритании, уголовная юстиция в Великобритании/США (курсы на английском языке); углубленное изучение иностранного языка по выбору.

Учебный материал специальных дисциплин преподается в вузах полиции в соответствии с научной методикой и использованием научного опыта, в частности, с применением интенсивных методов обучения, с ориентацией на практику и применение полученных знаний. Студенты получают навыки самостоятельной деятельности, учатся применять свои знания с учетом полученного на практике опыта. Многочисленные и разнообразные проблемы и полицейские задачи рассмат-

риваются на учебных занятиях, семинарах, проектах, практических занятиях.

Профессиональная подготовка высшего начальствующего состава полиции осуществляется в земельных высших школах полиции и Высшей школе полиции Германии. Двухгодичное обучение состоит из 10-ти месячного специально-теоретического курса в высшей школе полиции и 2-х месячной практики. Второй год обучения проходит в Высшей школе полиции Германии и завершается итоговым экзаменом. Содержание и объем обучения определяются учебным планом Высшей школы полиции Германии унифицированного обучения кандидатов на службу в высшем начальствующем звене.

По завершению первого года обучения в высшей школе полиции кандидаты должны в рамках изучаемых предметов выполнить три экзаменационные 300-минутные письменные работы по отдельно взятым предметам и две экзаменационные работы по выходящим за пределы одного предмета темам. Кроме того, они обязаны подготовить одну семинарскую работу за шесть недель подготовки, представить её в форме 20-30-минутного устного выступления на заключительной дискуссии на семинаре.

Целью переходного экзамена является проверка усвоения кандидатом необходимых знаний и умений по завершению соответствующего периода обучения, гарантирующие дальнейшее успешное обучение. Итоговый экзамен позволяет установить, усвоены ли кандидатом знания и умения, необходимые для выполнения задач соответствующего служебного звена.

Обучение в высших школах полиции проводится в следующих формах: лекции, семинары, упражнения, коллоквиумы, практика, проекты, экскурсии, рабочие группы, самостоятельное обучение, повторительные курсы, тренинги.

По мнению российских исследователей, система профессионального образования полицейских в Германии является наиболее эффективной, самой фундаментальной и результативной в мире. Накопленный полицией Германии опыт целесообразно подвергнуть критическому осмыслению и учитывать в российской системе профессиональной подготовки сотрудников внутренних дел.

Литература

1. Grundgesetz der Bundesrepublik Deutschland. Bonn. 1999.

2. Gesetz- und Verordnungsblatt fuer das Land Rheinland-Pfalz vom 10.06.1998. §20.

3. Polizeigesetz des Freistaates Sachsen vom 13.08.1999. §71. (GVBl. S.466).

4. Колонтаевская И.Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран / И.Ф. Колонтаевская. - М. : Щит-М, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.