Научная статья на тему 'Бакалавриат – баланс между теорией и практикой (из опыта реформирования полицейского профессионального образования Саксонии (ФРГ)'

Бакалавриат – баланс между теорией и практикой (из опыта реформирования полицейского профессионального образования Саксонии (ФРГ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛИЦЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / МОДУЛЬНЫЙ КУРС / POLICE VOCATIONAL TRAINING / OPTIMISATION OF SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING / A MODULAR COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ральф Бертель, Кравчук Л. С.

В статье речь идет об итогах реформирования полицейского профессионального образования Германии в свете решений Болонского процесса на примере Института Саксонской полиции, рассматривается структура модульного курса обучения бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ральф Бертель, Кравчук Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bachelor degree - balance between the theory and practice (from the experience of reforming police vocational training in Saxony (Germany)1the Saxon Police Institute (Germany)

The article touches upon the results of reforming police vocational training of Germany in the light of decisions of Bologna Process on an example of the Institute of Saxon police, and it also deals with the structure of a modular course of teaching bachelors.

Текст научной работы на тему «Бакалавриат – баланс между теорией и практикой (из опыта реформирования полицейского профессионального образования Саксонии (ФРГ)»

Б*

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

БАКАЛАВРИАТ - БАЛАНС МЕЖДУ ТЕОРИЕЙ И ПРАКТИКОЙ (ИЗ ОПЫТА РЕФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САКСОНИИ (ФРГ)

BACHELOR DEGREE - BALANCE BETWEEN THE THEORY AND PRACTICE (FROM THE EXPERIENCE OF REFORMING POLICE VOCATIONAL TRAINING IN SAXONY (GERMANY)

УДК 378.22(430)

РАЛЬФ БЕРТЕЛЬ,

профессор Института Саксонской полиции

(Германия)

Л.С. КРАВЧУК,

доцент

(Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: в статье речь идет об итогах реформирования полицейского профессионального образования Германии в свете решений Болонского процесса на примере Института Саксонской полиции, рассматривается структура модульного курса обучения бакалавров.

Ключевые слова: профессиональное полицейское образование, оптимизация системы профессиональной подготовки, модульный курс.

Berthel Ralph, HoD of Police Management, Professor of the Saxon Police Institute (Germany).

L.S. Kravchuk, HoD of foreign languages, the senior lecturer, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia.

Abstract: the article touches upon the results of reforming police vocational training of Germany in the light of decisions of Bologna Process on an example of the Institute of Saxon police, and it also deals with the structure of a modular course of teaching bachelors.

Keywords: police vocational training, optimisation of system of vocational training, a modular course.

«Нет ничего более практичного, чем хорошая теория»

(Иммануил Кант)

Полицейское образование в Германии является хорошо организованной, устойчивой и достаточно эффективной системой, функционирование которой во многом обусловлено всемерной государственной и общественной поддержкой, конкурсным принципом отбора наиболее способных и интеллектуально развитых кандидатов на

полицейскую должность, практической направленностью образовательной деятельности. Взаимосвязь теории и практики осуществляется в процессе взаимного корректирующего воздействия, обеспечивающего достижение высоких профессиональных качеств полицейских [3].

19 июня 1999 года 30 европейских госу-

дарств, среди них и Германия, подписали Болонское соглашение, имеющее целью создание до 2010 года общего европейского образовательного пространства. Федерация и федеральные земли подписали соглашение о реформировании образования в европейском контексте.

Наряду с Немецким институтом полиции, который получил аккредитацию учебного курса магистров «Общественное управление - полицейский менеджмент» уже в марте 2004 года, в настоящее время почти все федеральные земли приняли решение

о постепенном введении курса бакалавров в соответствующих учебных заведениях полиции. По этому пути идет также Свободное государство Саксония. 9 июня 2006 г. МВД Саксонии уполномочило институт Саксонской полиции разработать концепцию курса бакалавров для получения аккредитации на осуществление образовательной деятельности в сфере профессиональной подготовки в старшем начальствующем составе полицейской исполнительной службы. Институт Саксонской полиции насчитывает в среднем 120 обучающихся на каждом из трех учебных курсов и является одним из самых малочисленных самостоятельных полицейских вузов Германии. В настоящее время в вузе коллектив из 63 преподавателей и сотрудников администрации выполняет задачи и осуществляет цели Института Саксонской полиции, который является единственным и исключительно академическим образовательным учреждением для сотрудников старшего начальствующего состава служебных подразделений полиции Саксонии. Институт обеспечивает высокое качество обучения в соответствии с поставленными задачами и при достижении следующих целей: обеспечение качественного образования при научной составляющей практической направленности обучения, тем самым укрепление кадрового потенциала среднего командного звена Саксонской полиции; возможность обучения в рамках подготовки к практической деятельности с учетом современных научных знаний и методов; формирование и развитие посредством междисциплинарного и практикоориентированного обучения компетенций обучающихся, необходимых для служебной деятельности; требование и поддержка личностного развития обучающихся и абитуриентов с целью развития у них социальной компетенции; организация курсов повышения квалификации для начальствующего состава служебных

подразделений с целью обеспечения высокого качественного стандарта высшего и среднего командного звена полиции; обеспечение в академическом образовании и повышении профессиональной квалификации руководителей Саксонской полиции связи профессионально-практических и специально-теоретических компонентов; соответствие актуальному общественному и политическому развитию; осуществление обмена с иными образовательными учреждениями общественного управления и другими научными учреждениями; поиск и поддержка контактов с образовательными учреждениями полиции за границей, международными, в частности, европейскими, партнерскими организациями с целью обмена практическим опытом; осуществление студенческого обмена; разработка и поддержка практикоориентированных исследовательских проектов, в частности, для поддержки практической деятельности полиции; укрепление авторитета полиции посредством осуществления целенаправленной работы с общественностью; пропаганда ценностей образования посредством публикаций результатов научной деятельности преподавателей и обучающихся; обеспечение качества образования посредством способствования повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, обеспечение постоянного контроля качества обучения; выполнение специфических задач в рамках обеспечения сотрудничества в области безопасности с федеральными землями Бранденбург, Саксония-Анхальт и Свободное государство Тюрингия. Исходя из этого, институт Саксонской полиции считает обязанностью формирование социальных компетенций, имеющих фундаментальное значение для функционирования такой организации, как Саксонская полиция.

Целью учебного курса бакалавров является формирование и развитие компетенций и профессионально-практических навыков обучающихся в процессе практикоориентированного обучения на основе научных знаний и методов, позволяющих им компетентно решать конкретные и ожидаемые задачи сотрудников исполнительной службы полиции Свободного государства Саксонии. Обучающиеся должны развивать ключевые компетенции, необходимые для службы в старшем начальствующем составе. Обучение четко направлено на формирование профессиональных ключевых квалификационных характеристик для старшего началь-

ствующего состава («Ои1:соте-ориентиро-вание») [2]. Учебный курс бакалавров имеет следующие цели: сообщение обучающимся научных знаний и методов, необходимых для выполнения задач старшего начальствующего состава; осознание обучающимися необходимости получения и непрерывного обновления уровня знаний и признание принципа обучения на протяжении всей жизни; формирование в ходе обучения необходимых для этого навыков и способностей, в частности, методических компетенций и способов разрешения проблемных ситуаций; ориентирование обучающихся на несение особой ответственности в качестве сотрудников полиции и руководителей в свободном, демократическом и социальном правовом государстве; развитие и укрепление личной ответственности и социальных компетенций обучающихся; идентификация обучающихся с профессиональным обликом полицейского и высокая профессиональная мотивация; своим поведением и деятельностью они отвечают ожиданиям общества и основным принципам профессионального сообщества; сообщение обучающимся всеобъемлющих специальных знаний и развитие способностей, необходимых после окончания института для выполнения служебных обязанностей во всех служебных подразделениях полиции Саксонии и на всех служебных должностях старшего начальствующего состава; развитие высокого уровня социальной компетенции для решения задач открытого и беспристрастного общения с гражданами, коллегами и сотрудниками вышестоящего начальствующего состава; формирование межкультурных компетенций, в частности, иноязычной компетенции, которые дают возможность посредством языка профессионального общения осуществлять коммуникацию с иностранными коллегами и иноязычными гражданами; формирование способности давать обоснованные, ориентированные на результат ответы на вопросы, возникающие в результате осуществления служебной деятельности; формирование осознания необходимости развития и поддержания физического состояния и выполнение спортивных нормативов в соответствии с административным предписанием МВД Саксонии о спорте в полиции; способности мотивированно, оказывая поддержку, передавать полученные знания и спортивные навыки своим сотрудникам.

Большое значение для определения имеющихся у кандидатов на учебу в институте

способностей и навыков для выполнения задач старшего начальствующего состава полиции является установление в конце обучения наличия подлежащих формированию компетенций. Для их представления Институтом Саксонской полиции совместно с Министерством внутренних дел Саксонии разработан Перечень квалификационных характеристик выпускника Института Саксонской полиции [2].

Перечень квалификационных характеристик состоит из общих и личностных предпосылок достижений для решения задач на определенном рабочем месте и представляет собой сумму ожидаемых от сотрудников знаний, навыков и опыта. Компетенции определяются решаемыми задачами и осуществляемой деятельностью, среди прочего из описания существующих служебных обязанностей. Перечень квалификационных характеристик выпускника института представляет обучающемуся ожидаемый от него по окончании обучения уровень владения специальными, методическими, социальными и руководящими компетенциями. Он образует основу концепции нового учебного курса бакалавров («Bachelor of Arts (B.A.)»

- полицейская исполнительная служба). Уровень компетенций выпускника должен обеспечивать его деятельность в среднем начальствующем составе после окончания вуза. Первичное и вторичное применение осуществляется, как правило, в сферах соответствующих задач и ответственности в линейных и штабных функциях в полиции общественной безопасности, в криминальной полиции, в специальных подразделениях, в руководстве организационно-специфическими оперативными ситуациями, в организации процессов управления, в управлении функциональных организационных подразделений.

Существуют 2 целевые группы, имеющие возможность обучаться в Институте Саксонской полиции. Саксония располагает трехступенчатой карьерной структурой. Карьерный рост сотрудников является прозрачным.

Сотрудники полиции среднего начальствующего состава, имеющие способность и предпосылки к службе в старшем начальствующем составе, должны получить высшее образование в Институте Саксонской полиции. Обучаться в Институте имеют право как имеющие опыт многолетней профессиональной деятельности сотрудники полиции среднего начальствующего состава, так и кандидаты на службу в полиции после окончания

шестимесячного подготовительного этапа обучения в Институте Саксонской полиции. Для обеих целевых групп существуют частично различные предпосылки для поступления в вуз. Общие условия поступления на службу в полицию: готовность служить свободнодемократическому устройству в смысле Основного Закона Федеративной Республики Германии и Конституции Свободного государства Саксония; гражданство ФРГ (ст. 116 Основного Закона) или гражданство страны Европейского союза; минимальный рост 165 см (мужчины), 160 см (женщины); пригодность к службе в полиции с точки зрения физического развития, состояния здоровья, качеств характера; упорядоченные экономические отношения; отсутствие судимости; отсутствие татуировок и пирсинга на доступных для обозрения частях тела; наличие свидетельства об умении плавать; наличие водительского удостоверения; готовность к смене местожительства и служебных должностей.

Соответствующие данным критериям сотрудники среднего начальствующего состава допускаются к обучению в Институте Саксонской полиции: если имеют необходимое для обучения в вузе школьное образование или равнозначный уровень образования; срок службы в течение минимум 3 лет в среднем начальствующем составе; возраст до 40 лет на момент окончания обучения; сдача квалификационного экзамена на допуск к службе в среднем начальствующем составе минимум на «удовлетворительно» (befriedigend).

Условием для поступления в институт является наличие профессиональных достижений, способностей и личностных качеств к карьерному росту, отраженные в служебной характеристике кандидата, выдаваемой руководителем его подразделения. Исходя из этого, кандидат должен иметь как минимум одно повышение в должности за период службы в среднем начальствующем составе.

Документы кандидатов на поступление рассматриваются создаваемой институтом специальной комиссией, ответственной за отбор кандидатов. В нее входят профессора, преподаватели вуза, сотрудники старшего и высшего командного состава служебных и административных подразделений полиции, МВД Саксонии. Кандидаты, допущенные к вступительным испытаниям, проходят процедуру отбора, состоящего из письменной и устной части. Письменная часть включает контрольную работу по ряду предметов с

тестами для определения уровня профессиональных знаний. Письменная работа содержит проблемные задачи из курса профессиональной подготовки среднего начальствующего состава. Оформляется работа в виде критерия множественного отбора (Multiple-Choice Test). Время выполнения 120 минут. Проверку работ осуществляет институт Саксонской полиции. Для дальнейшего участия в конкурсном отборе необходима оценка «достаточно» (ausreichend) за письменную работу. Устная часть вступительных испытаний состоит из 30-минутного экзаменационного собеседования с каждым кандидатом индивидуально или в группе членов конкурсной комиссии. В ходе собеседования по важным темам полицейской деятельности контролируются знания кандидата. Полученные результаты письменной части конкурсного отбора (до 60 %) и устной части (до 40 %) входят в общее количество баллов конкурсного отбора. По результатам полученных баллов составляется список кандидатов на обучение. В соответствии с предусмотренным количеством мест для обучения кандидаты из списка получают допуск к обучению в институте. Для каждого кандидата заводится учебное дело, где документируются результаты конкурсного отбора, которое является административным документом и может быть проверено в судебном порядке. Административные издержки проводимого институтом конкурсного отбора составляют около 200 минут на каждого кандидата. Наряду с вышеназванными общими требованиями, кандидаты, не имеющие опыта служебной деятельности в полиции до поступления в институт, обязаны иметь высшее или среднее специальное образование и иметь возраст к моменту поступления на службу не старше 32 лет. Кандидаты, прошедшие конкурсный отбор, получают звание «кандидат на получение звания комиссара полиции» (Polizeikommi ssaranwдrter) в статусе государственного служащего и направляются на прохождение начальной служебной подготовки в течение шести месяцев в подразделение полиции готовности с последующим обучением в Институте Саксонской полиции. Контроль документов кандидатов на службу в полиции, проведение теста и организация проведения начальной служебной подготовки находится в компетенции Президиума полиции готовности.

По распоряжению МВД Саксонии в 2006 году Институт Саксонской полиции присту-

пил к введению учебного курса бакалавров и разработке учебного плана бакалавриата на основе модульного обучения, базировавшегося на учебном плане курса дипломированных специалистов, который 24.02.2010 г. был передан в комиссию ACQUIN для прохождения процесса аккредитации “Bachelor of Arts (B.A.)” - Polizeivollzugsdienst (бакалавр

- исполнительная служба полиции). При концептуальном структурировании учебного плана курса бакалавров институтом были учтены как внешние, так и внутренние рамочные условия (Rahmenvorgaben): в первую очередь были определены масштабы учебных курсов бакалавриата конференцией министерства образования, конференцией ректоров высших учебных заведений и аккредитационным советом. Целью профессионального образования полицейских кадров Саксонии является подготовка высококвалифицированного выпускника, способного выполнять взаимозаменяемые функции и выполнять любые служебные задачи. С учетом перспектив совместного обучения в институте двух групп обучающихся с различными предпосылками и практическим опытом профессиональной деятельности, все обучающиеся после окончания института должны соответствовать «Перечню квалификационных требований выпускника Института Саксонской полиции». Учебный план содержит высокую долю профессиональнопрактических элементов, при этом соблюдена разумная последовательность отдельных учебных мероприятий (основной этап обучения, основной этап практики, главный этап обучения, стажировка); учебный курс имеет четкую модульную структуру; содержание учебных модулей является межпредметным, при этом учитывается пропорциональное соотношение между структурированным преподаванием учебного материала и основами свободы обучения (самостоятельная работа); содержание каждого модуля соразмерно семестру или учебному году; модуль «Служебный спорт, огневая подготовка, учебные тренинги, получение удостоверений» учитывает положение МВД Саксонии «Административные предписания «Спорт в полиции»; учебный курс начинается с преподавания научных основ обучения; к международным компонентам учебного курса относится иноязычное образование, исходя из этого, специальный модуль посвящен формированию межкультурной компетенции и сообщению знаний о правилах и ценностях международного сообщества и их влиянии

на деятельность полиции; увеличение доли самостоятельной работы только формально уменьшает учебную нагрузку преподавателей; профессорско-преподавательский состав оказывает в меньшей степени прямое влияние на результаты учебной деятельности студентов; подготовка самостоятельной работы обучающихся преподавателями учитывается при планировании учебной нагрузки; при координации модулей учтено равномерное распределение учебной нагрузки по кафедрам; при разработке содержания модулей, их распределении в учебном графике, их очередности в учебном курсе принимается во внимание кадровый состав института и регулярное привлечение внешних (внештатных) преподавателей; переход от системы переходных и выпускных экзаменов на систему модульных экзаменов не приводит к количественному увеличению затрат времени на проведение экзаменов для обучающихся, преподавателей и административного персонала; учебный курс заканчивается письменной работой бакалавра, которая не подлежит защите; научные исследования занимают значительное место в институте; обучающимся в рамках модулей по выбору должна быть предоставлена возможность заниматься разработкой актуальных для полиции научных тем; при структурировании и планировании учебного курса учитываются мощности института, касающиеся площадей и ресурсов.

Основной идеей Болонского процесса является «Переход от процесса обучения обучающими к обучению обучающимися» (от ведущей роли преподавателей к доминирующей роли обучающихся в учебном процессе) [1]. При разработке концепции учебного курса бакалавров на передний план выдвинута рабочая нагрузка студентов. Объем работы (Workload) обучающихся находит свою оценку в положении о том, что

1 балл (Credit) должен соответствовать 30 рабочим часам. При вычислении следует, что на семестр приходится 900 рабочих часов, соответственно на учебный год 1800 рабочих часов времени аудиторных и внеаудиторных занятий. В основу учебного плана Института Саксонской полиции положены фактические затраты рабочего времени обучающихся, соответственно 1 час учебного занятия (LVS) соответствует 1 астрономическому часу. Учебная неделя должна содержать 40 часов учебных занятий. 1 час учебного занятия складывается из аудиторного занятия или самостоятельной работы - объем 45 минут

и подготовки студентов до или после аудиторного занятия (например, смена учебного кабинета, повторение материала прошлого занятия и т. п.) - объем 15 минут.

Кандидаты на службу в полиции после зачисления на службу проходят так называемую начальную профессиональную подготовку. Она начинается в апреле и заканчивается в сентябре того же года сдачей переходного экзамена. Начальная профессиональная подготовка не является составной частью обучения в вузе. В то время как обучение в Институте Саксонской полиции направлено на то, чтобы сформировать у обучающихся научные, методические и личностные компетенции, а также профессионально-практические навыки, необходимые для выполнения ими служебных задач старшего начальствующего состава, начальная профессиональная подготовка служит для сообщения знаний в смысле элементарных компетенций кандидата на получение звания комиссара со специально-теоретической и профессионально-практической точки зрения для того, чтобы обеспечить их успешное обучение в Институте Саксонской полиции [4].

Первые два семестра предварительного этапа обучения служат тому, чтобы сообщить студентам систематические научные методы работы и знание основ в области психологии, социологии, правоведения, криминологии, организации дорожного движения и общественных наук. При этом должна быть обеспечена широкая научная квалификация учебного курса бакалавров. Посредством упражнений развиваются личностные компетенции будущих офицеров полиции. Обучающиеся могут прибегнуть к развитым на этом этапе ключевым компетенциям в ходе дальнейшего обучения и в последующей профессиональной жизни. В частности, они должны иметь способность к самообразованию в течение всей жизни и постоянному расширению компетенций. Основной этап обучения составляют модули 1-7, 13, 15.

На этапе предварительного курса обучения изучаются модули: «Научные основы обучения», «Научные основы деятельности», «Полиция в государстве и обществе», «Правовые основы и основы осуществления деятельности полиции по обеспечению безопасности», «Основы деятельности по обеспечению безопасности на транспорте», «Управление персоналом и коммуникация», сопровождающие обучение модули «Служебный спорт, огневая подготовка», «Предвари-

тельная практика», «Обязательный модуль по выбору с примыкающей практикой».

В основном курсе обучения предлагаются к изучению следующие модули: «Управление персоналом и коммуникация», «Действия полиции по расследованию различных видов преступлений», «Полиция в международном взаимодействии», «Полицейские базы данных», «Управление и проведение полицейских операций в сложных ситуациях», «Основы контроля над преступностью и уголовное преследование», «Особые проблемные случаи в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения», «Иностранный язык», сопровождающие обучение модули «Служебный спорт, огневая подготовка», «Практика по выбору или проектное обучение», «Обязательный модуль по выбору с примыкающей практикой».

К обязательным для изучения модулям по выбору относятся: «Молодежная преступность и ювенальное право», «Методика спорта», «Экспертная работа и расследование ДТП», «Экономическая и компьютерная преступность», «Вопросы эмпирических социальных исследований», «Установление личности с помощью информационных технологий (дактилоскопия)», «Международная полицейская деятельность и межкультурная коммуникация», «Работа со СМИ и общественностью», «Обеспечение безопасности дорожного движения», «Профилактическая работа полиции», «Обработка информации в полиции», «Деятельность специальных комиссий».

В ходе предварительного периода обучения студенты получают основополагающие теоретические специальные и методические знания, которые затем применяют в течение 22-недельной предварительной практики в своих служебных подразделениях (кандидаты с опытом службы в полиции) и в компетентных служебных подразделениях по месту жительства (вновь поступившие на службу). Тем самым они углубляют теоретические знания и учатся применять на практике полученные и имеющиеся умения и навыки. При этом обучающиеся должны приобрести специально-практические компетенции, которые обеспечат способность к профессиональной полицейской деятельности. Практика проводится в 4 основных сферах: работа по обеспечению безопасности дорожного движения и управленческая деятельность, контроль за преступностью и управленческая деятельность, защита от опасности и руководство персоналом, а

также взаимодействие со смежными служебными подразделениями.

Координация и планирование практики осуществляется Институтом Саксонской полиции совместно со служебными подразделениями. Ответственность за эффективность практики возлагается на обучающихся. В служебных подразделениях назначаются руководители практики, которые несут совокупную ответственность за результативность практики. К предварительной практике примыкает в конце 2 семестра 4-недельная часть избранного обязательного практического модуля. Организация этого времени практики варьируется в зависимости от модуля и может иметь вид практики или проектного обучения. Предварительная практика и практика по выбору должны служить мостом между предварительным и основным периодом обучения. Профессионально-практические знания и навыки, развитые во время прохождения практики, образуют основу для примыкающего основного этапа обучения.

В то время как предварительный этап обучения содержит сообщение знаний, обеспечивающих обучение на главном этапе, в ходе которого большое значение имеет подготовка к профессиональной деятельности и спектру задач старшего начальствующего состава. На лекциях, в деловых играх, упражнениях и тренингах обучающиеся встречаются с типичными ситуациями повседневной полицейской службы, которые разрешают с применением полученных теоретических знаний и приобретенного во время практики опыта. Модульное и междисциплинарное изложение тем полицейской практики (ситуации: расследование ДТП,насилие в семье, работа на месте происшествия, тренинги в роли руководителя) являются составной частью учебного плана и положительно зарекомендовали себя.

При реформировании учебного рабочего плана курса дипломированных специалистов в 2005 году были учтены потребности выпускников в определении целей практики и ее позиционировании в курсе. Обучающиеся в конце обучения проходят практику в тех подразделениях, где они впоследствии будут работать. Таким образом, они знакомятся со всем спектром задач, которые им предстоит решать в своей профессиональной деятельности и со структурой служебного подразделения. Эта так называемая «практика применения» (стажировка) оправдала себя и вошла в новый учебный курс бакалавров.

К концу 5-го семестра в основном завер-

шается процесс распределения по служебным подразделениям, и обучающиеся, как правило, знают, в каких подразделениях и в каких должностях они будут служить.

После окончания периода подготовки работы бакалавра обучающиеся проходят 12-недельную практику в служебных подразделениях, в которых они будут в будущем работать. Их деятельность во время стажировки организуется с учетом индивидуальных должностей во время будущей работы. Они знакомятся с будущей сферой деятельности, организацией и ограничениями задач в подразделении, где впоследствии будут служить. Они используют во время стажировки полученные теоретические знания и профессионально-практические навыки. Таким образом, обучающиеся оптимально готовятся к начинающейся через несколько месяцев профессиональной деятельности в старшем начальствующем составе и сокращают необходимый процесс адаптации в новой служебной должности. Кроме того, будущие руководители выпускников института имеют возможность получить представление о своих возможных сотрудниках. Руководителем практики оцениваются успехи практикантов во время стажировки.

В качестве заключительного этапа обучения в Институте Саксонской полиции выполняется самостоятельная научная работа, которая является так называемым измерителем того, какие специальные знания обучающиеся получили на лекциях и какие развили самостоятельно, а также методические компетенции во время самостоятельного обучения. В ходе обучения студенты получают возможность для выбора темы научной работы бакалавра в определенных научных сферах знаний, в рамках обязательного модуля по выбору или при выборе подразделения для прохождения практики. Решение о выборе темы работы принимается совместно студентом и научным руководителем. В распоряжение обучающихся отводится 300 часов исключительно для самостоятельной разработки научной работы. Обучающиеся используют отрезок времени около 7 недель до главной практики, в течение которого в институте не проводятся лекции. Подготовка работы бакалавра (выбор темы, согласование с руководителем, подбор материалов, составление плана и т.д.) осуществляется индивидуально во время общего предварительного обучения. Научная работа оценивается научным руководителем и одним рецензентом. Устная защита не предусмотрена.

Учебный курс бакалавров имеет исключительно модульную структуру. В основном затраты времени на каждый модуль - 30 кредитов. В отдельных случаях допускаются отклонения от основного объема времени в несколько часов, которые присоединяются к другому модулю. С учетом положений о ECTS (система оценки достигнутых результатов обучения) [2] общий курс оценивается в 180 зачетных единиц (кредитов). В соответствии с общими данными (расчетами) ECTS, по которым 30 часов рабочего времени соответствуют одному кредиту, общая трудоемкость образовательной программы составляет 5400 часов.

На учебный год отводится 1800 часов, 900 часов соответственно на 1 семестр. С учетом отпускного и праздничного времени еженедельная учебная нагрузка обучающегося варьируется от 40 до 41 часа. В учебном плане учитывается также самостоятельная работа студентов.

Три четверти объема учебного плана отводится на теоретическое обучение. В «чисто теоретических модулях» доля аудиторных часов в общем объеме затрат рабочего времени обучающихся колеблется между 50 и 64 процентами. В смешанных модулях, т.е. в модулях с теоретическими и профессионально-практическими элементами, количество часов, естественно, больше, т.к. в общем меньше часов отводится на сообщение теоретического материала, и именно благодаря связи теории и практики осуществляется достижение определенных целей обучения. В общей сложности доля аудиторных часов в теоретическом обучении составляет 52%. Дифференциация объясняется различным распределением часов аудиторной и самостоятельной работы в отдельных обязательных модулях по выбору.

Краеугольным камнем новой модели обучения является увеличение доли самостоя-

тельного обучения по отношению ко времени аудиторного обучения приблизительно 1:1, что в сравнении с курсом дипломированных специалистов имеет значительные изменения в плане содержания обучения. Определенные личностные компетенции, которые в последующей профессиональной деятельности имеют чрезвычайно важное значение, такие, как коллективизм, коммуникативные способности, способность преодоления конфликтов, формируются все же в ходе ограниченных аутодидактических учебных форм. Для этого необходимы условия обучения и дидактические методы, которые способствуют повседневному приобретению опыта, приобретению и развитию компетентност-но-релевантных умений и навыков, а также проблемному и практикоориентированному обучению. При этом соблюдается количество часов на аудиторное обучение, а также на формы руководимой ответственными преподавателями и кафедрами самостоятельной работы в рамках работы в небольших группах для достижения целей обучения. Доля самостоятельной работы под руководством профессорско-преподавательского состава составляет около 30 %, однако варьируется в зависимости от изучаемого учебного материала.

Таким образом, в новом учебном курсе бакалавров теория и практика не исключают, а дополняют и обуславливают друг друга. Научность и ориентированность на практику - отличительный знак образовательной деятельности вуза. Это функционирует, поскольку профессорско-преподавательский состав создал и развивает живую, критичную, но постоянно конструктивную и коллегиальную атмосферу образовательного процесса, руководствуясь принципом Гёте: «Действовать - легко, мыслить - трудно, действовать осмысленно - неуютно», но только так достигается результат.

Литература

1. Glossary on the Bologna Process. German Rectors Conference/Beit^ge zur Hochschulpolitik. Bonn. August. 2006. S. 196

2. Selbstdokumentation zum Studiengang Bachelor of Arts (B.A.) - Polizeivollzugsdienst. Hochschule der Sдchsischen Polizei (FH). Rothenburg/OL. 2010. S. 77.

3. Кислухин В. Полицейское образование в Германии: хороший пример должен быть заразителен // Милиция. 2011. № 1. С. 44.

4. Кравчук Л.С. Подготовка руководящих кадров как компонент профессионального поли-

цейского образования Германии // Социология образования. 2007. №7. С. 37-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.