УДК 378.14.013
O.A. МАЛЬЦЕВА
кандидат педагогических наук, зам. начальника кафедры специальной подготовки, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова E-mail: 0-malzeva@mail.ru
UDC 378.14.013 O.A. MALTSEVA
Candidate of Pedagogics, Deputy chief of the department of special training, Orel Law Institute of the Ministry of Interior of Russia named after V. V. Lukyanov E-mail: 0-malzeva@mail.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EFFICIENCY FACTORS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STAFF OF THE LAW-ENFORCEMENT BODIES EMPLOYED FOR THE FIRST TIME
В статье дается понятие профессионального обучения, рассмотрены разные точки зрения ученых, представлены психолого-педагогические факторы профессиональной подготовки. Проанализированы результаты анкетирования слушателей образовательного учреждения МВД России, выявлены основные профессионально важные качества сотрудника органов внутренних дел, а также нормативные документы, регламентирующие профессиональную подготовку сотрудников ОВД, впервые принятых на службу.
Ключевые слова: подготовка, обучение, акмеологические подходы, полицейский, профессионально важные качества, анкетирование, слушатели, общепрофессиональный цикл, учебный центр, факторы.
The concept of a vocational education is given, the different points of view of scientists are considered, psychology and pedagogicalfactors of vocational training are presented The results of questioning of listeners of educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia are analysed, the main professional and important qualities of the employee of law-enforcement bodies are revealed. The normative documents regulating vocational training of the staff of Department of Internal Affairs employedfor the first time are analysed
Keywords: preparation, training, acmeological approaches, police officer, professional and important qualities, questioning, listeners, general professional cycle, training center, factors.
Полицейский обязан эффективно решать профессиональные задачи, связанные с риском для жизни, при ограниченном времени максимально реагировать на ту или иную ситуацию с высоким уровнем ответственности за свои действия. Деятельность сотрудников органов внутренних дел (далее ОВД) непосредственно направлена на защиту личности, ее прав и свобод, охрану общественного порядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушениями, от ее эффективности зависит состояние правопорядка на территории Российской Федерации. Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональным и личностным качествам сотрудника, который должен быть культурным, образованным, способным к самообразованию и саморазвитию. к применению своих знаний в различных профессиональных ситуациях, в том числе, экстремальных условиях несения службы. В этой связи представляется необходимым переосмысление существующей системы подготовки кадров для ОВД.
Профессиональная подготовка личного состава органов внутренних дел РФ - это организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения за-
дач. возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организуется в порядке, установленном законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации. Видами профессиональной подготовки сотрудников ОВД являются: профессиональное обучение, служебная подготовка, переподготовка, повышение квалификации. Профессиональное обучение, в частности лиц, впервые принятых на службу, осуществляется в образовательных организациях МВД России.
Особую актуальность в настоящее время приобретает научный поиск, ориентированный на создание необходимой теоретической базы, инновационных технологий профессиональной подготовки сотрудников ОВД.
Проблема совершенствования профессиональной подготовки сотрудников уходит своими корнями в глубоко в историю. Так, например, меры по улучшению кадрового состава и организации профессиональной и правовой подготовки полицейских служащих были впервые приняты при императоре Николае I, обратившемся в 1832 году к дворянству, чтобы оно не уклонялось от службы в сельской полиции и направляло бы в нее «людей, истинно достойных звания блюстителей общественного порядка» [1]. Квартальным надзирателям, унтер-офицерам столичной полиции при условии
© O.A. Мальцева © O.A. Maltseva
успешной службы была предоставлена возможность сдать экзамен комиссии, состоящей из руководителей полиции и получить так называемый первый классный чин - стать чиновником 14 класса. Это приводило к повышению жалования в два раза и получению других привилегий, положенных чиновникам. Экзаменующийся должен был показать знание «Краткого катехизиса», то есть основных положений и норм морали христианского учения, умение бегло и грамотно читать и писать, знание арифметики. Особое внимание уделялось проверке знаний им инструкций, определявших права и задачи квартального надзирателя, правил ведения служебной переписки, статистического учета правонарушений, а также «порядка, соблюдаемого при отыскании людей, укрывающихся от полиции» и «правил первоначальных следственных действий» [2].
В настоящее время, акмеологические подходы к системе профессионального образования раскрываются в научных исследованиях A.A. Деркача, С.И. Змеева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, Л.Г. Лаптева. В.Г. Михайловского, О.Г. Хлоповских. Разработке методологических проблем деятельности сотрудников ОВД способствовали научные исследования и труды С.Ф. Зыбина. В.В. Закатова, Л.В. Кузнецовой. А.Ф. Караваева, Л.Г. Лаптева. В.Е. Петрова. Ю.В. Серова.
В начале 2000-х годов проявились негативные тенденции в построении и организации деятельности органов МВД России. Кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение не отвечали современным требованиям и нуждались в модернизации. К числу ключевых факторов, давших начало серьезным изменениям, можно отнести участившиеся факты нарушений сотрудниками ОВД законности и служебной дисциплины, коррумпированность определенной части личного состава, а также падение профессионализма в среде сотрудников, которые привели к размыванию профессионального ядра, недостаточной квалификации и отсутствию профессионализма руководящих кадров и рядовых сотрудников.
Появление нового Федерального закона «О полиции» (от 7 февраля 2011) свидетельствовало о необходимости реформирования системы МВД России. В данном законе указано на переход от количественных показателей оценки работы полиции к качественным.
Формирование кадрового состава МВД России, отвечающего современным условиям и владеющего информационными технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, является ведущим элементом обеспечения эффективности деятельности правоохранительных органов. Признание человеческого фактора ключевым ресурсом МВД России предполагает применение иного подхода к формированию и развитию профессиональных способностей сотрудников для достижения устойчивых результатов служебной деятельности в быстроменяющихся современных условиях, а также переосмысление существующей системы подготовки кадров для органов внутренних дел.
Особое внимание в системе МВД России уделяется профессиональной подготовке лиц, впервые принятых на службу. Из исследований и педагогической практики известно, что подготовка современного высококвалифицированного сотрудника ОВД предопределяет необходимость поиска и определение путей реализации приоритетных педагогических технологий обучения. Практика свидетельствует, что молодые сотрудники, закончившие образовательные организации, часто не могут принять быстрые и правильные решения в профессиональных ситуациях, составить первичные документы при оформлении правонарушения, испытывают трудности во взаимодействии с гражданами (правонарушителями, свидетелями, потерпевшими, очевидцами). Со временем, приобретая профессиональный опыт, сотрудники самостоятельно овладевают определенными специальными навыками, но метод «проб и ошибок» не является эффективным и требует значительного времени.
Целенаправленное профессиональное обучение, основанное на научных и проверенных практикой подходах, позволяет быстро и точно формировать умения и навыки служебной деятельности, а также профессионально-значимые качества (ПЗК), необходимые для выполнения оперативно-служебных задач.
С целью уточнения подтверждения перечня профессионально-значимых качеств сотрудника полиции нами было проведено анкетирование слушателей факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, обучающихся по программам профессионального обучения лиц, впервые принятых на службу в ОВД, в котором приняло участие 136 человек. В результате респонденты, методом перечисления, назвали ПЗК: профессионально-развитая память (85,4%), профессионально-развитое внимание (76,3%), наблюдательность (67,3%), честность (61%), коммуникативность или умение общаться с гражданами (93,5%) физическое развитие (77%), психологическая устойчивость (92,3%), трудолюбие (64%), законопослушность (73,2%), умение использовать знания по психологии в профессиональной деятельности (87,4%).
До 2013 года обучение сотрудников, впервые принятых на службу, проводилось на базе Центров профессиональной подготовки территориальных УМВД России на региональном уровне. В соответствии с распоряжением ДГСК МВД России от 13 мая 2013 г. № 1/4285 «Об утверждении перечня образовательных учреждений МВД России и центров профессиональной подготовки территориальных органов МВД России, осуществляющих дополнительно первоначальную подготовку и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в 2013 году» задачи по обучению данной категории сотрудников были возложены на ряд образовательных организаций МВД России.
В соответствии с примерной программой на обу-
чение сотрудников ОВД в зависимости от категории (рядовой и младший или средний и старший начальствующий состав), а также в зависимости от базового уровня образования на обучение отводится разное количество времени. Так, для слушателей профессионального обучения лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического), среднего юридического образования или высшего неюридического образования), а также среднего и старшего начальствующего состава (на базе высшего неюридического образования). отведено порядка 720 часов (срок обучения 25 недель). Процесс обучения для слушателей с высшим юридическим образованием составляет 620 часов (17 недель). К этим часам прибавляется практика и итоговая аттестация.
Целью профессиональной подготовки является получение слушателями новых теоретических знаний и практических умений и навыков, развитие способностей, необходимых для самостоятельного решения оперативно-служебных задач для реализации государственной политики по противодействию преступности и охране общественного порядка. Поэтому отличительной чертой профессионального обучения является обязательный учет профессиональной (практической) направленности.
Таким образом, профессиональная подготовка сотрудников ОВД в образовательных организациях МВД России является базовым уровнем их профессионального становления и представляет собой процесс ускоренного приобретения знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств, необходимых для самостоятельного исполнения служебных обязанностей по конкретной должности в органах внутренних дел.
Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Наряду с нормативными документами каждое учебное заведение в структуре МВД любого образовательного уровня получает социальный заказ государства (ведомства) на подготовку специалистов определенной квалификации и формирует определенные профессиональные задачи, которые должен уметь выполнять выпускник по его будущей специальности. На основе этих задач каяедое образовательное учреждение разрабатывает квалификационные требования к специалисту - выпускнику образовательного учреждения. В этом документе устанавливаются конкретные требования к объему и
уровням знаний, навыков и умений, качеств и способностей, которыми должны овладеть выпускники данного учебного заведения, чтобы грамотно выполнять свои функциональные обязанности по роду предстоящей профессиональной деятельности.
В настоящее время в образовательных организациях, осуществляющих профессиональную подготовку, обучение лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, организовано (традиционная модель) в соответствие с нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательных организаций МВД России.
В составе базовой составляющей (общепрофессиональный цикл) предлагается рассматривать юридические, общие гуманитарные, социальные дисциплины; темы расположены последовательно и направлены на изучение слушателями основных теоретических понятий и навыков для самостоятельного решения задач в повседневной деятельности.
Специальная составляющая (профессиональный цикл) включает общепрофессиональные и специальные дисциплины; изучаются темы, которые объединяют навыки и умения, полученные слушателями при изучении тем первого этапа, и даются более глубокие знания необходимые для решения служебных задач. Содержательная сторона подготовки определяется спецификой работы в органах внутренних дел.
Содержание и организация профессиональной подготовки объективно зависят от уровня развития науки, вооружения и техники, технологий их использования, способов ведения вооруженной борьбы и защиты государственных интересов. Эту зависимость выражает диалектический принцип соответствия содержания подготовки потребностям профессиональной деятельности полицейского в условиях мирного и военного времени.
Продолжительность, структура и содержание данного вида подготовки для каждой должностной категории сотрудников определяются соответствующими учебными, тематическими планами и программами, разрабатываемыми МВД России. Учебный процесс планируется на основе: плана-графика проведения подготовки; тематических планов: графиков последовательности и понедельного прохождения разделов; расписаний занятий, зачётов и экзаменов. Дополнительно образовательные организации самостоятельно разрабатывают рабочие программы в пределах типовых с учетом требований МВД РФ. Так программой профессиональной подготовки лиц, впервые назначаемых на должности рядового и младшего начальствующего состава ОВД, предусмотрено последовательное изучение тем необходимых для решения основных задач сотрудника полиции. Тематический план разрабатывается единый по всем циклам и разделам: общепрофессиональный цикл - введение в профессию, морально-психологическая подготовка, первая помощь, русский язык в деловой документации, культура речи; профессиональный цикл - правовая подготовка, основы криминалистической и специальной техники органов внутренних дел.
специальная подготовка и профессиональные модули. Предпочтительные формы и методы обучения: лекции, семинары, практические занятия.
Общепрофессиональный цикл состоит из дисциплин и междисциплинарных курсов, профессиональный цикл состоит из дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. Не менее 80% общего объема времени, отведенного на изучение профессиональных модулей, должно составлять практическое обучение. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
Практика является обязательным разделом программы. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. Производственная практика проводится в подразделениях полиции комплектующего органа концентрированно в рамках одного периода.
Итоговая аттестация проводится в форме квалификационного экзамена, включающего: защиту практической квалификационной работы, проверку теоретических знаний и практических умений.
Пункт 23 «Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденного приказом МВД России № 385 от 31 марта 2015 года, предусматривает направление сотрудников на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки не позднее трех месяцев с даты назначения на должность в органах внутренних дел. В случае направления сотрудника на профессиональную подготовку с нарушением установленного срока рассматривается вопрос о привлечении виновного сотрудника в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.
При этом пункт 27 указанного Порядка указывает, что численность учебной группы не должна превышать 30 и быть менее 15 человек. В случае малой наполняемости слушателей допускается по согласованию с соответствующим кадровым подразделением органа, организации, подразделения МВД России комплектование учебных групп меньшей численности, но не менее 10 человек.
Выполнение требований вышеуказанных положений в большинстве субъектов РФ существенно затрудняет своевременное комплектование учебных групп с учетом конкретной специализации (особенно в части таких категорий как следователи, дознаватели, оперуполномоченные, сотрудники ГИБДД).
В то же время Приказ МВД России № 521 от 18 мая 2012 года утвердивший квалификационные требования к должностям рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел, устанавливает одинаковые требования к профессиональным знаниям и профессиональным навыкам, а также к уровню физической подготовки лиц, назначаемых
на должности младшего начальствующего состава и лиц, назначаемых на должности среднего начальствующего состава (за исключением профессионального навыка взаимодействия с представителями органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций).
Кроме того, все примерные программы профессиональной подготовки содержат одинаковый перечень дисциплин общепрофессионального цикла. Перечень дисциплин профессионально-специализированного цикла большинства примерных программ (с учетом уровня образования) также в основном совпадает, за исключением дисциплин, учитывающих специфику должности, на которую назначен слушатель.
В этой связи для улучшения качества профессиональной подготовки, а также в связи с возникающими сложностями комплектования учебных групп по уровням образования одновременно с учетом конкретной специализации предлагаем разработать единые программы профессионального обучения лиц, впервые принятых на службу, с учетом уровня образования, но без учета специализации.
Отсутствие учета специализации при проведении профессиональной подготовки лиц, впервые принятых на службу в ОВД. предлагаем компенсировать проведением 2-3 недельных курсов повышения квалификации по конкретным специализациям.
Пункт 53 «Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденного приказом МВД России № 385 от 31 марта 2015 года, указывает, что сотрудники, выполнившие в полном объеме учебный план по программам профессионального обучения и успешно прошедшие итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность, считаются завершившими профессиональное обучение, а прошедшие итоговую аттестацию по программам профессиональной подготовки считаются прошедшими проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
В свою очередь «Методические рекомендации по организации учебного процесса при реализации программ профессионального обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении МВД России», утвержденные 25 мая 2015 года, указывают на то, что при проведении итоговой аттестации слушателей в форме квалификационного экзамена для обучающихся по программам профессиональной подготовки в программе квалификационного экзамена в обязательном порядке должны быть предусмотрены практические стрельбы из боевого оружия и боевые приемы борьбы, которые являются составной частью практической квалификационной работы.
Примерные программы профессионального обучения сотрудников имеющих общее среднее или среднее профессиональное (неюридическое) образование пред-
усматривают проведение занятий по огневой подготовке в объеме 104 академических часов, по физической подготовке в объеме 106 академических часов.
В то же время примерные программы профессионального обучения сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование или среднее юридическое образование, предусматривают проведение занятий по огневой подготовке в объеме 80 академических часов, по физической подготовке в объеме 80 академических часов.
Считаем необоснованным существенное различие объема физической и огневой подготовки слушателей в зависимости от уровня их образования. Предлагаем унифицировать объем учебного времени, отводимого на физическую и огневую подготовку, для всех категорий слушателей профессионального обучения.
Учитывая повышенное внимание, уделяемое вышеуказанными нормативными документами данному направлению профессиональной подготовки обучаемых, представляется целесообразным провести коррекцию путем увеличения объема учебного времени, отводимого для проведения данных занятий со слушателями, имеющих высшее профессиональное образование или среднее юридическое образование.
Многолетний и целенаправленный анализ теоретических и практических основ профессионального обучения сотрудников ОВД позволил нам на основе всестороннего исследования построить современную педагогическую систему профессионального образования для образовательных организаций МВД России и развить ее составляющие путем внедрения новых технологий в учебный процесс. При этом было установлено. что применение конкретной формы обучения в одном ее значении ограничивает педагогические возможности профессорско-преподавательского состава, снижает познавательный интерес обучающихся, повышает их утомляемость, затрудняет развитие самостоятельности и активности каждого в усвоении учебного материала. В то же время выявлено, что те преподаватели, которые дидактически грамотно используют разновидности каждой формы обучения и умело выбирают эффективные методы для их реализации, значительно шире раскрывают свой творческий потенциал в учебном процессе, осознанно уходят от шаблонов в обучении, правильно выбирают средства воздействия на слушателей, адекватные возможностям и потребностям различных категорий обучающихся.
Библиографический список
1. Жевлакович С.С. Образовательная политика МВД России: дис. канд. социол. наук. Саратов. 2002.
2. Борисов В.Д. Государственная служба в Российской Федерации: историко-правовое исследование. Ярославль. 1996
3. Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс] http://www. consultant.ru
References
1. Zhevlakovich S. S. Educational policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia: dis. of candidate of sociological sciences. Saratov. 2002.
2. Borisov V.D. Public service in the Russian Federation: historical and legal research. Yaroslavl. 1996.
3. The federal law of29.12.2012 № 273-FL (an edition of 13.07.2015) «About education in the Russian Federation» (with amendment and additional, coming in force from 24.07.2015) [An electronic resource] http://www. consultant.ru