I
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
ОБ ИННОВАЦИЯХ В МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ САКСОНИИ (ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ)
ABOUT THE NEW MODEL OF SUPERVISORIAL POLICE STAFF TRAINING IN VOCATIONAL POLICE EDUCATION IN SAXONY (FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY)
УДК 378(430)
Л.С. КРАВЧУК,
доцент
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) krawtschuk@mail.ru
L.S. KRAVCHUK,
associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: процесс рационализации и модернизации профессионального полицейского образования находится в центре современных исследований, что соответствует актуализации социального начала в деятельности полиции, создания новой философии ее деятельности. Изучение проблемы профессионально-личностного развития руководителей органов внутренних дел актуально как в теоретическом, так и в прикладном аспекте, прежде всего в контексте конкретизации социально-психологического содержания, изучения условий, путей и средств оптимизации процесса подготовки руководящих кадров полиции.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная компетенция, модернизация полицейского образования, компетентностная модель.
Abstract: the process of rationalization and modernization of professional police training is the centre of current research, which corresponds to the beginning of the actualization of the social activities of the police, creating a new philosophy of its activity. The study of the problem of professional and personal development of the heads of the Interior is important both in theoretical and action-oriented aspects, especially in the context of the specification of the socio-psychological content, the study of conditions, ways and means of optimization the process of supervisorial police staff.
Keywords: vocational education, professional competence, the modernization of police education, competence model.
Успех работы сотрудников правоохранительных органов базируется на основательном, научно обоснованном образовании, посредством которого формируются специальные методические основы знаний и развиваются соответствующие компетенции. Положительный результат от этого систематического процесса образования и
повышения квалификации не представляется возможным измерить, он также ни в коей мере не реализуется непосредственно, а проявляется только в далеко обозримом будущем. Как любой научно-дидактический процесс, в котором потребности в знаниях и компетенциях должны предвосхищать спрос в далеком будущем, про-
фессиональное образование сотрудников органов внутренних дел наряду с ключевыми квалификациями должно развивать превышающий необходимый для осуществления профессиональной деятельности багаж знаний, а также способствовать умножению запаса знаний, которые потребуются для применения в дальнейшей профессиональной деятельности, в частности, на руководящих должностях. Профессиональная подготовка не может ставить своей целью обучение сотрудников полиции начальствующего состава выполнению всех без исключения задач их профессии в течение многих десятилетий вследствие быстро изменяющихся правовых и социальных отношений. Полицейский должен быть в состоянии быстро и гибко приспособиться к подобным изменениям. Сегодня представляется возможным сообщить полицейским только основную базу знаний с высокой степенью абстрактности и указать им пути и методы, которые дадут возможность обработать и упорядочить новые знания.
Личность руководителя, уровень его профессиональной компетентности - значимый фактор, во многом определяющий успешность правоохранительной деятельности. Изучение проблемы профессионально-личностного развития руководителей органов внутренних дел актуально как в теоретическом, так и в прикладном аспекте, прежде всего в контексте конкретизации его социально-психологического содержания, изучения условий, путей и средств оптимизации. Становление сотрудника органов внутренних дел происходит в образовательной организации. В контексте проблем интенсификации учебного процесса, его приближения к реальным потребностям органов внутренних дел дискуссионными остаются вопросы, связанные с многоуровневой системой подготовки специалистов, соотношением профессионализма выпускников и их общеобразовательным уровнем, соответствием концептуальных основ ведомственной образовательной политики принципам государственной политики в области образования. Целесообразно с педагогической точки зрения переосмыслить систему подготовки управленческих кадров, найти новые формы и методы повышения эффективности профессионального обучения руководителей. В этом смысле интересен опыт профессиональной подготовки руководящих кадров полиции Германии.
Полицейское образование в Германии является хорошо организованной, устойчивой и достаточно эффективной системой, функционирование которой обусловлено во многом всемерной государственной и общественной поддержкой, конкурсным принципом отбора наиболее способных и интеллектуально развитых кандидатов на полицейскую должность, практической на-
правленностью образовательной деятельности. Взаимосвязь теории и практики осуществляется в процессе взаимного корректирующего воздействия, обеспечивающего достижение высоких профессиональных качеств полицейских [2]. Требования к профессии полицейского определяются в значительной мере общественными и технологическими изменениями; большой уверенностью населения в профессиональности полиции; качественным и количественным увеличением задач; требованиями согласованных и убедительных стратегических концепций в актуальных сферах обеспечения безопасности; требованиями технологических инноваций.
Процесс рационализации и модернизации полицейского образования находится в центре современных исследований, связывает и адсорбирует много ресурсов. В связи с интернационализацией деятельности полиции в условиях нарастания транснациональных террористических и криминальных угроз, изменением качественных характеристик преступности, возникновением новой философии деятельности правоохранительных органов в европейской системе полицейского образования в последние годы появились большие достижения в сфере обучения кадров, что соответствует актуализации социального начала в деятельности полиции, динамичному интеграционному процессу, предусматривающему создание европейской образовательной системы полиции. Европейское пространство, в том числе и образовательное, претерпевает в настоящее время глубокий процесс изменения, в который вовлечено также высшее профессиональное образование полиции [2]. Наряду с Немецким институтом полиции, который получил аккредитацию учебного курса магистров «Общественное управление -полицейский менеджмент» уже в марте 2004, в настоящее время во всех федеральных землях Германии осуществлено введение новых форм обучения (бакалавр, магистр) в соответствующих учебных заведениях полиции [1].
После объединения Германии вновь образованное Свободное государство Саксония не располагало собственным образовательным учреждением для подготовки полицейских кадров. В 1992 году по решению МВД Саксонии была создана Высшая школа полиции Саксонии (переименована в Институт Саксонской полиции). Задачи вуза определены Законом о полиции Саксонии: организация и осуществление профессиональной подготовки полицейских кадров старшего начальствующего состава; сообщение научных знаний и методов, профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных задач в среднем начальствующем составе; осуществление прикладных исследований по развитию науки, образования
и практической деятельности полиции; содействие повышению квалификации сотрудников полиции среднего и старшего начальствующего состава; организация и проведение специально-теоретического курса кандидатов на службу в высшем начальствующем составе полиции во время первого года обучения курса магистров в Немецком институте полиции в Мюнстере.
По распоряжению МВД Саксонии в 2006 году Институт Саксонской полиции приступил к введению учебного курса бакалавров и разработке учебного плана бакалавриата на основе модульного обучения, базировавшегося на учебном плане курса дипломированных специалистов, который 24.02.2010 был передан в комиссию ACQUIN для прохождения процесса аккредитации "Bachelor of Arts (B.A.) - Polizeivollzugsdienst (бакалавр - исполнительная служба полиции). Основной идеей Болонского процесса является «Переход от процесса обучения обучающихся к обучению обучающимися» (от ведущей роли преподавателей к доминирующей роли обучающихся в учебном процессе) [3], поэтому при разработке концепции учебного курса бакалавров на передний план выдвинута рабочая нагрузка студентов.
Целью учебного курса бакалавров является формирование и развитие компетенций и профессионально-практических навыков обучающихся в процессе практикоориентированного обучения на основе научных знаний и методов, позволяющих им компетентно решать конкретные и ожидаемые задачи сотрудников исполнительной службы полиции Саксонии. Обучающиеся должны развивать ключевые компетенции, необходимые для службы в старшем начальствующем составе. Обучение четко направлено на формирование ключевых профессиональных квалификационных характеристик для старшего начальствующего состава («Outcome-ориентирование») [1]. Учебный курс бакалавров имеет следующие цели:
- сообщение обучающимся научных знаний и методов, необходимых для выполнения задач старшего начальствующего состава;
- осознание обучающимися необходимости получения и непрерывного обновления уровня знаний и признание принципа обучения на протяжении всей жизни; формирование в ходе обучения необходимых для этого навыков и способностей, в частности, методических компетенций и способов разрешения проблемных ситуаций;
- ориентирование обучающихся на несение особой ответственности в качестве сотрудников полиции и руководителей в свободном, демократическом и социальном правовом государстве;
- развитие и укрепление личной ответственности и социальных компетенций обучающихся;
- идентификация обучающихся с профессиональным обликом полицейского и высокая профессиональная мотивация;
- сообщение обучающимся всеобъемлющих специальных знаний и развитие способностей, необходимых для выполнения служебных обязанностей во всех служебных подразделениях полиции Саксонии и на всех должностях старшего начальствующего состава;
- развитие высокого уровня социальной компетенции для решения задач открытого и беспристрастного общения с гражданами, коллегами и сотрудниками вышестоящего начальствующего состава;
- формирование межкультурных компетенций, в частности, иноязычной компетенции, которые дают возможность посредством языка профессионального общения осуществлять коммуникацию с иностранными коллегами и иноязычными гражданами;
- формирование способности давать обоснованные, ориентированные на результат ответы на вопросы, возникающие в результате осуществления служебной деятельности;
- формирование осознания необходимости развития и поддержания физического состояния и выполнение спортивных нормативов; способности мотивированно, оказывая поддержку, передавать полученные знания и спортивные навыки своим сотрудникам.
Большое значение для определения имеющихся у кандидатов на учебу в институте способностей и навыков для выполнения задач старшего начальствующего состава полиции является установление в конце обучения наличия подлежащих формированию компетенций. Для их представления Институтом Саксонской полиции совместно с Министерством внутренних дел Саксонии разработан Перечень квалификационных характеристик (требований) выпускника Института Саксонской полиции [8]. Перечень квалификационных характеристик состоит из общих и личностных предпосылок достижений для решения задач на определенном рабочем месте и представляет собой сумму ожидаемых от сотрудников знаний, навыков и опыта. Компетенции определяются решаемыми задачами и осуществляемой деятельностью, среди прочего из описания существующих служебных обязанностей. Перечень квалификационных характеристик выпускника института представляет обучающемуся ожидаемый от него по окончании обучения уровень владения специальными, методическими, социальными и руководящими компетенциями. Он образует основу концепции нового учебного курса бакалавров («Bachelor of Arts (B.A.)» - полицейская исполнительная служба). Уровень
компетенций выпускника должен обеспечивать его деятельность в среднем начальствующем составе после окончания вуза. Первичное и вторичное применение осуществляется, как правило, в сферах соответствующих задач и ответственности в линейных и штабных функциях в полиции общественной безопасности, в криминальной полиции, в специальных подразделениях, в руководстве организационно-специфическими оперативными ситуациями, в организации процессов управления, в управлении функциональных организационных подразделений.
Чтобы соответствовать современным и будущим требованиям к профессии, управленческие кадры полиции должны обладать высокой степенью профессионализма, что предусматривает развитие таких ключевых квалификаций, как заинтересованность, самостоятельность, ответственность, устойчивость против стрессов и чрезмерных нагрузок, толерантность, гибкость, креативность, критичность, интуиция, коммуникативная компетентность, способность к интеграции и кооперации, умение преодолевать конфликты, принимать решения, а также способность к абстрактно-аналитическому, целостному и целенаправленному мышлению.
Цели профессиональной подготовки и задачи полиции нельзя рассматривать изолированно, так как они дополняют друг друга. В земельных распоряжениях об организации профессиональной подготовки в вузах полиции и порядке проведения экзаменов сформулированы образовательные цели: формирование способности и обеспечение пригодности студентов к выполнению служебных задач начальствующего состава посредством сообщения научных знаний, методов, способов деятельности; развитие профессионально-практических навыков и умений; формирование личности сотрудника, развитие способности и готовности ориентироваться в условиях постоянно изменяющихся задач и условиях труда полицейских; формирование навыков самостоятельного обучения и критического отношения к сфере профессиональной деятельности; подготовка к несению особой ответственности перед обществом в свободном демократическом и социальном государстве.
Будущие руководители должны научиться работать целеустремленно, выходя за рамки изученных предметов, в условиях вовлечения в общественно-научную постановку задач. У них должны быть сформированы навыки типичной деятельности в звене начальствующего состава. По окончании обучения они должны обладать способностью при выполнении служебных функций применять на практике научные познания и методы; самостоятельно или во взаимодействии с другими сотрудниками находить решения по прео-
долению возникающих проблем нового типа; осознавать возникающие у них как у руководителей проблемы и применять основные руководящие принципы по повышению мотивации подчиненных и воспитанию у них должной ответственности; занимать соответствующую позицию по отношению к гражданам, развивать способы уменьшения и избегания конфликтов между полицией и гражданами и действовать в соответствии с ними; критично относиться к общественным событиям.
В Программе внутренней безопасности Федеративной Республики Германия (PIS, IMK 1972/74) в пункте о карьерной квалификации изложено, что руководящие функции в общей полиции вменяются среднему и высшему начальствующему составу. Профессиональный облик руководителя определяется конституционно-правовой и профессионально-этической системой ценностей, которые охватывают особенности этой профессии с её возможностями, как и их специфической постановкой задач. Конкретизация и дифференциация содержания профессионального образования предусматривают формирование следующих основных квалификационных характеристик руководителей:
1. Профессиональные компетенции, ориентированные на выполнение служебных задач, предусматривают способности, необходимые для того, чтобы быть в состоянии прослеживать сферу деятельности и распознавать взаимосвязи. Это практический опыт, обширные, ориентированные на практическую деятельность специальные знания в области права, общественных наук и специальных дисциплин полицейского цикла, полицейского менеджмента, знание иностранных языков, обладание чувством времени, способностью к экономии времени и труда.
2. Личностные компетенции включают способность действовать ответственно, мотивированно и целенаправленно. Это аналитические способности, профессиональная мотивация, самостоятельность, решительность, настойчивость, умение оказывать влияние на подчиненных, производить впечатление и убеждать, психическая выносливость, физическая выносливость, эмоциональная стабильность, контактность, уверенность в себе, хладнокровие, чувство самосохранения, самоконтроль, критичность, обучаемость, гибкость в действиях, конституционно-правовая и профессионально-этическая ориентация ценностей, ответственность, адаптивность.
3. Социальные компетенции необходимы для того, чтобы иметь способность успешно работать самостоятельно или во взаимодействии с коллегами. Это ответственность, умение служить примером, представительность, мотивация сотрудничества, чуткость, обратная реакция, ком-
муникативные способности, способность разрешать конфликты, способность к взаимодействию, работе в команде, руководящие способности, толерантность, уважительность, межкультурная коммуникация. Социальная компетентность, то есть готовность и способность руководителя посредством оптимального применения всех личностных способностей и навыков сознательно и эмоционально стабильно планировать, организовывать и целенаправленно оказывать влияние на совместную деятельность людей, в том числе в сложных ситуациях, является решающим фактором влияния на подчиненных, который значительно способствует успеху в процессе управления коллективом и достижении успеха.
4. Методические компетенции предусматривают способности разрешать комплексные проблемы доступным или развивающимся теоретическим инструментарием. Они необходимы для того, чтобы подходить к выполнению задач конкретно, планомерно, системно и реф-лекторно, структурировать процессы, а также применять знания и умения в соответствии с условиями работы, взаимосвязями и ориентацией на партнеров: связанные со специальностью методы работы, способность к междисциплар-ному решению проблем, методические знания и дидактические способности к эффективной и производительной организации труда, юридические методы как теория интерпретаций, другие научные методики, необходимые для выполнения задач, технологии модерации и презентации, практические навыки, концептуальное, креативное мышление, риторические способности, способность к мотивации и убеждению.
Полицейский менеджмент - наука об управлении - новая, современная учебная дисциплина, представляющая собой актуальное обобщение решающих элементов научных познаний о процессах управления и межличностного общения в современных социокультурных жизненных ситуациях, является значительной составляющей учебных планов вузов полиции. В рамках современного научного языка этот термин в последние годы приобрел свое решающее значение. Ранее употреблялось понятие «учение об управлении», частично оно применяется и сегодня, и обозначает общие сведения и навыки, необходимые для успешного управления персоналом и организациями. Термин «управление» обозначает ориентированное на достижение целей, межличностное (практически также вну-триличностное) влияние на поведение людей, в том числе в расчете на изменение жизненной позиции и сознания, посредством процессов коммуникации, т.е. оказания социального влияния на других с целью успешного решения
поставленных задач. При этом речь идет всегда о достижении целей управления, а именно улучшении качества функционирования организации, т.е. обеспечения достижения целей, повышения эффективности, улучшения качества, а также обеспечения чувства удовлетворенности в коллективе с учетом личностных способностей и навыков, исполнительности и самостоятельности. В то время как в прошлую эпоху действовал исключительно принцип приказа и повиновения, поддерживаемый начальствующей позицией руководителя, сегодня к управленческому звену полиции предъявляются многочисленные требования, обусловленные не в последнюю очередь общественными изменениями. Современные руководители в полиции - это люди, которые с позиции своих начальствующих должностей обязаны исполнять возложенные на них ответственные задачи для достижения поставленных целей, владея в совершенстве навыками полицейского менеджмента. Это научно обоснованное междисциплинарное учение, содержанием которого являются познания и практический опыт государственного и конституционного права, философии и этики, кибернетики и технологии, психологии, социальной психологии, педагогики, общей производственной экономики, информатики и риторики [4].
Управлять - означает добиваться успеха для себя и других, оказывать воздействие, выполнять руководящие функции, соблюдать управленческую культуру. К управленческим функциям в рамках процесса коммуникации относятся постановка целей, планирование, принятие решений, реализация, контроль. Управление - это принятие решений, обеспечивающих успешную деятельность служебного подразделения. Однако подразделения всегда состоят из людей с их сильными и слабыми сторонами, недостатками и добродетелями, что требовало создания учения, соответствующего изменяющимся потребностям и общественным условиям. Многочисленные методические указания, руководства, образцы поведения для начальствующего состава полиции, концепции и модели сложились в систему кооперативного управления в полиции. Система предусматривает по возможности беспрепятственное и беспроигрышное взаимодействие всех задействованных в ней индивидуумов и компонентов для достижения общего позитивного результата управленческой деятельности, организованной как партнерское доверительное сотрудничество. Процесс управления означает воздействие на людей, поэтому в центре подобной системы находится человек. Учение о полицейском менеджменте описывает и обобщает совокупность
познаний, моделей и процессов управления в его значительных элементах и предоставляет возможность повышения эффективности управления и личностного развития [4].
Управленческая деятельность подразумевает наличие не только знаний основ менеджмента, но и наличие управленческих способностей. Под управленческими способностями подразумевается решительное и энергичное, ориентированное на достижение целей и успеха применение на практике управленческого опыта, знаний техники и технологии руководящей деятельности. Управленческие способности всегда ориентированы на достижение успеха, т.е. на сумму правильных, по возможности принимаемых коллегиально решений ответственного руководителя, умеющего находить общий язык с подчиненными.
Предусмотренные учебным планом практические тренинги обеспечивают возможность углубления знаний и развития компетенций руководителя, практического овладения основами управленческой деятельности: обеспечение достижения служебным подразделением организационных целей; создание благоприятного климата в коллективе(прозрачность управленческой деятельности, системность процесса управления, производственная политика, кооперация, делегирование, презентация, репрезентация, производственный климат, управление конфликтами, мотивация успеха, признание и уважение государственной политики и общественного устройства, уважение человека как личности, соблюдение прочих основных прав и конституционных норм, улучшение условий труда, корпоративная культура, справедливая оценка достижений, учет личных потребностей сотрудников). Задачей практического обучения, общая продолжительность которого составляет 12 месяцев, наряду с углублением специальных знаний является формирование у будущих руководителей управленческих лидерских качеств, овладение основными квалификационными характеристиками для успешных действий в рамках актуальной в настоящее время в полиции Германии модели кооперативной системы руководства, образующей основу для формирования отношений между руководителями и подчиненными.
Основу данной модели составляют взаимозаменяемость, коллегиальность, гласность, репрезентация, целесообразный контроль, констатация достигнутых результатов. Существенным признаком сотрудничества в управлении является кооперация, то есть взаимодействие руководителей и сотрудников с целью совместного решения конкретных задач. Руководитель и подчиненные являются не «равными по рангу», но «равноправными» партнерами [4]. В соответствии
с принципом взаимозаменяемости отдельные сотрудники полиции берут на себя выполнение четко поставленных задач и полномочие на принятие решений, следовательно, ответственность. Самостоятельное выполнение заданий обеспечивается личной инициативой, ответственностью и решительностью сотрудников. Принцип коллегиальности служит для вовлечения сотрудников в процесс решения данной проблемы уже в ходе постановки руководителем целей и задач и предложения возможных способов их реализации, следствием чего является правильное понимание и акцептация принимаемых решений. Сотрудники обладают совещательным правом по отношению к своему руководителю, тем самым должно достигаться принятие наиболее оптимальных решений поставленных перед полицией задач. Это, в свою очередь, достигается «прозрачностью» руководящих мероприятий, что означает обоснование действий руководителя в той мере, насколько это позволяют обстоятельства дела и время. Для выполнения данного принципа необходима непрерывная коммуникация между начальником и подчиненными. Репрезентация - это функция руководителя, состоящая в представлении интересов своих подчиненных в учреждении полиции и в обществе. Контроль в процессе управления - инструмент для установления отклонений от осуществления поставленных целей организации. Контроль осуществляется не для того, чтобы уличить подчиненного в совершении им ошибки, а с целью установления положительных или отрицательных отступлений от общего процесса выполнения задачи и производства своевременной корректировки. Констатация, предание гласности достигнутых результатов дает подчиненным понять, что начальник признает их успехи, достойно оценивает работу и делает из этого соответствующие выводы.
Таким образом, кооперативная система руководства заключается в многослойных взаимных отношениях между руководителем и каждым отдельно взятым сотрудником. При этом руководитель должен учитывать пригодность к выполнению задач, индивидуальные способности и профессиональные успехи каждого сотрудника. Процесс коммуникации между начальником и подчиненными должен осуществляться непрерывно, что требует от руководителя высокой личной и социальной компетентности. Кооперативная система управления предъявляет высокие требования к обеим сторонам и предусматривает активное участие в ней как руководителя, так и подчиненных ему сотрудников.
В полиции Германии определены основные направления сотрудничества и управления в общей полицейской сфере, разработанные совместно
руководителями и подчиненными. В качестве незыблемой составной части организационной культуры полиции они формируют цели и ценностные представления кооперативного сотрудничества и руководства. Они являются «общими правилами игры» как для руководящего состава полиции, так и для рядовых сотрудников полиции и одновременно конкретизируют элементы кооперативной системы управления. Кооперативная система управления и вытекающие из нее основные направления совместной работы со-
трудников полиции и руководителей предъявляют к профессиональному образованию руководящих кадров полиции высокие требования. Практическое осуществление представленной модели руководства, безусловно, намного сложнее, чем это выглядит в теории. Человеческий фактор с его сильными и слабыми сторонами всегда предъявляет к процессу управления требования, успешно преодолеть которые можно только при наличии оптимизма и твердой убежденности в правильности намеченной цели.
Литература
1. Berthel R., Sterbling A. Modernisierung der Polizeiausbildung - allgemeine und hochschuldidaktische Fragen. "Rothenburger Beitraege", Polizeiwissenschaftliche Schriftreihe der Hochschule der Saechsischen Polizei. Band 35. Eigenverlag der Hochschule der Saechsischen Polizei. Rothenburg/Oberlausitz, 2007.
2. Geierhos W., Burgheim J., Sterbling A. Polizei gestern, heute und morgen. Aufgaben und Ausbildung. - Rothenburger Beiträge, Band II, 2008. 363 s.
3. Glossary on the Bologna Process. German Rectors Conference/Beiträge zur Hochschulpolitik. Bonn. August. 2006. S. 196.
4. Grommek C.-S. Zehn Jahre Fachhochschule fuer Polizei Sachsen. "Rothenburger Beitraege", Polizeiwissenschaftliche Schriftreihe der Fachhochschule fuer Polizei Sachsen. Band 20. Eigenverlag der Fachhochschule der Polizei Sachsen. - Rothenburg/Oberlausitz, 2004.
5. Kleinknecht T., Schulte W., Kock D. 100 Jahre Bildungsarbeit in der Polizei. Polizei-Fuehrungsakademie. Thielkoetter Druck GmbH, 2002.
6. Keller O. Schriftreihe der Polizei-Fuehrungsakademie. 3/82. Polizei-Fuehrungsakademie (Hrsg.). - Muenster, 1999.
7. LieblK. Empirische Polizeiforschung: Fehler und Lernkultur in der Polizei. Verlag fuer Polizeiwissenschaft. - Frankfurt, 2004.
8. Selbstdokumentation zum Studiengang Bachelor of Arts (B.A.) - Polizeivollzugsdienst. Hochschule der Sächsischen Polizei (FH).-Rothenburg/OL. 2010. S. 77.
(статья сдана в редакцию 26.01.2016)