историческим обзор системы профессионального полицейского образования
германии
the historical review of the professional police training system in Germany
УДК 377(430)
Л.С. КРАВЧУК,
доцент
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) e-mail: krawtschuk@mail.ru
В. ГАЙЕРХОЗ,
ректор Специального института полиции Саксонии, профессор доктор (Германия) e-mail: wolfgang.geierhos@gmx.net
L.S. KRAVCHUK, V. GEIERHOS,
Associate Professor Rector of the Institute of Saxon Police, Professor,
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the D°ct°r (Gerirrany)
Interior of Russia)
Аннотация: в решении важнейшей задачи профессионального образования в системе МВД России - подготовке сотрудников органов внутренних дел, отвечающих мировым стандартам, способных к ведению профессионального диалога на международном уровне - большое значение имеет изучение и использование передового опыта зарубежных педагогических систем.
Ключевые слова: история профессионального образования, педагогическая система, профессионализация, эффективность борьбы с преступностью, полицейская наука.
Abstract: in the decision of the major task of vocational training in the system of the MIA of Russia - training of the law-enforcement officers according to the world standards and being capable to conducting professional dialogue at the international level - the large value has studying and using the best practices of foreign pedagogical systems.
Keywords: history of vocational training, pedagogical system, professionalism, efficiency of fighting against criminality, police science.
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
95
Международный опыт
Признак современного полицейского мышления - не только определение правовых основ полицейской практики, но исследование ее психологических и социологических требований и привнесение соответствующих результатов в обучение подрастающей смены. Несмотря на различия в политической культуре необходимо при этом всегда обращать взгляд на опыт других государств. Нужно учиться на решениях, которые найдены другими странами для решения тех или иных проблем. В настоящее время имеет место резкое количественное и качественное улучшение мероприятий образовательного характера для сотрудников полиции, что отражает на практике повышение профессионализма полицейских в условиях процесса развития полицейского самосознания в зависимости от существующей политической ситуации. В этом смысле интересен опыт профессионального полицейского образования Германии.
История развития образования полиции Германии определяется четырьмя политическими структурными периодами в немецкой истории за последние сто тридцать лет.
Во времена кайзеровской монархии полиция рассматривалась в первую очередь как представитель кайзера и должна была обеспечивать «покой и порядок» [5, с. 7]. Профессионализация стала главным понятием в развитии полицейской деятельности возникшего в 1871 г. немецкого рейха. Спектр ее задач расширялся, что вызывало все большую потребность в обучении и повышении квалификации кадров полиции и обусловило возникновение первых полицейских школ. Знаний в области военных наук, до сих пор достаточных для работы в качестве полицейского, все больше стало не хватать для практической деятельности молодых сотрудников.
Совместно с государственными органами надзора стали создаваться обязательные полицейские школы. Их организацию вначале взяли на себя города в развитых промышленных областях. Школы под ведомством городов были учреждениями со штатным руководящим и преподавательским составом и большей частью казарменным размещением кандидатов в полицейские. Курсы имели продолжительность первоначально два-три месяца и заканчивались выдачей свидетельства об окончании.
Организационное новообразование в системе полицейской подготовки появляется с набором в полицейские школы новых групп
пополнения. Наряду с бывшими унтер-офицерами и офицерами поступает все больше гражданских кандидатов. В кругах рабочих, горняков и ремесленников усматривается в карьере полицейского профессиональная альтернатива, хотя руководство полиции долго боролось как раз против этих кругов. Полицейская школа становится «ключевым элементом начинающегося превращения службы в полиции в профессию» [5, с. 22].
Еще до начала первой мировой войны выходят в свет ряд учебников для полицейских и прочих публикаций, например, полицейские альманахи, содержащие также актуальные приговоры имперского суда. Они свидетельствуют о повышающемся уровне квалификации, становившемся необходимым для осуществления профессии полицейского в изменяющихся условиях практики в крупных городах. Исходя из этого, они задумывались как руководства и справочники с целью использования их при самостоятельной подготовке к профессиональной деятельности. В противоположность к ранее чисто информативному традиционному обучению профессии, подверженному сильному милитаристскому влиянию, в учебниках просматривается попытка создания гражданской служебной этики для полиции. Известными авторами периода до начала Первой мировой войны были Людвиг Бартельс, Фридрих Ретцлафф, Макс Вайс и другие.
Наряду с урбанизацией полицейской практики во второй половине XIX столетия появляется второе требование времени: научное начало полицейской работы. На службу приходит ряд естественнонаучных и медицинских дисциплин, особенно физиология. Это внесло в борьбу с преступностью изменение перспективы: от отдельно взятого преступления к «объективно» определяемому типу преступников. Расширенный, выросший до криминальной биологии детерминистский способ видения определяет проблему преступности как функцию среды и окружения. Соответственно, однозначными должны быть данные о преступнике. Профессионализация борьбы с преступностью привела к выделению криминальной полиции из полиции защиты в самостоятельный специальный отдел. Уже в первых полицейских школах обучение сотрудников криминальной полиции касается различных разделов службы дознания: тактика ведения предварительного следствия особо тяжких преступлений, учение об антропометрической идентификации (габитоскопия), антропометрия, дакти-
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
96
Международный опыт
лоскопия, фотография, воровской лексикон, воровские уловки. Наряду с дактилоскопией создание базы стандартизованных фотографий для розыска до сегодняшнего дня считается одним из важнейших моментов научного развития; заложенная изначально в Берлине в 1876 году картотека фотографий и отпечатков пальцев преступников по видам преступления содержит большое количество фотографий личностей. По ним можно установить эффективный до настоящего времени «средний антропометрический облик преступника», стратегия визуализации которого легко может быть применена к политически неблагонадежному кругу лиц - в империи Бисмарка «врагам рейха» [5, с. 27].
Начальная фаза первой немецкой республики пребывает в тени Первой мировой войны. Во время революционной ситуации конца 1918 - начала 1919 годов защиту правительства Эберта обеспечивали повстанческие войска и добровольческие формирования из возвращающихся с войны сухопутных частей. В течение 1919 года они были полностью преобразованы в охранную полицию, имеющую военную структуру, которая после подписания Версальского договора в июне 1919 года наряду с дисциплинарной полицией стала значительным гарантом внутренней безопасности провозглашенной в этом году Веймарской республики. Однако это не стало залогом, в частности в охранной полиции, осознания своей сущности как исполнительного органа демократического и республиканского сообщества, что было доказано позднее при правоэкстремистском путче Капп-Люттвитц в марте 1920 года, поражение в котором предписывается прежде всего индифферентной позиции охранной полиции. Немало офицеров не скрывали своих симпатий и открытой поддержки путчистам. Назначенный после путча социал-демократический министр внутренних дел Карл Северинг предпринял попытку провести чистку офицерского корпуса от реакционных и праворадикальных элементов. Все же после того как охранная полиция на основании Болонской ноты в июне 1920 года была демилитаризована и превращена в полицию безопасности, большая часть офицерского корпуса осталась вопреки усилиям Северинга реакционной, антидемократической и нередко открыто антиреспубликанской.
Огромные военные долги и неизмеримые задолженности по репарациям Версальского договора все сильнее дестабилизировали
молодую республику в экономическом и политическом отношении. К тому же возникшая гиперинфляция вела к экономическому обнищанию населения. В условиях этой тяжелой внутриполитической ситуации республика подвергалась постоянной опасности националистических или коммунистических попыток переворота. Это оправдывало организацию Северингом новой охранной полиции, ее милитаристические характеристики, подвергшиеся сомнению при поражении Центрально-германского восстания 1921 года или октябрьского восстания в Гамбурге 1923 года.
Прусский министр внутренних дел и длительное время находившийся на посту имперского министра внутренних дел Карл Северинг в последующие годы прилагает усилия к гражданской организации полиции. Его основным стремлением в полицейской практике была концепция полиции как жизненной профессии. Эта профессия основывается на солидном, постоянно совершенствующемся образовании. Увеличивающаяся дифференциация полицейской сферы деятельности и возникающая в связи с этим специализация, например, при осуществлении предварительного расследования, способствовали возникновению современной полицейской науки, результаты и познания которой дискутировались в специальных журналах и получали распространение. В частности, криминальная полиция непрерывно продолжала процесс модернизации своих методов и превратилась в самостоятельную ветвь полицейской организации.
Потсдам и Берлин стали центральными пунктами создания новых образовательных учреждений. С созданием Полицейского института в Берлине-Шарлоттенбург полиция получает центральное учреждение для обучения и повышения квалификации офицеров полиции, которое также осуществляет обмен международным опытом посредством контактов с зарубежными полицейскими организациями.
Повышение количества плановых должностей в охранной полиции Пруссии до 80000 сотрудников приводит к большим проблемам с зачислением на службу и материальным обеспечением. В то время как офицеры охранной полиции в основном принимаются на службу пожизненно, значительное количество унтер-офицеров находятся на службе в течение 12 лет, затем должны быть переведены в другие отрасли общественной службы. Эта форма гражданского обеспечения вследс-
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
97
Международный опыт
твие безнадежного состояния общественного бюджета и фактически непрекращающегося экономического кризиса Веймарской республики не могла существовать. С середины 20-х годов начинается крах снабжения, вследствие которого были уволены тысячи унтер-офицеров, пополнившие ряды безработных, не имея достаточной квалификации для того, чтобы выдержать конкуренцию на рынке труда. Это влекло к подрыву лояльности среди унтер-офицеров и способствовало численному пополнению национал-социалистских полицейских союзов. Также в офицерском корпусе полиции день ото дня крепла латентная антидемократическая и антиреспубликанская позиция, отражавшаяся в скандальных выходках и нарушениях субординации офицерами полиции.
Критическое осмысление достижений Северинга в области организации полиции свидетельствует о крушении большей части его концепции. Несмотря на желаемое ограничение милитаризации в полицейской практике преобладает военный менталитет, и политическому руководству не удается укрепить демократический стиль мышления и активное вступление в республиканское государственное устройство в полицейской организации. Тем самым полиция также не отличается от прочих административных органов и юстиции Веймарской республики, недостаточная лояльность которых рассматривается как незначительная причина нестабильности республики.
Веймарская имперская конституция 1919 года была выражением импровизированной демократии. В кризисе партийной системы в середине 20-х годов четко проявились структурные недостатки. Экономические факторы (экономический кризис с 1929 года), необузданная политическая тактика партий и недостаточная поддержка полиции, администрации и юстиции привели к крушению первой немецкой республики в 1932/33 годах.
Таким образом, в Веймарской республике предпринята первая попытка создания демократической законной полиции правового государства, которая была признана организацией, и образовательная деятельность приобрела системный характер. С созданием полицейских школ в прусских провинциях был сделан важный шаг в направлении профессионализации полиции. Однако образование и карьерный рост, свод полицейских наук, полицейской практики, облик и сущность полиции носили военный отпе-
чаток. Проблемы служебной деятельности в полицейских участках, регулирование уличного движения и другие важные аспекты полицейской деятельности занимали малую часть в обучении, доминантным было изучение примеров проведения военных операций. Органологический образ мышления тогдашней полиции заключался в признании приоритета государства и его руководства как высшей власти над обществом, при этом полиция должна была защищать государственный организм от чуждых воздействий, что воплощалось в организации обучения офицеров полиции.
В период с 1920 по 1926 год в десяти прусских городах были организованы полицейские школы. В этих учебных учреждениях будущие унтер-офицеры проходили годичный курс обучения, чтобы достичь первой ступени карьерной лестницы, то есть службы в младшем командном составе. Курсы, необходимые для службы в среднем и высшем командном составе для кандидатов на звание комиссара полиции и криминальной полиции, были организованы в Высшей полицейской школе Айхе под Потсдамом. Президент Прусского полицейского института Эрнст ван ден Берг следующим образом соединил фазы обучения и разделил основную часть обучения на две части:
- физическая подготовка: 1) комплекс гимнастических упражнений как основа; 2) огневая подготовка как специальная подготовка;
- теоретическая подготовка: 1) полицейская специальная школа как основа; 2) специальные полицейские занятия как предметная специализация.
В то время как в Школе физической подготовки в Берлине совершенствовалось физическое развитие, специальные полицейские школы заботились при отсутствующих общих образовательных предпосылках о том, чтобы кандидаты на занятиях по общеобразовательным предметам достигли уровня допуска к карьере сотрудника полиции. Эти школы возникли в крупных пунктах расположения государственных учреждений управления полиции, например, в Бремене, Гамбурге и Дортмунде. Их учебные программы предусматривают, в частности, преподавание немецкого языка, а также иностранных языков, в основном английского. Берлин развивается в центр современной полицейской науки. В 1927 году основывается Полицейский институт в Берлин-Шарлоттенбург. Институт имел пять отделений: полицейское право,
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
98
Международный опыт
профессиональная психология и педагогика, история и социология, организация и применение, криминология и криминалистика. Наряду с обучением и повышением квалификации комиссаров и офицеров полиции институт ответственен за издание учебной литературы. В структуру института входит ряд центральных образовательных учреждений: Высшая школа полиции в Потстдам-Айхе, Школа физической подготовки в Бер-лин-Шпандау, Школа техники и организации движения в Берлин-Кройцберг и другие специализированные школы. Институт Шар-лоттенбург являлся центром международных отношений.
Прусский министр внутренних дел Карл Северинг (1875-1959), политический глава Веймарской полиции, создал проект образца «настоящей народной полиции» в стремлении «лишить полицейские подразделения любого военного характера и сделать настоящей народной полицией» [5, с. 42]. Характерное формирование сотрудников в полицейских школах должно сделать полицейского «другом и советником» населения, а не «ищейкой, внушающим ужас гражданам»; Северинг приписывает офицерам полиции множество ролей: «Чем более офицер полиции является ученым, социологом и не в последнюю очередь психологом, тем легче ему будет даваться исполнение его миссии. Деятельность полицейских школ должна внутренне и внешне формировать сотрудника полиции, автоматически владеющего навыками обращения со всеми видами оружия и физических приемов, уверенного в себе, знающего стандарты поведения, привыкшего к безусловному подчинению, который может быть беспрепятственно интегрирован в ряды полиции» [5, с. 43]. В 1928-1929 гг. в Сенбурге (Восточная Пруссия) Полицейская школа произвела сенсацию, отменила муштру в организации обучении.
Непрерывно шел процесс создания правовой базы полицейской деятельности. В Генеральной оговорке Прусского полицейского административного кодекса 1931 года дана формулировка понятия защиты от опасности. Она применима как к обществу в целом, так и к отдельно взятой личности в случае любой угрозы общественной безопасности и порядку. Пребывающая в Веймарские времена в стадии формирования полицейская система характеризуется увеличивающимся стремлением к профессионализации, которая превращает полицейскую профессию в профессию на всю жизнь, как записано в За-
коне о полиции 1927 года. Трехступенчатая карьера с принципиальными возможностями карьерного роста в офицерском корпусе гарантирует зачисление на службу пожизненно. Также профсоюзное представительство полицейских профессиональных интересов датируется Веймарским временем. К пяти обязательным главным предметам Высшей полицейской школы Айхе наряду с полицейским, уголовным, государственным и ремесленным правом относится полицейское применение (проведение полицейских операций). Из опыта Веймарской республики полиция должна была взять на себя задачу регулирования внутриполитических кризисов. Она перемещается тем самым как политическая сила на место имперской охраны, в значительной мере перенимая ее милитаристскую концепцию проведения операций. Это смысловое приближение к военным делам означало длительное обременение полицейской традиции. Действия в закрытых объединениях по овладению стандартными ситуациями в общественных местах также определяют полицейское обучение; темам, посвященным деятельности постовых служб на полицейских участках и отдельных патрулей должное внимание не уделяется.
На фоне экономического и политического кризиса Веймарской республики начинается подъем гитлеровского движения. Получивший эскалацию в 1929 году государственный кризис способствовал большому пополнению экстремистских партий правой и левой стороны партийного спектра. Попытки консервативно-буржуазных партий сдержать национал-социалистское движение были неудачны и обрекли судьбу Веймарской республики легальным приходом к власти Гитлера 30.01.1933 г. Очень скоро стало ясно, что формальное установление национал-социализма представляет собой невиданный ранее крах цивилизации. Веймарская конституция была отменена принятыми в феврале-марте 1933 года распоряжениями по защите народа и государства и Законом о полномочиях, отменяющими значительные демократические свободы. Созданное тем самым чрезвычайное положение предоставило беспримерную псевдо-правовую легитимацию государственному террористическому режиму.
Нацистская система бесправия создала двойное государство, в котором существующие гражданские административные системы неправильно истолковывались
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
99
Международный опыт
посредством мероприятий различных властных центров. Совместная государственная, общественная и экономическая жизнь уничтожается под предлогом создания гармоничного национал-социалистского ориентированного народного сообщества, культурная жизнь «освобождается от ненемецкого духа» [5, с. 51-52].
Значительным признаком организационного развития полиции во времена национал-социализма является так называемое приобщение к рейху, которое отражает процесс непреклонной централизации полиции национал-социалистскими главарями власти. Этот процесс закончился с основанием Главного ведомства безопасности рейха в 1939 году. Централизация полиции должна была гарантировать прямой доступ нацистской партии к этому важному внутриполитическому инструменту обеспечения собственной власти. Принятые весной 1933 года распоряжения и законы, сохранившие свою силу до окончания войны 1945 года, отменили основные демократические права и свободы, и полицейский аппарат получил всеобъемлющие возможности вмешательства и наблюдения. В этой первой фазе нацистского господства полиция развилась без больших проблем и сопротивления в послушный инструмент террористического режима нацистов. Основания и причины этого беспроблемного для 95% веймарских полицейских служащих преобразования в нацистскую полицию кроются в личностном и организационном развитии Веймарской полиции.
Изнурительному процессу лишения прав публичной монополии власти соответствует стирание границ между парамилитаристскими партийными формациями как СС и СД, с одной стороны, и полиции - с другой. Внешним признаком этого разгосударствления является назначение Гиммлера рейхсфюрером СС и шефом германской полиции (1936) и введение специальных званий СС для офицеров полиции. Граница между полицией порядка и полицией безопасности была сознательно смещена в пользу СС, которой принадлежала в итоге вся власть. Организационно разгосударствление выражалось в антигуманном искажении полицейского образования и практики. В системе образования и повышения квалификации доминировало мировоззренческое обучение, в котором четко обозначалось, что в сомнительных случаях национал-социалистская идеология имеет абсолютное преимущество перед право-государственными ограничени-
ями полицейской деятельности. Население поддерживало повседневный террор тайной полиции массовым и многосторонним доносительством на своих сограждан. Тем самым был создан миф о вездесущности гестапо, которая при поддержке полиции порядка очень действенным образом и способами вела систематическое преследование и уничтожение противников режима.
С началом Второй мировой войны пали последние этические, право-государственные и гуманистические ограничения полицейских действий. Полицейские батальоны и оперативные группы участвовали не только в организации Холокоста в оккупированных германской военной машиной областях, но и непосредственно в массовых уничтожениях народа в Восточной Европе. В связи с этим германские служащие полиции являются соучастниками преступлений против человечества и военных преступлений, совершенных германской военной машиной до мая 1945 года в Европе и Северной Африке.
Таким образом, при диктатуре национал-социалистов полиция была поставлена на службу партийно-политическим целям. Отличительной чертой данного периода является крайняя милитаризация и политизация службы и обучения полицейских, что открывало для многих полицейских путь к сотрудничеству с системой национал-социалистов. В системе образования доминировало нацистское мировоззрение, что служило идеологической подготовкой полиции к работе в условиях нацистского господства и ее участию в преступлениях против человечества. Вся полиция с ее подразделениями и системой соподчинения была охвачена «идеологическим воспитанием», принимались организаторские меры для усвоения и принятия единой мировоззренческой доктрины. В полицейские школы, наряду с основным составом обучающихся и учебными курсами, привлечена вся охранная полиция рейха; осуществление задачи обучения полиции с апреля 1937 года официально вменяется ведомству по образованию, которое с июля 1938 года стало относиться к Главному ведомству СС. Были составлены новые учебные планы для «идеологического» обучения, и при необходимости создавались новые школы, например, Школа полиции безопасности в г. Фюрстенберг-Дрёген (земля Бранденбург). Наряду с физической и огневой подготовкой в школах обязательной для изучения была так называемая расовая гигиена, изучаемая четыре учебных часа еженедельно.
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
100
Международный опыт
Основные вехи в системе образования полиции «третьего рейха»:
1933 - упразднение полицейских дубинок, обучение владению только стрелковым оружием; 1935 - дальнейшая милитаризация обучения; 1936 - основание пяти полицейских школ и полицейской офицерской школы в Берлин-Кёпенинг; 1937 - включение в учебные планы для обязательного изучения истории и политики национал-социалистского мировоззрения; 1938/39 - «мировоззренческое» обучение как экзаменационный предмет во всех полицейских учебных заведениях.
В первые годы после окончания войны 1945 года союзнические оккупационные зоны определяли цели и новую структуру общественного порядка, включая полицейское образование. При всех различиях, очень скоро проявившихся между англо-американской и советской стороной, общей чертой оккупационной политики была ориентация на четыре «де-»: децентрализация, демилитаризация, денацификация и демократизация. Эти четыре принципа нашли применение при создании новой полиции. В рамках демилитаризации происходило последовательное разоружение не только вооруженных сил Германии, но и полиции. Децентрализация структуры полицейской организации должна была раз и навсегда препятствовать в западных оккупационных зонах государственному воздействию на полицию как важнейший внутриполитический инструмент власти. Особой проблемой виделся союзникам исторически сложившийся каталог задач германской полицейской системы. Административно-полицейские задачи были непреклонно вычленены из сферы компетенции полиции в западных оккупационных зонах, полиции предписывалось исполнение ее непосредственной сферы деятельности по защите от опасности и уголовному преследованию. В оккупационных зонах союзниками вводились аналоги полицейских систем их стран, включая систему образования. Второго июля 1945 года, спустя несколько недель после капитуляции германского вермахта, начинает обучение первый учебный курс Центральной полицейской школы, основанной в Хильтрупе с целью поддержки региональных полицейских школ в британской оккупационной зоне. Также в других зонах и учрежденных в них федеральных землях возникают подобные полицейские образовательные системы. С передачей компетенций полиции землям также здесь восходят к Веймарской
традиции; однако перенимают современные методы обучения.
Важнейшей предпосылкой всеобъемлющей демократизации полиции является денацификация. Перед союзниками стояла дилемма необходимости эффективного решения задач по обеспечению порядка в послевоенные годы и морально-этическими притязаниями удовлетворительной чистки полицейского аппарата. Несогласованные концептуальные мероприятия привели до начала 50-х годов к тому, что большая часть обвиняемых в принадлежности к национал-социалистской полиции была вновь интегрирована в послевоенную полицию. Временный статус оккупационных зон скоро пришел к концу. Признанное Ялтинским Соглашением 1949 года разделение мира на два идеологических блока находит свое продолжение в создании двух германских государств. Начавшаяся в 1950 году корейская война и вступившая в наивысшую фазу развития «холодная война» определяют на длительное время «противоборство систем». Конкретные последствия этого идеологически мотивированного конфликта мировых сил вошли в будни германо-германской государственности. Эти предпосылки отодвигают условия союзников относительно структуры войсково-полицейских объединений. Под влиянием «корейского эффекта» в землях были сформированы отделения полиции готовности, находящиеся на казарменном положении (1950/1951), полностью моторизованная федеральная пограничная охрана (1951) и федеральные войска обороны (1955).
Обучение и оснащение вновь созданной полиции готовности и федеральной пограничной охраны содержали парамилитаристские элементы, явившиеся выражением опыта Веймарской республики при подавлении попыток революционного свержения. Но так как опасность попыток свержения существует в это время в представлениях об угрозе, полицейское самосознание ориентируется на выполнение задач гражданской службы. В системе основного полицейского образования длительное время существовал дуализм. Обучение осуществлялось как в полицейских школах, так и в отделениях полиции готовности, которая выполняла функцию резерва для участков полиции.
Значительный толчок в направлении развития конституционного государства полиция Федеративной Республики Германия получает вследствие демонстраций
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
101
Международный опыт
1968 года. Полиция была поставлена в центр общественных противоречий. Проведение полицейских операций в рамках демонстраций четко показало, что взятый из Веймарских времен образец полицейского решения проблем не дает адекватных ответов на политические события протеста внепарламентской оппозиции. Неприятие полицейского образа действия общественностью возбудило дискуссию между реформаторами и традиционалистами внутри полиции, приведшую к определению нового самосознания полиции в Федеративной Республике и новой оценке демократического основного права «свободы собраний» по статье 8 Основного Закона [2]. Во всех федеральных землях возрождается традиция приближения полиции к государству. Вслед за неудачной первой попыткой создания демократической полиции во времена Веймарской республики после Второй мировой войны возникли федеральная полиция и полиции земель, проникнутые демократическими идеями. После трудного начала в конце сороковых годов полиция вносит существенный вклад в дело укрепления престижа Федеративной Республики Германия как демократического конституционного государства. Превращение её в полицию для граждан ведет к постоянному повышению квалификационных характеристик сотрудников, которые обеспечиваются многочисленными образовательными мероприятиями.
В полицейской образовательной деятельности этот опыт действовал как движущая сила многочисленных нововведений, в 1981/82 годах был открыт путь в полицию для женщин. Новые в социально-научном плане узаконенные образцы были испытаны и внедрены. Языковая и социальная компетенция возглавляют список полицейских средств применения и требуют создания новых концепций образования и повышения квалификации. Целостные и ориентированные на способы поведения образовательные концепции как семинары по преодолению стрессов и конфликтов возникают и скоро становятся повседневным явлением в системе обучения и повышения квалификации. Изменяется также внутреннее общение. Доминирующий до этого авторитарный и асинхронный образец поведения теряет смысл, в кооперативной системе руководства составлен каталог образцов поведения в соотношении начальник-подчиненный.
После объединения Г ермании в 1989/90 годах земельные полиции старых федеральных
земель получают новые задачи. Новое германское единство ставит на пути долгосрочных личных и материальных достижений в новых федеральных землях высокие требования к дееспособности полицейской организации. Но параллельно с одновременно проходящей реформой в старых федеральных землях удается поставить на злобу дня близкую гражданам полицию во всех 16 федеральных землях и три федеральных полиции, над совершенствованием обучения которых ведется дальнейшая работа.
Общая начальная подготовка полицейских разделена на три части:
1. Строевая подготовка: огневая подготовка, физическая подготовка.
2. Специальные дисциплины: наука о полицейской службе, правоведение и другие.
3. Общеобразовательные дисциплины: немецкий язык, экономика, прикладное естествознание, государственно-гражданские дисциплины (с 1961 года входят в разряд специальных дисциплин в Северный Рейн-Вестфалия), иностранный язык.
Существенная часть полицейской образовательной деятельности нацелена на то, чтобы превратить полицейскую деятельность в современную жизненную профессию. К образованию кандидатов в полицейские предъявляются все более высокие требования, соответствующие развитию специальностей. Специальные полицейские школы заботятся о достижении достаточного уровня общеобразовательных знаний. С аналогичной целью с 1969 года создаются Высшие специальные полицейские школы.
Бывшая единая карьера состояла из трех ступеней: младший начальствующий состав (полицайвахтмистр), средний начальствующий состав (комиссар), высший начальствующий состав (полицайрат) и отличалась от сегодняшней двухуровневой карьеры, в которой звание комиссара является начальной ступенью профессиональной карьеры и специальное полицейское образование (общее высшее образование) отвечает требуемой квалификации. Важным аргументом данной карьерной модели является экспертиза Кинбаума, в разработках, сделанных в 1991 году по поручению министра внутренних дел земли Северный Рейн-Вестфалия, предпринимается оценка функциональных способностей полицейских.
Современная профессиональная подготовка не может ставить своей целью обучение сотрудников полиции выполнению
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
102
Международный опыт
всех без исключения задач их профессии в течение многих десятилетий вследствие быстро изменяющихся правовых и социальных отношений. Полицейский должен быть в состоянии быстро и гибко приспособиться к подобным изменениям [4]. Сегодня представляется возможным сообщить полицейским только основную базу знаний с высокой степенью абстрактности и указать им пути и методы, которые дадут возможность обработать и упорядочить новые знания.
Таким образом, большой интерес для развития образовательной системы МВД России представляет опыт профессиональной подготовки кадров полиции Федеративной Республики Германия, которая отличается своим традиционным консерватизмом, надежно опирающимся на хорошо развитую и широко разветвленную законодательную базу, так как именно она является образцом единой многофункциональной, многоуровневой, гибкой и эффективной системы профессионального образования, соответствующей динамичному интеграционному процессу. В связи с интернационализацией деятельности полиции в условиях нарастания транснациональных террористических и криминальных угроз, изменением качественных характеристик преступности, возникновением новой философии деятельности правоохранительных органов в европейской системе поли-
цейского образования в последние годы появились большие достижения в сфере обучения кадров, что соответствует актуализации социального начала в деятельности полиции, динамичному интеграционному процессу, предусматривающему создание европейской образовательной системы полиции. Европейское пространство, в том числе и образовательное, претерпевает в настоящее время глубокий процесс изменения, в который вовлечено также высшее профессиональное образование полиции. Во всех федеральных землях Германии в 2010 году начинается введение новых форм обучения (бакалавр, магистр). Процесс рационализации и модернизации полицейского образования находится в центре современных куррикулярных и институционных устремлений, связывает и адсорбирует много ресурсов [1].
Основу современной модели профессионального полицейского образования составляют взаимозаменяемость, коллегиальность, гласность, репрезентация, целесообразный контроль, констатация достигнутых результатов. Существенным признаком сотрудничества в управлении является кооперация, то есть взаимодействие руководителей и сотрудников с целью совместного решения конкретных задач. Руководитель и подчиненные являются не «равными по рангу», но «равноправными» партнерами [3].
Литература —
1. BerthelR, SterblingA. Modernisierung der Polizeiausbildung - allgemeine und hochschuldidaktische Fragen. “Rothenburger Beitraege”, Polizeiwissenschaftliche Schriftreihe der Hochschule der Saechsischen Polizei. Band 35. Eigenverlag der Hochschule der Saechsischen Polizei. Rothenburg/Oberlausitz, 2007. S. 48.
2. Das Grundgesetz der Bundesrepublik Deutschland.
3. Crommek C.-S. Zehn Jahre Fachhochschule fuer Polizei Sachsen “Rothenburger Beitraege”, Polizeiwissenschaftliche Schriftreihe der Fachhochschule fuer Polizei Sachsen. Band 20. Eigenverlag der Fachhochschule der Polizei Sachsen. Rothenburg/Oberlausitz, 2004. S. 113.
4. Keller O. Schriftreihe der Polizei-Fuehrungsakademie. 3/82. Polizei-Fuehrungsakademie (Hrsg.). Muenster, 1999. S. 170.
5. Kleinknecht T, Schulte W., KockD. 100 Jahre Bildungsarbeit in der Polizei. Polizei-Fuehrungsakademie. Thielkoetter Druck GmbH. 2002. 120 s.
(Статья сдана в редакцию 11.08.2015)
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
103