Научная статья на тему 'Дидактические модели и предметно-методические концепции в системе профессионального полицейского образования Германии'

Дидактические модели и предметно-методические концепции в системе профессионального полицейского образования Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / VOCATIONAL TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS / DIDACTIC MODELS / SUBJECT AND METHODICAL CONCEPTS / CURRICULUM / TRAINING PURPOSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайерхоз В., Кравчук Л.С.

Приоритетным направлением совершенствования полицейских органов становится подготовка высококвалифицированных кадров. Концепция совершенствования деятельности органов внутренних дел России предполагает их интегрирование в мировую правовую систему и деятельность на основе принятых в мировой практике форм и методов борьбы с преступностью. Эта работа немыслима без детального анализа методов и способов отбора и оптимизации профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов как в нашей стране, так и в зарубежных странах. Изучение этих методов и их применение, адаптированное к российским условиям с учетом сложившихся традиций и исторического опыта работы правоохранительных органов, позволит синтезировать и обеспечить наиболее приемлемую для нашей страны систему отбора, подготовки и профессионального обучения специалистов для органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of improvement of activity of law-enforcement bodies of Russia assumes their integration in world legal system and activity on the basis of the forms taken in world practice and methods of crime control. This work is inconceivable without detailed analysis of methods and ways of selection and optimization of vocational training of law enforcement officers, both in our country, and in foreign countries. The studying of these methods and their application adapted to the Russian conditions will allow to synthesize and provide the system of selection, preparation and vocational education of experts which is most acceptable for our country for law-enforcement bodies. This is article considers the main didactic models as well as subject and methodical concepts applied in professional education of police of Germany.

Текст научной работы на тему «Дидактические модели и предметно-методические концепции в системе профессионального полицейского образования Германии»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГЕРМАНИИ

DIDACTIC MODELS AND SUBJECT AND METHODICAL CONCEPTS IN SYSTEM OF PROFESSIONAL POLICE EDUCATION

OF GERMANY

УДК 377(430)

rfl

В. ГАЙЕРХОЗ,

профессор, доктор, ректор Института Саксонской полиции в отставке, президент научного общества Оберлаузитц (Федеративная Республика Германия) wolfgang.geierhos@gmx.net

W. GEIERHOS,

professor, doctor, the rector of the Institute of Saxon police, retired, President of the scientific society Oberlausitz region (Federal Republic of Germany)

Л.С. КРАВЧУК,

доцент

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) krawtschuk@mail.ru

L.S. KRAVCHUK,

associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: приоритетным направлением совершенствования полицейских органов становится подготовка высококвалифицированных кадров. Концепция совершенствования деятельности органов внутренних дел России предполагает их интегрирование в мировую правовую систему и деятельность на основе принятых в мировой практике форм и методов борьбы с преступностью. Эта работа немыслима без детального анализа методов и способов отбора и оптимизации профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов как в нашей стране, так и в зарубежных странах. Изучение этих методов и их применение, адаптированное к российским условиям с учетом сложившихся традиций и исторического опыта работы правоохранительных органов, позволит синтезировать и обеспечить наиболее приемлемую для нашей страны систему отбора, подготовки и профессионального обучения специалистов для органов внутренних дел.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, образовательный процесс, дидактические модели, предметно-методические концепции, учебный план, цели обучения.

Abstract: the concept of improvement of activity of law-enforcement bodies of Russia assumes their integration in world legal system and activity on the basis of the forms taken in world practice and methods

of crime control. This work is inconceivable without detailed analysis of methods and ways of selection and optimization of vocational training of law enforcement officers, both in our country, and in foreign countries. The studying of these methods and their application adapted to the Russian conditions will allow to synthesize and provide the system of selection, preparation and vocational education of experts which is most acceptable for our country for law-enforcement bodies. This is article considers the main didactic models as well as subject and methodical concepts applied in professional education of police of Germany.

Keywords: vocational training, educational process, didactic models, subject and methodical concepts, curriculum, training purposes.

Практическое воплощение концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел вызвало объективную потребность в изучении зарубежного опыта. Для исследователей особый интерес представляет опыт профессиональной подготовки кадров полиции Федеративной Республики Германия, поскольку профессиональная подготовка их полицейских является образцом единой многофункциональной, многоуровневой, гибкой и эффективной системы профессионального образования, соответствующей динамичному интеграционному процессу. В системе профессионального образования Германии обращает на себя внимание, прежде всего, использование традиционных дидактических моделей и предметно-методических концепций, логическая завершенность и преемственность многоуровневой подготовки полицейских кадров. По мнению исследователей, дуальная профессиональная подготовка полицейских в ФРГ является наиболее эффективной, самой фундаментальной и результативной в мире. В учебном процессе применяется модульное обучение, метод чередования теоретических занятий с практикой и стажировками, моделирование и отработка профессионально значимых ситуаций, инновационные педагогические технологии.

Процесс преподавания и обучения в рамках образовательной организации полиции должен всегда рассматриваться как организованный процесс на основе дидактики как научного отражения образовательного процесса. В педагогической науке существуют различные позиции, которые представляются в форме дидактических моделей. По определению известных немецких педагогов В. Янка и Г. Мейера, «дидактической моделью считается воспитательно-научное теоретическое сооружение, которое анализирует и моделирует дидактические действия, то есть помогает в планировании» [1, с. 48].

В образовательной системе полиции Германии используется эффективная дидактическая модель Вольфганга Клафки, представленная в работе «Дидактический анализ как ядро подготовки к проведению занятия», которая примыкала

в значительной мере к дидактической позиции Е. Венигерса [2, с. 71].

Центральной категорией модели ученого-педагога Вольфганга Клафки является понятие «образование». Такая центрально ориентированная категория «обязательно необходима, если педагогические усилия не должны распадаться на несвязное сосуществование отдельных действий... Образование должно пониматься сегодня как самостоятельное и находящееся в личной ответственности единство трех основных способностей: способность к самоопределению каждой отдельно взятой личности, к принятию совместных решений, к солидарности» [2, с. 56].

В настоящее время в системе профессиональной подготовки полиции применяется это понятие образования, то есть преподаватель в высшей школе полиции рассматривает студента как целостную личность со всеми ее отношениями и способностями. Он стремится побудить студента к самостоятельному и предметному мышлению, а также сформировать навыки солидарных и профессиональных действий в обществе. В соответствии с моделью Клафки «связь преподавания и обучения представляет собой интерактивный процесс, в котором обучающиеся под руководством преподавателей в увеличивающейся степени приобретают собственные познания и умения для объяснения исторически-общественной действительности» [2, с. 70]. Преподавание в образовательных организациях полиции в соответствии с вышеназванными предпосылками планируется и проводится дискурсивно, то есть с привлечением к планированию обучающихся, проведением совместного критического анализа занятия, ориентацией на интересы студентов.

В профессиональном полицейском образовании нашла применение обучающая теоретическая дидактика «Гамбургская модель» Вольфганга Шульца, известная как «берлинская модель», в центре дидактической позиции которой находится систематика структурных моментов дидактических действий и связываются три центральных понятия - компетенция, автономия и солидарность - с тремя тематическими сферами: предметный, чувственный и социальный опыт. Автор данной дидактической модели определяет воспитание как «диалог между

потенциально дееспособными субъектами..., а не подчинение объекта обучения и воспитания намерениям учителя и воспитателя» [4, с. 40].

Педагогами образовательных организаций полиции используется ориентированная на цели обучения дидактическая модель К. Мёллер, научную основу которой составляет бехивиоризм. В соответствии с моделью точный процесс постановки целей является центральной составной частью каждого этапа планирования обучения. Обязательными условиями являются наличие пригодного к обращению и научно подкрепленного инструментария; однозначное определение содержания и образа действий обучающихся; наличие основы для эффективного выбора методов; контроль результатов обучения на основе определенных целей. Изучение определенной темы учебного плана происходит в три этапа: планирование обучения, организация и контроль.

В соответствии с моделью педагога Гильберта Мейера цели обучения имеют три уровня: цели обучения высокого уровня абстракции (направляющие цели), среднего уровня абстракции (грубые цели), низкого уровня абстракции (точные цели). При планировании учебного процесса вначале избираются цели обучения, следующим этапом является точное описании целей обучения, процесса действий, описания конечного результата и условия его достижения, критерии оценки. Данная модель представляет особый интерес для вузов полиции. В учебных планах профессиональной подготовки в вузах полиции Германии осуществляется постановка целей именно по принципу планирования, организации обучения и контроля, описанному в модели Мейера: «... цели обучения соответствуют профессиональным требованиям, которые предъявляются сотрудникам полиции старшего служебного звена, являются предпосылкой для каждой учебной дисциплины и определяют выбор содержания обучения, а также дидактическое методическое осуществление в преподавании, они служат важным ориентиром в организации обучения; определяют, в частности, глубину и интенсивность предъявления учебного материала и влияют на методическую организацию обучения; являются критерием для контроля достижений в обучении» [5, с. 47]. Содержание обучения отражается в учебных планах и частично используется в качестве помощи для определения целей обучения и осуществления контроля. Целями обучения в учебном плане определяется дидактическое методическое обеспечение дисциплин.

В своей модели Мейер определяет следующие уровни целей обучения: руководящая цель (Основной закон, конституция); направляющая цель (общие цели учебных дисциплин); грубые цели

(особенные цели учебных дисциплин); точные цели (цели уроков). Этот процесс постановки целей (таксономия) имеет большой смысл. Известная таксономия Блюма систематизирует цели обучения по сферам: когнитивная (знания, интеллектуальные способности); аффективная (эмоциональная установка, оценивание); психомоторная (координация процессов движения) [5, с. 120].

Методы и коммуникативные средства избираются таким образом, чтобы обучающиеся могли оптимально достигнуть поставленных целей. В центре внимания находится конкретное, эксплицитное описание методов. Наряду с преимуществами данной модели - высокая степень транспарентности всего обучения (также для обучающихся), контроль, максимальная эффективность, она имеет недостатки: модель рассматривает комплексную дидактическую проблематику с учетом отдельной части аспекта технической эффективности; не все важные воспитательные цели являются управляемыми; во внимание принимаются только те элементы учебного процесса, которые имеют темой управляемое и заданное условиями обучения поведение, например, знания в области права или инструкции, предписывающие алгоритм действий.

Полицейское образование в Германии является хорошо организованной, устойчивой и достаточно эффективной системой, функционирование которой обусловлено во многом всемерной государственной и общественной поддержкой, конкурсным принципом отбора наиболее способных и интеллектуально развитых кандидатов на полицейскую должность, практической направленностью образовательной деятельности. Взаимосвязь теории и практики осуществляется в процессе взаимного корректирующего воздействия, обеспечивающего достижение высоких профессиональных качеств полицейских [3, с. 34].

При реализации общих планов профессиональной подготовки сотрудников полиции учитываются основные положения и идеи традиционных дидактических моделей, в первую очередь при определении целей обучения. Цели профессиональной подготовки и задачи полиции нельзя рассматривать изолированно, так как они дополняют друг друга.

В земельных распоряжениях об организации профессиональной подготовки в вузах полиции и порядке проведения экзаменов сформулированы образовательные цели: формирование способности и обеспечение пригодности студентов к выполнению служебных задач начальствующего состава посредством сообщения научных знаний, методов, способов деятельности; развитие профессионально-практических навыков и умений; формирование личности сотрудника, развитие

способности и готовности ориентироваться в условиях постоянно изменяющихся задач и условиях труда полицейских; формирование навыков самостоятельного обучения и критического отношения к сфере профессиональной деятельности; подготовка к несению особой ответственности перед обществом в свободном демократическом и социальном государстве.

Объем целей обучения означает интенсивность, степень и глубину, на которые должна быть достигнута определенная учебная цель. При формулировке понятия целей обучения согласно «Структурному плану для системы образования - Совет по образованию Германии» [6, с. 55] определены следующие ступени:

Ступень 1 (знание) - предусматривает следующие цели обучения: знать, быть информированным. Достижение этих целей возможно с применением следующих методов обучения: доклад преподавателя/лекция, управляемая обучающая беседа, изучение литературы, демонстрация наглядных объектов.

Ступень 2 (понимание) - имеет следующие цели обучения: понимание, осознание, систематизация, установление связей, сравнение, умение объяснить, умение изложить, умение соединить. Возможные методы преподавания для достижения этих целей - беседа, анализ и оценка литературы, самостоятельная систематизация и конспектирование лекции, работа с индивидуальными заданиями,упражнениями.

Ступень 3 (применение) - имеет следующие цели обучения: перенос на другие обстоятельства дела, самостоятельное выполнение, овладение, обработка, обоснование, применение. Возможные методы преподавания для достижения этих целей: преимущественно самостоятельная обработка дел, самостоятельное решение задач, работа в малых группах, ролевые игры, тренинги действий и поведения, упражнения.

Ступень 4 (оценивание) - имеет следующие цели обучения: принятие решения, оценка, самостоятельный поиск решения, анализ, развитие, оценивание. Возможные методы преподавания для достижения этих целей: самостоятельное оценивание и анализ обстоятельств дел, обработка предложений решения определенных обстоятельств дел, самостоятельное нахождение решения проблемной задачи.

В образовательных организациях полиции для воплощения предметно-дидактических концепций изучения дисциплин используются разнообразные дидактико-методические приемы.

При преподавании учебной дисциплины «оперативная деятельность» студентов обучают способам успешного реагирования в оперативных ситуациях и тактическим действиям в закрытых

подразделениях с соблюдением основных соответствий. Для этого необходимо знать и применять основы ведения оперативной деятельности; правильно и надежно владеть средствами управления и оперативного реагирования; тренировать взаимодействие сотрудников полиции; владеть техникой самообороны и уметь ее применять сообразно с ситуацией; действовать дисциплинированно и решительно, при этом осторожно и неагрессивно. Дидактико-методические приемы: темы при преподавании оперативной деятельности наряду с теоретическими указаниями по содержанию служебных инструкций и предписаний преимущественно преподаются на полигонах и в спортивном зале. Преимущество имеют практические тренировки.

Целью преподавания дисциплины «право вмешательства» является сообщение правовых знаний в области полицейского и административного права, а также уголовно-процессуального права и производства о возмещении материального ущерба. Полицейские должны уметь на основе обстоятельств дела оценить правомочность полицейского вмешательства. Требуется усвоение студентами основного содержания законодательных основ в рамках осуществления данной проверки на правомочность вмешательства. Дидактико-ме-тодические приемы: базируясь на полученных во время основного курса знаниях, в последующем обучении студенты должны получить знания о важнейших полномочиях, которые находят свое применение в повседневной патрульной службе для подготовки к практике. Для получения сотрудниками комплексного представления о сфере своих задач, обучение структурируется и организуется таким образом, что сообщение необходимых знаний осуществляется во взаимодействии с преподавателями таких дисциплин,как полицейская служба, криминалистика и общественные науки, а также психология и конфликтология.

Целью преподавания учебной дисциплины «полицейская служба» является подготовка сотрудников к практическому выполнению их задач профилактического и репрессивного характера. В ходе профессиональной подготовки студенты должны усвоить, что их мероприятия преимущественно должны ограничиваться неотложными действиями. Преподавание тактических знаний должно сформировать способность при соблюдении собственной безопасности, в соответствии с психологическим образцом поведения оценивать реальные обстоятельства дела, принимать неотложные меры и правильно оформлять необходимые служебные протоколы. В результате профессиональной подготовки полицейские должны обучиться навыкам тактических действий и реагирования для защиты граждан, предотвра-

щению и раскрытию уголовных преступлений и правонарушений, а также повысить безопасность в обществе посредством профилактических и репрессивных мер. Дидактико-методические приемы: содержание учебной дисциплины «полицейская служба» преподается преимущественно в форме подготовленной обучающей беседы, ролевых игр и практических упражнений с использованием технических средств обучения и сооружений, в частности специализированного кабинета. Постоянно поддерживается контакт с практическими органами полиции с целью использования на занятиях инноваций ежедневной практической полицейской службы. Обучение интегрировано с преподаванием психологии, конфликтологии, коммуникативными тренингами, информационной и коммуникационной техники и другими предметами.

Целью учебной дисциплины «криминалистика» является подготовка полицейских к практическому выполнению профилактических и репрессивных задач. Они должны осознавать, что их мероприятия по принятию неотложных мер, предотвращению и расследованию преступлений в соответствии с их служебными инструкциями по борьбе с преступностью ограничиваются рамками полицейского предварительного расследования. В процессе профессиональной подготовки должен быть сформирован навык оценивания обстоятельств дела с высокой степенью точности с точки зрения целесообразности тактического и технического образа действия, умение принимать меры сообразно инструкциям по борьбе с преступностью. Профессиональная подготовка включает необходимые основополагающие знания по криминологии, криминальной тактике, криминальной технике и криминальной стратегии, после освоения которых полицейские должны в результате планомерных целенаправленных действий уметь правильно применять научно-криминалистические методы исследования, предотвращать, расследовать и раскрывать преступления с помощью правомерных психологических и экономически целесообразных методов. Дидактико-методические приемы: преподавание содержания дисциплины «криминалистика» ведется преимущественно в форме подготовленной учебной беседы и практических упражнений, в которых должны быть использованы техническое оснащение и специализированный кабинет. Теоретическое обучение проводится в учебных группах, практические занятия, как правило, в подгруппах. Поддерживается постоянный контакт с управлением криминальной полиции, для того чтобы учитывать в обучении нововведения в рамках борьбы с преступностью. Занятия интегрируются с такими предметами, как психология,

коммуникативные тренинги, информационная и коммуникационная техника.

Предметно-дидактическая концепция изучения общественных дисциплин предусматривает изучение тем государственного и конституционного права, обществоведения и актуальных общественных событий. Целями обучения являются формирование способности систематизировать и давать оценку историческому развитию, политическим событиям и общественным проблемам страны и федеральной земли, делать выводы, касающиеся собственной деятельности; создание теоретических и практических предпосылок для того, чтобы полицейские рассматривали свою конституционную миссию как часть государственной власти и всесторонне исполняли её; укрепление демократической политической культуры и воспитание конкретного демократического и правового мировоззрения, в частности понимания роли служащих полиции в демократическом государстве. Дидактико-методические приемы: преподавание должно основываться на полученных в общеобразовательной школе знаниях, которые подлежат углублению и устранению недостатков. При подготовке учебного материала интенсивно используются примеры политических событий и актуальных общественных проблем. Для обеспечения наглядности и углубления содержания занятий, а также достижения воспитательных целей проводятся различные внеаудиторные мероприятия, например, посещение общественных учреждений, дискуссии и беседы с представителями различных общественных и этнических групп. Интенсивно используются современные технические средства обучения, методы активного наблюдения посредством посещения учреждений, выставок, экскурсий, привлекаются к преподаванию внешние референты и модераторы.

Обучение дисциплине «информационная и коммуникационная техника» делится на четыре этапа: машинопись, информационное обучение, офисная коммуникация и обработка документов, полицейское применение. По окончанию обучения полицейские должны приобрести знания об основных терминах, а также навыки получения, обработки и передачи данных, имеющих значение в полицейско-исполнительской деятельности, чтобы безошибочно и гарантированно с юридической точки зрения обращаться с ними. Они обязаны владеть машинописью, уметь обращаться со всеми имеющимися в наличии техническими средствами коммуникации, знать и применять правила служебного радиообмена, уметь пользоваться полицейскими информационными системами и обрабатывать результаты поиска в соответствии с требованиями прокуратуры. Дидактико-методиче-

ские приемы: обучение проводится в подгруппах с учетом местных условий и технических возможностей в основном в форме практических занятий.

Цель учебной дисциплины «служебное право» -представить студентам значение профессиональной государственной службы во всех ее формах; привить им осознание того, что она есть часть публичного права, и вступление в ряды государственных служащих имеет решающее значение для дальнейшего развития каждого служащего полиции; изучение прав и обязанностей государственных служащих. Дидактико-методические приемы: учебные беседы, доклады, групповая работа, повторение, самостоятельная работа, письменные проверочные работы.

Цель учебной дисциплины «психология, конфликтология» - дать основные знания по психологии с ориентацией на практическое применение, необходимые для выполнения служебных обязанностей, которые должны помочь полицейскому понять человеческое поведение и уметь его трактовать. Лейтмотивом обучения является привитие способностей ситуативного, профессионального и личностного поведения. Содержание обучения рассматривается и преподается студентам в тесной связи с типичными требованиями профессиональной деятельности. Дидактико-методические приемы: выбор содержания обучения осуществляется с учетом их значения для работы полиции.

Целью обучения учебным дисциплинам «уголовное, гражданское право, особенное полицейское право» должно быть сообщение знаний и развитие умений, позволяющих установить факт совершения преступления и правонарушения и осуществить их преследование в соответствии с процессуальными предписаниями. Преподавание данных дисциплин должно проводиться с учетом того, что борьба с преступностью содержит в себе также элемент ее предотвращения. Дидактико-методические приемы: введение в систему права осуществляется путем межпредметного обзора необходимых для служебной деятельности правовых понятий. Преподавание уголовного административного, особенного полицейского права ведется в тесной связи с предметами цикла полицейского права. Достижение обучающих целей производится с помощью представления и анализа несложных практических составов преступлений и примерами, что является основным методическим приемом при изучении этих дисциплин.

При изучении учебной дисциплины «совокупность правовых норм, регулирующих работу транспорта» студенты должны научиться устанавливать опасные и ведущие к дорожно-транспортным происшествиям нарушения правил,

систематизировать их с правовой точки зрения и принимать необходимые профилактические и репрессивные меры. Важно формирование понимания, что нарушение правил дорожного движения повышает риск дорожно-транспортных происшествий, а также то, что как полицейские действия, так и их собственный пример для других участников дорожного движения имеют существенное влияние на безопасность дорожного движения. Дидактико-методические приемы: выбор форм преподавания ориентируется в первую очередь на ступени углубления целей обучения. При этом в рамках возможностей предпочтительнее те методы, которые способствуют самостоятельной обработке учебного материала и служат формированию профессиональной компетенции. При существенном наполнении занятий теоретическим материалом из области права и изучении важных инструкций необходимо основное внимание уделять изучению основных взаимосвязей, которые дают возможность полицейскому в процессе обучения ориентироваться в сложных законных предписаниях. Наряду с учебной беседой применяются методы групповой работы, решение практических заданий и практические занятия.

Целями изучения дисциплины «физическая подготовка» является развитие личности посредством сообщения знаний и развития физической выносливости, которые позволят полицейским выполнять будущие служебные обязанности. Обучение проходит целенаправленно, планомерно и мотивированно в основном на игровых и командных видах спорта, способствующих процессу социализации при сохранении индивидуальности каждого. Дополнительную мотивацию придает возможность выполнения норм на получение европейского знака полицейских достижений, спортивного знака Германии, знака спасателя на водах. Дидактико-методические приемы: регулярные спортивные занятия, формирование сознания взаимосвязи между сферой спортивных достижений и самообороны, между спортом и профессиональной компетенцией, формирование специальных и общих навыков посредством основных и расширенных тренировок, а также метода контроля и проведения соревнований.

Коммуникативные и поведенческие тренинги делятся на три части: основы коммуникации (основной курс); коммуникативные тренинги и тренинги поведения в рамках основных тем (продвинутый курс); тренинги (заключительный и проверочный курс). Цель тренингов: обеспечить способность полицейских правильно оценивать типичные ситуации полицейской службы; оперативно и с учетом обеспечения безопасности планировать и проводить соответствующие

мероприятия; критически оценивать свое собственное поведение и поведение коллег и делать выводы; сформировать способность действовать в соответствии со свободно-демократическим устройством общества, а также всесторонне и эффективно укреплять ее в комбинации с профессиональной компетенцией.

В первую очередь в коммуникативных тренингах и тренингах поведения должно обеспечиваться формирование навыков обеспечения высокой степени самозащиты и устойчивости против стрессов; предотвращение конфликтов в полицейской деятельности путем соответствующего ситуации поведения; формирование основных коммуникативных навыков и умений, способности самооценки и как результат - эффективного самоконтроля; эмоциональной стабильности и ситуативной гибкости при решении конфликтов, готовности к кооперации, контактность и умение работать в команде для того, чтобы лучше справляться с полицейскими профилактическими и репрессивными задачами. Дидактико-методические приемы: обучение проводится, как правило, в учебных подгруппах. Блочные учебные мероприятия организуются по возможности на протяжении всего дня (в основном курсе на протяжении недели), в ходе которых студенты получают интенсивное формирование умений и навыков и в возрастающей степени

интегративно со всеми учебными дисциплинами профессионализацию полицейских действий с увеличивающейся эффективностью. Главным методом обучения при этом являются ролевые игры с поддержкой видео, при которых активное участие преподавателей отступает на второй план. На переднем плане находится конструирование собственных действий студентов-полицейских. Главной задачей преподавателей является создание мотивации и предъявление инструкций, а также руководство студентами в определенных тематических разделах и фазах тренингов. Обучение не должно быть заключенным в статичных, фронтальных рамках «классического» преподавания, а проходить в конструктивной, привлекательной, направленной на достижение цели атмосфере.

Накопленный полицией Германии опыт профессионального образования целесообразно подвергнуть критическому осмыслению и учитывать в российской системе профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел. Данные обстоятельства дают основания рассматривать исследование опыта профессиональной подготовки кадров полиции Германии и возможностей его применения в совершенствовании системы образования МВД России как актуальную проблему, имеющую большое значение для юридической педагогики и практики.

Литература

1. Jank W., MeyerH. Didaktische Modelle. Verlag Cornelsen Scriptor 1994. 3. Auflage. S. 48.

2. KaiserA. Studienfach Paedagogik. Verlag Cornelsen Scriptor. 1994. 7. Auflage. S. 125.

3. Keller O. Schriftreihe der Polizei-Fuehrungsakademie. 3/82. Polizei-Fuehrungsakademie (Hrsg.). - Muenster. 1999.

4. Memmert W. Didaktik in Graphiken und Tabellen. Verlag Klinkhardt. 1995. 5. Auflage. S. 175.

5. MeyerH. Unterrichtsmethoden. 1. Theorieband. Verlag Cornelsen Scriptor. 1996. S. 47.

6. Troeger M. Lernziele als Ausbildungsgrundlage der Polizeivollzugsbeamten im mittleren Dienst des Freistaates Sachsen. Diplomarbeit. Fachhochschule fuer Polizei Sachsen. 1999. S. 55.

(статья сдана в редакцию 30.01.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.